Олег вещий в каком веке жил: В КАКОМ ВЕКЕ ЖИЛ КНЯЗЬ ОЛЕГ

Содержание

Как ныне блистателен вещий Олег — Стоп-кадр — Статьи — Журнал Свой

Первого октября со дня рождения Олега Ефремова исполняется 90 лет. С середины прошлого века о нем сказано очень много верных слов. Актерское обаяние мастера настолько велико, что при «пролистывании» на экране его киноработ время словно выходит из-под контроля, а роли, одна лучше другой, настоятельно требуют разобрать их в мельчайших, покадровых подробностях.

Начинаешь просмотр, как правило, с самого памятного, легендарного: «Испытательный срок», «Живые и мертвые», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Гори, гори, моя звезда», «Мама вышла замуж». Затем добавляешь «по вкусу» музыкальные сказки «Айболит-66» и «Король-олень», малоизвестную, однако образцово жизнеутверждающую «Командировку», мельниковский шедевр «Здравствуй и прощай», производственную драму «Дни хирурга Мишкина», костюмную экранизацию мольеровской комедии «Мнимый больной»…

Олега Ефремова знает каждый, интересующийся искусством. Основательная манера существования в кадре и всегда значительные герои внушают полузабытое ныне чувство спокойной, ничем не замутненной уверенности в завтрашнем дне. Характерен в этом смысле пролетарий Виктор Леонов, которого он сыграл у Виталия Мельникова в фильме «Мама вышла замуж». Дерзкий, по-юношески жестокий Борис (Николай Бурляев) последовательно третирует новоявленного отчима, грубо высмеивает того, едва ли не унижает. Камера оператора Дмитрия Долинина тщательно отслеживает реакции Виктора: сначала Ефремов обозначает обиду и первую стадию отчаяния, но следом органично преодолевает негативную реакцию. Великодушно находит внутри себя оправдание жестокому мальчику, а заодно — его не вполне деликатной матери, которая, не подумавши, бросает новому супругу: «Боря читает много, у него память хорошая, не то что у нас с тобой». Тут хороша Люсьена Овчинникова и безупречен Бурляев. Ефремов же буквально сливается с окружающей средой. В данной его работе — квинтэссенция системы Станиславского. В течение нескольких секунд внятно развернуть глубинный психический процесс, предъявить диалектику души — это не столько даже особенности артистической натуры, сколько понимание метода, эталонное владение таковым, мастерство высшей пробы.

Он неоспоримый наследник Станиславского. О переходе из «Современника» во МХАТ в 1970 году замечательный ленинградский театровед Павел Громов с досадою замечает: «Ефремов сделал роковую глупость, уйдя из «Современника». Ни в коем случае этого не следовало делать». Но то было мнение стороннего, хотя и заинтересованного в художественном качестве наблюдателя. При том, что и оставленные соратники по молодому театру восприняли уход своего лидера до крайности болезненно.

Вся его творческая жизнь есть неуклонное сближение со МХАТом, служение идеалам этого театра, благодарное ученичество, наследование основателям. Кинематограф — не подмостки, но и тут, повторимся, Олег Николаевич остается убежденным и последовательным мхатовцем.

Верно сформулировала его актерскую позицию Инна Соловьева, откликаясь на последнюю театральную роль мастера — Бориса Годунова в трагедии Пушкина: «Олег Ефремов как актер (что бы ни говорили о нем) никогда не стремился к самораскрытию, к прямому лирическому присутствию на сцене. Его роли ни в коей мере не автопортретны… Он играет Бориса Годунова не на самораскрытии, а на самоотдаче. Он ничего не подставляет из своего, но живет чужим несчастьем с всецелой, терзающей силой».

Вот именно! В кино сходство ефремовских героев между собой тоже кажущееся. Из роли в роль повторяется, пожалуй, только психологическая цельность персонажа. А художественный образ в буквальном смысле слова мастерится по тем правилам, которые заповедали ученикам и потомкам основатели Художественного — непременно заново.

Ефремов не любил чрезмерный грим и внешние эффекты. Его сдержанная манера, которую кто-то из критиков назвал «стыдливой» — по-видимому, следствие установки на демократизм. Боги и герои, вожди и романтики, звезды и премьеры появляются на котурнах, в ореоле, требуют особого к себе отношения и сами же заявляют свою отдельную броскую фактуру, собственные права с полномочиями.

Центральной установкой студии «Современник», выраженной уже в названии, была ориентация на непосредственный контакт с реальностью, в обход театральщины и навязчивого лицедейства. Анатолий Смелянский определяет такую художественную программу как советский вариант итальянского неореализма: «Язык улицы, живой жизни пришел на эту сцену и породил не только новый тип речи, но и новый тип артиста, которого тогда именовали «типажным», то есть подчеркивали даже его внешнюю слитность с человеком улицы». А Ефремов в этом плане образец: играет без внешних приспособлений, на внутреннем движении. Его герой — «здесь и сейчас». Невозможно представить себе артиста более внимательного, столь же быстро и адекватно реагирующего на конкретную ситуацию. Именно поэтому на него в любой роли интересно смотреть — никаких штампов и автоматических реакций.

Слова Георгия Гурджиева о том, что львиную долю жизни человек проводит в режиме автомата, хорошо иллюстрируются игрой подавляющего большинства актеров, причем даже выдающихся: налицо полуосознанные, часто остроумные и виртуозные заготовки на самые разные случаи. Но Ефремов невероятен, его бдительная зоркость, психологическая цепкость позволяют вовсе обходиться без эффектных и престижных индивидуальных аттракционов. Это опосредованно подтверждается работой его соратника по «Современнику» и МХАТу, гениального актера Евгения Евстигнеева.

В арсенале последнего огромный запас потрясающих приемов. Чего стоят, например, походка Плейшнера в «Семнадцати мгновениях весны» или же наступательная речевая манера пенсионера Воробьева в «Стариках-разбойниках». Однако стиль поведения товарища, фактически учителя, настолько завораживает Евгения Александровича, что в роли начальника пионерлагеря Дынина в ленте «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» он, осознанно или нет, копирует речевые и пластические манеры Ефремова, по слуху догоняет его интонацию, реализует его темпоритм.

Почему это происходит? Потому что Ефремов-актер олицетворяет природу вещей. Считается, что нельзя переиграть в одном кадре или на одной сцене ребенка. Это — как сказать, но вот переиграть Олега Николаевича действительно невозможно: все видит, все слышит, все чувствует, контролирует психику — свою, партнера, партнерши, а заодно и благодарного зрителя.

Евстигнеев играет так, как умеет он один, — бесподобно. Подкладка виртуозной игры — сдержанная, «на самоотдаче, а не на самораскрытии» — манера Ефремова. Театральные обозреватели, освещавшие премьеры «Современника», растерянно замечали, что иной раз на сцене одновременно находилось несколько Ефремовых.

«Все мы были его учениками, — писал еще один лидер той легендарной труппы Михаил Козаков, — все подражали его манере игры». Любопытно, что впоследствии Михаил Михайлович блестяще применил знания, полученные от Олега Николаевича: высокая художественная цельность «Покровских ворот» объясняется тем, что все актеры, там снимавшиеся, разноплановые и разнохарактерные, в точности воспроизводят речь и темпоритм постановщика — в этом нетрудно убедиться, пересмотрев картину и держа в голове манеру Козакова. По словам Олега Меньшикова, перед началом каждого нового съемочного дня тот в одиночку разыгрывал перед артистами предстоящие эпизоды.

Перейдем, таким образом, к теме Ефремова-режиссера. Как известно, до МХТ театральные постановщики не стремились к тому, чтобы спектакль представлял собой стилистическое целое. Премьер выделялся, ансамбль складывался, как получится, или же не складывался вообще. Однако с самого начала там боролись за целостность, органичность и стилевую однородность. Личность, умеющая зажечь, объединить, убедительно показать, — вот он, лидер нового типа. Такими были и Станиславский, и Ефремов. Актер «Современника», Виктор Сергачев признавался: наставник учил играть не роль, но спектакль.

Легендарный историк театра Павел Марков еще в середине 60-х написал о «пронзительном, порою ироническом и ядовитом уме» Ефремова и одновременно отметил, что основа его режиссерской индивидуальности — «лиризм, порою очень затаенный, но всегда трепетный». Этот психологический диапазон в комплекте с предельной профессиональной компетентностью делает Олега Ефремова фигурой уникальной, штучной, незаменимой. Но ведь даже эти чудеса — не последние.

Театровед, автор исследования «Режиссерские искания Станиславского. 1898–1938» Марианна Строева сформулировала: «Где бы он ни был, Ефремов всегда, как магнит, притягивал к себе людей, ему готовы были верить, для него и с ним рады были работать. В этом проступал не только магнетизм души, личное обаяние талантливого человека… Тут приоткрывалось и нечто большее, связанное с… особым чувством хозяина своей страны. Все, кто общался с Ефремовым, воочию видели, убеждались в том, что этот герой может смело брать ответственность на свои плечи, решать порой, казалось бы, безнадежно нерешаемые вопросы, упрямо, принципиально и до конца отстаивать свою гражданскую и художественную позицию».

К сожалению, в постсоветские времена подобного рода формулировки долго и навязчиво квалифицировались как пропагандистская трескотня. Между тем, чтобы оценить правоту Строевой, не нужно детально изучать ефремовскую биографию, пристрастно взвешивая гражданскую инициативу с последствиями социальной активности. Достаточно обратиться к легко доступным ныне киноролям. Ефремов — артист-эталон и в то же время человек-надежда. Гражданственность буквально впечатана в его психофизику. Профессиональный уровень пределен.

«Хозяин страны» — это старший уполномоченный угрозыска Жур. А равно — танкист Иванов из фильма Александра Столпера. А также — Федор Долохов; следователь и актер-любитель Максим Подберезовиков; водитель московского такси Саша; Виктор Леонов, бросивший пить ради своей новой, пускай трудной семьи. Даже — гротескный Айболит, исполняющий блистательный свинговый номер от Бориса Чайковского голосом самого Ефремова. Это — наш друг и брат, персонаж, как было принято говорить в СССР, высоких морально-волевых качеств. Ефремов делегирует каждому из них свою определенность, собственную гражданскую ответственность и присущую ему самому психологическую мощь.

Впрочем, по-настоящему убедительны его герои лишь в глазах того, кто обучен искусству зрения и слуха, кто внимателен и непредвзят. Внешняя простота поведения суть преодоленное фиглярство. Будучи вполне мирским и сильно занятым, Ефремов непостижимым образом очищает каждого своего героя от предрассудков и суеты. Великих русских актеров много, гениальных — несколько. Ефремов отличается от всех. Его игра подробна, миссия уникальна. 

А когда бы Бармалей


Козни нам не строил,


Мы не знали бы, что мы,


Видимо, герои.

Стоицизм, мужественность, ответственность, надежность, верность традиции, воля к эксперименту, ирония, ум, демократизм, магнетизм, заразительный оптимизм… Наша общая удача — что он жил и работал: остались фильмы и записи спектаклей, живут его театры. Ефремов был, есть и будет человеком, которому не перестаешь удивляться. 

Фото на анонсе: Василий Егоров/Фотохроника ТАСС

РАЗБОР ФИЛЬМА ЗАДОРНОВА «ВЕЩИЙ ОЛЕГ-ОБРЕТЁННАЯ БЫЛЬ»: christ_kommuna — LiveJournal

Чтобы не быть голословным, пересилил себя и посмотрел-таки 4 ноября года 2015 от Р.Х. по Рен-ТВ весь фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге и обретённой были – от начала и до конца.
Поскольку перлы сыпались с экрана с порядочной частотой, я у себя в блокноте сумел зафиксировать только пять десятков.
Эти моментальные заметки по ходу просмотра я всем и предлагаю — под катом — «Читать дальше…».
Не скажу, что фильм безнадёжен, как я ожидал.
В ряду «фолк-хистори» от Рент-ТВ есть куда более неприличные кинопроизведения.

1) «у славян на Руси не было чумы» — рассуждения о пользе бань и немытой Европе. Это точно не смешно. За недостатком места отправляю желающих почитать о чуме на Древней Руси и методах борьбы с ней (молитвы, пост, крестный ход, костры) к реферату на этот счёт:http://claw.ru/a-medic/mz_gu_206.htm Литература указана в конце.

2) Один из экспертов приравнял всех восточных славян к росам, поскольку «они заселили полностью всю Русскую равнину». Но будем считать, что я придираюсь.

3) Доктор химических наук Клёсов сообщил, что по его данным 5000 лет назад праславяне уж жили в Европе. Ох, кто в ней только не жил 5000 лет назад и все последующие тысячелетия. Наверное и говорили они, а то и хуже – писали, на «праславянском», как прочие – на «прагреческом», «прагерманском» и так далее.

4) Про «писали». Я уже надеялся, что Задорнова понесёт после рассуждений о сакральном значении славянской «буквицы» 7 на 7, но он удержался от всеясветной грамоты в этот раз, лишь издали продемонстрировав таблицу буквиц, которую у славян содрал Кирилл 😊.

5) Особенно понравился другой эксперт Задорнова – «ведический психолог» Валерий Синельников. Тут я вспомнил кота Бегемота, который рассуждал, что пачпорта выдают кому попало. Ну, и дипломы «ведических психологов» в ту же лузу

6) Хотелось бы всё же про Олега Вещего, подумал я, когда рассказчик вдруг сообщил, что «хазары были ненасытны в рабовладении». Ха! А то русы не приторговывали славянами, захваченными ими во время рейдов, и не стимулировали хазарскую и византийскую ненасытность, как и прочие ненасытности.

7) «Вот так здоровались древние славяне…» — сообщил Михаил Задорнов, подхватывая локоть вышедшего к нему навстречу реконструктора. – «Ныне так не здороваются, а это такое древнее рукопожатие». Я-то помню, как в начале 90-х Александр Белов (Селидор) первым ввёл это «особое» воинское (римское) рукопожатие!

8) «Это ложь, что Вещий Олег был скандинавом», — как молитву повторял в первых сериях «фильмы» рассказчик, но никаких доказательств, что это – ложь, не привёл. Потом он обрушился на шведов, почему-то уверенный в том, что Олега прочат как раз в шведы. Тут в доме Задорнова всё смешалось, поскольку он пребывал в твёрдой уверенности, что Скандинавия была населена викингами, и шведы – тоже викинги. То есть все повально занимались ремеслом разбойным, никто не рыбачил, не пас скот, не ковал, не возделывал землю и не обрабатывал шкуры, даже не охотился. Все были викингами поголовно и пороговно. К слову такая романтизация грабежа характерна и для наших дней, но с высоты советского инженерно-технического образования Михаил Задорнов должен был бы овладеть элементарной терминологией.

9) Дальше я узнал, что Хельги – это «уменьшительное скандинавское имя», типа Вовы, Митьки, Олежки,.. это случилось в тот момент, когда Задорнов разоблачал происхождение имени светлого князя от скандинавского, производя его от былинно-летописного Вольга. Простите мне мой шведский, как говорится. С учётом того, что Ольга, которая княгиня, тоже иногда именуется в летописях Вольгой, с тем же успехом предположить, что имя Олег произошло от женского Ольга 😊

10) Я по наивности думал, что Задорнов-таки предположит наличие нескольких имён у одного и того же персонажа, как на старонорвежском, например – Одд (Oddr), так и на славянском – Олег. Но этого не случилось, поскольку Задорнов не только ни разу за весь фильм не упомянул «Сагу об Одде Стреле», но и даже имени народа Норвегии. Со ссылкой на «старинные этимологические словари», к которым он почему-то отнёс словарь Даля (да-да, того самого норманна-датчанина Валдамара Дала), рассказчик объявил, что слово «урманин», применимое к Олегу «в ряде летописцев» означало «житель очищенного от леса места», и что «нурманин, мурманин — это норманн, то есть северный человек, а надо одно от другого отличать».

Лезем в Даля: УРМАН м. в тоб. произнс. урман, татр, лес, особенно хвойный; дремучие, обширные леса по болоту; в зпд-сиб. урман, что в вост. тайга, дикие, необитаемые леса, на огромном просторе: ель, сосна, пихта, кедр и пр. Урманный, к лесу относящс. | Тоб. медведь. Урма ж. костр. зверок белка, векша.

Тобольские и западно-сибирские диалекты 19-го века, конечно, были в ходу на Древней Руси времён Лаврентьевской летописи, где в знаменитом перечне варяжских народов фигурируют УРМАНЕ, среди руси, свеев, англов, готов и т. д. Урмане – норвежцы. Что у специалиста по древнерусским источникам Измаила Срезневского, что у Макса Фасмера.

11) Лично Задорнов не понимает, как именование Олега воеводой в Новгородских летописях мешает тому, что он – князь по Лаврентьевской или Ипатьевской летописи. Популярно. Князь обладал высшей управленческой и судебной властью, чего не имел воевода. Князь, если он был – воеводу назначал, чтобы тот выполнял и часть военных функций, тоже свойственных князю. Воеводу могло избрать и вече, если находилось в противостоянии к князю, или если князя вовсе не было. Князьями становились по крови (хотя были случаи, что князей избирали), кровь воеводы мало кого интересовала, «был бы мужик умелый».😊

12) Рюриково городище Задорнов разместил под Изборском. Я бывал в Старом Изборске и точно знаю, что Рюриково городище – это место в двух километрах к югу от центра Великого Новгорода. Можно было бы оставить этот нонсенс в числе оговорок, если бы при этом рассказчик не распинался бы о необычайной древности Изборска.

13) Перуна Задорнов обозвал кузнецом, который был вынужден взяться за оружие, оставив ремесло. Аффтор не знает разницы между богами Сварог-Гефест-Вулкан (Велханс)-Тваштар и Перун-Зевс-Юпитер-Парджанья (Индра). Есть тот, кто молнии куёт, а есть тот, кто их метает. И «это две большие разницы».

14) Общее замечание. «Народным артистам России» Безрукову и Певцову грешно, да просто стыдно и непозволительно(!), весь фильм читать стихи Пушкина и Лермонтова по бумажке.

15). Общее место, на котором спотыкаются такого вот рода «любители старины», каким является Михаил Задорнов, это приписывание историческим деятелям весьма далёкой эпохи современных популистских мотиваций. Из перлов: «Олег хотел защищить весь славянский мир» (ясное дело от пархатых и ненасытных в рабовладении хазаров). А существовал ли он, это славянский мир как единое в понимании современников Олега и его самого? Разумеется, нет! Даже самых выдающихся деятелей 9-10 века едва ли беспокоили и гуманные соображения панславянства XIX века.

16). Снова борьба с ветряными мельницами, мы уже давно поняли, товарищч режиссер, что Олег – не швед, потому что он не швед. Не надо делать вид, что это не очевидно. Но если под таким предлогом захотелось сгонять в Стокгольм, так мы-то, зрители, тут причём?

17). Вроде бы неплохой историк Назаренко отмочил, что в 882 году «Олег взял Смоленск». В русском языке есть большая разница между словами «взять» и «принять». Так вот Смоленск Олег принял, а Любеч как раз взял.Это означает, что Смоленск сам перешёл под руку Олега , а Любеч сопротивлялся. Ниже ещё упомяну об этом.

18). Всё же я рано похвапил Задорнова, что он от лингвофричества удержался. Кривичи у него стали к-РА-вичами, потому что поклонялись богу солнца РА, приехали. Мужественно смотрю дальше, срятав пульт, дабы не прервать просмотра на самом интересном месте.

19). «Кривичи жили западнее всех славян, потому много воевали с германцами, викингами и хазарами». Кривичам надо было сильно постараться, чтобы воевать с германцами, поскольку в понимании Задорнова, как видно из этого перечня народов и ремёсел, скандинавы – это не германцы, а викинги = все скандинавы. Как западное расположение кривичей помогло им воевать с хазарами – тоже не ясно.

20). Дальше просто фэнтези. «княжеская верхушка Смоленска была против Олега, хотя за него был народ». Вот самое подробное описание того, как было дело. Cогласно Архангелогородскому своду Олег в 881 г. мирно принял под свою руку кривический Смоленск:

«…налезоста Днепр реку, и приидоста под Смоленск, и сташа выше города и шатры иставиша многи разноличны цветы. Уведавше же смольняне, и изыдоша старейшины их к шатром и спросиша единого человека: «кто сей прииде, царь ли или князь в велицеи славе?» И изыде из шатра Ольг, имыи на руках у себя Игоря, и рече смольняном: «сей есть Игорь, князь Игоревич рускии». И нарекоша его смольняне государем, и вдася весь град за Игоря».

Оборот «царь ли или князь в велицеи славе» выдаёт своё позднее происхождение и следы позднейшей редактуры, но сам рассказ о мирном вокняжении Олега в Смоленске и о решающей роли в этом старейшинкак бы объясняет краткое сообщение ПВЛ, согласно которому Олег принял Смоленск, но взял Любеч, показывая, как происходил сам процесс «принятия» города князем. Судя по этому известию, старейшиныпредставляли собой правящую верхушку Смоленска, ведущую с князем переговоры от имени всего города. Это вполне согласуется с другими летописными данными об этой социальной категории. Старейшины здесь не названы прямо градскими, но по факту являются таковыми, будучи старейшинами города Смоленска.

Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950. С. 21.
Мавродин В.В., Фроянов И.Я. «Старцы градские» на Руси Х в. // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 30.
ПСРЛ. Т. I. Стб. 23; Т. II. Стб. 15.

21). Киев, к которому подходит Олег описан Задорновым как богатейший славянский город. Интересно, откуда он это взял – «холмы с теремами»? По археологическим данным зрелище было прозаичное, а не как в фильмах Птушко. Едва ли был даже крепкий деревянный детинец (если учесть, что город подвергался нашествию тех же угров).

22). «По данным непризнанной Велесовой Книги Киев основан до Рождества Христова». Уже прогресс, хотя бы сообщено, что источник не относится к научным.

23). О «матери городов». Принятую в науке версию о том, что «матерь» — калька с «метрополис», Задорнов отбрасывает. Начинается снова лингвовричество. Появляется какое-то «славяно-арийское ведическое понятие» матка, и эта матка защищает своих детей. Надеюсь, что не пчёл. Про матку я тоже много чего подумал в этот момент в силу своей испорченности.

24). Далее отличился доктор исторических наук Сахаров, который сообщил, что Олег оставил Север из-за его малочисленности по населению. И как же это малочисленному хилому Северу столь многочисленный Юг удалось подчинить? Если начало эпохи викингов уж связывают с относительной перенаселённстью Скандинавии, в то время умеренной по климату, то что же говорить о Приильменье? Плотность населения тут явно не относится к делу.

25). «Олег хотел объединить весь род славяно-руссов…. Выручать надо было братьев славян» — это о том, как Олег стал брыть со славян вместо хазаров 😊 Прям щаз…

Гей, славяне, наше слово
Песней гойкой льётся,
И не смолкнет, пока сердце
За народ свой бьётся.
Дух Славянский жив навеки,
В нас он не угаснет,
Беснованье силы вражьей
Против нас напрасно.
Аминь!

26) «хазарская армия считалась непобедимой до Олега…» сообщает рассказчик. Это не так. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад ибн Марван (Мерван Глухой) прошёл огнём и мечом по всей Хазарии, разгромив противника в нескольких сражениях. Двадцать лет хазары не могли оправиться от такого погрома.

27) «Бюджет хазаров был основан на работорговле…» Да он по тем временам у половины мира был на этом основан. И русы в том не исключение. В чём пафос?

28). «Все народы мира сначала поклонялись солнцу…» Я-то грешным делом думал, что Огню они начали поклоняться ещё в каменном веке 😊 Всё-таки ночью Огонь горел, а солнце – не светило 😊

29). Тут из рукава аффтора, наконец, появились … нет, не буковые и не золотые дощечки, а некие «Апокрифы». Так вот, оказывается в этих «Апокрифах» описано подробно сражение Олега с неразумными хазарами, и неразумны они потому, согласно Пушкину, что приняли иудаизм. Он де точно пошёл на хазаров согласно этим «Апокрифам» в 895 году.

30). Тут мало того, что исполнитель русского шансона Трофим оказался экспертом по оружию и фехтованию, но следы сражений Олега с хазарами столь ярко «обнаружились в дружинном и народном эпосах», что Задорнов даже изобразил схему мнимого сражения. «Вот тут у нас было особенно тяжело» (Бургомистр, «Убить дракона»).

31). Схема неизвестного историкам, но известного Задорнову по каким-то «Апокрифам», сражения объединённого войска славян под руководством князя Олега и непобедимой прежде хазарской армии почему-то 895 года нелепа уже хотя бы потому, что ничтожная часть славян и русов в совершенстве владела верховой ездой, да просто владела в то время лошадьми и конями. Дорогое по тем временам было дело для русов и славян, малознакомое. Для большей частью тюрков-кочевников – хазаров – управление лошадьми было в крови. Сошедшиеся в чистом поле пешая армия Олега и почти конная армия степняков-хазаров на мультяшной схеме Задорнова, где пешие «славяно-руссы» обтекают по правому и левому флангам конную армию хазаров на ровной местности – бред сумасшедших. А ведь Олег был Вещим, а не Дураком! Он знал, что такое пересечённая местность, что такое засады и умелое использование кораблей на реках и морях. И в страшном сне в степях донских не мог состояться этот бой, как его рисует Задорнов.

Между тем в некоторых реальных летописных списках есть косвенные указание на боевые действия русов Олега против хазаров. Но до них пытливая рука сатирика не дотянулась.

32). Но перейдём к самому сладкому. Походу Олега на Царьград. Задорнов может получить нобелевскую премию за открытие! «В одном греческом источнике названо число кораблей Олега – 20000 судов» — говорит Задорнов в фильме. И сетует, что у страха глаза велики, что, конечно, судов было с 2000 всего, как это в наших летописях. Ну и в каком же греческом источнике он изыскал такое? Ведь напрямую ни один греческий источник ничего не говорит о походе Олега на Византию в 907 году. Есть смутные указания на более раннюю дату, но лишь смутные. Да и как бы Олег накормил 80 000 воинов, сидящих на 2000 кораблях? А ещё смешнее, как бы он управлял даже этими 2000-ми без спутникового навигатора и мобильной связи? А представляет ли себе автор общую численность населения хотя бы Киева образца начала 900-х годов? Да под Геленджиком эти 80 000 человек на сухарях (яблоках) и воде давно бы по ходу подготовки к нападению на Царьград «копыта отбросили»!

33). Костя Багрянов, то есть Константин Порфирородный, живший полувеком позже Олега, конечно, врал, подробно описывая, каким образом суда русов попадают в Чёрное море. Зато сатирик Задорнов знает, где должен был строить первый русский флот князь Олег – в Крыму или Геленджике даже. А чего? Там тепло! Там яблоки! Основанием для этого утверждения послужило сообщение о якобы найденных там – в Геленджике – «откопанных 12-ти воинов-скифов». Синие трупы, разумеется, тут же скрыли от заинтересованной общественности и увезли в неизвестном направлении. Злые происки врагов! Ну, и каким же образом такая находка, даже если она была в наше время, может опровергнуть слова византийского императора? Никаким.

34). ««Повесть временных лет» — основная наша летопись»» — сообщает автор, хотя, мне так представляется что ПВЛ такой же кабинетный термин, как и Киевская Русь. И та книжица, что заботливо листают народные артисты и Задорнов на экране, ну, в лучшем случае, это адаптированный для современного слушателя перевод академика Лихачёва по Радзивиловскому списку. А куда деть Новгородские летописи, Лаврентьевскую, Ипатьевскую, Воскресенскую и ещё десятки прочих?

35). «Издревле, в 8-9 веках арабские летописи называли Чёрное море Русским», — патриотически сообщает Задорнов и выпускает для подтверждения своих слов Льва Прозороваю

http://yggeld.livejournal.com/209816.html

Еврейский пророк Иона — Восстание и свет миру

«Было слово Господне к Ионе, сыну Амиттая: «Иди в великий город Ниневию и проповедуй против него, потому что нечестие его дошло до Меня. »   (Иона 1:1–2)

Один из самых известных израильских пророков, возможно, Иона — еврейский пророк, которого проглотил кит или большая рыба после того, как он резко отклонился от Божьей воли для своей жизни.

Бог повелел Ионе, сыну Амиттая, который пророчествовал во времена Иеровоама II (4 Царств 14:25) , чтобы отправиться в Ниневию и предупредить город о его надвигающемся разрушении. Его зло достигло Божьего предела, поэтому Он послал пророка Иону, чтобы вызвать у них покаяние.

Проблема для Ионы заключалась в том, что Ниневия была заклятым врагом Израиля, и он надеялся увидеть полное разрушение этого огромного города. Он не хотел, чтобы они пришли к покаянию и были прощены.

История Ионы демонстрирует неизбежность исполнения Богом Своих планов для человечества и Его прощения тем, кто кается в своих грехах.

Хотя местонахождение Ниневии было неизвестно на протяжении тысячелетий, ее открытие в 19 веке подтверждает точность Библии как источника истории. К сожалению, многие артефакты из этого огромного города были утеряны при транспортировке в музеи. Кроме того, ИГИЛ уничтожило многие оставшиеся артефакты, в том числе гробницу Ионы. (Источник фото: Flickr by StevenB)

Иона жил в Галилее или к северо-западу от озера Кинерет (Галилейского моря).

О его прошлом мало что известно, кроме того, что он жил около 800 г. до н.э.

Мишна (книга раввинистических толкований Библии) учит, что его мать была из племени Ашера, а отец — из колена Завулона.

В раввинистических сочинениях (Pirke R. El. 33) также упоминается предание, что он сын «женщины из Сарепты».

Если Иона ее сын, то он может быть тем, кого Илия воскресил из мертвых, что предвещало бы будущее воскресение из мертвых (3 Царств 17:21–23; Деяния 2:32).

Илия , с картины Луи Херсента

Иона активно отвергает Его призыв

«Господь дал огромную рыбу, чтобы проглотить Иону, и Иона был во чреве рыбы три дня и три ночи». (Иона 1:17)

Иона традиционно считается пророком, которому Елисей поручил помазать Ииуя (4 Царств 9:1–10) . Писание определяет, что он принес Слово Божье Иеровоаму II, царю Израиля 90 003 года (4 Царей 14:25).

Во время правления Иеровоама был покорен Моав, завоевана часть Сирии, и Израиль пережил процветание. Это процветание, однако, сопровождалось большим моральным разложением, и Адонай послал в Израиль многих пророков, чтобы вызвать покаяние. Несмотря на предостережения пророков, идолопоклонство распространялось.

Их пророческие книги записывают их оракулы Израилю.

Книга Ионы отличается от других пророческих книг тем, что читается как повествование. Иона также стоит особняком от других пророков тем, что он предпринял заранее обдуманные шаги, чтобы помешать исполнению воли Бога. Он единственный пророк, активно бросающий вызов Богу, хотя Моисей, Иеремия и другие часто сопротивлялись.

Когда Бог сказал ему отправиться в Ниневию, столицу Ассирии, которая находилась в 500 милях от него, чтобы проповедовать покаяние и предупредить великий город о его грядущем разрушении, Иона двинулся в противоположном направлении.

В Иоппии он сел на корабль, направлявшийся в Фарсис.

Иона нанял корабль в Иоппии (ныне Яффо), чтобы бежать от Адонаи и призыва проповедовать в Ниневии.

Раввины учат, что Иона убежал от Бога, потому что он (Иона) ранее пророчествовал о разрушении Иерусалима. Когда люди раскаялись, разрушения не произошло. Затем Иона понял, что то же самое произойдет и в случае с Ниневией. Он не хотел, чтобы люди раскаивались.  (Пирке Р. Эл. х.; но ср. комментарий Ибн Эзры)

Если это правда, то возможно, что его называли лжепророком, потому что Иерусалим избежал разрушения.

Тем не менее, Иона, возможно, также избегал Ниневии, опасаясь проповедовать врагу Израиля, который мог убить его.

На него будут смотреть как на враждебно настроенного чужеземца в стране, которую Книга Ионы описывает как «чрезвычайно большой город, протяженностью в три дня пути», население которого в то время составляло «более 120 000 человек». (Иона 3:3; 4:11)

Поскольку ниневитяне были жестоким народом, Иона, возможно, также рассудил, что если он будет проповедовать им, они действительно покаются, обратятся от своих нечестивых путей и будут спасены, только чтобы остаться угроза Израилю.

Несмотря на то, что Иона купил билет на корабль, идущий в противоположном направлении, Божий призыв остался на нем.

Бог, чье имя ЯХВХ и управляет всем, включая погоду, наслал на корабль бурю. Экипаж корабля не хотел убивать еврейского пророка Творца Моря и Земли, но, чтобы спасти жизни всех на борту, они бросили его в море.

Иона одобрил их решение, возможно, считая свою смерть выходом из выполнения своей миссии.

Иона, брошенный в море (Восхитительные истории, 1888 г.)

Даже в этих отчаянных обстоятельствах Божий план для Ионы и Ниневии не мог быть сорван.

Бог устроил так, что большая рыба проглотила Иону. Он оставался в его чреве три дня и три ночи. Иешуа (Иисус) вспоминал об этом событии как о предзнаменовании Своего приближающегося воскресения из мертвых. (Матфея 12:40)

Как маловероятно, чтобы человек мог выйти из рыбы живым, так маловероятно и то, что человек воскреснет из мертвых, особенно после того, как он был мертвым три дня и три ночи.

В этом Иона прообразовал Мессию. Мы также видим, в какой степени мы можем доверить Богу свою жизнь. Даже когда обстоятельства говорят о том, что события прошли точку невозврата, Бог все еще может изменить ситуацию.

Иона также предвещал спасение, которое будет распространено на все человечество благодаря служению Мессии, то есть Иона был послан с Сиона к язычникам Ассирии, чтобы предостеречь их и привести к искуплению.

Он является примером еврея выполняющего свое предназначение быть светом для язычников.

Иона и кит на витраже в Оксфордском колледже Иисуса (фото отца Лоуренса Лью)

Бог милует Иону и Ниневию

Иона хорошо знал Псалтирь. Находясь во чреве рыб, он сочинил на их основе молитву. Он раскаялся в своем непослушании, и рыба выплюнула его на сушу.

Бог во второй раз призвал Иону отправиться в Ниневию, чтобы передать Своё Божественное послание.

На этот раз Джона повиновался. Он проделал день пути до города и просто провозгласил: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». (Иона 3:4)

В то время как язык напоминает о разрушении Содома и Гоморры, Иона, в отличие от Авраама, не пытался договориться о милосердном ответе на грех.

Внешний вид Ионы мог быть сильно изменен желудочным соком в желудке кита, что придало ему, возможно, устрашающий вид.

Невероятно, но ниневитяне не убили посланника, а поверили ему. Возможно, они знали о чудесном спасении Ионы из чрева кита или боялись его из-за его появления.

Во всяком случае, ниневитяне избрали путь покаяния, объявили пост, и все в городе смирились и заплакали. Даже царь снял с себя царские одежды, и все, «от большого до малого, оделись во власяницу». (Иона 3:5)  

Иона проповедует в Ниневии (Букварь для начинающих, 1919 г.)

Иона исполнил волю Бога, но он не был счастлив, когда люди отвернулись от своих злых путей. Иона надеялся увидеть, как Божий суд изольется на Его врагов. В своем гневе Иона, по сути, сказал Богу, что Он слишком добр!

«Не это ли я говорил, Господи, когда еще был дома? Это то, что я пытался предотвратить, бежав в Фарсис. Я знал, что Ты милостивый и сострадательный Бог, медленный на гнев и многолюбящий, Бог, который не насылает бедствия». (Иона 4:2)

Иона был так разгневан результатом Божьего милосердия, что хотел умереть. И снова Бог по Своей милости решил преподать Ионе урок — на этот раз о любви.

Бог заставил вырасти лиственное растение и защитить его от жаркого солнца, пока он сидел и ждал, что же произойдет с городом. Это принесло Ионе большую радость. Затем Бог приготовил червя, который съел растение и убил его.

Еще раз, когда жаркое солнце палило пророка, он молился, чтобы Бог взял его, говоря: «Лучше мне умереть, чем жить». (Иона 4:8)

Бог ответил: «Правильно ли тебе гневаться на растение?»

Да, сказал Иона и добавил: «И я так зол, что хочу умереть». (4:9)

Штамп Ионы, ок. 1963

На это Бог ответил: «Ты беспокоился об этом растении, хотя и не ухаживал за ним и не заставлял его расти. Он вырос за ночь и умер за ночь. И не должен ли я позаботиться о великом городе Ниневии, в котором более ста двадцати тысяч человек, которые не могут отличить правую руку от левой, а также множество животных?» (4:10–11)

В то время как люди часто пренебрегают Танахом как рассказом о кровопролитии, мести и законе, Книга Ионы ясно демонстрирует Божью любовь к человечеству и Его милость к тем, кто раскаивается в своих грехах.

Он действительно не хочет, чтобы кто-то погиб, но дает им широкие возможности воззвать к Нему и изменить свои пути.

«Господь не медлит с исполнением Своего обещания, как некоторые понимают медлительность. Наоборот, Он долготерпелив к вам, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». (2 Петра 3:9)  

Воспоминание Ионы в День Искупления

Между Торой (наставление) и Кетувим (писания) в Танахе (Ветхий Завет) находятся Невиим (Пророки). . Из 19 пророков в Невиим Иона является одним из Двенадцати (Трей Асар) «второстепенных» пророков.

Несмотря на то, что Книга Ионы считается второстепенным пророком из-за своего размера, она содержит важный урок о милости Бога к тем, кто раскаивается. Таким образом, это Хафтара (чтение книг пророков) для послеполуденной службы в самый священный день года, Йом Кипур (День искупления).

Читается полностью, и быть избранным читателем считается большой честью.

Слушая, еврейский народ должен отождествлять себя с ниневитянами и их потребностью в покаянии (а не с Ионой, который противостоит им).

Хабадский раввин или Ребе Любавич, Махариц, учил, что последнее чтение богослужения, Мафтир Йона, «дает силу Тшувы [покаяния], а также является segulah [лекарство] от богатства». (ХаМелех Бимсибо, том I, стр. 73).

Поскольку эта важная пророческая книга напоминает нам о том, как Бог делает Свое милосердие доступным для тех, кто не является Его избранным народом, она также напоминает нам, насколько больше Его милосердия доступно Израилю, Его народу.

Молитва в Йом Кипур у Стены Плача в Иерусалиме.

Путешествие Ионы — это наше путешествие

Еврейские мистики учат, что Иона — это метафора души и что история Ионы — это история нашего духовного путешествия здесь, на земле.

Мы призваны на землю, чтобы поселиться в ограниченном сосуде и отправиться в путешествие. На этом пути мы часто уходим «вдали от присутствия Бога». (Хабад)

Слишком часто мы погружаемся в бездну отчаяния, разочарования и безнадежности, прежде чем смягчимся, почтим Бога Израиля, поднимемся и встретим свой дух с Божьим Духом.

На самом деле еврейский язык богат тем, что помогает нам увидеть, что попытки Ионы бежать от Бога на самом деле привели его к падению, падению, падению, падению (יָרַד / ярад)  в глубины восстания.

  • Сначала Иона спустился (יָרַד  / ярад в Иоппию (Иона 1:3).
  • Получив проход из Ниневии, он спустился (יָרַד / ярад ) на корабль (1:3).
  • Оказавшись на борту, он спустился вниз (יָרַד / ярад ) в трюм корабля, погрузившись в глубокий сон (יָרַד/ярад)   (1:5).
  • Наконец он спустился (יָרַד / ярад ) на дно гор буйного моря (2:7 [6]).

Там, на дне земли, Иона отказался противиться Господу, искренне раскаялся и обрел милость Божию.

Иона во чреве кита

Предстоящий месяц Элул — прекрасное время, чтобы подумать об Ионе, потому что это месяц подготовки к началу нового года в Рош ха-Шана и к Йом Кипуру, когда мы анализируем нашу жизнь и дела.

Элул также включает в себя большую часть 40 дней милости, которые заканчиваются в Йом-Кипур, период, когда мы можем найти ту же милость и благодать, что и ниневитяне в их 40-дневном периоде покаяния.

Поскольку повествование Ионы часто символизирует наше собственное духовное путешествие здесь, на земле, мы уверены, что Бог дарует нам Свою милость.

И если, как Иона, мы резко сбились с курса, Он может повторно выдать поручение, если мы только обратимся и покаемся.

Молитва у Западной (Стены Плача)

Поминовение Ионы во время Суккота

Мы также поминаем Иону во время праздника Суккот (Камни), потому что традиционно считается, что Иона получил свой пророческий дар во время церемонии черпания воды, которая совершалась каждый утро семидневного праздника. (Хабад)

Суккот должен быть праздником великой радости, как мы читаем у Исаии: «С радостью почерпнешь воду из источников спасения». (Исайя 12:3)

Согласно еврейской традиции, Руах ха-Кодеш (Святой Дух) покоится только на том, у кого радостное сердце.

Однако у Ионы не было радости на сердце, когда ниневитяне покаялись. В последней главе Книги Ионы мы читаем, что он вышел за пределы города и построил для себя сукку или шалаш в качестве убежища, из которого он мог наблюдать за тем, что, как он надеялся, должно было стать кончиной ниневитян.

Даже после того, как он раскаялся и исполнил Божье призвание в своей жизни, он продолжал держаться за свое собственное желание увидеть Ниневию погибшей, а не за желание Бога увидеть их покаянием и спасением, как провозгласил другой великий Пророк:

«Всякий, кто призовет имя ГОСПОДА, спасется». (Иоиль 2:32)

Согласно божественному закону, Бог не чтит наши желания, когда они противоречат Его.

«Утешайся Господом, и Он исполнит желания твоего сердца». (Псалом 36:4)

Тем не менее, Бог в Своей милости и любви ответил на смятенное сердце Ионы и вступил с ним в диалог.

Еврейский мальчик украшает сукку к празднику Суккот. (Фото «Go Israel» Даны Фридландер)

Несение света народам

Хотя Израиль по-прежнему призван быть светом для народов в традициях Пророков и Ионы, он слишком часто неохотно принимает и исполнить желания Бога.

Как и в большинстве стран мира, здесь, в Израиле, средства массовой информации часто хулят Бога, неся факел свободы выражения — свободы выражать даже отвратительные действия, осуждаемые Словом Божьим, такие как гомосексуальность, разрушение брачных уз и убийство. нерожденных детей.

Хотя не все израильтяне-евреи идут по этому пути, еврейскому народу пора открыть для себя Йешуа как своего Мессию, истинного Света мира, чтобы мы могли нести Его свет народам.

Тогда Бог «услышат с неба, и простит их грех, и исцелит [нашу] землю». (2 Паралипоменон 7:14)

Да, однажды весь Израиль увидит возвращение нашего Мессии и скажет: «Благословен Грядущий во имя Господне». (Псалом 118:26; Марка 11:9; Матфея 23:39)

До тех пор вы можете быть светом Божьим для еврейского народа, по одному человеку за раз, принося им пророческие Писания, которые открывают, кто их Мессия.

Тридцать лет спустя мы до сих пор не знаем, кто предал этих шпионов | История

Джонатан Бартлетт

Лондон, 17 мая 1985 года: Олег Гордиевский был на вершине своей карьеры. Опытный офицер разведки, за несколько месяцев до этого его повысили до 9-го звена.0003 резидент или начальник отделения КГБ в британской столице. Москва, похоже, понятия не имела, что он тайно работал на МИ-6, британскую секретную разведывательную службу, в течение 11 лет.

В ту пятницу Гордиевский получил телеграмму, предписывающую ему «срочно» явиться в Москву, чтобы подтвердить свое продвижение по службе и встретиться с двумя высшими должностными лицами КГБ. «Холодный страх побежал по моей спине, — сказал он мне. — Потому что я знал, что это смертный приговор.

Он вернулся в штаб-квартиру всего четыре месяца назад, и все вроде бы было хорошо. Теперь, опасался он, контрразведчики КГБ заподозрили его и отозвали, чтобы противостоять ему. Если он откажется от вызова, то разрушит свою карьеру. Но если он вернется домой, его могут расстрелять.

Кураторы из МИ-6 заверили его, что не обнаружили никаких признаков того, что что-то не так. Они уговаривали его ехать в Москву, но также предоставили ему план побега на случай, если он даст понять, что ему угрожает опасность.

Гордиевский решил рискнуть жизнью и уйти.

**********

Афины, 21 мая 1985 г. После утреннего во вторник совещания в советском посольстве полковник Сергей Иванович Бохан остался поговорить со своим начальником, местным жителем г. ГРУ, советская военная разведка.

В качестве заместителя начальника Бохан был причастен ко всем шпионским операциям ГРУ, направленным против Греции, США и других стран НАТО. Поболтав немного, резидент сказал: «Кстати, Сергей, этот кабель пришел» и бросил его. В нем говорилось, что у сына Бохана, 18-летнего Алекса, возникли проблемы в военном училище, и предлагалось депутату взять отпуск сейчас, на три месяца раньше, и вернуться в Советский Союз, чтобы разобраться с ним.

Бохан замер. «Сохраняй спокойствие, — вспоминает он, говоря себе. «Они знают.»

Его детское прозвище, еще в колхозе на Украине, было «Крот». Сейчас, коренастый, крепко сложенный мужчина 43 лет, он проработал в ГРУ 16 лет и 10 лет передавал советские секреты ЦРУ. Он сразу понял, что телеграмма была уловкой. Всего за несколько дней до этого он позвонил зятю в Киев, где учился Алексей, и был уверен, что с сыном все в порядке.

Бохан предположил, что за ним следят и КГБ, и ГРУ. Он решил уехать из Афин, но не в Москву.

**********

Москва, 3 августа 1985 г. Было 2 часа ночи, когда Андрей Полещук вернулся домой. 23-летний журналист допоздна работал на «Новости», советское агентство печати. Через окна квартиры на первом этаже, которую он делил с родителями, он мог видеть, как ходят незнакомые люди. Крупный мужчина впустил его и показал значок.

— Ваш отец арестован, — сказал мужчина. Он не сказал, почему.

Арестован? Невозможно. Его отец, Леонид Полещук, был старшим офицером контрразведки КГБ, в последнее время — заместителем резидента по контрразведке в Лагосе, Нигерия.

В 1993 году ФБР обнаружило в мусоре записку Олдрича Эймса о встрече с его контактным лицом в КГБ в Боготе, Колумбия.

ФБР / Коллекция фотографий LIFE / Getty Images

Несколько месяцев Андрей надеялся, что отец найдет ему квартиру. Он окончил школу, нашел хорошую работу и хотел жить самостоятельно. Жилье в Москве было почти невозможно найти даже офицеру КГБ, но где-то в мае он получил, казалось бы, чудесное письмо от отца. В нем говорилось, что его родители неожиданно узнали о квартире, которую они могли купить для него; его отец решил взять отпуск пораньше и вернуться домой, чтобы заключить сделку. Леонид и его жена Людмила вернулись две недели назад, когда КГБ появился у их дверей.

«Это было сюрреалистично, как страшный сон», — сказал мне Андрей. «Я не мог поверить в происходящее. Я пошла в ванную, заперла дверь и посмотрела на себя в зеркало».

КГБ всю ночь обыскивали квартиру. «Утром нас забрали — маму, бабушку и меня — и посадили в отдельные черные «Волги», — рассказывает Андрей. Их отвезли в печально известную Лефортовскую тюрьму на допрос.

В тот первый день Андрей потребовал от допрашивающих объяснить, за что арестовали его отца. Один из них наконец ответил: «За шпионаж».

**********

1985 год стал катастрофой для спецслужб США и Великобритании. Помимо Гордиевского, Бохана и Полещука, было разоблачено более десятка других источников. Той осенью КГБ свернул все активы ЦРУ в Советском Союзе молниеносным ударом, от которого агентство пошатнулось. Десять агентов были казнены, а бесчисленное множество заключено в тюрьму.

Столкнувшись с этими необъяснимыми потерями, ЦРУ в октябре 1986 года создало небольшое, очень секретное подразделение по охоте на кротов, чтобы раскрыть причину этой катастрофы. С арестом Олдрича Эймса в 1994, казалось, охотники за кротами нашли свою добычу. Когда он начал шпионить в пользу русских почти десятилетием ранее, Эймс был начальником отдела советской контрразведки ЦРУ, которому были доверены секреты, которые представляли неоценимую ценность для КГБ. Он собирался жениться, и его долги росли.

После того, как Эймса арестовали и обвинили в шпионаже, его адвокат Плато Качерис заключил сделку о признании вины с прокуратурой: жена Эймса, Росарио, сообщница его шпионажа, будет избавлена ​​от длительного тюремного заключения, если он будет полностью сотрудничать с властями. . В расширенных отчетах ЦРУ и ФБР он рассказал о своей девятилетней шпионской деятельности в пользу Москвы, включая тот день, когда он выдал, по его словам, личности «практически всех известных мне советских агентов ЦРУ и других американских и иностранных служб». ».

По словам Эймса, этот день был 13 июня 1985 года. В своем кабинете на четвертом этаже в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния, он упаковал от пяти до семи фунтов секретных документов и вышел из здания. Он переправился через реку Потомак в Вашингтон, округ Колумбия, и зашел в Chadwicks, популярный ресторан Джорджтауна, где передал документы сотруднику советского посольства по имени Сергей Чувахин. По его словам, в число агентов, которых он предал в тот день, входили Олег Гордиевский, чье кодовое имя в ЦРУ было GTTICKLE; Сергей Бохан, или GTBLIZZARD; и Леонид Полещук, или GTWEIGH.

Но допросщики ЦРУ и ФБР вскоре обнаружили явную аномалию в рассказе Эймса: было ясно, что эти три агента попали под подозрение в мае 1985 года — до того, как Эймс настаивал на том, что он передал документы.

Шпионаж Олдрича Эймса привел к его аресту. Но его отчет не мог объяснить потерю трех основных активов.

Джон Халлисей / ФБР / LIFE Picture Collection / Getty Images

«Временная шкала просто не сработала», чтобы объяснить отзыв Гордиевского в Москву, сказал мне специальный агент ФБР Лесли Уизер, который вел дело Эймса. «По крайней мере, временная шкала основана на том, что Эймс сказал во время допроса… Если это был не Эймс, то это был кто-то другой, поэтому мы начали искать источник компрометации», — сказал Уизер.

Это породило возможность, которая даже сегодня остается предметом глубокого беспокойства агентов контрразведки, проблема, признаваемая в частном порядке, но мало обсуждаемая публично: три агента могли быть преданы кротом внутри разведки США, личность которого до сих пор неизвестна. В ФБР отказались комментировать, продолжаются ли поиски, начатые Уайзером.

Простая вера в то, что существует еще один крот, правильная она или нет, может вызвать хаос в разведывательном агентстве. В течение 19В 60-е годы жестокая охота на кротов под руководством Джеймса Дж. Энглтона, начальника контрразведки ЦРУ, привела к институциональной паранойе, парализовала операции, направленные против Советского Союза, и разрушила жизни многих невинных офицеров ЦРУ, которые были уволены или отклонились от своей карьеры. И все же для разведывательного агентства игнорировать возможность наличия крота тоже не вариант. Истории Олега Гордиевского, Сергея Бохана и Леонида Полещука, представленные здесь с новыми подробностями и основанные на интервью с Гордиевским, Боханом и Андреем Полещуком, а также с бывшими сотрудниками ФБР и ЦРУ, свидетельствуют о том, какой вред может нанести крот.

**********

Как только Гордиевский приземлился в Москве, у него появились признаки того, что он сыграл не так. На входной двери его квартиры кто-то запер третий замок, которым он так и не воспользовался, потому что потерял ключ; ему пришлось вламываться. Было ясно, что КГБ обыскал его квартиру.

Прошло несколько дней, прежде чем его начальник Виктор Грушко отвез его на дачу КГБ, сказав, что с ним хотят поговорить. Гордиевскому подали бутерброды и армянский коньяк. Следующее, что он помнил, это то, что он проснулся полуодетым в одной из дачных спален. Он был под действием наркотиков. Генерал КГБ сказал ему, что он признался. — Еще раз признайся! — взревел генерал.

Гордиевского отвезли домой, но на следующий день Грушко встретился с ним в КГБ. «Мы прекрасно знаем, что вы обманывали нас годами, — сказал он. Гордиевскому сказали, что его лондонская командировка закончилась, но ему разрешат остаться в секретном отделе КГБ в Москве.

Было очевидно, что у советских контрразведчиков еще не было достаточно улик для его ареста. Гордиевский считает, что они ждали, чтобы поймать его на контактах с британской разведкой. «Они ожидали, что я сделаю какую-нибудь глупость, — сказал он мне. Но это был лишь вопрос времени. «Рано или поздно меня бы арестовали».

Его план побега был заключен под форзацем романа; ему пришлось вскрыть обложку, чтобы прочитать инструкции. Он должен был стоять на определенном углу московской улицы в назначенный день и время, пока не увидит «британского» человека, который что-то ест. Он так и сделал, но ничего не произошло. Он попытался снова, следуя запасному плану, и на этот раз мужчина с темно-зеленой сумкой из престижного лондонского универмага Harrods прошел мимо шоколадного батончика. Это был сигнал к бегству.

В назначенный день он начал  проверку , или «химчистку», — пройти сложный маршрут, чтобы сбить с толку любого, кто мог за ним наблюдать. От Московского вокзала он добрался поездом, автобусом и такси до пункта у финско-советской границы, где спрятался в траве у обочины, пока не остановились две машины.

Внутри находились трое агентов британской разведки — мужчина с шоколадным батончиком и две женщины, одна из которых была оперативным сотрудником МИ-6 Гордиевского в Лондоне. Хотя Гордиевский писал, что забрался в багажник одной из машин, бывший сотрудник ЦРУ говорит, что на самом деле он заполз в специально модифицированный Land Rover. Если бы русские осмотрели машину, они бы увидели горбинку на полу, где обычно находился карданный вал. Но карданный вал этого Land Rover был перенаправлен через одну из дверей автомобиля, говорит бывший сотрудник ЦРУ, так что Гордиевский мог свернуться в горбу, фактически спрятавшись у всех на виду.

Они без проблем проехали несколько блокпостов, но на границе им пришлось остановиться на советской таможне. Когда водитель выключил двигатель, Гордиевский услышал поблизости собак — эльзасцев, как он узнал позже. Прошли минуты. Его страх усилился. У него начались проблемы с дыханием. Женщины кормили собак картофельными чипсами, чтобы отвлечь их. Затем машина снова завелась, и радио, которое до этого играло поп-музыку, вдруг загрохотало Сибелиуса Finlandia . Он был свободен.

**********

В Афинах Бохан позвонил по экстренному номеру, который звонил в отделении ЦРУ в американском посольстве. Он попросил фиктивного греческого сотрудника. «Вы ошиблись номером», — сказали ему.

Кодированный обмен сообщениями привел к встрече с его оперативным сотрудником ЦРУ Диком Райзером, который телеграфировал в штаб-квартиру в Лэнгли, что у BLIZZARD проблемы. Вскоре появился план «эксфильтрации» — так в ЦРУ называли похищение агента, находящегося в опасности, из чужой страны.

Через пять дней после того, как Бохан получил телеграмму о сыне, он взял свою жену Аллу и их 10-летнюю дочь Марию на пляж. Он никогда не говорил своей жене, что работает на ЦРУ — это подвергло бы ее смертельной опасности, — но теперь он должен был что-то сказать. Когда они гуляли по пляжу в ту субботу, он сказал, что его карьера в опасности. Будет ли она когда-нибудь жить на Западе?

«Какая страна?» — спросила Алла.

«Не беда», — сказал он и процитировал русскую пословицу: « Смилым рай и в шалаше ». Если вы любите кого-то, у вас будет рай даже в шатре.

«Я не хочу жить в палатке», — сказала она.

Он уронил его, почувствовав, что попадает на опасную территорию. У них был роскошный обед — Бохан знал, что это может быть его последний обед с семьей, — и Мария купила плюшевую греческую куклу, называемую пататуф. Когда они поехали домой, он собрал спортивную сумку и объявил, что собирается на пробежку. Затем он поцеловал жену и дочь на прощание.

Он около часа ездил по Афинам на своем BMW, чтобы убедиться, что за ним не следят, а затем вошел в 100-футовый пешеходный туннель под шоссе. Райзер ждал в машине на другом конце. На заднем сиденье были куртка, шляпа и солнцезащитные очки. Бохан надел их, когда Райзер ехал на конспиративную квартиру. После наступления темноты они уехали в небольшой аэропорт, где Бохан сел на самолет ЦРУ. После остановок в Мадриде и Франкфурте военный самолет переправил его через Атлантику. На базе ВВС Эндрюс в Мэриленде он выглянул в окно и увидел несколько черных машин и людей на взлетно-посадочной полосе. Он спросил, пришли ли они поприветствовать важного дипломата. «Нет, — сказали ему, — они здесь из-за тебя».

Он спустился по ступенькам и пожал руки ожидавшим офицерам ЦРУ.

«Добро пожаловать в Соединенные Штаты», — сказал один из них.

**********

После нескольких месяцев допросов в Лефортово Андрей Полещук сказал своим похитителям, что больше не будет отвечать на вопросы, пока ему не скажут, на кого работал его отец. «Именно тогда мне показали бумажку со словами: «Я встретил Джо», — рассказал мне Андрей. — Это было написано почерком моего отца. Леонид Полещук знал своего первого оперативника ЦРУ, завербовавшего его в Непале, как Джо. «Это был способ КГБ сказать, что мой отец работал на ЦРУ, — сказал Андрей.

Перед отъездом из Лагоса Леонид Полещук запросил у ЦРУ 20 000 долларов на покупку квартиры, которая якобы его ждала. Агентство предупредило, что для него будет слишком рискованно провозить такую ​​сумму наличными через аэропорт, и сообщило ему, что деньги будут в Москве, спрятанные в поддельном камне.

Чего не знали ни ЦРУ, ни Полещук, так это то, что «квартира» была операцией КГБ. Советы организовали передачу явно хороших новостей его жене через друга и бывшего коллегу в Москве, который написал ей в Лагосе. Полещука снова заманила судьба.

Леонид так и не добрался до скалы, сказал его сын. В российском телевизионном документальном фильме показано, как его поднимает призрачная фигура, но Андрей сказал, что это актер, а не его отец.

В июне 1986 года Леонида судили и, как и следовало ожидать, осудили. Андрею разрешили посетить его в тюрьме только один раз, после того как его приговорили к смертной казни. «Сначала я даже не мог его узнать, — сказал Андрей. «Он сильно похудел. Он был худ, бледен и явно болен. Он был как ходячий мертвец. Я чувствовал, что его пытали». Леонида казнили 30 июля. КГБ сообщило Андрею, что останки его отца кремированы и могилы не будет.

**********

За всю историю разведки США были выявлены только три главных крота — люди, чьи предательства привели к летальному исходу.

До Эймса был Эдвард Ли Ховард, офицер ЦРУ, который должен был отправиться в Москву, но вместо этого был уволен за употребление наркотиков и мелкое воровство. 21 сентября 1985 года Ховард ускользнул от наблюдения ФБР и сбежал в пустыню Нью-Мексико с помощью своей жены Мэри и всплывающего манекена на пассажирском сиденье своей машины (метод, которому он научился во время обучения в ЦРУ). Буквально за день до этого Москва объявила, что советский исследователь в области обороны по имени Адольф Г. Толкачев был арестован как шпион ЦРУ. В ЦРУ обвиняли Ховарда в разоблачении Толкачева и последующей казни, хотя Эймс тоже выдал личность исследователя. (Ховард, как сообщили российские власти в 2002 году, умер в результате падения на своей даче КГБ под Москвой. В одном из новостных сообщений говорилось, что он упал с лестницы и сломал себе шею. )

После Эймса был агент ФБР Роберт П. Ханссен, арестованный в 2001 году. В ходе шпионажа в пользу Москвы в течение 22 лет Ханссен раскрыл десятки секретов, включая подслушивающий туннель, который ФБР прорыло под советским посольством в Вашингтон и личности двух источников ФБР в посольстве, которые также были казнены. Ханссен, осужденный за шпионаж, отбывает пожизненное заключение в федеральной тюрьме supermax во Флоренции, штат Колорадо.

Агенты контрразведки США установили, что ни Ховард, ни Ханссен не имели доступа к личностям всех источников американской разведки, которые были преданы в 1985. Таким образом, несоответствие между хронологией Эймса и разоблачением Гордиевского, Бохана и Полещука остается необъяснимым.

В июле 1994 года Лесли Уизер, агент ФБР, разоблачивший Эймса, вылетела в Лондон, чтобы взять интервью у Гордиевского. Переселенный шпион сказал Уайзеру, что он убежден в том, что Эймс предал его, но подтвердил, что его внезапно вызвали обратно в Москву 17 мая 1985 года — почти за четыре недели до того, как Эймс сообщил, что назвал его в КГБ. С того дня, как они поговорили, сказал мне Уизер, «мы считали важным рассмотреть высокую вероятность того, что Гордиевский был скомпрометирован кем-то из разведывательного сообщества США».

Уайзер признает, что Эймс, возможно, солгал или ошибся в дате — Эймс признал, что сильно пил перед встречами с КГБ. Но Эймс всегда настаивал на том, чтобы ФБР, ЦРУ и сенатский комитет по разведке не раскрывали никаких важных источников до встречи в Чедвиксе. В апреле 1985 года, по его словам, он сообщил советскому контакту в Вашингтоне имена двух или трех двойных агентов, которые связались с ЦРУ, но на самом деле работали на КГБ — «болванчики», на языке разведки. По его словам, он сделал это, чтобы доказать свою добросовестность как потенциального крота КГБ. В письме ко мне из федеральной тюрьмы в Алленвуде, штат Пенсильвания, где он отбывает пожизненное заключение, Эймс писал: «Я совершенно уверен в своих воспоминаниях о том, что не сообщал КГБ никаких имен, кроме двух или трех двойных имен». агенты/подвески, которые я предоставлял в апреле 1985 года до 13 июня».

**********

У тех, кого предали, повреждение сохраняется еще долго после того, как проходит первоначальный шок. Через несколько дней после того, как Олега Гордиевского отозвали в Москву, КГБ доставил туда его жену Лейлу и двух дочерей, и он сообщил неприятную новость о том, что их не отправят обратно в Лондон. «Когда я приехал в Москву, она уехала, — говорит он, взяв с собой детей в отпуск.

После побега Гордиевского советский военный трибунал заочно приговорил его к смертной казни. Он прошел допрос в МИ-6 и сотрудничал с ней и другими западными спецслужбами. Он часто путешествовал в Соединенные Штаты, Германию, Францию, Новую Зеландию, Австралию, Южную Америку и Ближний Восток. Он встречался с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер и президентом Рональдом Рейганом, написал мемуары и в соавторстве написал книгу о КГБ.

Он всегда надеялся, что Лейла присоединится к нему в Англии. Она это сделала в 1991 году, но напряжение, вызванное шестью годами разлуки, оказалось слишком сильным, чтобы его можно было исправить. К 1993 году их брак распался.

Сергея Бохана тоже разлучили с семьей на шесть лет. В течение двух недель после его полета в Соединенные Штаты у него было новое имя, фальшивое прошлое, номер социального страхования и 9-миллиметровая «беретта». Сначала он жил на конспиративных квартирах в Вирджинии, затем полгода жил в Калифорнии, чтобы выучить английский язык, вернулся на Восток и консультировал ЦРУ и некоторые американские компании.

Когда Бохан бежал из Афин, КГБ срочно отправил его жену обратно в Москву, обыскал ее квартиру и начал серию допросов. «В течение двух лет я ездила в Лефортово два-три раза в неделю, — рассказала мне Алла Бохан. «У нас были очень близкие соседи. Все избегали меня. Если я ждал лифта, они спускались по лестнице. У меня не было работы. Когда я нашел работу, позвонили из КГБ и меня уволили. Так было несколько раз».

Наконец, в 1991 году, когда КГБ пришел в замешательство после того, как его глава возглавил неудавшийся переворот против советского лидера Михаила Горбачева, власти разрешили Алле и ее дочери уехать. Они прилетели в Нью-Йорк и с помощью ЦРУ и ФБР встретились с Сергеем в мотеле недалеко от международного аэропорта Джона Ф. Кеннеди. Его ждали шампанское и цветы, большая корзина с фруктами, конфеты и воздушный шар. Были объятия, и все плакали. Мария, которой тогда было 16 лет, несла пататуф.

Сын Бохана, Алекс, тоже уехал в США в 1995 году. Он работает программистом. Долгое время он возмущался влиянием ЦРУ его отца на его собственную жизнь. «Я был зол, потому что меня исключили из военного училища и отправили в армию далеко, под Владивосток», — сказал он. «Мне было 18 лет». Теперь он видит этот эпизод по-другому. «Спустя много лет я понял его. Ничего страшного. Быть мертвым или быть живым было вопросом для моего отца. У него не было выбора». Сегодня Сергей и Алла спокойно живут в Солнечном поясе под своим новым именем.

Андрей Полещук сказал мне, что арест его отца стал для его матери катастрофой. «Это укоротило ей жизнь», — сказал он. «Вскоре после ареста она рухнула психологически. Я никогда не забуду тот день, когда я пришел домой, а она пела песни, мелодии, без слов и выглядела безумной. Ее глаза были пусты. Это было страшно.»

Сотрудники КГБ доставили ее в санаторий, где ей накачали наркотиками и допросили. Через несколько месяцев ее освободили. Но, добавляет он, «я никогда больше не увижу ее улыбку». Она умерла три года спустя, в 1988.

После казни отца Андрей продолжал работать в «Новости». В 1988 году он отправился в речной круиз по Москве и познакомился с «блондинкой, голубоглазой и очень красивой» женщиной по имени Светлана, которая работала в автомобильном журнале. Они поженились в 1993 году, после распада Советского Союза, и какое-то время он работал в независимой газете в Москве. В 1997 году Андрей и Светлана эмигрировали в США. У них двое детей, и он работает независимым аналитиком для бизнеса и государственных подрядчиков в Северной Вирджинии.

Андрей Полещук до сих пор носит золотые часы, служившие связующим звеном между его отцом, казненным КГБ, и его оперативным сотрудником в ЦРУ.

Грег Кан

Вскоре после их прибытия в Соединенные Штаты в русской православной церкви в Вашингтоне состоялась церемония чествования его отца. «После этого мы поехали в дом в Вирджинии на прием, где я встретил Джо», — сказал мне Андрей в разговоре за обедом в ресторане, спрятанном в переулке Вашингтона. Первоначальный оперативник Леонида «много лет винил себя в том, что подвел моего отца. Джо очень сблизился с моим отцом и беспокоился, что какое-то его действие, какая-то ошибка привели к его предательству».

По словам Андрея, перед отъездом из Лагоса отец подарил золотые часы своему офицеру ЦРУ. «Он попросил передать его Джо с сообщением: «Вот кое-что от Лео». Андрей сказал, что к тому времени, когда Джо узнал о подарке, его отец был арестован. «Джо сказал своим людям: «Сохраняйте часы, я хочу отдать их его сыну». На приеме после церковной церемонии Джо подарил Андрею часы.

Он был в нем в день нашей встречи.

**********

Спецслужбы не могут мириться с неразгаданными тайнами и незавершенными делами. Спустя долгое время после огромных потерь в 1985, назревшие вопросы до сих пор не дают покоя их специалистам по контрразведке. Милтон Берден, который за свою 30-летнюю карьеру в ЦРУ занимал несколько руководящих постов, убежден, что предатель был, но пока не обнаружен.

«Некоторые из них просто не складывались, — говорит он. «Крот — это не просто какой-то парень, который украл несколько секретов. Может быть, он умер или сейчас живет на даче. И разведывательная культура этого не допустит. У шпионажа нет срока давности. Эти вещи должны быть запущены на землю ».

Если есть четвертый крот, и он все еще жив, ФБР наверняка захочет поймать его и привлечь к ответственности. ЦРУ хотело бы подробно допросить его, чтобы попытаться определить все масштабы его предательства.