Нэп в ссср цели этапы последствия: Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

1.3. Этапы новой экономической политики. Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей

1.3. Этапы новой экономической политики

В новой экономической политике можно выделить несколько этапов: 1) весна — осень 1921; 2) конец 1921–1922; 3) 1923–1925; 4) 1926 — начало 1930-х гг.

Весной-осенью 1921 г. определялись лишь основные контуры новой политики. Она еще не всеми воспринималась «всерьез и надолго». Власти пытались, где это возможно, «обуздать капитализм», причем делали это довольно неуклюже. 1921–1922 гг., с легкой руки Ленина, назвали «годом отступления». Попривыкнув к необычной и неприятной для них фигуре нэпмана, власти пошли на некоторые послабления им — и заодно приблизили к «капиталистическим» условиям работы в государственном секторе. Резонанс, который приобрел НЭП, как раз в значительной степени объясним не столько терпимостью к «капиталистам», сколько необычной системой советского хозяйствования. Та жесткая деловая хватка, которую проявили «красные директора» и на которую столь часто жаловались рабочие, делала новых управляющих предприятиями порой неотличимыми от старых хозяев дореволюционной поры. Заметим, что уступки «капиталистам» в 1921–1922 гг. не были широкими. Чуть ослабляли налоги, разрешали заниматься коммерцией там, куда раньше пускали не всех, соглашались, чтобы нэпман нанял на работу людей сверх установленных «потолков» — и дальше этого не шли и не хотели идти.


Слом НЭПа фактически начался в 1923 г. Исходным пунктом для этого послужил знаменитый кризис 1923 г. Возникли так называемые «ножницы цен»: продукты крестьян были дешевы, промышленные изделия — дороги. А поскольку промышленные товары не раскупались, рабочим перестали платить зарплату — деньги трестам было взять неоткуда.

Главная причина кризиса не вызывала сомнений: сельское хозяйство развивалось быстрее и успешнее, чем промышленность. Разумеется, крестьянское хозяйство было легче восстановить, чем промышленность. Оно и пострадало меньше в годы войны, да и не требовало таких больших капиталовложений. Но к объективным трудностям примешивались и субъективные. Крестьянин работал на себя — и потому работал лучше и быстрее. Для рабочего же предприятие не было «своим». Он не чувствовал, как крестьянин, прямой связи между тем, что он сделает, и тем, что он получит.

Если бы существовала реальная конкуренция, маневры трестов с завышением цен на свою продукцию едва бы удались: их потеснил бы более удачливый соперник. Но конкуренции не было. Тресты фактически являлись монополистом своей продукции. А в таком случае, казалось, можно было назначать цены совершенно произвольно и не бояться, что их «собьет» конкурент.

Кризис был преодолен частично. Трестам предложили добиться подлинной, а не фальшивой самоокупаемости. Но сделать это в одночасье было нельзя — и трестам пришлось назначить более низкие цены; кому-то это принесло убытки, у кого-то просто уменьшились сверхприбыли. Таким образом, снижение отпускных цен на промышленные изделия произошло фактически административным, а не экономическим путем. То же можно сказать и о повышении заготовительных цен на крестьянскую продукцию: здесь вмешательство государства выглядело еще более откровенным.

Кризис 1923 г. показал иллюзорность идеи о возможности самонастройки нэповской экономики. Разумеется, выход из любой кризисной хозяйственной ситуации требует в той или иной мере участия государства, но в классической рыночной системе государственное вмешательство ограничивается множеством противовесов. В советской экономике такие ограничители действовали слабо. С каждым новым кризисом рыночные регуляторы утрачивали свое значение. Меры не знали: увидев, что с помощью дубинки иные проблемы решаются и лучше, и быстрее, не смогли побороть в себе искушения все чаще хвататься за нее.

В 1924 г. возник так называемый «торговый кризис». Находясь под впечатлением событий 1923 г., власти попытались ограничить влияние частных торговцев. Их считали главными виновниками «ножниц цен». Основным способом борьбы стало резкое повышение налогов. Для контроля за торговцами создается комиссариат внутренней торговли. Последствия оказались плачевными: образовались так называемые «торговые пустыни», сократились поступления налогов.

Примечателен и кризис 1925 г. Власти тогда понадеялись на большой экспорт хлеба, что позволило бы приступить к выполнению амбициозной программы индустриализации. Надежды эти, если вспомнить выражение Каменева, «отрегулировал» крестьянин: он недодал государству 200 млн пудов хлеба. Чтобы хоть как-то возместить убытки, власти в хаотичной спешке, не стесняясь уже никакими приличиями, разрешили продажу водки. Мера эта оказалась более успешной, чем регулирование рынка.

Эти кризисы 1923, 1924 и 1925 гг. еще стремились преодолеть «по-нэповски», не прибегая к винтовке, не закрывая рынки, не арестовывая людей и товары. Но именно кризисы середины 1920-х гг. можно назвать лабораторией, где оттачивались инструменты «великого перелома».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Поворот к новой экономической политике

Поворот к новой экономической политике
Поворот, наметившийся в политике большевиков с начала 1921 г. , оказался для многих неожиданным. Заявленные в 1917—1918 гг. принципы «построения коммунизма» продолжали действовать и в 1920 г. В ходу были идеи так называемого «военного

МИФ 12 У ДКР не было своей экономической политики

МИФ 12
У ДКР не было своей экономической политики
Энергичность, с которой руководство ДКР взялось за социальные и экономические преобразования (пусть даже спорного — с сегодняшней точки зрения — характера), поражает. При ее совнаркоме было создано мощнейшее

2. Сущность новой экономической политики, ее основные задачи и принципы

2. Сущность новой экономической политики, ее основные задачи и принципы
В произведениях В. И. Ленина дана глубокая характеристика новой экономической политики — единственно правильной политики диктатуры пролетариата в переходный от капитализма к социализму период, —

Капитализм во времена новой экономической политики

Капитализм во времена новой экономической политики
Что касается капиталистической формы собственности, то о ней часто вообще не вспоминали. Или же упоминали как о явлении давно прошедших лет, когда в стране проводилась так называемая новая экономическая политика.До

Причины и основные элементы новой экономической политики

Причины и основные элементы новой экономической политики
Переходу к новой экономической политике равным образом способствовали как неэффективность военно-коммунистической экономики, невозможность обеспечить в ее рамках не только расширенное, но и необходимое

79. ПЕРЕХОД ОТ ПОЛИТИКИ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (НЭП)

79. ПЕРЕХОД ОТ ПОЛИТИКИ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (НЭП)
Весной 1921 г. перед большевистским руководством реально встала угроза потери власти. Гражданская война, экономическая политика большевиков в предыдущий период усугубили тяжелейшее

80.

 СУЩНОСТЬ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

80. СУЩНОСТЬ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Проблема отношений с крестьянством была центральным политическим вопросом в такой аграрной стране, как Россия. Начало проведения экономической политики, учитывающей интересы многомиллионных масс крестьянства, было положено

§ 1. Генезис социально-экономической политики

§ 1. Генезис социально-экономической политики
Социально-экономическое положение в стране в годы т. н. «перестройки»Зарождение новой российской государственности происходило на фоне широких преобразований, осуществлявшихся в 1985–1991 гг. по инициативе М.С.Горбачева. Как

Тема 6 °Cоветская Россия в годы новой экономической политики (1921–1928)

Тема 6 °Cоветская Россия в годы новой экономической политики (1921–1928)
ПЛАН1.  Предпосылки перехода к новой экономической политике.1.1. Экономические.1.2. Социально-политические.2. Основные элементы НЭПа.2.1. Сущность НЭПа (1921–1928).2.2. Восстановление товарно-денежных отношений.2.3.

2. Этапы внешней политики 1928–1932 гг

2. Этапы внешней политики 1928–1932 гг
Основным ориентиром внешней политики СССР в этот период стало положение о мировом кризисе капиталистической экономики. Перед Наркоминделом и Коминтерном ставилась задача способствовать дестабилизации международных отношений,

1.1. Две концепции новой экономической политики советской власти

1.1. Две концепции новой экономической политики советской власти
Окончание Гражданской войны и изгнание иностранных интервентов совпало с началом тяжелейшего политического кризиса советской власти, порожденного многолетней войной, разрухой, голодом, политическими

2.

1. Ленинский вариант организационно-политического обеспечения новой экономической политики

2.1. Ленинский вариант организационно-политического обеспечения новой экономической политики
В предложениях Троцкого («Тезисы о проведении в жизнь начал новой экономической политики» (7 августа 1921 г.)) об изменении роли и места Госплана в народном хозяйстве, а также об

А. Ю. Епихин О. Б. Мозохин ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921–1928)

А. Ю. Епихин О. Б. Мозохин
ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921–1928)
Союз ветеранов Госбезопасности
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кандидат юридических наук Антонов В. М.,
доктор юридических наук, профессор Остроумов А. А.,
доктор исторических наук, профессор

40.Нэп: причины, ход, итоги.

Политика
военного коммунизма привела Россию к
острейшему политическому и экономическому
кризису.

Вынужденной
мерой для удержания власти путем
политических уступок рынку в течение
1921-1922 гг. являлся НЭП.

На
Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. В.И. Ленин
предложил новую экономическую политику.

Главная
политическая цель нэпа — снять социальную
напряженность, укрепить социальную
базу советской власти в форме союза
рабочих и крестьян.

Экономическая
цель — предотвратить дальнейшее
усугубление разрухи, выйти из кризиса
и восстановить хозяйство.

Социальная
цель — обеспечить благоприятные условия
для построения социалистического
общества, не дожидаясь мировой революции.

Кроме
того, нэп был нацелен на восстановление
нормальных внешнеполитических и
внешнеэкономических связей, на преодоление
международной изоляции. Достижение
этих целей привело к постепенному
свертыванию нэпа во второй половине
20-х годов

Составляющими
этой политики были следующие меры:
введение прогрессивного подоходного
налога с крестьян, свобода торговли,
разрешение аренды малых и средних
частных предприятий, возможность найма
рабочей силы, отмена карточной системы
и нормированного снабжения, плановость
услуг, перевод промышленных предприятии
на хозяйственный расчет и самоокупаемость.
Была ослаблена централизация управления
народным хозяйством; предприятиям дана
самостоятельность в планировании,
заготовке сырья и реализации продукции.
Вводилась поощрительная система оплаты
труда с целью стимулировать производство,
заинтересовать работников в повышении
квалификации и выпуске качественной
продукции.

В
октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк,
который стал контролировать сеть
кооперативных банков, кредитных и
страховых товариществ.

С 1922
г. Госбанк стал выпускать советский
червонец, что положило начало денежной
реформе. Червонец стал твердой
конвертируемой валютой и стоил на
мировом рынке около 6 долларов США.

Денежная
реформа была проведена до 1924 г., она
имела огромное значение, так как сохранила
сбережения населения, позволила сделать
накопления и показала способность
большевиков проводить экономическую
политику.

В
декабре 1925 г. 14-й съезд партии принял
курс на индустриализацию страны.
Обострился кризис хлебозаготовок.
Крестьяне утратили интерес к продаже
хлеба государству из-за повышения цен
на промышленные изделия.

В
1927-1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился.
Это явилось причиной отказа от политики
НЭПа и его свертывания в сельском
хозяйстве, затем в промышленности, а в
30-е годы — в торговле.

НЭП
помог восстановить разрушенное хозяйство,
наладить производство, организовать
торговлю, помог выжить стране в тяжелейший
экономический период.

Позитивные
итоги НЭПа.
1.
Удалось восстановить народное хозяйство
и даже превзойти довоенный уровень за
счёт внутренних резервов.
2.
Получилось возродить сельское хозяйство,
позволившее накормить население
страны.
3.
Национальный доход увеличился на 18% в
год и к 1928г. — на 10% в пересчёте на душу
населения, что превысило уровень
1913г.
4.
Рост промышленной продукции составлял
30% ежегодно, что свидетельствовало о
быстром росте производительности
труда.
5.
Национальная валюта страны стала крепкой
и стабильной.
6.
Быстро росло материальное благосостояние
населения.
Негативные
итоги НЭПа.
1.
Имело место непропорциональное развитие
основных отраслей народного хозяйства.
2.
Отставание темпов возрождения
промышленности от сельскохозяйственного
производства вело нэп через полосу
экономических кризисов.
3.
В деревне шла социальная и имущественная
дифференциация крестьянства, что привело
к росту напряжённости между различными
полюсами.
4.
В городе на протяжении всех 20-х годов
увеличивалась численность безработных,
которая к концу нэпа составила более 2
млн. человек.
5.
Финансовая система окрепла лишь на
некоторое время. Во второй половине20-х
годов в связи с активным финансированием
тяжёлой индустрии было нарушено рыночное
равновесие, началась инфляция, что
подорвало финансово-кредитную систему.

41.СССР
в эпоху «большого скачка». Культ личности
И. Сталина
.

Восстановив
народное хозяйство. СССР к концу 20-х
г.г. оказался на той же начальной стадии
индустриального преобразования
экономики, на которой Россия была
накануне мировой войны. И в городе, и в
деревне абсолютное большинство трудящихся
было занято тяжелым ручным трудом. Курс
на индустриализацию, взятый в декабре
1925 г. XIV съездом ВКП(б), отвечал как
историческим задачам страны, так и
практическим задачам большевиков. Две
войны, проигранные Россией с начала
века, отбрасывали ее на периферию мировой
политики. Лишь индустриализация давала
России возможность встать вровень с
промышленно развитыми странами. С другой
стороны, она позволяла укрепить и
расширить социальную базу большевиков,
которой являлся современный
фабрично-заводской рабочий класс.

Руководство
страны поставило задачу превратить
СССР из страны, ввозящей машины и
оборудование, в страну, их производящую;
затем подвести машинную технику под
все народное хозяйство и на этой основе
добиться ускоренного развития. В этом
большевики были едины. Разногласия
возникли при выборе концепции
индустриального развития страны. Две
основные концепции в этой сфере
(«бухаринская» и «сталинская») определились
после XIV партсъезда. Концепция Н.И.Бухарина
была связана с продолжением НЭПа. Это
была концепция триединой цели: создание
тяжелой промышленности, добровольное
кооперирование крестьян, повышение
благосостояния народа. На рубеже 1929 —
1930 гг. эта концепция была отвергнута.
Бухарина обвинили в мелкобуржуазности,
в уклоне вправо.

Вторая,
левая, концепция была намечена Л.Д.Троцким,
но развита и реализована И.В.Сталиным.
Это была концепция преимущественного
и форсированного развития промышленности,
прежде всего тяжелой (предприятий группы
«А»), так как одновременное достижение
«триединой цели» Бухарина было признано
практически неосуществимым. Сталинская
концепция предполагала свертывание
НЭПа, резкое усиление роли государства
в развитии экономики, ужесточение
рабочей дисциплины и общего режима в
стране. Деревня объявлялась вспомогательной
силой индустриализации, источником
дешевых ресурсов. Эта концепция открыто
требовала от народа «серьезных жертв»,
исходя из угрозы неизбежного нашествия
со стороны стран «капиталистического
окружения».

Свертывание
рыночных отношений периода НЭПа и
переход к сверхцентрализованному
управлению народного хозяйства отвечали
общемировой тенденции конца 1920-х — 1940-х
гг. к огосударствлению экономики,
проявившейся не только в тоталитарных
(Италия, Германия), но и в демократических
странах Запада (США, Франция). Классическими
примерами этатизационной политики
являются Новый курс Рузвельта, режим
санации в Польше, рост государственного
сектора в экономике Франции.

Формирование
культа личности Сталина началось еще
20-х годах ХХ века. В то время распространенным
явлением было применение титулов к
различным лидерам государства. Например,
С.М. Кирова называли «Ленинградским
вождем». Однако вождь должен быть один
и этот титул достался Иосифу Виссарионовичу.
В 1936 году в газете «Известия» появились
первые стихотворения прославляющие
«Вождя народа», автором которых является
Борис Пастернак. В то же время именем
Сталина активно начинают называть
различные объекты, заводы, улицы и
культурные центры. Тема вождя постоянно
появляется в литературе, художественных
произведениях, скульптуре и живописи.
Усилиями творцов в середине 30-х годов
был создан миф о том, что Иосиф Сталин
является «отцом народов» и «великим
учителем», а также «гением всех времен».

Немалую
роль в формировании и развитии этого
мифа сыграло массовое переселение
крестьян в города и их трудоустройство
на различные Советские стройки и
производства. Для большинства граждан
30-40-х гг. ХХ века Сталин в социальном
отношении действительно стал более
значимым, чем родные отцы. Все дело в
том, что сталинский режим был основан
на истерии. Немало этому способствовало
сексуальное вытеснение и репрессирование
почти всех проявлений сексуальности.
По этой причине вся сексуальная энергия
народа направлялась на самого Сталина.

Также
росту культа личности Сталина в СССР
способствовало и разрушение в обществе
религиозных представлений и верований.
Отказ от веры порождал в психике граждан
агрессию и разрушал гармонию между
разумом и бессознательным. В итоге
опустевшую нишу стала занимать не
религия и мораль, а культы руководителей
страны – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и
наконец, И.В. Сталина.

Образование и молодежь | Примечания к уровню A

Перейти к содержимому


Образование в переходный период:

Цели образования:

  • Коммунисты были склонны считать образование важным.
  • Ленин считал, что высокий уровень образования при элементарной грамотности является неотъемлемой частью построения социализма.
  • Социализм требовал индустриализации, для которой требовалась хорошо образованная рабочая сила, которая могла бы понимать сложный производственный процесс.
  • Образование служило долгосрочным целям революции, закладывая основы индустриализации.
  • Другие коммунисты, такие как Луначарский, считали, что основная цель образования состоит в том, чтобы позволить отдельным ученикам процветать.
    • Он считал, что поэтому революция должна освобождать студента, а не образование, служащее целям революции.

Проблемы образования:

  • Вопросы по образованию:
    • Должны ли коммунисты продолжать традиционные формы образования или создать новое революционное образование?
    • Должны ли коммунисты работать с образованными людьми, даже если они были частью первоначальной элиты?
    • Как коммунисты должны обучать миллионы рабочих, практически не имеющих формального образования?
  • Вопросы усложнялись практическими проблемами организации образования, такими как:
    • Низкий уровень грамотности, только около 32% населения могли читать и писать к 19 годам14.
    • Образовательное неравенство, русские, как правило, более образованы, чем нерусские.
      • Городское образование > Сельское образование.
  • Практические проблемы и идеологические дебаты еще больше усложнили ситуацию из-за того, что после 1918 года Россия находилась в переходном состоянии, а не в социалистическом государстве.
  • Поэтому некоторые коммунисты утверждали, что в краткосрочной перспективе компромиссы между социалистическими принципами и необходимостью восстановления общества после Гражданской войны жизненно необходимы.

 

Рост образования:

  • Ленин ввел новый политехнический стиль обучения и боролся с неграмотностью.

Объединенные трудовые школы:

  • В октябре 1918 года Советское правительство издало декрет о реформах, которые:
    • Созданы единые трудовые школы для бесплатного политехнического образования всех детей в возрасте 8-17 лет
    • Запрещено преподавание религии в школах.
    • Введены школы совместного обучения, положившие конец гендерной сегрегации в обучении.
    • Упраздненный капрал; наказания, домашние задания и экзамены.
    • «Обещали» бесплатные завтраки для школьников и бесплатные медосмотры.
    • Образование стало обязательным.
  • Среднее образование, предназначенное для профессионального обучения.
  • Правительство предложило создать фабрично-заводские школы или профессиональные училища, где люди обучались навыкам, необходимым для работы на фабриках.
  • Луначарский выступал за прогрессивные методы обучения, основанные на теориях Джона Дьюи.
    • Обучение через игру, а не через учебники.
  • В действительности школьное образование не соответствовало видению Луначарского в первые годы революции.
  • В условиях Гражданской войны не хватало средств для вложения в систему образования.
  • Бесплатное обязательное образование фактически не получено.
  • У школ не было ресурсов для предоставления бесплатного питания или медицинских осмотров.

 

Образование в период НЭПа:

  • НЭП был периодом компромиссов.
  • Пострадало образование, а также экономика.
  • Учебная обеспеченность снизилась в первые годы.
  • Финансовые проблемы привели к сокращению образовательных услуг:
    • Вынужден закрыть некоторые школы, чтобы сэкономить деньги.
    • Введена плата за начальное и среднее образование для всех, кроме самых бедных детей.
    • Отменены планы по открытию детских домов для 7 миллионов детей, осиротевших в результате Гражданской войны.
  • За первые 18 месяцев нэпа число детей, обучающихся в школе, сократилось вдвое, как и количество школ.

Расширение в середине 1920-х годов s:

Начальное образование:

  • По мере стабилизации экономики система образования расширялась.
  • С 1927 года плата за обучение в начальных школах была отменена.
    • С тех пор большинство детей получили четырехлетнее начальное образование.
  • К 1928 г. около 60% советских детей младшего школьного возраста посещали школу.
    • На 10% больше, чем до революции.
  • Все еще неравенство в системе образования.
    • Так же, как и в больших и малых городах, учащиеся детей, как правило, получают полное четырехлетнее начальное образование, в то время как в сельской местности дети вряд ли заканчивают даже трехлетнее образование.

Среднее образование:

  • Принял новое направление в 1920-е годы.
  • При НЭПе образование финансировалось на местах, а не Наркомпросом.
  • Центральное правительство с трудом контролировало учебную программу.
  • Вместо того, чтобы следовать образовательной программе политехнических школ, намеченной в 1918 г., местные советы захватили существующие школы при царском режиме.
  • В

  • школах преобладали дети из богатых семей:
    • 97% студентов платно.
  • Около 90% учащихся среднего класса пошли в среднюю школу, и только 3% закончили ее.
  • Подавляющее большинство учителей бывших царских школ были подготовлены до революции, поэтому продолжали преподавать традиционным способом.
  • Их подход к таким предметам, как история, оставался традиционным.
  • Правительство требовало, чтобы учителя преподавали историю классовой борьбы и рабочего класса.
  • Учителя проигнорировали это и продолжали учить достижениям Царя.

Сокращение неграмотности:

  • Ленин считал, что ликвидация неграмотности имеет решающее значение для построения социализма.
  • Борьба с этим была главной целью обучения.
  • Декрет о неграмотности, изданный в 1919 году, который требовал, чтобы все неграмотные люди в возрасте от 8 до 50 лет научились читать и писать.

Красная Армия:

  • Троцкий также разделял точку зрения Ленина о важности грамотности.
  • Как лидер Красной Армии он ввел образование для всех солдат.
  • В результате уровень грамотности увеличился с 50% в 1918 г. до 86% в 1921 г.
  • Кампании продолжались после победы в Войне.
  • К 1925 году 100% солдат Красной Армии умели читать и писать.

Грамотность и Гражданская война:

  • За пределами Красной Армии гражданская война привела к снижению грамотности.
  • Коммунистическое правительство издало 6,5 миллионов учебников, содержащих простые стишки, которые учили людей рекламе.
  • Увеличилось число людей, умеющих распознавать буквы.
  • Эта кампания не привела к повышению подлинной грамотности.
  • Луначарский также создал сеть читален в городах и селах.
    • Шестинедельные курсы чтения и письма.
    • Предназначен для «ликвидации» неграмотности.
  • Кампании по ликвидации неграмотности сдерживаются следующими факторами:
    • Большинство учителей в 1917 году не поддерживали режим.
      • Выступал за демократию западного образца.
      • Учителя вышли на акцию протеста против новой власти.
    • Правительство поставило военную победу выше образования.
    • Многие школы реквизированы армией и превращены в склады или казармы.
      • Обучение прекращено.
    • Военная экономика не производила и не распространяла образовательную продукцию.
      • К 1920 году в школах был один карандаш на каждые 60 учеников.
    • Война прервала образование по всей стране.

Грамотность и НЭП:

  • Экономические условия изначально привели к свертыванию и без того небольшой кампании по ликвидации неграмотности.
  • В целях экономии правительство закрыло 90% сети читальных залов, созданной во время Гражданской войны
  • В середине 1920-х гг. началась новая кампания по ликвидации неграмотности.
  • В мае 1925 года правительство выступило с инициативой обеспечить грамотность всех взрослых к 19 октября.27, десятая годовщина революции.
  • Рабочие создают библиотеки и группы чтения на фабриках для обучения рабочих.
    • Небольшой успех, например, профсоюз рабочих-металлистов сообщил о росте грамотности с 86% в 1925 году до 96% в 1926 году.
  • Воспитывать крестьян было сложнее.
    • Цель кампании отодвинута на 1933 год.
    • Общий уровень грамотности повысился с 38% в 1914 г. до 55% в 1928 г./
  • Успеваемость была очень неравномерной, и уровень неграмотности начал расти после окончания кампании по ликвидации неграмотности в 19 году.27.

Сталинская война с неграмотностью:

  • При Сталине кампания против неграмотности была возобновлена.
  • Шестнадцатый съезд партии 1930 г. поставил новые задачи по ликвидации неграмотности и обеспечению обязательного начального образования в годы пятилетки.
  • Правительство привлекло 3 млн. добровольцев из ВЛКСМ для просвещения рабочих и крестьян.
  • Кампания

  • была организована по-военному и вызывались волонтеры:
    • «Культурные солдаты»
    • Задача вести «культурную войну» против неграмотности.
    • Произошло в разгар сталинской кампании по коллективизации сельского хозяйства.
    • В результате на учителей напали и связали их с государственными служащими.
    • 40% учителей подверглись нападению
      • Некоторых учителей заперли в школах, а затем подожгли.
  •  Учителя также были плохо оборудованы и плохо поддерживались.
  • Часто не имел ни учебников, ни письменных принадлежностей.
  • Мало что можно предложить крестьянам, пришедшим в школу.
  • Невозможно предоставить школьное питание бесплатно.
  • Несмотря на бесперспективное начало, кампания удалась.
    • В годы пятилетки 90% взрослого населения СССР посещали курсы грамотности.
    • Курсы не были полностью успешными.
    • Но к концу FYP грамотными были 68% населения.
      •  Хорошее улучшение по сравнению с 1928.
    • К 1939 г. более 94% советских граждан были грамотны.
  • Уровень грамотности отражал неравенство в обществе.
  • В то время как около 97% мужчин были грамотными и только 90% женщин умели читать и писать.
  • Несмотря на то, что уровень грамотности подскочил, не было сосредоточено внимание на полной образовательной попытке побудить учащихся читать или писать для удовольствия.
  • Массовая грамотность по-прежнему была крупным успехом первого десятилетия правления Сталина.

Государственный контроль над учебным планом, 1932-53: 

 

  • При Сталине правительство усилило контроль над учебным планом.
  • С 1932 по 1935 год правительство распорядилось внести значительные изменения в то, что разрешалось преподавать в школах.
  • Изменения явились ответом на критику Наркомпроса и стандартов образования в школах в 1920-х гг.
  • Используется для укрепления будущей рабочей силы, чтобы стать дисциплинированными фермерами или фабричными рабочими.

Воспитание рабочих:

  • Ожидалось, что образование при Сталине сделает молодых рабочих хорошими работниками.
  • В 1931 г. был издан указ об упразднении политехнической направленности, созданной в 1918 г.
  • .

  • Сосредоточены на ключевых предметах, таких как чтение, письмо, наука и математика.
    • Будет основой социалистической системы образования.
  • Цель состояла в том, чтобы обеспечить всем людям базовый уровень образования, необходимый для работы на фабриках или фермах.
  • Отменены прогрессивные методы, созданные в 20-х гг.
  • В сталинской системе образования особое внимание уделялось регламентированной дисциплине.
  • Декрет 1932 года ввел новые нормы дисциплины.
  • Учителя обязаны следить за тем, чтобы учащиеся действительно посещали занятия и были пунктуальны.
    • Требуются для выполнения домашних заданий.
  • Учащиеся также исключены из школы за проступки.
  • Дисциплина должна была подготовить студентов к суровой трудовой дисциплине на советских заводах.
  • В 1933 году были выпущены учебники для поддержки новой учебной программы.
  • В 1935 году была введена система государственных экзаменов.
    • Выпускники на руководящие должности.

Воспитание граждан:

  • Постановление о преподавании гражданской истории от мая 1934 г. было посвящено урокам истории, а новые советские учебники истории были посвящены достижениям таких великих людей, как Иван Грозный и Петр Великий.
  • Возник одновременно с возникновением Культа Сталина, ориентированного на великорусских лидеров.
    • Стало особенностью советской культуры уважать Сталина и любить свою страну.

Сталинские методы обучения:

  • Учителей призывали подавать пример своим ученикам, подражая Сахарову.
  • Например, в 1936 году Ольга Федоровна пообещала, что все ее ученики будут получать отличные оценки, и когда она выполнила это, то смогла организовать для себя кампанию в СМИ как пример для всех советских учителей.
  • Преподавание отражало цели СССР в сталинской экономике.

Расширение образования:

  • Расширение начального образования продолжалось при Сталине.
  • Правительство поставило цель, чтобы 100% детей в возрасте от 8 до 12 лет были зачислены в начальную школу к 1932 году.
  • Правительство добилось этого для 95% детей.
    • Даже если они не достигли своей цели, они все равно увеличились с 60% в 1928 году.
  • Плата по-прежнему была частью системы образования за пределами начальной школы.
  • Ключевой задачей Сталина в 1930-х годах была индустриализация.
  • Правительство не желает увеличивать расходы на образование сверх того, что требуется для рабочей силы, которая могла бы работать на государственных фабриках.
  • Для большинства рабочих было достаточно начального образования.
  • Плата была сохранена на более высоких уровнях образования, чтобы снизить затраты.
  • Также имел ограниченный доступ.
  • Коммунистическая партия и профсоюзы предложили стипендии и гранты, чтобы помочь студентам получить высшее образование.
  • Система

  • отдавала предпочтение сыновьям и дочерям партийных чиновников.
  • Схема стала частью более широкой сталинской политики поощрения лояльных членов партии.
  • Несмотря на плату за обучение, высшее образование значительно выросло.
  • Количество университетов увеличилось на 800%
    • Со 105 в 1914 г. до 817 в 1939 г.
    • К 1939 г. примерно 1,5 млн советских граждан, 7% детского населения, фактически получили среднее образование.
  • Последняя попытка Сталина обеспечить дисциплину в школах была предпринята в июле 1943 года, когда декретом была введена гендерная сегрегация в средних школах.
  • Местным советам рекомендуется следить за тем, чтобы учащиеся мужского и женского пола не жили в одних и тех же зданиях.

После Второй мировой войны показатели роста продолжились:

  • Почти 100% детей в возрасте 8-12 лет получили полное четырехлетнее начальное образование.
  • Около 65% детей в возрасте 12-17 лет получили среднее образование.
  • Около 20% детей в возрасте 15-17 лет получили среднее образование.

Школы трудового резерва:

  • В Советском Союзе созданы Школы трудового резерва (ШТР)
  • Учрежден министром труда в 1940 году для обучения молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет специализации в промышленности.
  • LRS были формой промышленной воинской повинности.
  • Выдано

  • квот на принудительный набор.
  • Затем

  • рекрутов были зачислены на курсы обучения продолжительностью от 6 месяцев до 2 лет.
    • После четырехлетнего стажировки.
  • На период обучения юноши были обеспечены жильем и питанием, но без оплаты.
  • LRS стал жизненно важным во время Второй мировой войны, так как он играл важную роль в советской промышленности.
  • Молодые люди могли избежать призыва в армию, вступив в LRS и специализировавшись на фабриках военного производства.
  • Условия в LRS были суровыми, и учащиеся могли быть приговорены к тюремному заключению за дезертирство из LRS.
  • В годы четвертой и пятой пятилеток ЛРП сыграло важную роль в предоставлении квалифицированной рабочей силы для восстановления экономики.
    • LRS набрала 4,2 миллиона молодых людей и обучила их работе в металлургии, производстве электроэнергии, промышленном и военном строительстве.

Университетское образование при Сталине:

  • Великий сталинский поворот потребовал расширения советских университетов.
  • Во время нэпа советской промышленностью руководили буржуи.
    • Люди, родившиеся в привилегированных классах до революции.
  • Сталин хотел заменить этих людей, которых считал врагами социализма.
  • Поэтому советское высшее образование пришлось расширять.
  • Сталин начал новую политику в 1928 году, и число поступающих в университеты быстро увеличилось.
    • В 1927 году число учащихся составило 170 000 человек.
    • К 1932 г. это число выросло до 500 000, а в 1940 г. число зарегистрированных составляло 812 000 человек.
  • Между 1936 и 1938 годами была введена новая система экзаменов, а также новые стандарты дисциплины.
  • К концу 1930-х годов сотрудники университета, работавшие до 1928 года, были уволены и заменены красными специалистами.
  • Несмотря на чистки, количество академиков увеличилось с:
    • 29 000 в 1927 г. до 50 000 в 1940 г.
  • Университетские курсы

  • отражали потребности экономики, такие как значительное расширение курсов, посвященных строительству, транспорту и фабричному производству.
  • Вторая мировая война опустошила университетский сектор. а к 1944 году в университете осталось всего 2270 000 студентов.
  • Однако к 1953 г. университетский сектор был реконструирован, и в советских вузах обучалось около 1,5 млн студентов.

Реформа и расширение образования, 1953-85:

  • В то время как образование росло при Сталине, основная структура и учебная программа оставались неизменными до 1953-х годов.
  • Хрущев считал, что образование, как и многое другое в СССР, нуждается в реформировании.
  • Непопулярные реформы.
  • Брежнев восстановил большую часть сталинской учебной программы после падения Хрущева.

Хрущевская реорганизация и расширение:

  • В период с 1923 по 1953 годы школы в городах значительно улучшились.
  • Школы часто были маленькими и не имели ресурсов.
  • Учителя часто не желали отказываться от относительного комфорта советских городов ради работы в деревне.
  • Хрущев приказал объединить небольшие сельские школы и создать новые школы, которые предлагали бы полное десятилетнее обязательное образование.
  • Эта схема затронула только определенные районы, и большинство сельских школ оставались небольшими и плохо обеспеченными ресурсами.
  • Хрущев удвоил количество школ в городах.
  • Инвестиции в учителей выросли с 1,5 млн в 1953 г. до 2,2 млн в 1964 г.
  • Уровень педагогического образования повысился и при Хрущеве.
    • В 1953 г. только 19% учителей имели университетское образование, а в 1964 г. этот показатель увеличился до 40%.
  • Наиболее важной реформой, направленной на улучшение доступа к образованию, была отмена платы за обучение учащихся в средних и высших учебных заведениях в 1956 году.
  • 1959 г. привело к созданию специальных фондов для помощи бедным учащимся, посещавшим средние школы.
  • Фонд оплатил одежду, обувь, учебники и школьные обеды.
    • В результате этих реформ доля 17-летних, окончивших среднюю школу, выросла с 20% в 1953 г. до примерно 75% в 1959 г.

Реформа образования 1956 года:

Реформы 1958 года:

  • Хрущевские реформы были изложены в Законе об образовании от декабря 1959 года.
  • Закон:
    • Образование стало обязательным с 7 до 15 лет.
    • Требуется, чтобы школы предлагали 11-летние программы, а не 10-летние, чтобы учащиеся могли оставаться до 19 лет.
    • Реструктурированное обучение для учащихся 16-19 лет.
      • Образование будет завершено через профессиональное и школьное образование
      • Опыт работы на фермах или фабриках.
    • Гарантировано, что наиболее академически одаренным учащимся будут предоставлены места в специальных школах, ориентированных на академическое образование.
    • Введен новый курс «Основы политических знаний» для всех 15-летних, чтобы понять преимущества советской системы.

Заключительные реформы:

  • Хрущев продолжал попытки реформировать образование.
  • Его последние реформы были частью его более широкой политики десталинизации:
    • Сталинская дисциплина была ослаблена в ноябре 1960 года.
      • Отменены правила правильной позы сидя и стоя.
    • В 1961 году Хрущев приказал сделать новый упор на изучение МФЛ.
      • Отражение отказа от сталинского акцента на культурной изоляции.
    • Также было снято требование задавать домашнее задание.
    • Непрерывное оценивание заменило выпускные экзамены.
    • В июле 1962 года учителя лишились права отчислять неуспевающих учеников.

Влияние хрущевских реформ:

  • Непопулярный и провальный.
  • Большинство родителей хотели получить академическое образование, а не профессиональные курсы.
  • Взгляд был распространен среди членов коммунистической партии.
  • Реформы так и не были полностью реализованы.
  • К 1962 году, когда все школы должны были предлагать курсы для учащихся в возрасте до 19 лет, только 65% школ делали это.
    • Расслабление дисциплины было проигнорировано учителями
    • Продолжение постановки домашнего задания.
    • Продолжение сталинской дисциплины.
    • Реформы учебных программ не проводились в 47%
  • Самым успешным аспектом его реформ было то, что они улучшили образование академической элиты.
  • Партийные чиновники приветствовали реформы.
  • Тип школы 1959 1966
    Академический 5 21
    Искусство и скульптура 5 50
    Балет 16 18
  • Реформы Хрущева не устранили фундаментальные недостатки системы образования, такие как плохое содержание школьных зданий и нехватка учителей.

 

Советское образование, 1964-85:

  • Крайне непопулярные реформы Хрущева были отменены Брежневым.

Отмена хрущевских реформ:

  • Воспитательным приоритетом постхрущевского руководства была отмена хрущевских реформ.
  • В период с 1964 по 1966 год Совет министров:
    • Отмена политики 11-летнего обучения в пользу постепенного перехода от 8-летнего к 10-летнему обучению.
    • Составил временный учебный план, чтобы восстановить акцент на академическом образовании.
    • Завершено профессиональное обучение.
    • Отказ от обязательного среднего образования, замена его целью, согласно которой 100% детей должны получить среднее образование к 19 годам.70.

Замедление расширения:

  • Расширение средних школ замедлилось с 1966 г., к 1976 г. только 60% учащихся закончили среднее образование.
  • Количество учителей оставалось стабильным.
    • Однако продолжалось повышение их уровня квалификации
    • К 1978 г. почти 70% учителей имели высшее образование.

Мелкие реформы:

  • Брежнев провел некоторые мелкие реформы в 1970-х.
  • Постановление о школах от сентября 1970 г. требовало обновления учебников, чтобы они отражали самую свежую информацию в области естественных наук.
  • Основной закон о советском образовании 1973 года закрепил существующий подход к образованию в едином документе.
  • В 1970-е годы были предприняты более активные попытки увеличить участие крестьян в школьном обучении, чтобы обеспечить горячее школьное питание.
  • Бедным ученикам было предоставлено бесплатное питание.
  • Учебников изготовлено бесплатно.
  • Учебная программа при Брежневе практически не изменилась.

Университетское образование, 1953-85:

  • Университеты были настоящим успехом коммунистической системы образования.
  • В период с 1953 по 1980 год количество студентов высших учебных заведений выросло примерно с 1,5 миллиона до более чем 5 миллионов.
    • Около 19% населения.
  • Рост числа студентов произошел в 1958 году.
  • Учебный план расширен с учетом разнообразных потребностей советской легкой промышленности.
    • Новые курсы такие как электроника и радио, строительство, агрохимия и машиностроение.
  • Попытки служить различным сообществам, входившим в состав СССР.
  • Например, в 1954 году Хрущев начал строительство пяти новых университетов для студентов нерусского происхождения.
  • Продолжил Брежнев, основав в Казахстане 18 университетов.
  • Советские власти были обеспокоены влиянием высокого уровня образования, опасаясь, что углубленное изучение приведет к политическому несоответствию.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Искать:

Социализм и наследие Советского Союза – школа освобождения

Самым крупным событием, сформировавшим мировую политику в 20-м веке, была русская революция 1917 года, которая породила Советский Союз. Существование первого социалистического правительства стало поворотным моментом в мировых событиях самого бурного и динамичного века в истории. Разрушение СССР 74 года спустя в 1991 был доминирующим фактором, формирующим глобальную политику в течение почти 17 лет с тех пор.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали в 1848 году: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма». Каким бы навязчивым призрак коммунизма ни казался европейской буржуазии в середине 1800-х годов, он показался бы мягким по сравнению с неразбавленной истерией, направляемой всеми империалистическими державами и старыми правящими классами против реально существовавшего Советского Союза на протяжении всего 20-го века.

Победа русской революции превратила представление коммунизма из идеи или идеологии в живой, дышащий социальный и политический опыт. Это была попытка сознательно построить общество, основанное на интересах и потребностях рабочего класса.

Новое отождествление коммунизма с государственной властью было крайне позитивно для мирового коммунистического движения. Внутренние программы, коренная реорганизация конституционного права и революционная внешняя политика нового советского государства распространили привлекательность коммунизма почти во всех уголках земного шара. Миллионы людей были вовлечены в политическую жизнь и коммунистическое движение, когда идея рабочей власти обрела плоть и кости.

В колонизированном мире советское послание о самоопределении и свободе привлекло наиболее продвинутую молодежь непосредственно к только что основанным коммунистическим партиям. От Китая до Вьетнама и Южной Африки знамя советского коммунизма стало синонимом не только социализма, но и стремления к национальной независимости.

По мере того, как влияние коммунизма распространялось в течение 20-го века во все уголки мира, каждая капиталистическая держава задействовала вес своих средств массовой информации, политиков, университетов и особенно армий в глобальной борьбе против советского влияния.

Отождествление коммунизма с государственной властью позже распространилось на его политическую ассоциацию с правительствами Восточной Европы, Китая, Северной Кореи, Вьетнама и Кубы, а также с недавно созданными революционными правительствами в Африке, которые также пытались встать на социалистический путь. Коммунизм стал неразрывно связан с правительствами так называемого «социалистического блока». Как первая, самая крупная и мощная социалистическая держава, Советский Союз был определен как якорь этого глобального лагеря.

Политика, идеология и государственная власть

Смешение исторической идеологии и перспективы коммунизма с правительством или блоком правительств также создавало огромные неудобства, несмотря на материальные преимущества, которые давала обладание государственной властью. Каждая неудача, слабость, отступление, дефект и деформация, перенесенные Советским Союзом, также определялись как неотъемлемая отрицательная черта коммунизма.

То, что социалистические революции происходили в бедных странах, а не в богатых империалистических странах, дало машине капиталистической пропаганды готовые боеприпасы для аргументации против социализма. Антикоммунистическая литература могла указать на относительное благополучие империалистических стран и утверждать: «Социализм или коммунизм есть не что иное, как равенство бедности народа, в то время как «чиновники» и «бюрократы» пользуются привилегиями, основанными на их принадлежности к правящей коммунистической партии. ».

Та же самая антикоммунистическая пропаганда, которую с ложечки вскармливали народу Соединенных Штатов, затемнила и фальсифицировала все реальные социальные и экономические достижения Советского Союза, Китая или Кубы. Нигде не упоминалось, что каждый советский рабочий имел законное право на работу, бесплатное медицинское обслуживание и бесплатный уход за детьми. Арендная плата составляла небольшую часть дохода. Каждому работнику был гарантирован один месяц оплачиваемого отпуска.

Эти социальные права были очернены или скрыты на Западе. В каждом случае пропаганда подчеркивала, что капиталистические Соединенные Штаты богаты и состоятельны, а простые рабочие имеют доступ ко всем видам товаров и услуг, недоступных в Советском Союзе.

Когда в 1991 году был свергнут Советский Союз, капиталистическая пропаганда выдвинула на первый план одну тему: распад Советского Союза означал, что сам коммунизм теперь мертв. Мечта бедняков и трудящихся была побеждена навсегда. «Конец истории» — тема бестселлера 1992 года, написанного академиком Фрэнсисом Фукуямой. Суть этого аргумента заключалась в том, что капитализм и господство класса миллиардеров над обществом было естественным порядком вещей.

Нет антикоммунистического восстания

Советский Союз не был разрушен иностранной военной интервенцией. И не было оно сбито восстанием недовольных рабочих, как это случилось с Октябрьской революцией 1917 года. Фактически, за девять месяцев до его распада 77 процентов жителей Советского Союза проголосовали за сохранение страны на референдуме, проведенном в рамках мартовских выборов 1991 года.

Этот результат нисколько не заинтересовал прокапиталистических «демократов». В декабре 1991 года лидеры начали процесс, который привел к распаду СССР в течение следующего года.

Лидеры из верхушек Коммунистической партии Советского Союза возглавили наступление с целью уничтожить Коммунистическую партию и распустить Советский Союз. Это положило начало продаже и разграблению государственных заводов, недвижимости, нефтяных, газовых и горнодобывающих предприятий; и находящиеся в коллективной собственности сельскохозяйственные угодья и фермы.

Богатство общества — по крайней мере его значительная часть — было передано новому классу частных капиталистов, которые вскоре прославились своим богатством, упадком и воровством. Правовой социальный статус рабочего класса был понижен, а жизненный уровень почти всех рабочих резко упал.

Потеря рабочих мест на фабрике и доступа к медицинскому обслуживанию вкупе с сопутствующими социальными проблемами и деморализацией привели к катастрофическим последствиям. Например, в статье от 11 марта 1998 г. в Журнале Американской медицинской ассоциации сообщалось о снижении ожидаемой продолжительности жизни советских мужчин с 63,8 лет в 1990 г. до 57,7 лет в 1994 г. Население России фактически сократилось более чем на 500 000 человек в первые восемь месяцев 2000 г. — самое резкое падение в мирное время.

Все это время американская пропаганда провозглашала, что демократия и свобода наконец пришли в Россию.

Революция, не имеющая аналогов

Русская революция ознаменовала собой первый случай в истории человечества, когда рабочий класс, лишенный собственности, взял бразды правления в свои руки и удержал их. Все предыдущие революции в истории человечества передавали социальную и политическую власть от одного класса элитарных собственников другому.

Великая французская революция 1789-1793 годов, например, уничтожила власть монархии, феодалов, помещичьего дворянства и аристократии. Рабочий класс был авангардом этой революции. Но эта революция привела к власти французскую буржуазию. Феодальные механизмы эксплуатации, основанные на крепостном праве, были искоренены и уничтожены, но заменены новой системой эксплуатации, основанной на наемном труде или наемном рабстве.

Октябрьское восстание 1917 года совершенно отличалось от предыдущих революций. Социальные цели революции, возглавляемой рабочими и бедными фермерами или крестьянами, ясно выражались в их классовом содержании.

Прежние революции маскировали свой классовый характер широкими лозунгами свободы и равенства «для всех». Русская революция, напротив, прямо провозгласила, что устранение всякой эксплуатации трудящихся классов является ее главной целью на пути к построению общества без классов. Основываясь на марксистской концепции, согласно которой общество было разделено на антагонистические классы, движимые взаимными и непримиримыми различиями, явная цель революции состояла в том, чтобы добиться политического и социального превосходства рабочего класса над его бывшими эксплуататорами.

Банальный лозунг «свобода и справедливость для всех» считался маской, скрывающей истинную картину господства в обществе богатых и привилегированных владельцев частной собственности.

Рабочая конституция

Победа русской революции была основана на советах — рабочих советах, которые были основными боевыми организациями русских рабочих. После революции советы стали основными органами власти. Первая конституция, принятая съездом Советов 10 июля 19 г.18, излагал «основную цель» как «подавление всякой эксплуатации человека, уничтожение навсегда разделения общества на классы, беспощадное подавление всех эксплуататоров, осуществление социалистической организации общества и торжества социализма во всех странах»1

Ни одно из победоносных революционных буржуазных правительств прежних эпох, даже в самые революционные свои фазы, не подумало бы провозгласить в своих конституциях эту «основную цель».

«В качестве первого шага к полной передаче фабрик, заводов, мастерских, рудников, железных дорог и других средств производства и транспорта в собственность рабоче-крестьянской Советской республики и к обеспечению господства трудящихся масс над эксплуататорами съезд ратифицирует советский закон о рабочем контроле над промышленностью», — гласит еще одно ключевое положение конституции29.0003

Предвидя, что после революции сопротивление свергнутых эксплуататоров усилится и им будут помогать империалистические правительства мира, конституция провозгласила, что «для обеспечения господства трудящихся масс и для защиты от всякой возможности восстановления власти эксплуататоров конгресс объявляет вооружение трудящегося населения»3.

Этот пункт мог бы показаться написанным людьми с хрустальным шаром. Через несколько месяцев после 1918 Конституции была принята, страна погрузилась в кровавую гражданскую войну, в которой класс противостоял классу. Четырнадцать империалистических армий, включая Соединенные Штаты, вторглись в Россию между 1918 и 1920 годами. Погибло три миллиона человек.

И все же, ко всеобщему изумлению, новое рабочее государство выстояло под натиском.

Проблемы социалистического развития

Однако огромная часть политизированного и сознательно коммунистического рабочего класса России погибла добровольцами в борьбе за новый общественный строй. К концу гражданской войны города были опустошены голодом и болезнями. Заводы остались без сырья. Городской пролетариат начал возвращаться в деревню в поисках пропитания.

Экономика сократилась почти на 90 процентов по сравнению с довоенным уровнем 1914 года. Чтобы возобновить производство, Ленин и русские коммунисты отступили в 1921 году и допустили возвращение капитализма и капиталистов, но под «надзором» советского государства. Новая экономическая политика была представлена ​​как экстренный шаг в сторону от цели коммунистов — прогнуться, чтобы не сломаться. Хотя это стимулировало производство как в сельской местности, так и в городах, оно также привело к повторной поляризации социальных классов, особенно в сельской местности.

Только в 1928 году, когда экономика снова стала вставать на ноги, советское правительство возобновило движение к быстрой социализации на фабриках и в деревне.

Несмотря на эти трудности — и все это в условиях жестких экономических санкций и блокады со стороны империалистов — Советский Союз вырос во вторую по величине экономику в мире. Старая, отсталая Россия вошла в современный мир с социалистическими методами общественной собственности и централизованного планирования экономики. Она пошла от полуфеодализма в 1917 до положения, с которого он положил начало космической эре, выведя на орбиту первый космический корабль в 1957 году.

Советские люди были одними из самых образованных и культурных людей в мире. За десятилетия они сделали то, на что в капиталистической Европе ушли столетия.

Для наиболее слаборазвитых советских республик Средней Азии и Закавказья темпы экономического и социального развития были даже выше, чем у России, хотя они все же отставали. Политика Советского Союза по уделению приоритетного внимания экономическому и социальному развитию этих регионов была, по сути, крупнейшей программой позитивных действий в истории.

В 1940 году Гитлер попытался восстановить капитализм в Советском Союзе с помощью военной силы. Двадцать семь миллионов советских людей погибли, отражая и разгромляя фашизм и освобождая Восточную и Центральную Европу от ига нацистской оккупации. У Советов не было ни минуты передышки после той ужасной бойни, которая поглотила не только жизни, но и советские экономические достижения целого постреволюционного поколения.

Холодная война с Соединенными Штатами, начавшаяся еще до окончания Второй мировой войны, потребовала массового перенаправления средств из гражданской экономики в советские вооруженные силы. Несмотря на эти неудачи и непрерывную утечку ресурсов, советская экономика быстро росла социалистическими методами.

За отступлением Горбачева

Возможное падение Советского Союза не было вызвано экономической катастрофой. К концу 1970-х годов темпы роста экономики действительно замедлились. Революция в области высоких технологий, которая привела к тотальной реструктуризации индустриальных обществ в Западной Европе и Соединенных Штатах, на самом деле высветила структурную проблему, уникальную для советской экономической системы.

Повсеместный перенос новейших технологий компьютеров и электроники в промышленное производство в западных капиталистических державах привел к значительному сокращению рабочей силы. Миллионы промышленных рабочих в капиталистических обществах потеряли работу.

В Советском Союзе работа была правом, и правительство не имело законного права лишать рабочих работы. Тщательный процесс профессионального обучения и переселения всех рабочих, чьи рабочие места стали излишними, замедлили темпы внедрения новых технологий. Ни Маргарет Тэтчер, ни Рональд Рейган, ни промышленные магнаты не испытывали подобных запретов.

Эта структурная проблема наложилась на хроническую проблему, вызванную антикоммунистической экономической блокадой, препятствовавшей любой передаче в Советский Союз технологии, революционизировавшей средства производства в развитых капиталистических обществах.

Экономические реформы Горбачева, известные как «перестройка», были направлены на то, чтобы использовать рыночную конкуренцию как способ положить конец или радикально уменьшить обязательства советского правительства перед рабочим классом. Рыночные силы, а не закрепленные законные права рабочего класса, будут определять модели занятости.

Эта часть советской бюрократии в лице Горбачева определила социалистические отношения собственности и изоляцию Советского Союза от локомотива мировой экономики как главные препятствия, мешающие стране разделить плоды технологической революции, охватившей мир в последней четверти 20 века.

Горбачев и советские реформаторы были убеждены, что только положив конец холодной войне и ликвидировав централизованное экономическое планирование, империализм США примет вхождение Советского Союза в быстро ускоряющуюся модель глобальной экономики.

Вместо этого реформы привели в движение силы внутри и вне Коммунистической партии Советского Союза, которые были полностью буржуазными и проимпериалистическими по своей ориентации. Существовавшая ранее советская политическая система загнала их в подполье или в саму Коммунистическую партию.

Этот относительно узкий слой, боровшийся за делегитимацию и свержение Советской власти, не обещал рабочим, что они вот-вот разграбят их фабрики и богатства общества. Вместо этого они осуществили уничтожение существующего правительства, пообещав положить конец коррупции и бюрократическим злоупотреблениям и положить конец холодной войне, что, в свою очередь, позволило бы людям пользоваться плодами мировой экономики.

Русская революция 1917 года превратила частнокапиталистическую собственность в общественную. Это открывало возможность перехода к социализму, но едва ли решало вопрос. По свержению социалистического правительства видно, что классы и классовая борьба не исчезают, а принимают новые формы в посткапиталистический период.

Прокапиталистическая пропаганда изображает кульминацию 20 века как «конец коммунизма». Сторонники рабочего класса и те, кто жаждет подлинного равенства, будут помнить Советский Союз не как конец коммунизма, а как его первый грандиозный реальный эксперимент.