Гастелло Николай Францевич. Подвиг. Биография. Николай францевич гастелло
Биография Николая Гастелло. Подвиг Гастелло, вошедший в историю
Николай Францевич Гастелло, подвиг которого будет описан в данной статье, родился в 1907 году в городе Москва, а погиб в 1941-м. В данном обзоре будет сделана попытка кратко рассказать о самых значимых моментах жизни советского героя.
Кем были родители известного летчика?
Был советским военным летчиком, участником трех битв, командиром второй эскадрильи. Погиб в момент военного вылета. Гастелло - Герой Советского Союза. Данное звание присуждено Николаю Францевичу посмертно.
Кем были родители Гастелло, настоящего героя? Отца Николая звали Франц Павлович Гастелло. Он был русский немец. Родился в деревне Плужины. Когда начался 1900 год, прибыл искать работу в Москву, где стал трудиться на Казанской железной дороге в литейных мастерских. Мать Николая звали Анастасия Семеновна Кутузова. Она была русского происхождения, работала белошвейкой.
Так почему же Николай Гастелло подвиг совершил? Может, ответ в его биографии? Следует кратко рассмотреть жизненный путь Николая.
Юность Гастелло
С 1914 по 1918 год Николай обучался в третьем Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. Страшный голод 1918 года вынудил родителей на время переправить его из Москвы, поэтому вместе с группой школьников-москвичей он был отправлен в Башкирию.
В 1919 году Николай вернулся назад в Москву, где опять поступил в школу. Работать Николай принялся в 1923 году, стал учеником столяра. Позже, в 1924 году, семейство Гастелло переехало в город Муром, где молодой Николай стал слесарем на паровозостроительном заводе им. Дзержинского, на котором трудился также и его отец. Параллельно с работой он окончил школу (в сегодняшнее время школа существует под номером 33). В 1928 году поступил в ВКП. В 1930-м члены семьи Гастелло снова вернулись в Москву, и Николай начал трудиться в первом государственном машиностроительном заводе им. 1-го Мая. Николай проживал в поселке Хлебниково с 1930 по 1932 год.
Служба в Красной Армии
В 1932 году, в мае, по особому набору Николай был призван в Красную армию. И вследствие этого был направлен на обучение в авиационную школу летчиков в городе Луганск. Обучение проходило с мая 1932 по декабрь 1933 года.
Служил он в восемьдесят второй тяжелобомбардировочной эскадрилье двадцать первой тяжелобомбардировочной авиационной бригады, база которой была в городе Ростов-на-Дону, по 1938 год. Там он начал летать летчиком с правой стороны на тяжелом третьем бомбардировщике. А в 1934 году (с ноября) Николай уже самостоятельно управлял самолетом. Мог ли он подумать, что его в будущем совершенный подвиг – подвиг летчика Гастелло – навсегда останется в истории России?
Первые сражения Гастелло
Вследствие перестройки части, в 1938 году, Николай попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. В 1939-м, в мае, он стал командиром, а примерно спустя год – заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в сражениях на Халхин-Голе, вместе со сто пятидесятым быстрым бомбардировочным авиационным полком, которому была подчинена эскадрилья первого ТБАП. Также был участником в советской финской битве и принимал участие в процедуре по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу с июня по июль 1940 года. Ближе к зиме этого же года авиационная часть переберется в Великие Луки, к западным границам, а потом в авиагородок близ Смоленска. А в 1940 году Николай был удостоен звания капитана. В 1941 году, весной, Николай прошел надлежащую переподготовку и получил в распоряжение самолет ДБ-3Ф. Тогда он был командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.
Подвиг Гастелло совершил после повышения, будучи уже командиром второй эскадрильи этой же части.
Крушение
В 1941 году, а именно 26 июня, во главе с капитаном Николаем Францевичем в составе с лейтенантом Г. Н. Скоробогатым, А. А. Бурденюком и со старшим сержантом А. А. Калинином на самолете ДБ-3Ф был совершен вылет для того, чтобы произвести бомбовый удар по немецкой механизированной веренице на пути Молодечно -Радошковичи. Вылет состоялся вместе со звеном из 2-х бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии машина Николая Францевича была подстрелена.
Неприятельский снаряд нанес повреждение топливному баку. Николай устремил горящий самолет в центр механизированной колонны противника. Подвиг Гастелло (кратко) заключался в проведении огненного тарана. Все члены экипажа погибли.
По словам Воробьева и Рыбаса
26 июня 1941 года вылетел состав во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло. Вместе с двумя тяжелыми бомбардировщиками ДБ-3Ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Ф. Воробьев, в роли штурмана с ним полетел лейтенант Анатолий Рыбас. Как звали еще 2-х членов экипажа Воробьева, неизвестно. В момент атаки сосредоточения немецкой техники самолет Гастелло был подстрелен. Со слов Воробьева и Рыбаса, горящая машина Гастелло произвела таран механизированной колонны техники противника. Ночью крестьяне из близко находящейся деревни Декшняны вытащили мертвые тела летчиков из самолета, обернули трупы в парашюты и захоронили их около места крушения бомбардировщика.
Узнали все
В скором времени подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. В 1941 году, 5 июля, вечером в сводке Советского информбюро первый раз было упомянуто о поступке Николая. Обозреватели П. Павленко, П. Крылов написали в кратчайшие сроки статью «Капитан Гастелло», которая была выпущена в газете под названием «Правда» утром 10 июля.
На рассвете 6 июля на различных площадках фронта летчики встретились у репродукторов. Информацию передавала московская радиостанция, голос диктора казался очень знакомым – тотчас всплыло воспоминание о доме, Москве. Диктор прочитал короткую информацию о том, какой подвиг совершил Гастелло. Множество людей на различных участках фронта повторили за диктором имя героя - капитана Гастелло.
Воспоминания
Еще задолго до войны, когда Гастелло совместно с отцом трудился на московском заводе, о Николае рассказывали, что, куда бы его не назначали, на какую бы работу не отправляли, повсюду он подавал пример и был образцом трудолюбия, стойкости и преданности делу. Это был человек, накапливавший силы на крупное дело.
Когда он стал боевым летчиком, это немедленно же оправдалось. Он не был знаменитостью, но стремительно шагал к популярности. Подвиг Гастелло, как вспоминали потом, должен был совершить. Почему? Да потому что человек он был такой! Каждый его день проходил в стремлении сделать что-то для своей Родины, каждый день службы был подвигом.
В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, доты и мосты, в Бессарабии выкидывал наши парашютные десанты, которые должны были воспрепятствовать разграблению государства. В дни Великой Отечественной войны Николай Францевич – главнокомандующий своей эскадрильей – крушил фашистские танковые колонны, разбивал в пух и прах боевые объекты, в щепку сокрушал мосты. Уже тогда о капитане Гастелло распространялась известность в летных частях.
Поступок, ставший историческим
Финальный подвиг Гастелло не позабудется никогда в жизни. 3 июля под своим командованием капитан Николай Францевич воевал в воздухе. Отдаленно, внизу, на земле, тоже шло сражение. Моторизованные части неприятеля пробивались на советскую территорию. Удары нашей артиллерии и авиации удерживали и стопорили их ход. Выполняя свой бой, Гастелло не выпускал из виду и бой наземный.
В ходе битвы снаряд противника разносит бензобак его самолета. Самолет загорелся. Ситуация, по сути, безвыходная.
Капитан Гастелло не бросает пылающую машину. Вниз, к земле, к противникам летит, как огненная комета, его самолета. Огонь уже около летчика. Но земля уже близко. Глазам Гастелло горячо от пламени, но он не закрывает их, а опаленные руки по-прежнему тверды. Погибающий самолет еще повинуется рукам умирающего пилота.
Самолет Гастелло вклинивается в скопление цистерн и машин, и громоподобный взрыв с продолжительными раскатами сотрясает воздух битвы: взрываются цистерны противника. Таким образом завершается его жизнь – не позорным пленом, не крушением, а подвигом!
Дата, вошедшая в историю
Мы всегда помнили и будем помнить, как звали героя – капитан Николай Гастелло. Подвиг, который он совершил, лишил его семью сына и мужа, но подарил Родине героя и шанс победить.
В памяти навечно останется поступок человека, который принял свою смерть, сделав ее смертоносным оружием. Это событие произошло 3 июля, хотя утверждать об этом безоговорочно нельзя. Но именно 3 июля – дата, указанная в статье «Капитан Гастелло». Скорее всего, это число было названо в сообщении Совинформбюро, которое транслировалось 5 июля из репродукторов. Стоит отметить, что статья в «Правде» получила широкий резонанс, а подвиг Гастелло часто использовался в качестве примера в советской пропаганде. Николай стал одним из немногих главных и знаменитых образцов доблести. Его подвиг навсегда остался в анналах Великой Отечественной войны, а также широко использовался в качестве примера при проведении военно-патриотической пропаганды с целью формирования мировоззрения молодежи, причем как в период самой битвы с фашистскими захватчиками, так и в послевоенное время, вплоть до развала СССР.
Звание, полученное посмертно
В конце июля 1942 года командиру двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка было присвоено звание Герой Советского Союза. Посмертно, к сожалению Н. Ф. Гастелло, подвиг которого будет жить в веках, был представлен к такому званию.
Указом министра обороны Советского Союза капитан Николай Францевич навсегда включен в список одного из авиационных полков. Долгое время это событие было засекречено. Поэтому и экипаж, в состав которого входили Скоробогатый Г. Н., Калинин А. А., Бурденюк А. А., долгий период времени находился в тени своего знаменитого капитана. Но все-таки награды был удостоен не только Н. Гастелло. Подвиг был совершен и его командой. В 1958 году все погибшие члены экипажа были удостоены орденов Отечественной войны I степени. Посмертно.
«Гастелловцы» – летчики совершившие «огненный таран»
Стараниями советской пропаганды подвиг Николая Гастелло стал одним из самых прославленных в истории Великой Отечественной битвы, а фамилия героя – знаменитой. «Гастелловцами» стали нарекать тех летчиков, кто повторил подвиг Николая. Так кто повторил подвиг Гастелло?
В общей сложности за момент войны 1941-1945 гг. было произведено пятьсот девяносто пять «классических» воздушных таранов, а именно самолетом самолета. Пятьсот шесть таранов самолетом наземной цели, шестнадцать морских таранов, к этому числу можно отнести и тараны морскими летчиками надводных и береговых мишеней врага, сто шестьдесят танковых таранов.
Имеются разные данные о количестве таранов
Необходимо подметить, что в источниках наблюдается определенное разночтение по поводу численности таранных атак. К примеру, в статье «Последователи Николая Гастелло» сообщается только о четырнадцати морских и лишь о пятидесяти двух танковых таранах, пятистах шести таранах самолетом наземной мишени, о шестистах атмосферных столкновениях.
А. Д. Зайцев в собственной книжке «Оружие сильных духом» описывает численность воздушных таранов в количестве больше чем шестьсот двадцать. Помимо этого, историки авиации констатируют тот факт, что: «в бумагах врага обозначено еще больше двадцати таранов, которые произвели советские летчики, повторившие подвиг Гастелло. Летчики до данного момента не идентифицированы».
Нет согласованности и в оценке численности собственно «огненных таранов». К примеру, Юрий Иванов в собственном произведении «Камикадзе: пилоты - смертники» отмечает количество таких столкновений, произведенных советскими пилотами с 1941 по 1945 год, «примерно триста пятьдесят».
В окончании этого пункта
Необходимо также заметить, что советские пилоты таранили противника много раз. Следует хотя бы примерно перечислить основные цифры, вошедшие в историческую хронику военных лет. Тридцать четыре летчика использовали воздушный таран 2 раза, 4 летчика – Николай Терехин, Владимир Матвеев, Леонид Борисов, Алексей Хлобыстов – 3 раза, а Борис Ковзан – 4 раза. Это те, кто повторил подвиг Гастелло, поставив себе цель – любой ценой, пусть это цена – собственная жизнь, спасти Родину и подарить свободное будущее другим людям. Наш малый вклад в это – хранить память о тех, благодаря которым сейчас такая жизнь есть у нас!
fb.ru
Николай Гастелло – биография, фото, личная жизнь, подвиг героя
Николай Гастелло: биография
Великая Отечественная война требовала от населения мужества и неописуемых жертв, на которые приходилось идти простому народу. Именно в эти тяжелые годы народ Советского Союза проявил храбрость и способность к самопожертвованию ради всеобщего блага – независимости Родины и уничтожения фашизма.
Памятник Николаю Гастелло в ЛуганскеДетство и юность
Николай Францевич Гастелло рожден в Москве 6 мая 1908 года (согласно некоторым источникам – в 1907 г.). Родители будущего героя принадлежали к рабочему классу. Отец Франц Павлович был родом из Белорусского села Плужыны, а фамилия его звучала как Гастылло. В 1900 г. мужчина покинул родную деревню и отправился в поисках работы в столицу, где и остался. В Москве-то Франца и переименовали в более привычное слуху Гастелло. Франц Павлович устроился рабочим-литейщиком на железную дорогу. В Москве Франц Павлович встретился с будущей супругой Анастасией Семеновной, работавшей швеей.
Николай Гастелло в юностиНиколай стал первенцем в семействе Гастелло, а спустя пять лет появился его брат Виктор. Жили Франц с Анастасией и детьми в бараке на востоке Москвы. В шесть лет мальчик поступил на обучение в училище для мальчиков имени А.С. Пушкина, где учился только два года. Голод 1918 г. стал причиной эвакуации Николая с другими школьниками в Приволжье, где он провел один год. Вернувшись в столицу, мальчик учился еще два года, а затем отправился осваивать профессию столяра в качестве подмастерья.
В 1924 г. семья покинула столицу. В Муроме 16-летний Николай и его отец устроились работать на завод «Муромтепловоз». Николай совмещал работу слесаря на заводе с учебой в городской школе №33. В 20 лет молодой человек вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930 году семья вернулась в столицу, где юноша работал на машиностроительном заводе.
Военная служба
При специальном наборе Николая призвали в состав Красной Армии в 1932 году. В Луганске (Украина) молодой человек осваивал военную авиацию. А в конце 1933 года Гастелло уже в качестве летчика отправился в авиационную бригаду, местом дислокации которой являлся Ростов-на-Дону. За пять лет службы (период с 1933 по 1938 год) с должности второго пилота бомбардировщика перешел в командира корабля, самостоятельно управляющего самолетом.
Николай Гастелло в военной формеВ 1938 году прошла реорганизация подразделения, где служил Николай, в результате чего он перешел в первую тяжелобомбардировочную авиационную бригаду. Благодаря храбрости и верности советскому народу Николай уже спустя полтора года занял должность командира первичного тактического подразделения, а еще через год – замкомандира эскадрильи.
В 1939 году Гастелло участвовал в локальном необъявленном военном конфликте на границе СССР и Монгольской Народной Республики с Японией. Второй войной на счету Николая Францевича стала Советско-Финская в 1939-1940 годах. В июне 1940-го летчик участвовал в Бессарабской операции, в результате которой Бессарабия, Северная Буковина и область Герца вошли в состав Советского Союза. Операция длилась всего шесть дней, после чего Румыния приняла условия СССР.
Летчик Николай ГастеллоОсенью 1940 года место дислокации части, где служил Николай, перенесли в Псковскую область – ближе к европейской границе Советского Союза, а затем под Смоленск, где Гастелло получил чин капитана. Весной 1941 года, накануне нападения Германии на Советский Союз, Николай прошел курсы переподготовки и освоил новую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик Ильюшина.
Биография знаменитого героя СССР содержит интересный факт: 24 июня 1941 года Николай совершил свой первый подвиг, который тогда, правда, остался незамеченным. Молодой человек с помощью стрелковой турели сбил фашистский бомбардировщик «Люфтваффе» под шквальным огнем крупнокалиберного пулемета. Во время ведения боевых действий Гастелло показал себя мужественным, храбрым военнослужащим, способным быстро принимать стратегически важные решения.
Личная жизнь
О личной жизни летчика Николая Гастелло сведений практически не осталось. Известно, что Николай был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родились двое сыновей, которые так и не дождались отца с войны, но навсегда сохранили семейную память о герое.
Николай Гастелло и его женаДо войны в свободное от работы и учебы время Николай занимался спортом (особенно любил футбол и лыжи) и прыгал с парашютом.
Смерть Николая Гастелло
26 июня 1941 года, в четвертый день Великой Отечественной войны, с советского аэродрома поднялся в воздух самолёт ДБ-3ф, на борту которого находился экипаж в составе четырех человек. Экипажем из штурмана А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и стрелка-радиста А.А. Калинина командовал капитан Николай Францевич Гастелло. Экипаж машины получил задание нанести авиаудар по колонне немецкой военной техники, которая двигалась по дороге Молодечно — Радошковичи.
Подвиг Николая ГастеллоВ операции участвовало и второе звено, экипажем которого командовал Ф. Воробьев. Имена всех членов экипажа не сохранились в истории, но известно, что в кабине самолета находился также штурман А. Рыбас.
В процессе выполнения операции немецкая артиллерия открыла огонь по советским бомбардировщикам, в результате чего самолет Гастелло был подбит.
Памятник на месте гибели Николая ГастеллоВ результате повреждения вражеским снарядом топливного бака самолета произошло возгорание. 33-летний Николай Гастелло имел возможность спастись путем катапультирования, но принял решение идти на таран. Горящий самолет, врезавшись в колонну вражеской техники, сорвал спецоперацию фашистов ценой собственной жизни. В результате все члены экипажа героически погибли.
С наступлением ночи жители окрестных белорусских деревень собрали тела погибших героев, обернули их парашютом и похоронили. В тот же день командир второго звена Воробьев, совместно с Рыбасом подали рапорт, где описали обстоятельства гибели Николая Францевича Гастелло.
Память
Учитывая тяжелые потери, которые нес Советский Союз, каждый успех отдельно взятого подразделения предавался огласке в средствах массовой информации. Спустя неделю после гибели Николая информация о нем появилась в Совинформбюро, а еще через пять дней вышла заметка в газете «Правда». А 26 июля 1941 года Николай Францевич Гастелло получил звание Героя Советского Союза посмертно за совершенный им огненный таран. С тех пор обо всех летчиках, совершавших таран (а было их около 60 за годы Великой Отечественной войны), говорили, что они повторили подвиг Гастелло.
Памятник Николаю Гастелло в УфеС тех пор именем Николая Францевича назван ряд населенных пунктов и географических объектов на территории СССР, на основе подвига Гастелло написаны литературные произведения и сняты фильмы.
По территории бывшего Советского Союза установлены 13 памятников капитану Гастелло, а на здании гимназии, в которой учился летчик, разместили мемориальную доску в память Николая Францевича с его фото.
Уже в 1990-х годах некие политические силы подвергли критике подвиг Гастелло. Поначалу выдвинули версию о том, что Гастелло – не герой, а трус, катапультировался и попал в немецкий плен, а вражескую колону протаранил летчик Маслов.
Эта версия подверглась критике, поскольку правительство фашистской Германии вряд ли умолчало бы о таком военнопленном, пока в СССР трубили о героической гибели летчика, а никакой официальной информации о пленном в архивах не найдено.
Следующая версия гласит, что Гастелло вместе с экипажем разбился в болоте неподалеку от места трагедии, как и Маслов со своим экипажем, а никакого огненного тарана не было вовсе. Однако и сегодня Николай Францевич Гастелло остается героем, огненный таран – его подвигом, а последователи зовутся гастелловцами.
Награды
- 26.07.1941 – звание Героя Советского Союза
Фото
24smi.org
Гастелло Николай Францевич
Биография Николая Гастелло
Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году. Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей. По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.
В 1924 году семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе. В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в тоже время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 г семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.
Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная лётная карьера героя. Далее с 1933 по 1941 гг, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 г -воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 г. принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему дали звание капитана.
Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс». Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. Двадцать шестого июня, в 40-ка километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов. Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи. На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига.
Подвиг Николая Гастелло
Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.
Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло - один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами». Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же дали звание Героя Советского Союза. В 1951 г. была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник. Существует и альтернативная версия подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которой можно в Википедии.
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
ordenrf.ru
правда и вымысел :: SYL.ru
Сегодня, спустя много лет со дня Победы над фашизмом, Родина продолжает хранить память о тех, кто отдал жизнь, став на пути врага. По всей стране этим людям воздвигнуты тысячи памятников и обелисков, свидетельствующих об их героизме. Однако отдельные эпизоды войны получили в период гласности несколько иное освещение, чем прежде. Среди них и подвиг Гастелло. Правда и вымысел, связанные с этим событием, породили среди военных историков острую дискуссию.
Детств парня из рабочей семьи
Николай Гастелло, подвиг которого стал одним из символов самоотверженности советских людей в годы войны с фашизмом, родился 6 мая (по н. ст.) 1907 года в Москве, куда его отец Франц Павлович приехал на заработки из белорусской деревни Плужины. Мать Николая – Анастасия Семёновна - была белошвейкой. Изначально их фамилия произносилась как Гастылло, и лишь в Москве она приняла форму, которая сохранилась поныне.
Его юность сложилась так же, как и у миллионов сверстников – учёба в городском училище, затем эвакуация из голодной Москвы в Башкирию, снова учёба, комсомол и первые трудовые навыки, полученные в заводских цехах. Всё это прошёл молодой Николай Гастелло. Подвиги героев Гражданской войны были тем примером, на котором формировалось его гражданское сознание.
Начало службы в авиации
В мае 1932 года в стране производился набор молодёжи для службы в военно-воздушных частях Вооружённых сил, и Николай стал одним из курсантов авиационной школы, располагавшейся в Луганске. Накалявшаяся с каждым годом международная обстановка не позволяла долго задерживаться на учебной скамье, и уже через год Гастелло был направлен в эскадрилью тяжёлых бомбардировщиков, базировавшуюся в Ростове на Дону.
Там, начав с исполнения обязанностей второго пилота, он очень скоро стал самостоятельно управлять самолётом. Ему был доверен тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, стоявший на вооружении Красной армии. Это говорит о достаточно высоком уровне профессионализма, которого достиг за короткий срок Гастелло.
Подвиг полярных лётчиков, спасших в те годы челюскинцев и снискавших мировую славу, послужил примером для всей молодёжи, пришедшей в авиацию, независимо от того, была ли она гражданская или военная. Оказал он большое влияние и на Николая.
Начало войны и первое проявление героизма
Начал Великую Отечественную войну Гастелло, будучи ветераном воздушных боёв на Халхин-Голе, советско-финской кампании, а также операции по присоединению к СССР Северной Буковины и Бессарабии. В октябре 1940 года ему было присвоено звание капитана, и поручено командовать эскадрильей бомбардировщиков ДБ-3ф.
Интересный факт – первый подвиг капитана Гастелло был совершён 24 июня 1941 года, то есть уже на второй день войны. Из кабины, стоявшего на земле самолёта, он огнём крупнокалиберного пулемёта сбил «Юнкерс-88», атаковавший их аэродром. Для этого потребовались немалое мужество и военная выучка. В любой момент можно было погибнуть, поскольку немецкий пилот производил прицельную бомбардировку самолёта, в котором находился Гастелло.
Подвиг этот не получил широкого освещения в печати, тем более что в основу публикаций, посвящённых герою, легли события, происшедшие двумя днями позже. Тем не менее он во многом характеризует молодого офицера. Даже этот малоизвестный эпизод говорит о бесстрашии и самоотверженности, которыми обладал Гастелло.
Подвиг: краткое содержание официальной версии
Что же послужило причиной споров вокруг имени этого заслуженного человека? Причина в том, что подвиг летчика Гастелло, совершённый им и членами его экипажа 26 июня 1941 года, в период гласности получил несколько иное изложение, чем то, которое было взято за основу советской пропагандой. Не умаляя заслуг героя, отдавшего свою жизнь за Родину, постараемся тем не менее восстановить ход событий с возможной объективностью.
Подвиг Гастелло, кратко излагавшийся во всех послевоенных учебниках истории, заключался в следующем. 26 июня 1941 года экипаж его самолёта ДБ-3Ф, в который входили также лейтенанты Г. Н. Скоробогатов, А. А. Бурденюк, и ст. сержант А. А. Калинин, сопровождаемый ещё одним бомбардировщиком такого же типа, выполнял задание по уничтожению механизированной колонны противника, находившейся на дороге Радошковичи – Молодечно.
В намеченном квадрате, а точнее, в районе деревни Декшняны, их самолёт был подбит зенитным огнём немцев. Снаряд попал в топливный бак, отчего машину охватило пламя. В этой критической обстановке было принято решение, которое и обессмертило имя капитана Гастелло. Подвиг его и членов экипажа заключался в том, что, не думая о собственном спасении, они таранили горящим самолётом колонну немецкой техники и, погибнув, уничтожили значительную её часть.
Слава и посмертные награды
В конце июля того же года последовал Указ правительства, согласно которому, Гастелло Николай Францевич (только он один) был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Об остальных членах экипажа в указе не упоминалось.
Обстоятельства гибели Гастелло, подвиг которого сразу же был освещён в ближайшей сводке Советского информбюро, стали известны из рапорта членов экипажа второго бомбардировщика, участвовавшего в той операции и благополучно вернувшегося на аэродром – ст. лейтенанта Ф. Соловьёва и лейтенанта А. Рыбаса.
Их версия случившегося легла в основу очерка, который был написан корреспондентами газеты «Правда» П. Крыловым и П. Павленко. Заканчивалась статья тем, что ночью местные жители тайно извлекли из обломков самолёта тела членов экипажа и, обернув их парашютами, похоронили вблизи места гибели. Благодаря этой публикации, а также упомянутой выше сводки Совинформбюро о том, какой подвиг совершил Гастелло, вскоре узнали все в стране.
«Гастелловцы»
Огненный таран – под таким названием этот эпизод вошёл в историю Великой Отечественной войны - был затем широко использован советской пропагандой в целях идейно-патриотического воспитания молодёжи. Он вошёл в число наиболее известных примеров героизма, проявленного защитниками Родины. Вся заслуга при этом приписывалась исключительно самому Гастелло, остальные же члены экипажа оставались в тени.
Усилиями советской пропаганды имя героя стало нарицательным, в результате чего, появился новый термин – «гастелловцы», употреблявшийся в отношении лётчиков, последовавших его примеру. Среди тех, кто повторил подвиг Гастелло, имена многих сотен защитников отечества. Известно, что за годы войны классические тараны (самолётом – самолёт) были зафиксированы 595 раз, почти столько же было случаев таранов наземных объектов противника.
Первые сомнения
Вплоть до распада СССР никаких альтернативных расследований не предпринималось, а информация, противоречившая официальной версии, была засекречена. Тем не менее основания для сомнений в объективности освещения событий 26 июня 1941 года, имелись. Начало им было положено в 1951 году, когда в десятилетний юбилей «огненного тарана» производилась эксгумация останков погибших лётчиков с целью их торжественного захоронения.
Экипаж капитана А. С. Маслова
Дело в том, что ни личных вещей самого Гастелло, ни принадлежавших его товарищам в могиле не оказалось, но зато были обнаружены предметы, помеченные именами членов экипажа самолёта другой эскадрильи, также не вернувшегося в тот день с задания и числившегося пропавшим без вести. Это был бомбардировщик, относившийся к 1-й эскадрилье 207 авиационного полка.
Командиром экипажа числился капитан Александр Спиридонович Маслов (фото представлено ниже), а его стрелком-радистом – Григорий Васильевич Реутов. Их имена и значились на обнаруженных предметах. Это доказывало, что в могиле покоятся останки совершенно иных людей, и «огненный таран» произвёл вовсе не Гастелло. Подвиг же взятый на вооружение советской пропагандой в действительности совершил капитан А. С. Маслов и члены его экипажа.
Обломки, извлечённые из Мацкийского болота
Весьма важным доказательством этой версии стала находка, сделанная вблизи села Мацки, находящегося в нескольких километрах от места гибели экипажа Маслова. Там в болоте были найдены подлинные обломки самолёта Гастелло, о чём неопровержимо свидетельствует номер, выбитый на двигателе. Кроме того, в кармане гимнастёрки одного из погибших лётчиков находилось письмо, подписанное стрелком-радистом из экипажа Гастелло – Григорием Скоробогатовым, которое он не успел отправить своей жене.
Тогда же были опрошены жители села, ставшие свидетелями гибели упавшего в болото самолёта, в котором, как предполагается, находился Николай Гастелло. Подвиг, кратко описанный выше и поднятый на щит советской пропагандой, после этого принял совершенно иной ракурс. По словам одного из очевидцев, пилот горящего самолёта прыгнул с парашютом с крыла машины, после чего был захвачен немцами.
Это обстоятельство в корне меняло картину всего происшедшего, так как известно, что конструкция самолёта ДБ-3Ф позволяла совершить прыжок с крыла лишь одному человеку – пилоту, то есть самому Гастелло. Однако предположение, что, спасая себя, он бросил гибнущий самолёт, достаточных оснований не имеет.
Во-первых, наблюдая происходящее с большого расстояния, очевидец едва ли может со всей достоверностью утверждать, что прыжок был совершён именно с крыла, во-вторых, положение обломков самолёта свидетельствуют о том, что незадолго до падения пилот развернул её в сторону дороги с немецкой колонной. Что это было, если не попытка всё же совершить таран?
Чиновничья бездушность
По распоряжению партийного руководства было проведено секретное расследование, в полной мере подтвердившее ошибочность официальной версии, однако, несмотря на выявленные факты, никаких изменений в неё внесено не было. Обнаруженные в могиле останки без лишнего шума перезахоронили на кладбище посёлка Радошковичи, а сохранившиеся обломки самолёта Маслова разослали в музеи страны, где они экспонировались, в качестве фрагментов легендарного бомбардировщика Гастелло. Вскоре на том месте, где погиб экипаж А. С. Маслова, установили памятник Н.Ф. Гастелло.
Альтернативная версия в эпоху гласности
Подлинные же данные, полученные в результате эксгумации, были обнародованы лишь с наступлением эпохи гласности. В 90-е годы в печати появился ряд публикаций, в которых военный историк, майор в отставке Эдуард Харитонов высказывал мнение о том, что именно Маслов, а не Гастелло является автором «огненного тарана». Эта версия получила столь широкое распространение, что в 1996 году президент Б. Н. Ельцин издал указ о посмертном присвоении ему и остальным членам экипажа званий Героев Российской Федерации.
Проводя в тот период более доскональное расследование, эксперты поставили под сомнение показания, содержавшиеся в рапортах Рыбаса и Воробьёва – лётчиков, вылетевших на задание вместе с Гастелло, но благополучно вернувшихся на базу. В частности, возникло предположение, что, покидая район боя, они не были свидетелями самого тарана, а лишь заключили о нём на основании столба дыма, поднимавшегося у дороги. Кроме того, сами рапорты, оригиналы которых не сохранились, могли быть фальсифицированы в ходе пропагандистской кампании по героизации Гастелло.
Попытки опровержения альтернативной версии
Вскоре после появления альтернативной версии нашлись её критики, главным из которых был сын Николая Францевича – полковник в отставке Виктор Гастелло. Он и его сторонники настаивали на неопровержимости свидетельств Рыбаса и Воробьёва, и несмотря ни на что утверждали, что самолёт, врезавшийся в землю в районе деревни Декшняны, пилотировал именно Гастелло. Впрочем, никаких серьёзных и обоснованных аргументов в своих заявлениях они не приводили.
Тем не менее следует отметить, что результаты исследований останков Маслова и членов его экипажа практически исключают возможность совершения ими тарана. Судя по всему, самолёт врезался в землю на бреющем полёте. Возможно, пилот гибнущего самолёта и пытался ценой жизни поразить врага, но промахнулся, так как установленное место падения машины находится в 180 м от дороги.
Ошибочные представления о подвиге Гастелло
В связи с тем, что советская пропаганда особо выделяла «огненный таран» из числа прочих проявлений героизма и самоотверженности военных лет, в сознании народа сложилось несколько устойчивых заблуждений, связанных уникальностью того, что совершил, согласно официальной версии, Гастелло Николай Францевич. Подвиги же его предшественников при этом замалчивались.
Например, неосновательно утверждение, что ему принадлежит первый в истории таран наземной цели. В действительности его выполнил лётчик М. А. Ююкин в одном из боёв на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны впервые такой подвиг совершил П. С. Чиркин 22 июня 1941 года, то есть в день нападения Германии на Советский Союз.
Ещё одним весьма досадным заблуждением стало мнение о том, что «огненный таран» Гастелло совершал в одиночку. На самом деле, как было сказано выше, экипаж самолёта состоял из четырёх человек, и предавать забвению их имена является непростительной ошибкой.
Немеркнущая память героев
В завершение статьи следует отметить, что, независимо от ошибочности официальной версии, бытовавшей несколько десятилетий и опровергнутой в годы перестройки, светлая память Николая Францевича Гастелло и его товарищей ничуть не меркнет. Независимо от обстоятельств своей гибели, они отдали жизни, защищая Родину, и одно это возводит их на вершину славы.
www.syl.ru
Николай Францевич Гастелло. Подвиг героя
В этот день, 1941 году, Николай Гастелло направил свой подбитый самолёт в скопление машин и танков противника, за что ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Служба в рядах Красной Армии- В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск-Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)-Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым лётчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.-В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
-Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф-Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 — 23 июня 1941)-Командир 2-й эскадрильи той же части (24 — 26 июня 1941). 24 июня огнём крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88»26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло.
Информбюро - Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.
Вечная память.1907-1941
Оставить комментарий
Привет, Гость!Для отправки комментария введи свои логин и пароль или зарегистрируйся на сайте.
Войти ЗарегистрироватьсяИли войти с помощью:
ribalych.ru
Гастелло Николай Францевич. Подвиг. Биография
Биография Николая Гастелло. Правда о подвиге
Николай Гастелло (обзор)
Николай Францевич Гастелло — (рожд. 23 апреля (6 мая) 1907 г. — смерть 26 июня 1941 г.) — советский летчик, капитан, Герой Советского Союза (1941 г. посмертно). Выпускник Луганской Военной авиационной школы летчиков (1933 г.). Принимал участие в боях в районе р. Халхин-Гол, советско-финляндской и Великой Отечественной войне.
1941 год, 26 июня — во время выполнения боевого задания снаряд попал в бензобак его бомбардировщика, возник пожар, экипаж самолета мог воспользоваться парашютами, но капитан направил горящий самолет на скопление немецко-фашистской бронетехники.
Таран наземной цели, совершенный Гастелло и членами его экипажа лейтенантами Анатолием Бурденюком, Григорием Скоробогатым и старшим сержантом Алексеем Калининым, стал символом героизма и преданности Родине. Имя Гастелло носят улицы во многих городах, поселках. На месте подвига Гастелло, близ Радошковичей (Беларусь), героическому экипажу был возведен памятник.
Биография Николая Гастелло
Отец — Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская.
1924 год — семья Гастелло перебралась жить в город Муром, где его отец устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. В те времена Николаю исполнилось 17 лет, он устроился на тот-же завод слесарем, вместе с тем обучаясь в общеобразовательной школе. 1928 год — будущий герой стал коммунистом, примерно тогда увлекся спортом. Николай отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. 1930 год — семья Гастелло возвратилась в Москву, где молодой парень устроился на работу слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.
1932 год — Николай Гастелло поступил в Луганскую школу пилотов. С 1933 по 1941 год Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. 1939 год — воевал на Халхин-Голе был командиром эскадрильи, а в июне 1940 году участвовал в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к Советскому Союзу. В том же году ему дали звание капитана.
Николай Гастелло в молодости
Личная жизнь
О личной жизни летчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно что Гастелло был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родилось два сына, которым было не суждено дождаться отца с войны.
Подвиг Гастелло
1941 год, 26 июня — эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под началом капитана Н. Гастелло была отправлена для нанесения удара по фашистским боевым колоннам, продвигавшимся в Минск.
Истребительного прикрытия не было. Эскадрилья встретила немецкую колонну в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Опустившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили неприятеля. После выхода из атаки Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам полетел к другой дороге, проселочной. По ней также шла колонна. Опустившись на предельно малую высоту, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулеметный огонь, смогли уничтожить 12 немецких машин. Вражеские зенитки открыли по бомбардировщику огонь.
Николай Гастелло с женой
Самолет был подбит. Загорелся бензобак. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. И капитан Гастелло направил горящую машину в центр механизированной колонны противника.
Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который станет образцом мужества и самопожертвования. Экипаж бомбардировщика геройски погиб. Они не захотели покидать самолета на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром. Впоследствии летчиков, совершивших «огненный таран», называли гастелловцами.
Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, с изложением всего произошедшего. Капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 г. газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.
1951 год — эксгумация. Кто совершил подвиг?
Единственные свидетели «огненного тарана» Гастелло — лейтенанты Воробьев и Рыбас, в скором времени погибли. Воробьев возвращаясь с боевого задания был сбит 23 августа в районе города Орел, а Рыбас погиб 15 ноября 1941 г. После их смерти история легендарного тарана стала обрастать новыми подробностями.
1951 год — в канун 10-ти летнего юбилея подвига Гастелло, решили провести эксгумацию героя Советского Союза и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Однако на месте предполагаемой могилы Гастелло были найдены останки и вещи его сослуживца — командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.
Во время дальнейшего разбирательства удалось выяснить, что на том месте, где, как считалось ранее, Гастелло протаранил вражескую колонну, разбился экипаж Александра Маслова, который считался пропавшим без вести. При этом пропал он в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло.
Потом неподалеку от гибели Маслова, в Мацковском болоте был обнаружен еще один самолет. В нем был один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя — «М-87Б» с номером 87844, которая была идентифицированна как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. В то время об этом умолчали, а на месте гибели самолета Маслова был поставлен бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом позабыли.
Новые версии
90-е годы XX века подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» СССР. Автором новой версии был майор в отставке Эдуард Харитонов, предположивший, что А. Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», потому как были обнаружены останки именно его экипажа.
1996 год — Маслова и членов его экипажа посмертно наградили званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами. Правда, в формулировке награждения 1996 г. не было ни слова о том, что именно А. Маслов совершил таран.
Согласно очередной версии, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.
Капитан Маслов, пытавшийся протаранить на горящем бомбардировщике немецкую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позднее Гастелло, по некоторым из предположений, попытался направить подбитый самолет на вражеские позиции в деревне Мацки, но «Ил-4» не смог дотянуть и упал недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был обнаружен.
Что до рапортов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов не сохранились до наших дней, во-вторых, по утверждению сторонников альтернативных версий, покинувшие бой летчики могли и не увидеть таран, связав его с дымом от крушения бомбардировщика. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии нельзя, последние очевидцы погибли в 1941 г.
Герои «огненных таранов»
Примеры мужества, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичны. Согласно подсчетам военных специалистов, лишь в первый год войны было зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием летчиков становился горящий самолет. Всего же во время Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено «огненных таранов» около 500 раз. Первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Больше 800 человек во время Отечественной войны стали героями «огненных таранов».
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
Гастелло Николай Францевич - Армейский сайт «Почта полевая»
Герои Великой Отечественной Войны
Герои Великой Отечественной Войны
Гастелло Николай Францевич
Гастелло Николай Францевич - командир 4-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации, капитан, Герой Советского Союза.
Николай Францевич родился 23 апреля 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус. Трудовая биография Николая началась осенью 1925 года в Муроме на паровозоремонтном заводе, куда был переведен на работу его отец. Со всеми обязанностями Николай справлялся отлично. Отцу прият но было видеть успехи сына, и однажды он откровенно сказал: «Хорошие у тебя руки, сынок. Теперь вижу: станешь настоящим вагранщиком».
Весной 1932 года на цеховом партийном бюро ему дали рекомендацию для поступления в летную школу. Это круто изменило его судьбу. По прибытии в Луганск Николай стал курсантом вновь образованной 11-й Школы военных пилотов имени Пролетариата Донбасса. Будущие летчики или пока в палатках и сами строили аэродром. Теоретические занятия проходили на открытом воздухе. 24 сентября 1932 года Гастелло впервые поднялся в небо вместе с инструктором на самолете У2. Через несколько месяцев он уже самостоятельно летал и на других типах боевых самолетов – Р1 и И5.
В 1934-1939 годах служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00 часов. В первые дни войны полк понёс большие потери. Оставшиеся лётчики и самолёты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Николай Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел на бомбёжку немецкой мотоколонны на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков.
Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак. По официальной версии Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага, все члены экипажа погибли.(возможно, что колонну поразил подбитый самолёт Александра Маслова).
Так изображался знаменитый «огненный таран»: Николай Гастелло таранит танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе
Звание Героя Советского Союза капитану Гастелло Николаю Францевичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за наземный таран. Награждён орденом Ленина.
Память:Мемориальный музей Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло был открыт после войны в Муроме и устроен в доме, где он жил в 1924-30 годах (улица Гастелло, дом № 14). Перед входом в музей был установлен памятник Герою работы белорусского скульптора А.О. Бембеля.
Впоследствии материалы из музея были переданы в краеведческий музей, а памятник перенесён на площадь перед железнодорожным вокзалом, где находится и поныне. Памятник знаменитому летчику, Герою Советского Союза, муромскому жителю Николаю Францевичу Гастелло, был установлен на Привокзальной площади в 1964 году.
Имя Героя носит одна из улиц посёлка Хлебниково (город Долгопрудный), Долгопрудненская школа № 3, там же установлен памятник. Именем Николая Гастелло названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Уфе, Минске и других городах. Мемориальная доска в память о Герое "огненного тарана" установлена в Ростове-на-Дону.
03 апреля 2014 11:49 1428pochta-polevaya.ru