Содержание
Родился первый российский академик Михаил Васильевич Ломоносов
«Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям».
А. С. Пушкин, «Отрок» (1830)
8 (19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка Куростровской волости близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора родился Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся отечественный государственный деятель, организатор науки и народного образования в России, учёный-энциклопедист и поэт, заложивший основы русского литературного языка.
В декабре 1730 г. Ломоносов, стремясь получить образование, покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, он в январе 1731 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, по окончании которой в числе наиболее отличившихся учеников был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а спустя год — командирован в Германию для обучения химии и металлургии.
В Германии Ломоносов сначала учился в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге — у химика и металлурга И. Генкеля. За границей Ломоносов пробыл до 1741 г. и вскоре по возвращении в Россию в январе 1742 г. был назначен адъюнктом Академии Наук по физическому классу. Уже в августе 1745 г. он стал первым русским учёным, избранным на должность профессора (академика) химии.
Деятельность Ломоносова в Академии Наук была весьма разносторонней. В 1746 г. он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 г. по его настоянию была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Он исследовал атмосферное электричество, самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов, в мае 1761 г. во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у неё атмосферы, в ходе проведения анализов горных пород доказал органическое происхождение нефти, торфа и каменного угля.
Учёный в течение многих лет разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах близ Петербурга, и предназначавшейся для создания мозаик. Сам Ломоносов создал ряд мозаичных портретов, а также знаменитую монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762-64). Мозаичные работы российского учёного были высоко оценены российской Академией Художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Наряду с научными изысканиями Ломоносов занимался также литературным творчеством, опубликовав ряд од и трагедий, и став одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная академиком теория «трёх штилей» сыграла значимую роль в становлении русского литературного языка.
В 1751 г. исследователь предпринял детальное изучение ряда источников по русской истории. Он начал работу по подлинным документам над «Древней Российской историей от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года», опубликованную в 1766 г. Проявляя заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его работа увенчалась успехом: в 1755 г. по его проекту совместно с графом И. И. Шуваловым был организован Московский университет, носящий ныне имя первого российского академика.
В 1757 г. Ломоносов был назначен советником академической Конференции, представив план реорганизации управления Академии и проект её устава. С 1760 г. учёный начал курировать Академический университет и Академическую гимназию.
На протяжении всей жизни Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение. В последние годы жизни научные работы академика были оценены и за пределами России — Ломоносов был избран почётным членом Шведской (1760), а затем Болонской Академии Наук (1764).
Весной 1765 г. Михаил Васильевич Ломоносов простудился и 4 (15) апреля скончался. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Лит.: Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени 1750-1765. М.; Л., 1936; Будилович А. С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб., 1869; Гордеев Д. И. Ломоносов — основоположник геологической науки. М., 1961; Дик Н. Е. Деятельность и труды М. В. Ломоносова в области географии. М., 1961; Западов А. В. Отец русской поэзии. О творчестве Ломоносова. М., 1961; Куликовский П. Г. М. В. Ломоносов — астроном и астрофизик М., 1961; Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. [К 250-летию со дня рождения]. М.; Л., 1961; Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т. 1-9. М.; Л., 1940-1991; М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М.; Л., 1962; Павлова Г. Е., Фёдоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1986; Полное собрание сочинений. Т. 1-10, М.; Л., 1950-1959; Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание. М.; Л., 1937; Электронное научное издание «Ломоносов» // Фундаментальная электронная библиотека ФЭБ «Русская литература и фольклор». 2002. URL: http://feb-web.ru/feb/lomonos/default.asp.
См. также в Президентской библиотеке:
М. В. Ломоносов (1711–1765): [цифровая коллекция]
История Императорской академии наук в Петербурге / [cоч.] Петра Пекарского. СПб., Т. 1. 1870;
История Императорской академии наук в Петербурге / [cоч.] Петра Пекарского. СПб., Т. 2. 1873;
Шевырёв С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему юбилею. 1775—1785. М., 1855.
Наследие М.В. Ломоносова
Отец Ломоносова — Василий Дорофеевич, был зажиточный, предприимчивый помор, человек наблюдательный и умный, но не грамотный. Мать умерла, когда Михаил был еще маленьким. Отец вскоре женился, но и вторая жена Василия Дорофеевича скончалась. И в этом же году он вступил в брак с вдовой Ириною Семеновною, дочерью крестьянина Корельского. Мачеха, невзлюбила Михаила, и не упускала случая настроить против него отца. Особенно ей не нравилось пристрастие маленького Михаила к книгам.
Первые годы жизни Ломоносова протекали в родной деревне. С малых лет отец Ломоносова брал его в море на промыслы, чтобы приучить сына к этому делу. Отец и его помощники рассказывали молодому Ломоносову про моря и страны, которые они посещали, про образ жизни морских зверей и рыб, эти рассказы производили на него огромное впечатление. За годы, проведенные в Белом и Ледовитом морях, Ломоносов увидел и научился многому, внимательно наблюдал за жизнью жителей и животных, и позже в своих трудах пользовался своими наблюдениями. Ломоносова привлекали разнообразные явления северной природы, которые разбудили в нем желание изучать науки, которые позволили ближе узнать сущность этих явлений.
Дом Ломоносова
Деревня Денисовка
«…к 12–ти годам лучше других учеников читал в приходской церкви.»
Ломоносов рано научился грамоте у соседа Ивана Шубного и уже к 12–ти годам лучше других учеников читал в приходской церкви. Он имел доступ исключительно к книгам церковным и принимал большое участие в делах церкви. В 1723 году при Холмогорском-архиерийском доме была открыта Славяно-латинская школа, но Ломоносова не приняли, так как он был крестьянином. Оставалось учиться, чему можно было из случайно попадавших книг от торговцев и промышленников. Чуть позже Ломоносов знакомится с грамматикой Мелетия Смотрицкого и арифметикой Леонтия Магницкого. Последняя была издана в 1703 году и представляла собой целую энциклопедию, дававшую сведения по физике, геометрии, астрономии, географии; написана так, чтобы читатель мог понимать все без учителя. Эти две книги сопровождали его всю жизнь. Дальнейшее образование можно было получить только со знанием латинского языка, на котором писали свои труды все ученые. В то же время домашнее положение стало невыносимым. Вполне естественно, что он решил оставить свой родной край и идти в Москву, о которой он был много наслышан от бывавших там поморов.
В декабре 1730 года, получив с позволения отца паспорт, взяв у соседа Шубного тулуп и 3 рубля, Ломоносов отправился в Москву.
Заиконоспасский монастырь
Заиконоспасский монастырь
В Москве ему удалось поступить в Славяногреколатинскою Академию при Заиконоспасском монастыре. Это учебное заведение было основано в 1684 году, состояло из 8 классов: 4 низших учили писать и читать на латинском языке, славянскому языку, географии, истории, катехизису, и арифметики; 2 средних изучали пиитику и риторику, занимались изучением поэзии и красноречия; в 2-х высших – философию и богословие.
«Низшие классы он прошел всего за один год…»
В Академии ему приходилось нелегко: с одной стороны — над ним смеялись школьники, так как на тот момент ему исполнилось двадцать, с другой — он получал 3 копейки в день на еду и все прочее. Но Ломоносова это не пугало, благодаря выдающимся способностям он переходил из класса в класс и считался лучшим. Низшие классы он прошел всего за один год и через год он уже мог писать небольшие стихи на латинском языке. К сожалению, он не мог ознакомиться с точными науками, так как таковые не преподавались. И не было их и в программе обучения Киевской духовной академии, в которой он учился несколько месяцев.
Ломоносов возвращается в Славяногреколатинскою Академию, где приближается срок окончания курса. В 1734 году Ломоносов изъявил желание участвовать в экспедиции на востоке России, но на допросе был раскрыт обман, что он не дворянин из Холмогор. Ему пришлось признаться, что он крестьянский сын и не имет право учиться в Академии. В экспедицию Ломоносов не поехал, но с Академии его не исключили. По счастливому стечению обстоятельств в 1735 году в Петербург для Университета и Гимназии при Российской Академии Наук было затребовано 20 лучших учеников Академии. Их набралось 12, в том числе и Михаил Ломоносов, таким образом, перед ним вдруг открылся новый путь к просвещению. В 1736 году он был зачислен в студенты, но судьба готовила новую неожиданность.
В этом же году для экспедиции Академии Наук, исследовавшей Сибирь, потребовался химик, знакомый с горным делом. За отсутствием такого Академия решила послать заграницу для обучения химии, металлургии и горному делу трех студентов, в числе которых был Ломоносов. В ноябре 1736 года студенты были уже в Марбурге, где принялись за изучение новых языков, философии, математики, механики, физики и химии под руководством известного тогда профессора барона Вольфа. Студенты жили здесь свободной и веселой жизнью, не стесняя себя в расходах.
Марбург
Из Марбурга Ломоносов с товарищами перешел в Фрейберг, чтобы познакомиться с горным делом и металлургией у Генкеля, известного в то время саксонского металлурга. Из-за ряда столкновений с Генкелем Ломоносов в мае 1740 года оставил Фрайберг и возвратился в Марбург, где женился на дочери члена городской думы и церковного старшины Генриха Цильха — Елизавете Цильх. Об этом браке он никому не говорил в течении нескольких лет и все считали его холостым. Однако тихая супружеская жизнь продолжалась не долго. После неосуществившейся попытки вернуться в Россию, через Амстердам, Михаил был завербован в Прусский Гусарский Полк, стоявший у крепости Везель. Через несколько недель ему удалось сбежать. И снова Ломоносов возвращается в Марбург, где он прожил зиму, а весной согласно предписанию Академии Наук, направился в Петербург.
«О браке Ломоносов никому не говорил в течении нескольких лет и все считали его холостым.»
В Петербург он прибыл 8 июня 1741 года с вполне установившимися научными взглядами. Просил Академию о назначении его профессором, но за просьбой последовал отказ, и только в январе 1742 года был назначен адъюнктом. Прошедший переворот возвел на престол дочь Петра Великого, Елизавету. Общее враждебное отношение к немцам отразилось и на Ломоносове, учинившем ряд скандалов в Академии. За это ему пришлось просидеть под арестом большую часть 1743 года, а когда он был выпущен, то вынужден был просить прощение перед академиками и полгода получать половинное жалование.
Под арестом Ломоносов много занимался физикой и подготовил несколько диссертаций, представленных Академическому собранию. Вскоре он стал профессором химии и начал настойчиво добиваться создания при Академии химической лаборатории, без которой не мог обходиться ни один химик.
В конце 1748 года была построена первая в России научная химическая лаборатория.
План лаборатории
План и внешний вид научной химической лаборатории
Из лабораторных работ упомянуты самые ранние, посвященные изготовлению окрашенных стекол для мозаики. Самой первой работой Ломоносова был образ Богоматери, поднесенной Императрицы Елизавете в 1752 году. Через год Ломоносов получил большое поместье для стекольного завода, а затем устроил в Петербурге, при своем доме мозаичную мастерскую в которой было сделано немало картин, самая большая – «Полтавская Баталия», которая поражает яркостью и насыщенностью красок.
Профессорская деятельность Ломоносова была не очень продолжительна. Уже в 1757 году он прекратил чтение лекций и в этом же году был назначен советником Академической канцелярии. Его огромной заслугой является выступление с публичными речами на русском языке на публичных заседаниях Академии Наук. Он переводил книги, читал лекции по физике, выступал на русском языке, все это способствовало развитию русского научного языка, который используется и сейчас. Стоит упомянуть о его трудах по управлению Петербургским Университетом и Гимназией, и об основании Московского Университета, появившегося по его инициативе.
Его первые самостоятельные труды представляют сейчас большой интерес. Ломоносов их называл «корпускулярной философией». В ней он проводит механическое рассмотрение сущности тел и определяет, что материя неделима, но что пределом физического давления являются «нечувствительные физические частички», которые вполне отвечают теперешним частицам или молекулам.
Наиболее удачно разработаны Ломоносовым два основных вопроса физики – о сущности тепла и газообразном состоянии тела. Согласно теории теплоты является внутреннее невидимое движение тела, а именно движении составляющих их частиц. С помощью этого Ломоносов объяснил все явления, связанные с теплотой, и отвергал существование тепловой материи или теплоотвора, который признавали все ученые до 60-х годов ХІХ века.
В механической теории газообразного состояния, он на основании изучения свойств воздуха, заключает, что воздушные частички или атомы находятся в непрерывном движении, постоянно сталкиваются друг с другом и отталкиваются один от другого во всех направлениях. Во всех этих диссертациях Ломоносова уже наблюдается принцип сохранения энергии — того основного принципа, на котором построены точные науки.
Академия Наук
Академия Наук
От физических тем Ломоносов по истечению некоторого времени переходит к основным задачам химии. Здесь он объясняет основное положение, которое заключается в том, что химия сделалась точной наукой только в связи с физикой и математикой, при помощи точных методов этих наук. Эта мысль весьма хороша для того времени, и вполне отвечает нашим взглядам на теперешнюю физическую химию.
Даже одного того, что сделал Ломоносов в области химии и физики, его уже можно назвать одним из величайших естествоиспытателей XVIII века. Эти две науки он разрабатывал систематически в течение долгих лет.
«Ломоносов считал себя украшением Академии и всегда жаловался на непризнание своих заслуг…»
Под влиянием открытий того времени многие члены Академии заинтересовались атмосферным электричеством. Ломоносов вместе со своим приятелем академиком Рихманом задался целью выяснить вопрос об образования электричества в атмосфере. Ломоносов пришел к заключению, что грозовые тучи образуются, когда нижний слой воздуха, наполненный водяными парами от солнечной теплоты поднимается в верхние слои атмосферы, и при опускании же верхнего тяжелого воздуха вниз наблюдается северное сияние, которое он считал тоже явлением электрического происхождения.
Вообще Ломоносов интересовался не только грозами, но и метрологией в целом. Вполне осознавал всю важность предсказания погоды и стремился создать метрологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы.
Другим вопросом, тесно соприкасающимся с химией, является происхождение рудных месторождений. В его сочинении «Первая основная металлургия» можно увидеть мысли доказывающие, что в геологии он был далеко впереди от своих современников.
В последние годы жизни Ломоносова интересовали несколько иного рода задачи. Он занимается: исследованием силы тяжести при помощи маятников, пишет большое руководство по мореплаванию с многочисленными новыми приборами, составляет диссертацию о ледяных горах, где приходит к выводу, что эти горы могут образовываться только у берегов морей с пресной водой, снаряжает морскую экспедицию для изучения северных морей. Наконец он делает открытие даже в астрономии. При прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 году Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, что планета Венера окружена большой атмосферой.
Сам Ломоносов считал себя украшением Академии и всегда жаловался на непризнание своих заслуг, его обходили награды и чины. Это высокое мнение о самом себе заставляло его считать свое заключение по всякому вопросу окончательным и всякое возражение – личной обидой. Отсюда происходили бесконечные столкновения с людьми, в которых он видел препятствие к распространению просвещения в России. За последний год ученая деятельность Ломоносова прекратилась. Скончался он 4 апреля 1765 года.
Михаил Ломоносов, отец русской науки Павла Юдина и Марка Розенталя 1954
Михаил Ломоносов, отец русской науки
Авторы: Павел Юдин и Марк Розенталь;
Написано: 1954 г.;
Впервые опубликовано: 1954 г. в Кратком философском словаре , пятое издание;
Источник: https://filslov. ru/
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Ломоносов — великий русский ученый, поэт, основоположник материалистической философии и естествознания в России. Сын крестьянина-помора из села Денисовка близ Холмогор Архангельской губернии. Ломоносов с ранних лет страстно стремился к знаниям. В 1730 году он уехал в Москву и, преодолев многие трудности, связанные с его крестьянским происхождением, поступил там в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. он был командирован в Академию наук в Петербург, а через некоторое время за границу, откуда вернулся в 1741 г. Академия наук с ее заграничным засильем долго не признавала Ломоносова как ученого. Лишь в 1745 г. он был утвержден профессором химии.
Материалистическая традиция в развитии передовой русской философии и науки берет начало от Ломоносова. Научная деятельность Ломоносова отличалась многогранностью. Особенно значительны достижения Ломоносова в области химии и физики. Великим научным подвигом Ломоносова является открытие закона сохранения материи и движения как всеобщего закона природы и его теоретическое и экспериментальное обоснование. Уже в своих первых естественнонаучных работах Ломоносов приходит к выводу о постоянстве материи и движения. Ломоносов дал подробное обоснование открытого им в 1748 г. закона: « Все изменения, происходящие в природе, происходят таким образом, что сколько прибавляется к прибавляемому, столько же отнимается от другого. Итак, сколько вещества прибавляется к одному телу, столько же и отнимается от другого… Этот закон природы настолько универсален, что распространяется и на правила движения. » Позднее Ломоносов обосновал этот закон в работе « Рассуждение о твердости и текучести тел » и в других работах. Закон сохранения материи по праву называется законом Ломоносова. Ломоносов экспериментально доказал этот закон, взвешивая вещества до и после химической реакции. Положение Ломоносова о сохранении движения нашло подтверждение в конкретной форме закона сохранения энергии почти через сто лет. Таким образом, Ломоносов имеет приоритет в открытии универсального закона сохранения материи и движения, лежащего в основе современного естествознания, особенно физики и химии. Обосновывая положение о неразрушимости и несотворении материи и движения, Ломоносов тем самым защищал неразрывность материи и движения. Закон сохранения материи и движения Ломоносов пришел к движению частиц материи.
Ломоносов является основоположником химической атомистики, раскрывающей атомно-молекулярное строение вещества. Он считал, что «корпускулы» (молекулы) состоят из мельчайших частиц — «элементов» (атомов). « корпускул , — писал Ломоносов, — однородны, если они состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом… неподобны, когда их элементы различны и соединены по-разному или в разном количестве; бесконечное разнообразие тел зависит от него. » Ломоносовское понимание теплоты как механического движения «корпускул» основано на законе сохранения движения. В «Размышлениях о силе упругости воздуха » Ломоносов разработал теорию строения воздуха на основе молекулярно-кинетических представлений, сыгравшую огромную роль в дальнейшем развитии науки. Ломоносов решительно боролся с антинаучными взглядами, которые в 18 в. доминирует в естествознании, например, против метафизического понятия «калория».
В «Размышлениях о причине тепла и холода » Ломоносов писал, что « есть достаточное основание для теплоты в движении. А так как движение не может происходить без материи, то необходимо, чтобы достаточное основание для теплоты лежало в движении какой-нибудь материи. » Ломоносов высказывает гениальные мысли о том, что различные явления природы вызываются разными формами движения материи. Ломоносов положил начало совершенно новой науке — физической химии, связав физические теории и методы исследования с решением химических задач. Большое внимание Ломоносов уделял развитию горно-металлургического дела. В области геологии он впервые выдвинул идею развития.
Исследовал богатства недр России, выяснил условия судоходства по Северному морскому пути. Сторонник гелиоцентрической теории в астрономии, множественности миров и бесконечности Вселенной, Ломоносов первым открыл воздушную атмосферу вокруг Венеры и, вопреки учению церкви, допустил возможность жизни на других планетах . Он в основном правильно объяснил причины изменения климата на Земле, наличие на Севере в мерзлых слоях земли остатков животных и растений, не характерных для условий Севера. Ломоносов предсказал, что при больших плотностях воздуха должны быть обнаружены отклонения от закона Бойля — Мариотта. Ломоносов первым ввел в химию метод количественного (весового) приема как систематический метод исследования и изобрел ряд приборов для применения в навигации, метеорологии, геодезии, физике, химии и т. д.
Ломоносов материалистически решил основной вопрос философии. Своими исследованиями он пробил брешь в господствовавшем в то время метафизическом мировоззрении; по ряду вопросов Ломоносов проводил идею развития. В то же время, в силу ограниченности знаний того времени, он рассматривал в основном механические законы и свойства природы. Основными свойствами материи он считал протяженность, силу инерции, непроницаемость, механическое движение. Ломоносов противопоставлял материалистический взгляд на атом идеалистической монадологии Лейбница, которую он резко критиковал. Отвергая духовные монады Лейбница, Ломоносов называл корпускулы «физическими монадами».
Взгляды Ломоносова содержат элементы диалектики. Он уже рассматривает окружающий нас мир как постоянно изменяющийся и развивающийся. В своей работе « О слоях Земли, » он рассказывает об изменениях и эволюционном развитии растительного и животного царств, выдвигает смелую теорию о растительном происхождении торфа, угля, нефти, янтаря, эволюционную теорию происхождения почв. Ломоносов считал движение «вечно» существующим. В своей работе « О тяжести тел и о вечности первичного движения » он пишет: «… первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться вечно. »
Ломоносов разработал материалистическую теорию познания. Он исходил из того, что источником познания является внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. Он был убежденным противником картезианской идеалистической теории «врожденных идей» и «внутреннего опыта» Локка. Ломоносов высказался за соединение экспериментальных данных с теоретическими выводами. Он осуждал тех, кто отрывал познание разумом от чувственных восприятий, метафизически противопоставлял синтез анализу. В теории познания Ломоносов большое место отводил опыту, понимая последний в узком смысле, в смысле научного эксперимента и чувственного восприятия объективной действительности. Ломоносов подверг резкой критике идеалистическую теорию так называемых «вторичных качеств», утверждая, что «вторичные качества» существуют так же объективно, как и первичные.
« С Ломоносова , — писал Белинский, — начинается наша литература. » Ломоносов был основоположником русской грамматики. Благодаря Ломоносову на смену мертвым, схоластическим схемам старой грамматики пришла новая грамматика, основанная на живой русской речи. Как поэт Ломоносов выступал прежде всего со стихами, в которых призывал к развитию искусств и наук в России, к распространению Просвещения среди русского народа.
В течение ряда лет Ломоносов вел упорную борьбу за создание отечественной науки, он много сделал для развития естествознания в России, за соединение передовой науки с практическими задачами. Ломоносов был первым русским ученым, получившим звание академика. Он был основателем Московского университета (1755 г.) и выступал за преобразование Академии наук. Ломоносов боролся с духовенством, резко бичевал невежество священников. Как историк, как патриот, он боролся против искажений русской истории и против засилья реакционной «германской партии» в Академии наук. Ломоносов очень любил свой народ; он верил в великое будущее русского народа. Последнее издание «Избранных философских сочинений М. В. Ломоносова» вышло в 1950.
Жизнь и геологические труды «отца русской науки» Михаила Ломоносова
Skip Nav Destination
СТАТЬЯ|
04 апреля 2013 г.
Стивен Роуленд
Дэвид Олдройд
Дэвид Олдройд
Ищите другие работы этого автора на:
Этот сайт
пабмед
Google ученый
История наук о Земле (2013) 32 (1): 86–101.
https://doi.org/10.17704/eshi.32.1.w41v482666805150
Просмотры
- Содержание артикула
- Рисунки и таблицы
- Видео
- Аудио
- Дополнительные данные
- Экспертная оценка
Делиться
- Твиттер
- MailTo
Инструменты
Получить разрешения
Иконка Цитировать
Цитировать
Поиск по сайту
Цитирование
Дэвид Олдройд, Стивен Роуленд; Жизнь и геологические труды «отца русской науки»: Михаила Ломоносова. История наук о Земле 1 января 2013 г.; 32 (1): 86–101. doi: https://doi.org/10.17704/eshi.32.1.w41v482666805150
Скачать файл цитаты:
- Рис (Зотеро)
- Менеджер ссылок
- EasyBib
- Подставки для книг
- Менделей
- Бумаги
- Конечная примечание
- РефВоркс
- Бибтекс
панель инструментов поиска
Русский эрудит XVIII века Михаил Ломоносов (1711–1765) — широко известная и символически важная фигура в русской культуре, но он мало известен за пределами России. В этой статье я рассматриваю его биографию, его вклад в геологию и основные факторы, повлиявшие на его геологические труды. Свою юность он провел на берегу Белого моря, недалеко от Полярного круга, работая вместе со своим отцом, который был рыбаком и торговцем. Этот опыт помог ему стать проницательным наблюдателем природных явлений. В возрасте девятнадцати лет он поехал в Москву, ложно утверждал, что он сын дворянина, и уговорил себя поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Он преуспел в учебе и был выбран для продолжения учебы в университете в Санкт-Петербурге. Оттуда он был одним из трех русских студентов, выбранных для нескольких лет обучения в Германии, в первую очередь для изучения добычи и извлечения металлов из руды. Четыре с половиной года, проведенные Ломоносовым в Германии, имели решающее значение для его развития как ученого и ученого, погрузив его в современные европейские знания и эпистемологию.
Вернувшись в 1741 г. в Петербургскую Академию наук и художеств, Ломоносов начал свой путь по академической лестнице, став в конце концов профессором химии, но это восхождение не было гладким и неуклонным. В какой-то момент он находился под домашним арестом в течение восьми месяцев за хулиганство и невежливое поведение. Ломоносов внес значительный вклад во многие области науки. Он написал несколько геологических публикаций, самая значительная из которых О слоях Земли (1763 г.