Содержание
история, классификация, применение, мифы — Жизнь на DTF
53 259
просмотров
Но перед началом хочу ещё раз поблагодарить меценатов предыдущей статьи про доспехи в играх. Это очень мотивирует меня на написание нового материала. Ребята, ещё кое-что… Дело в том, что автор живёт не в РФ, а это значит, что выводить донаты из кошелька DTF он не может. Если кто-то, вдруг, решит помочь автору несколькими экю, то он будет очень благодарен.
Вот реквизиты:
ПриватБанк — 5168 7554 3801 2326
А таперь начнём.
Немного истории
С появлением первой палки в руках человека, начинается история развития холодного оружия. С течением времени люди постоянно усовершенствовали и модернизировали оружие и защиту от него. На смену дубинам и заостренным палкам пришли камни, затем изобрели лук, а потом люди начали осваивать металлы и их сплавы.
Могущественная Римская Империя обладала самой технологичной и оснащённой армией в мире. Пока кто-то сражался в шкурах и с палицей в руке, римские легионеры носили лорику мускулата и стальной гладиус. Но, к сожалению, утопических империй не бывает, и рано или поздно всё разваливается. С падением Рима Европа окунулась в темнейшие времена — времена упадка, голода, деградации и болезней. Тут и берёт своё начало Раннее Средневековье. С него мы и начнём.
Дамы и господа! Знакомьтесь — меч
Сразу разберёмся, что это такое и с чем его едят.
Меч – это холодное оружие с длинным клинком (если совсем уж грубо)Ниже представлена конструкция типичного меча.
Эфес состоит из навершия, гарды и рукояти (черенка, но я не люблю это слово).
Навершие предназначено для баланса, так как меч — оружие легкое и манёвренное. Иногда им можно ударить.
Рукоять. Для чего же нужна рукоять?
Гарда (она же перекрестие) — деталь, защищающая руку владельца от вражеских ударов при парировании. Ещё она обеспечивает упор для руки при колющих ударах, предохраняя от соскальзывания руки на клинок. Иногда ею можно ударить.
Клинок — цельная деталь, что разделена на участки.
Рикассо — незаточенная часть клинка. Может служить для различных целей (фиксация в ножнах, место для парирования, место для клейма, на неё могут выноситься пальцы в некоторых видах хвата).
Дол — служит для облегчения веса меча (вдобавок является ребром жёсткости).
Лезвие — заточенная часть клинка.
Ребро жёсткости — усиление слабой части клинка. Часто его не делали, а просто продлевали дол.
Остриё — острая часть клинка, ею удобно колоть.
Самым первым мечом на территории Европы в Средние Века был каролингский меч или просто — каролинг.
Скорее всего, этот тип меча появился вследсвие эволюции античной спаты. Данное оружие обладало обоюдоострым клинком длинной от 70 до 90 см, а вместе с рукоятью длина могла доходить до метра.
Меч имеет массивное навершие и короткую рукоять. Это значит, что держать каролинг можно только молотковым хватом. По всей длине клинка имеется глубокий и широкий дол, что значительно облегчает вес — 1,5 кг. Остриё невыраженное. Колоть таким мечом неэффективно, но из-за внушительного веса можно наносить сильные рубящие удары.
Каролинг был широко распространён в Скандинавии, а оттуда пришёл на территории центральной и восточной Европы. Мечи Древней Руси по типу тоже были каролингами.
Во второй половине ХI века появляется рыцарство. Отсюда и берёт название модификация каролинга — «рыцарский» или более официально — романский меч.
Именно мечи романского типа являютсся одним из символов крестовых походов, так как использовались приблизительно с 1000 по 1350 года. С появлением рыцарства меч стал считаться благородным оружием. Ношение меча на поясе простолюдином было запрещено. Только дворяне и рыцари могли позволить себе это.
Клинок меча по-прежнему остаётся широким, а остриё плавным. Оно и понятно, ведь основная защита всё ещё представлена лишь кольчугой, которая уверенно держит рубящий удар такого оружия.
С развитием доспешного ремесла начиная с конца ХIV века меняется и оружие. Если рубящие удары и могли навредить воину в кольчуге (переломы костей, сильные ушибы), то с появлением лат удары такого типа стали практически бесполезными. Появляются новые разновидности мечей с более заострённым клинком и его ромбовидным сечением. Мечи становятся более узкими и длинными, рукоять тоже удлиняется для двуручного и колющего хвата.
Нет, мечи, по-прежнему, не могут и никогда не смогут пробивать доспехи. Это всё нужно для успешных колющих ударов в уязвимые места латников. А поскольку полные латы носили далеко не все, то меч был отличным колющим оружием для менее защищённых врагов. К таким мечам можно отнести бастарды, клейморы, эстоки, шпаги, кончары, разнообразные эспады и скьявонески. Мечей просто море, а древо развития поражает.
Другие виды оружия
Помимо мечей, Средневековье может порадовать наши глаза и другим вооружением. Мечи не были массовым оружием, а значит целую армию ими не вооружить. Да и как мечники могут противостоять коннице, что с дикой скоростью неумолимо движется навстречу? Ответ прост — древковое оружие.
Как и мечей, разновидностей древкового оружия просто тьма. Копьё, годендаг, спетум, протазан, полэкс, алебарда, бердыш, вульж, гвизарма, бек де корбин — всё это древковое оружие. И это только Европа.
Древковое оружие было распространено всегда и везде. Начиная от палеолита и заканчивая аж ХIХ столетием.
Древковое оружие условно можно разделить на две категории: рубяще-колющее и дробяще-колющее. Это довольно тяжёлое и дизбалансное оружие, так как вес сконцентрирован на одной стороне древка. Но от этого значительно возрастает наносимый урон. Оружие прекрасно зарекомендовало себя в эпоху Высокого Средневековья.
Гвизармой, например, можно поддевать щиты врагов, крюком гвизармы можно перерезать сухожилья лошади, а можно и всадника стащить, а затем добить лежачего. Да, соглашусь, это не очень красиво, однако это война.
Алебардой можно эффективно колоть или рубить, к тому же она проста в производстве. Намного легче сделать четыре алебарды, чем один хороший меч. Из дробяще-колющего хорошим примером может послужить бек де корбин или люцернский молот (я его делал, кстати, из бумаги; ссылка будет в конце).
Сторона с молотом необязательно была корончатой, как на фото. Часто делали обычный молот. Оружие обладало прекрасными характеристиками. Оно отлично колет, ошеломляет латников и дробит кости менее бронированным солдатам. Оружие очень прочное и чтобы сломать его, нужно ещё постараться. Но есть и минус: люцернхаммер легко может застрять в щите.
Универсальным оружием является полэкс. Это вам и молот, и алебарда, и копьё. Имеется даже защита руки в виде ронделя, надетого на древко. Он может спасти жизнь, если враг подошел слишком близко.
Самым простым древковым оружием дробяще-колющего воздействия можно назвать годендаг — «добрый день» с нидерландского. Таким встречали конницу (отсюда и название). Четырёхгранный или конический шип легко проходил сквозь кольчугу, а широким кольцом оковки можно было бить.
Как ни странно, но алебарды до сих пор стоят на вооружении швейцарской гвардии ещё с 1506 года. Это не просто традиция. Солдаты несут службу и защищают папу римского и его резиденцию.
Дробящее одноручное оружие
К ним мы может отнести клевцы, перначи, шестоперы, булавы, моргенштерны и даже топоры.
Топоры известны нам с древнейших времен, они же активно использовались и в Средние Века. Служили основным оружием пехоты или вспомогательным для кавалеристов. Будучи преимущественно рубящим оружием, в ряде случаев не могут пробить хорошую кольчугу (под словом «хорошая» я имею ввиду клёпаную).
Но это совсем не значит, что счастливчику, попавшему под топор, ничего не грозит. Из-за сконцентрированной массы на конце древка человек получит колоссальные повреждения костей и внутренних органов. Хотя с виду вроде как с ним ничего и не произошло. Всё это касается и исключительно дробящего оружия. Если бы я был пехотинцем и сражался в Столетней Войне, то наверняка взял бы с собой связку щит-клевец.
Клевец — это такой вид боевого молота с клювовидным шипом с обратной стороны. Имел длину от 60 до 80 см с массой полтора килограмма. Что интересно — мог иметь цельнометаллическую рукоять. В таком случае сломать это оружие в бою было невозможно. Клевцы были распространены по всей Европе, особенно ценились в восточной её части. Со временем переросли в атрибут воинского начальства вместе с булавой. Очень интересный экспонат находится в Индии — клевец с эфесом!
Есть и коварный недостаток — как и в случае с люцерхаммером, клевец может застрять в щите или в теле поверженного врага. Если это была не дуэль, а масштабное побоище, то у меня плохие новости.
Булава, шестопер и моргенштерн — родственники. Все они предназначены для нанесения дробящего типа урона. Единственное, что шестопер и моргенштерн оснащены выступами — «перьями» и шипами соответсвенно, для большего давления на единицу площади. У моргенштерна есть и цепочная разновидность, которая потом переросла в отдельное оружие — кистень. По сути тот же шипастый шар, но уже на цепи, другой конец которой соединён с кистинищем — длинной рукояткой.
В одной из моих статей я очень хвалил латный доспех, но и к нему есть подход. Латнику будет очень тяжко, если в голову начнут прилетать тяжёлые удары, которые способны ввести в нокдаун. Разумеется, что в историческом фехтовании на Битве Наций это оружие запрещено.
Здесь вы можете наблюдать как все эти типы оружия не наносят шлему существенного урона, но человеку внутри будет некомфортно, как минимум.
Подводя итоги, я хочу сказать, что не существует универсального оружия и на вопрос «какое холодное оружие самое лучшее?» нельзя дать чёткий ответ. Всё зависит от типа сражения, эпохи, местности. При соблюдении всех условий, вы, возможно, будете в более выигрышном положении. Ваш цвайхандер будет почти что бесполезен в тесном строю, где куда логичнее впишется кацбальгер или чинкуэда. А вот в чистом поле преимущество будет уже у алебардиста (но здесь тоже спорный момент. Смотря кто и как владеет своим оружием)
Поэтому выбрать лучшее оружие просто невозможно в связи с наличием множества факторов.
Здесь можете посмотреть мастерское владение лонгсвордом в режиме бездоспешного боя.
Заблуждения и мифы
Миф первый — оружие было тяжёлым
Я помню, как ещё лет 10 назад смотрел передачу под названием «Форт Боярд». Там было испытание, где нужно было перерубить канат тупым и несбалансированным мечом. Он весил килограмм 8-10. Я тогда посчитал, что всё оружие было таким, а люди в прошлом были сверхсильными. На самом деле, всё оказалось куда проще. Вес одноручных-полуторных мечей редко когда превышал 2 кг. Этого может показаться мало, но лишь на первый взгляд. Вы попробуйте пофехтовать таким в течении часа — руки отвалятся. У меня есть сабля, её вес 1,5 кг. Спустя час тренировок она ощущается гирей.
Двуручные мечи весили от 2,3 до 4 кг — и это максимум! То есть самые массивные цвайхандры с кольцами на гарде не превышали веса в 4 кг. Единственным исключением является меч Большого Пьера или как его звали официально — Пьер Герлофс Дониа. Это был фризский пират, который жил в 15-16 столетии. Похоже, что парень болел гигантизмом и нормальное оружие ему не подходило.
Согласно легенде, немецкие ландскнехты везли в Фрисландию меч-знамя. Захваченный повстанцами, меч был передан Пьеру и тот стал использовать его как оружие. Этот меч существует. Хранится он в музее города Леуварден Фризия, что в Нидерландах. Длина меча 215 см, а вес 6,6 кг!
Что касается древкового оружия, то самые тяжёлые алебарды весили до 4,5 кг.
Одноручное дробящее оружие (клевцы, булавы, шестоперы) 1-1,7 кг.
Миф второй — «кровосток»
Какой кровосток? Кто это придумал? То есть человек, придумавший это, хотел сказать, что воин, проткнувший другого воина мечом, просто будет стоять и ждать, пока с того не вытечет вся кровь? И в это время никто не имеет права подойти и помешать.
Дол, это дол. Как я уже говорил — это углубление по длине клинка для облегчение веса и придания ему прочности.
Миф третий: катана — величайший меч
На это просили особо обратить внимание. Катана — собирательное название для японского длинноклинкового оружия. В японском языке слово «катана» означает «сабля». Часто можно встретить приписки к названию, например — «окатана» (большая катана) «дайкатана» (огромный меч) «утигатана» и так далее. Но вернёмся к привычной нам катане. Это та, которая имеет длину в 1-1,1 метр и вес 1000 грамм.
Начнём с того, что Япония практически лишена железа. Будучи скрытой от посторонних глаз страной, Япония почти не вела внешнюю торговлю с миром. Поэтому единственным способом добыть металл войны был железистый песок. К сожалению, в нём было множество примесей, отчего сильно страдало качество металла.
Мастера-кузнецы разминали кусок раскалённой стали вновь и вновь, чтобы отделить примеси и шлаки, которые не вышли после первоначальной плавки металла. Процесс довольно кропотливый и мог затянуться на месяц. После этого приступали к форме. Катана была оружием самураев и феодалов. Простые солдаты её, разумеется, не носили. Да и сами самураи предпочитали носить катану как часть одежды. В бою же намного чаще использовали лук и копьё яри.
Часто катаны передавались по наследству, а это значит, что практически каждая из них была произведением искусства. Поэтому лишний раз щербить лезвие никто не хотел. Катаной нельзя парировать удары (это касается, кстати, и европейских мечей, они быстро затупляются от таких нагрузок, а могут и вовсе сломаться). Гарда катаны, которая называется цуба, создавалась как декоративная деталь меча. Единственная польза — упор для руки при колющих ударах. Катаной можно отводить, а точнее перенаправлять удар противника плоской стороной клинка, но для этого нужна невероятная скорость и внимательность. Лучше не рисковать, а просто взять ниндзято, который и сломать не жаль.
Будучи саблей, катана демонстрирует отличные режущие свойства. Важно помнить, что касается это только бездоспешного боя. Я не говорю, что катана — плохой меч. Напротив — прекрасный! И я удивлен, что японцам вообще удалось сделать из грязного песка ТАКОЕ. Но приписывать ей волшебные свойства тоже не стоит. Это смертоносное, красивое и элегантное оружие, но это, по-прежнему, просто меч.
Миф четвёртый — мечи были очень острыми
Возвращаясь к теме катаны, хочу заметить интересную деталь: после первого же сражения любое рубящее оружие сильно теряет в остроте. Это касается в первую очередь мечей Европы. Так как битвы часто велись против солдат, имеющих по крайней мере кольчугу, то лезвие, сталкиваясь с ней, быстро тупилось, и рубящие удары постепенно превращались в дробящие. Это хорошо видно на видео. Это были всего несколько ударов. А теперь представьте, что вы нанесли несколько сотен.
Нет вопросов! Меч можно наточить до бритвенной остроты, но стоит смириться с тем, что оставаться таким он будет совсем недолго.
Миф пятый — оружие в двух руках
Скорее всего, этот миф возник на фоне таких сцен, как показали в Игре Престолов, где Рыцарь Зари — Эртур Дэйн — сражается сразу двумя мечами.
На самом же деле в основных европейских школах фехтования такого нет. Мечи в обеих руках будут сильно мешать друг другу. Идеальная связка — меч и щит. Исключением может являться рапира в правой руке и дага в левой. Но это уже и не Средние Века, техника боя совершенно другая, да и сама дага служит лишь парирующим кинжалом.
Экспериментальное оружие
Здесь я хочу кратко показать вундервафли того времени.
Военные технологии никогда не стоят на месте, люди постоянно пытаются придумать чудо-оружие, но иногда слегка перегибают палку:)
Шпага-клевец — попытка совместить колющую шпагу и дробящий клевец. Вверху еще приделали упор для мушкета.
Индийский катар-двухстволка. Можно всадить лезвие, а потом ещё залп сделать, но зачем?
Меч-пистолет!
Булава-пистолет!
Кнут-пистолет…
Щит-пистолет…
Моё любимое — траншейный баклер. Это вам и щит с мечеломом, и латная перчатка, и 2 шипа на ней, которыми можно захватить клинок, и один шип из центра баклера, и выдвижной скрытый клинок в щите, и даже маленький фонарик, что прячется под железную крышечку.
Как вы заметили — человеческое воображение не имеет границ. Хочу сказать спасибо всем, кто дочитал мою длинную статью аж до самого конца. Надеюсь, было интересно.
Предлагайте ваши темы в комментариях. По самым интересным я напишу новые статьи.
А пока что хочу пожелать всем удачи и всего самого лучшего! Да, кстати, вот ссылка на мой люцерн:
Оружие Западной Европы XV – XVII вв.
В собрании холодного, огнестрельного оружия и защитного вооружения стран Западной Европы XV-XVII в. представлены рыцарские мечи и кинжалы, шпаги, кончары, двуручные мечи, арбалеты, шиты–павезы, клевцы, перначи, древковое оружие пехоты – алебарды, боевые топоры, протазаны, моргенштерн, боевой цеп, гизарма, «крылатое» копье, а также фитильные и колесцовые ружья и пистолеты.
Экспозиция построена исключительно на предметах, происходящих из фондов музея. Собрание западноевропейского оружия музея начало формироваться еще в XVIII в., когда в Достопамятном зале (1756 г.) – предшественнике Артиллерийского музея – была создана «рыцарская комната». В ней хранились латы тевтонских рыцарей (некоторые из них использовались в качестве доспехов «печальных» и «радостных» рыцарей при погребении российских монархов второй половины XVIII – XIX вв.), средневековые кольчуги, кирасы, шишаки и т.д. Это собрание пополнялось и в XIX в., а в 1920-1930-е гг. музею были переданы конфискованные предметы западноевропейского оружия из частных собраний.
В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает одним из крупнейших в России собраний оружия стран Западной Европы XV-XVII веков. Оно сопоставимо лишь с коллекциями Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля и Государственного исторического музея.
Большая часть экспозиции посвящена истории военного дела в эпоху Средневековья и Возрождения. Здесь можно увидеть доспехи бранденбургских курфюрстов Иоахима I Нестора, Иоахима II Гектора и Иоганна Георга середины XVI в., бургиньот телохранителей императора Карла V работы известного оружейного мастера Коломана Хельмшмидта, церемониальный немецкий меч с изображениями святого Георгия, святого Христофора, Девы Марии с младенцем Иисусом и святой Варвары на клинке… Интересна шпага, на клинке которой изображены курфюрсты, участвовавшие в выборе императора Священной Римской империи германской нации. Такие шпаги дарились князьям-выборщикам на память.
В центре зала – конные фигуры трех рыцарей. Две лошади защищены тяжелыми конскими доспехами. Они изготовлены в 1552 и 1550–1560 гг. мастером Кунцем Лохнером для Саксен-Готского герцога Иоганна Фридриха II и Иоганна Вильгельма герцога Саксен-Веймар-Кобургского.
Один из доспехов одет на чучело гнедого коня по кличке Солдат, принадлежавшего императрице Екатерине II.
На протяжении веков основным оружием знатных воинов был меч, и ему зачастую приписывались магические свойства. От качества клинка зависела жизнь его владельца. Поэтому меч из хорошей стали стоил дорого, а мастера делавшие клинки высокого качества приобретали всемирную известность. Так, например, особенно ценились клинки мастеров из Пассау (Германия), а их фирменный знак – «пассаусский волк» являлся своеобразным знаком качества. Зачастую покупатели отказывались приобретать меч без так называемого «волчка», и оружейники других стран вынуждены были подделывать этот знак или ставить его рядом со своим клеймом.
Голова короля на лезвии меча – клеймо другого известного мастера Иоганнеса Вундеса, работавшего между 1560 и 1620 г. Это клеймо сохранилось на притолоке его дома в Золингене, вместе с инициалами I. W. и девизом и двустишьем «Голова короля – мой герб, в котором мне столь много завидовали». При сыновьях и внуках клеймо не удержало на высоте своей репутации, а конце XVIII в. наследники продали право на использование клейма за смешную сумму в четыре талера.
В зале представлены и огромные двуручные мечи (до 2 метров длиной и весом до 4,5 кг), с прямым, волнообразным и, даже, изогнутым лезвием, которые использовались чаще всего ландскнехтами в пеших схватках.
Для эффективного пробивания брони использовались клевцы или чеканы. Их удар, пришедший по нормали (под углом 90 градусов) пробивал пластины доспеха. Перначи (шестоперы) служили ударно-дробящим оружием.
Для защиты от совершенствовавшегося наступательного оружия мастера-оружейники в середине XV в. стали изготавливать полностью пластинчатые доспехи, которые не стесняли движений воина и обеспечивали максимально надежную защиту от рубящих и колющих ударов противника. Лучшими считались доспехи сделанные в Южной Германии и Северной Италии. Их форма менялась со временем. На смену готическому доспеху пришел так называемый «максимилиановский» тип доспеха, названный так оружейниками XIX века по имени императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1493—1519). Его отличительной особенностью является гофрированная поверхность брони, что давало возможность снизить вес без ущерба для прочности.
На экспозиции демонстрируются пять полных комплектов рыцарских доспехов со шлемами различного типа и кирасами, изготовленными мастерами Германии и Северной Италии.
Части роскошного золоченого доспеха (оплечья и набедренники) с изображением гербов и большой государственной печати Российского государства были заказаны для Лжедмитрия I (1605-1606) в Милане в мастерской известного оружейника Помпео делла Кьеза. Телохранителям Самозванца принадлежал колесцовый штуцер, на нижней части ствола которого надпись «Dometrius Imperator».
Как многие виды защитного вооружения значительные изменения в Средние века, претерпели шлемы. Самым тяжелым был горшкообразный шлем, который носили рыцари – крестоносцы с начала XIII в. На смену ему пришел легкий шлем – «басинет». Шлем типа «салад» также был более удобен и использовался довольно длительное время. Однако, самым совершенным шлемом считается шлем «армэ» с раздельно открывающимися забралом и визиром. В XVI в. появился открытый шлем «морион». Он был удобен тем, что не мешал целиться, и его носили пехотинцы, лучники и, впоследствии, мушкетеры.
Существовали и специальные турнирные шлемы. Богато декорированный парадный шлем – настоящий шедевр оружейного мастерства – несет на себе клеймо города Аугсбурга. Этот шлем изготовлен в мастерской известного мастера Антона Пеффенгаузера.
О временах трех мушкетеров напоминают многочисленные рапиры, шпаги, кинжалы для фехтования и мушкеты. Ярким свидетельством той бурной эпохи является парадный кинжал с изображением гербов Франции и Наварры и сценой взятия Ла Рошели, принадлежавший Людовику XIII. Наконечник протазана «Стражи ворот» французского короля относится ко времени правления его сына – Людовика XIV («Короля-солнца»).
В зале представлены несколько десятков образцов огнестрельного оружия (пистолетов, ружей, мушкетов, штуцеров, винтовок и т.п.). Среди них уникальный пистолет, ствол которого изготовлен из толстой кожи (толщиной до 9,4 мм). Поражает своей красотой и изяществом петринал (карабин) с колесцовым замком. Его ствол украшен позолотой, а ложа инкрустирована костью с изображением мифологических сюжетов (Леда и Лебедь), античных богов (Сатурн, Зевс, Меркурий, Венера и др.) и муз.
К «необычному оружию» относится комбинированный пистолет-пернач из коллекции Гогенцоллернов, фуркет (подставкой для мушкета) с выдвижным лезвием и топориком, меч – пистолет, протазан с двумя колесцовыми пистолетами (их спуски выведены на середину древка для удобства стрельбы), а также семиствольная рижская пушка.
Среди мемориального оружия – штуцер с кремневым замком, принадлежавший баронам Каульбарсам. По преданию из него в ноябре 1718 г. был застрелен шведский король Карл XII под стенами норвежской крепости Фридрихсгалл.
К ранним образцам средневековой артиллерии относятся железнокованная казнозарядная бомбарда и бронзовая аркебуза. Эти пушки выкованы из металлических полос и укреплены поперечными стягивающими обручами. Их стволы закреплялись на деревянной колоде, куда вкладывалась и зарядная камора, которую закрепляли поперечным клином. В каморе находился пороховой заряд, а ядро вставлялось в ствол с нижней его части. Благодаря этому решалась проблема скорострельности, поскольку заряженных камор могло быть несколько. Однако пороховые газы прорывались в месте соединения ствола и каморы, что сказывалось не только на мощности и точности стрельбы, но и могло привести к трагическим последствиям. Орудия могло разорвать, а артиллерийский расчет при этом сильно пострадать или погибнуть. Место такого разрыва видно на стволе аркебузы XV в.
Совершенно по-другому выглядят дульнозарядные парадные пушки конца XVI – начала XVII вв. Они отличаются уникальным художественным литьем, а также тщательной отделкой и проработкой деталей. Они изготовлены в литейной мастерской Несвижского замка – фамильного владения крупнейшего польско-литовского магната князя Николая Христофора Радзивилла (Сиротки). Их отливкой руководил немецкий мастер Герман Мольтцфельд (Мольцер). Одна из пушек называется «Виноград» (или «Чаша изобилия»). Весь ее ствол украшен литыми гроздьями винограда и виноградной лозой. Вторая пушка – «Цербер» покрыта изображениями трехглавых псов и косматой шерсти. На пушке – девиз: «Я, Цербер, страшно лаю, пока дарую Диту (другое имя бога царства мертвых Плутона) тысячи».
Поражает своим великолепием пятитонная пушка, отлитая любекским мастером Альбертом Беннинком в 1669 г. для правительства Голландии. По мнению специалистов, она относится к числу самых красивых и высокохудожественных артиллерийских орудий в мире.
В зале можно найти и подлинные орудия правосудия средневековой Европы, сохранившиеся в коллекции музея. Вероятно, это самые сильные по воздействию экспонаты. Мало кого оставляют равнодушным ужасного вида «позорные маски», мечи палачей и меч правосудия, на клинке которого изображены богиня Нимезида и выгравирована надпись «Христос, ты направляешь своего судью». Три железные маски XVI–XVII вв. были созданы для пыток и наказаний. За особо тяжкие преступления выносились смертные приговоры, исполнение которых требовало особого оружия. Палаческие мечи отличались от «благородных» характерным тупым (обрубленным) концом. Именно такими клинками отрубали головы преступникам в XVI — XVII в.
Любимым развлечением королевских особ, знати, а также нетитулованного дворянства была охота. Весной и летом охотились на оленей, осенью травили зайцев, зимой выслеживали кабанов и медведей. У каждой охоты были четко разработанные правила, нормы этикета и оружие. Ружье-чинка использовалось при охоте на птицу. Штуцера применялись для более крупной дичи. Охотничьими ножами и кортиками добивали и разделывали добычу, а на специальном ноже-вертеле жарили мясо на костре.
На охоте часто пользовались и арбалетами. Это метательное оружие, сочетающее в себе лук с механизмом натягивания тетивы, применялся не только в бою. Один из представленных образцов имеет английский ворот (полиспаст). Он появился довольно рано, предположительно, во второй половине XII века. Несмотря на сложность и неудобство при использовании имел значительное распространение. Стальная дуга на арбалетах появилась не ранее XIV – начала XV в. Для натягивания тетивы требовалось время и в полевых условиях воины использовали высокие щиты-павезе для прикрытия от вражеских стрел. В витрине можно увидеть такой щит, изготовленный в г. Констанц в XV в., на котором изображен герб этого города.
Средневековое оружие, доспехи и боевые действия
Непрекращающиеся частные войны и многочисленные вторжения, которыми отмечен период Средневековья, требовали хорошо организованных вооруженных сил как для оборонительных, так и для наступательных целей. В военных походах, которые обычно длились несколько месяцев с весны до осени, должны были участвовать все свободные мужчины.
Однако снаряжение для армии, основанной на тяжелом рыцарстве, стоило очень дорого. Таким образом, военная служба в конечном итоге стала ограниченной для представителей знати, которые могли позволить себе расходы на вооружение, военную технику и отсутствие в своих поместьях в течение более длительного периода.
Дворянство в период Средневековья стало рассматриваться как «те, кто сражается» или «те, кто ведет войну», а ведущая роль рыцарства в средневековых войнах четко указывает на термин «Эпоха рыцарства», который часто используется как синоним для средневековой войны.
Средневековые мечи и кинжалы
Средневековое оружие состояло из множества ручных предметов, но меч был самым популярным оружием в Средние Времена. Меч был символом рыцарства и использовался как в оборонительных, так и в наступательных целях в ближнем бою. Средневековые рыцари всегда несли меч наготове и часто давали им особые имена.
В Средневековье использовались два типа мечей: одноручный короткий меч с заостренным концом и тяжелый двуручный меч с закругленным концом. Форма и дизайн мечей менялись со временем и сильно различались от страны к стране, но его основные компоненты оставались неизменными на протяжении веков. Меч состоял из клинка с одной или двумя режущими кромками и острого или закругленного острия, вставленного в рукоять. Эфес состоял из рукояти (рукоять меча из дерева или металла), гарды для защиты руки и навершия, являвшегося противовесом наверху рукояти.
Средневековый меч берет свое начало от римской спаты, меча с длинным острием размером около трех футов (80-90 см), который сильно повлиял на германские древние мечи в период Великого переселения народов (примерно 300-700 гг. н.э.). На дизайн средневековых мечей также большое влияние оказал меч викингов, который имел более острую конусность и острие, а также глубокие долы, идущие почти по всей длине лезвия.
Мечи викингов были популярны по всей Европе между 8-м и 10-м веками, когда они были заменены одноручным крестообразным мечом, который использовался с 11-го века до середины 14-го века, когда в употребление вошел длинный меч. Длинный меч характеризовался длинным клинком и большими крестообразными эфесами с рукоятью длиной около 6 дюймов (15 см). Его обычно держали обеими руками.
Средневековые рыцари обычно также имели кинжал, обоюдоострый клинок, используемый для колющих ударов, который обычно использовался только как дополнительное оружие защиты в ближнем бою. Средневековая война в первую очередь характеризовалась изощренными боями на мечах, а кинжалы не были популярны в качестве оружия.
Средневековые луки и стрелы
Во всех средневековых армиях использовались луки и стрелы, оружие, состоящее из:
- лука, сделанного из деревянной планки, согнутой и натянутой полоской
- стрелы с острым металлическим наконечником (наконечником), приводившиеся в действие за счет упругости тетивы лука
Лук и стрелы считались оружием низшего класса в Средневековье даже после появления английского длинного лука, который оказался очень мощным оружием во время Столетней войны, особенно в битвах при Креси, Пуатье и Азенкуре.
Английский длинный лук, вероятно, валлийского происхождения, обычно имел длину 6 футов и 6 дюймов (2 метра) и имел эффективную дальность до 656 футов (200 метров).
Обученные лучники стреляют от 6 до 10 стрел в минуту, но для натягивания длинного лука требуется много сил и годы тренировок. По этой причине многие средневековые армии использовали арбалет, состоящий из лука, установленного на ложе, паза, по которому направлялась стрела, называемого болтом, и спускового крючка.
Арбалет был ведущим стрелковым оружием Средневековья, хотя длинный лук имел большую дальность, лучшую точность и более высокую скорость стрельбы, чем арбалет, который стрелял только одним выстрелом в минуту. Однако арбалет достигал большей мощности и мог эффективно использоваться только примерно через неделю тренировок. Эффективность и урон, которые могли быть достигнуты с помощью средневековых луков и стрел (хотя рыцари считали их второстепенным и второстепенным оружием), ясно указывают на каноны Второго Латеранского собора (состоявшегося в 1139 г. ).), который запрещал использование луков и арбалетов против христиан.
Средневековые доспехи
Первые рыцари носили кольчугу, защитную одежду, состоящую из маленьких металлических колец. Кольчуга была гибкой и носилась как приталенная туника с кольчужным капюшоном, закрывавшим голову. Голова обычно дополнительно защищалась отдельным шлемом, надетым поверх кольчужного капюшона, поскольку серьезные травмы, такие как переломы черепа и повреждения головного мозга, могли быть нанесены просто силой. Кольчуга была преобладающим типом доспехов до начала 13 века, когда появление более сложного оружия потребовало лучшей защиты. Кольчуга предотвращала проникновение и разрезание кожи, но не защищала от переломов и синяков, которые могли бы привести к летальному исходу. По этой причине рыцари стали добавлять к своим кольчугам небольшие пластины или стальные диски для защиты наиболее уязвимых мест, таких как колени и подмышки.
В 14 веке кольчуги постепенно заменялись пластинчатыми доспехами. Пластинчатые доспехи состояли из плотно прилегающих металлических частей меньшего размера, которые соединялись между собой заклепками или кожаными ремнями. Его носили на груди, а иногда и на всем теле. Пластинчатый доспех был менее гибким по сравнению с кольчугой, но он не был таким жестким, как кажется, потому что он был разработан и составлен таким образом, что позволял двигаться. Полный латный доспех представлен:
- шлем для защиты головы
- горжет, стальной воротник для защиты горла
- наплечник для защиты области плеч, а иногда и частей спины и груди
- накладка для защиты локтя
- наручи для защиты предплечья
- перчатка, разновидность перчатки, закрывающая часть предплечья
- кираса для прикрытия передней части (нагрудник), обычно надеваемая вместе с соответствующим защитным элементом для спины
- накидка под нагрудник для защиты талии и бедер
- кисточки для защиты бедер
- калетта для защиты ягодиц
- юбка-кольчуга
- накидка для защиты бедра
- полейн для защиты коленей
- накладка на ножки
- сабатон для защиты ног
Полный латный доспех весил около 45 фунтов (20 кг) и обеспечивал максимальную защиту на поле боя. По этой причине нагрудные и задние пластины продолжали использоваться до начала 20 века. Однако тупое оружие, такое как булавы и боевые молоты, могло нанести серьезные ранения за счет ударной силы, в то время как другим способом убить или ранить средневекового рыцаря в полных пластинчатых доспехах было нанести удар через щели между частями доспехов.
Другое оружие
Широкий спектр оружия использовался в средневековой войне и личных боях как в оборонительных, так и в наступательных целях. Меч был, безусловно, самым популярным оружием, но средневековые рыцари также использовали цеп, состоящий из шипа, прикрепленного к рукоятке с помощью шарнира или цепи. Цеп, так же как моргенштерн и булава, предназначались для ближнего боя и нанесения как можно большего урона.
Развитие металлических доспехов, против которых мечи были малоэффективны, привело к появлению нового оружия, такого как боевые молоты. Конструкция боевого молота, состоящего из рукояти и навершия, очень напоминала молот, но он был создан для пробивания металлической брони. Древковое оружие, такое как копья, алебарды, секиры и пики с длинным древком (обычно из дерева), использовалось в ближнем бою и было очень эффективным в качестве защитного оружия в случае нападения на голгофу.
Строительство массивных оборонительных стен и рвов, окружающих средневековые замки, крепости и города, привело к созданию специальных осадных орудий и машин: катапульты, баллисты и требушета, которые использовались для метания снарядов на высокой скорости. Однако упомянутые осадные машины устарели после появления пороха и были заменены пушками в 14 веке.
Помимо специального осадного оружия и машин, средневековые армии также использовали различные тактики осады, такие как рытье туннелей под стенами или поджоги стен, чтобы ослабить их фундамент или разрушить стены. Осадная башня, известная как колокольня, использовалась, чтобы приблизиться к стенам и иметь возможность пробить стены с минимальными потерями. Популярным методом осадной войны также было перекрытие снабжения продовольствием осажденного замка или города, чтобы уморить голодом его защитников и заставить их сдаться. Часто используемые методы также заключались в ведении переговоров, подкупе и катапультировании больных животных или человеческих трупов через стены для распространения болезней в крепости, замке или городе.
Ссылка/цитирование этой страницы
Если вы используете какой-либо контент на этой странице в своей работе, пожалуйста, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу в качестве источника контента.
Хэнсон, Мэрили. «Средневековое оружие, доспехи и военное дело» https://englishhistory.net/middle-ages/medieval-weapons/ a>, 12 января 2022 г.
Ссылка появится как Хэнсон, Мэрили. «Средневековое оружие, доспехи и военное дело» https://englishhistory.net/middle-ages/medieval-weapons/, 12 января 2022 г.
Оружие Средневековья — Шато Шарман
Чтобы осадить и проникнуть сквозь стены замка, часто требовались месяцы или годы. Если стены не удастся пробить, нападающие окружат жителей замка и заставят их голодать. Этот тип ведения войны использовался европейцами и изучен арабами во время крестовых походов. Большинство сражений велись в лучшую погоду летом. ТаранТаран использовался для выбивания дверей или разрушения стен. Часто использовалось упавшее дерево или, если позволяло время, его вкатывали. Эти большие версии часто качались на тяжелых веревках. Средневековый боевой топорЧасто используется для рубки, особенно предназначен для боя. Меньшим боевым топором можно было владеть одной рукой, большим — двумя. Они весили от 1 до 6 фунтов и были от 1 до 5 футов в длину. Средневековый арбалетПосле 1100 г. до н.э. стал популярным дальнобойным оружием. Он похож на лук и стрелы, но легче прячется. Стрелы для арбалета представляли собой металлические болты, стрелявшие с большой силой, и их было легче носить с собой, чем стрелы. Средневековая глефаОднолезвийное копье. Их использовали пехотинцы и рыцари, чтобы калечить и убивать на большем расстоянии, чем большинство жертв могли защитить себя. Из-за длины они не годились для ближнего боя. Рыцарское копье Тяжелая Голгофа использовала длинные шесты (от 9 до 14 футов), чтобы сбивать противников с лошадей. В 14 веке это стало боевой игрой (хатилуд), в которой 2 всадника едут на высокой скорости, пытаясь сбить другого, разбивая копье о щит или доспехи противника. Конец рыцарских поединков как вида спорта наступил В 1559 году после смерти Генриха II из-за смертельных ран, полученных от рыцарского поединка. БулаваБольшая ручная дубинка с шипованным шаром на конце. Некоторые крепились к цепочке на конце рукояти (цепа). Первоначально использовавшиеся дворянами, они были популярны в 14 веке из-за того, что могли причинить вред тем, кто носил пластинчатые доспехи или кольчуги. Средневековые мечиЧтобы обеспечить режущее действие при замахе назад, большинство мечей имеют обоюдоострые лезвия. Существует множество разновидностей палашей, клейморов и сабель. Используется в ближнем бою против противника. КольчугаЭффективный нательный щит, сделанный из тысяч переплетенных стальных колец. Он был легче брони и пропускал холодный воздух. Он по-прежнему был уязвим для остроконечных предметов, таких как глефы, кинжалы, стрелы и наконечники мечей, но для боковых режущих атак или скользящих ударов клинковым оружием он был очень эффективен БроняПримерно в 14 веке кузнец изготавливал эти дорогие нательные щиты на заказ. Первоначально это были шлемы и щиты, а позже для покрытия груди были добавлены стальные пластины. Со временем был разработан полный костюм с головы до ног. Они были очень тяжелыми (весом от 15 до 25 кг) и неуклюжими. Потребовались интенсивные тренировки на лошади и вне ее, чтобы освоить бой в доспехах. Даже лошадям пришлось привыкать к дополнительному весу | КалтропКалтроп — металлический шип с несколькими концами. Они были рассеяны на пути приближающихся захватчиков, которые замедляли лошадей и пехотинцев. Предшественник современной колючей проволоки. Средневековый кинжалДвусторонний клинок. Большинство солдат носили один из них от простого до сложного. Их использовали для ближнего боя, если меч бойца терялся. ПорохЗавезен в Европу из Китая примерно в 1250 году. Порох использовался с небольшим успехом, пока его не поняли лучше. В конце концов европейцы использовали в бомбах пушки и пушки. Длинные лукиНаступательное оружие большой дальности. В умелых руках они были чрезвычайно точны. У стрел, выпущенных из длинного лука, было 3 основных применения: убийство, наконечники с ядом, которые гарантировали смерть, или пылающие наконечники, чтобы поджечь удаленный объект. Лучники или лучники были солдатами, которые использовали это оружие. Дыры убийстваЭто были окна или специальные отверстия в стене или воротах, которые использовались для обливания противников внизу горячей водой, нечистотами, маслом или горящей смолой МашиколяцияОтверстие в полу, обычно между выступами зубчатой стены. Затем те, кто находился в замке, могли сбрасывать камни, нечистоты, масло или другие предметы на нападавших внизу, у основания стены замка. ТребушетТребушет — это большое устройство с утяжеленной метательной рукой, которая удерживается в напряжении до тех пор, пока не будет освобождена. В стены замка бросали железные шары, большие камни или валуны, чтобы разрушить их. |