Ольга годы жизни: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Княгиня Ольга

Святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга Российская

(894 — 969)

Княгиня Ольга — жена киевского князя Игоря Рюриковича и мать князя Святослава. Одна из самых замечательных женщин — правительниц в русской истории. Ольга управляла древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. Первая женщина, причисленная русской церковью к лику святых.


С её именем связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей Троицкого собора в Пскове. Благодаря её усилиям была укреплена крепость Пскова.

О жизни Ольги до ее встречи с Игорем известно немногое. Из древней летописи русского государства «Повесть временных лет» и ее «Жития» мы знаем, что звали ее варяжским именем Хельга, а на русском — Ольга. Предание, изложенное в «Житии», называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Здесь состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

 

Игорь, как и положено правителю-воину часто отсутствовал отправляясь в военные походы и на сбор дани, Ольга оставалась в Киеве на престоле.

В 942 году родила сына — Святослава, а в 945 году был убит ее муж, князь киевский Игорь. После смерти мужа, и по малолетству сына Ольга становится полновластной правительницей Киевской Руси.

Игоря убили восставшие древляне и Ольга, укрепляя государство, сумела перехитрить их и впоследствии полностью разгромить и подчинить. Летопись повествует о жестокой мести, подчеркивая, что христианской в то время княгиня еще не была.

Дважды Ольга объехала псковские и новгородские земли, назначая и упорядочивая дани, учреждая места для торговли и обмена. Такое разумное распределение «полюдья» — налогов в пользу Киева обеспечивало объединение русских земель вокруг него. Позднее при этих своеобразных административных центрах строились храмы.

Мудрая правительница искала связей с иными странами и во многом была первым государственным деятелем, чей статус признавался другими государствами.

В 955 году она посетила Византию и приняла христианскую веру. «Житие» рассказывает, что обряд совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный, который оставил описание визита Ольги и самого обряда в своем труде «О церемониях византийского двора». Ольга принимает христианство с именем Елена. Вслед за ней христианскую веру приняло ее ближайшее окружение.

 

Став первой христианкой в русском княжеском роду, она просила посвятить для крещения Руси священнослужителей и первая начала вводить христианство на Русской земле, чему воспротивился ее сын.

Святославу уже исполнилось 15-16 лет и он имел государственное влияние. Он не только не пожелал принять крещение, но и демонстративно поддерживал язычество, высмеивая веру матери.

Не сбылась и надежда Ольги организовать брак Святослава с византийской принцессой. Этот шаг помог бы снять с Руси клеймо варварской страны. Святослав предпочитал воевать и в Киеве появлялся редко. Конфликт матери и сына привел к тому, что титул князя киевского Святослав получил лишь после ее смерти, да и прожил недолго. Древнерусские книжники усмотрели в этом кару закоренелому язычнику.

Последние годы жизни великая княгиня посвятила воспитанию внуков, что дало свои плоды — крестителем Руси стал один из них — Владимир Святославич.

Монах Иаков в повести ХІ века под названием «Память и похвала князю русскому Владимиру» сообщает точную дату смерти святой равноапостольной княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Период ее княжения характеризуется как время мира и поступательного развития и потомки хранят о ней благодарную память.

За свои заслуги в распространении христианства, за праведную жизнь княгиня была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Российская.

Особенное отношение к Ольге сложилось у псковичей. Имя княгини осталось на псковской земле в топографических и географических названиях; в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня на набережной реки Великой. Ее имя носили благотворительные учреждения и улицы.

 

День города отмечается в день памяти святой благоверной княгини. Память ее всегда с особой торжественностью празднуется в храмах псковской епархии. В Свято-Троицком соборе существует придел, освященный в ее честь. Есть также Ольгинский придел в церкви Успения с Пароменья. Памятный крест установлен рядом с местом где, по преданию, Ольге было видение трех небесных лучей.


Читать в ЭБ:

  • Коллекция изданий, посвященных святой благоверной великой княгине Ольге Российской >>>

Дополнительно:

Левин Н. Ф. Княгиня Ольга в Псковской истории / Н. Ф. Левин // Псковская правда. — 1995. — 19, 20 июля.>>>

  • Ольга (великая княгиня)

Княгиня Ольга — биография, фото, святая, равноапостольная, личная жизнь княгини » Биография, личная жизнь знаменитостей

Имя: Княгиня Ольга (Olga)

Дата рождения: 920 года

Дата смерти: 11 июля 969 года

Возраст: 49 лет

Место рождения: Выбуты, Псковская область

Место смерти: Киев

Деятельность: княгиня Киевская

Семейное положение: вдова


Княгиня Ольга — биография

В истории древней Руси есть безусловные герои и героини, жизнеописания которых основаны лишь на сохраненных летописями легендах. Самая загадочная из таких легенд связана с княгиней Ольгой. Дата ее рождения, происхождение и даже имя остаются предметом споров, а многие ее подвиги не согласуются с присвоенным ей званием святой.

Впервые Ольга появилась на страницах истории в 903 году. «Повесть временных лет» сохранила об этом скупое упоминание: «Игореви же възрасташю… и приведоша ему жену от Плескова, именем Олгу». Речь идет об Игоре, сыне Рюрика, который еще не был тогда киевским князем — этот титул носил его воспитатель Олег Вещий. Позже родилась красивая легенда о том, что в псковских краях Ольга была перевозчицей.

Однажды на охоте Игорю понадобилось переправиться через реку, и он подозвал лодку, которой управляла красивая девушка. На середине пути любвеобильный княжич начал говорить ей нескромные речи, но девушка ответила: «Зачем смущаешь меня, княже? Пусть я молода и незнатна, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Устыдившийся Игорь щедро заплатил перевозчице и простился с ней. А потом, когда пришла ему пора вступить в брак, вспомнил о псковитянке и взял ее в жены.

В другом предании Ольга до замужества звалась Прекрасой или Преславой, а новое имя получила в честь Олега, устроившего ее брак с Игорем. И была она вовсе не перевозчицей, а знатной особой, внучкой легендарного новгородского князя Гостомысла. Это больше похоже на правду — княжеские браки уже тогда заключались по расчету, а «варяжскому гостю» Игорю требовалось как можно прочнее утвердить свою власть в русских землях. Однако, по летописным данным, отец Игоря Рюрик умер в 879 году, и значит, в момент свадьбы «юноше» Игорю было уже лет тридцать, а Ольга, если верить той же летописи, родила первенца Святослава только в 942 году, то есть, когда ей было… больше 55 лет.

Скорее всего, брак Игоря и Ольги состоялся гораздо позже летописной даты, а сама княгиня родилась около 920 года. Но Игорю в это время все равно было далеко за сорок. Почему он не женился раньше? А если был женат, то куда девались его наследники? Ответов может быть два. Игорь вполне мог быть не сыном Рюрика, а самозванцем, ставленником хитроумного Олега. Возможно, как водилось у язычников, у Игоря были другие жены и дети, но Ольга сумела убрать их с дороги. То и другое недоказуемо, хотя в летописи упоминаются имена княжеских родственников, исчезнувших неведомо куда. Правда, это происходило уже после того, как Игорь в 912 году стал князем Киева, сменив загадочно погибшего Олега.

Вероятно, именно тогда, чтобы укрепить свою власть, он и женился на Ольге. И она отнюдь не была простой перевозчицей — тем более из Пскова, которого, по данным археологов, в то время еще не существовало. Летописное имя Пскова «Плесков» очень похоже на название первой болгарской столицы Плиски (Плисковы). Болгария в X веке была хорошо известна русским, населена родственным славянским народом и управлялась Симеоном, который в 919 году принял титул царя.

Он вполне мог в знак дружбы выдать свою дочь или племянницу за киевского князя — иначе почему позже сын Ольги Святослав считал Болгарию своей «отчиной»? Когда он пришел туда с войском, страна покорилась ему без боя — не потому ли, что болгары считали молодого князя своим по крови? Кроме того, Ольгу до замужества звали Преславой -это болгарское имя, ставшее позже названием новой столицы страны. Болгарское слово «боярин» также вошло в обиход на Руси со времен Ольги и Святослава, как и имя Борис, принадлежавшее отцу царя Симеона. Второго сына Ольги назвали Глебом — это имя тоже пришло из Болгарии.

И все же утверждать со стопроцентной уверенностью, что Ольга — болгарская княжна, невозможно. В болгарских летописях нет ее имени, как и упоминания о свадьбе царской родственницы с киевским князем. Да и поведением княгиня напоминает не мягких славянок, а суровых норманнских валькирий. Но болгарская версия кажется самой вероятной — еще и потому. что болгары, в отличие от русичей и скандинавов, уже были православными, а Ольга испытывала глубокую тягу к этой религии.

Все долгое правление Игоря Ольга оставалась в тени своего мужа. Однако, пока князь пропадал в дальних походах, именно ей приходилось заниматься повседневными делами страны. И в 945 году, когда Игорь погиб от рук древлян, вопрос о власти в Киеве не обсуждался — она была целиком сосредоточена в руках Ольги, выступавшей от имени малолетнего сына Святослава.

Чем была Русь в тот период, по летописям судить трудно. Племенные княжества, из которых она состояла, весьма условно подчинялись Киеву. Только во время ежегодного «полюдья» — сбора дани — они проявляли покорность князю. Или непокорность, как древляне: когда Игорь захотел собрать с них дополнительную дань, они сказали знаменитую фразу: «Если не убьем его, то всех нас погубит». Князь, победитель Византии, никак не ожидал сопротивления от малочисленного лесного племени и легко попался в ловушку. Греки, узнав о его гибели «в деревех» (то есть у древлян), сочинили легенду о том, что князя привязали за ноги к молодым деревьям и так разорвали надвое.

Убив князя, древляне решили завладеть его женой и всем имуществом. Это было в обычае тех времен, но Ольга этих обычаев не признавала.
Встретив в Киеве древлянских послов, прибывших сватать ее за князя Мала, она велела бросить их в яму и закопать живьем. Недогад ливые древляне прислали второе посольство, которое Ольга заперла в бане и удушила паром. После чего в память о муже устроила пир для знатных древлян и перебила их. Потом отправилась с войском в поход на древлянскую столицу Искоростень, взяв с собой трехлетнего Святослава.

Осадив город, она потребовала у жителей дань — по три голубя со двора. Получив птиц, она привязала к ним горящие факелы и запустила обратно в город, и они сожгли Искоростень со всеми его жителями. Выживших древлян Ольга отдала в рабство, а их земли раздала приближенным. Вместе со своими подданными погиб князь Мал, и в Древлянской земле был посажен киевский наместник. После чего Ольга со всей возможной энергией занялась обустройством остальных своих владений, устроив по всей Руси пункты сбора дани — погосты.

Отныне посыльным Ольги уже не нужно было разъезжать по владениям, выбивая с подданных налоги — их доставляли самостоятельно, что было проще и безопаснее. Впрочем, княгиня старалась сделать дань не слишком тяжелой. Автор жития Ольги подчеркнул, что она сама «обиходяще всю Руськую землю, дани и уроки льгкы уставляющи».

Во внешней политике княгиня тоже предпочитала действовать мягко. Хазария, у которой Русь еще недавно находилась в подчинении, была занята войной с Арабским халифатом. Можно было не опасаться и скандинавских викингов, все силы которых были брошены на набеги в Англию и Францию. Оставалась Византия, не допускавшая русских к черноморским торговым путям. В 955 году Ольга отправилась с визитом в Константинополь. Император Константин VII Багрянородный, по рассказу летописца, «видев добру сушу зело лицеем и смышлену», предложил стать ее крестным отцом. Ольга согласилась, а после крещения, когда Константин вдруг предложил ей руку и сердце, она заявила, что он крестил ее и назвал дочерью, поэтому брак с ней будет кровосмешением. Император был вынужден признать: «Переклюкала (перехитрила) мя еси, Ольга».

Конечно, это легенда, сочиненная, чтобы подчеркнуть независимость русской княгини, наотрез отказавшейся признать верховную власть своего «крестного отца». Однако сам факт визита Ольги в Константинополь не подлежит сомнению. Император Константин упоминает о нем в книге «Об управлении империей», ничего не говоря о своем «сватовстве» — ведь он в то время был счастливо женат на Елене Лакапине, родившей ему четверых детей.

В Киев Ольга вернулась вместе с православными священниками, начавшими внедрять на Руси христианство. Княгиня мудро рассудила, что новая вера сможет сплотить государство куда лучше, чем языческие племенные верования. По некоторым данным, вскоре в Киеве появился первый христианский храм. Предположительно, его воздвигли в пригородном Вышгороде, где находилась укрепленная княжеская резиденция. Сам Киев тогда состоял из нескольких слобод, населенных хазарами, варягами, славянами и прочим разноязыким населением, которому еще только предстояло слиться в единую древнерусскую народность. Этому немало способствовала княгиня с ее христианским пафосом, не различавшим, по завету Евангелия, «ни эллина, ни иудея».

К огорчению Ольги, сын Святослав не разделял ее христианских настроений. Все свое время юноша проводил с дружинниками в буйных удовольствиях — пирах, охоте и военных играх. Она пыталась научить сына основам веры, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь — будешь радоваться». Он отвечал: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?» А потом и вовсе рассердился и перестал слушать проповеди матери. В 965 году он отважился выступить против непобедимых прежде хазар, ослабленных постоянными войнами. Поход закончился неожиданной победой — пала хазарская столица Белая Вежа (Саркел). В глазах соседей Русь окончательно утвердилась как независимое государство.

Это укрепление Руси привело к охлаждению в отношениях Ольги с Византией. Еще раньше ее «жених» Константин попросил у нее обещанных по договору воинов, и Ольга ответила: «Если так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». Сравнив киевскую речку Почайну с константинопольской гаванью, княгиня высказала претензии на свое равенство с императором. Но он стерпел обиду и, видимо, договорился с «невестой» — во всяком случае, русские отряды с тех пор участвовали на стороне Византии во многих войнах.

Но Ольга не слишком доверяла грекам и в 959 году отправила посольство к императору Священной Римской империи Оттону I. Тот послал на Русь католических миссионеров во главе с епископом Адальбертом, но их встретил в Киеве холодный прием. Ольга быстро поняла, что жесткий духовный контроль Папы может ограничить власть киевских князей куда сильнее, чем мягкое воздействие со стороны православной Византии, и выдворила папских представителей.

Но и с Константинополем мира не было. В 967 году князь Святослав отправился в поход на Болгарию и стал серьезно угрожать греческим владениям и самому Константинополю. Новый император Никифор II Фока принял меры — подкупил печенежских вождей, попросив их напасть на Русь. Печенеги с большим войском подступили к стенам Киева, где находилась Ольга с внуками. К тому времени Святослав успел жениться на княжне Предславе, родившей ему сыновей Ярополка и Олега. Еще одного сына, Владимира, князю родила ключница Малуша.

Защитой Киева руководила Ольга. Когда город стал изнемогать от голода, она нашла отрока, знающего печенежский язык, и послала его за подмогой. Проходя через вражеский лагерь с уздечкой, юноша спрашивал, не видел ли кто коня. Лишь когда отрок бросился в Днепр и поплыл, печенеги поняли свою ошибку и открыли стрельбу из луков. Киевлянин сумел перебраться на другой берег, где стоял отряд, не принявший участия в походе Святослава. Пока отряд пробивался в город, Ольга сумела отправить к сыну гонца с горькими словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей своих?» Получив это известие, Святослав с дружиной поспешил в Киев и прогнал печенегов.

Напряжение сил во время осады оказалось д ля Ольги роковым. Ей было если и не семьдесят лет. как следует из летописного рассказа, то около пятидесяти, для того времени -глубокая старость. Летом 969 года она заболела, и князь отложил очеред ной поход в Болгарию. чтобы проводить мать в последний путь. Она умерла 11 июля, и «плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте». Ольга завещала не совершать над ней языческой тризны, а похоронить по православному обряду. Автор «Повести временных лет» завершает рассказ о княгине словами: «Была она пред возвестницей христианской земле, как денница пред солнцем, как заря перед рассветом, и светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

В 1000 году князь Владимир, после братоубийственной распри сменивший погибшего от руки печенегов отца, приказал перенести останки Ольги в киевскую Десятинную церковь. Сразу же по Руси разнеслись слухи о чудесах: если кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце на верху саркофага открывалось, и оттуда изливался чудесный свет. У гробницы совершилось немало исцелений, и скоро Церковь признала Ольгу святой и равноапостольной. Когда совершилась ее официальная канонизация, неизвестно, но долгое время княгиня была любимой русской святой. Жестокая месть древлянам забылась, зато помнились «льгкы дани», милостыня и подвиги благочестия. Кем бы ни была Ольга — болгарской княжной, псковской простолюдинкой или северной валькирией — она сполна утолила тягу народа к власти милостивой, пусть карающей, но справедливой. Такой и осталась в памяти народа.

Автор биографии: Вадим Эрлихман

Святая Ольга Киевская: Обращенный воин

DiscoverSaints

День памяти: 11 июля

«Равноапостольная», «Викинг Святая Царица Русская», «Миссионерка в Украине», «Бич древлян»: все титулы носила эта прославленная женщина-воительница. Сказать, что святая Ольга Киевская прожила яркую жизнь, было бы преуменьшением. Родившись в королевской семье, она стала королевой одной из самых могущественных стран своего времени, Киевской Руси (которая раньше покрывала территорию, которая сейчас является частью стран Украины и России).

Будучи королевой, вышедшей замуж за короля Игоря, она могла бы кануть в безвестность, если бы не восстание древлян через несколько лет после рождения их первенца. Игорь был убит, оставив наследником своего малолетнего сына, а Ольга стала новой правительницей, пока ее сын не достиг совершеннолетия.

Разгневанная смертью мужа, Ольга жестоко отомстила за него, вырезав древлянских послов и знать, сжег дотла их столицу Искоростень и сравняв с землей другие города. Сокрушив древлян, Ольга забрала всю их землю, чтобы еще больше расширить Киевское царство, и послала другим судам своего царства кровавое послание, что с ней нельзя связываться.

Именно в этот момент я не удивлюсь, если вы серьезно спросите, почему Ольга носит титул «Равноапостольной» или вообще является святой! Причина начинается примерно через десять лет после только что случившегося кровавого дела.

Во время визита в Константинополь ее невероятно вдохновили христиане, которых она там встретила, и вскоре после этого она обратилась в христианство. Это было новаторским по многим причинам. Самым безумным было то, насколько враждебными христианству были ее собственная страна, культура и религия. Приняв христианство, святая Ольга приняла совершенно иной этический кодекс, систему верований и культуру.

Но святая Ольга Киевская на этом не остановилась; все еще королева Киевской Руси, она использовала свою власть и богатство, чтобы начать миссионерскую деятельность там, где мы теперь знаем, как Украина. Она открывала больницы и благотворительные фонды для бедных и использовала свои публичные объявления, чтобы учить людей христианской вере. Во времена ее правления и даже после того, как ее сын-язычник взошел на престол, старания святой Ольги исцелить насилие в своем царстве и распространить христианство не имели себе равных. К моменту ее смерти Киевская Русь была гораздо более христианской нацией с эффективной и простой заботой о бедных.

Чем вдохновляет святая Ольга Киевская?

Мнение представителя нашей молодой католической общины

История святой Ольги показывает глубину и высоту человеческой нравственности. Каждый человек способен и на великое зло, и на великую любовь, и Ольга показывает и то, и другое в своих крайних проявлениях. Она также показывает сильное и необходимое влияние веры на чью-то жизнь. Что прекрасно, так это то, что ее история показывает, что всегда есть путь к искуплению для всех, пока мы готовы умереть для собственной гордости и исправить ошибки, которые мы сделали.

Но Святая Ольга — это больше, чем просто пример того, почему нам нужен Бог. Это также история женщины, у которой явно была железная воля и которую не собирались заставлять подчиняться тому, что ее общество считало правильным. Она явно была также очень скромной, так как когда она поняла, что то, как она вела свою жизнь, было неправильным, она не боялась признать это и после этого стремиться сделать мир лучше. Наконец, то, что она смогла обратить так много людей в христианство в месте, столь противоположном христианству, многое говорит о ее роли лидера и наставника для своего народа.

Хотя Киевская Русь еще какое-то время оставалась языческим царством после ее смерти, именно благодаря ее замечательному закладыванию основ ее внук смог официально завершить работу по принесению радости Евангелия на земли России и Украина.

Святая Ольга Киевская: вызов и месть

Опубликовано в религия

Память о жестоком регенте древности может сегодня воодушевить украинцев перед лицом войны

по
Майлз Паттенден

/
4 мин.
/

Святая Ольга Киевская, Михаил Нестеров

За последние несколько дней появилось множество видеороликов, на которых украинцы и их президент бросают вызов российской агрессии. Кого может не тронуть видео, на котором украинка противостоит вооруженному солдату в ботфортах и ​​говорит ему положить семечки в карманы, чтобы хотя бы там, где он умрет, выросли подсолнухи.

Или героические селфи президента Зеленского с киевской линии фронта, которые вдохновляют не только его земляков?

Стойкая принцесса

Украинцы привыкли к невзгодам, и у них есть особый средневековый образец для подражания, олицетворяющий их храбрость перед лицом невзгод. Монгольская орда разрушила ее могилу в Киеве в 1240 году, но украинский православный собор, посвященный ей, был освящен там только в 2010 году. Величайшие святые восточного православия. Свирепая и гордая женщина, защитившая своего маленького сына и отомстившая за смерть мужа, она сыграла решающую роль в консолидации средневекового царства Киевская Русь как политической единицы и в обращении ее народов в христианство.

Ольга родилась в семье викингов в Пскове, на севере России, на рубеже 10-го века. Она вышла замуж за князя Игоря молодым, и, возможно, ей было всего 20 лет, когда древляне, соседнее племя, восстали против его правления и убили его.

Византийский летописец Лев Диакон приводит ужасные подробности убийства Игоря: его привязали к двум стволам деревьев, которые затем отпустили, так что его тело было расколото надвое. Рассказ Льва, возможно, был приукрашен (древний историк Диодор Сицилийский фактически рассказывает аналогичную историю), но смерть Игоря все же оставила его жену и трехлетнего сына одних и потенциально беспомощными в особенно опасном и жестоком уголке средневекового мира. .

Похоронить своих врагов

Легенда об Ольге родилась из ее действий в последующие недели и месяцы. Древляне послали к ней послов, чтобы предложить ей выйти замуж за их предводителя князя Мала. В «Первой летописи», рукописи XI века, которая является нашим основным источником для дальнейшего, записано, что Ольга обманчиво приветствовала их, очевидно, чтобы выждать время.

Счет может быть частично вымышленным или, по крайней мере, преувеличенным. Но дело не в этом: в средневековой агиографии важнее всего мораль сказки.

«Ваше предложение мне приятно», — сказала Ольга своим собеседникам. «Воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Возвращайся теперь к своей лодке и оставайся там… Я пошлю за тобой завтра.

Надменная древлянская делегация радостно поверила ей на слово. Но чего они не знали, так это того, что она распорядилась вырыть траншею, в которую бросили их и их лодку.

Их похоронили заживо.

Ольга вызвала второе древлянское посольство до того, как остальная часть племени успела узнать о судьбе первого. Когда они прибыли, она приказала своим людям приготовить для них ванну.

Древляне вошли в баню, но Ольга приказала запереть двери и поджечь здание.

Для третьей расправы Ольга отправилась на место, где древляне убили ее мужа, сказав присутствующим, что желает устроить поминки в его память. Как только древляне были пьяны и выведены из строя, она приказала своим людям убить их.

Наконец, она осадила базу древлян в Искоростене (современный украинский город Коростень). Она обманула горожан предложением мира: им нужно было отдать только по три голубя и по три воробья из каждого дома.

Но когда у Ольги были птицы, она приказала своим людям привязать сернистую ткань к каждой ноге. Птицы улетели обратно в свои гнезда на ночь, и сера одновременно подожгла все здания.

Ольга приказала своим солдатам поймать всех, кто бежал из горящего города, чтобы их можно было истребить или взять в рабство.

Ее месть за смерть мужа наконец свершилась.

Направление духа Святой Ольги

Ольга прожила еще 25 лет, проживая в столице своего сына Киеве. Она сыграла важную роль в том, чтобы убедить его не отказываться от украинских земель ради «лучших перспектив» южнее, на берегу Дуная. Ее внук, Владимир Великий (ок. 958–1015), затем расширил царство до того, что сейчас считается первым русским княжеством (которое Владимир Путин теперь считает предшественником имперского Российского государства).

Владимир тоже причислен к лику святых за его роль в завершении христианизации, начатой ​​Ольгой.

Затеи Ольги в стиле «Безумного Макса» сегодня должны нас немного раздражать: современный мир действительно не должен быть местом такого кровопролития. Вот почему внезапное широкомасштабное вторжение России в мирную страну кажется нам таким шокирующим.

Тем не менее, память об Ольге явно может служить важным фокусом украинской решимости.

Восточная Православная и Греко-Католическая Церкви признают ее почетным и исключительным титулом «Исапостол»: Равноапостольной. Она и святой покровитель Киева, святой Архангел Михаил, остаются ключевыми фигурами заступничества среди тех, кто нуждается в утешении в час величайшей нужды.

И христианская вера Ольги, приобретенная во время посещения Византии в конце жизни, может теперь поддерживать других, как она поддерживала ее после собственных невзгод.

Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.

Майлз Паттенден — старший научный сотрудник в области изучения Средневековья и раннего Нового времени в Австралийском католическом университете, а также соредактор журнала «История религий».