2. Зависимое население Киевской Руси называлось …. Норманский князь рюрик пришел в новгород


Рюрик I Новгородский

Рюрик (др.-исл. Rørik; около 830 — 879) — летописный варяг, основатель государственности Руси, первый новгородский князь и родоначальник княжеской, а впоследствии царской династии Рюриковичей.

Летописная версия

Согласно «Повести временных лет», в 862 г. посольство чуди, веси, словен и кривичей, народов, раздираемых междоусобными войнами, отправилось в землю варяжскую, чтобы найти князя, который мог бы положить конец этим раздорам. Знаменитые слова послов («Вся земля наша велика и обильна, а наряда [т. е. централизованной власти] в ней нет. Мы хотим, чтобы вы пошли княжить и владеть нами») пробудили в братьях Рюрике, Синеусе и Труворе желание принять власть над славянами. Рюрик сел в Новгороде (по другой древней версии, первоначально в Ладоге, а Новгород занял только после смерти братьев), Синеус — в Белоозере, Трувор — в земле кривичей, в Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик, принявший единоличную власть, раздал земли приближенным. Рюрик скончался в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря, в качестве регента при котором состоял родич Рюрика Олег.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника династии существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Один из виднейших польских славистов Г. Ловмянский заметил: «Трудно поверить, что правящая династия в XІ ст. в Киеве не помнила деда или прадеда Владимира I». Правда, этот же историк, анализируя «Похвалу Владимиру» митрополита Илариона, который из предков князя вспомнил только Святослава и Игоря, отверг связь Рюрика с киевской династией. Этот вывод не выглядит убедительно — Рюрик не правил в Киеве, его преемник Олег, вероятно, был только регентом, который узурпировал власть, а кроме, того сам Иларион не ставил себе целью изложить полную генеалогию князя Владимира.

В настоящий момент существует две версии происхождения Рюрика.

1. Традиционная (славянская) теория. В ней взята за основу «мифическая» Иоакимовская летопись на которую опирался Татищев, являющийся основоположником теории (хотя близкое по смыслу мнение, за двести лет до появления норманской теории высказывал в своей работе "Записки о Московитах" и посол империи Габсбургов Герберштейн). По ней Рюрик был русом из западных славян. Чаще Рюрика пытаются представить сыном бодричского князя Годслава (ум. 808).

2. Норманская (скандинавская) теория. Исходя из того, что в летописях Рюрик назван варягом, норманисты пытались отождествить Рюрика с различными скандинавскими историческими личностями. Ф.Крузе высказал предположение, поддержанное А.Стендер-Петерсеном и др., которую потом беспощадно подвергали критике. Он предлагал отождествить Рюрика с известным датским викингом Рёриком (Рориком, Хрёриком) Ютландским, который в 826 г. получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде и в 855—862 участвовал в борьбе за королевскую власть в Дании. Он был двоюродным братом Гофреда (ум. после 855), короля Дании. Последний раз о его деятельности говорится под 873, а в 862 его лен был передан другому лицу. Главные доводы — схожесть имен (хотя имя Рёрик было достаточно распространённым в Дании и Швеции) и одновременность их деятельности.

Рюрик в современной историографии

Под сомнение в разное время ставилась и хронология этого рассказа, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и особенно — сама политическая идея «призвания варягов», иностранных властителей. В историографии XIX—XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне политизирован, заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей — это «антинаучная норманская теория», якобы утверждающая, что славяне не могли самостоятельно создать своё государство. Ныне эти крайности преодолены; предпосылки государственности у восточных славян никем не ставятся под сомнение, случаи приглашения иностранных правителей хорошо известны в Средневековье, а проблема происхождения правящей династии в принципе не имеет отношения к проблеме происхождения государства и политической культуры славян.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, история о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является несколько искаженной. Призвание варягов - русов, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), для княжения некоторым историкам представляется маловероятным. Б. А. Рыбаков полагает, что один из варяжских набегов увенчался успехом, и предводитель норманской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. И. Я. Фроянов же считает, что в действительности имело место приглашение новгородцами варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик осуществил удачный государственный переворот в Новгороде, свергнув и убив словенского князя Вадима Храброго. Согласно составленной в XVI веке так называемой Никоновской летописи, в 864 г.

«оскорбишася Новгородци, глаголюще: яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

И. Я. Фроянов считает этот отрывок указанием на узурпацию власти Рюриком. По мнению других историков, рассказ о Вадиме Храбром — позднейшая легенда.

С другой стороны, опираясь на многочисленные исторические, археологические, лингвистические источники В.В. Фомин доказывает, что переселение на территорию Северо-Западной Руси определенной части населения южнобалтийского побережья, занятого славянами, получило свое отражение в варяжской легенде при занесении в ПВЛ помещенной под 895, 862 и 882 годами.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку, археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной, что вполне соответствует версии Фроянова о Рюрике как о варяжском конунге. Д. С. Лихачёв полагает, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу новгородского летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники

Точно не установлено, сколько у Рюрика было жен и детей. Летописи показывают только одного сына — Игоря. По Татищеву матерью Игоря была «урманская» (т. е. норвежская) княжна Ефанда, сестра Олега.

Скорее всего кроме Игоря у Рюрика были и другие дети от разных жен, поскольку в числе послов в Византию упомянуто два племянника Игоря — Игорь и Улеб (Глеб).

Источники

Библиография

  1. Беляев Н. Т. Рорик ютландский и Рюрик Начальной летописи // SK. 3, 1929. С.215—270
  2. Войтович Л. Генеалогія династій Рюриковичів і Гедиміновичів. — К., 1992. 199 с.
  3. Гринев H.H. Легенда о призвании варяжских князей // История и культура древнерусского государства. — М., 1989. С.31—43
  4. Грушевський М. С. Історія України-Руси. T. 1. — K., 1991. 648 с.
  5. Кирпичников А. Н., Лебедев Г. С., Булкин В. А., Дубов И. В., Назаренко В. А. Русско-скандинавские связи эпохи образования Киевского государства на современном этапе археологического изучения// Кр. соооб. ин-та археологии. 160. — 1980. С.24—38
  6. Кузьмин А. Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды // Новое о прошлом нашей страны. Памяти М. Н. Тихомирова. — М., 1967. С.42—53
  7. Кузьмин А. Г. Две концепции начала Руси в Повести временных лет // История СССР. — 1969. N6. С.81—105
  8. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. 285 с.
  9. Ловмянский Г. Рорик фрисландский и Рюрик новгородский // Скандинавский сборник. 7. 1963. С.221—249
  10. Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. 303 с.
  11. Мошин В. А. Варяго-русский вопрос//Slavia-10. — 1931. С.109—136, 343—379, 501—537
  12. Никон, иеромонах. Начало христианства на Руси // ВИ 1990. N 6. С.52—53
  13. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. — М., 1963. 362 с.
  14. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХІІ-ХIII вв. — М., 1982. 591 с.
  15. Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия IX—XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  16. Тиандер К. Скандинавское переселенческое сказание // Датско-русские исследования. — Петроград. 1915. Т. З. С.140—152
  17. Толочко П. П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. — К., 1987. 246 с.
  18. Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь. - М. 2005. С.439
  19. Шаскольский И. П. Норманнская теория в современной буржуазной науке. — M .—Л., 1965. 236 с.
  20. Шушарин В. П. Современная буржуазная историография древней Руси. — М.,1964. 265 с.
  21. Łowmiański H. Rurik// Słownik starożytności słowiańskich. Wrocław-Warszawa-Kraków. T.4. Cs.2. 1967. S.577
  22. Stender-Petersen A. Die Varagersage ale Quelle der allrussischen chronik. — Kobenhavn, 1934. 456 s.
  23. Thomsen V. Ancient Russia and Scandinavie and the Origin of the Russian State. — Oxford and London, 1877. 369 p.
  24. Thornqust C. Studien u"ber die nordischen Lehnworter im Russischen. — Uppsala, 1949. 418 s.
  25. Vernadsky G. Ancient Russia. — New Haven, 1943. 467 p.

mediaknowledge.ru

2. Зависимое население Киевской Руси называлось …

1) смерды

2) «мужи»

3) рядовичи

4) бояре

3. Норманский князь Рюрик пришел с дружиной в Новгород в …

1) 882 г.

2) 862 г.

3) 892 г.

4) 988 г.

4. К свободному населению Киевской Руси не относились …

1) бояре

2) смерды

3) закупы

4) «мужи»

5. Установить соответствие:

1) митрополит 1) глава церкви

2) холоп 2) несвободные люди

3) смерд 3) крестьяне Киевской Руси, феодально зависимые,

но юридически свободные

4) дружина 4) вооруженные отряды древнерусских князей,

участвующие в походах и управлении

6. Установить соответствие:

1) дружинник 1) член вооруженного отряда древнерусских князей

2) полюдье 2) сбор дани в Киевской Руси

3) боярин 3) феодал из окружения великого князя и

удельных князей

4) «мужи» 4) свободные люди, живущие своим трудом

7. Наследственное землевладение в Киевской Руси …

1) вира

2) полюдье

3) вотчина

4) поместье

8. Сбор дани с населения Древнерусского государства назывался …

1) десятина

2) налог

3) барщина

4) полюдье

9. Кто из русских князей ввел «уроки»?

1) Ярослав Мудрый

2) Святослав

3) Ольга

4) Олег

10. Установить соответствие:

1) погост 1) место сбора дани

2) вотчина 2) наследственное землевладение

3) полюдье 3) сбор дани с населения

4) вира 4) имущественный выкуп за преступление

11. Древнерусское государство с центром в Киеве было …

1) рабовладельческим

2) развитым феодальным

3) раннекняжеским

4) позднефеодальным

12. Вооруженные отряды древнерусских князей, участвующие в походах и управлении княжеством …

1) войско

2) отряды

3) дружина

4) полки

13. Вира – это …

1) наследственное землевладение

2) место сбора дани

3) дань с населения Киевской Руси

4) имущественный выкуп за преступление

14. Вся полнота исполнительной и распорядительной власти в Новгородской феодальной республике принадлежала …

1) князю

2) вече

3) совету бояр

4) посаднику

15. Первый свод феодального права «Русская Правда» был создан при …

1) Владимире Мономахе

2) Святославе

3) Ярославе Мудром и его сыновьях

4) Ольге

16. В Новгороде в 1882 г. был сооружен памятник «Тысячелетие Руси». Какое событие взято за точку отсчета?

1) начало династии Романовых

2) празднование тысячелетия крещения Руси

3) празднование тысячелетия славянской азбуки на Руси

4) празднование тысячелетия образования Руси и призвания варягов

17. Расположить в хронологической последовательности правление князей …

1) Рюрик

2) Олег

3) Игорь

4) Ярослав Мудрый Эталон ответа: 1, 2, 3, 4

18. Норманский князь Рюрик пришел с дружиной в Новгород в …

1) 882

2) 862

3) 892

4) 988

19. Один из первых древнерусских князей был …

1) Ярослав Мудрый

2) Владимир

3) Олег

4) Святослав

Эталон ответа: ???

20. Указать хронологическую последовательность событий:

1) поход князя Олега на Киев

2) призвание варягов

3) правление князя Владимира

4) восстание древлян

Эталон ответа: 2, 1, 4, 3

21. Указать хронологическую последовательность правления князей:

1) Святослав

2) Рюрик

3) Ольга

4) Игорь

Эталон ответа: 2, 4, 3, 1

22. К истории Киевской Руси относятся два события …

1) нашествие Батыя на Русь

2) стояние на р. Угре

3) разгром Хазарского каганата

4) объединение восточнославянских земель под властью князя Олега

23. Кто из русских князей ввел первые законодательные нормы?

1) Рюрик

2) Игорь

3) Ярослав Мудрый

4) Ольга

24. Установить соответствие:

1) восстание древлян 1) Игорь

2) объединение восточнославянских земель 2) Олег

3) принятие христианства 3) Владимир

4) введение «уроков» и «погостов» 4) Ольга

25. Первый свод феодального права «Русская Правда» был создан при …

1) Владимире Мономахе

2) Ярославе Мудром

3) княгине Ольге

4) Владимире «Красное солнышко»

26. Установить хронологическую последовательность правления князей:

1) Ярослав Мудрый

2) Святослав

3) Игорь

4) Ольга Эталон ответа: 3, 4, 2, 1

27. Указать хронологическую последовательность событий:

1) создание «Русской Правды»

2) крещение Руси

3) убийство Игоря древлянами

4) введение «уроков» и «погостов»

Эталон ответа: 3, 4, 2, 1

28. Основные звенья устройства княжеской власти …

1) коллегии

2) приказы

3) великий князь

4) дружина

29. «Матерью городов русских» был …

1) Новгород

2) Москва

3) Киев

4) Владимир

30. Крещение Руси было в …

1) 862 г.

2) 882 г.

3) 988 г.

4) 911 г.

31. Установить соответствие:

1) патриарх 1) глава церкви

2) посадник 2) обладает всей полнотой власти в Новгороде

3) закупы 3) крестьяне, взявшие в долг

4) «мужи» 4) свободные люди, живущие своим трудом

32. Когда впервые был избран митрополит Руси Илларион?

1) в 988 г.

2) в 1054 г.

3) в 1051 г.

4) в 1132 г.

33. Князь Владимир «Красное солнышко» …

1) ввел «уроки» и «погосты»

2) разгромил древлян

3) заключил первый договор с Византией

4) ввел христианство на Руси

34. Кто из первых русских князей ввел «уроки» и «погосты»?

1) Владимир

2) Ярослав мудрый

3) княгиня Ольга

4) князь Игорь

35. Христианство на Русь пришло из …

1) Греции

2) Запада

3) Востока

4) Византии

36. Установить соответствие между датой и событием:

1) 1237 г. 1) начало нашествия Орды на Русь

2) 1327 г. 2) восстание в Твери

3) 1223 г. 3) битва на р. Калке

4) 1480 г. 4) стояние на р. Угре

37. Битва на р. Калке была в …

1) 1240 г.

2) 1242 г.

3) 1223 г.

4) 1327 г.

38. Какой первый русский город разгромил хан Батый?

1) Владимир

2) Муром

3) Рязань

4) Москва

39. Баскаки – это …

1) население Золотой Орды

2) ордынские воины

3) ордынские чиновники, собирающие дань

4) окружение ханов Золотой Орды

40. «Ордынский выход» – это …

1) ежегодный приезд русских князей в Орду

2) выезд Ордынских ханов в русские земли

3) сбор дани с русских земель в пользу Золотой Орды

4) уход ордынских ханов с русской земли

41. Улус – это …

1) ханский ярлык на княжение

2) сбор дани

3) земельный надел

4) провинция в Золотой Орде

42. Александр невский получил от Батыя ярлык «старшего князя» над другими князьями в …

1) 1247 г.

2) 1223 г.

3) 1237 г.

4) 1252 г.

43. Установление Ордынского ига …

1) включило Русь в состав Золотой Орды

2) не включило Русь в состав Золотой орды

3) создало на Руси новые органы управления

4) не создало на Руси новые органы управления

44. Начало политической раздробленности Руси:

1) середина IX в.

2) конец IX в.

3) середина X в.

4) 30-е годы XII в.

45. Различие социально-культурных моделей развития общества и государства было представлено:

1) Москва

2) Киев

3) Тверь

4) Новгород

46. Князь Александр Ярославович стал зваться Невским за …

1) победу над финскими племенами

2) победу над Золотой Ордой

3) победу на Куликовом поле

4) победу над рыцарями Тевтонского ордена

47. Жестоко подавил антиордынское восстание в Твери …

1) Александр Невский

2) Всеволод Большое Гнездо

3) Владимир Мономах

4) Иван Калита

48. Одержал победу на Куликовом поле русский народ под руководством князя …

1) Ивана Калиты

2) Ивана Грозного

3) Ярослава мудрого

4) Дмитрия Донского

49. Накануне Куликовского сражения Дмитрий Донской пришел за советом к …

1) Ивану Калите

2) Александру Невскому

3) Ивану IV

4) Сергию Радонежскому

50. Что стало непосредственным следствием победы русского войска на Куликовом поле?

1) установление независимости от Золотой Орды

2) распад Золотой орды

3) мирные отношения с Ордой

4) усиление позиций Московских князей

51. Установить соответствие между датой и событием:

1) 1240 1) Невская битва

2) 1380 2) Куликовская битва

3) 1480 3) стояние на р. Угре

4) 1252 4) Невский получил ярлык от Батыя «старшего»

52. Ледовое побоище было в …

1) 1240 г.

2) 1242 г.

3) 1237 г.

4) 1223 г.

53. Установил мирные отношения с Золотой ордой князь …

1) Дмитрий Донской

2) Сергий Радонежский

3) Иван Калита

4) Иван III

54. Сберегла Русь от католической экспансии победа …

1) на р. Вожа

2) в Ледовом побоище

3) в Куликовской битве

4) в битве на реке Калка

55. Установить соответствие даты и события:

1) 1147 1) первое летописное упоминание о Москве

2) 1223 2) битва на р. Калка

3) 1380 3) Куликовская битва

4) 1480 4) свержение монгольского ига

ДЕ 03. Образование и развитие Московского (Российского) государства

studfiles.net

Князь Рюрик – легендарный устроитель новых порядков в начале российской государственности

История России – это, в основе своей, история государственности. Ее начало олицетворяет таинственный и почти мифологический князь Рюрик. Фигуру первого русского князя можно увидеть на среднем ярусе памятника «Тысячеление России» в Великом Новгороде. Она символизирует первую из шести представленных там, эпох российской истории. Князь Рюрик не перестает быть исторической загадкой, произвольных вымыслов о нем накопилось больше, чем достоверных сведений. Поэтому не утихают споры маститых историков о происхождении легендарного князя, его правлении и эпохальной значимости.

Грани исторической реальности князя Рюрика

Отправной точкой государственности на Руси по сей день считается легенда о призвании варягов, где центральной фигурой был князь Рюрик, который согласно «Повести временных лет», пришел к славянам, по их приглашению, чтобы мирить их меж собой и править справедливо. Он вошел в устье Волхова из Ладожского озера, во главе флотилии своих ладей как, за полтора тысячелетия до того, легендарный троянец Эней со своими спутниками приплыл к устью Тибра. Легенды, конечно хороши, но это всё-таки легенды.

Так был ли Рюрик вообще? Где, кроме «Повести временных лет» можно встретить достоверные упоминания о загадочном князе? А вот с этим как-то не очень задалось. В шведских и норвежских источниках, а также исландских сагах ничего о Рюрике нет. Упоминания о народе «русь» и «Рёрике» есть в Бертинских анналах (830-882 гг.). С некоторыми оговорками это можно принять, как подтверждение летописного сочинения монаха Нестора. Ну, еще Лаврентьевская, Никоновская и Иоакимовская летописи добавляют предпосылки к суждению о том, что такая персона в начале Российской истории реально существовала.

 Особенности этногенеза Рюрика

Не менее важен вопрос о генезисе князя Рюрика, его этнических корнях, напрямую влияющих на теоретические обоснования возникновения русской государственности. Среди нескольких версий происхождения выделяют две основных:

  1. Норманнская, по ней Рюрик, не очень перспективный у себя на родине скандинавский князь, нашедший себе удел у восточных славян.
  2. Антинорманистская относит основателя древнерусского государства к княжескому роду славян-ободритов.

В «Повести временных лет» напрямую не указывается происхождения Рюрика. Фразу о том, что есть шведы, а есть и русь и связывает их всего лишь название – варяги, можно трактовать с одинаковым успехом в пользу обеих версий. Если верить Бертинским анналам, то Рёрик (Рюрик) происходит из датского княжеского рода, что подтверждает норманнскую теорию. Отчасти это объясняет то, что официальная историография склоняется к норманнской версии, несмотря на прославянские изыски авторитетных специалистов по Древней Руси.

Прибытие и правление князя Рюрика

«…И пришли к славянам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере. А третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Так цитировал, придворный историограф начала XIX века Н. М. Карамзин «Повесть временных лет». Сведения о мифических братьях Рюрика Синеусе и Труворе крайне скудны, а версия о том, что их не было вообще, имеет серьезные основания. Как бы то ни было, в Лаврентьевской летописи сообщается о том, что Синеус и Трувор погибли, или умерли до 864 года и князь Рюрик стал единоличным правителем в основанном им, в тот же год Новгороде.

Княжение Рюрика не имеет обширной событийной линии, но опираясь на летописные сведения можно отметить ряд его деяний на государственном поприще:

Во внутренней политике

Сфера деятельности

Приблизительная датировка

Содержание деятельности

Расширение подвластных территорий

862 — 864

Присоединение к находящимся под княжеской властью Рюрика восточнославянских и угро-финских территорий с городами Ростов, Муром и Смоленск

Организация власти на местах

862 — 879

Насаждение в городах, центрах подчиненных земель своих наместников

Материальное обеспечение своей власти

862-879

Организация сбора дани у подвластных племен

Борьба с проявлениями недовольства властью

864

Жесткое усмирение любых проявлений недовольства среди подданного населения. Никоновская летопись рассказывает о подавлении восстания новгородцев под предводительством Вадима Храброго, казненного вместе со сподвижниками

Основание великокняжеской династии

879

Перед смертью в 879 году, князь Рюрик назначил своего малолетнего сына преемником. Регентом при наследнике назначил своего родственника или просто близкого соратника Олега, который, немногим позже присоединил к древнерусскому государству Киев и земли полян.

Во внешней политике

Сфера деятельности

Приблизительная датировка

Содержание деятельности

Заключение договорных отношений с правителями Киева Аскольдом и Диром

864

Обеспечение князем Рюриком безопасности южных границ своих владений.

Война с Киевом

866-870

Аскольд и Дир захотели подчинить себе часть Новгородских территорий. По итогам долгой войны князь Рюрик разгромил противников, но Киев захватывать не стал.

Союзные договоренности с западными племенами

873-879

Создание военной коалиции для овладения Киевом

Все эти свершения дают основания нам, так же как и неизвестному автору «Задонщины», называть Рюрика – первым русским князем.

Место личности князя Рюрика в истории России

Историческое значение князя Рюрика заключается в том, что именно он создал точку опоры для фундамента мощной тысячелетней державы. При нем восточнославянские земли на северо-востоке Европы начали объединяться под властью полноправного правителя. Рюрик начал устраивать иерархию на подвластных территориях, создавая предпосылки для формирования полноценной государственности в Древней Руси.

Личность князя Рюрика, пусть где-то и легендарная, имеет основополагающее значение для Российской истории. Приняв в чужих для него землях власть, князь Рюрик сумел удержаться на ее вершине, создав государство, котором его потомки, Рюриковичи правили более семи веков, а сама Россия существует уже свыше 1150 лет.

histerl.ru

Википедия - свободная энциклопедия

Избранная статья

Кассиодор (лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator, между 480—490, Сцилациум, Бруттий — между 585—590, там же) — римский писатель-панегирист, историк и экзегет, государственный деятель во время правления короля остготов Теодориха Великого и его преемников, вершиной его карьеры стала должность префекта претория Италии.

Происходил из сирийского рода, поселившегося в Италии в IV веке, три поколения его предшественников занимали разнообразные государственные посты. Кассиодор начал карьеру придворного панегириста в первом десятилетии VI века. После падения Остготского королевства Кассиодор, по-видимому, полтора десятилетия провёл в Константинополе, в 554 году удалился в родовое имение на юге Италии, где основал просветительский центр, монастырь Виварий, в котором занялся реализацией своей образовательной и культурной программы. В библиотеке Вивария имелись все основные произведения позднеримской христианской литературы, а также многие классические сочинения; в монастыре осуществлялись переводы с греческого языка, которым сам Кассиодор владел слабо. Последние труды — о правописании и исчислении даты Пасхи — написаны в 93-летнем возрасте.

Принципиальная обращённость произведений Кассиодора к современникам обеспечила популярность его трудов, его наследие широко использовали Павел Диакон, Беда Достопочтенный, Гинкмар Реймский, Алкуин, Рабан Мавр, Марсилий Падуанский. Традиция скриптория и школы Вивария были продолжены в Монте-Кассино и аббатстве Боббио.

(далее…)

encyclopaedia.bid

Ответы@Mail.Ru: что сделал рюрик?

Рюрик (862 - 879) – первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей. Рюрик родился, приблизительно, в 806-807 гг. в г. Рерике, в семье Годолюба (Годольба) , князя славян-рарогов (ререгов) . Рароги входили в большой племенной союз ободричей, занимавшихся хлебопашеством, ремёслами и торговлей. Матерью Рюрика была Умилена, средняя дочь новгородского князя Гостомысла. У первенца родившего в подобной семье обеспеченное будущее было практически в кармане, но «его величество случай» перекраивает человеческие судьбы на свой манер. В 826 году Рюрик и его сводный брат Харальд появляются при дворе короля Людовика Благочестивого. Король обращает их в христианство и благословляет на борьбу с датчанами, тем самым, подтверждая их право на владение отцовскими землями. Без особых усилий они возвращают себе отцовское наследство. Но стать владетельными феодалами им не удалось. В 829 году во франкском государстве начинаются междоусобные войны и новый передел земель. Территорию, которой владели сыны Годолюба, переходят к одному из претендентов на королевский трон – Лотарю. Подобный поворот событий и стал той причиной, по которой Рюрик и Харальд подались в варяги. Ватаги авантюристов раннего средневековья пополнялись людьми из разных социальных слоёв. Жажда стремительного обогащения собирала под свои знамёна сыновей всех религий и народов. Но варяжская дружина не была шайкой обычных убийц и мародеров. Это был военный орден со своим неписанным уставом и железной дисциплиной, в противном случае они не представляли бы собой какой-либо опасности для государств Европы. Отряды опытных и жестоких варягов, на тот момент, были самой лучшей армией, действовавшей как на суше, так и на море. Год 843-й можно считать взлётом военной карьеры Рюрика. В составе огромной славяно-норманнской армады Рюрик и Харальд вели за собой большой варяжский отряд. Эта интернациональная армия взяла приступом: Нант, Бордо, Севилью, Лиссабон, множество других городов и докатилась до Северной Африки. С огромной добычей дружина Рюрика вернулась домой. На острове Рюген он устроил свою хорошо укреплённую морскую базу, откуда и планировал дальнейшие походы. Рюрик принимает участие в первом штурме Парижа, в одном из очередных набегов погибает его сводный брат Харальд. В это время Рюрик уже женат на Ефанде, дочери норвежского короля, имеет несколько детей, старшим из них и наследником является Игорь. Воспитателем к нему приставлен брат жены - Олег, жрец и предсказатель из викингов. За что впоследствии и получил прозвище Вещий. Рюрик, несмотря на своё христианское крещение, поклонялся своим древним богам как Световиту так и Одину, принося им многочисленные жертвы. И судя по всему, боги были благосклонны к своему удачливому сыну. К 860 году новгородский князь Гостомысл, будучи на пороге смерти, был озабочен поисками достойного преемника (очень актуальная проблема во все времена) . Прямых наследников по мужской линии уже не было в живых, и Гостомысл боялся, что всё созданное им может пойти прахом. Выбор его пал на Рюрика, во-первых: он был внуком Гостомысла от средней дочери; во-вторых: знаменитым и опытным военноначальником. На обращение к нему новгородского посольства: «…Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет – идите княжить и владеть нами… » (здесь, наряд – управление, руководство) , Рюрик после недолгих раздумий согласился, он по примеру западных королей, мечтал основать собственное династическое государство. В 862 году Рюрик со своей дружиной пришёл в Новгород. <a rel="nofollow" href="http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/208.html" target="_blank" >ПОЛНОСТЬЮ: Рюрик. </a>

здесь нет ответа на вопрос!

нету ответа на вопрос

touch.otvet.mail.ru

Кем в действительности был князь Рюрик – основатель Руси? |

Изображение: Илья Глазунов. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус

Наука, несмотря на высокий уровень развития, до настоящего времени не может ответить на вопрос, кем на самом деле был князь Рюрик – варяг, который правил на землях, где жили финно-угорские и славянские племена. Между историками до сих пор ведутся споры, откуда прибыл тот, кого принято считать основателем Руси.

Существует немало теорий, которые по-разному трактуют происхождение древнего князя. В самом раннем древнерусском летописном своде – «Повести временных лет» — говорится о моменте зарождения русской государственности: жителями Новгорода на княжение были призваны скандинавы. В это время на территории будущей Руси непрестанно шли междоусобные войны. Впрочем, стоит еще хорошо подумать, верить ли этой информации, поскольку никаких иных источников, которые упоминали бы это событие, до нашего времени не сохранилось.

Современная отечественная историография имеет на этот счет несколько своих теорий: норманнскую и антинорманнскую. Те, кто придерживается первой версии, уверены в том, что народ русь, о котором упоминалось в летописи, действительно имел отношение к скандинавам и оказал большое влияние в процессе становления Руси как государства. Приверженцы второй гипотезы не только отрицают влияние варягов, но и говорят о том, что те имели южнобалтийское, славянское и даже туземное происхождение. Сторонники этих двух теорий ведут между собой ожесточенные споры, даже несмотря на то, что подобное строгое разделение имеется исключительно в отечественной историографии, в то время как иностранные специалисты занимают не такие радикальные позиции.

Но, если с норманнскими корнями более-менее все ясно, то антинорманизм заслуживает боле пристального изучения. Первым, кто выступил в пользу теории антинорманизма, был Михаил Ломоносов, известный отечественный академик, которого крайне не устраивало, каким образом немецкие ученые-историки Фридрих Миллер и Готлиб Байер подходили к трактовке «Повести временных лет», то и дело называя невежественными и темными финно-угорские и славянские племена, которые населяли ладожские территории. Конечно, с одной стороны все претензии ученого к работам его немецких коллег вполне оправданны, но с другой – они послужили основой для появления среди патриотически настроенных ученых утверждений о том, что племя русь изначально было славянским, и те, кто утверждает обратное – русофобы.

Стоит отметить, что имя Рюрик было достаточно широко распространено на территории Скандинавии, но несмотря на это, современные сторонники теории антинорманизма всячески пытаются ославянить его. Так, в частности, они утверждают, что данное имя происходит от славянского слова «рарог», что означает «сокол», а «варяг» является производным от слова «варить». Таким образом, варяги, исходя из подобных предположений, вполне могли бы быть солеварами из города Русса, что в Новгородской области.

Антинорманисты предлагают и другие аргументы, в частности, они говорят о том, что русский язык имеет очень немного заимствованных слов из скандинавских языков, в отличие от населения Британии, которое активно пополняло свой словарный запас из языка викингов, своих завоевателей. Впрочем, данное утверждение достаточно легко опровергнуть: староскандинавские и англосаксонские наречия в тот исторический период были довольно близки. И если, к примеру, посмотреть на Сицилию, в которой также существовали государства викингов, то здесь отчетливо видна картина, схожая с Русью – заимствований крайне мало.

Нужно отметить, что ввиду наличия очень небольшой базы источников, нет никакой возможности утверждать что-либо. В то же время, подобное положение вещей дает большой простор для различных трактовок тех событий, которые в этих источниках описаны. Помимо рассказов самих викингов, в которых можно найти упоминания о посещении Ладожского региона, а также единичных историй путешественников, историки могут возлагать надежды исключительно на археологов.

Отметим, что археологи действительно находят немало следов пребывания древних скандинавов в Приильменье. Рюриково городище, которое предположительно было резиденцией Рюрика и его потомков, является настоящей находкой для исследователей. Проведенные археологические раскопки, что в период предположительного призыва варягов, то есть, в середине IX столетия, скандинавские артефакты встречались довольно редко, и только к началу следующего столетия их количество возросло в несколько раз.

Самыми ранними из обнаруженных артефактов были женские украшения, в частности, броши, которые встречаются в поселениях шведских викингов Бирка. Примерно к тому же историческому периоду ученые относят и шейные стальные кольца, некоторые из которых были украшены подвесками в виде молота Тора (как известно, это скандинавский бог грома). Во время раскопок были также обнаружены и другие украшения, в том числе, кольца, а также одежда и некоторые предметы обихода, аналоги которых находят на территории Швеции.

В таком случае возникает вопрос, почему события, которые описаны в «Повести временных лет», вызывают столько сомнений? По словам польского археолога Владислава Дучко, автора книги «Викинги русь», составитель летописи считал их делами давно минувших дней. Так, к примеру, если проанализировать эпизод, в котором говорится, что Рюрик с собой привел «всю русь», прогнав перед этим варяг, становится понятным, что автор эти два народа разделяет: есть варяги, чужеземные грабители, пришедшие из-за моря, и есть русь – совершенно иные варяги. В летописи сказано, что одни варяги назывались Русью, а другие – шведами, норманнами, англами и готландцами. К слову сказать, в тот период времени, о котором говорится, все эти названия народов известны не были.

Составителю летописи действительно было известно о приходе Рюрика, но он помещал это событие в те средневековые реалии, в которых жил сам. Понятие «варяги», которое он упоминает, является анахронизмом, поскольку оно появилось в конце Х столетия на Востоке. Помимо этого, названия городов, которые упоминаются в летописи, в середине IX столетия просто не существовали.А указание на то, что Рюрика пригласила местная знать, является попыткой придать данному событию легитимности. Приглашения, вполне очевидно, не было, поскольку подобное соглашение требовало наличия одного властителя, а его у племен, на тот момент населявших регион, не существовало.

Изображение: «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов.

С подобными непростыми вопросами сталкиваются историки и в тех случаях, когда речь заходит о происхождении самого Рюрика. Еще в начале XIX столетия было высказано предположение, что скорей всего, речь идет о представителе датской королевской семьи Рёрике, племяннике или брате короля Дании Харальда Клака. Это была реально существовавшая историческая личность, упоминания о которой имеются в Анналах королевства франков. В этом источнике он показан как викинг, не знавший страха, который прославился большим количеством военных походов.

В рассказе о нем отсутствует тот временной отрезок, который примерно совпадает со временем княжения Рюрика. Это дало возможность некоторым особо смелым историкам заявить о том, что именно Рёрик и является тем самым варягом, основателем Руси. В действительности же, существующих источников явно недостаточно для того, чтобы сделать подобный вывод.

Впрочем, и считать Рюрика фантазией летописца также не стоит. Очевидно, он был реальным историческим персонажем, но к моменту написания «Повести временных лет» события, связанные с его именем были настолько далеким прошлым, что кроме имени, от князя ничего не осталось. Поэтому историю Рюрика необходимо рассматривать как крайне упрощенную, с частью элементов сильно искаженных, и с частью – придуманных.

Летописец путался в датах. Так, к примеру, когда он писал о приглашении Рюрика, то попутно сообщил об изгнании варягов, ранее облагавших жителей региона данью. Затем летописец сообщил о смерти братьев князя, Синеуса и Труора, которая произошла два года спустя, но в то же время оставил несколько записей за последующие годы пустыми. Все это наталкивает на мысль, что летописец пытался из имевшейся у него скудной информации выжать хоть что-то и придумать собственный ход событий. Это предположение становится еще более очевидным в том месте, где летописец писал о походе Руси на византийскую столицу. Автор датировал это событие 866 годом, хотя другие источники утверждают, что произошло оно в 860 году.

Так откуда же пришел Рюрик и его русь? Большинство предметов, обнаруженных во время раскопок поселений Рюриково городище и Ладога, происходят из Швеции. Если проанализировать хронологию появления с середины IX столетия поселений на реке Волхов, то вполне можно сделать предположение, что там норманны обитали в большом количестве, а, возможно, и составляли большинство среди населения. Более того, даже в верховьях реки Волга, на востоке, во время раскопок обнаруживают поселения, содержащие следы культуры скандинавов, которые осели на этих землях. Без сомнения, на местные племена они оказывали большое влияние.

Существует немало теорий о том, как Рюрика позвали на княжение. По мнению некоторых историков, с ним и его дружиной туземные народы подписали договор о приеме их на службу в качестве наемников. По словам других, Рюрика пригласили по той причине, что на землях, где обитали словене, чудь, кривичи и весь, не было порядка.

Однако наиболее вероятной является третья теория, которая говорит о том, что русь Рюрика не отличалась абсолютно ничем от тех варягов, которые собирали дань с местного населения и были изгнаны. Просто выгнать Рюриковичей оказалось крайне сложной задачей.

yenot.net

Рюрик - это... Что такое Рюрик?

Рю́рик (ум.

879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Многие (но не все) норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882)[1][2]. По антинорманской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом[3]. Часть антинорманистов вообще не считает Рюрика исторической личностью.

Рюрик в летописях

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»[4]

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

«В лето 6372 … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его.»

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[5]

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. норманизм), позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами, из Скандинавии.

Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:[6][7]

  • Hrodric — старо-германский язык
  • Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык
  • Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrœrekr — западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo)[8]. В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии[6].

Рорик из Дании

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака[9], который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии[10]. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его[11].

В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.

Около 857—862 гг. Рорик совершает третий в IX веке датский поход против куршей и шведов. По данным Саксона Грамматика он разбивает их в морском сражении, а потом и славян принудил платить ему дань[12].

В 863 году он безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.

В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего[13].

Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры»[14]. Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции
«Заморские гости» Рерих Н. К.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой»[15]. Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика[16]. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом)[17]. Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западно-славянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московской Руси в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»[18]. Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов[19]:

«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»

Мекленбургские генеалогии
«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика[20] датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков[21]. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod)[22].

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Ободриты, также именуемые ререгами

С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика с названием сокола: польск. raróg, чеш. rarašek[23], словацк. raroh, укр. раріг. Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам. Адам Бременский отмечает[24]:

Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами[25]. Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов[26].

Герб Рюриковичей некоторые исследователи (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил[27]. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола[28]. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941)[28]. Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла[29]. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так Рюрик, согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик в историографии

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову»[30]. Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Данные генетических исследований

Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика[31][32]. У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.[33].

Среди исследованных потомков Владимира Мономаха гаплогруппа N1с1 обнаружена у 100 %[32]. Также у 45 человек (24 %) принадлежащей к другой ветви Рюриковичей была обнаружена галогруппа R1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6 %), E(1,5 %), T(0,5 %)[34].

Наследники

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун[35].

См. также

Примечания

  1. ↑ А. Ю. Чернов, В СТАРОЙ ЛАДОГЕ НАЙДЕН ГЕРБ РЮРИКА?
  2. ↑ А. Н. Кирпичников: Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника // Первые скандинавские чтения. — СПб., 1997. — С. 7-18).
  3. ↑ «Сокол» в современных языках: польск. raróg (балобан), чеш. raroh (нек-рые соколиные), староукр. раріг, рарог
  4. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачёва
  5. ↑ Игорь Рюрикович в энциклопедии «Слова о полку Игореве» — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
  6. ↑ 1 2 Nordic Names website
  7. ↑ Old Norse Men’s Names
  8. ↑ Этимологический словарь М. Фасмера: Рюрик.«7000 имён». Именной христианский лексикон (Австрия).
  9. ↑ Kings of Haithabu
  10. ↑ Ксантенские анналы. Год 845.
  11. ↑ Бертинские анналы. Год 850.
  12. ↑ Баранаускас Т., Саксон Грамматик о балтах
  13. ↑ Ведастинские анналы (Анналы Сен-Вааста). Год 882.
  14. ↑ Гельмольд. Славянская хроника, кн.1, с.82
  15. ↑ Учебное пособие «Древняя Русь в свете зарубежных источников», 5.2.1: -М. 1999 г.
  16. ↑ Nerman, 1914, p. 19; 1929, p. 50−51
  17. ↑ Снорри Стурлусон. «Круг Земной». Сага о Харальде Прекрасноволосом
  18. ↑ С. Герберштейн, Записки о Московии
  19. ↑ Составитель — Пелевин Ю. А.; текст — Казанская история / Подг. текста и пер. Т. Ф. Волковой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10 . — СПб.: Наука. 2005;
  20. ↑ Местоположение славянского города, который скандинавы называли Рерик, не установлено. Немецкий одноимённый город Рерик получил своё название в 1938 году. Часто путают другой город бодричей, Велиград (Мекленбургское городище близ Висмара), с Рериком.
  21. ↑ Это верно лишь частично, что видно по передаче Хемницем ряда имён, например вместо «Витцин» (имя короля убитого в 795) у него записано «Витислав»
  22. ↑ Меркулов В. И., Откуда родом варяжские гости?
  23. ↑ У чехов также сохранилась сказка, согласно которой Рарог или Рарашек — это особый огненный дух, рождающийся из птичьего яйца. Одним из значений современного чешского слова рарашек, является «чертёнок», «бесёнок». Видимо этот смысл слово приобрело после христианизации.
  24. ↑ Адам Бременский. Деяния священников Гамбургской церкви, 2.21
  25. ↑ Снорри Стурлусон. Сага о Хаконе Добром, VIII
  26. ↑ См. сон Кримхильды в «Песни о Нибелунгах».
  27. ↑ Рапов О. М. Знаки Рюриковичей и символ сокола
  28. ↑ 1 2 Чернов Ю. В Старой Ладоге найден герб Рюрика? (2009)
  29. ↑ В. Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.4   В. Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.31
  30. ↑ Иаков-мних. Житие святого князя Владимира. По изданию: Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. II
  31. ↑ Rurikid Dynasty DNA Project.
  32. ↑ 1 2 Rurikid Dynasty DNA Project: Y-DNA 37 markers. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  33. ↑ Distribution of European Y-chromosome DNA (Y-DNA) haplogroups by region in percentage. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  34. ↑ Rurikid Dynasty DNA Project.
  35. ↑ «Повесть временных лет». Год 945.

Литература

  1. Беляев Н. Т. Рорик ютландский и Рюрик Начальной летописи // SK. 3, 1929. с.215−270
  2. Войтович Л. Генеалогія династій Рюриковичів і Гедиміновичів. — К., 1992. 199 с.
  3. Гринев H.H. Легенда о призвании варяжских князей // История и культура древнерусского государства. — М., 1989. с.31−43
  4. Грушевський М. С. Історія України−Руси. T. 1. — K., 1991. 648 с.
  5. Кирпичников А. Н., Лебедев Г. С., Булкин В. А., Дубов И. В., Назаренко В. А. Русско-скандинавские связи эпохи образования Киевского государства на современном этапе археологического изучения// Кр. соооб. ин-та археологии. 160. — 1980. с.24−38
  6. Кузьмин А. Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды // Новое о прошлом нашей страны. Памяти М. Н. Тихомирова. — М., 1967. с.42−53
  7. Кузьмин А. Г. Две концепции начала Руси в Повести временных лет // История СССР. — 1969, № 6, с.81−105
  8. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. − Л., 1985. 285 с.
  9. Ловмянский Г. Рорик фрисландский и Рюрик новгородский // Скандинавский сборник. 7. 1963. с.221−249
  10. Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. 303 с.
  11. Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам). — М., 2005.
  12. Мошин В. А. Варяго-русский вопрос//Slavia-10. — 1931. с.109−136, 343−379, 501−537
  13. Никон, иеромонах. Начало христианства на Руси. // ВИ 1990, № 6, с.52−53
  14. Пчелов Е. В. Происхождение династии Рюриковичей. Труды Историко-архивного института. Т. 34. М., 2000. с.139−183.
  15. Пчелов Е. В. Рюрик / Жизнь замечательных людей. Вып. 1477 (1277). М.: Молодая гвардия, 2010. 316 с., ил.
  16. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. — М., 1963. 362 с.
  17. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII−XIII вв. — М., 1982. 591 с.
  18. Рыдзевская Е. А. О военных отношениях скандинавов и Руси к Византии по греко-русским договорам и по сагам. — В кн.: Древняя Русь и Скандинавия IX−XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  19. Рыдзевская Е. А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи. — В кн.: Древняя Русь и Скандинавия IX−XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  20. Рыдзевская Е. А. О названии Руси Garðaríki. — В кн.: Древняя Русь и Скандинавия IX−XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  21. Рыдзевская Е. А. О роли варягов в Древней Руси. — В кн.: Древняя Русь и Скандинавия IX−XIV вв. — М., 1978. 239 с.
  22. Тиандер К. Скандинавское переселенческое сказание // Датско-русские исследования. — Петроград. 1915. Т. З, с.140−152
  23. Толочко П. П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. — К., 1987. 246 с.
  24. Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь. — М. 2005. с.439
  25. Шаскольский И. П. Норманнская теория в современной буржуазной науке. — M.-Л., 1965. 236 с.
  26. Шушарин В. П. Современная буржуазная историография древней Руси. — М., 1964. 265 с.
  27. Чернов Ю. В Старой Ладоге найден герб Рюрика?, 2009
  28. Łowmiański H. Rurik// Słownik starożytności słowiańskich. Wrocław-Warszawa-Kraków. T.4. Cs.2. 1967. S.577
  29. Stender-Petersen A. Die Varagersage ale Quelle der allrussischen chronik. — Kobenhavn, 1934. 456 s.
  30. Thomsen V. Ancient Russia and Scandinavie and the Origin of the Russian State. — Oxford and London, 1877. 369 p.
  31. Thornqust C. Studien u"ber die nordischen Lehnworter im Russischen. — Uppsala, 1949. 418 s.
  32. Vernadsky G. Ancient Russia. — New Haven, 1943. 467 p.

Ссылки

veter.academic.ru