Описание персонажа баба яга: Яга — сказочный персонаж — Щи.ру

положительный или отрицательный персонаж русских волшебных сказок?

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Мотовилова М.А. 1Щемерева С.А. 1


1МАОУ СОШ №211 ИМЕНИ Л. И. СИДОРЕНКО

Гриджук И.В. 1


1МАОУ СОШ №211 имени Л. И. Сидоренко

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение


Это самый спорный образ русских


народных сказок и очень трудный


для анализа персонаж


В. Пропп


Сказка – это удивительный жанр. Одним из самых ярких сказочных героев является Баба-Яга. Кто же она и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет маленького читателя по тропинкам сказки? Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба-Яга обычно изображается злой старухой?


На уроках литературы нам нередко приходилось давать характеристику этой загадочной старушке. И мы столкнулись с такой проблемой: к положительным или отрицательным персонажам отнести Баба-Яга. В поисках ответа на этот вопрос и родилась тема нашего исследования.


Тема работы: «Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж?


Целью данного исследования является ответить на вопрос: «Положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга?»


Задачи:


Дать понятие слова «Баба-Яга», основываясь на различные словари;


Определить, откуда появился образ Баба-Яга;


Изучить образ Бабы-Яги в русских волшебных сказках;


Изучить мифологию славян для целостного понимания образа Баба-Яги;


Через анкетирование людей разных возрастных категорий узнать, как воспринимают образ Баба-Яги: положительным или отрицательным персонажем.


Основная часть


Понятие образа Баба-Яга


Кто такая сказочная Баба-Яга? Для ответа на данный вопрос мы обратились к различным словарям.


В Толковом словаре С. И. Ожегова говорится: «Баба-Яга, Баба-Яга, ж. в русских сказках: злая старуха-колдунья. Баба-Яга костяная нога».


Большой Энциклопедический словарь сообщает, что «Баба-Яга — персонаж русских народных сказок. Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже помощницы героя».


А Школьный этимологический словарь русского языка поясняется происхождение слова «Баба-Яга» (ведьма) следующим образом: «Искон. Сращение баба «старуха» и яга «злая». Как показывают родственные лит. éngti «притеснять, мучить», англосакс. inca «боль», яга буквально — «злая женщина, мучительница, причиняющая боль».


Проанализировав источники, мы увидели, что исследуемое нами понятие представлено в каждом по-разному. Но нам ближе образ Баба-Яга, данный в «Большом Энциклопедическом словаре». В ходе дальнейшего исследования нам предстоит выяснить, положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга.


Откуда появилась Баба-Яга?


Для ответа на вопрос: «Откуда появился образ Баба-Яга?» мы проанализировали ряд материалов: Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки», Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия» и выяснили, что исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Представим вашему вниманию несколько версий.


По одной из них, Баба-Яга — это проводник в потусторонний мир — мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище — избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» — это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Да и сама Баба-Яга — лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос») — настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги. Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей — точно так же, как пугали мертвецами.


По другой версии, прототип Бабы-Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово «Яга» от древнерусского слово «язя» («яза»), означающего «немощь», «болезнь» и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам.


И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу — наследницу народных целительниц — христианство все же не смогло: разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.


Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать — великую могущественную богиню, праматерь всего живого («Баба» — это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом — церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) «пожирания» юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.


Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии («Баба-Яга» — «наставник йоги»), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов — Ягга, которыми руководила женщина-королева)… Но мы остановимся на этом. Всего этого нам достаточно для понимание того, что Баба-Яга — это сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.


Образ Бабы-Яги в волшебных сказках


Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-Яга, поэтому мы решили рассмотреть образ противоречивой старухи в данном жанре.


Нами был проанализирован образ героини-яги в следующих сказках: Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга и Заморышек», Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Баба-Яга и ягоды», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Условием для подбора сказок было обязательное присутствие Бабы-Яги в качестве героя.


Характеристику образа Бабы-Яги мы начали с её портретного анализа. Из сказок мы узнали, что внешне Баба-Яга — это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным синим сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета героиня в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы, т.е. внешняя характеристика Бабы-Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя она отрицательный персонаж.


Наше внимание сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.


Она живет в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках». Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат — ноги, вместо запора — руки. Вместо замка — челюсть с острыми зубами. Современного читателя может напугать не столько сам дом, сколько забор, вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами. Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.


Баба-Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время странствий Бабы-Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает.


При характеристике любого литературного героя необходимо ещё оценить его поступки, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире. Анализ поступков Бабы-Яги мы представили в таблице (Приложение 1)


Проанализировав образ Бабы-Яги в волшебных сказках, мы выяснили:


Внешность героини – это образ отрицательного персонажа;


Её жилище – это избушка на курьих ножках злой старухи, которая крадёт и поедает детей;


Из десяти проанализированных произведений она выступает в четырёх сказках отрицательным персонажем, а в шести положительным.


Но всё это нам пока не даёт пока право ответить на вопрос, поставленный в начале нашего исследования: «Положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга?», так как наше исследование продолжается.


Образ Бабы-Яги в славянской мифологии


Для создания полного образы Бабы-Яги мы решили обратиться к мифологии славянских народов.


Мы узнали, что Йогиня-Матушка – верховное божество славян, вечно прекрасное создание, любящая, покровительница детей-сирот. Она странствовала по Земле то на огненной колеснице, то верхом на коне. Собирала она беспризорных детей по городам и весям. Богиню-покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали, где живут беспризорные дети. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой (потому что сапожки украшены златом), а кто и совсем по-простому – Йогиней-Матушкой.


Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный скит святилище, который находился в самой чаще леса, у подножья Алтайских гор, где начинается река Иртыш (Ирий тишайший). Все это она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели представителей из древнейших славянских родов.


В предгорном скиту, где Йогния-Матушка проводила детей-сирот через огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода в скале имелось специальное углубление, которое жрецы Рода называли – Пещь Ра.


Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый – лапата́ (потому что украшен резной лепниной, отсюда слово «лепота»). В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра (пещера, печь), Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего лапата́ задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.


Для всех присутствующих на огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит.


Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив их живыми в Огненную Печь, и сотворила это Йогина-Матушка. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата́ в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещи Ра, Мудрецы Рода переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения Капища Рода. Впоследствии, когда дети становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род. Но ничего из этого чужеземцы не видели и продолжали распространять сказки о том, что дикие жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Йогиня-Матушка, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда образ красивой молодой Богини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами и костяной ногой, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их. Даже имя Богини-Йогини исказили, стали называть её «Баба-Яга костяная нога» и стали пугать Богиней всех детей.


Анкетирование на тему: «Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж?»


Мы провели анкетирование (Приложение 2) для того, чтобы узнать, как воспринимают Бабу-Ягу люди разных возрастных категорий: положительным или отрицательным персонажем.








Количество опрошенных людей

Положительный персонаж

Отрицательный персонаж

Другие ответы («нейтральный», «когда-как» и т.д.)

2 класс (29 человек)

10 ч. / 34 %

18 ч. / 62 %

1 ч. / 3%

6 класс (60 человек)

15 ч. / 25 %

37 ч. / 62 %

8 ч. / 13 %

7 класс (30 человек)

10 ч. / 33 %

20 ч. 67 %

0 ч. / 0 %

Работники нашей школы (10 человек)

3 ч. / 30 %

2 ч. / 20 %

5 ч. / 50 %

Всего: 129 человек

38 ч. / 30 %

77 ч. / 60%

14 ч. / 11 %

Мы опросили 129 человек. 60 % всех опрошенных считают Бабу-Ягу отрицательным персонажем. 30 % — положительным, 11 % человек дали другой ответ.


Заключение


Данное исследование показало нам, что все словари, которые мы исследовали, не дают однозначного понятия образа Бабы-Яги. То определение, которое было нам ближе («Баба-Яга — персонаж русских народных сказок, обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже помощницы героя») мы не подтвердили, так как в ходе исследования выяснили:


Бабу-Ягу можно только «по одёжке» отнести к отрицательным героям. Проанализировав её поступки, мы увидели, что во многих сказках наша героиня выступает положительным персонажам. К Бабе-Яге идут за советом, она дарит героям волшебные предметы, указывает путь. В сказке «Гуси-лебеди» ей служит стая лебедей. А белая лебедь – это священная птица славян. Стали бы они служить чему-то злому? Это очень важный факт, который нам уже не даёт право отнести Бабу-Ягу к отрицательным героям.


Прообразом Бабы-Яги является Йогиня-Матушка — верховное божество славян, вечно прекрасное создание, любящая, покровительница детей-сирот.


Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что Баба-Яга – это положительный персонаж волшебных сказок.


Практическое применение работы мы видим следующим образом: данный материал можно использовать на уроках литературы для расширения сведений учащихся о Бабе-Яге.


Список используемой литературы


1. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю./ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2003.


2. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 2001.


4. Школьный этимологический словарь. Шанский Н. М, Боброва Т. А./ 3-е изд., испр. — Москва: Дрофа, 2004.


5. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Художественная литература,1979


6. Большая книга русских народных сказок. М.: Планета детства, 2003.


7. Пропп В. Я.Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000.


8. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /М. Забылин. – М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880.


9. Асов А.И. Меч Сварога. Мифы славян, рассказанные для детей / А.И. Асов. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.


10. Канал «Дети Славы» (Электронный документ: https://www.youtube.com/watch?v=5Yy_zfI52H8).


11. Информационно-аналитическое издание наследников Ярослава Мудрого «Русская Правда»: аналитика, статьи и новости (Электронный документ: http://ruspravda.info/Yoginya-matushka-boginya-pokrovitelnitsa-detey-sirot-497.html)


Приложение 1


Баба-яга: положительный или отрицательный герой русских волшебных сказок?














Название сказки

Положительный или отрицательный персонаж

«Баба-Яга»

Отрицательный, так как хотела съесть девочку.

«Гуси-лебеди»

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.

«Царевна-лягушка»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).

«Василиса Прекрасная»

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами).

«Поди туда – не знаю ку-да, принеси то – не знаю что»

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку.

«Марья Моревна»

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича.

«Заколдованная королевна»

Положительный, так как помогает солдату найти королевну.

«Баба-Яга и ягоды»

Отрицательный, так как жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала. От злости своей и лопнула.

«Перышко Финиста Ясна-Сокола»

Положительный, так как помогла найти Марьюшку.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки


Приложение 2


Анкета


К каким персонажам вы отнесли бы Бабу-ягу?


Положительным


Отрицательным


Другой ответ

Просмотров работы: 3303

Сказочные герои | Баба Яга Кукобой.

Официальный сайт бабы Яги.

Марья искусница

Сказка «Марья искусница» хоть и воплощена более полувека назад (1959г.), но каждое поколение детей смотрит ее с таким же удовольствием. Режиссер Александр Роу творчески подошел к сценарию Евгения Шварца, созданном по мотивам русских народных сказок. Искусные сказочники подошли к работе с душой, фильм получился со смыслом и добрым юмором. Всякий знает, что Марья, матушка Иванушки – красавица и на все руки мастерица. И прясть, и ткать да шить-вышивать горазда, а такие и в подводном царстве на вес золота ценятся.

В Кукобое Марья Искусница — хозяйка Музея Сказки. Здесь многие экспонаты сделаны её умелыми руками. Ведёт почту Бабы Яги, принимает гостей, рассказывает об истории создания Музея и его экспонатах.

Дуняша

У каждого сказочного героя в Кукобое свой образ. Так Дуняша – хозяйка Чайной бабы Яги. Она и стол для гостей накроет и пирогов испечёт, и чай заварит. Поиграет с детьми, загадает им загадки, успокоит ворчунью — Бабу Ягу, найдёт лад со всей нечистью, будь Леший или Кикимора. А знаете какие вкусные Дуняша готовит пироги? Знатные пироги, которыми Кукобой на всю Россию славится! Известно что тесто на них замешивается на живой воде из близлежащего источника, состав начинки тщательно хранится в секрете, а пекутся они в Баба-Ягиной печи.

 Дед Лесовик

Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.

В Кукобое дед лесовик присматривает за Сосновым лесом, в котором поселилась Баба Яга.

Баба Яга

Баба-Яга — лесная старуха, волшебница. Живет в лесной чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная; плохо видит, больше полагается на обоняние; летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Баба Яга – образ очень интересный. Ее жилище рассказчик вертит, как хочет. «Стань к лесу задом, а ко мне передом» — именно этого требует герой из сказки. Баба Яга удивляется присутствию запаха русского духа, но при этом радушно принимает нагловатого гостя, которого и кормит, и поит, и спать укладывает. А, кроме того, собирает всех своих служителей – птиц и зверей, и выспрашивает у них необходимую гостю информацию. Сохранились еще варианты сказок, где выясняется, что Баба-Яга – родственница герою. Например, приходится теткой его жены, которую он теперь как раз и разыскивает.

В Кукобое создан образ Бабы Яги – дарительницы и советчицы: она указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. В избушке у неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других таинственных вещей. Она хранительница своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

Кикимора болотная

Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой домового. Есть еще Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой лешему. Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения.

Кикиморы хоть и вредят человеку, но считаются намного добрее домовых. Пытается она нагнать беспричинный страх на людей, выжить их из дому, но большинство над ней только смеется, на что кикимора начинает беспричинно злиться.

Михайло Потапович или Топтыгин

Еще с древних времен медведь выражал восхищение. Символ медведя олицетворял красоту, силу и величие.

Особенно возвышают образ медведя русские народные сказки. В русских народных сказках медведь всегда добрый, сильный, способен защищать слабых, найти справедливость, и единственное верное решение. Читая сказку, каждый раз находишь, что-то новое для себя, великое и неизведанное.

Имя Топтыгин стало народной кличкой медведя, приняв иронически-уважительную форму. Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен более слабыми животными. С детства Медведь у многих людей олицетворяет мёд, малину, сильного косолапого непоседу.

Баба Яга — Страшная история на Хэллоуин

искать
00.00.00
00.00.00
loading

  • Скачать

Оригинальные картинки для Storynory от Sophie Green
Щелкните любое изображение, чтобы увеличить его до полного размера.

Если вам нравятся СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ, то эта для вас. Мы выпускаем его на Хэллоуин, но вы можете слушать его в любое время года, ЕСЛИ СМЕЛОСЬ!

Баба Яга — известная ведьма Востока. Уже много лет она пугает и пугает маленьких детей по всей Восточной Европе. Это ее самая известная история. Злая мачеха посылает Василису навестить ведьму в ее хижине в лесу, чтобы попросить огонька. Она почти уверена, что это будет последний раз, когда она увидит свою падчерицу, но права ли она?

Версия для Storynory Берти.

Читает Наташа.
Корректура Клэр Дикин и Яны Элизабет. Продолжительность 30 мин.

Где-то в восточной части Европы, где зимой бывает очень холодно, есть темный лес. Если вы когда-либо были достаточно храбры, глупы или невежественны, чтобы отправиться бродить по этому лесу, есть хороший шанс, что вы можете наткнуться на необычный дом. Это деревянная изба, но она не похожа ни на одну другую, которую вы когда-либо видели, потому что стоит на гигантских куриных ножках — и довольно часто ходит, как чудовищная дворовая птица. Эта избушка — дом Бабы Яги. Не советую вам стучаться в дверь избушки Бабы Яги, сколько бы вы ни заблудились по лесу, ибо Баба Яга ведьма.

На опушке леса Бабы Яги есть деревушка, и все, кто там живет, знают о странной избушке и о барыне, которая в ней живет. Ее знают и боятся, ибо давно ходят слухи, что она любит есть детей.

Давным-давно в этом селе жил человек со своей прекрасной дочерью, которую звали Василиса. Мать девочки, к сожалению, умерла за несколько лет до начала этой истории. Перед смертью она сделала Василисе чудесный подарок – маленькую тряпичную куклу, которая ничем не отличалась от других. Мать девочки сказала Василисе, что она должна особенно беречь куклу. Каждую ночь она должна кормить ее молоком и печеньем, и пока она это делает, кукла всегда будет готова помочь ей, в какой бы беде она ни оказалась. Василиса сделала все, как велела ей мать. . Каждую ночь тряпичная куколка вставала и пила немного молока, ела немного бисквита, прежде чем улыбнуться Василисе и снова заснуть.

Шло время, и отец девочки решил снова жениться. У его второй жены было две собственные дочери, ни одна из которых не могла тронуть Василису ни по красоте, ни по мягкости характера. На самом деле они завидовали Василисе и ужасно ее ненавидели. Пока отец Василисы оставался дома, мачехе и сводным сестрам приходилось делать вид, что она им нравится, но время от времени одна из сестер шептала Василисе на ухо: «Ну, подожди, пока твой милый папа оставит нас наедине с тобой. Вот увидишь!»

Когда Василисе недавно исполнилось шестнадцать, ее отец сказал, что должен отправиться в путешествие, которое продлится не менее месяца. Василиса умоляла его взять ее с собой, но он только смеялся и говорил, что едет по делу, и девушке дорога покажется утомительной и скучной.

В первую же ночь после отъезда отца мачеха собрала трех девушек в гостиной и сказала так: «А теперь, мои дорогие, у меня есть небольшое задание для каждой из вас. — Таня, — это была старшая, — иди в мою комнату, пожалуйста, голубушка, и пришьй пуговицу к моему красному платью. Катя, младшая, подойди к кухонному столу и раскатай пирожное, чтобы оно было красивое и плоское. А Василиса, милая, пойди в лес к избушке Бабы Яги и попроси ее одолжить нам огоньков. А теперь беги, милая. Не теряйте времени. Мы же не хотим, чтобы вы оказались в темноте.

Мачеха выгнала Василису из дома так быстро, что она едва успела надеть шапку и перчатки. Она в одиночестве подошла к углу улицы и достала куклу из кармана пальто, где она спала.

«О, куколка, — сказала она. «Моя мать сказала мне, что если я буду кормить и присматривать за тобой, ты будешь готов помочь мне, если я когда-нибудь попаду в беду. Ну, я кормил и ухаживал за тобой. Теперь я в ужасной беде. Я должен пойти к Бабе Яге, и все знают, что она ужасно злая ведьма. Так что, пожалуйста, скажи мне – что мне делать?»

Куколка посмотрела на Василису и сказала: «Будь такой же смелой, как ты красивая. Иди к бабе-яге избушке, и не будет тебе зла».

Василиса собралась с духом и пошла по тропинке, ведущей через лес к избушке Бабы Яги. Через некоторое время юная девушка услышала приближающийся сзади стук копыт и сошла с дороги, чтобы пропустить мимо себя лошадь, на которой ехал всадник в ярко-красном плаще.

«Интересно, кто это был?» Подумала Василиса, прежде чем снова отправиться в путь. Чуть дальше она снова услышала топот копыт, и на этот раз мимо нее промчался всадник в ослепительно-белом плаще и по дороге, ведущей к избушке Бабы Яги.

Некоторое время спустя мимо пролетела третья лошадь. На его всаднике был черный, как ночь, плащ. Примерно через час ходьбы Василиса вышла на полянку в лесу. Хотя уже совсем стемнело, у нее не было проблем со зрением — этот лесной переулок был освещен черепами с горящими глазами.

Черепа были установлены на вершине высокого забора. За забором она увидела странную избушку, стоявшую на курьих ножках. Оно повернулось лицом к ней, и Василисе показалось, что избушка смотрит на нее. Потом курицы стали становиться на колени и избушка опустилась на землю. Дверь со скрипом открылась.

Нос Бабы Яги был таким длинным и костлявым, что показался через дверь раньше остальных. Через мгновение или два за носом последовала высокая тощая старуха с метлой. Василиса так испугалась, что ноги не слушались ее, когда она велела им бежать. Старушка подошла к ней — но она не пошла — ее ноги парили всего в нескольких дюймах над землей.

«Ну, детка, — сказала она, — твой язык достался кошке? Или вы просто плохо воспитаны? Говори, дитя! Выкладывай сюда свое имя и свой бизнес! У меня нет времени торчать здесь всю ночь, пока ты дрожишь и бормочешь, как идиот!

На несколько мгновений губы Василисы так дрожали, что из уст ее не сорвалось ни одного слова, только какое-то «а-а-а», но потом она вспомнила слова куклы, что ей не причинят вреда, и в конце концов она нашла в себе смелость говорить ясно.

«Хорошая мэм», сказала она. — Это только я, маленькая Василиса. Мачеха послала меня в лес одолжить у Бабы-Яги фонарик».

— А сейчас? — задумчиво сказала Баба Яга. «Ну, я Баба-Яга, но вы можете называть меня Бабушкой».

Василиса немного повеселела при этом, ведь Бабушка — ласковое имя, означающее «Бабушка».

Баба Яга продолжала: «А теперь пойдем со мной в мою избушку. Я дам вам несколько простых заданий. Если ты не ленишься и закончишь свою работу, как хорошая девочка, то я дам тебе свет, о котором ты просишь, и отпущу тебя на волю. Но если ты не справишься с этими простыми задачами, я приготовлю тебя в своей печи и съем на обед! Ха-ха-ха!» Она хихикнула. — Как тебе такое предложение?

По правде говоря, Василисе это совсем не нравилось, но она верила, что все будет хорошо, что она выполнит задания и вернется со светом, поэтому она сделала реверанс и сказала: «Мне нравится ну, милая бабушка, — и она последовала за старухой, которая подплыла обратно к двери своей избы и крикнула: — Замки, отпирай!

Двери со скрипом открылись, а затем снова закрылись за Василисой, когда она вошла внутрь. Изба оказалась на удивление просторной, но большую ее часть занимала огромная печь. Василисе пришлось сдержать крик, потому что дом начал подниматься на курьих ножках и двигаться. Она поняла, что спасения не будет, если Баба-Яга ее не отпустит.

Ведьма села за стол и указала на кладовую. — Принеси мне ужин, дорогой, — сказала она.

— Да, бабушка, — ответила Василиса и принесла старушке хлеба да сыра.

«Ну что ж, — сказала Баба Яга. «Скоро я буду наслаждаться прекрасной тарелкой жареного мяса, тонко нарезанного и розового посередине». С этими словами она ущипнула Василису за руку. «Теперь завтра, моя дорогая, ты должен выполнить мое маленькое задание. Когда меня нет в избе, ты должен убирать двор, убирать избу и варить мне на ужин тыквенный суп. Сможете ли вы справиться с этим?»

«Да, Бабушка, я могу». — сказала Василиса, утешившись тем, что задача вовсе не кажется выше ее сил.

— Это хорошо, — сказала Баба-Яга, — а когда закончишь, то со всеми кухонными кастрюлями и сковородками разберешься.

Баба Яга съела свой хлеб с сыром и выпила кружку пенного бурого эля, прежде чем заснуть на толстой шубе, рассыпанной над печкой, самым теплым местом в избе.

Избушка продолжала двигаться, и Василису подташнивало. У самой, конечно, не было аппетита, но перед тем, как лечь спать, она не забыла накормить свою куклу несколькими крошками хлеба и несколькими каплями молока. Когда тряпичная кукла поужинала, Василиса спросила ее: «Ой, что я наделала? Как мне выбраться отсюда?»

Кукла ответила: «Мужайся и верь, и все будет хорошо, потому что Баба-Яга не умеет лгать и она обязана сдержать свое обещание».

Наутро Баба-Яга встала с постели на печке, выпила еще кружку эля и взлетела в трубу на крышу. Василиса выглянула в окно и увидела, что ведьма летит над деревьями, но на этот раз она едет верхом на чем-то похожем на гигантскую ступу. Ступка, кстати, похожа на крепкую деревянную чашу, и в ней можно готовить. Вы кладете туда травы или специи, измельчаете и измельчаете их палочкой, называемой пестиком. Вот в чем летела ведьма, только гораздо больше, чем обычная мортира. Огромный пестик был тем, что старушка держала в руке и использовала как руль, чтобы направлять свой полет.

Василиса смотрела на ведьму до тех пор, пока та не вышла из дома, а потом начала убираться и готовить. Ей удалось навести порядок и приготовить суп к полудню, но теперь перед ней стояла невыполнимая задача. Как она могла выбрать черный горох из мешка белого? Ведь в мешке должны были быть тысячи, если не миллионы горошин.

Она услышала шум снаружи хижины. «Ой, Баба-Яга должна вернуться рано. Теперь мне конец!» — воскликнула она — но, выглянув в окно, увидела не бабу-ягу, а белого всадника, который догнал ее по дороге к избе. Он проскакал вокруг забора комплекса, а затем снова ушел в лес. Василиса вздохнула и пожелала, чтобы он только пришел и спас ее, кто бы он ни был. Потом, когда она отвернулась от окна, то увидела, что весь горох рассортирован на две кучки — одну черную и одну белую. Ее задача была выполнена.

В тот вечер, когда Баба-Яга улетела домой по своим делам, старая ведьма не могла скрыть своего удивления, что ее гостье удалось выполнить задание за один день.

«Я вижу, ты хороший работяга, моя дорогая», — сказала она. «Ну, в таком случае, завтра ты можешь сварить гороховый суп и принести воды из ручья, чтобы наполнить бак. Вот, возьми это ведро. Она подала Василисе не ведро, а решето, и бедняжка недоумевала, как она когда-нибудь сумеет набрать им воды. Тем не менее той ночью, когда маленькая тряпичная кукла убеждала ее не впадать в отчаяние, в глубине души она знала, что может случиться что-то чудесное, чтобы помочь ей – и это случилось. Ибо когда она стояла у ручья, держа в руке решето, проехал красный всадник, взял его у нее и помчался к хижине, где швырнул его в открытое окно. Вернувшись, Василиса обнаружила, что бак наполнен пресной водой.

Вечером Баба-Яга опустила костлявый палец в чан и попробовала каплю пресной воды. Она сказала: «Действительно, ты трудолюбивая девушка. Посмотрим, умный ли ты тоже. Сегодня вечером вы можете не ложиться спать и считать количество звезд на небе. Если вы скажете мне правильное число утром, вы можете взять свой фонарь и выйти на свободу, но если вы ответите неправильно, даже если вы скажете мне, что на одну звезду больше или меньше, вы будете у меня на завтрак.

В ту ночь Василиса смотрела в окно на небо и пыталась сосчитать звезды – 1, 2, 3, 5… Но к тому времени, когда она досчитала 100 звезд, она уже не была уверена, считает ли она те же самые звезды или нет. снова, и ей пришлось начинать все сначала. Не помогало и то, что хижина продолжала двигаться, так что вид продолжал меняться.

Наконец Василиса начала тихонько всхлипывать. Она достала свою куклу и сказала: «О, куколка, кто на этот раз придет на помощь бедной Василисе? Я не могу угадать количество звезд на небе, а утром ведьма меня обязательно съест».

«Не волнуйся, сказала кукла. Имейте мужество и сохраняйте веру, и все будет хорошо». Так и было — ибо в полночный час черный всадник подъехал к окну, где сидела Василиса, и прошептал ей число, как во сне. Это было очень большое число, но я не могу вам сказать, какое оно было, ибо это тайна, но он сказал ей точное количество звезд на небе, и утром, когда Баба-Яга шагнула костлявой ноги на пол, Василиса сказала: «Здравствуй, бабушка, а теперь я тебе скажу количество звезд?»

Баба Яга зевнула и сказала: «Иди, дитя, скажи мне. Но тебе лучше не ошибаться, потому что если ты ошибаешься, я тебя съем».

Василиса сказала номер Бабе Яге, которая издала страшный крик типа: «Ха!» Ее глаза сверкали, как у черепов на заборе, окружающем ее хижину.

«Кто тебе это сказал?» — потребовала она так яростно, что Василиса опустилась на спину. Баба Яга взяла тарелку и швырнула ее через комнату так, что та разбилась о стену. Потом она взяла нож, и Василиса была уверена, что хочет ее убить.

— Но Бабушка, — сказала она. — Ты обещал, что если я скажу тебе номер правильно, то смогу прикурить и выйти на свободу.

Баба Яга на мгновение замерла, и свирепый блеск ее глаз несколько поутих.

— Ах да, — сказала она более спокойно. «Так я и сделал. Я полагаю, именно утро и день помогли тебе с другими задачами, которые я тебе поставил?

Василиса кивнула, ибо теперь она поняла, что три всадника были утром днем ​​и ночью.

«Тогда ты умница», — сказала Баба Яга. «Ибо если Утро, День и Ночь решают помочь вам, это означает, что ваш дух находится в гармонии со вселенной. Я не причиню тебе вреда. Подожди здесь, пока я иду по своим делам. У меня нет для тебя заданий на сегодня. Сегодня ночью ты вернешься домой со светом».

Вечером, прилетев домой на ступе, Баба Яга вывела Василису во двор и дала ей один из черепов с горящими глазами.

«Возьми это», сказала она. — Это очень хорошо зажжет твою мачеху и двух сводных сестер.

Василиса взяла череп и вернулась обратно по тропинке в свою деревню. Она ожидала, что мачеха уже найдет свет, но на самом деле в доме не было света. Вместо этого ее родственники сидели в полной темноте.

Она вошла в дом. Череп осветился внутри так же ярко, как днем.

— Я дома, — крикнула Василиса. Но она не получила ответа, ибо как только свет падал на ее мачеху и сестер, они обращались в прах.

Василиса уехала жить к доброй старушке в деревню, пока отец не вернулся по своим делам. Когда он вернулся, то подумал, что его жена и падчерицы, должно быть, сбежали. Он не очень скучал по ним. Он жил счастливо со своей прекрасной дочерью Василисой, пока однажды не проезжал мимо князь и не увидел ее. Она была самой красивой девушкой, которую он когда-либо видел, и он без колебаний предложил ей выйти за него замуж, что она и сделала, и они жили долго и счастливо.

Кто такая Баба Яга? — Брайан Рор

Часто считающаяся ведьмой из русских сказок, Баба Яга может быть грозным персонажем, угрожающим съесть маленьких детей или отрубить герою голову. Но если мы посмотрим глубже, она также является великим агентом перемен и цели, бросая нам вызов быть сложными личностями, которыми мы должны быть.

«В некотором роде она является той яростной частью Божественной Женственности, которая готова разрушить то, что просто, и все еще мыслит «черно-белым». Она бросает нам вызов заинтриговать ее, найти третий ответ, когда есть только два варианта. предлагаются, чтобы показать, что мы чему-то научились, когда гуляли «в одиночестве» по лесу».

Из Википедии:
http://en.wikipedia.org/wiki/Баба_Яга

В русских сказках Баба-Яга изображается в виде ведьмы, которая летает по воздуху в ступе, используя пестик как руль и сметая за собой следы метлой из повислой березы. Она живет в бревенчатой ​​хижине, которая либо передвигается на паре танцующих куриных ножек, либо окружена частоколом с черепами на каждом шесте, либо и тем, и другим. Замочная скважина ее входной двери — это рот с острыми зубами; забор снаружи сделан из человеческих костей с черепами наверху, часто с одним шестом без черепа, оставляя место для героя или героев. В другой легенде изба не открывает двери, пока ей не скажут волшебную фразу: «Повернись спиной к лесу, лицом ко мне».

В некоторых сказках хижина связана с тремя всадниками: один в белом, на белом коне с белой упряжью, он же День; красный всадник, который есть Солнце; и один в черном, это Ночь. Бабу-Ягу обслуживают невидимые слуги внутри избы. Она объясняет всадников, если ее спросят, но может убить посетителя, который спросит о слугах.

Баба Яга иногда показана как антагонист, а иногда как источник руководства; есть истории, в которых она помогает людям в их поисках, и истории, в которых она похищает детей и угрожает съесть их. Обращение к ней за помощью обычно изображается как опасный поступок. Делается акцент на необходимости должной подготовки и чистоты духа, а также элементарной вежливости. Говорят, что она стареет на год каждый раз, когда ей задают вопрос, что может объяснить ее нежелание помочь. Однако этот эффект можно обратить вспять с помощью специальной смеси чая из голубых роз.

Баба Яга Ивана Билибина
В народной сказке «Василисса Прекрасная», записанной Александром Афанасьевым («Народные русские сказки», т. 4, 1862 г.), титулованной девушке даются три невыполнимые задачи, которые она решает с помощью волшебная кукла, подаренная ей матерью. В христианизированной версии истории Василису отправляют к Бабе-Яге с поручением и она порабощает ее, но слуги ведьмы — кошка, собака, ворота и дерево — помогают Василисе сбежать, потому что она была добр к ним. В конце Баба Яга превращается в ворону. Точно так же царевичу Ивану в «Смерти Кощея Бессмертного» помогают против нее звери, которых он пощадил.

Польская версия фольклора отличается в деталях. Например, у избушки польской Бабы Яги всего одна куриная ножка. Чудовищных ведьм, живущих в пряничных хижинах, также обычно называют Бабой Джагой. Баба Яга, летящая на метле и одетая в черно-красный полосатый народный костюм Свентокшиских гор, является неофициальным символом Кельцкой области (это связано с легендарными шабашами ведьм на Лысой Горе). В некоторых легендах Баба-Яга также носит титул Костяная Нога («Костяная нога») и считается хранительницей между реальным миром и страной мертвых.