Содержание
«Что представляет собой бог Перун и какой силой он обладает?» — Яндекс Кью
По этой теме написана не одна научная работа, по сему как бы я не пытался, но всю информацию об этом славянском боге не смогу уместить в свой ответ.
Итак, начнём наш краткий экскурс.
В славянской мифологии Перун являлся типичным для индоевропейских верований — богом громовержцем, покровителем князя и дружины, по всей видимости он являлся верховным божеством, этому есть несколько следующих подтверждений:
Византийский писатель VI(6) века Прокопий Кесарийский в своем сочинении «О войне с готами» писал следующее о славянах «Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.»;
Имя Перуна так же возглавляет список богов «пантеона Владимира» в «Повести временных лет» что тоже является подтверждением его Главенства в славянском Пантеоне «И нача Володимер в Киеве княжити един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь. И жряху (жертвовали) им, наричюще я (их) богами, и привожаху сыны своя и дыцери, и жряху бесом… И осквернися кровьми земля Руска и холмотъ (сей)»
В списках богов, как, например, в Лаврентьевской летописи, он так же занимает первое место.
В «Слове святого Григория» Перун называется старшим славянским богом, которому в некоторых областях славяне молились еще в XII веке.
О выделенности Перуна среди других богов свидетельствует и история об уничтожении идолов Владимирова пантеона в Киеве в 988 году, после принятия князем и его дружиной христианства. В отличие от изваяний других богов, деревянное изображение Перуна не было сожжено; его было приказано сбросить в Днепр, поплыв по которому, оно остановилось на мели, долгое время спустя называемой «Перуновой». Идол Перуна в Новгороде, установленный дядей князя Владимира Добрыней, как следует из древнерусских письменных источников, стоял над Волховом, а в 989 году по повелению епископа Иакима он, как и в Киеве, был сброшен в реку.
Предположения о том, что культ Перуна был общеславянским исходят из языковых данных:
У болгар и сербов известно растение, носящее название соответственно «перунига» и «перуника»;
У поляков белемнит — кам-необразный сплав песка — назывался «перуновым камнем»;
По-лабские славяне, которые проживали по берегу Балтийского моря и вдоль реки Эльбы, четверг называли «Перуновым днем».
ВНЕШНОСТЬ И АТРИБУТЫ
Перуна представляли в образе не молодого мужчины. Согласно Лаврентьевской летописи, голова его деревянного идола в Киеве была серебряной, а усы — золотыми «И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго, Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ…»
Изображения кумира Перуна в Радзиловской летописи:
По представлениям древних славян, Перун обитал на небе и повелевал небесным огнем.
Оружием Перуна считались камни, стрелы и топоры. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза. В Полесье даже во второй половине ХХ века верили, что молния — это каменная стрела, пущенная с неба на землю. Находя белемнит или любой камень удлиненной формы, полагали, что это и есть громовая стрела. У русских, по поверьям, белемнит получался от удара молнии и носил название «громовой стрелы», «громовки», «громовика», что соответствует польскому «перунов камешек» или «перунова пуля». В белорусских, украинских и западнополь-ских говорах «громовую стрелу» (белемнит) иногда называли непосредственно «перун» или «гром». В этих же говорах слова «перун» и «пярун» означали удар грома. На связь Перуна с громом и молнией указывают бытующие до сих пор проклятия типа «чтоб тебя Перун убил».
Из дней недели с Перуном связывался четверг, и он, как уже упоминалось, у полабских славян назывался «Перуновым днем».
Из животных Перуну посвящался конь, а из деревьев — дуб.
Так, в датируемой 1302 годом грамоте галицкого князя Льва Даниловича, в которой определяются границы владений епископа Перемышльско-го, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «а отъ той горы до Перунова Дуба горе склонъ».
В балтийской мифологии аналогом Перуна являлся образ бога-громовника Перкунаса (Пер-конса). По письменным источникам XVI–XVII веков, литовцы поклонялись дубу как священному дереву Перкунаса. Отражение этих представлений сохранилось в литовском поверье о том, что молния никогда не ударяет в дуб.
Из ландшафтных объектов с Перуном связывались холмы и горы. Так, южнославянские топонимы, в которых отражено имя Перуна, по большей части являются названиями лесистых возвышенностей и гор.
Так же связь Перуна с возвышиностью потверждают следующие источники:
Известно, что в Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах. В Третьей Новгородской летописи (под 988 г.) сохранилось название возвышенности Перынь, посвященной Перуну: «… и требища разори и Перуна посече, что в великом Новеграде стоялъ на Перыни».
В Лаврентьевской Летописи есть следующие строки — «и постави црквъ стаго Василыя на холмѣ идеже стоѣше кумиръ Перунъ и прочии» или «и приде на холмъ кде стояше Перунъ»
Литовский Перкунас, по преданию, тоже жил на высокой, неприступной горе, которая так и называлась «Перкун-гора».
В некоторых поздних рукописях Новгородской летописи упоминается такой атрибут Перуна, как палица «И вринуша его въ Волховъ. Онъ же поплове сквозѣ Велии мостъ, верже палицю свою на мостъ и рече: «На семъ мя поминаютъ Новгородьскыя дѣти».
В договорах с греками связан с оружием (см. Например, в договоре 945 г.: «да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посѣчени будуть мечи своими и отъ стрѣлъ и отъ иного оружия своего»).
Связан с небом (ср. замену имени Зевса Перуном в переводе греческого сказания об Александре Македонском и употребление Перуна в значении неба в одной рукописи XV в.: «колико есть небес! Перун есть многъ»).
Так же стоит упомянуть что договорах Руси с византийцами, заключёнными в 907, 945 и 971 годах, князь клянётся на оружии своём Перуном:
«Олта водивше на роту (клятву), и мужи его по Рускому закону кляшася оружием своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ
богомъ, и утвердиша миръ»
«И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… а есть среди них и некрещёные, да не получат они помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в следующих. »
«А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием.»
Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.
Закономерно, что в период складывания Древнерусского государства и большой активности киевских князей Перун, грозный и воинственный бог грозы и грома, превратился в бога-покровителя князей и княжеской дружины. Именно они в переговорах с иностранными послами клялись и именем Перуна, и своим оружием. Более того, религиозная реформа Владимира 980 года заключалась в том, что родового княжеского бога-покровителя он провозгласил «богом богов» Руси, верховным божеством государства. Именно поэтому новые кумиры Перуна были установлены князем и его дядей в Киеве и Новгороде — двух основных центрах формирования древнерусской государственности.
СВЯТИЛИЩЕ
Существование древнего святилища Перуна подтверждается археологическими раскопками, предпринятыми в середине ХХ века В. В. Седовым. В нескольких километрах под Новгородом в урочище Перынь им была обнаружена круглая площадка с ямой от столба в центре. Вокруг площадки имелся ров с восемью расширениями, которые, по мнению ученых, служили кострищами для возжигания огня, что характерно для славян у корторых большое значение имел культ сохранения огня.
Реконструкция Перынского святилища:
ОСНОВНОЙ МИФ
В белорусской традиционной культуре вплоть до конца XX века существовало представление о том, что летом Перун как олицетворение грома и молнии убивает чертей, которые «плодятся зимой». А в сказочной традиции белорусов сохранился сюжет о противоборстве Перуна, с одной стороны, и Змея, Сатаны, чертей — с другой. Основываясь на структуре этого сюжета и на соотнесении его с близкими по типу индоевропейскими мифами о борьбе бога-громовержца и персонажа, имеющего змеиную мифологическую природу, исследователи попытались реконструировать так называемый «основной» славянский миф языческой эпохи, который мог быть основой для создания других мифов, отражающих взаимоотношения богов. Соответственно гипотезе об основном мифе противником Перуна выступал бог Волос.
Представления о молнии как Божьей стреле, поражающей черта, до сих пор бытуют в русской, белорусской и украинской народной среде. Вот как об этом говорили крестьяне Тверской губернии на рубеже XIX–XX веков:
Одно только можно с достоверностью утверждать, что во время грозы Бог с неба пускает стрелы в чертей, которые поэтому прячутся где-нибудь на дереве в ветвях и под коренья, а иногда и в человека, но Бог тогда убивает громом и человека, чтобы убить спрятавшегося в нем черта, и за это Он награждает убитого на том свете. На этом основании смерть таких людей считается счастливою, самой легкой». По поверьям, убитый молнией человек очищается от своих грехов, так как оказывается невинной жертвой укрывшегося за ним дьявола. А Божьи стрелы, т. е. камни-белемниты удлиненной формы, «если их найти, могут сообщить целебную силу воде, в которую они будут окунуты; такая стрела имеется в деревне, и водой от этой стрелы лечат многие болезни.
Описание теории основного мифа:
«В славянской мифологии, как и в скандинавских и балтийских мифологиях, мир был представлен священным деревом, обычно дубом, ветви и ствол которого представляли живой мир небес и смертных, а корни его представляли подземный мир, то есть царство мертвых. Перун был правителем живого мира, неба и земли, и его часто символизировал орел, сидящий на вершине самой высокой ветви священного дерева, с которой он наблюдал за всем миром. Глубоко в корнях дерева было место его противника, символизируемое змеем или драконом: это был Велес Водяной бог подземного мира, который постоянно провоцировал Перуна, прокрадываясь из влажного нижнего мира в высокие и сухие владения Перуна, крадя его скот, детей или жену. Перун преследовал Велеса по всей земле, нападая на него своими молниями с неба. Велес бежал от него, превращаясь в разных животных или прячась за деревьями, домами или людьми; куда бы ни ударила молния, считалось, что это происходит потому, что Велес прячется от Перуна под этим местом или за ним. В конце концов Перуну удалось убить Велеса или загнать его обратно в водную преисподнюю. Таким образом, верховный бог восстановил порядок в мире, который был нарушен его хаотичным врагом. Затем он вернулся на вершину Мирового древа и с гордостью сообщил своему противнику в корнях: «Ну, вот твое место, оставайся там!» (Ну, там тваё мейсца, там сабе будзь!).»
Вот несколько упоминаний Перуна в белорусских сказках(Белорусский сборник. Вып. 4 : Сказки космогоническия и культурныя):
— Я тебя убью, — говорит Перун.
— Как же ты меня убьешь? Я ведь спрячусь под
человека! — отвечает нечистый.
— А я убью человека и тебя убью! — говорит Перун.
— А я спрячусь под коня!
— Тогда я и коня убью — и тебя убью.
— А я под корову спрячусь.
— Я и корову убью — и тебя убью.
— А я под дерево спрячусь!
— А я дерево разобью — и тебя убью!
— Ну, тогда я спрячусь в воду, под корч, под колоду!
— заявил нечистый.
— Там тебе место, там и находись! — ответил Перун.
В вариантах восточнославянских сказок с сюжетом о борьбе бога-громовника с противником в роли Перуна зачастую выступают христианские персонажи Илья Пророк или Бог. В русской апокрифической литературе не редко повествование о том, что во время грозы разгневанный Бог разъезжает по небу на колеснице и преследует молниеносными стрелами дьявола. Замена образа Перуна на образ Бога свидетельствует о том, что Перун в системе языческого мировосприятия занимал статус верховного божества, бога богов, который позже, с принятием христианства, в народном сознании соотносился со статусом Единого Бога.
Не в меньшей степени образ Перуна соотносим с образом Ильи Пророка. Действительно, после принятия христианства народная традиция перенесла природно-атмосферные и противоборческие функции языческого божества на пророка Илью, которого в народе так и называли «громовержцем». Это обусловливается тем, что, согласно библейскому сказанию, Илья Пророк был повелителем стихий: по его молитве пролилась вода с неба и напоила землю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После принятия христианства Перун, как и другие языческие боги, был причислен к разряду бесов. В книгах христианских книжников осуждалось поклонение ему и принесение кровных жертв. На месте святилищ Перуна были воздвигнуты православные храмы. В Киеве на холме князь Владимир повелел построить церковь в честь святого Василия, имя которого князь получил при крещении. В Новгороде в Перыни был основан Перынский скит с церковью Рождества Богородицы.
Несмотря на активную борьбу церкви с языческими культами и богами память о Перуне в народном сознании сохранялась многие века. Об этом, например, свидетельствуют фрагменты описания «Путешествия в Московию и Персию», составленного известным путешественником и ученым XVII века Адамом Олеарием, который в качестве секретаря посольства Гольштинии посетил Русское государство в 1633, 1636 и 1639 годах: «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». На том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».
Можно ещё много сказать о славянском громовержце, но для первого ознакомления этого я думаю достаточно.
Бог дождя, ветра, грома у славян
Бог дождя, ветра, грома у славян
Перун — бог грома, дождя и ветра в славянской мифологии. Он издавна считается одним из самых могущественных обитателей языческого пантеона. Его любила почти вся Киевская Русь, за исключением нескольких восточных регионов. В своей славе Перун также победил Сварога, который когда-то считался непоколебимым оплотом славянского государства.
Содержание
- 1 Бог ветра, дождя и грома
- 2 Облик Перуна
- 3 Сила небожителя
- 4 Атрибуты Перуна
- 5 Поклонение Перуну
- 6 Священный праздник
- 7 Миф о Перуне
Бог ветра, дождя и грома
Перун — сын великого бога Сварога и богини Лады. Легенды описывают его внешний вид следующим образом. Однажды Матушка Сва (первоначальное название Лады) съела огромную щуку, в которой был тот же дух, что и в Божьем жезле. А потом в течение часа его тело пронзила невероятная сила. Она чувствовала, что в ее утробе зародилась новая жизнь.
Ее муж Сварог понимал, что у них будет сын, который по силе превзойдет всех живущих в этом мире. И действительно, вскоре Лада родила мальчика. В его день рождения вспыхнула молния и ветер. Они грохотали так, что казалось, что мир вот-вот развалится. И когда, видимо, всему этому пришел конец, появился Перун. Мальчик приказал непогоду утихнуть, а потом все замолкло.
С тех пор бог дождя практиковал ежедневное управление стихиями. Повзрослев, он умел сдерживать не только ветер, но и молнии. С тех пор не было божества более могущественного, чем он, поскольку никто не мог противостоять силе небесного света.
Облик Перуна
Сегодня довольно сложно сказать, кем был бог дождя. Мифология славян очень размыта. В основном из-за того, что древние легенды переходили из уст в уста. Это их исказило. Кроме того, некоторые мифы были полностью утеряны при крещении Руси, поскольку христиане заставляли славян забыть древних богов.
И все же некоторые детали внешности Перуна смогли сохраниться до наших дней. Например, изначально бог молнии изображался сильным взрослым мужчиной с седыми волосами. Позже мнения волхвов разделились. Одни говорили, что у него золотая борода, а вместо усов были пучки молний, другие говорили, что он ничем не отличается от обычных смертных, а также хорошо сложенным телом.
Единственное, в чем все были согласны, — это воинственная одежда бога. Он всегда носил искусно выкованные доспехи и шлем. Кроме того, небесный воин всегда держал в одной руке огромную булаву (иногда его изображают с мечом или копьем), а в другой — дубовый щит.
Сила небожителя
Перун контролировал силы дождя, ветра и молнии. Однако люди редко просили его послать воду с неба во время засухи. Это связано с тем, что для славян Перун был воплощением бога-воина. Он использовал свои силы в битвах, а не в сельском хозяйстве.
И с годами он полностью превратился в главного покровителя воинов. Поэтому, отправляясь на войну, мужчины и женщины просили об одолжении Перуна. Они считали, что если дух Бога коснется их оружия, ни один враг не сможет победить их в честной битве. А буря накануне битвы засвидетельствовала, что небожители услышали молитвы верных.
Кроме того, славяне считали, что Перун охраняет матушку-природу. День за днем он ходит по лесам и полям, замечая, что люди мудро распоряжаются подаренными им богатствами. Кроме того, бог дождя обладал чудесными способностями. Он мог превратиться в любое животное или птицу.
Атрибуты Перуна
Бог дождя у славян часто ассоциировался с дубом. В общем, в этом нет ничего удивительного. Ведь русский народ всегда считал это дерево величественным. Поэтому именно из его ствола волхвы вырезали тотемы, олицетворяющие облик бога Перуна. Самый известный из них находится на острове Хортица в Украине.
Еще один атрибут бога — боевой топор. Это символ воинственных начал Громовержца. Поэтому все русские солдаты носили с собой амулет в виде топора, который защищал их в бою.
Цветок ириса был не менее значимым в культе Перуна. Он был нанесен на все тотемные столбы, посвященные Богу, а сами святыни были построены в виде шести лепестков этого растения.
В более поздние века язычества волхвы добавили в небесную копилку еще один символ — особую руну, названную звездой Перуна. Славяне считали, что его сила способна защитить от любых напастей. Поэтому его высекали не только на тотемах и идолах, но и рисовали на боевой одежде и щитах.
Поклонение Перуну
Бог дождя быстро затмил других богов славянского пантеона. Это было связано с тем, что он помогал солдатам в боях. Поэтому князья и правители пытались умилостивить его изо всех сил, воздвигая в его честь все новые и новые алтари. Кроме того, миролюбивые люди также попросили благословения у Перуна. Ведь по легенде он мог принести успех и удачу в любом начинании.
Что касается ритуалов, то большинство из них проходило под строгим контролем жрецов и магов. Лишь немногие избранные могли получить этот священный титул. Чаще всего это происходило в детстве, когда кто-то из священнослужителей заметил в ребенке таинственную силу. На практике это означало, что жрецы могли называть колдуном любого, кто хотел, чтобы они были.
Священный праздник
У бога дождя, как и у любого другого божества, был свой день по славянскому календарю. Его отметили 20 июля. В этот день волхвы собрали людей у главного алтаря. Здесь они пели обрядовые песни, танцевали кругами и преподносили Перуну свои дары. В качестве ритуального жертвоприношения использовали быка или петуха.
После этого люди возвращались в город или село и продолжали праздновать. Примечательно, что в этот день прошли первые парады войск в России. Воины дружным строем прошли по улицам города, демонстрируя свою силу и солидарность с окружающими.
В конце дня на окраине зажгли огромный костер. Он сжег те дары, которые приносили к алтарю в течение дня. Образовавшийся пепел рассыпали по полям в надежде, что Перун не оставит их без дождя.
Миф о Перуне
О Громовержце ходит много древних легенд. Большинство из них прославляют мощь Перуна. Например, самая известная из них повествует о том, как юного бога вместе со своими сестрами похитил Скипер-зверь (человек-скорпион). Он обладал ужасным колдовством: чудовище погрузило мальчика в вечный сон и превратило беззащитных девушек в монстров.
Но с годами старшие братья нашли Перуна. Пробудив от сна уже взрослого человека, ему подарили чудодейственный меч. Благодаря ему дикий монстр убил небесное существо, а затем разочаровал сестер.
Поделиться:
- Предыдущая записьИстория Азербайджана с древнейших времен до современности
- Следующая записьОрден францисканцев и его история
×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector
Перун | Мифы и фольклор Вики
Перун
Перун, представленный в 3D. Арт Кригермана из deviantArt
Бог Неба, Грома, Справедливости, Штормов и Физического Царства
Силы и способности
- Вызов бури
- Управление молнией
- Закройте врата рая (Ирий)
Родители
- Сварог
- Лада
Супруги
- Дива-Додола
Дети
- Девана
- Дазбог
- Тара
Индуистский эквивалент
Парджанья
Норвежский эквивалент
Торр
Протоиндоевропейский эквивалент
*perk w unos
Перун — славянский бог неба, грома, войны, плодородия и дождя. Сварог также считался Богом неба, однако Перун правил физическим, атмосферным царством, а Сварог правил Правью — Царством Богов и духов мертвых.
Содержимое
- 1 Внешний вид
- 2 Мифы и легенды
- 2.1 Рождение и испытания Перуна
- 2.2 Битва Перуна с Велесом
- 3 Перун в христианстве
- 4 Галерея
Внешний вид
Он представлен мускулистым, бородатым воином, мастерски владеющим топорами, он ехал на горящей колеснице, запряженной огнегривыми конями, которые дышали огнем, а звуки грома на самом деле были звуками Его колесниц.
Мифы и легенды
Перун был привязан к справедливости и порядку. Он мог наказать злых людей, закрыв ворота Ирия (место в царстве Прави, посвященное добродетельным людям), или поразив их молниями. Дуб и цветок «перуника» (ирис германский) также были его символом.
Как Бог, имевший самый сильный культ, после Дажьбога и Сварога, Перун считался самым могущественным Богом в славянском фольклоре. Историки даже сегодня не знают, был ли он главным Богом всех славян. Из-за его роли вестника грома и дождя все славяне, независимо от племени, платили ему дань в виде еды или «танцев додоль», чтобы бороться с засухой, особенно в летний сезон.
Рождение и испытания Перуна
Говорят, что Перун родился от Матери Свы (или богини Лады) и Сварога, после того как она съела рыбу Щуку, содержащую воплощение Рода, бога-творца. Об этом подробно написано в Книге Коляди:
«Небо звенит от грома,
Тогда облака сияли молниями
И он возник, как молния
Сын Сварога, Перун Громовержец!»
Вскоре после этого события из подземного мира выполз змей Скипер-Змей и похитил младенца Перуна и его сестер. Сестер мы держали отдельно от Перуна, которого держали в темнице где-то в подземном царстве, где он оставался 300 лет. Мать Сва стала искать своего сына, а Велес, Хорс и Стрибог превращаются в полулюдей-полуптиц, таких как алконост, чтобы помочь. Все они противостоят Змею-Скиперу, чтобы найти его, заставляя змея лгать. Ложь иссякает, и после того, как ему командуют во второй раз, он ломается и раскрывает местонахождение Перуна.
Они находят его в подземелье, и хотя он не мертв, он спит мертвым сном, и его нужно разбудить в водах жизни. Мать Сва в конце концов приобретает воды у Гамаюна, и ей удается разбудить Перуна, который встает и восклицает: «Я пойду к Скиперу-Зверю и верну этот акт дружбы!», Так начинается первая битва Перуна.
Чтобы войти во владения темного царства, где находился змей, Перуну пришлось столкнуться с рядом испытаний. Первым был гигантский лес с корнями, выросшими в невозможном лабиринте. Перун грозил превратить лес в щепки, и все корни разошлись, чтобы он мог продолжать. Дальше была река, русло которой было из самого твердого камня, а волны свирепее любого океана. Перуну было все равно, и он приказал реке расступиться. Дальше были холмы-великаны, которые были не менее глупы, чем река и корни, так что они разошлись, когда повелел Перун.
Наконец на двенадцати ветвях села гигантская птица, которая, как говорят, рычала как зверь, но как змея, и могла снести целые леса короткими ударами. И снова Перуну было все равно, и он достал свой лук и стрелы, быстро убил тварь и пошел дальше. После этого, однако, Перун нашел своих сестер, превратившихся в безобразных бледных зверей, и гигантский змей явился сверху и поглотил Перуна пламенем. Своей силой он выдержал пламя змеи и срубил ее своим топором. Затем он сказал своим сестрам искупаться в реке Рифейской горы, чтобы они могли вернуться к своим божественным формам.
Наконец, Перун входит в дом Скипера-Змея, залы которого были обставлены костями в ужасной ограде. Не зная, кто вошел в его жилище, змей говорит: «Я владыка преисподней! Как только я достигну небесного ствола, я низведу небеса на землю!». Не говоря ни слова, Перун вступил в бой со змеем, бой, на который ушло много дней, и все оружие в огромном арсенале Перуна. Удивленный Скипер-Змей спрашивает его: «Что это? Вы Витязь или небесный бог? Моя смерть придет только от руки Перуна Сварога, но он далеко под землей». на что Перун отвечает «Я смерть, о которой ты говоришь!» Затем Перун поднимает змея и бросает его на землю, где земля-мать разделяет землю, проглатывая Скипера целиком и таким образом создавая Кавказские горы. После этого Перун восходит к Парву и претендует на место царя богов и женится на своей жене-Диве-Додоле, дочери Дивии, богини Луны.
Битва Перуна с Велесом
Главным оружием Перуна был топор, украшенный знаками грома, и золотыми яблоками. Всякий раз, когда Перун подбрасывал в воздух золотое яблоко, они превращались в гром и молнию. И то, и другое он использовал против Велеса — Своего заклятого врага.
Существует предание, что Велес в образе рогатого змея прополз на вершину Мирового Древа, в результате чего Явь — человеческий мир иссяк. Однако Перун сразится с ним своим топором и в конце концов убьет змея, повергнув его на землю и объявив о победе, принеся дождь и гром. Но Велес никогда не умирает, и цикл битвы, смерти и возрождения повторяется каждый раз перед дождем.
По другим версиям, Велес крадет у Перуна жену, скот или его сына Ярило, бога весны, что и приводится как причина их ежегодной драки.
Несмотря на то, что Перун и Велес в менталитете довольно нейтральны, их битва все же рассматривается как битва между порядком и хаосом.
Перун в христианстве
В период христианизации славян существовало религиозное явление, называемое двоеверием (двуверие одновременно). Славяне не хотели так просто отказываться от своих Богов. Однако христианские священники обнаружили, что дни празднования их богов близки к дням христианских святых. Так люди обменяли Перуна на святого Илию (которого тоже праздновали 20 июля). Святой Илия у южных славян также назывался Громовержцем и выполнял ту же роль, что и Перун, — вызывал гром и дождь и ездил по небу на горящих колесницах.
Галерея
Еще один знак Грома, который можно увидеть на глиняной посуде и камнях, используемых при строительстве православных храмов.
Один из двух известных знаков Грома, использовавшихся Перуном и славянами для защиты своих жилищ от грозы.
Перун (сверху) против Велеса (снизу)
Перун | Мифы и фольклор Вики
Перун
Перун, представленный в 3D. Арт Кригермана из deviantArt
Бог Неба, Грома, Справедливости, Штормов и Физического Царства
Силы и способности
- Вызов бури
- Управление молнией
- Закройте врата рая (Ирий)
Родители
- Сварог
- Лада
Супруги
- Дива-Додола
Дети
- Девана
- Дазбог
- Тара
Индуистский эквивалент
Парджанья
Норвежский эквивалент
Торр
Протоиндоевропейский эквивалент
*perk w unos
Перун — славянский бог неба, грома, войны, плодородия и дождя. Сварог также считался Богом неба, однако Перун правил физическим, атмосферным царством, а Сварог правил Правью — Царством Богов и духов мертвых.
Содержимое
- 1 Внешний вид
- 2 Мифы и легенды
- 2.1 Рождение и испытания Перуна
- 2.2 Битва Перуна с Велесом
- 3 Перун в христианстве
- 4 Галерея
Внешний вид
Он представлен мускулистым, бородатым воином, мастерски владеющим топорами, он ехал на горящей колеснице, запряженной огнегривыми конями, которые дышали огнем, а звуки грома на самом деле были звуками Его колесниц.
Мифы и легенды
Перун был привязан к справедливости и порядку. Он мог наказать злых людей, закрыв ворота Ирия (место в царстве Прави, посвященное добродетельным людям), или поразив их молниями. Дуб и цветок «перуника» (ирис германский) также были его символом.
Как Бог, имевший самый сильный культ, после Дажьбога и Сварога, Перун считался самым могущественным Богом в славянском фольклоре. Историки даже сегодня не знают, был ли он главным Богом всех славян. Из-за его роли вестника грома и дождя все славяне, независимо от племени, платили ему дань в виде еды или «танцев додоль», чтобы бороться с засухой, особенно в летний сезон.
Рождение и испытания Перуна
Говорят, что Перун родился от Матери Свы (или богини Лады) и Сварога, после того как она съела рыбу Щуку, содержащую воплощение Рода, бога-творца. Об этом подробно написано в Книге Коляди:
«Небо звенит от грома,
Тогда облака сияли молниями
И он возник, как молния
Сын Сварога, Перун Громовержец!»
Вскоре после этого события из подземного мира выполз змей Скипер-Змей и похитил младенца Перуна и его сестер. Сестер мы держали отдельно от Перуна, которого держали в темнице где-то в подземном царстве, где он оставался 300 лет. Мать Сва стала искать своего сына, а Велес, Хорс и Стрибог превращаются в полулюдей-полуптиц, таких как алконост, чтобы помочь. Все они противостоят Змею-Скиперу, чтобы найти его, заставляя змея лгать. Ложь иссякает, и после того, как ему командуют во второй раз, он ломается и раскрывает местонахождение Перуна.
Они находят его в подземелье, и хотя он не мертв, он спит мертвым сном, и его нужно разбудить в водах жизни. Мать Сва в конце концов приобретает воды у Гамаюна, и ей удается разбудить Перуна, который встает и восклицает: «Я пойду к Скиперу-Зверю и верну этот акт дружбы!», Так начинается первая битва Перуна.
Чтобы войти во владения темного царства, где находился змей, Перуну пришлось столкнуться с рядом испытаний. Первым был гигантский лес с корнями, выросшими в невозможном лабиринте. Перун грозил превратить лес в щепки, и все корни разошлись, чтобы он мог продолжать. Дальше была река, русло которой было из самого твердого камня, а волны свирепее любого океана. Перуну было все равно, и он приказал реке расступиться. Дальше были холмы-великаны, которые были не менее глупы, чем река и корни, так что они разошлись, когда повелел Перун.
Наконец на двенадцати ветвях села гигантская птица, которая, как говорят, рычала как зверь, но как змея, и могла снести целые леса короткими ударами. И снова Перуну было все равно, и он достал свой лук и стрелы, быстро убил тварь и пошел дальше. После этого, однако, Перун нашел своих сестер, превратившихся в безобразных бледных зверей, и гигантский змей явился сверху и поглотил Перуна пламенем. Своей силой он выдержал пламя змеи и срубил ее своим топором. Затем он сказал своим сестрам искупаться в реке Рифейской горы, чтобы они могли вернуться к своим божественным формам.
Наконец, Перун входит в дом Скипера-Змея, залы которого были обставлены костями в ужасной ограде. Не зная, кто вошел в его жилище, змей говорит: «Я владыка преисподней! Как только я достигну небесного ствола, я низведу небеса на землю!». Не говоря ни слова, Перун вступил в бой со змеем, бой, на который ушло много дней, и все оружие в огромном арсенале Перуна. Удивленный Скипер-Змей спрашивает его: «Что это? Вы Витязь или небесный бог? Моя смерть придет только от руки Перуна Сварога, но он далеко под землей». на что Перун отвечает «Я смерть, о которой ты говоришь!» Затем Перун поднимает змея и бросает его на землю, где земля-мать разделяет землю, проглатывая Скипера целиком и таким образом создавая Кавказские горы. После этого Перун восходит к Парву и претендует на место царя богов и женится на своей жене-Диве-Додоле, дочери Дивии, богини Луны.
Битва Перуна с Велесом
Главным оружием Перуна был топор, украшенный знаками грома, и золотыми яблоками. Всякий раз, когда Перун подбрасывал в воздух золотое яблоко, они превращались в гром и молнию. И то, и другое он использовал против Велеса — Своего заклятого врага.
Существует предание, что Велес в образе рогатого змея прополз на вершину Мирового Древа, в результате чего Явь — человеческий мир иссяк. Однако Перун сразится с ним своим топором и в конце концов убьет змея, повергнув его на землю и объявив о победе, принеся дождь и гром. Но Велес никогда не умирает, и цикл битвы, смерти и возрождения повторяется каждый раз перед дождем.
По другим версиям, Велес крадет у Перуна жену, скот или его сына Ярило, бога весны, что и приводится как причина их ежегодной драки.
Несмотря на то, что Перун и Велес в менталитете довольно нейтральны, их битва все же рассматривается как битва между порядком и хаосом.