1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ( на уровень обучения). Статус документа. Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы по истории, учебного плана школы, образовательной программы ООО БОУ СМР «СОШ №3». Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Программа выполняет две основные ф у н к ц и и. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. 2.Общая характеристика учебного предмета( на уровень обучения). Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в 5 классе. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные линии примерной программы в 5–9 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (5–6, 7–8 и 9 классы) и крупных тематических блоков.
За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается либо в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с 6 по 9 класс, либо в качестве краеведческого модуля в курсе истории 9 класса. Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в 9 классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран 3. Описание места учебного предмета в учебном плане на (уровень обучения). Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования; в том числе: в 5, 6, 7, 8 и 9 классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа , учебный план БОУ СМР «СОШ №3» рассчитаны на 350 учебных часов. При этом предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (на уровень обучения). Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. ), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др. ), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Результаты обучения. Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся). Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступени основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять). В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности). Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. В результате изучения истории ученик должен знать/понимать: основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; уметь: соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. 5. содержание учебного предмета (на уровень обучения). ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ (не менее 10 ч) Ход времени и способы его измерения1. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Понятия «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. Первобытное общество. Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Древний Восток. Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. Каталог: attachments -> article жүктеу/скачать 1.43 Mb. Достарыңызбен бөлісу: |
§ 3. Коллективизация сельского хозяйства в Белорусской ССР . История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г.
Курс на проведение политики коллективизации сельского хозяйства. В СССР и БССР социально-экономические преобразования в деревне в конце 1920-х – 1930-е гг. известны как коллективизация сельского хозяйства.
Коллективизация сельского хозяйства была продиктована ходом истории, экономической реальностью, а не личными желаниями руководителей страны, как иногда утверждают в литературе. Уничтожение крупных помещичьих и кулацких хозяйств, которые в 1917 г. давали 70 % товарного зерна, привело к тому, что в 1927 г. количество товарного зерна было в 2 раза меньше, чем в 1913 г., хотя валовой сбор зерна был приблизительно таким же. Дело в том, что к 1928 г. производство зерна увеличилось на 40 % по сравнению с дореволюционным, но, как и до 1917 г., его почти полностью потребляли сами крестьяне: на продажу шло только 11,2 % зерна. Осуществление политики социалистической индустриализации привело к росту городского населения, которое ежегодно увеличивалось на 1,5–2 млн человек. Хлеба не хватало. Выход был один: переход от малотоварного индивидуального хозяйства к коллективному, или, иначе, «восстановление крупных хозяйств с многочисленными работниками», но на социалистической основе. Предложение экономиста Н.Д. Кондратьева об отказе от промышленного роста и увеличения городского населения было отклонено.
Создание коллективных хозяйств началось с первых лет советской власти. К 1927 г. в БССР насчитывалось свыше 400 артелей, коммун и товариществ по совместной обработке земли, а также 213 совхозов.
Курс на проведение политики коллективизации сельского хозяйства был взят на XV съезде ВКП(б), который состоялся в декабре 1927 г. Это была политика Коммунистической партии и советского государства, направленная на производственное кооперирование крестьянских хозяйств, массовый их перевод с индивидуальной системы хозяйствования на коллективную. Объективно она была необходима для более полного обеспечения промышленности качественным сельскохозяйственным сырьем, а населения – продуктами питания (обеспечения продовольственной безопасности), для использования сельскохозяйственной техники, достижений науки и передового опыта, для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, роста общеобразовательного и культурного уровня, а также благосостояния народа.
При разработке и проведении политики коллективизации учитывались коллективистские традиции славянской деревни (крестьянская община, коллективный труд на строительстве дорог и мостов, взаимопомощь при выполнении некоторых работ (толока), опыт развития сельскохозяйственной кооперации в дореволюционной России, а также тенденции развития сельского хозяйства в цивилизованных странах мира.
Колхоз как форма производственного кооперирования. Основной формой производственного кооперирования крестьянских хозяйств были признаны колхозы, в которых, по мнению их организаторов, наиболее полно соединялись общественные и личные интересы крестьян. Колхозы должны были создаваться на базе коллективного хозяйствования и добровольного обобществления средств производства, имевшихся в индивидуальных хозяйствах крестьян. Колхозы – крупные сельскохозяйственные производственные кооперативы.
Созданию колхозов, как правило, предшествовала организационная и агитационно-пропагандистская работа, проводившаяся с целью убеждения крестьян в преимуществах коллективного хозяйства перед индивидуальным и необходимости добровольного вступления в колхозы. Там, где это было возможно, даже организовывались экскурсии представителей крестьянства в ближайшие к деревне коммуны, совхозы, артели, товарищества по совместной обработке земли. Однако следует отметить, что принцип добровольности при создании колхозов часто нарушался. Вместе с тем необходимо считать ошибочными утверждения некоторых историков о том, будто бы все крестьянство враждебно относилось к политике коллективизации, не желало вступать в колхозы. Отношение разных слоев крестьянства к колхозному строительству было различным.
Беднейшее и часть среднего крестьянства приветствовали коллективизацию сельского хозяйства и связывали с ней свое будущее. Большая часть середняков в результате двойственности их психологии как тружеников и собственников проявляла политическую неустойчивость, колебания, сдержанность, иногда даже враждебность из-за непонимания или запугивания со стороны кулаков, боялась проиграть, потерять собственность и ничего не получить взамен. На переубеждение этой части населения и была прежде всего направлена агитационно-пропагандистская работа. Враждебно относилась к колхозам часть зажиточного крестьянства, сельская буржуазия, которую тогда называли кулаками.
При организации колхозов осуществлялось обобществление средств производства, имевшихся в крестьянских хозяйствах, на базе чего создавались неделимые фонды колхозов. Обобществлению подлежали сеялки, жатки, молотилки, веялки, плуги, культиваторы, бороны, телеги, другая сельскохозяйственная техника и орудия труда. Обобществлялись также лошади как тягловая сила и строения производственного назначения – гумна, амбары и др.
Категорически запрещалось обобществлять жилые строения крестьян и предметы домашнего обихода, домашних животных и птицу, а также помещения для содержания скота и птицы. Там, где местные партийные и советские органы делали попытки обобществления индивидуальной крестьянской собственности, имели место серьезные нарушения принципов и правил коллективизации крестьянских хозяйств.
Переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства и форсирование ее темпов. При отсутствии необходимых материально-технических и морально-психологических условий во второй половине 1929 г. – начале 1930 г. началась сплошная коллективизация и форсирование ее темпов. На это ориентировало постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Оно обусловило использование административно-силовых методов в проведении коллективизации, в результате которых крестьян часто вынуждали записываться в колхозы с целью увеличения количественных показателей. До 1 марта 1930 г. в колхозы было объединено 58 % общего количества крестьянских хозяйств Беларуси. Это был самый высокий показатель коллективизации в первой пятилетке.
Реакцией крестьянства на форсирование темпов коллективизации и обобществление индивидуальной крестьянской собственности, в частности домашнего скота и птицы, стали массовый убой и продажа животных. До мая 1930 г. поголовье лошадей и крупного рогатого скота сократилось более чем на четверть. Разъяснительная работа среди населения успеха не имела. Сельское хозяйство понесло большие потери.
Ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации. При создании колхозов советская власть проводила дифференцированную политику в отношении разных слоев крестьянства. Опорой Коммунистической партии и Советского государства в деревне являлись бедняки и часть середняков (эти группы населения сегодня некоторые историки по политико-идеологическим мотивам унижают, называют лентяями, босотой). Большую часть середняков, проявлявших политическую неустойчивость и колебания, партийные и советские органы старались убедить в преимуществах коллективной формы хозяйствования и перетянуть на сторону советской власти.
Репрессивные меры принимались в основном к кулакам, многие из которых вели запрещенную законом антисоветскую и антиколхозную пропаганду, осуществляли террористические акты (убивали коммунистов, комсомольцев и сельских активистов), занимались вредительской деятельностью (уничтожали колхозную собственность). Необходимо отметить, что значительная часть богатых крестьян, которые лояльно относились к советской власти, были репрессированы только потому, что их отнесли к категории кулаков. Вместе с тем нельзя всех кулаков называть старательными зажиточными хозяевами, которых советская власть незаслуженно карала. Только с января по апрель 1930 г. в БССР было зафиксировано 519 кулацких выступлений.
С учетом политической позиции и вредительской деятельности кулачества, а также курса на сплошную коллективизацию была разработана новая политика в отношении зажиточной части крестьянства – политика ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.
Смысл данной политики заключался в том, чтобы лишить кулаков средств производства и возможности эксплуатировать крестьян, а также перевоспитывать их путем приобщения к продуктивному труду. Раскулачивание владельцев основных средств производства и сельскохозяйственного опыта проводилось в жесткой форме. Во многих местах оно приобрело характер прямого грабежа и издевательств над личностью крестьянина, разжигания низменных наклонностей бедняцких слоев населения, которым доставалась часть имущества раскулаченных. Из кулаков государственная пропаганда создавала образ врагов, которые не сдаются, а поэтому их надо уничтожать. Кулак был фактически поставлен вне закона. Это, безусловно, грустная страница нашей истории.
Перегибы и ошибки в колхозном движении. Неизбежным результатом форсирования темпов коллективизации стали перегибы и ошибки в колхозном движении. 14 марта 1930 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении». Начался распад принудительно созданных колхозов. В БССР в мае 1930 г. количество крестьянских хозяйств, оставшихся в колхозах, уменьшилось до 11 %. Весной 1932 г. наблюдался очередной выход крестьян из колхозов. Только за три месяца их покинуло более 55 тыс. крестьянских хозяйств.
Среди перегибов и ошибок были нарушения принципа добровольности при вступлении крестьян в колхозы и принципа постепенности, который означал переход от простых форм кооперации к более сложным; чрезмерное налогообложение индивидуальных крестьянских хозяйств; запрещение самостоятельного переселения в другие места и продажи крестьянской собственности под угрозой полной ее конфискации. В ряде случаев кампания по раскулачиванию проводилась с нарушениями и затрагивала середняков. Вместо сельскохозяйственных артелей как основной формы колхозного строительства нередко создавались коммуны, обобществлялись домашний скот и предметы домашнего обихода. В районах коллективизации закрывались местные рынки, что усложняло проблему обеспечения населения товарами, уничтожались церкви и монастыри, что вызывало недовольство крестьян.
Некоторые белорусские историки в последние годы политику коллективизации сельского хозяйства рисуют исключительно черными красками и характеризуют ее как «насилие над крестьянами», «раскрестьянивание крестьянства», «антикулацкую сталинскую политику» и т. д.
На самом деле политика Коммунистической партии и Советского государства никогда не была направлена против крестьянства, тем более против сельского хозяйства. Беззаконие и физическое уничтожение части зажиточных крестьян не являлось официальной партийно-государственной политикой, однако стало возможным из-за низкого уровня общей и политической культуры, вседозволенности и безнаказанности руководителей местных органов власти и силовых структур, отсутствия опыта строительства социализма в деревне, а также поощрения увеличения темпов коллективизации со стороны ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)Б. Ответственность за эти ошибки несут в первую очередь высшее руководство страны и местные руководители.
Результаты коллективизации крестьянских хозяйств. Массированная политико-идеологическая и организационная работа, жесткая налоговая политика и другие меры содействовали распространению коллективизации. В 1935 г. в колхозы вступило 85,6 % крестьянских хозяйств, в 1939 г. – более 90 %. На колхозных полях работали более 9000 тракторов, сотни комбайнов и много другой сельскохозяйственной техники. Шел процесс организационно-хозяйственного укрепления колхозов, создания производственных бригад и звеньев, перемещения хуторских хозяйств в колхозные центры.
Вместе с тем в 1920-1930-е гг. большую часть финансовых и материальных ресурсов, лучшие кадры государство использовало для осуществления социалистической индустриализации и укрепления обороноспособности СССР. Сельское хозяйство финансировалось по остаточному принципу, развивалось главным образом за счет мизерных собственных средств.
Говоря о негативности методов, которыми осуществлялась коллективизация, необходимо отметить и ее положительные моменты. Нельзя отрицать и замалчивать то, что коллективизация обеспечила переведение средств сельского хозяйства в промышленность. Механизация сельскохозяйственных работ освободила десятки тысяч рабочих рук, использовавшихся в процессе индустриализации, позволила стабилизировать положение в аграрном секторе экономики, повысить производительность труда, увеличить производство зерна, льноволокна, картофеля, молока и другой сельскохозяйственной продукции.
Создание крупных высокопроизводительных сельскохозяйственных кооперативов, способных обеспечить промышленность сырьем, а население – продуктами питания, является магистральным путем развития сельского хозяйства во всем мире. В этом смысле коллективизация сельского хозяйства в СССР и БССР отражала тенденции мирового развития сельскохозяйственного производства.
Что это было, цели и влияние
Что такое большой скачок вперед?
«Большой скачок» — пятилетний план насильственной коллективизации сельского хозяйства и индустриализации сельских районов, который был инициирован Коммунистической партией Китая в 1958 году и привел к резкому спаду китайской экономики и от 30 до 45 миллионов смертей от голода, казней, пытки, принудительный труд и самоубийство в отчаянии. Это была крупнейшая одиночная кампания массовых убийств невоенного времени в истории человечества.
Инициативу возглавил Мао Цзэдун, также известный как Мао Цзэдун и Председатель Мао. Официальная цель Мао заключалась в том, чтобы быстро превратить Китай из аграрной экономики в современное индустриальное общество, способное конкурировать с промышленно развитыми странами Запада.
Ключевые выводы
- «Большой скачок вперед» — пятилетний экономический план, осуществленный Мао Цзэдуном и Коммунистической партией Китая, начатый в 1958 г. и отмененный в 1961 г.
- Цель состояла в том, чтобы модернизировать сельскохозяйственный сектор страны с использованием коммунистической экономической идеологии.
- Вместо того, чтобы стимулировать экономику страны, «Большой скачок вперед» привел к массовому голоду и голоду.
- По оценкам, от 30 до 45 миллионов граждан Китая погибли от голода, казней и принудительного труда, а также от массовых экономических и экологических разрушений.
- «Большой скачок вперед» остается крупнейшим эпизодом массовых убийств невоенного времени в истории человечества и ярким примером неудач социализма и экономического централизованного планирования.
Понимание большого скачка вперед
В 1958 году Мао объявил о своем плане «большого скачка», который он изложил как пятилетний план улучшения экономического процветания Китайской Народной Республики. Он разработал план после поездки по Китаю и пришел к выводу, что, по его мнению, китайский народ способен на все.
В целом план был сосредоточен вокруг двух основных целей: коллективизации сельского хозяйства и повсеместной индустриализации с двумя основными целями: увеличением производства зерна и стали.
Сельское хозяйство
Частные подсобные хозяйства были упразднены, а сельские фермеры были вынуждены работать в колхозах, где все производство, распределение ресурсов и распределение продовольствия централизованно контролировались Коммунистической партией. Были инициированы крупномасштабные ирригационные проекты с небольшим участием обученных инженеров, и по всей стране были быстро внедрены экспериментальные, непроверенные новые сельскохозяйственные методы.
Эти нововведения привели к снижению урожайности из-за неудачных экспериментов и неправильно построенных водных проектов. Общенациональная кампания по истреблению воробьев, которых Мао ошибочно считал главным вредителем зерновых культур, привела к массовым нашествиям саранчи при отсутствии естественного хищничества воробьев. Производство зерна резко упало, и сотни тысяч умерли от принудительного труда и воздействия стихии на ирригационных стройках и в коллективном хозяйстве.
В сельской местности быстро начался голод, унесший миллионы жизней. Люди прибегали к поеданию коры деревьев и грязи, а в некоторых районах и к каннибализму. Фермеров, которые не выполняли нормы зерна, пытались получить больше еды или пытались бежать, пытали и убивали вместе с членами их семей путем избиения, публичных увечий, закапывания заживо, ошпаривания кипятком и другими методами.
Индустриализация
В городских районах были реализованы масштабные государственные проекты по увеличению промышленного производства, а на фермах и в городских кварталах были построены дворовые сталелитейные печи. Производство стали планировалось удвоить в первый год «большого скачка», и Мао предсказал, что промышленное производство Китая превысит британское в течение 15 лет. Сталелитейная промышленность на заднем дворе производила в основном бесполезный низкокачественный чугун. Существующее металлическое оборудование, инструменты и предметы домашнего обихода были конфискованы и переплавлены для дополнительного производства.
Из-за сбоев в планировании и координации и вытекающей из этого нехватки материалов, которые характерны для централизованного экономического планирования, резкое увеличение промышленных инвестиций и перераспределение ресурсов не привело к соответствующему увеличению выпуска продукции.
Миллионы «лишних» рабочих были переведены с ферм на производство стали. Большинство из них были мужчинами, которые разорвали семьи и оставили принудительную сельскохозяйственную рабочую силу в колхозах, состоящих в основном из женщин, детей и пожилых людей. Увеличение городского населения создало дополнительную нагрузку на систему распределения продовольствия и потребовало от колхозов увеличить производство зерна для городского потребления. Чиновники колхозов фальсифицировали данные об урожае, в результате чего большая часть произведенного зерна отправлялась в города, поскольку реквизиции основывались на официальных данных.
На протяжении всего Великого скачка, когда миллионы людей умирали от голода, Китай оставался чистым экспортером зерна, поскольку Мао руководил экспортом зерна и отказывался от предложений международной продовольственной помощи, чтобы убедить остальной мир в том, что его планы увенчались успехом.
Влияние «большого скачка»
«Большой скачок» закончился провалом. Десятки миллионов умерли от голода, холода, переутомления и казни всего за несколько лет. Он разорвал семьи, отправил мужчин, женщин и детей в разные места и разрушил традиционные общины и образ жизни. Сельскохозяйственные угодья были повреждены из-за бессмысленных методов ведения сельского хозяйства, а ландшафт лишился деревьев для топлива сталелитейных печей.
От 30 до 40 процентов жилого фонда было снесено для получения сырья для коллективных проектов. В промышленности огромное количество капитальных товаров и сырья потреблялось в проектах, которые не давали дополнительного выпуска конечной продукции.
«Большой скачок» был официально остановлен в январе 1961 года после трех жестоких лет смертей и разрушений.
Какова была цель программы «Большой скачок вперед»?
«Большой скачок» был относительно недолгой попыткой коммунистического режима Китая модернизировать сельский и сельскохозяйственный секторы посредством коллективизма и индустриализации.
Что произошло во время Большого скачка?
Вместо того, чтобы стимулировать экономику, меры, предпринятые в рамках «Большого скачка», привели к массовой нехватке продовольствия, что привело к голоду и голоду — в конечном итоге в результате погибли десятки миллионов граждан Китая.
Как Большой скачок вперед вызвал голод?
Неудача этой программы произошла из-за стечения нескольких факторов. Усилия по уничтожению птиц увеличили популяции насекомых, которые уничтожили урожай. Коммунальные фермы, созданные в рамках «Большого скачка», страдали от неадекватного распределения продовольствия по стране, учитывая относительно примитивную инфраструктуру Китая в то время.
В то же время наблюдалось перепроизводство зерна, большая часть которого сгнила еще до того, как ее можно было транспортировать. Кроме того, существовала тенденция кормить жителей городских центров, а не крестьян в сельской местности, что приводило к более высокому уровню смертности среди сельских общин, чем в городах.
Сколько людей погибло во время Большого скачка?
Хотя точного подсчета нет, исследователи оценили число погибших в 30-45 миллионов человек.
Каково влияние «большого скачка» на экономику Китая?
В то время как социальные и человеческие последствия «Большого скачка» были одной из величайших катастроф современной истории, которых можно было избежать, чистый эффект на экономику Китая, возможно, был в конечном итоге положительным, заставив его на постоянный курс стать доминирующей индустриальной экономикой. . В годы после окончания программы в Китае значительно увеличилось промышленное и сельскохозяйственное производство, а также инвестиционная и строительная деятельность.
Итог
«Большой скачок» представлял собой амбициозный план экономического развития, урбанизации и индустриализации Китая в период с конца 1950-х по 60-е годы. Однако план обернулся катастрофой. Во время «большого скачка» 45 миллионов человек умерли от болезней и голода в результате неудачной попытки Мао Цзэдуна преобразовать небольшие семейные фермы в урбанизированные коммуны, одновременно побуждая их к промышленному производству и отказу от сельского хозяйства.
Большой скачок вперед
Фотография 1958 года, на которой изображены крестьяне, работающие во время Большого скачка вперед
«Большой скачок вперед» — альтернативное название второй пятилетки Китая (1958-62). «Большой скачок» содержал еще более амбициозные цели, чем первая пятилетка, особенно в области тяжелой промышленности и производства стали. Это принесло некоторые успехи, но многие стратегии были плохо разработаны или реализованы, что привело к катастрофическим последствиям для людей, особенно в сельских районах.
Амбиции Мао
«Большой скачок вперед» родился из-за нетерпения Мао Цзэдуна к промышленному и производственному росту (по его словам, «больше, быстрее, лучше, дешевле»).
Хотя первый пятилетний план успешно стимулировал быструю индустриализацию и увеличение производства, Мао с подозрением относился к советским моделям экономического развития. Вместо этого он выступал за идеологический сдвиг в экономической политике, который продолжил бы индустриализацию, но подтолкнул бы Китай к коллективизации сельского хозяйства.
Это могло быть вызвано подозрениями Мао в отношении роста технологий, подъема потенциально буржуазного класса «экспертов» и увеличивающегося разрыва между городским и сельским производством.
Цели
Реализованный в 1958 году проект «Большой скачок вперед» преследовал две цели.
Первая заключалась в создании индустриальной экономики, чтобы «догнать» Запад. Второй заключался в том, чтобы превратить Китай в коллективизированное общество, в котором социалистические принципы определяли работу, производство и даже жизнь людей.
История описывает Большой скачок как катастрофу. Это привело к экономическому застою, нехватке продовольствия и голоду и привело к гибели бесчисленных миллионов людей.
Открытие GLF
Мао объявил о Большом скачке вперед на партийном собрании в Нанкине в январе 1958 года. модернизация и более эффективное использование их труда.
Сельская коллективизация должна стать сердцевиной этого «Большого скачка вперед». Коллективные хозяйства позволили бы лучше организовать крестьянский труд, устранить растраты и неэффективность и значительно увеличить производство.
Кооперативы и коллективизация поощрялись в середине 1950-х годов, но только после Большого скачка вперед «народные коммуны» стали официальной государственной политикой.
Первоначально крестьянские семьи объединялись в кооперативы, насчитывавшие от 20 до 40 дворов. В 1955 Мао призвал к укрупнению кооперативов в коммуны на 100-300 дворов.
Политика коллективизации вызвала дебаты внутри Коммунистической партии Китая (КПК), при этом такие умеренные сторонники, как Чжоу Эньлай и Лю Шаоци, призвали к осторожности. Тем не менее, несмотря на эти разногласия внутри партии, к концу 1958 года вся китайская сельская местность была разделена и организована примерно в 26 000 коммун.
Проблемы в коммунах
Пропагандистский плакат 1956 года, подчеркивающий необходимость экономического прогресса
Согласно пропагандистскому стилю КПК конца 1950-х годов, «коммунизм — это рай, [и] народные коммуны — это способ туда попасть». В действительности же переход к общинному быту был далеко не легким и привел к значительным бедствиям.
Большая часть частной собственности была конфискована, а земельные участки, хозяйственные постройки, инструменты и скот переданы государству. По мере увеличения целей конфисковывались даже частные дома.
Руководство народных коммун стало фанатично проводить государственную политику, увеличивать производство, выполнять поставленные задачи и превосходить другие коммуны. Они требовали регламентированного, почти милитаризованного образа жизни. У них также были завышенные ожидания относительно работы и производства.
По словам историка Филипа Шорта, «официально всем полагалось спать не менее шести часов каждые два дня, но некоторые бригады хвастались, что работали до четырех-пяти дней без перерыва».
Другие особенности общинного проживания включали коллективный уход за детьми, дома престарелых, общие кухни и запрет на приготовление пищи дома. Мао провозгласил, что «коммунизм означает бесплатное питание», а общественные столовые позволяли правительству контролировать все аспекты распределения и потребления продуктов питания.
Однако большинству не нравились общественные столовые, да и с продовольствием были проблемы. Продовольственные ассигнования, рассчитанные, например, на неделю, иногда исчезали за день.
«Стальная лихорадка» Мао
Работа дворовых печей во время «большого скачка»
Удвоение производства стали было еще одной целью Мао во время «большого скачка».
Стальные мишени в этот период обострились. В 1957 г. годовой объем производства стали составлял 5,35 млн т, но к 19 мая58 Мао призвал повысить цель до 10,7 млн тонн.
Часто заявлялась цель, чтобы к 1960 году производство стали в Китае догнало Советский Союз и, в конечном счете, превзошло Великобританию. По настоянию Мао, массовое производство стали должно было дополняться коллективными усилиями людей.
«Дворовые печи»
Каждая семья, каждый городской рабочий и каждый крестьянин будут мобилизованы в поисках производства стали. «Дворовые печи» будут использоваться для плавки (переплавки и очистки) железного лома — от старых сельскохозяйственных инструментов до предметов домашнего обихода, таких как кухонная утварь и воки.
Историки описывают, как печи на заднем дворе, вызванные «стальной лихорадкой» Мао, изменили ландшафт. По словам Майкла Линча, дым и пламя наполняли воздух, когда города и деревни светились красным, а Франк Дикёттер пишет, что «Китай погрузился в море огня».
Одним из последствий использования печей на заднем дворе является высокий спрос на древесину в качестве топлива, что привело к увеличению обезлесения и оголению ландшафта во многих регионах.
От политики «печей на заднем дворе» отказались, когда стало ясно, насколько непроизводителен процесс: одна тонна железа из печи на заднем дворе стоила в два раза больше, чем то, что производится в современной печи. Сталь, производимая крестьянами, также была низкосортной и непригодной к употреблению. Большая часть его была вывезена на большие секретные свалки, хотя официальные лица продолжали поощрять его производство.
Методы отчетности и ведения сельского хозяйства
По мере того, как росли цели Пекина по промышленному и сельскохозяйственному производству, росло и давление на народные коммуны, их лидеров и администраторов.
Это привело к тому, что кадры и лидеры коммун завышали производственные показатели, просто чтобы не отставать от других коммун. Некоторые коммуны назывались «радиостанциями, передающими хорошие новости», а достижение нового высокого числа называлось «запуском спутника» (отсылка к недавнему запуску Советским Союзом искусственного спутника в космос).
Коммуны, с благословения Мао, также экспериментировали с радикальными методами ведения сельского хозяйства, такими как концентрированный посев семян, глубокая вспашка почвы, заделка урожая и другие неэффективные методы ведения сельского хозяйства.
Большинство этих изменений оказались катастрофическими. Крестьяне, имевшие большой опыт выращивания сельскохозяйственных культур, скептически отнеслись к новой политике, но после антиправых кампаний 1950-х годов мало кто был готов противостоять правительству и местным партийным кадрам.
Другие проблемы
Франк Дикёттер отмечает, что поездки Мао в сельскую местность были тщательно срежиссированы. Фермерам, например, было приказано сажать рис вдоль маршрута Мао, чтобы создать впечатление большого урожая.
На производство сельскохозяйственных культур также повлияло размещение фермеров в производстве стали на заднем дворе и проекты массового труда, такие как строительство дорог, крупномасштабные ирригационные проекты, строительство плотин и даже строительство массивной новой площади Тяньаньмэнь в Пекине.
Неудачная техника, отсутствие фермеров и реквизиция зерна для прокорма городских рабочих усугублялись плохой погодой. К 1959 г. урожаев не хватило для прокорма населения, и возникший голод опустошил крестьянское население. Как заключает Шорт, «Большой скачок» «закончился апокалиптической неудачей».
Взгляд историка:
«Импульсом для создания GLF послужило шокирующее признание КПК в конце 1957 года, что сталинские модели промышленного роста не подходят для китайских условий. Население Китая в 1950 было в четыре раза больше, чем в Советском Союзе в 1920-х годах, а уровень жизни в Китае был лишь вдвое ниже. Несмотря на всеобщую коллективизацию, сельскохозяйственное производство заметно не увеличилось. С 1952 по 1957 год сельское население увеличилось примерно на 9 процентов, в то время как городское население выросло примерно на 30 процентов… Первая пятилетка принесла ожидаемые результаты, но дальнейшая реализация того же плана потребовала бы стихийное бедствие.»
Джон К. Фэрбэнк
1. Лозунг «Большой скачок вперед» использовался для описания второго пятилетнего плана и программы Мао по поспешному переходу Китая к индустриальному социализму.
2. Сельская коллективизация заставляла крестьян жить огромными коммунами до 300 дворов. Частная собственность была конфискована государством, и люди были вынуждены питаться в общественных столовых.
3. Потребность в увеличении производства стали была характерной чертой «Большого скачка», когда Мао утверждал, что производство стали в Китае превысит производство стали в Великобритании.
4. Каждый горожанин был мобилизован в производстве стали за счет использования дворовых печей. Эта программа потерпела неудачу, производя бесполезную сталь и лишая сельскую местность топлива.
5. Еще одной ключевой целью было увеличение сельскохозяйственного производства, однако объем производства упал из-за неудачных сельскохозяйственных экспериментов и других факторов. Кроме того, производственные данные были недостоверны, часто преувеличивались или искажались местными властями.
Информация о цитировании
Название: «Большой скачок вперед»
Авторы: Ребекка Кэрнс, Дженнифер Ллевелин
Издатель: Alpha History
URL: https://alphahistory.com/forward-9090-leap-leap Дата публикации: 25 сентября 2019 г.
Дата обращения: 17 декабря 2022 г.
Авторское право: Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего прямого разрешения.