Описание бабы яги: 500 Internal Server Error

Содержание

Баба Яга ОПИСАНИЕ персонажа ЧИТАТЬ

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —

что-то русским духом запахло.

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Три образа Бабы-Яги

Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.

1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» — главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.

Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.

2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.

И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.

3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».

Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.

Научная теория

У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:

Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.

Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.

Бяба-Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.

Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)

Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.

Читать также:

Морской Царь и Василиса ПремудраяЦаревна ЛягушкаВасилиса ПрекраснаяГуси Лебеди

кто такая, значение в славянской мифологии

https://ria.ru/20210629/baba-yaga-1739102148.html

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-Яга: кто такая, значение в славянской мифологии

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на… РИА Новости, 29.06.2021

2021-06-29T18:41

2021-06-29T18:41

2021-06-29T20:48

религия

сыктывкар

архангельская область

александр афанасьев

республика коми

религиозные праздники

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:72:1561:950_1920x0_80_0_0_935a065370c235a90795ae8a02450f25.jpg

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.Баба-ягаПроисхождение образаПодробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.»Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова. Как выглядела Баба-ягаСегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.Атрибуты и символика Бабы-ягиНезаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.День Бабы-ягиНесколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.Семья Бабы-ягиСчитается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.Значение Бабы-яги в славянской мифологииСреди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.Сказки про Бабу-ягуВ XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец. У других народовУченые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.Была ли Баба-яга на самом делеИсследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».Баба-яга как оберег домаСегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

https://ria.ru/20130629/946498746.html

https://ria.ru/20201218/kostyum-1589849444.html

сыктывкар

архангельская область

республика коми

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:0:1561:1172_1920x0_80_0_0_72d28bcd7826acdba168aca9df1a62f3.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

сыктывкар, архангельская область, александр афанасьев , республика коми, религиозные праздники

Религия, Сыктывкар, Архангельская область, Александр Афанасьев , Республика Коми, Религиозные праздники

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.

Баба-яга

Происхождение образа

Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.

Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.

«Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.

Сказочная избушка на курьих ножках в Ленинградской области

Как выглядела Баба-яга

Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.

Атрибуты и символика Бабы-яги

Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.

День Бабы-яги

Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.

Семья Бабы-яги

Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.

Премьера фильма «Книга мастеров» студии Walt Disney Pictures в кинотеатре «Октябрь» в Москве

Значение Бабы-яги в славянской мифологии

Среди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.

По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.

Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.

Избушка на курьих ножках

Сказки про Бабу-ягу

В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.

Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.

Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.

Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.

У других народов

Ученые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.

Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.

Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».

© AP Photo / Jens MeyerЛюди в тематических костюмах во время празднования Вальпургиевой ночи в Эрфурте

© AP Photo / Jens Meyer

Люди в тематических костюмах во время празднования Вальпургиевой ночи в Эрфурте

В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».

Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.

А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.

29 июня 2013, 00:32

День рождения Бабы Яги отметят на ее родине в Ярославской областиПоздравить бабушку Ягу в ее день рождения приедут герои сказок из регионов России и сказочная делегация из соседней Белоруссии. Кроме волшебных героев гостями праздника станут дети и родители из многих уголков России, которые смогут лично поздравить бабушку.

Была ли Баба-яга на самом деле

Исследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.

Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».

Баба-яга как оберег дома

Сегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.

Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.

Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

18 декабря 2020, 10:40Культура

Киностудия Горького представила виртуальную выставку костюмов к сказкам

Баба Яга — Энциклопедия Всемирной Истории

Баба Яга — ведьма из славянского фольклора, живущая в волшебной избушке в лесу и либо помогающая, либо заточающая, либо поедающая встречных. Она является одним из самых известных персонажей славянских сказок и в наши дни нашла поклонников среди тех, кто видит в ней воплощение женской силы и независимости.

Ее имя часто понимается как «Бабушка-ведьма», хотя это оспаривается, и нет единого мнения о значении числа 9. 0005 Яга . Впервые она упоминается в книге по русской грамматике в 1755 году, но считается, что она существовала в устной традиции славянских сказок намного раньше. Хотя она обычно является злодеем в любом произведении, в котором она появляется, она также может предложить помощь и понимается скорее как персонаж-обманщик, который поощряет трансформацию, чем стандартная фигура злой ведьмы.

Удалить рекламу

Реклама

Баба Яга, вероятно, наиболее известен из рассказа Василиса Прекрасная , в котором она непреднамеренно освобождает героиню от тирании мачехи и сводных сестер, а также фигурирует в других известных сказках, таких как Царевна-лягушка и Баба-Яга и добрая девочка , в которых она играет аналогичную роль. . Ряд ее сказок следуют парадигме истории Золушка , где она играет роль Феи-крестной, но с явно зловещим поворотом.

Поскольку она живет вне норм общества и всегда по своим правилам, она стала олицетворением концепции женской силы и эмансипации в современную эпоху. Книги, фильмы и телешоу упоминают ее сегодня в этой роли, и, хотя она сохраняет свой угрожающий характер, ее все чаще считают источником мудрости и силы, а не олицетворением зла.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Изображение, возможное происхождение и имя

Баба Яга изображена в виде огромной уродливой старухи, которая живет в избушке, построенной на четырех высоких куриных ножках, которые могут поворачиваться или перемещаться по команде. Ее часто видят драпированной над печью или полулежащей в избе по всему пространству, касаясь большим носом потолка. Когда она выходит из дома, она едет в ступе, приводимой в движение пестиком, в одной руке, а в другой держит метлу, которой стирает любые следы своих следов.

Баба-Яга обычно означает «Бабушка-ведьма», даже если это не прямой перевод.

Она обычно покидает свою хижину утром, возвращается вечером и командует стаей черных гусей, которые кружат по небу в поисках детей. В рассказе Черные гуси Бабы Яги двое непослушных детей, Ольга и Сергей, ускользают из дома, пока их мать находится на рынке — после того, как она предупредила их, чтобы они не выходили, пока летят гуси, — и Сергея похищают. подняли и отнесли к бабе-яге в избушку обедать. Ольга может спасти своего брата с помощью магических предметов, и они усваивают урок о том, что не слушают свою мать.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

В этой истории, как и во многих других, Баба-Яга — могущественная ведьма, которая питается детьми, но, согласно ученому Андреасу Джонсу в его обширной книге на эту тему, она, возможно, изначально была славянской богиней и Матерью-Землей. Джонс цитирует ученого Михаила Чулкова, который отмечает значительное сходство между Бабой-Ягой и древней богиней смерти, известной как Ягайя-баба:

.

Славяне почитали под этим именем богиню подземного мира, представляя ее устрашающей фигурой, сидящей в железной ступе, с железным пестиком в руках; они приносили ей кровавую жертву, думая, что она кормит ею двух приписываемых ей внучек и что она сама наслаждается пролитием крови. (16)

Упоминание Чулковым внучек Ягая-бабы отражает еще одно сходство между богиней и более поздней ведьмой в том, что Баба-Яга иногда изображается с двумя дочерьми или двумя сестрами. Некоторые ученые, по сути, называют фигуру во множественном числе Бабой-Ягой, по сути, все это одно и то же существо, только их различия самые поверхностные.

Удалить рекламу

Реклама

Другие ученые считают, что изначально она была олицетворением природы, которая поочередно может быть жестокой или доброй, или грозовой тучей или бурей, в то время как другие утверждали, что она олицетворяет плуг, который ломает (ранит) землю, чтобы можно было сажать, удобрять и рост сельскохозяйственных культур. Джонс цитирует ученого Мэтью Гатри, который, кажется, отвергает интерпретацию плуга в пользу теории Богини Смерти, утверждая, что Баба Яга является славянской версией греческой богини Персефоны.

Избушка Бабы Яги

Иван Билибин (общественное достояние)

Согласно легенде, она происходит от дьявола, по словам ученого Василия Левшина, цитируемого Джонсом:

Желая состряпать самую совершенную сущность зла, дьявол сварил в котле двенадцать гадких женщин. Чтобы уловить суть, он собрал пар во рту, а затем, не задумываясь, сплюнул в котел. Из этой смеси вышла Баба Яга, самое совершенное зло. (13)

Обычно ее изображают в этом духе, независимо от того, что хорошего может произойти из ее действий, и поэтому можно утверждать, что то, что могло вдохновить фигуру, не имеет значения, поскольку она стала известна как олицетворение зла. Ни одна интерпретация ее происхождения не является общепризнанной, и то же самое относится и к ее имени. Джонс пишет:

Удалить рекламу

Реклама

В древнерусском языке слово баба могло относиться к повивальной бабке, колдунье или гадалке, а стандартное современное русское слово «бабушка» ( бабушка ) происходит от него. Баба в современном русском языке также является уничижительным термином для женщины… Происхождение и значение Яга гораздо более неясны и вызвали несколько различных интерпретаций среди лингвистов. (10)

Среди многих предлагаемых вариантов: болезнь, болезнь, ужас, холод, злая лесная нимфа, ведьма, злая женщина, ярость, ярость, гнев, пытка, боль и тревога, змея, змея, жена дяди, мачеха, тетя и мать. Джонс цитирует ученого Брайана Купера, который утверждает, что «имя предполагает олицетворение удушающего угнетения», и заключает, что «несмотря на неясное происхождение, имя Бабы Яги хорошо известно по всей России. Как и слово «ведьма», иага использовалось сельскими жителями как нелестное обозначение «старых, сварливых и некрасивых женщин» (11). Таким образом, это имя обычно можно понять как означающее «Бабушка-ведьма», даже если это не прямой перевод.

Хотя она похищает и ест детей и, кажется, охотится за ними в течение дня, чтобы поужинать, Баба-Яга также служит катализатором перемен. Есть ряд сказок, в которых она действует как агент трансформации, помогая героине или герою в самореализации и завершении поиска. В этих сказках и даже в других, где она изображена как злодейка, Баба Яга олицетворяет мифологический архетип трикстера.

Фигурка Трикстера

Трикстер фигурирует в мифологии культур по всему миру, но следует помнить, что эти «мифологии» когда-то понимались как религиозные верования, столь же значимые, как и любые существующие в наши дни. Трикстер был признан богом или эманацией верховного божества, который вмешивался в жизнь других божеств, людей и мира природы — по какой-то причине или вообще без причины — поощряя трансформацию. Каким бы неприятным ни был опыт общения с трикстером, человек был вынужден выйти из своей зоны комфорта в новое состояние — часто повышенное состояние — осознания себя и мира.

Удалить рекламу

Реклама

Один из самых известных персонажей-обманщиков — Локи из скандинавской мифологии, который постоянно враждует с богами Асгарда, но несет ответственность за ряд их самых ценных магических предметов, включая молот Тора и копье Одина. Однако трикстер появляется во многих других системах верований, в том числе как Койот в системах верований коренных американцев, как Эсу в религии йоруба в Западной Африке и как Далекая Богиня / Око Ра в древнеегипетской религии.

Баба Яга

Иван Билибин (общественное достояние)

Великий швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (р. 1875-1961) отметил сходство этих и других систем убеждений и предположил, что трикстер является проявлением другого психологического архетипа, Тени, темного и неизвестного аспекта личности. и общинная личность, обычно отвергаемая или подавляемая. Тень появляется в снах, видениях, религиозных сказаниях и легендах, представляя то, чего человек боится или, по крайней мере, находит в себе неприятным. Комментарии Юнга:

[Обманщик] — предтеча спасителя и, как и он, Бога, человека и зверя одновременно. Он одновременно недочеловек и сверхчеловек, звериное и божественное существо, главной и наиболее тревожной чертой которого является его бессознательное. Из-за этого его покидают его (очевидно, люди) товарищи, что, кажется, указывает на то, что он упал ниже их уровня сознания. (263)

Баба-Яга точно подходит под это определение, поскольку она воплощает в себе как недочеловеческие, так и сверхчеловеческие качества в отказе от сознания социальных норм и способности действовать свободно — бессознательно — вне их. Она одновременно звериная в своей охоте за добычей и божественная в своих сверхъестественных способностях полета, изменения формы и магических заклинаний.

Василиса Прекрасная

Баба Яга как обманщица наиболее ярко выражена в самой известной из ее сказок Василиса Прекрасная . Василиса счастливо живет с матерью и отцом, пока ей не исполнится восемь лет, когда ее мать заболевает и зовет ее на смертное ложе, давая ей волшебную куклу, которая помогает ей в жизни. Она должна всегда держать куклу при себе, в секрете от всех остальных, и предлагать ей еду и питье всякий раз, когда она сталкивается с какой-либо проблемой, чтобы получить помощь. После смерти матери ее отец женится на женщине с двумя дочерьми, которая завидует красоте Василисы и оскорбляет ее, давая ей тяжелые задания, с которыми ее отец ничего не может поделать, так как находится в командировках. Василиса может выполнять эти задачи только с помощью своей куклы.

Как только Василиса и ее сводные сестры достигают брачного возраста, мачеха отказывает всем женихам Василисы, говоря им, что она не может выйти замуж, пока ее старшие сестры не найдут себе мужей. В надежде избавиться от Василисы мачеха все время отправляет ее в лес с поручениями:

.

Теперь в глубине этого леса была зеленая лужайка, на которой стояла убогая избушка на курьих ножках. В этом доме жила Баба Яга, старая бабушка-ведьма. Никто не смел подойти к избушке, потому что Баба Яга ела людей. Мачеха Василисы отправляла ее в лес в надежде, что она встретит ведьму и будет съедена. Однако куколка показала ей, где растут кусты, цветы и ягоды, и не подпустила к избушке на курьих ножках. Каждый раз, когда Василиса возвращалась целой и невредимой, мачеха ненавидела ее все больше и больше. (Вигинтон, 26)

Наконец, Василису отправляют прямо к избушке Бабы-Яги просить огня. Она видит, как мимо проносятся три всадника — белый, красный и черный — которые несут сумерки, рассвет и ночь соответственно, и прибывает к избушке Бабы Яги незадолго до наступления темноты:

Хижину окружала стена из человеческих костей, увенчанная черепами. Ворота в стене имели петли, сделанные из костей человеческих ног, и замки из челюстных костей с острыми зубьями. Василиса в ужасе замерла при виде этого зрелища… Вдруг лес наполнился страшным шумом — стоны деревьев, скрипели их ветки и шуршали листья. Баба Яга прилетела из леса. Она ехала в большой железной ступе и гоняла ее пестиком. Подойдя, она замела за собой след кухонной метлой. (Вигинтон, 28-29)

Баба-яга требует объяснить, почему девочка здесь, и соглашается отдать ей огонь в обмен на работу. Она поручает Василисе невыполнимые задания, которые та может выполнить с помощью своей куклы. Василиса какое-то время остается с ведьмой в качестве ее служанки, и ей становится любопытно несколько вещей, но Баба-Яга предупреждает ее, что «не каждый вопрос ведет к добру», даже если она позволяет ей спрашивать, что она хочет. Василиса понимает подразумеваемую угрозу и спрашивает только о всадниках, по-видимому, приводя в ярость Бабу-Ягу, которая требует знать, почему она не будет спрашивать больше. Василиса отвечает, что делает только то, что предложила Баба-Яга, а затем еще больше приводит ведьму в бешенство, когда ее спрашивают, как она смогла выполнить все задания. Она осторожно отвечает, что благословение матери позволило ей, и Баба-Яга, отвергнув все благословение, велит ей уйти.

Хотя Баба-Яга традиционно изображается как фигура, связанная с тьмой, злом, каннибализмом и смертью, по сути, она является преобразователем.

Баба-яга отправляет ее домой с черепом, содержащим огонь, за которым ее послали принести, и, как только он вносится в дом, он сжигает злую мачеху и сводных сестер дотла. После этого Василиса и ее кукла покидают дом, она становится швеей и с помощью куклы производит такое сильное впечатление на короля, что он влюбляется в нее, и они женятся и живут долго и счастливо.

В этой сказке, как и в других, таких как Царевна-лягушка и Мария Моревна , Баба Яга действует как катализатор трансформации. Кукла выполняет все невыполнимые задания, данные Василисе, но именно Баба-Яга поручает их, предостерегает девочку от лишних вопросов (и тем самым уберегает ее от слишком далекого прощупывания опасной территории) и дает ей череп. что освобождает ее от жестокой тирании мачехи.

Вывод

В Царевна-лягушка Баба Яга и ее сестры играют ключевую роль, помогая князю Ивану воссоединиться со своей сбежавшей принцессой после того, как он предал ее доверие, а в Мария Моревна, именно Баба Яга невольно обеспечивает Принца Алексей с лошадью, которая позволяет ему освободить из плена свою настоящую любовь Марию. Она никогда не изображается доброй, любящей или гостеприимной — за исключением тех случаев, когда она думает, что встречает свой ужин, — но всегда вызывает перемены в жизни центрального персонажа или персонажей и обеспечивает необходимые элементы для их трансформации и освобождения.

В сказке Баба-Яга и Добросердечная девочка молодая девушка и ее отец-вдовец наслаждаются днями вместе, пока он не женится во второй раз, а мачеха заканчивает их совместную жизнь и жестоко обращается с ребенком без ведома отца. Как и в сказке о Василисе, мачеха отправляет девочку в лес, надеясь, что Баба-Яга убьет ее, но по пути она проявляет доброту к различным стихиям в лесу, которые помогают ей сбежать, когда она достигает хижины, где Баба-Яга пытается сделать из нее еду. Как только она возвращается домой и отец заставляет ее объяснить, где она была, мачеху выгоняют из дома, а отец и дочь возвращаются к своей прежней совместной жизни.

Баба Яга Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов (общественное достояние)

В этой сказке, как и в других упомянутых, Баба Яга выступает катализатором перемен. Хотя Баба-Яга традиционно изображается как фигура, связанная с тьмой, злом, каннибализмом и смертью, по сути, она является преобразователем. Ее неприятие социальных норм позволяет ей бессознательно действовать в соответствии со своими желаниями, и при этом она меняет жизнь тех, кто входит в ее сферу влияния. Если принять предложение Юнга о трикстере как о воплощении своей Тени, Баба-Яга представляет те качества, которые человек отвергает в себе, включая эгоизм, насилие, злобу, алчность, которые могут быть нейтрализованы, будучи однажды признанными, лучшими аспектами своей натуры, такими как как доброта, внимание, благодарность и готовность помочь; все это обычно воплощается в центральном персонаже сказки.

В то же время ее неприятие того, что приемлемо, позволяет другим делать то же самое и, таким образом, открывать себя для возможности изменения и роста. В наши дни эта сторона ее характера стала подчеркиваться гораздо больше, чем раньше. Она явно ассоциируется с персонажем Хатун, символизирующим трансформацию и переход, в популярном сериале Netflix The OA и неправильно упоминается в художественном фильме 2014 года John Wick с Киану Ривзом в главной роли. В обоих случаях ее сила и мощь подчеркиваются по сравнению с ее традиционным изображением хищника. Популярная книга 2017 года Спросите Бабу Ягу: потусторонний совет для повседневных неприятностей Таисии Китайскала поощряет такое понимание славянской ведьмы как источника вдохновения для понимания важности выхода из зоны комфорта и признания своей Тени для того, чтобы испытать любую личную трансформацию.

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Баба Яга, ведьма-людоед из славянского фольклора

Женевьев Карлтон | Проверено Эриком Хокинсом

Опубликовано 18 мая 2022 г.

Говорят, что страшная ведьма из славянского фольклора похищает, жарит и ест детей в лесах Восточной Европы.

В известной русской народной сказке злая мачеха прогоняет приемных детей. Блуждая по лесу, брат и сестра находят странную хижину, стоящую на курьих ножках. В хижине они встречают бабушку.

«Если ты удовлетворишь все мои желания, я вознагражу тебя», — заявляет бабушка, согласно Народные сказки русских . — Если нет, я тебя съем.

Эта бабушка, известная как Баба Яга, может кому-то напомнить другую старушку, которая живет в лесу и ест детей. Действительно, в истории Бабы Яги есть отголоски Гензеля и Гретель со славянским уклоном. Но некоторые считают, что этот персонаж даже страшнее, чем злодей из сказок братьев Гримм .

Однако другие утверждают, что эта легендарная ведьма более сложна, тем более, что она по-разному фигурирует во множестве разных историй. Это ее ужасающая и заставляющая задуматься история.

Кто такая Баба Яга?

Иван Билибин/Wikimedia CommonsБаба Яга считается ведьмой с магическими способностями.

Согласно легендам, датируемым как минимум серединой 18 века, Баба Яга — ведьма, живущая в лесу. Обычно она использует волшебную ступку и пестик для транспортировки, но иногда летает на метле.

Дом Бабы Яги, который находится в самом темном уголке леса, стоит на курьих ножках. Из крыши иногда высовывается голова петуха. А ведьма защищает свою хижину забором из человеческих костей.

Как и многие другие легендарные ведьмы, Баба-Яга любит жарить и есть своих жертв в своем доме, где у нее есть огромная печь.

Говорят, что Баба Яга ужасно уродлива. Она костлявая и хрупкая, с таким длинным носом, что упирается в потолок, когда она ложится спать. Согласно Ancient Origins , некоторые называют ее «костлявой». Другие утверждают, что ее зубы сделаны из железа. Иногда ее даже изображают как трио из трех злых сестер.

Говорят, что ведьма владеет могущественной магией. Она командует стаей черных гусей, которые ищут в лесу детей. Мальчики и девочки, которые игнорируют предупреждения своих матерей, забредая слишком далеко в лес, могут оказаться схваченными гусями и унесенными обратно в ведьмину печь.

Сложности «бабушки-ведьмы»

В. А. Гацук/Wikimedia CommonsВ издание «Сказки русского народа » 1894 г. был включен этот образ Бабы-Яги.

Несомненно, Баба-Яга — страшная фигура в славянском фольклоре. Но она также иногда действует как фея-крестная — с примесью зла.

В некоторых историях она помогает герою. Хотя ее по-прежнему изображают старухой, в ней проявляются вспышки материнского инстинкта. Иногда ее даже сравнивают с матерью-природой — могущественной силой, которая может показаться суровой и своенравной.

Согласно Энциклопедии Всемирной Истории , Баба Яга имеет несколько общих черт с древнеславянской богиней смерти. Богиня подземного мира, которую звали Иагая Баба, сидела на железной ступе и держала в руках пестик, сделанный из того же материала. Некоторые славяне посвящали богине кровавые жертвы.

Из-за этого многие считают, что Баба Яга имеет злое происхождение. В одной сказке даже говорится, что Дьявол сварил в котле 12 злых женщин, чтобы создать сущность зла. После того, как Дьявол плюнул в котел, вырвалась Баба Яга. Но другие утверждают, что ее положительное изображение в некоторых историях, особенно там, где она помогает маленьким посетителям, является признаком того, что в ней есть что-то хорошее.

Тем не менее, имя старухи служит своего рода предупреждением. В древнерусском языке баба означала волшебницу или человека, умеющего предсказывать будущее. Акушерок также называли баба. Сегодня это слово обычно относится к бабушке.

«Яга» имеет более загадочное происхождение. Некоторые утверждают, что это означает ведьму или злую женщину. Другие сравнивают его со словом «змея».

Образ Бабы Яги в «Василисе Прекрасной»

Иван Билибин/Wikimedia CommonsВасилиса Прекрасная, на фото возле дома Бабы Яги.

Народная сказка «Василиса Прекрасная» представляет собой уникальное изображение Бабы-Яги, так как она показывает, что сначала она замышляет против юной гостьи, а к концу повествования все же помогает ей. В этой легенде злая мачеха отправляет падчерицу по имени Василиса в лес найти огонь для своей семьи.

В лесу Василиса встречает Бабу Ягу, которая предлагает помощь Василисе — за хорошую цену. Красивая молодая девушка должна выполнить, казалось бы, невыполнимые задачи, например, отделить все черные кусочки от большого мешка с семенами проса за одну ночь. Если она потерпит неудачу, ее могут убить.

Под угрозой быть зажаренной и съеденной ведьмой Василиса выполняет задания — с помощью волшебной куклы. Затем она успешно уходит с огнем в виде горящего черепа из забора Бабы Яги.

Хотя Баба-Яга не совсем добрая бабушка в этой конкретной истории, ее «дар» в конечном итоге помогает Василисе в долгосрочной перспективе. Огненный череп сжигает дом Василисы, убивая злую мачеху.

Василиса тоже находит свой счастливый конец. Она выходит замуж за царского сына и переезжает во дворец, чтобы ни Баба-Яга, ни ее мачеха больше никогда ее не беспокоили.

Непреходящее наследие Бабы Яги

Иван Билибин/Wikimedia Commons Дом Бабы Яги мгновенно узнаваем в сказках, тем более что он стоит на курьих ножках.

Во многих отношениях Баба-Яга представляла полную противоположность идеалу женщины в обществе на протяжении веков — и она остается им по сей день.

Вместо того, чтобы рожать и воспитывать детей, ведьма их съедает. Она ни за кого не выходит замуж и не ставит потребности других людей выше своих собственных. Вместо этого Бабушка-Ведьма глубоко эгоистична до злости.

Баба Яга отвергает все, что от нее ожидает общество. Она даже отвергает само общество, живя в глухом лесу вдали от цивилизации.

Славянская ведьма служит угрозой и напоминанием для тех, кто сходит с проторенного пути. Зайдешь слишком далеко в лес, и Баба Яга тебя съест.