Николай гастелло кто такой: Краткий курс истории. Николай Гастелло

К 80-летию подвига Николая Гастелло

5 июля 1941 года в вечерней сводке Совинформбюро сообщалось: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».

Эти строки мы помним со времен уроков мужества в школе. Сейчас, в канун годовщины со дня героического подвига Николая Гастелло, мы расскажем о летчиках, повторивших его подвиг.

В период Великой Отечественной войны советские летчики совершали огненные (воздушно-наземные) тараны. В критической ситуации в небе летчик стоял перед сложным выбором: или попасть в плен, или ценой собственной жизни уничтожить врага. При значительных повреждениях самолет направлялся на скопление живой силы и техники врага на земле или в водную цель.

Поражение наземных целей горящими самолетами стало одним из приемов борьбы с врагом на протяжении всей войны.   Однако, основное их количество пришлось на начальный период Великой Отечественной. Если число таранов, совершенных в 1941 году, брать за 100%, в 1945 оно составило менее 17%. Объяснение этому — рост мастерства пилотов, обретение боевого опыта. Летчики шли на таран только в безвыходных ситуациях. Не удивительно, что уже ближе к концу войны командующий Военно-Воздушными Силами Красной Армии маршал авиации Александр Новиков подписал приказ, в котором говорилось: «Разъяснить всему личному составу ВВС Красной Армии, что наши истребители превосходят в летно-тактических данных все существующие типы немецких истребителей… Применение «тарана» в воздушном бою с самолетами противника нецелесообразно, поэтому «таран» надо применять только в исключительных случаях».

Защищая небо Сталинграда, советские летчики в стремлении уничтожить врага применяли таран не только на скоростных и маневренных истребителях, но и на штурмовиках и бомбардировщиках. Каждый таран был великим подвигом. Лётчики, пошедшие на таран, практически всегда получали награду. Прославлять таких героев-авиаторов Совинформбюро начало после подвига Н. Гастелло, который посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза в июле 1941 г.

Совершили огненные тараны в период Сталинградской битвы:

— Экипаж: Абдиров Нуркен Абдирович — сержант, пилот, Комиссаров Александр Иванович — сержант, стрелок-радист 808 шап. 267 шад. 19 декабря 1942 г. в районе г. Калач направили объятый пламенем штурмовик на скопление вражеских танков. Командир экипажа, Н. Абдиров — Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 г.)

— Абрамашвили Николай Георгиевич — капитан, командир эскадрильи 440 (3 гв.) иап. 30 ноября 1942 г. в районе аэродрома Питомник направил свой горящий самолет на скопление боевой техники и живой силы противника. Герой Российской Федерации (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1995г.)

— Бибишев Иван Фролович — лейтенант, зам. командира эскадрильи 59 гв. шап. 18 января 1943 г. в районе аэродрома Гумрак направил объятую пламенем машину на вражеские самолеты. Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г.)

— Богачев Иван Семенович — лейтенант, летчик 688 шап. 28 августа 1942 г., направил горящий Ил-2 на скопление танков у переправы через Дон в р-не с. Нижний Акатов

— Васюта Григорий Васильевич – сержант 156 иап. 18 августа 1942 года в районе д. Капкинская направил горящий истребитель на скопление вражеских солдат

— Веденин Иван Прокофьевич — мл. лейтенант, летчик 504 шап. 29 сентября 1942 г. на северо-западной окраине Сталинграда направил подбитый штурмовик на скопление фашистских танков и автомашин

— Дмитриев Михаил Николаевич — майор, командир эскадрильи 621 шап. 16 июля 1942 г. направил горящую машину на колонну автомашин

— Зазулинский Исаак Пинхосович — капитан, военком эскадрильи 686 шап. 28 августа 1942 г. направил горящий штурмовик на скопление вражеских войск

— Землянский Владимир Васильевич — майор, командир 622 шап. 7 августа 1942 г. направил горящий штурмовик на скопление вражеских танков. Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 г.)

— Кочетков Николай Павлович — ст. лейтенант, зам. командира эскадрильи 686 шап. 3 сентября 1942 г. направил свой самолет на скопление живой силы и техники противника в районе разъезда Конный западнее Сталинграда. После совершения подвига остался жив. Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 г.)

— Линник Борис Спиридонович — мл. лейтенант, командир звена 15 иап. 16 сентября 1942 г. летчик направил горящую машину на скопление вражеских автомашин с войсками и грузами под Сталинградом

— Обуховский Григорий Иванович — сержант 807 шап. 24 октября 1942 г. направил штурмовик Ил-2 на скопление вражеских войск

— Пресняков Михаил Алексеевич — ст. лейтенант, командир звена 622 шап. 19 августа 1942 г. направил свой самолет на скопление вражеских солдат и техники у с. Нижний Акатов

— Прудников Александр Дмитриевич — мл. лейтенант, летчик 232 шап. Совершил огненный таран 22 ноября 1942 г.

— Рогальский Виктор Андреевич — ст. сержант 673 шап. 10 августа
1942 г. в районе реки Малая Тингута направил горящий штурмовик на скопление автомашин и танков противника. Подвиг старшего сержанта
В.А. Рогальского увековечен на полотне панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в музее «Сталинградская битва»

— Ширяев Всеволод Александрович — капитан, командир эскадрильи 806 шап. 4 сентября 1942 г. в районе села Хилхута (Яшкульский район, Калмыкия) направил штурмовик на скопление техники противника. Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 г.)*

* Источники:

— Бессмертные подвиги / Сост.: А. П. Коваленко, А. А. Сгибнев. — М.: Воениздат, 1980. стр. 170 – 196

— Под крылом – Сталинград: Информационный сборник, посвященный 100-летию Российской авиации и 70-летию Сталинградской битвы/ Автор-сост. : А.Ю. Баженов, А.И. Платонов,  Е.М. Цунаева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. — 308 с.

— Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943: энциклопедия / Под ред. М.М. Загорулько; Адм. Волгоградской области, Центр по изучению Сталинградской битвы. 7-е изд.,доп.– Волгоград: Издатель, 2017. — 840 с.: ил.

Более подробно о подвигах боевых летчиков вы можете узнать в военно-исторической библиотеке музея-заповедника «Сталинградская битва».

Библиография

— Бессмертные подвиги  [Сборник / Сост. А. П. Коваленко, А.А.Сгибнев]. — М. : Воениздат, 1980. — 351 с.

— В небе Сталинграда [1942-1943 : О 8-й воздуш. армии. Сборник]. — Волгоград : Нижне-Волжское книжное изд-во, 1983. — 224 с.

— Гастелло Н.Ф. Рассказ о брате: документальная повесть. — М.: ДОСААФ, 1977. -183 с.

— Гастелло В. Н. До веку помнить стану – Ростов на Дону: Военный вестник СКВО, 2003. -224 с.

— Герои Советского Союза : Краткий биографический словарь в двух томах / [А. А. Бабаков (руководитель), Ф. Н. Абрамов, А. М. Агеев и др.] ; редкол.: Герой Советского Союза генерал армии И. Н. Шкадов — председатель [и др.] ; Министерство обороны СССР, Главное управление кадров, Институт военной истории, Центральный архив. – М. : Воениздат, 1987

— Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная: Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1980. – 239 с.

— Иду на таран : [Сборник / Сост. Бородин А.М., Логинов И.М.]. — Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1978. — 287 с.

— Крылья Родины : [Сборник / Предисл. А. Ефимова]. — М. : Изд-во ДОСААФ, 1983. — 288 с.

— Летчики-качинцы Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 : [С. П.Забеднов, Е. А. Черенкова, В. А. Федоров]. – Волгоград, 2016. – 496 с.

— Манцуров Ю. А. Кача: история и судьбы / Юрий Манцуров. — Волгоград : Издатель, 2010. – 382 с.

— Сталинградская битва / А. М. Самсонов; АН СССР, Отделение истории. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Наука, 1989. — 627с. : ил.; прил. ([3] отд. л. карт.)

— Сталинградская битва : июль 1942 — февраль 1943 : энциклопедия / [Загорулько М. М., Усик Б. Г., Бормотов А. Л. и др.] ; редакционная коллегия: главный редактор, руководитель авторского коллектива Загорулько М.М. [и др.] ; Администрация Волгоградской области, Центр по изучению Сталинградской битвы, Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. — 7-е изд., доп. — Волгоград : Издатель, 2017. — 837с. : ил., цв. ил., карты, портр., табл.

— 60 лет Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне : Уроки и выводы : Материалы научно-практической конференции, 19 нояб. 2002 г. / [Редкол.: Ю. Д. Букреев и др.]. — М. : Книга и бизнес, 2003. — 472 с.

— Шпанов Н.Н. За жизнь : Повесть / Ник. Шпанов ; ил.: В. Богаткин. – М. : Молодая гвардия, 1950. — 191 с.

— Гапонов В.Н., Зайцев А.Д. Герои воздушных таранов. Военно-исторический журнал. 1964, № 8, с. 54-59

Огненный таран колонны неприятеля: как совершил свой подвиг Николай Гастелло

6 мая 2022

6 мая (по новому стилю), 115 лет назад, в Москве в рабочей семье родился Николай Гастелло. Его имя навсегда обессмертил подвиг, совершенный им в один из первых дней Великой Отечественной войны.

Фото: ТАССТАСС

Видео дня

Первые шаги

Поработав слесарем на паровозостроительном заводе в Муроме, куда из-за нужды семья Гастелло вынуждена была переехать в 1924 году, в начале 1930-х, подобно многим его сверстникам, по специальному набору Николай был призван в Красную армию и отправился в военную авиационную школу в Луганске. Учеба продолжалась около полутора лет. Реальная же служба началась в 82-й тяжелой эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Николай Гастелло освоил тяжелый бомбардировщик ТБ-3 и стал поначалу летать в качестве второго летчика. С ноября 1934 года самостоятельно пилотировал самолет, став командиром корабля.

В 1938 году в результате реорганизации соединения Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку; в должности командира звена принял участие в боях с японцами на реке Халхин-Гол. Некоторые историки полагают, что большое влияние на Николая тогда оказал военком 150-го бомбардировочного полка Михаил Ююкин, которому было передано подразделение Гастелло. Батальонный комиссар 5 августа 1939 года совершит первый в истории огненный таран наземной цели. Тем не менее сегодня сложно оценить, какую роль в принятии решений Николаем имела личность и подвиг Ююкина. С большой теплотой о Николае Гастелло некогда рассказывал мне Герой Советского Союза Марк Лановенко, с которым тот долгое время служил в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку и с довоенного времени летал на ТБ-3. Как видно из документов, Гастелло довелось принимать участие и в Советско-финляндской войне 1939–1940 годов, и в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР в июне-июле 1940 года. Осенью того же года авиационная часть, где служил капитан Гастелло, перебазировалась сначала в город Великие Луки, а затем в авиагородок Боровское, недалеко от Смоленска. Последняя мирная весна прошла в напряженной учебе — в составе 42-й авиадивизии формировался новый 207-й бомбардировочный полк, а личный состав, включая Николая Гастелло, осваивал современный в то время дальний бомбардировщик ДБ-3Ф.

Удар на себя

В ходе внезапных налетов противника на аэродромы с началом войны базировавшиеся вдали от границы бомбардировочные авиаполки не понесли тяжелых потерь на земле, но лишились десятков самолетов и экипажей от огня вражеских истребителей и зенитных орудий. Например, в 207-м полку из 18 вылетевших 24 июня 1941 года дальних бомбардировщиков вернулись только восемь; погибли или пропали без вести 29 человек летного состава.

В тот день полк с небольшой высоты атаковал наступавшие моторизованные колонны врага западнее Пружан и Кобрина, появляясь звеньями над целью с интервалом в 15 мин. и бомбя с высоты 600–800 м. На некоторое время танки удалось остановить, но этот успех был достигнут крайне дорогой ценой. К большим потерям частей в первые дни вела не только подготовленность армии противника, но и неразбериха в наших штабах, поступление не всегда достоверных сведений, нарушение управления и связи, отсутствие прикрытия бомбардировщиков в процессе боевых вылетов.

В третий день войны удача улыбнулась капитану Гастелло. Немецкие самолеты, полагая, будто советское ПВО полностью подавлено и окончательная победа над нашими ВВС не за горами, действовали зачастую слишком самоуверенно. Часто одиночные бомбардировщики проводили доразведку аэродромов, а потом сами же их и атаковали. Так, один из двухмоторных юнкерсов-88 на малой высоте подошел к Боровскому, обстреляв из пулеметов стоящие самолеты. В то время наши бомбардировщики как раз готовились к очередному вылету. Находившийся у машины Николай Гастелло оперативно занял место у верхней турели и открыл ответный огонь: пулеметные трассы скрестились, но на юнкерсе уже задымился мотор. Впоследствии немецкий самолет совершил вынужденную посадку, а экипаж попытался скрыться. Людей вскоре задержали бойцы батальона аэродромного обслуживания; трофейный самолет доставили в авиагородок на всеобщее обозрение.

За проявленную инициативу при отражении налета вражеской авиации на аэродром и сбитый бомбардировщик командир авиадивизии полковник Михаил Борисенко приказал представить капитана Гастелло к правительственной награде. Документы еще не успели оформить и направить вышестоящему руководству, а опытный летчик совершил новый подвиг, который навеки прославил его имя.

Основная задача дальних бомбардировщиков — атака стратегических целей в тылу противника. Имевшиеся тогда на борту три пулемета винтовочного калибра не сулили больших шансов в боях с мессершмитами. Уже к вечеру 22 июня обозначилась угроза глубокого охвата танковыми соединениями неприятеля обоих крыльев Западного фронта. «Мотомехчасти противника двигаются от Минска на Оршу и Могилев. Немедленно взлететь и систематическими непрерывными налетами днем и ночью уничтожать танки противника. Не допускать переправы через реку Днепр. Бомбардировать с высоты 400 м не мелкими группами, а полками», — указывалось в директиве Ставки Верховного командования, подписанной наркомом обороны Семеном Тимошенко 26 июня и направленной командирам 1-го и 3-го дальнебомбардировочных авиакорпусов. Так что в сложившейся летом 1941 года обстановке большинство вылетов дальних бомбардировщиков направлялось днем для уничтожения продвигающихся по советской земле танков и мотопехоты.

Прорвавшись из района Сувалок на Вильнюс, 3-я танковая группа противника развернула наступление на Минск, тогда как 2-я танковая группа из Бреста устремилась на Барановичи. Требовалось если не остановить, то хотя бы замедлить продвижение врага. Несмотря на господство в воздухе противника, советские экипажи все же преодолевали заслоны. Одним из таких бомбардировщиков, которому удалось достигнуть цели, был ДБ-3Ф, который пилотировал Николай Гастелло. Обнаружив большую колонну врага к югу от населенного пункта Радошковичи, капитан за два захода сбросил бомбы по ней. Однако при отходе в бензобак самолета попал зенитный снаряд, машина загорелась. Сбить пламя не удалось.

Вернувшиеся из вылета командир соседнего экипажа старший лейтенант Федор Воробьев и его штурман лейтенант Анатолий Рыбас доложили, что Гастелло на несколько секунд сумел выровнять подбитую машину, а затем направил ее на скопление неприятельской техники. Причем до самого взрыва из кабины бомбардировщика велся обстрел неприятеля из пулеметов.

Подвиг Николая Гастелло в дальнейшем широко пропагандировался политработниками. Но надо отдать должное и другим членам экипажа ДБ-3Ф. Это был по-настоящему интернациональный состав: Гастелло — этнический белорус, штурман лейтенант Анатолий Бурденюк — украинец, стрелок-радист Алексей Калинин — ненец и ушедший в полет за люкового стрелка адъютант эскадрильи лейтенант Григорий Скоробогатый — русский.

Версии спустя годы

В 1951 году, к десятилетию подвига, было решено произвести перезахоронение останков героического экипажа во главе с Гастелло в центр Радошковичей у памятника погибшему капитану. Однако при вскрытии могилы был обнаружен медальон, принадлежащий старшему сержанту Григорию Реутову, который служил стрелком-радистом в другом экипаже того же полка — капитана Александра Маслова. Он также героически погиб в том же месте и в тот же день. Опознать прочее содержимое могилы, которую организовали некогда местные жители, не удалось. В результате проведенного расследования и согласования с руководством ЦК КП(б) Белоруссии и Министерством обороны СССР 22 ноября 1951 года (в день рождения Маслова) всем членам экипажа самолета ДБ-3Ф под командованием Александра Маслова изменили формулировку «пропал без вести» в документах полка на «погиб при выполнении боевого задания 26.06.1941 года». Так возник вопрос — что же сталось с телами экипажа Гастелло.

Настоящую сенсацию вызвало расследование военного журналиста из Коломны Эдуарда Харитонова. В июле 1991 года в ряде изданий вышла его статья, из которой следовало, мол, подвиг самопожертвования совершил не экипаж Гастелло, а пилотируемый капитаном Масловым самолет. Из именного списка безвозвратных потерь 42-й авиадивизии Главного командования за период с 22 июня по 31 декабря 1941 года следовало, что вместе с летчиком в самолете находились стрелок-бомбардир лейтенант Владимир Балашов, стрелки младшие сержанты Бахтурас Бейскбаев и Григорий Реутов. Харитонов добился того, что в феврале 1996 года президент РФ присвоил звание Героев России (посмертно) всем четырем членам экипажа этого ДБ-3Ф.

Тем не менее расследование Эдуарда Харитонова никоим образом не отменяет подвиг Николая Гастелло и его экипажа, который занял особое место в истории Великой Отечественной. Несомненно, в условиях, особенно первых дней, войны каждый вылет тяжелого бомбардировщика (еще и без прикрытия истребителями) можно приравнять к подвигу. Но здесь хотелось бы обратить внимание на одно важное обстоятельство, вероятно, не учтенное коломенским военным журналистом.

Отсутствие останков Николая Гастелло, Анатолия Бурденюка, Алексея Калинина и Григория Скоробогатого может свидетельствовать как раз о том, что этот экипаж погиб все-таки при огненном таране. Ведь мощный взрыв, которым сопровождается столкновение (а бомбардировщик мог, ко всему прочему, еще и попасть в бензозаправщик противника), создает огромную безжизненную воронку с вырванными деревьями, уничтоженной на десятки метров травой и обоженными кусками металла.

«Все летчики соединения испытали одновременно глубокую печаль и гордость. Печаль оттого, что потеряли такого хорошего, душевного и отзывчивого летчика, как Николай Гастелло, членов его экипажа. А гордость — потому, что своим подвигом Гастелло и его экипаж продемонстрировали непревзойденный моральный дух, доблесть и боевые качества советского воина. Ничто, даже угроза смерти, не может заставить его покориться врагу. До последней минуты жизни он помнит о высоком долге перед Родиной и даже смертью своей утверждает победу!» — писал полковник, маршал авиации Николай Скрипко, который в начале Великой Отечественной войны возглавлял 3-й авиакорпус Главного командования, куда входил и 207-й авиаполк. Он лично видел фотоснимки, которые были сделаны на месте взрыва у дороги Радошкевичи — Молодечно.

Войска,Михаил Борисенко,Федор Воробьев,Владимир Балашов,Николай Гастелло,Александр Маслов,Семен Тимошенко,Алексей Калинин,

Ошибка 404

Наш веб-сайт использует несколько типов файлов cookie. Некоторые из них строго необходимы для работы нашего сайта. Другие могут быть установлены в соответствии с вашими предпочтениями.
Вы можете изменить свой выбор и отозвать свое согласие на этой странице в любое время.

Дополнительную информацию см. в нашей политике использования файлов cookie.

  • Разрешенные типы файлов cookie
  • Отменить выбор необязательных файлов cookie
  • Основной

  • Функциональный

  • аналитический

  • Реклама

Что будет сохранено:

  • Основные файлы cookie (требуются всегда)

    Эти файлы cookie необходимы для работы многих наших сервисов.

    Некоторые из этих файлов cookie также необходимы для обеспечения безопасности нашего веб-сайта, например, для борьбы с мошенничеством.

    Эти необходимые файлы cookie размещаются, как только вы заходите на сайт, поскольку они необходимы для навигации.

  • Функциональные файлы cookie

    Эти файлы cookie собирают информацию о ваших предпочтениях и предпочтениях при просмотре и поиске, чтобы сделать ваш просмотр более приятным и персонализированным.
    Вы можете отказаться от использования этих файлов cookie.

  • Аналитические файлы cookie

    Эти файлы cookie используются для сбора информации об использовании вами сайта, чтобы улучшить его содержание, сделать его более соответствующим вашим потребностям и повысить удобство использования.

    Они также позволяют нам оценивать эффективность наших маркетинговых кампаний.
    Вы можете отказаться от файлов cookie, если хотите просматривать наш веб-сайт.

  • Рекламные файлы cookie

    Эти файлы cookie используются в маркетинговых целях для отображения целевой рекламы на страницах нашего веб-сайта и на веб-сайтах, которые вы посещаете в следующий раз.

    Отказ от этих файлов cookie не повлияет на использование вами нашего веб-сайта, но не остановит рекламу на наших страницах. Это приведет только к показу рекламы, которая не отражает ваши предпочтения и интересы.

Что не сохранится:

    «Ён’ин Таран» Николай Гастелло: ва Подвиг

    СССРда Николай Гастеллонинг «Оловли Таран» хакида хар бири биладиат’илминди. Biroq, keyinchalik Gastello fazilatlari e’tirof etardi. Бугунги кунда 1941 йил 26 июня аслида Молодечно Радошковичининг йо’лида аслида нима содир бо’лганлигини о’органиш эндигина о’органиш.

    1941 йил 26-июн

    Урушнинг биринчи кунларидан бирида, 1941 йил 26-июнда Шиколай Гастелло ко’мондонлиги бойича 207-авиакомпаниянинг кетрони Минскда джойлашган немис джанглари устунларига зарба берди.

    Давлатлар Молодечно Радошковичининг автомагистральлида немысларни босиб о’тди. 600-800 метргача болганлигини тиклаш, улар душманга пастрок пуль асбобларидан худжум килишди. Самолетлар аллакачон аэродромга караб очилди, чунки улардан бири самолетга карши кураш ва йонгъинга дуч келди. Olovni taqillatish uchun muvaffaqiyat qozona olmadi, bu chiqmasligi kerak edi.

    Баландликни йокотиш, «ил-4» кутилмаганда очилиб, ракиб устунига кулаб тушди.

    Шундай килиб, афсонавий «Йонг’ин Таран» кахрамонлик ва фидойилик намунаси болган Гастеллонинг эр юзи.

    Bambag’al ekipaji vafot etdi. Гастелло аэродромига, Лейтенантс Воробьёв ва Ридснинг со’зларини айтиб о’тдилар. Kapitan Gastello Sovet Ittifoqining puli sarlavhasini qabul qildi va 1941 yil 10 iyulda «Pravda»gazetasi butun mamlakat bilan bu boradan ulug’landi.

    «Ёнъин экипаджи»

    Капитаннинг Пастки Премиум вараг’идан Николай Францевич Гастелло:

    «Дискни олиб койган самолет аланга солиб койди, патроны бу ог’ир ханузгача» Капите Гастелло ва унинг ясоратли экипаджи «душманнинг на юртиге бандиш халакилан бериш .Капитан Гастелло йонайотган самолетни йокди ва уни анг калин танкларга олеб кельди.Олов ромлари танклар ва фашистлар экипаджларини кабул килди.

    Узок вакт давомида улар деярли уларни эслаб колышмаган ва 60 йилдан кейин 17 йилдан кейин мукофотларга сазовор болган.

    Николай Гастеллонинг о’зи, О’г’ли Викторнинг со’зларига ко’ра, джангда до’стлик ва о’заро иодкор деб хисобланган.

    Экипайнинг еши навигатор Анатолий ог’ирликдаги уруш бошланиши билан у факат о’н то’ккиз йошга то’лди. Гастелло буируги остида у 1941 йыл апрель ойида кузатувчи учувчи сифатида гулаб тушди — улар йош авиаторни бошдан кечирдилар. Кейнчалик Виктор Гастелло и количество лет:

    «Анатолий хайотни яширган, шошилиб яшашга шошилди, бу вакт аста-секин чо’зилиб кетайотгандай туйулди».

    Газддан фаркли о’ларок Алексей Калинин, Николай Францевичнинг экипаджида мунтазам радио мухандиси болган. Viktor Gastelloning xotiralariga ko’ra, otasi u haqida shunday javob berdi: «Uchish paytida ishonchli, malakali parenitlar.

    Yaqinda turmush qurgan o’quvchilar poder-leytenant Gastelllo ekipajiga 1941 yil 26 iyunda Gastelllo ekipajiga tushdi. Uning xotiniga murojaat qilgan maktubi Martskovskiy botqoqdagi «ДБ-ЦФ» оралыида джойлашган,

    207-чи йикилган бомбардимонд

    Аслида, 3-масофадан туриб бомба портлаш самолетининг хар бир экипаджининг тарихи Ксолл оз йолида кахрамон эди.

    Юнинг учувчилар урушнинг биринчи кунидан буюк ватанпарварлик урушининг иштирокчилари бо’лишди. Va birinchi janglar ular uchun katta yo’qotishlarga aylandi. Бомбардоротлар кырувчи копгоксиз учиб кэтишди. Orqa tomondagi katta ob’ektlarni bombardimon qilish uchun mo’ljallangan og’ir DB-ZF BAD balandligidagi tank ustunlariga himoyasiz. Ba’zi xabarlarga ko’ra, yo’qotishlar kuniga 15 ta o’tli ekipajga erishdi.

    24 ийун куни колган учувчилар ва полксий самолетлар икки штрадда бирлаштирилган. 2-чи ко’мондони сардори Николай Франсеч Гащелло, Чалчин-Гол ва Совет-Финдаги уруш учун кураш олиб борган таджрибали таджриба.

    1951 йилги эксгумация

    «Оловли Таран» гастелло — лейтенант Феда Воробьев ва Анатолий Рыбаснинг ягона гувохлари, кo’п o’тмай унинг кo’мондони эргашди. 23 августа куни джанговар вазифадан кайтайотганида, 23 августа куни воробьев вафот этди ва балык 1941 йил 15 ноября «Мессершмиты» ни ювди. O’limdan keyin afsonaviy Taran tarixi yangi tafsilotlarni aniqlay boshladi.

    Хаммаси хар доимгидек, якши ният билан бошланди. 1951 yilda yubileyning o’n yilligi arafasida Gastelloning Komanasi СССР qahramonini va keyingi tantanali ko’milishga qaror qilindi. Боеприпасы Gaster Gastello o’z hamkasbi 207-chi polkining 1-chi polkining 1-chi polkining 1-chi jamoasi, kapitan Mo’ykov va Radysta Rutovaning 1-chi chorrahasi qo’mondoni Григорий Рутовани topdi.

    Keyingi ishlarni davom ettirganholda, kutilganidek, Gastello nemis ustuni, Maslov ekipaji yo’qolgan deb hisoblangan deb hisoblanadi. Va u o’sha kuni Gastelloning fazilatini g’oyib bo’ldi.

    Кейин Масловнинг о’лимидан унчалик узок бо’лмаган самолет Мартовский ботказида яна бир самолет топилди. Unda 87844 raqamli «M-87B» ning 87844 raqamiga ega bo’lgan «Minor Tag» yorlig’i bilan qilingan xatti-harakati edi. Keyin ular bu haqda jim bo’ldilar va Maslov bombardimonchilar o’lim joyida Benstello bilan büstelkani qo’yishdi. Qayta qurishdan oldin hamma narsa xavfsiz ravishda unutilgan edi.

    Yangi versiyalar

    90-yillarda Sovet Ittifoqining boshqa «sirlari» ni boshqa «sirlar» bilan birga ko’tardi. Янги версия муаллифи исте’фога чиккан Эдвард Харитоновга айланди, у Александр Маслов «олувчилар кочкорини» олеб борайотгани, чунки экипаджининг колдиклари топилган.

    1996 йылда Маслов ва унинг джамоази а’золари Россия Федерациясининг кахрамонлари унвонига сазовор бо’лишди ва коп шахарларда оз номлари билан пайдо бо’лди.

    Бирок, 1996 йил мукофотини шакллантиришда Александр Маслов кочкорини йиг’иш хакида бирон бир со’з йо’к эди.

    Keyingi versiyalar uchun olovli Taran bitta ekipajni amalga oshira olmadi.

    Душман устунини йонайотган самолетга ко’чиб о’тишга урган Маслов Александр, йолдан 200 метр нарида гулаб тушди. Кейнчалык Гастелло парвоз килган ба’зи таксминларга ко’ра, портлаш хайдовчисини Мацкий кишлог’ига юборишга ​​харакат кылди, патроны Ил-4 этиб борди, кейнчалык у топилган Марталикга якинлашмади.

    Чумчук ва Ройс хабарларига келсак, уларнинг аниклиги со’рокдир. Birinchidan, xabarlarning asl nusxalari yo’qoladi, ikkinchidan, muqobil versiyalar tarafdorlari Taranni ko’rmadi, самолетning qulashi chekkasiga bog’lab qo’yishdi. Ushbu versiyalarni rad etishning iloji yo’q, bu versiyalarni tasdiqlamasdan, so’nggi Shohidlar 1941 yilda o’ldirilgan.

    Ишончлы фактлар

    Гастелло, йовуз хазил билан фактлар ва ашёвий далиллар янгради. Булар урушнинг дастлабки кунлари еди — худжатлар билан аралашишга вакт йо’к эди, гувохларнинг гувохликларини то’плаш, архивни олеб борыш учун. Natijada sodir bo’lgan voqealar haqida deyarli barcha ma’lumotlar yo’qolishi. Колган фактлар унчалик коп емас, лекин фэ’л-атвор ва абадий хакидаги барча шубхаларни олеб ташлаш учун этарли:

    1941 йил 26-июнда Гастелло ва Масловнинг иккаласи турли вактларда немис устунини дб-3ф да портлатишга учиб кэтишди — бу кичкина баландликда танклар ва самолетга карши куроллар билан то’кнашувлар. Кырувчи копкок эмас — этимол, хавф устида юкори эди. Ikkala ekipaji jangovar ishni bajarishda ham o’ldi. Qolgani topildi, faqat Maslov ekipaji ishonchli aniqlangan.

    Аксарият тадкикотчилар, шу жумладан полковниклар, шу жумладан полковник Виктор Францевичнинг колдиклари унинг олови таранинг этишмаслиги. Bozuz va o’q-dorilarning portlashi barcha dalillarni yo’q qildi.