Основал москву: Как Москва строилась: история основания города

Кто на самом деле основал Москву? | ИСТОРИЯ & ПРОШЛОЕ

ИСТОРИЯ & ПРОШЛОЕ

173 подписчика

Сегодня Москву знают как столицу страны и огромный мегаполис. Однако она могла бы бы рядовым городом, сложись обстоятельства ее основания иначе. Есть у историков и вопросы касательно того, кто на самом деле является настоящим основателем города.

Долгорукий

Именно Юрий Долгорукий традиционно указывается как основатель или «строитель» будущей столицы. На самом деле будущий город образовался на месте уже существовавшего долгое время поселения Кучково. Его изъял по неизвестным причинам у законных владельцев бояр Кучковичей Долгорукий.

Развивал ли город новый владелец земель, расстраивал ли его доподлинно неизвестно из-за отсутствия упоминаний в достоверных источниках.

Данил Александрович

После перехода селения во власть Долгорукого в Москве более 100 лет правили княжеские наместники.  Первым же собственным князем города стал сын Александра Невского. Селение перешло Данилу по наследству в соответствии с завещанием отца. Только после этого город стали расстраивать.

Работа предстояла немалая. Город находился в глуши, в отдалении от торговых маршрутов. Вновь образованное небогатое княжество талантливый руководитель Данил Александрович смог превратить в процветающее.

Даниил

Стремясь к развитию, он не вступал в военные конфликты с соседями, а старался привлечь в город и окрестные земли купцов, укреплял хозяйственную часть. А вот больших затрат на защиту города от набегов кочевников ему удавалось избежать. Тут на руку сыграло расположение княжества среди густых лесов, непроходимых для вражеской конницы.

Это преимущество мудрый князь использовал и в качестве приманки для торговцев. Многие хотели жить и работать в безопасном месте. Особенно много приезжало людей из Рязани, находившаяся на пути в Русские земли из степей, по которому передвигались разбойники. Чтобы удержать богатых торговцев в Москве, князь щедро наделял их землями и на несколько лет освобождал от уплаты налогов.

Слух о милостях князя и безопасности его земель с каждым годом привлекал все больше людей в Московское княжество.

Торговый путь

Налоговые льготы, обустройство дорог, причалов и торговых площадей привлекали купцов. Однако на пути в Москву им проходилось проходить через другие княжества, правители которых взимали большую плату за транзитный проезд. Больше всего неприятностей им доставляли в Коломне, лежащей на торговом пути к Москве. Данил Александрович несколько раз пытался договориться с соседом миром, но из этого ничего не вышло. Единственным путем устранить проблему было завоевание соседнего города. На эту меру пришлось пойти миролюбивому Московскому князю, который даже в молодые свои годы не совершил ни одного военного похода.

Москва после Данила Александровича

В течение своего княжения Данил Московский, как его прозвали позже, не только расстроил будущую столицу, но и сделал ее богатой и успешной.  Именно поэтому его, а не Юрия Долгорукого стоит называть «строителем» Москвы.

После его смерти процветающий город перешел по наследству его четверым сыновьям, которые позже успешно боролись за власть с соседней Тверью.

Так кого нужно называть основателем города: Юрия Долгорукого или Данила Московского? Пишите свои ответы в комментариях.

москвадолгорукийданиилмосковскийоснование

Кто на самом деле основал Москву? | Культура

Краткое содержание:

  1. Версия 1. Юрий Долгорукий
  2. Версия 2. Данил Александрович
  3. Версия 3. Князь Олег «Вещий»
  4. Спорные вопросы
  5. Обсуждение

Сегодня Москву знают как столицу страны и огромный мегаполис. Однако она могла бы бы рядовым городом, сложись обстоятельства ее основания иначе. Есть у историков и вопросы касательно того, кто на самом деле является настоящим основателем города.

Версия 1. Юрий Долгорукий

Основание Москвы датируется 1147 годом и приписывается Великому князю Ростово-Суздальскому и Киевскому Юрию Долгорукому. На момент основания Москвы Юрий был только князем Ростово-Суздальским.

По мнению А. Г. Векслера, первого главного археолога города, возраст Москвы может превышать 1000 лет, о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках. Археолог А. В. Куза считал, что укреплённое древнерусское поселение возникло на рубеже XI—XII веков, а найденный вещевой материал (в том числе свинцовая печать киевского митрополита) указывает на ещё более раннее заселение.

Первым летописным упоминанием о Москве является известие Ипатьевской летописи о встрече в городке Москов ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем в день «Пятка на Похвалу Богородицы» (в субботу 4 апреля) 6655 года (1147 годом от Рождества Христова): «Приди ко мнѣ брате въ Московъ. Ст҃ославъ же ѣха къ нему съ дѣтѧтемъ своимъ Ѡлгомъ».

Город был основан на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы. Рядом находилось село Кучково, уже существовавшее до возникновения Москвы. Какое-то время названия Москва и Кучково конкурировали между собой. Своим происхождением название города Москва обязано одноимённой реке. Для объяснения высказывался ряд гипотез на основе финно-угорских, славянских и балтийских языков.

Согласно летописи «О зачале Московского княжения», пересказанной историком XVIII века В. Н. Татищевым, сёла на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Ку́чке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у Юрия Долгорукого, который казнил Кучку и завладел его землями (согласно недошедшей летописи, которой пользовался Татищев — Кучка хотел бежать в Киев со своей женой, которая была любовницей Юрия Долгорукого; но князь настиг и убил его в Москве, возвратившись из похода на Торжок зимой 1146—1147 годов. Многие историки однако считают это известие недостоверным[6]. Поэтому Москва первое время носила второе название «Кучко́во» («Кучко́в»), а район между Лубянкой и Сретенскими воротами до XV века был известен как Кучково поле.

В Ипатьевской летописи под 1176 годом фигурирует не Москва, а Кучко́во («Москва рекше Кучково»), а в новгородской берестяной грамоте № 723 (не ранее 60 годов XII века) — Кучко́в.

В результате земляных работ 1959—1960 годов было установлено существование древнерусского «мысового» городища на территории современного Кремля уже в конце XI века, обнаружены остатки древнего оборонительного рва на углу современного Большого Кремлёвского Дворца. Во дворе современного здания Оружейной палаты, при реставрации кремлёвских стен, в шурфе на шестиметровой глубине открылась вымостка из щебёнки — слабый след древней улицы, спускавшейся к Неглинной. На ней была найдена свинцовая печать, оттиснутая в Киевской митрополии между 1091 и 1096 годами (согласно В. Л. Янину). С другой стороны Боровицкого холма на низменный берег реки Москвы спускалась улица, ведшая к пристани, в районе современной Москворецкой набережной (вблизи к/т «Зарядье»). Севернее современного Успенского собора проходила другая улица, деревянная мостовая созданная в конце XI века (по данным дендрохронологии примерно в 1080—1090-х годах). В разных местах найдены следы железоделательного, кузнечного и кожевенного ремесленного производства неукреплённой части раннего города — посада, существовавшего в конце XI века. Находка митрополичьей печати показывает, что уже в XI веке в Москве существовала церковь — очевидно, это была церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, существовавшая на этом месте до XIX века.

К 1156 году летопись относит основание Юрием Долгоруким города Москвы в ряду Дмитрова и других суздальских городов, в смысле устройства деревянной крепости — будущего Кремля (впрочем, дата летописца считается условной и носит характер «позднейшего припоминания»). Предположительно, строительством руководил старший сын Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич (будущий Андрей Боголюбский). Крепость на Боровицком холме была небольшой (периметр её стен составлял около 510 м). Здесь размещался отряд княжеской дружины для защиты Суздальского княжества от западных соседей. В 1177 году в ходе усобиц, последовавших за убийством Боголюбского, крепость сжёг рязанский князь Глеб Ростиславич, но она была быстро восстановлена.

В культурном слое конца XII — первой трети XIII века под 14-м корпусом Кремля была найдена каменная форма для отливки металлических грузиков, которая содержит самую древнюю кириллическую надпись на территории Москвы. На формочке имеется около полутора десятков букв, часть из которых — в зеркальном начертании. Четыре буквы читаются как «РИЯН». Мастер, предположительно, пытался процарапать на формочке своё имя.

Версия 2. Данил Александрович

Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году.

Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.

Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа. Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.

После перехода селения во власть Долгорукого в Москве более 100 лет правили княжеские наместники. Первым же собственным князем города стал сын Александра Невского. Селение перешло Данилу по наследству в соответствии с завещанием отца. Только после этого город стали расстраивать.

Работа предстояла немалая. Город находился в глуши, в отдалении от торговых маршрутов. Вновь образованное небогатое княжество талантливый руководитель Данил Александрович смог превратить в процветающее.

Стремясь к развитию, он не вступал в военные конфликты с соседями, а старался привлечь в город и окрестные земли купцов, укреплял хозяйственную часть. А вот больших затрат на защиту города от набегов кочевников ему удавалось избежать. Тут на руку сыграло расположение княжества среди густых лесов, непроходимых для вражеской конницы.

Это преимущество мудрый князь использовал и в качестве приманки для торговцев. Многие хотели жить и работать в безопасном месте. Особенно много приезжало людей из Рязани, находившаяся на пути в Русские земли из степей, по которому передвигались разбойники. Чтобы удержать богатых торговцев в Москве, князь щедро наделял их землями и на несколько лет освобождал от уплаты налогов.

Слух о милостях князя и безопасности его земель с каждым годом привлекал все больше людей в Московское княжество.

Версия 3. Князь Олег «Вещий»

Несколько лет назад в архивах старообрядцев была обнаружена древнейшая русская летопись — «Русский летописец» (составлен в середине 17 в. ), его, к счастью, не смогли править немецкие ученые и выпускники киево-могилянской академии, а также фантазер-фальсификатор Карамзин. Именно «Русский летописец» лег в основу ПВЛ. Так вот в «Летописце» четко сказано — в 880 году Москву основал великий князь Олег Вещий. Он подарил земли и городок сей своему боярину Кучко. И это уже не легенда, о официальный документ. Вражда между князем и боярином носила политико-экономический характер — князь захотел подчинить себе земли вятичей, а Кучко, как один из вождей этого народа, не хотел их отдавать. Вот князь и убил боярина, сжег его село Кучково, а заодно и близлежащий городок Москву, а потом на этом месте выстроил свой город под тем же названием. А имя Кучко запретил вообще упоминать в своем княжестве…

Поэтому дату основания Москву надо сместить на 267 лет назад в 880 год…

Спорные вопросы

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно.

Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий.

Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года

В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом, другие называли её «вымыслом позднейших книжников».

Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным.

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых.

Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам.

Источник

Источник

Источник

Общие исследовательские сети

Вступительная сессия, Пятая конференция по глобальным исследованиям, Московский государственный университет, Москва, Россия. Разговор о саду с Аароном Леви, Четвертая международная конференция «Искусство в обществе», Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti, Венеция, Италия. Практики, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес, США. Разговор в саду с сэром Джеком Гуди и Джульеттой Митчелл, Вторая международная конференция по новым направлениям в гуманитарных науках, Центр Прато Университета Монаша, Прато, Италия Пленарное заседание с Грасой Машел, Четырнадцатая международная конференция по обучению, Университет Витватерсранд, Йоханнесбург, Южная Африка

24 ежегодных конференции

Common Ground Research Networks являются гордыми членами следующих организаций.

Association of American Publishers

Association of American Publishers (AAP) — крупнейшая в США торговая ассоциация потребительской, образовательной, профессиональной и научной издательской индустрии. В число наших более чем 400 организаций-членов входят транснациональные корпорации, базирующиеся в США, независимые издательства, университетские издательства, некоммерческие издательства, профессиональные и научные общества и поставщики отраслевых услуг.

ALPSP

ALPSP — международная организация по членству, которая поддерживает и представляет некоммерческие организации и учреждения, публикующие научные и профессиональные материалы. С более чем 300 членами в 30 странах, членство также включает тех, кто работает с этими издателями.

Общество научного издательства

Общество научного издательства (SSP), основанное в 1978 г., является некоммерческой организацией, созданной для продвижения и развития коммуникации между всеми секторами сообщества научных публикаций путем создания сетей, распространения информации и содействия новым разработки в области.

Crossref

Crossref — это некоммерческая членская организация, занимающаяся научными публикациями. Crossref и его члены работают над тем, чтобы контент было легко находить, связывать, цитировать и оценивать, используя онлайн-инструменты и услуги для улучшения исследовательской коммуникации. Цель Crossref — быть надежной организацией для сотрудничества с широкими связями в сообществе; авторитетный и инновационный в поддержку постоянной, устойчивой инфраструктуры для научной коммуникации.

United Nations Sustainable Development Goals Publishers Compact

Мы гордимся тем, что подписали Соглашение ООН с издателями Целей устойчивого развития. Запущенный в сотрудничестве с Международной ассоциацией издателей, договор «содержит 10 пунктов действий, которые издатели, издательские ассоциации и другие организации могут взять на себя, чтобы ускорить прогресс в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР) к 2030 году. практики и выступать в качестве поборников ЦУР, издавая книги и журналы, которые помогут информировать, развивать и вдохновлять действия в этом направлении.

Происхождение московского мула и медной кружки – Московская медная компания

Как все началось…

В 1941 году Софи Березински была на миссии. Она иммигрировала в Соединенные Штаты из России и везла тяжелую ношу: 2000 цельных медных кружек. Отец Софи владел и управлял медным заводом в России, известным как Московская медная компания. Вернувшись в Россию, Софи создала дизайн оригинальной медной кружки, которая теперь так широко связана с коктейлем «Московский мул». Ее отец управлял прессами, штамповавшими кружки.

Единственным инструментом, которого не хватало и Софи, и ее отцу, были ловкие навыки продавца. Ни Софи, ни ее отец не могли продавать кружки в России, поэтому было принято решение, что Софи и кружки отправятся в Америку. В конце концов, всем было известно, что Америка — страна возможностей. Однако через какое-то время кружки, похоже, тоже были обречены на свалку в Америке. Муж Софи Макс устал от захламляющих дом медных кружек и выдвинул ей ультиматум: «Найди покупателя на кружки или я их выброшу».

Софи не могла вынести того, что цельные медные кружки, которые она разработала и изготовила вместе с отцом, оказались на свалке. Она начала отчаянно искать покупателя, ходя от двери к двери в Голливуде в поисках владельца ресторана или лаунжа, заинтересованного кружками. В один из ее долгих дней в поисках покупателя на кружки судьба вмешалась в знаменитый паб Cock ‘n’ Bull на Сансет Стрип.

Работа в команде делает мечту реальностью

Софи зашла в паб Cock ‘n’ Bull как раз в нужное время, в нужный день 19-го века.41, чтобы помочь создать коктейль, в который Америка влюбится. Джон Мартин купил барахтающийся завод по производству водки Smirnoff (да, тот самый Smirnoff) в 1930-х годах. Хотя он был успешен как руководитель Г.Ф. Heublein & Brothers, импортер продуктов питания и спиртных напитков, который сделал соус для стейков A1 популярным, ему не повезло с водкой.

Американцы не интересовались водкой. Пиво, виски и другие коктейли доминировали в Америке в то время. Джек Морган был в похожем положении. Как владелец Cock ‘n’ Bull, он пытался познакомить Америку со своей собственной маркой имбирного пива. Двое мужчин уже были хорошими друзьями, когда встретились в пабе Моргана, чтобы заглушить свои горести. Пока дуэт сокрушался о своих плохих продажах и искал выкуп за свои продукты, вошла Софи со своими массивными медными кружками.

День, когда была создана история

Как рассказывала Софи, троица часами разрабатывала напиток, который сочетал бы шипучую природу имбирного пива, силу водки и холодные свойства меди, чтобы создать следующий отличный коктейль. После ряда дегустаций и нескольких неудачных отваров они наткнулись на рецепт коктейля, который решит все их проблемы. В этот день в 1941 году родился «Московский мул». Идеальное сочетание водки и имбирного пива, помещенное в цельную медную кружку, которая сохраняла напиток холодным и усиливала его вкус и аромат, в результате чего получился коктейль, перед которым Америка будет льстить в следующий раз.