Содержание
Книга «Легенда о Рюрике. Исторический контекст и судьба летописного сюжета» Савинов М А
-
Книги
-
Художественная литература -
Нехудожественная литература -
Детская литература -
Литература на иностранных языках -
Путешествия. Хобби. Досуг -
Книги по искусству -
Биографии. Мемуары. Публицистика -
Комиксы. Манга. Графические романы -
Журналы -
Печать по требованию -
Книги с автографом -
Книги в подарок -
«Москва» рекомендует -
Авторы
•
Серии
•
Издательства
•
Жанр
-
-
Электронные книги
-
Русская классика -
Детективы -
Экономика -
Журналы -
Пособия -
История -
Политика -
Биографии и мемуары -
Публицистика
-
-
Aудиокниги
-
Электронные аудиокниги -
CD – диски
-
-
Коллекционные издания
-
Зарубежная проза и поэзия -
Русская проза и поэзия -
Детская литература -
История -
Искусство -
Энциклопедии -
Кулинария. Виноделие -
Религия, теология -
Все тематики
-
-
Антикварные книги
-
Детская литература -
Собрания сочинений -
Искусство -
История России до 1917 года -
Художественная литература. Зарубежная -
Художественная литература. Русская -
Все тематики -
Предварительный заказ -
Прием книг на комиссию
-
-
Подарки
-
Книги в подарок -
Авторские работы -
Бизнес-подарки -
Литературные подарки -
Миниатюрные издания -
Подарки детям -
Подарочные ручки -
Открытки -
Календари -
Все тематики подарков -
Подарочные сертификаты -
Подарочные наборы -
Идеи подарков
-
-
Канцтовары
-
Аксессуары делового человека -
Необычная канцелярия -
Бумажно-беловые принадлежности -
Письменные принадлежности -
Мелкоофисный товар -
Для художников
-
-
Услуги
-
Бонусная программа -
Подарочные сертификаты -
Доставка по всему миру -
Корпоративное обслуживание -
Vip-обслуживание -
Услуги антикварно-букинистического отдела -
Подбор и оформление подарков -
Изготовление эксклюзивных изданий -
Формирование семейной библиотеки
-
Расширенный поиск
Савинов М. А.
-
Издательство: -
Издательство Олега Абышко
-
Год издания: -
2018
-
Место издания: -
СПб
-
Язык текста: -
русский
-
Тип обложки: -
Твердый переплет
-
Формат: -
60х88 1/16
-
Размеры в мм (ДхШхВ): -
214x148x18
-
Вес: -
390 гр.
-
Страниц: -
240
-
Тираж: -
400 экз.
-
Код товара: -
953052
-
Артикул: -
02024116
-
ISBN: -
978-5-6040487-9-5
-
В продаже с: -
19. 10.2018
Дополнительная информация
Аннотация к книге «Легенда о Рюрике. Исторический контекст и судьба летописного сюжета» Савинов М. А.:
Книга, адресованная самому широкому кругу читателей, в популярной форме рассказывает о судьбе летописного рассказа о «призвании варягов» — от сообщения «Повести временных лет» до поздних исторических легенд, в которых родословная первого князя Руси возводилась к римским императорам.
В центре внимания повествования лежат вопросы, связанные с эволюцией сюжета о Рюрике на страницах русских летописей и хронографов: исторический контекст возникновения «варяжской легенды», цели создания позднейших легендарных повестей, наконец, проблема «норманизма» и «антинорманризма» в Новое время. Рассматривается исторический контекст «призвания» по иностранным источникам и археологическим материалам (например, что было бы известно о древнейшей Руси при отсутствии «Повести временных лет»?).
Главная цель книги — показать читателю сложность работы историка, изучающего Древнюю Русь, раскрыть на примере сюжета о призвании Рюрика методы получения научного знания о далеком прошлом.
Читать дальше…
Правда о Рюрике.. Тайны Беларуской Истории.
Правда о Рюрике.
Российских историков всегда смущал тот факт, что основателем России считается иностранец Рюрик. В России даже образовались две своего рода «партии»: одни настаивали на норманнском происхождении Рюрика, другие — на местном. Но те и другие заблуждались, ибо Рюрик был славянином, но вовсе не местным, так как в районе Ладоги никаких славян никогда не было.
Поскольку Рюрик был иностранцем, российские летописи о нем полны искажений и домыслов, в них много разных версий легенды о призвании Рюрика. Например, в «Изборнике» А. Н. Попова по списку хронографа 1679 года «О пространстве земли Руссия… » говорится, что послы были посланы «за море в Прусскую землю», «они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великаго, именем Рюрика, рода суща Августа /Кесаря/, и молиша его, да идет княжити к ним».
Здесь место проживания Рюрика (Пруссия) указано более точно, чем в «Повести временных лет» — что заставило многих ошибочно считать, что Рюрик приехал из Швеции. Но и тут главная ошибка в том, что якобы «русские послы просят приехать Рюрика править Русью», когда на самом деле это были шведские послы, обратившиеся к правителю Полабской Руси славянину Рюрику. То есть — все наоборот!
Это одиозное заблуждение везде в России повторялось. К празднованию официального юбилея 1862 года «Тысячелетие Земли Русской» была издана одноименная книга, где высказана сущая нелепость: будто Рюрик был сыном финской королевы Умилы.
В. Н. Татищев в «Иоакимовой летописи» нашел вообще иной рассказ: там Рюрика призывают вовсе не шведы-колонисты Ладоги и не саамы, а славяне Киева — для защиты от притеснений со стороны «козар» (то есть хазар).
Намного меньше нелепостей в так называемой мекленбургской легенде, которую приводил в своих исследованиях француз К. Мармье в 1857 году. Там говорится, что в VIII веке народом ободритов управлял король по имени Годлав, и «Рюрик Кроткий» был его сыном. Он с братьями отправился на восток, где стал главой династии большой страны, которая царствовала до 1598 года.
Максимально точны германские источники, которые приводит в своих книгах московский историк А. А. Бычков. Отец Рюрика, Людбрант Бьерн (родом из Ютландии), был вассалом короля франков Карла Великого, от которого получил Фрисландию. Погранично с Фрисландией находилась страна Рустинген (то есть Русь), населенная ободритами. Для расширения границ своих владений Людбрант женился на дочери князя русинов-ободритов Умиле, и та родила двоих сыновей: Харольда и Рюрика.
В 826 году Людбрант умер, и Фрисландия перешла к Харольду, который в тот же год принял крещение вместе со всем родом, включая Рюрика. При этом он перешел под покровительство Людовика Благочестивого (сына Карла Великого, короля франков с 814 года) и стал законным правителем провинции Рустинген (Руси ободритов). После смерти Харольда этой Русью правил Рюрик, но в 843 году она перешла к Лотарю. Рюрик оказался не у дел, он стал вольным разбойником (викингом), в 845 году участвовал в набегах на Францию во главе своей дружины русинов-славян, потом грабил английское побережье. Затем ободриты Рюрика напали на устье Рейна и на саму Фрисландию.
Лотарю пришлось пойти на компромисс и вернуть Рюрику Фрисландию — с тем условием, что отныне тот будет защищать ее от других викингов и перестанет грабить побережье Европы. У Рюрика не осталось других мест для грабежа, кроме восточного побережья Балтики, где ранее, в 850 году, он вместе с датчанами напал на шведскую Ладогу и получил большой выкуп. Участвовавший в набеге Олег, приятель Рюрика, в будущем женившийся на его дочери, тогда прибил свой белый щит на врата Ладоги — символ того, что город сдался без боя.
В самой Ладоге (ее исконное название — Альдегья) жили вовсе не финны-саамы (те заселяли окрестные деревни и назывались чудь), а колония шведов, выходцев из Упсалы. Именно их грабил отряд Рюрика в 850 году. Эти шведы вошли в конфликт с местной чудью, тогда их конунги для решения конфликта предложили обратиться в Русь-Рустинген за разрешением спора, ибо считали себя вассалами Рюрика.
В итоге шведы Ладоги (а вовсе не финны, и тем более не славяне, коих там не было) отправили послов с призванием на княжение к Рюрику, который тогда правил землей фризов, землей славян-русинов, а с 854 года — еще и Ютландией. Это, кстати, объясняет непонятные русским историкам слова Нестора о том, что Русь — это фризы, англы и прочие готы, а позвали к ним из Ладоги потому, что «сами прежде варягами были»: речь идет о том, что населяли Ладогу тогда шведы (то есть тоже готы).
Именно они, шведские готы, и позвали на княжение Рюрика. Этот факт поэтому и кажется «непатриотичным» российским историкам, которые витают в «державных» иллюзиях и невесть с чего взяли, что в Ладоге могли жить какие-то «славяне» или «русичи». Там, повторяю, жили шведские колонисты — и для них обращение к правителю Фрисландии, Рустингена и Ютландии было вполне естественным.
Предложение о призвании совпало с другим событием — военным натиском немцев на земли славян-ободритов, и Рюрик им воспользовался, организовав заселение русинами Рустингена окрестностей Ладоги, где ободриты возвели свой город переселенцев Новгород — как «филиал» Старграда (Старого города), одного из главных центров славян Полабской Руси.
Предложение совпало и с конфликтом, в котором Лотарь забрал у Рюрика право на Фрисландию и Рустинген, дав ему Ютландию. Рюрик совершил неудачную попытку вернуть свои бывшие земли: Ладога ему явно не была нужна, его тянуло в Европу. Когда в 869 году умер Лотарь, Рюрик обратился к Карлу Смелому и получил назад в 873 году Фрисландию и Полабскую Русь, но слишком поздно: он умер в 874 году.
Полный рассказ о жизни Рюрика занимает в германских летописях в десятки раз больше места, чем суммарно все упоминания о нем в российских источниках, он точен в деталях и упорядочивает историю тех давних событий. Все, ранее казавшееся странным или абсурдным у российских сказителей, сразу обретает смысл. Кстати, и шведские летописи в рассказах о Рюрике полны нелепиц, ибо и для шведов Рюрик тоже был иностранцем.
А далее было так. Какая-то часть ободритов-русинов мигрировала в созданный ими Новгород. В середине 1980-х годов столп советской исторической науки В. В. Седов установил в ходе раскопок в Новгороде, что колония Рюрика была антропологически славянской, а сами эти славяне аналогичны славянам из могильников Нижней Вислы и Одера: «Таковы, в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащие ободритам», — писал Валентин Седов.
Но основная часть ободритов осталась в исконной Руси Полабья. «Русь» как название провинций славянской Германии было общепринято. Например, провинции Рейс и Рейсланд, то есть Русская земля, существовали на территории проживания онемеченных славян до 1920 года.
Самое интересное в этом вопросе заключается в том, что считать наследием княжеской власти. Россияне полагают, что «Рюрик стал первым русским князем», и придумали «династию Рюриковичей» как суррогатную замену настоящей ветви русских князей. Это, конечно, абсурдно, ибо Рюрик не выдумал Русь, а правил ею — страной Рустинген — еще у себя на Родине. Он сам был отпрыском старых князей Руси.
И самое главное: с созданием им колонии русинов-ободритов русская княжеская власть в Рустингене-Руси никуда не исчезала! Как я уже писал, в «Генеалогии королевы Ингеборг» (вторая половина XII века) супруга короля ободритов и герцога Шлезвига Канута II Ингеборга именуется дочерью «могущественнейшего короля русов» Изяслава. Резиденция королевского дома русинов-ободритов находилась в Любече (современный Любек). Сын Канута II и Ингеборги Вальдемар впоследствии стал датским королем (1157—1182). То есть повторил судьбу Рюрика — русского славянского князя, правившего Данией.
Но исконная Русь с веками растворялась в Германии. И в 1402 году, как сообщают немецкие летописи, на острове Русин (Рюген) умерла последняя женщина, говорившая по-славянски (по-русски). Фамилия ее была — Голицына!
* * *
Правда первая. Правда о едином народе, или кто такие евреи?
Правда первая. Правда о едином народе, или кто такие евреи?
Пренебрегать иудейством безумно; браниться с иудеями бесполезно; лучше понять иудейство, хотя это
Правда третья. Правда об иудаизме
Правда третья. Правда об иудаизме
Сидят на паперти двое: один юродивый, другой богоизбранный.
Слова народные, автора скоро
Правда четвертая.
Правда об иудаистской цивилизации
Правда четвертая. Правда об иудаистской цивилизации
Аристократия помойки
Диктует моду на мораль.
Я ничего, но сердцу горько,
И в печени сидит печаль.
Уличная песня 1992
Правда шестая Правда о появлении евреев в Российской империи, или Привет из Речи Посполитой
Правда шестая
Правда о появлении евреев в Российской империи, или Привет из Речи Посполитой
Сквозь королей и фараонов,
Вождей, султанов и царей,
Оплакав смерти миллионов,
Идет со скрипочкой
Правда седьмая. Правда о любви евреев к земле
Правда седьмая. Правда о любви евреев к земле
В мире нет проворней и шустрей,
Прытче и проворней (словно птица),
Чем немолодой больной еврей,
Ищущий возможность
Правда восьмая.
Правда о роли евреев в Российской империи
Правда восьмая. Правда о роли евреев в Российской империи
Когда черпается счастье полной миской,
Когда каждый жизнерадостен и весел,
Тетя Песя остается пессимисткой,
Потому что есть ума у тети
Правда десятая. Правда о роли евреев в «освободительном движении»
Правда десятая. Правда о роли евреев в «освободительном движении»
Растет по чердакам и погребам
Российское духовное величие.
Вот выйдет и развесит по столбам
Друг друга за малейшее
Правда одиннадцатая. Правда об участии в революции
Правда одиннадцатая. Правда об участии в революции
Мчатся бесы рой за роем,
В беспредельной глубине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце
Правда двенадцатая. Правда о племени разрушителей
Правда двенадцатая. Правда о племени разрушителей
Любовь? Но съеденные вшами косы;
Ключица, выпирающая косо;
Прыщи, обмазанный селедкой рот,
Да шеи лошадиной
Правда тринадцатая. Правда о России без евреев
Правда тринадцатая. Правда о России без евреев
В Британии и сегодня живут джентльмены. Всем им по 70 или по 80
Введение третье, в котором выясняется, что же рассказано о Рюрике
Введение третье, в котором выясняется, что же рассказано о Рюрике
Летописи пишут о Рюрике до обидного мало. Об этом основателе Руси почти ничего не известно, кроме чисто внешних, формальных сведений. Взял власть… подавил восстание Вадима Храброго… Не в Новгороде, так в
Послесловие О норманнизме как выдуманной древнерусской истории и о князе Рюрике
Послесловие О норманнизме как выдуманной древнерусской истории и о князе Рюрике
В течение более двухсот лет в российской истории главенствует теория, которая уверяет, что начало русской истории было положено выходцами со Скандинавского полуострова. Эта теория
Послесловие О норманнизме как выдуманной древнерусской истории и о князе Рюрике
Послесловие
О норманнизме как выдуманной древнерусской истории и о князе Рюрике
В течение более двухсот лет в российской истории главенствует теория, которая уверяет, что начало русской истории было положено выходцами со Скандинавского полуострова. Эта теория
О Рюрике, Аскольде и Дире
О Рюрике, Аскольде и Дире
Славянское племя, раскидавшись небольшими поселками на огромном пространстве в Приднепровской равнине и по Ильменю, не могло сохранить независимость.В 859 г., по словам летописца, «варяги из-за моря» брали дань со славян, ехавших по Ильменю, и со
К рассказу «О Рюрике, Аскольде и Дире»
К рассказу «О Рюрике, Аскольде и Дире»
В 859 г.