Николай францевич гастелло краткая биография: Краткий курс истории. Николай Гастелло

Краткая биография Гастелло Николая Францевича

ФИО:Гастелло Николай Францевич
Дата рождения:23 апреля (6 мая) 1907 г.
Место рождения:Москва
Знак зодиака:Телец
Чем известен:Военный, летчик, Герой Советского Союза
Дата смерти:26 июня 1941 г. (34 года)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Главные события жизни
  • Личная жизнь
  • Итоги жизни

Детство и юность

Гастелло Николай Францевич родился в Москве 23 апреля 1907 года. Его отцом был Франц Павлович Гастелло, который работал специализированным рабочим в литейных мастерских. В 1900 году Отец переехал из деревни, находящейся в Беларуси, в Москву, где его фамилию начали произносить иначе. Мать Николая – Анастасию Семёновну Кутузову, Франц Павлович встретил в Москве. Она работала швеёй, изготовляющей бельё.

Родители — Франц Павлович и Анастасия Семёновна

У Николая был младший брат Виктор, родившийся в 1913 году. В начале войны он был освобождён от призыва на фронт, так как имел высокую квалификацию на заводе, и был нужен в тылу. Но, узнав про подвиг своего брата, сразу же отпросился на фронт, чтобы отомстить. К сожалению, ему не удалось пройти через всю войну, и он погиб в 1942 году в Тверской области. Дома его ждали жена Анна и сын Лев.

Обучение Николая в школе было затруднено постоянными переездами из-за трудных жизненных обстоятельств. В юности Николай увлекался спортом, особенно любил футбол и катание на лыжах. Также он пробовал себя в прыжках с парашютом. С детства мальчик мечтал стать лётчиком, и вскоре его мечта сбылась.

Николай Гастелло в молодости

Главные события жизни

  1. С 1915 года учился в 3-ем Сокольническом городском мужском училище имени Пушкина.
  2. Из-за голода в 1918 году вынужден был эвакуироваться в республику Башкортостан.
  3. Спустя год переехал обратно в Москву и заново принялся за учёбу. Закончил обучение в 1921 году.
  4. В 1923 году начал работать помощником столяра.
  5. В 1924 году семья Гастелло переехала в город Муром. Здесь Николай совместно с отцом работали слесарями на Паровозостроительном заводе им. Ф. Э. Дзержинского. Работа не помешала Николаю закончить обучение в школе.
  6. В 1928 году вступил во Всесоюзную Коммунистическую партию.
  7. В 1930 году всей семьей вернулись в Москву, где Николай устроился на Первый государственный механический завод строительных машин имени Первого Мая.
  8. В 1931 году вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
  9. С 1932 по 1933 год проходил службу в городе Луганске, где он учился на пилота. Став одним из лучших учеников, с отличием окончил обучение.
  10. Проучившись ещё некоторое время в Ростове-на-Дону, начал самостоятельно управлять самолётом, осуществив свою детскую мечту.
  11. С мая 1938 года командовал отрядом в авиационном полку.
  12. В 1939 году участвовал в необъявленном военном конфликте между СССР и Японией на Монгольской границе у реки Халхин-Гол. Закончился он заключением перемирия 15 сентября.
  13. В 1939-1940 годах участвовал в боевых действиях советско-финляндской войны, продлившейся три с половиной месяца до середины марта 1940 года и закончившейся подписанием мирного договора.
  14. В 1940 году благодаря своим боевым заслугам дослужился до звания капитана, которое получил под Смоленском.
  15. В начале 1941 года прошёл курсы переподготовки и освоил самолёт ДБ-Зф.
  16. С первого дня участвовал в Великой Отечественной войне, совершив боевой полёт уже в 5 часов утра 22 июня в районе Брестской крепости. К сожалению, молодому лётчику было суждено совершить всего 3 боевых полёта во время этой войны.
  17. 24 июня 1941 года совершил свой первый подвиг, сбив пулемётной очередью вражеский самолёт. Однополчане рассказывали о нём как об ответственном, смелом капитане, преданному своему воинскому долгу.
  18. 26 июня 1941 года экипаж под командованием Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара. Их самолёт был подбит, и Николай Францевич принял решение направить горящую машину на врага, хотя мог бы попробовать катапультироваться. Таким образом, он сорвал спецоперацию немцев, пожертвовав своей жизнью. Помимо него в самолёте было ещё три человека: Бурденюк, Калинин и Скоробогатый. Никто из членов экипажа не выжил.
  19. 5 июля 1941 года подвиг Гастелло впервые подвергся широкой огласке в сводке информбюро.
  20. 10 июля 1941 года в газете «Правда» вышла статья, освещающая данные события.
  21. 26 июля 1941 года Николай Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.
  22. В 1951 году было решено перезахоронить останки героя, но в могиле были обнаружены останки его сослуживца, что вызвало много сомнений и вопросов в достоверности истории подвига.

Летчик Николай Гастелло

Личная жизнь

Николай был женат на Анне Петровне, и у них было двое сыновей. Один из сыновей, Виктор, вдохновившись подвигами отца, стал лётчиком. Помимо этого, он занимался исследованиями подвига отца, был ярым противником альтернативной теории. Считал, что доказательства того, что Николай Гастелло катапультировался и попал в плен, не имеют под собой веса. А показания его сослуживцев Воробьёва и Рыбаса являются бесспорным доказательством подвига.

С женой Анной

Позднее написал книгу воспоминаний об отце. Также Виктор участвовал в поисках захоронения дяди, которое в итоге нашли почти случайно. Останки были перезахоронены, и над могилой был установлен памятник.

Жена и сын

Итоги жизни

Николай Гастелло за свою не слишком длинную жизнь успел поучаствовать в трёх войнах и прославиться как смелый, самоотверженный воин. Фамилия Гастелло стала очень популярной во время Великой Отечественной войны, и её активно использовали для описания подобных подвигов. «Гастелловцами» называли лётчиков, которые совершали так называемый «огненный таран».

Героический поступок Николая стал одним из самых известных и часто упоминаемых благодаря советской пропаганде, поэтому сложно найти человека, который бы не знал фамилию Гастелло. Во время оставшихся лет войны было совершено не менее пятисот подобных подвигов, но именно он стал одним из первых и самым обсуждаемым.

Фамилия Гастелло дала название многим рекам, сёлам, спортивным стадионам, школам и улицам. Особенно она пользуется популярностью в городах, где он провёл некоторое время: в Беларуси, в Москве, в Муроме, в Ростове-на-Дону и в Уфе. Существуют огромное количество памятников и мемориальных досок в честь героя. Есть немало снятых фильмов и написанных литературных произведений, освещающих его подвиг. В Муроме открыт мемориальный музей, где Гастелло проучился 4 года.

В 1990-х годах появились несколько версий, по одной из которых считалось, что Гастелло струсил и катапультировался, и несколько лет пробыл в немецком плену. По другой версии, всё это мифы советской пропаганды, и никого подвига вовсе не было, и он был придуман для поддержания боевого духа солдат. Точных данных из архивов не имеется до сих пор, но лётчиков, повторяющих этот подвиг, продолжают называть «Гастелловцами».


 

Краткая биография Николая Гастелло. Подвиг Гастелло, вошедший в историю

Николай Францевич Гастелло, подвиг которого будет описан в данной статье, родился в 1907 году в городе Москва, а погиб в 1941-м. В данном обзоре будет сделана попытка кратко рассказать о самых значимых моментах жизни советского героя.

Кем были родители известного летчика?

Был советским военным летчиком, участником трех битв, командиром второй эскадрильи. Погиб в момент военного вылета. Гастелло — Герой Советского Союза. Данное звание присуждено Николаю Францевичу посмертно.

Кем были родители Гастелло, настоящего героя? Отца Николая звали Франц Павлович Гастелло. Он был русский немец. Родился в деревне Плужины. Когда начался 1900 год, прибыл искать работу в Москву, где стал трудиться на Казанской железной дороге в литейных мастерских. Мать Николая звали Анастасия Семеновна Кутузова. Она была русского происхождения, работала белошвейкой.

Так почему же Николай Гастелло подвиг совершил? Может, ответ в его биографии? Следует кратко рассмотреть жизненный путь Николая.

Юность Гастелло

С 1914 по 1918 год Николай обучался в третьем Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. Страшный голод 1918 года вынудил родителей на время переправить его из Москвы, поэтому вместе с группой школьников-москвичей он был отправлен в Башкирию.

В 1919 году Николай вернулся назад в Москву, где опять поступил в школу. Работать Николай принялся в 1923 году, стал учеником столяра. Позже, в 1924 году, семейство Гастелло переехало в город Муром, где молодой Николай стал слесарем на паровозостроительном заводе им. Дзержинского, на котором трудился также и его отец. Параллельно с работой он окончил школу (в сегодняшнее время школа существует под номером 33). В 1928 году поступил в ВКП. В 1930-м члены семьи Гастелло снова вернулись в Москву, и Николай начал трудиться в первом государственном машиностроительном заводе им. 1-го Мая. Николай проживал в поселке Хлебниково с 1930 по 1932 год.

Служба в Красной Армии

В 1932 году, в мае, по особому набору Николай был призван в Красную армию. И вследствие этого был направлен на обучение в авиационную школу летчиков в городе Луганск. Обучение проходило с мая 1932 по декабрь 1933 года.

Служил он в восемьдесят второй тяжелобомбардировочной эскадрилье двадцать первой тяжелобомбардировочной авиационной бригады, база которой была в городе Ростов-на-Дону, по 1938 год. Там он начал летать летчиком с правой стороны на тяжелом третьем бомбардировщике. А в 1934 году (с ноября) Николай уже самостоятельно управлял самолетом. Мог ли он подумать, что его в будущем совершенный подвиг – подвиг летчика Гастелло – навсегда останется в истории России?

Первые сражения Гастелло

Вследствие перестройки части, в 1938 году, Николай попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. В 1939-м, в мае, он стал командиром, а примерно спустя год – заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в сражениях на Халхин-Голе, вместе со сто пятидесятым быстрым бомбардировочным авиационным полком, которому была подчинена эскадрилья первого ТБАП. Также был участником в советской финской битве и принимал участие в процедуре по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу с июня по июль 1940 года. Ближе к зиме этого же года авиационная часть переберется в Великие Луки, к западным границам, а потом в авиагородок близ Смоленска. А в 1940 году Николай был удостоен звания капитана. В 1941 году, весной, Николай прошел надлежащую переподготовку и получил в распоряжение самолет ДБ-3Ф. Тогда он был командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.

Подвиг Гастелло совершил после повышения, будучи уже командиром второй эскадрильи этой же части.

Крушение

В 1941 году, а именно 26 июня, во главе с капитаном Николаем Францевичем в составе с лейтенантом Г. Н. Скоробогатым, А. А. Бурденюком и со старшим сержантом А. А. Калинином на самолете ДБ-3Ф был совершен вылет для того, чтобы произвести бомбовый удар по немецкой механизированной веренице на пути Молодечно -Радошковичи. Вылет состоялся вместе со звеном из 2-х бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии машина Николая Францевича была подстрелена.

Неприятельский снаряд нанес повреждение топливному баку. Николай устремил горящий самолет в центр механизированной колонны противника. Подвиг Гастелло (кратко) заключался в проведении огненного тарана. Все члены экипажа погибли.

По словам Воробьева и Рыбаса

26 июня 1941 года вылетел состав во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло. Вместе с двумя тяжелыми бомбардировщиками ДБ-3Ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Ф. Воробьев, в роли штурмана с ним полетел лейтенант Анатолий Рыбас. Как звали еще 2-х членов экипажа Воробьева, неизвестно. В момент атаки сосредоточения немецкой техники самолет Гастелло был подстрелен. Со слов Воробьева и Рыбаса, горящая машина Гастелло произвела таран механизированной колонны техники противника. Ночью крестьяне из близко находящейся деревни Декшняны вытащили мертвые тела летчиков из самолета, обернули трупы в парашюты и захоронили их около места крушения бомбардировщика.

Узнали все

В скором времени подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. В 1941 году, 5 июля, вечером в сводке Советского информбюро первый раз было упомянуто о поступке Николая. Обозреватели П. Павленко, П. Крылов написали в кратчайшие сроки статью «Капитан Гастелло», которая была выпущена в газете под названием «Правда» утром 10 июля.

На рассвете 6 июля на различных площадках фронта летчики встретились у репродукторов. Информацию передавала московская радиостанция, голос диктора казался очень знакомым – тотчас всплыло воспоминание о доме, Москве. Диктор прочитал короткую информацию о том, какой подвиг совершил Гастелло. Множество людей на различных участках фронта повторили за диктором имя героя — капитана Гастелло.

Воспоминания

Еще задолго до войны, когда Гастелло совместно с отцом трудился на московском заводе, о Николае рассказывали, что, куда бы его не назначали, на какую бы работу не отправляли, повсюду он подавал пример и был образцом трудолюбия, стойкости и преданности делу. Это был человек, накапливавший силы на крупное дело.

Когда он стал боевым летчиком, это немедленно же оправдалось. Он не был знаменитостью, но стремительно шагал к популярности. Подвиг Гастелло, как вспоминали потом, должен был совершить. Почему? Да потому что человек он был такой! Каждый его день проходил в стремлении сделать что-то для своей Родины, каждый день службы был подвигом.

В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, доты и мосты, в Бессарабии выкидывал наши парашютные десанты, которые должны были воспрепятствовать разграблению государства. В дни Великой Отечественной войны Николай Францевич – главнокомандующий своей эскадрильей ­– крушил фашистские танковые колонны, разбивал в пух и прах боевые объекты, в щепку сокрушал мосты. Уже тогда о капитане Гастелло распространялась известность в летных частях.

Поступок, ставший историческим

Финальный подвиг Гастелло не позабудется никогда в жизни. 3 июля под своим командованием капитан Николай Францевич воевал в воздухе. Отдаленно, внизу, на земле, тоже шло сражение. Моторизованные части неприятеля пробивались на советскую территорию. Удары нашей артиллерии и авиации удерживали и стопорили их ход. Выполняя свой бой, Гастелло не выпускал из виду и бой наземный.

В ходе битвы снаряд противника разносит бензобак его самолета. Самолет загорелся. Ситуация, по сути, безвыходная.

Капитан Гастелло не бросает пылающую машину. Вниз, к земле, к противникам летит, как огненная комета, его самолета. Огонь уже около летчика. Но земля уже близко. Глазам Гастелло горячо от пламени, но он не закрывает их, а опаленные руки по-прежнему тверды. Погибающий самолет еще повинуется рукам умирающего пилота.

Самолет Гастелло вклинивается в скопление цистерн и машин, и громоподобный взрыв с продолжительными раскатами сотрясает воздух битвы: взрываются цистерны противника. Таким образом завершается его жизнь – не позорным пленом, не крушением, а подвигом!

Дата, вошедшая в историю

Мы всегда помнили и будем помнить, как звали героя – капитан Николай Гастелло. Подвиг, который он совершил, лишил его семью сына и мужа, но подарил Родине героя и шанс победить.

В памяти навечно останется поступок человека, который принял свою смерть, сделав ее смертоносным оружием. Это событие произошло 3 июля, хотя утверждать об этом безоговорочно нельзя. Но именно 3 июля – дата, указанная в статье «Капитан Гастелло». Скорее всего, это число было названо в сообщении Совинформбюро, которое транслировалось 5 июля из репродукторов. Стоит отметить, что статья в «Правде» получила широкий резонанс, а подвиг Гастелло часто использовался в качестве примера в советской пропаганде. Николай стал одним из немногих главных и знаменитых образцов доблести. Его подвиг навсегда остался в анналах Великой Отечественной войны, а также широко использовался в качестве примера при проведении военно-патриотической пропаганды с целью формирования мировоззрения молодежи, причем как в период самой битвы с фашистскими захватчиками, так и в послевоенное время, вплоть до развала СССР.

Звание, полученное посмертно

В конце июля 1942 года командиру двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка было присвоено звание Герой Советского Союза. Посмертно, к сожалению Н. Ф. Гастелло, подвиг которого будет жить в веках, был представлен к такому званию.

Указом министра обороны Советского Союза капитан Николай Францевич навсегда включен в список одного из авиационных полков. Долгое время это событие было засекречено. Поэтому и экипаж, в состав которого входили Скоробогатый Г. Н., Калинин А. А., Бурденюк А. А., долгий период времени находился в тени своего знаменитого капитана. Но все-таки награды был удостоен не только Н. Гастелло. Подвиг был совершен и его командой. В 1958 году все погибшие члены экипажа были удостоены орденов Отечественной войны I степени. Посмертно.

«Гастелловцы» – летчики совершившие «огненный таран»

Стараниями советской пропаганды подвиг Николая Гастелло стал одним из самых прославленных в истории Великой Отечественной битвы, а фамилия героя – знаменитой. «Гастелловцами» стали нарекать тех летчиков, кто повторил подвиг Николая. Так кто повторил подвиг Гастелло?

В общей сложности за момент войны 1941-1945 гг. было произведено пятьсот девяносто пять «классических» воздушных таранов, а именно самолетом самолета. Пятьсот шесть таранов самолетом наземной цели, шестнадцать морских таранов, к этому числу можно отнести и тараны морскими летчиками надводных и береговых мишеней врага, сто шестьдесят танковых таранов.

Имеются разные данные о количестве таранов

Необходимо подметить, что в источниках наблюдается определенное разночтение по поводу численности таранных атак. К примеру, в статье «Последователи Николая Гастелло» сообщается только о четырнадцати морских и лишь о пятидесяти двух танковых таранах, пятистах шести таранах самолетом наземной мишени, о шестистах атмосферных столкновениях.

А. Д. Зайцев в собственной книжке «Оружие сильных духом» описывает численность воздушных таранов в количестве больше чем шестьсот двадцать. Помимо этого, историки авиации констатируют тот факт, что: «в бумагах врага обозначено еще больше двадцати таранов, которые произвели советские летчики, повторившие подвиг Гастелло. Летчики до данного момента не идентифицированы».

Нет согласованности и в оценке численности собственно «огненных таранов». К примеру, Юрий Иванов в собственном произведении «Камикадзе: пилоты — смертники» отмечает количество таких столкновений, произведенных советскими пилотами с 1941 по 1945 год, «примерно триста пятьдесят».

В окончании этого пункта

Необходимо также заметить, что советские пилоты таранили противника много раз. Следует хотя бы примерно перечислить основные цифры, вошедшие в историческую хронику военных лет. Тридцать четыре летчика использовали воздушный таран 2 раза, 4 летчика – Николай Терехин, Владимир Матвеев, Леонид Борисов, Алексей Хлобыстов – 3 раза, а Борис Ковзан – 4 раза. Это те, кто повторил подвиг Гастелло, поставив себе цель – любой ценой, пусть это цена – собственная жизнь, спасти Родину и подарить свободное будущее другим людям. Наш малый вклад в это – хранить память о тех, благодаря которым сейчас такая жизнь есть у нас!

Николай ГАСТЕЛЛО Францевич, фото, биография

(Герой Советского Союза)


Комментарии для ГАСТЕЛЛО Николай Францевич
Биография ГАСТЕЛЛО Николай Францевич

(6.5.1908 — 26.6.1941)

H иколай Францевич Гастелло капитан, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й авиационной дивизии дальнего действия. Родился 6 мая 1908 в Москве в рабочей семье. Беларусь. Работал слесарем на Муромском паровозостроительном заводе и Государственном машиностроительном заводе строительных машин. В мат в 1932 году по специальному набору был призван в Красную Армию. В 1933 году окончил Луганскую военно-воздушную школу летчиков. Служил в бомбардировочной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхине — в составе 150-го скоростного бомбардировочного полка. Участник советско-финлядской войны 1939-1940 гг. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го авиационного полка дальнего действия (42-я дивизия дальней авиации, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).

. Участник Великой Отечественной войны, первый день
года. Свой первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 г. в 5.00. В первые дни войны полк понес большие потери. Остальные летчики и самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.

. З ный Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло поссмертно26 награжден в июле 1941 за наземный таран (т.е. фактически не совершал).

.

июня 26, 1941 днем ​​ Гастелло вылетел во главе управления ДБ-3Ф для атаки немецких войск в районе Молодечно — Радошковичи, подход к Минску
. Истребительного прикрытия не было. Наши летчики обнаружили, что по шоссе ехала немецкая колонна. Спустившись на 400 метров, они сбросили бомбы на танки и машины притивника. После атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенанту Воробьеву и Рыбасову вернуться на аэродром, а сам направился по другой дороге, грунтовой. В ее колонке тоже был кот. Спустившись на предельно малую высоту, он прошел по ней. Стрелки Калинина и Скарабахаты, стреляя из автоматов, уничтожили 12 автомобилей (включая легковой и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли огонь по самолету. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло оказался на его территории. Огонь разгорался все сильнее. Сбить пламя не удалось. Гастелло понял, что его не повесить, и решил направить горящий самолет в расположенные в селе Моцки немецкие войска. Он открыл свой самолет над лесом, но деревня не удержалась — самолет упал на опушку леса. Вместе с Гастелло погибли членов экипажа: штурман лейтенант А. А.Бурденюк, стрелок-радист сержант А.А.Калинин и стрелок лейтенант Г.Н.Скарабахатый (летчик того же полка, он добровольно вызвался в боевой радиус вместо полного стрелка). Все они посмертно награждены орденами Отечественной войны 1 степени.

Взрыв ведомой пилы при подлете к Радошковичам (очень крупный населенный пункт и нанесен на карту), а в отчете к нему привязан бой. Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таранные колонны противника на шоссе Молодечно — Радошковичи. На этом месте ему даже был установлен памятник. Через много лет после войны выяснилось, что есть еще один экипаж из 207 погибших дбап — командир 1-й эскадрильи капитан А. Маслов (в 1996 году всем членам экипажа присвоено звание Героя России).

. Приказом министра обороны СССР капитан НФ Гастелло навсегда зачислен в списки одного из авиационных полков
. Памятники ему установлены в Москве, Минске, в пгт Радошковичи Молодечно Минской области и в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов. На здании московской школы 270, в которой он учился, мемориальная доска. Его именем названы колхозы и совхозы, заводы, улицы, пионерские отряды, шахта Кизел 30 в городе Пермского края, пароход.

. Большое спасибо за подготовку биографии Александра Мельникова.

.

. —
. Источники:
. 1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь
. Т.1. М.: Воениз.1987.
2) Легендарные Герои-Комсомольцы. Том V и VI. 1973.

Комментарии пользователей

Написать комментарий

Написать комментарий

Музей Героя Советского Союза Н. Ф. Гастелло описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Муром

Статьи » Путешествия » Музей Героя Советского Союза Н. Ф. Гастелло описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Муром

Музей Героя Советского Союза Н.

Ф. Гастелло описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Муром

Музей Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Муром. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Мемориальный музей Героя СССР Н.Ф. Гастелло был открыт в 1976 году в небольшом классе школы №33, где обучался будущий герой. В следующем году музей был сертифицирован.

В середине 1980-х Мемориальному музею было присвоено звание «Заслуженный школьный музей». Общая экспозиционная площадь мемориального музея составляет 47 квадратных метров, при этом на этой площади размещено более 500 экспонатов, которые были собраны в результате долгой и кропотливой работы не только учителей, но и школьников.

Фонды музея обладают уникальной коллекцией подлинных материалов, точно характеризующих жизнь семьи Гастелло в городе Муроме, а также представляющих инструменты, которыми Николай Францевич работал в мастерских. Кроме того, здесь есть фотографии, записи людей, которые помнили его при жизни, экспонаты, найденные поисковыми отрядами.

К 85-летию школы открыт второй зал музея, рассказывающий о Герое СССР, летчике морской авиации Евгении Ивановиче Францеве и истории школы.

Третий зал музея называется «Дальняя авиация России»… В нем собраны материалы о 207-м бомбардировочном полку, в нем же служил и Гастелло. Известно, что в этом же полку он познакомился с летчиками энгельсской авиации, которые посетили не только Мура, но и школу № 33, оставив при этом в подарок модель современного самолета марки ТУ-160. Сегодня в мемориальном музее насчитывается около 120 различных экспонатов, из них 72 фотографии, а 14 предметов принадлежат коллекции музея авиации. находится на пленэре Энгельса.

Музей предлагает экскурсии на немецком, русском и английском языках. Каждая из экскурсий соответствует определенному возрасту посетителей, например, «Детство Гастелло Н.». предназначен для учащихся 1-4 классов, «Увлечения Гастелло Н.» для детей 5-7 классов.

Весной 2005 года в музее прошла масштабная реконструкция, после которой он стал победителем областного конкурса школьных музеев, а также Лауреатом Всероссийского конкурса.

Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля 1908 года в городе Москве, в малочисленной семье простого рабочего; по национальности он был белорусом. Некоторое время работал слесарем на паровозостроительном заводе, затем работал на государственном заводе механических строительных машин.

Начиная с 1930 г. и заканчивая 1932 г. Н.Ф. Гастелло жил в деревне Хлебниково. Весной 1932 года по особому набору был призван в отряд Красной Армии. В следующем году окончил знаменитое Луганское авиационное военное училище по подготовке летчиков. В период с 19С 34 по 1939 год служил в авиационной бомбардировочной бригаде в городе Ростове-на-Дону.