Особенности развития культуры ссср в эпоху правления брежнева: Развитие культуры в эпоху застоя

Содержание

Развитие культуры в эпоху застоя

В эпоху застоя особенное внимание уделялось отраслям науки, обеспечивающим оборонную мощь страны. Происходило усиленное их финансирование. В этой области работали такие крупные ученые и академики, как И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, Л.А. Арцимович.

В 60-80 гг. СССР произвел большое количество запусков космических пилотируемых кораблей и спутников. Был осуществлен запуск автоматического корабля на Луну. Однако даже в науке приоритетные направления ее развития определялись не учеными, а решениями партии.

Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса.

Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных органов.

В начале 70-х гг. ученые-историки пытались переосмыслить причины и предпосылки начала Октябрьской революции. Это вызвало публичное осуждение так называемого нового направления в исторической науке. Началась реабилитация Сталина. Искажались данные о масштабах репрессий и событиях сталинского периода, запрещалась любая критика.

В 1966 г. в СССР был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, в 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире.

Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество.

Период оттепели закончился в 1965 г. судом над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем. Подверглись гонениям и вынуждены были покинуть страну писатели А. Солженицын, В. Максимов, И. Бродский, В. Аксенов, скульптор Э. Неизвестный, кинорежиссер А. Тарковский, музыканты М. Ростропович и Г. Вишневская.

В конце 60-х гг. был закрыт журнал «Новый мир», публиковавший наиболее яркие произведения литературы. Поддержку получали культурные программы, воспевающие успехи социализма. Огромные средства были выделены на съемку киноэпопей «Освобождение» и «Судьба».

Ставились спектакли и снимались фильмы, оказывающие идеологическое давление на общество. Началась кампания, восхваляющая героя «Малой земли» — Л.И. Брежнева с вручением ему Ленинской премии по литературе.

В многочисленных постановлениях говорилось о верности учению марксизма-ленинизма, необходимости усиления идеологической борьбы с влиянием Запада, о преимуществах социалистической системы, возрастающей руководящей роли партии. Это выдавалось за проявление в искусстве метода социалистического реализма.

И все же в культуре периода застоя появилась целая плеяда талантливых авторов: В. Распутин, В. Шукшин, Ю. Трифонов, Ч. Айтматов, Р. Гамзатов, режиссеры Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос; кинорежиссеры С. Бондарчук, Г. Данелия.

Во второй половине 60-х гг. в стране начался рост диссидентского движения. Одним из его течений стало правозащитничество. Делались попытки добиться от государственных органов СССР выполнения положений Конституции (свобода слова, печати, собраний, демонстрации).

Появились машинописные листовки и сборники произведений — самиздат, в которых печатались новости и работы по философии, истории, праву, запрещенные произведения.

Мужественную борьбу за свободу и нравственность вел А.И. Солженицын. Его книга «Архипелаг ГУЛАГ» нанесла сильнейший удар по устоям тоталитаризма.

Сравните особенности развития советской культуры в послевоенное время, период оттепели, времени правления Л. И. Брежнева.

1 Советской культуры в послевоенное время
Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой кровопролитной из всех войн в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военные годы огромные потери. В 1945—1955 гг. развитие отечественной науки было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры — на изоляцию от Запада. В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, — создание системы вечернего обучения. Эта цель была достигнута к 1950 г.
Увеличилось количество высших учебных заведений, в вузах активно вводились вечерняя и заочная формы обучения. Была усилена административная система управления народным образованием. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в структуре ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. Во второй половине 1940-х гг. была создана сеть научно-исследовательских институтов. В частности, особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии. Научным руководителем проекта по созданию ядерного оружия с 1943 г. был академик И. В. Курчатов. 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском впервые в СССР было проведено испытание атомной бомбы. Советским ученым принадлежит первенство в разработке термоядерного оружия, в которой принимали участие выдающиеся физики И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров. Испытание водородной бомбы впервые было произведено в СССР в 1953г.
Значительные результаты были достигнуты в области физики полупроводников, заложившие основы развития радио-электронной промышленности.
В то же время естественные и гуманитарные отрасли фундаментальных и прикладных наук, не имевшие непосредственного отношения к повышению обороноспособности страны, подвергались жесткому администрированию. Показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику. Эти научные дисциплины были объявлены псевдонаучными, противоречащими законам материализма.

2 Период оттепели
Период отечественной истории, тесно связанный с именем Н. С. Хрущева, часто называют «великим десятилетием». Проводившиеся в эти годы преобразования охватывали не только сферы политики и экономики, но и культуру, науку, образование и другие области духовной жизни общества. Значение этой эпохи, особенно в области культурного развития страны, выходит далеко за рамки реформаторской деятельности самого Хрущева.
В системе школьного образования в середине 1950-х гг. главным направлением стало «укрепление связи школы с жизнью». Уже в 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам найти свое место на производстве. Согласно Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятому в декабре 1958 г., вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости учащиеся получали одновременно со свидетельством о приобретенной профессии. Вместо многочисленных профучилищ и школ создавалась единая сеть профессионально-технических училищ (ПТУ) со сроками обучения от одного года до трех лет. Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался, так как немногие выпускники шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время уровень общеобразовательной подготовки оказался сниженным.
В условиях вступления СССР в эпоху научно-технической революции увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось расширению вечернего и заочного обучения.
Наука. Стремительное развитие научно-технического прогресса оказало значительное влияние на советскую науку. Особое внимание в этот период уделялось теоретической физике.
Эпоха «оттепели» вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства. 4 октября 1957 г. на основе созданных советскими учеными и конструкторами под руководством Сергея Павловича Королева баллистических многоступенчатых ракет в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества на космическом корабле «Восток» летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся 108 минут. С 1961 по 1963 г. по программе «Восток» на одноместных кораблях этой серии было совершено еще шесть полетов. В 1965 г. космонавт А. А. Леонов впервые осуществил выход в открытый космос.
Значительные успехи в СССР были достигнуты и в области авиастроения. В 1956 г. в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, созданный под руководством А. Н. Туполева. А в 1957 г. коллективом инженеров и конструкторов во главе с С. В. Ильюшиным был сконструирован четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, ставший одним из надежных самолетов отечественной гражданской авиации.

3 Культура времени правления Л. И. Брежнева.
В период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом «неуклонного повышения уровня жизни советских людей» росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма.
В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по «повышению авторитета» главы партии и государства. Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.
В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни «загнивающего капитализма».

Введение: Дом искусства в пространстве и времени | Дом Советского Искусства: Ленфильм при Брежневе

Фильтр поиска панели навигации

Оксфордский академический Дом советского искусства: киностудия «Ленфильм» при БрежневеТеория литературы и культурологияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Оксфордский академический Дом советского искусства: киностудия «Ленфильм» при БрежневеТеория литературы и культурологияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Kelly, Catriona,

‘Introduction: The Art House in Space and Time’

,

Soviet Art House: Lenfilm Studio under Brezhnev

(

New York,

2021;

online edn,

Oxford Academic

, 22 июля 2021 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780197548363.003.0001,

по состоянию на 7 декабря 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Оксфордский академический Дом советского искусства: киностудия «Ленфильм» при БрежневеТеория литературы и культурологияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Оксфордский академический Дом советского искусства: киностудия «Ленфильм» при БрежневеТеория литературы и культурологияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Контекст производства «Ленфильма» в брежневскую эпоху определялся как пространственными, так и временными факторами. Мастерская, одно из важнейших предприятий и площадок культурного производства Ленинграда, занимала господствующее положение в центре города, и сочетание внушительной новостройки спереди и ветхих дворов сзади придавало ей характер, совершенно отличный от более новой, советской, однородные студийные территории, такие как «Мосфильм» и «Казахфильм». Ленинград также имел специфический характер как город с высокоразвитым художественным подпольем. Однако создатели фильмов были государственными служащими, и некоторая степень соответствия была необходима. Таким образом, переход от открытой политической мобилизации хрущевской эпохи к «инклюзивной политике» консенсуса, которая была необходима при Брежневе, оказал значительное влияние на молодых кинематографистов, пришедших на «Ленфильм» с XIX века.60-х годов вперед. Однако это не следует рассматривать, как это часто бывает, с точки зрения «окостенения» и потери художественной целостности: характерная энергия и оптимизм «оттепельных» лет не обязательно были предпочтительным эмоциональным тоном всех молодых режиссеров. «Ленфильм» отличается от некоторых советских киностудий именно тем, что его наиболее творческое время приходится на конец 1960-х годов, а не на конец 1950-х и начало 1960-х годов, хотя и неблагоприятное сравнение с 1930-ми годами, так называемым золотым веком Чапаев , Трилогия Максима и Член правительства , все еще сохранялись при просмотре фильмов в студии и за ее пределами.

Ключевые слова:
пространственность, культурная политика, постсталинская эпоха, молодежная культура, молодежное кино, конформизм в искусстве, нонконформизм в искусстве, диссидентство, оттепель, застой

Предмет

Теория литературы и культурология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Советское государство | Сильное государство в России: развитие и кризис

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСильное государство в России: развитие и кризисПолитикаРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСильное государство в России: развитие и кризисПолитикаРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Tsygankov, Andrei P. ,

‘Советское государство’

,

Сильное государство в России: развитие и кризис

(

, Нью -Йорк,

2014;

онлайн Edn,

,

,

,

,

,

2014;

Oxford Academic

, 18 декабря 2014 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199336203.003.0005,

, по состоянию на 7 декабря 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСильное государство в России: развитие и кризисПолитикаРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСильное государство в России: развитие и кризисПолитикаРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Советское государство было идеологически отличной и экстремальной версией самодержавия, стремившегося устранить все традиционные ограничения государственной власти. Он распался в ответ на давление международной конкуренции (холодная война), рост среднего класса и ошибочную политику реформирования системы при Михаиле Горбачеве.

Ключевые слова:
сильное государство, советское государство, холодная война, самодержавие

Тема

ПолитикаРоссийская политика

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.