Новгород кто построил: ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД • Большая российская энциклопедия

Новгородский Кремль (Новгородский Детинец), Великий Новгород

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Великий Новгород
  4. Новгородский Кремль


Старинный Новгородский Кремль, или Новгородский Детинец в Великом Новгороде – неприступная крепость, образец военно-оборонительной архитектуры России XV-XVII столетий, памятник федерального значения. Он расположен на живописном левом берегу реки Волхов. На территории Детинца находятся древний собор, звонница и Владычный двор. Здесь же — старинные гражданские постройки, Грановитая палата с исторической выставкой и музейная экспозиция в здании Присутственных мест. В центре Новгородского Кремля на почетном месте расположен монумент тысячелетию России, установленный по указу императора Александра II. Комплекс Новгородского Детинца является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


История возникновения Новгородского Кремля, равно как и вся ранняя история города и России в целом окутана тайнами и легендами. Первые упоминания о Новгородском Детинце датируются 1050 годом и связаны с именем сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославовича. В те времена, главным в Кремле был епископ-владыка, которого избирали пожизненно, и большую часть Кремля, в эпоху Новгородской республики, занимала его резиденция. Правящие в Новгороде князья, не проживали в Кремле, а собирались здесь только на вече. Владыки, как правило, курировали и строительство. Именно архиепископами были построены все надвратные кремлевские церкви. В дальнейшем, в целях совершенствования и укрепления военно-оборонительных сооружений, архиепископ Василий распорядился заменить дубовые укрепления на прочные каменные стены. Полное обновление Детинца закончилось в 30-е годы XV столетия. Замкнутые крепостные стены в форме неправильного овала дополнили сторожевые оборонные башни.


Современный облик Кремль приобрел в ходе его глобальной перестройки, начатой после воссоединения Новгородской республики с Великим княжеством Московским. В строительстве Детинца приняли участие лучшие итальянские архитекторы и немецкие рабочие. Новгородский Кремль – одна из первых Российских крепостей, возведенных из красного кирпича. Именно он стал примером для дальнейшего строительства крепостей с зубцами в виде хвоста ласточки. Башни Детинца имеют несколько ярусов, в которых легко можно разместить пушки разного калибра, а с верхних ярусов башен хорошо просматриваются окрестности. Толщина стен Кремля колеблется в пределах от 3,5 метров до 6,5 метров, а высота от 8 до 15 метров. На сегодняшний день сохранились 9 башен из 12.


Древнейшей частью Детинца является Владычный двор, который появился здесь еще до возведения Софийского собора. Сегодня ансамбль Владычного двора составляют Грановитая палата, Никитский корпус, Митрополичьи покои и Епархиальный дом. Архиепископский дворец не сохранился, в 1670 году на его месте появился Лихудов корпус.


Грановитая или Владычная палата — необычное и удивительное здание, которое входило в большой комплекс средневекового Владычного двора. Здание из красных кирпичей покрыто красной кровлей. В нем проживали новгородские духовные лидеры, один из которых занимался строительством сооружения. Этот уникальный древнерусский памятник архитектуры, был построен в стиле западноевропейской готики. Благодаря необычному декору сводов, который отличается готическими нервюрами (гранями), палата в первой половине XIX столетия получила свое второе название «Грановитая». Кирпичи для граней изготовляли вручную по специальным лекалам. Фасад здания украсили «часами звонящими», которые в то время были большой редкостью. От внутреннего декора сохранились элементы фресок, заказанных в XV столетии архиепископом Евфимием Вторым. На них можно увидеть изображение Софийского собора — символа Новгородского Кремля. Стены Грановитой палаты помнят немало исторических событий. Предполагают, что в парадном зале был оглашен указ московского великого князя о воссоединении новгородских земель с Москвой.


Сегодня в Готическом зале Грановитой палаты и Крестовой палате размещается «Золотая кладовая Великого Новгорода». Здесь представлено около 200 предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства Древней Руси. Работы выполнены византийскими, русскими и западноевропейскими умельцами из драгоценных металлов, фарфора, дерева и стекла. Среди них много настоящих шедевров, таких как сионы – хранилища просфор XII века из Софийского собора. Экспонаты выставки демонстрируют высочайший уровень новгородского декоративно-прикладного искусства. В узорах экспонатов можно прочитать драматические страницы в судьбе Великого Новгорода и восхититься талантом мастеров-ювелиров, владеющих сложной и уникальной художественной техникой.


Софийский Собор — древнейший из сохранившихся каменных храмов России, ровесник Новгородского детинца. Он был построен по заказу князя Владимира и освящен в 1052 году. «Где София, тут и Новгород» — говорил народ средневекового города. На стене Храма сохранились главные реликвии русского православия – фрески XI столетия, под которыми расположены знаменитые Магдебургские ворота XII столетия — яркий образец кузнечного мастерства и главный вход в собор. Пятиглавый храм дополнен еще одной главой над лестничной башней.


В храме два иконостаса. Святые образы предстают в простых, недорогих окладах. Среди старинных и почитаемых икон — София Премудрость и чудотворная — Божией Матери Знамение «за спасение города в 1170 году при окружении его суздальцами.» В храме также сохранилось богато украшенное, принадлежавшее Ивану Грозному царское деревянное молельное место, а также, подаренное Борисом Годуновым в 1600 году, шестиярусное паникадило из бронзы.


Недалеко от Софийского собора расположена звонница, с коллекционными большими колоколами расставленными возле западной стены и теремной крышей с купольной главкой, которая обустроена смотровой площадкой. С неё открываются чудесные виды на противоположный берег с аркадой и церквями. Данных о строительстве звонницы не сохранилось, известно только об ее восстановлении в XV столетии.


Сегодня на втором этаже звонницы размещается выставка «Древние колокола Великого Новгорода», где представлены колокола XVI-XVII столетий. Вес самого маленького из них составляет 24 кг, а самого большого почти 320 кг.


В годы Второй Мировой войны Новгородскому Детинцу, как и всему Новгороду был нанесен огромный урон. Сразу после окончания войны начались реставрационные работы под руководством А. В. Воробьева. Они продолжаются по сей день. Здесь также ведут археологические раскопки.


На территории Новгородского Детинца сосредоточена культурная жизнь Новгорода. Здесь помимо старинных зданий размещаются: городская филармония, областная научная библиотека, музыкальное училище, детский музейный центр с персональными экспозициями новгородских художников и выставками детских работ.

Как преобразились объекты культурного наследия к 800-летию Нижнего Новгорода

Сила Нижнего Новгорода заложена в его истории. Шедевры архитектуры хранят память о прошлом и выдающихся личностях — владельцах зданий, они отражают культуру и традиции своей эпохи. Реставрация объектов культурного наследия позволяет сохранить особую атмосферу старого купеческого города.

Сегодня в памятниках истории размещаются больницы, школы и училища, библиотеки, музеи и ведомства. К 800-летию Нижнего Новгорода многие из этих зданий преобразились в рамках программы «Реставрация 800». Где-то привели в порядок фасады и кровлю, а в некоторых домах прошла комплексная реставрация. Например, в филиалах Нижегородского государственного художественного музея — Доме Сироткина и Доме военного губернатора, а также в Центре культуры «Рекорд».

В программу «Реставрация 800» вошли порядка 100 объектов культурного наследия на территории исторического центра. Посмотрите, как благодаря программе преобразились здания.

 

Ярмарочная фильтровальная станция

 

 

В начале XX века ярмарочная фильтровальная станция спасла жителей от холеры. Здание построили в 1909 году на Стрелке для нужд Нижегородской ярмарки, а в 1911 году здесь впервые в России применили метод очистки воды хлором. Это яркий образец производственного здания, выполненного в стилистике модерна по проекту ярмарочного архитектора Е. М. Мичурина.

В советское время здание использовал речной порт. Но со временем станция превратилась практически в руины. К 800-летию Нижнего Новгорода уникальному памятнику архитектуры удалось вернуть исторический облик.

Манеж с домовой Никольской церковью

 

 

Здание манежа в Кремле — крытой площадки для отработки навыков верховой езды — было построено в 1841 году по проекту, разработанному в военном ведомстве. Позднее его передали нижегородской военной гимназии, Аракчеевскому кадетскому корпусу. В 1885 году к манежу была пристроена домовая Никольская церковь с двумя колокольнями (до наших дней она не сохранилась).

В советское время манеж утратил исторический облик и использовался под хозяйственные нужды как гараж и трамвайное депо. Здание до реконструкции, по словам экспертов, трудно было назвать даже руинами. Основная конструкция перекрытий была полностью обрушена, остались только стены по периметру.

Инициатором возрождения комплекса выступила Нижегородская епархия. К 800-летию Нижнего Новгорода удалось восстановить не только манеж, но и Никольский храм при нём. Манеж стал выставочной площадкой площадью более 600 квадратных метров. Символично, что первой экспозицией в нём стала выставка православных святынь XV–ХХ веков «Небесный Нижний».

Бывшая фабрика «Маяк»

 

 

«Готический замок» на Нижне-Волжской набережной, 11 — одно из самых знаковых зданий в Нижнем Новгороде. Оно было построено в 1911—1914 годах известным модернистским архитектором рубежа XIX–XX столетий Фёдором Шехтелем по заказу нижегородского купца-миллионера Сергея Рукавишникова.

В преддверии 800-летия на центральном фасаде промышленного корпуса банка Рукавишниковых — бывшей фабрики «Маяк» — прошли реставрационные работы.

Долгое время дом пустовал, историческая плитка с фасада осыпалась, на некоторых участках кирпич был утрачен или крошился. Реставраторам удалось провести сложную и кропотливую работу, чтобы спасти здание и вернуть ему исторический облик. Прошли работы и части внутренних помещений.

Центр культуры «Рекорд»

 

 

«Рекорд» начал свою историю с дореволюционного электротеатра «Бразильский», располагавшегося на Нижегородской ярмарке. В 1910 году он переехал в центр города, а в 1914 году название заменили на более короткое и энергичное — «Рекорд».

В 1938 году на месте деревянного здания появляется новое, с эффектной полукруглой ротондой — Дом студента для института инженеров водного транспорта. Здание на ул. Пискунова, 11/7 является ярким образцом нижегородского постконструктивизма. Архитектором выступил А. А. Яковлев — один из трёх авторов проекта титанической Чкаловской лестницы.

К 800-летию Нижнего Новгорода в памятнике архитектуры состоялся первый капитальный ремонт с момента постройки. Масштабные ремонтно-реставрационные работы прошли во внутренних помещениях и на фасаде, восстановили ротонду, заменили все инженерные коммуникации.

В здании создали три выставочных пространства, киноконцертный зал на 260 мест, лекторий и зону коворкинга, кафе, обновили интерьер и установили современное оборудование. Теперь это универсальное творческое пространство с разными направлениями: кино-, концертная и выставочная деятельность.

Гимназический манеж Александровского дворянского института

 

 

Гимназический манеж возведен в 1894 году в стиле эклектики. Для Нижнего Новгорода это уникальное здание — единственное специализированное сооружение конца XIX века для занятий гимнастикой. На первом этаже размещался манеж, а на втором лазарет.

Сегодня это одно из зданий Нижегородской областной научной библиотеки имени Ленина (ул. Варварская, 3В). Здесь создается «БиблиоМанежЪ» — выставочное пространство с конференц-залом и фойе с гардеробом. Специалисты уже отреставрировали фасад и кровлю, заменили оконные блоки и входные двери на деревянные с сохранением исторического облика.

 

Дом М. А. Костромина

 

 

Здание на улице Большой Покровской, 4 построено в конце XVIII века и является одним из старейших каменных домов в городе. Владелец особняка — купец и меценат Михаил Александрович Костромин в своё время предложил гениальному механику Ивану Кулибину сделать часы в виде утиного яйца для Екатерины II.

Усадьба не раз меняла хозяев и назначение, пока тут не обосновался Учебный театр Театрального училища имени Е. А. Евстигнеева. Здесь показывают классические произведения и экспериментальные постановки, причём на представлениях студентов обычно аншлаг.

К 800-летию Нижнего Новгорода в здании полностью отреставрировали фасад, отремонтировали зрительный зал, коридоры первого и второго этажей; отремонтировали запасную лестницу и вестибюль.

Дом Е. Е. Эвениуса

 

 

К 800-летию Нижнего Новгорода преобразился и учебный корпус Театрального училища имени

Е. А. Евстигнеева — Дом Е. Е. Эвениуса (ул. Варварская, 3А).

В здании отреставрировали фасад и кровлю, сделали частичный ремонт учебных аудиторий, систем водоснабжения и водоотведения.

Дом Эвениуса построен в 1835—1836 годах по проекту губернского архитектора Ивана Ефимова в стиле русского классицизма. Дом принадлежал доктору медицины и директору Нижегородской гимназии Егору Эвениусу. Это один из лучших в городе памятников архитектуры той эпохи и значимый элемент исторической застройки улицы Варварской.

Дом М. А. Зайцева

 

 

Двухэтажный каменный с мезонином дом на углу современных улиц Семашко и Большой Печёрской выстроен около 1905 года по заказу пароходчика Михаила Андреевича Зайцева. Дом является ярким образцом богатого жилого особняка, выполненного в духе романтического направления эклектики с элементами классицизма и барокко.

В 1918 году здание было национализировано и переоборудовано под жилые квартиры. В дальнейшем в нём размещалась столовая суворовского училища. После завершения ремонтно-реставрационных работ, выполненных в начале 1990-х годов, в здании разместился Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей.

В рамках реставрации к 800-летию Нижнего Новгорода отремонтировали фасад и ограду, восстановили внутренние декоративные элементы, провели ремонт главного холла, а также сделали водоотливы.

Дом С. А. Иконникова

 

 

Нижегородский дворец бракосочетаний разместился в особняке 1905 года постройки, выполненном в стиле академической эклектики с богатым лепным декором. Здание на Малой Покровской, 9 возвели по приказу купца Александра Андреевича Иконникова для его сына Сергея. После революции здание использовалось ВЧК-НКВД-КГБ, здесь жил начальник управления НКВД по Горьковской области, основатель Болшевской трудовой коммуны, а потом Саровской колонии для малолетних Матвей Самойлович Погребинский.

С 1962 года в особняке действует Дом бракосочетаний. К 800-летию Нижнего Новгорода в Доме Иконникова обновили все фасады, сделали слуховые окна на кровле.

Здание Первого детского приюта

 

 

Преобразились и многие здания на Ильинской — старинной улице Нижнего Новгорода, которая в конце XIX века была одна из самых дорогих и престижных в городе. Здесь жили купцы, ремесленники и ямщики. Сегодня на улице соседствуют постройки в стиле классицизма, модерна и поздней эклектики с пышным убранством фасадов.

Именно купцы и дворяне, неравнодушные к сиротству, выделили пожертвования на строительство первого в Нижнем Новгороде детского приюта (ул. Ильинская, 78А). Здание возведено в 1847 году, со временем его перестроили, появился третий этаж. Приют просуществовал до 1917 года. Сегодня в здании работает поликлиника. К юбилею города фасадам вернули исторический облик.

 

Узнать подробнее об объектах культурного наследия и проведенных работах вы можете здесь.   Вместе с 2ГИС — нашим геоинформационным партнёром — составили для вас маршрут  по отреставрированным памятникам архитектуры и истории. В справочнике вы найдёте подборки-маршруты по обновлённым культурным пространствам и музеям, стрит-арту фестиваля «Место», а также сможете узнать Нижний Новгород с разных сторон.

 

Дело нации — Архитектурные новинки Нижегородской выставки 1896 года

Эта страница создана Кевином Морисом Гордоном.

Для этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.

Империя: пространственная история Российской империи

Главное меню

О

Панели мониторинга

Каталог данных

MapStories

Галереи

Игры
Кто сказал, что история скучна?

Полка для карт

Научите наш контент

Ссылка на проект

Келли О’Нил
dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5

Проект «Империя» // Центр российских и евразийских исследований Дэвиса, Гарвардский университет

1

2018-03-07T09:21:12-05:00

Кевин Морис Гордон
501b8b2a204d6b20c42f030e395318e81384b098

9

1
простой

2018-03-07T10:16:34-05:00

Кевин Морис Гордон
501b8b2a204d6b20c42f030e395318e81384b098

В 1896 году в Нижнем Новгороде, благодаря своему выдающемуся положению торгово-коммерческого центра, прошла Всероссийская выставка, на которой демонстрировались передовые технологии и новшества конца XIX века. век. Именно на ярмарке впервые проявилась модернистская архитектура во главе с архитектором-модернистом Владимиром Шуховым. Как ведущий математик и инженер Шухов стоял у истоков футуристических конструкций, в которых использовались новые геометрические конфигурации.

            Известность Шухову принесла, прежде всего, его конструкция «перепончатых» башен, первой из которых была 37-метровая водонапорная башня, построенная на Нижегородской народной выставке 1896 года. Его более знаменитая конструкция была 1922 160-метровая радиостанция, которая остается известной архитектурной особенностью России и региональной, если не национальной достопримечательностью (Брумфилд 25). «Перепончатая» конструкция более точно называется гиперболоидной структурой, которая позволяет строить высокие конструкции с минимальным количеством металла, прочной целостностью и, что, возможно, наиболее важно, с решетками из прямых кусков металла, которые в сочетании создают то, что кажется криволинейная поверхность. В двух павильонах, построенных Шуховым, одинаково использовались минималистские конструкции, которые были «наиболее передовым применением металлокаркасной конструкции для своего времени» (Блюмфилд 26). Гиперболоидный стиль оказал влияние на здания по всему миру, и по всей Императорской России построено не менее тридцати башен, и еще тысячи по всему миру, благодаря чему Шухов (Ричи) получил прозвище «Русский Эйфель». В продолжение новаторского стиля, воплощенного в гиперболоидной башне, «происхождение «диагональных» структур, несомненно, принадлежит русскому гению Владимиру Шухову» (Ричи).

Некоторые из наиболее примечательных зданий, вдохновленных оригинальной водонапорной башней Шухова в Нижнем Новгороде, включают части храма Святого Семейства, в том числе гиперболоидные конструкции, спроектированные Антонином Гауди, вдохновленным дизайном Шукова.
Здание Объединенного сталелитейщика в Питтсбурге, построенное в 1963 году, было первым построенным внешним несущим стальным каркасным зданием с диагональной решеткой, вдохновленным проектами Шухова.

Другие известные здания включают 354-футовую башню порта Кобе в Японии, а также здание Джона Хэнкока в Чикаго, в которых используются гиперболоидные конструкции и конструкция с диагональной сеткой.

 

  1. 1

    2018-02-07T00:01:33-05:00

    Келли О’Нил
    dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5

    Нижний Новгород [Кевин]

    Кевин Морис Гордон
    1
    Расположенный на стратегическом слиянии рек Волги и Оки, Нижний Новгород был решающим узлом для торговли, промышленности, культуры, военной экспансии и не оправдывал ожиданий.
    простой

    2018-03-10T01:58:08-05:00

    56.32867, 44.00205

    Кевин Морис Гордон
    501b8b2a204d6b20c42f030e395318e81384b098

  • 1

    2018-03-07T10:09:45-05:00

    Гиперболоидная башня Шухова.

    1

    простой

    2018-03-07T10:10:04-05:00

  • 1

    2018-03-07T10:12:40-05:00

    Портовая башня Кобе

    1

    простой

    2018-03-07T10:12:40-05:00

  • 1

    2018-03-07T10:13:08-05:00

    Штаб-квартира профсоюза сталелитейщиков Питтсбурга

    1

    простой

    2018-03-07T10:13:08-05:00

  • 1

    2018-03-07T10:14:16-05:00

    Здание Джона Хэнкока

    1

    простой

    2018-03-07T10:14:16-05:00

Православная Церковь Часть первая

Назад
в Православную церковь

Православная Церковь:
история, доктрина, искусство и архитектура


Часть первая: Новгород

Нажмите на изображение для полного просмотра

Вид на Новгородский кремль с реки Волхов, слева София.

 

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Стена Новгородского кремля
Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Софийский собор в Новгороде. Построен
1045-1062 годы при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого. Посвящается
Святой Софии, или «Святой Премудрости», если вспомнить великие церкви
то же имя в Константинополе и Киеве. Окна меньше и уже
чем София в Киеве, которая показывает влияние холода и
влажный местный климат (ср. Гамильтон 39-43).
Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Св. Софии с юга. Обратите внимание, что центральный
золотой купол не соответствует другим. Первые русские церкви
купола в виде шлема, с более выпуклыми луковичными куполами, которые применяются на практике
в Новгороде (а впоследствии и на остальной Руси) в середине XII в.
век. Центральный купол этого собора датируется двенадцатым веком.
а боковые купола, замененные позднее, типичны для 15-го века.
и 16 века (ср. Гамильтон 42-43).

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Св. Софии с запада


Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Бронзовые двери Мадебург на западном фасаде
Святая София. На дверях, датируемых 12 веком, изображены сцены из
Ветхий и Новый Заветы.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Крупный план бронзовых дверей

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Колокольня, примыкающая к Софийским финикам
с 15 века. Отдельные колокольни — заимствование из новгородских
город-побратим, Псков, где ранние церкви были слишком малы, чтобы поддерживать
колокольни. Музыкальные инструменты запрещены в Русской православной церкви
службы, и колокола играют очень важную роль в призыве верующих
поклоняться перед службой, во время самой службы и по ее окончании.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Вид на Софийскую сторону Новгорода, где
Кремль и Софийский собор найдены.
Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Вид на Торговую слободу Новгорода.
Река Волхов разделяет две половины древнего города. Торговля
был очень важен для Новгорода, который располагался в районе,
сельскохозяйственно маргинальный, но хорошо подходящий в качестве самой восточной базы
Ганзейский союз. Гамильтон пишет: «Веками Новгород был
работает как торговый центр; ее политические институты и ее социальные
обычаи основывались на независимом, коммерческом и разумном демократическом
образ жизни» ( Искусство и архитектура России 130).
Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

По словам Гамильтона, «Внешний вид
была очень свойственна новгородской архитектуре: шероховатые поверхности, неровные
линиями и частыми отклонениями от вертикали многие мелкие
церквей эффект того, что они были вылеплены, как гончарная глина,
были «сделаны вручную»» ( Искусство и архитектура России 39)
Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Церковь Св. Ивана, в Торговом квартале,
датируется 12 веком. Эта маленькая церковь показывает развитие
от византийской архитектуры к более русскому стилю. Хотя
шлемовидный купол византийский, церковь имеет многоугольную форму
и покатая линия крыши.
Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Церковь Преображения Господня (1374 г.)
также купеческая церковь. Скатная крыша — еще одно северное дизайнерское новшество,
для избавления от льда и снега. Материальное богатство новгородских купцов-меценатов
видно в накладном орнаменте религиозных крестов на внешней стороне
(ср. Гамильтон 47).

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Апсида, Преображенская церковь

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Фрагмент купола Спасо-Преображенской церкви

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Стена Юрьевского (Свято-Георгиевского) монастыря
Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Георгиевский собор (1119-1130 гг.), с
колокольня в фоновом режиме. Построен «Мастером Петром», русским
архитектор.

Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра

Собор Святого Георгия (1119-1130 гг.), в г.
Юрьев монастырь. Высота и почти кубический вид этого здания
свидетельствует о дальнейшем развитии русского церковного зодчества. Тогда как
Св. София имеет традиционную византийскую широту, движение в России,
особенно на севере, будет в сторону большей высоты. Еще одна тенденция
был склонен к большей простоте (ср. Гамильтон 43-44).