Национальность рюрик: Кем по национальности был Рюрик: что говорят историки

Читать книгу «Великий князь Рюрик. Да будет Русь!» онлайн полностью📖 — Михаила Савинова — MyBook.

Оформление суперобложки и переплета Юрия Щербакова

В коллаже на суперобложке и переплете использована фотография: Александр Секретарев / Фотобанк Лори / Legion-Media

В оформлении суперобложки и переплета использованы фотографии: EcoPrint / Shutterstock.com

Используется по лицензии от Shutterstock.com

© Савинов М., 2014

© ООО «Издательство «Яуза», 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Но оскорбленная Клио не замедлит с расправой – народ, лишенный памяти о прошлом, неизбежно покинет историческую арену.

Д.М. Буланин. Эпилог к истории русской интеллигенции

О князе Рюрике написано столько, что на прочтение может не хватить времени человеческой жизни. Фигура его притягательна. О ней спорят с энтузиазмом, вполне достойным лучшего применения. В данном случае мы имеем в виду не ученых-историков (дискутировать между собой с помощью научных аргументов – это часть их работы), а просто неравнодушных к собственной истории людей, для которых и написана наша книга.

Один из главных вопросов, занимающих умы, – национальность нашего первого князя. Был ли Рюрик шведом, датчанином, славянином, финном или балтом? Пока всем спорщикам – пища к размышлению: Рюрика, скорее всего, вообще не было на свете!

Хотите поговорить об этом? Тогда вперед!

* * *

…Без истории человек не жил никогда. Отвечая на ключевые вопросы: «Откуда мы?», «Кто мы?» – она давала возможность «привязки» к мирозданию.

Древнейшей формой истории был миф.

Деяния богов и героев, описанные в мифах, задавали ту модель, которой древний человек следовал во всех своих поступках и занятиях. Когда он, человек, садился пировать, он повторял пир богов. Он шел на войну и сражался так, как это делали боги в самых первых битвах мифологической Вселенной. Дом человека имел прототип среди обиталищ богов. Через миф человек узнавал о своем происхождении – от бога, героя или тотемного животного. Сознание общности происхождения давало возможность осознать свое место в мире, отличить своих от чужих.

Время мифов, время, в котором действовали боги и герои, – это священное время древнего человека. С одной стороны, оно очень отдалено от времени людей. С другой стороны, оно всегда было где-то рядом, всегда текло параллельно повседневному человеческому времени. И несколько раз в году, в определенные дни, человек мог проникнуть в священное время, мог оказаться в нем. Такими днями были календарные праздники.

Само время человека архаического общества было не линейным, как у нас сейчас, а циклическим: оно двигалось по кругу – как Солнце по небу, как смена времен года, как жизнь самого человека – от рождения к смерти. Боги древнего человека были конечны, они могли, например, убивать друг друга. Настанет время – и боги умрут, как умрет и вся Вселенная…

Мир смертен, но вечно возрождение, возвращение и обновление. Человек умрет, но родится новый. Вслед за зимой обязательно настанет весна. Даже когда погибнет вся Вселенная вместе с богами, она возродится снова, появятся новые боги, и заново начнет свою историю род людской.

По мере того как человеческое общество становилось более сложным, изменялось и представление об истории. В бесписьменном догосударственном обществе иная история, кроме мифа, эпоса и устных родовых преданий, была не нужна. В государстве, у которого есть публичная власть, налоги и аппарат принуждения, появилось понятие о линейном времени и другой истории, ориентированной на это время. Миф перестал быть единственной формой истории. Точнее, изменилась сущность термина: теперь миф мог быть сконструирован, доведен до сведения нужной аудитории через книги или другой текст, мог послужить средством решения тех или иных текущих политических задач. Например, его можно было использовать для обоснования войны.

При этом многие книжные мифы кое-что унаследовали от древнего священного знания. Именно эти черты, общие для мифологических сюжетов всего мира, позволяют сказать: да, перед нами не реальный факт, а миф, сделанный по законам мифа.

В нашей книге мы будем говорить именно о таких книжных мифах, легендарных исторических сюжетах, придуманных книжниками средневековой Руси.

Иные из этих мифов, появившись однажды, тихо исчезли потом со страниц летописей: они были не настолько важны для редакторов и читателей. Таково, например, предание об основании Москвы Вещим Олегом, известное по некоторым сборникам и хронографам XVII в. Но некоторым книжным легендам суждена была жизнь долгая, исчисляемая столетиями. Их любили, переписывали и перечитывали. И даже в том случае, если такой миф уже не приносил конкретных политических дивидендов, читать его было приятно.

Но ни один древний миф не породил такого резонанса в нашей истории, как легенда о Рюрике, первом князе Руси, основателе династии, на семьсот с лишним лет оказавшейся во главе русской государственности. Сейчас, спустя почти тысячу лет после рождения этой легенды, личность и деятельность варяжского князя неизменно становятся предметом жарких споров. Достаточно заглянуть в любую интернет-дискуссию по поводу рождения Руси или «норманнской теории» (а таких дискуссий много). Порой кажется, что оппоненты готовы убивать друг друга, и только виртуальность спора спасает от кровопролития.

И при этом миф не перестал быть мифом, легендарным сюжетом, изделием древнерусского писателя, который ради каких-то своих целей сочинил историю и внес ее в летопись между описаниями более реалистических событий.

Исторические мифы процветают, конечно, и в наше время, они сильны и многочисленны. Некоторые из них народная фантазия создала стихийно, некоторые имеют конкретного, известного по имени автора, но появились на свет не намеренно, например, в результате ошибки. А некоторые, как и в древности, были созданы совершенно сознательно.

* * *

…Казалось бы, чтобы создать эффективный, убедительный миф, его автор должен быть большим знатоком истории. В Древней Руси так и было: создатели легенды о Рюрике были прекрасно образованными, начитанными книжниками, знавшими не только родной язык, но и язык византийской Греции, они хорошо ориентировались в текстах Священного Писания, святоотеческой литературе, византийских хрониках.

В наше время творцами мифов большей частью оказываются не историки. Историки бывают иногда повинны в легендах, но самые ядреные мифы созданы все же не ими. Обыкновенно вымышленные сюжеты и реплики производят журналисты, писатели и художники. Кроме того, миф мифу рознь.

Ни в одном источнике нет указания на то, что Александр Невский сказал по какому-либо поводу: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Фразу эту вложили ему в уста создатели классического фильма. Да, перед нами несомненный миф. Но красивый, вдохновляющий миф, который воплощает прекрасную идею – идею справедливого отпора врагу.

Картина Репина «Запорожцы» – общепризнанный шедевр, но попало ли к турецкому султану письмо казаков – большой вопрос, ведь писалось это «письмо» не для султана, а для своих соотечественников и современников. У «письма», которое задорно пародирует пафосный султанский титул, несколько редакций, этот памфлет любили и украинцы, и русские, часто переписывали и перечитывали. Не было в то время врага опаснее турецкого султана. А когда враг смешон, он не так уж и страшен.

Миф? Скорее всего. Но опять же – вдохновляющий миф, который поднимал на борьбу и способствовал рождению ярких произведений искусства.

Бывают и небезобидные мифы. Мифы, сеющие раздоры между народами, отключающие у неподготовленного читателя способность думать, застилающие его глаза болью, гневом, обидой…

К сожалению, жертвами подобных мифов часто становятся именно те, кто хочет побольше узнать о родной истории.

* * *

Хорошо ли быть любителем истории? Ответ, как кажется, может быть только положительным. Интерес по отношению к любой науке, будь то химия или, например, астрономия, очень полезен для развития человека. Вообще любое серьезное увлечение (филателия, кулинария, охота и т. п.) способствует расширению кругозора, гибкости мышления. А чем больше знает и умеет человек, тем ему интереснее жить.

История – не исключение. Она учит думать, рассуждать, доказывать, учит быть наблюдательными, учит бережному отношению к любым памятникам минувших дней. Попробуйте, например, познакомиться поближе с прошлым вашего города или района, в котором вы живете, – и привычный мир вокруг вас расцветет. Улицы и дома, вроде бы давно и хорошо знакомые, расскажут вам множество удивительных человеческих историй, веселых, увлекательных, поучительных, печальных, страшных…

Но бывают любители и «любители». Вторые в случае с историей превратились в подлинное бедствие.

Дело в том, что в плане внешних атрибутов истории повезло меньше, чем естественным наукам. Сложного «птичьего языка» у истории нет – непрофессионал вполне может читать и понимать научные статьи и монографии по истории, если будет достаточно внимателен. Историк (за некоторыми исключениями) не работает в лабораториях со сложным оборудованием, не ставит экспериментов, он даже не всегда обращается к подлинным рукописным документам. И создается иллюзия, что историей может заниматься кто угодно – выдвигать версии, придумывать гипотезы, а на упреки профессионалов вставать в горделивую позу и апеллировать к свободе мнения.

Но эта свобода мнения давно превратилась в свободу бреда. Почитайте-ка, с каким упоением такие «любители истории» обсуждают в десятках интернет-сообществ прародину славян на Кольском полуострове, «новую хронологию», славянскую руническую магию, альтернативный взгляд на Великую Отечественную войну или, наконец, какой-нибудь очередной всемирный заговор темных сил…

Книг по истории в любом магазине – многие сотни. Но большинство их написаны отнюдь не историками. По вопросам, например, происхождения Древней Руси высказывается в печати и в Интернете кто угодно: журналисты, беллетристы, юмористы, электрики, инженеры, язычники (в них вселяются души беглых волхвов) и, наконец, откровенные сумасшедшие.

В среде авторов и читателей подобных памятников «свободы мнения» принято ругать историков. Ключевые детали «образа врага» таковы: историк украл у народа правду, сфальсифицировал историю в угоду правящей элите, или господствующей церкви, или еще кому-нибудь… Закоснелый мозг историка не может воспринимать новое знание (зачастую из головы выдуманное автором книги), которое не вписывается в концепцию «официальной истории». Кроме того, существуют особо злостные враги, которым за очернение нашей тысячелетней истории платит проклятая заграница.

Так вот, самая страшная тайна историков заключается в том, что никакой страшной тайны у них нет.

Есть проблема. Есть проблема, пока не решенная. Бывает и такая проблема, которая вообще не может быть решена при нынешнем состоянии источников. Например, этих источников попросту нет.

Однако любая из этих проблем лишена мистики. Источник может появиться – рассекретят архивный фонд, будет открыт новый памятник археологии. Может быть, появится новый метод изучения того, что есть, – тогда давно известный документ засияет новыми гранями и обнаружит новые глубины. Даже отсутствие источников может быть источником для внимательного взгляда!

А когда в заглавии «исторического труда» появляется «тайна» или «загадка», это уже к истории-науке отношения не имеет. Это из области беллетристики.

И кстати, никакой «официальной» и «неофициальной» истории нет и не может быть. Есть история и не-история. Наука со своим арсеналом методов и научной этикой и то, что наукой не является. И, конечно же, есть мифы, иные из которых сами стали явлением истории и достойны настоящего научного изучения.

Причина такого бедствия коренится, на наш взгляд, в том, что никто не пытается доступно рассказать широкому читателю, как именно делается историческое исследование. Откуда мы знаем, что и как было в древности? Как ученые изучают летописи и хроники? Как работают археолог и этнограф? Как можно отличить достоверный источник от поздней подделки? Про все это и хотелось бы рассказать в нашей книге.

* * *

…Все, что когда-то происходило на Земле, оставляет после себя следы. Человеческая цивилизация – не исключение.

И всякое наше историческое знание – подлинное знание – всегда строится на работе с реально дошедшим до нас предметом прошлого – с историческим источником, с тем самым оставшимся после минувших времен материальным следом.

Эти источники – источники нашей информации о прошлом – бесконечно разнообразны.

Основные группы источников, с которыми имеют дело исследователи-историки, занимающиеся историей Руси, таковы:

1. Письменные источники: то, что записано в интересное нам время на бумагу или любой другой материал, любые древние сочинения: саги, летописи, законы, записи мифов и легенд и т. п. Именно эти источники дают нам представление о ходе истории как таковом, обо всех происходивших в древности событиях и процессах.

2. Археологические источники – предметы, изготовленные в стародавние времена и сохраненные землей: древние постройки, могилы, клады, оружие, предметы быта и многое другое. Археология показывает предметный мир эпохи, позволяет увидеть повседневную жизнь людей прошлого, проверить и дополнить показания памятников письменности.

3. Изобразительные источники: живопись, скульптура и орнаментика того времени, про которое мы хотим получить информацию. Эти памятники показывают нам, как древние люди видели сами себя и окружавший их мир.

4. Этнографические источники – материалы, собранные этнографией – наукой о народах и их традиционной культуре. Этнография позволяет дополнить наше представление о повседневности и объяснить некоторые сообщения письменных источников, которые в свете данных этнографии приобретают совершенно иной смысл.

5. Лингвистические источники – факты истории древнего языка. Данные лингвистики дают возможность узнать много нового о взаимоотношениях древних народов между собой.

Все это вместе – письменные источники, археология, этнография и лингвистика – создает единый исторический контекст, массив источников, общее поле данных, некую цельную мозаику, отдельные кусочки которой неразрывно связаны друг с другом. Добросовестный исследователь должен рассматривать все эти кусочки именно в виде цельной картины, иначе достоверность и полнота его работы пропадут.

То ли князя в полон взяли, то ли князь Москву покорил Улпресса

Андрей Семенов
Завтра в Москве, на Боровицкой площади, рядом с Кремлем, должно состояться открытие памятника благоверному русскому князю Владимиру, принесшему на Русь христианство. Это по легенде. В реальности все было немного иначе.

Князь Владимир не был русским по национальности. Его отец, Святослав, был сыном князя Игоря, отцом которого, в свою очередь, был Рюрик, пришедший на славянские земли из варягов. А под ними значились и шведы, и норвежцы, и датчане. По смерти Рюрика его малолетнего сына Игоря опекал и одновременно грабил славян соратник Рюрика по разбойничьим набегам, тоже варяг – Олег. Он же подобрал Игорю жену, которой стала его соплеменница Ольга, известная в истории как княгиня, после убийства Игоря правившая подвластными ему городами, среди которых был и Киев.

То есть отец Владимира, Святослав, несмотря на первое, как отмечает Карамзин, славянское имя среди русских князей, был, условно говоря, на сто процентов шведом. Национальность матери Владимира, жившей при дворе княгини Ольги, неизвестна, хотя можно предположить, что туземку правительница вряд ли бы приблизила, и, следовательно, Владимир был, скорее всего, тоже на сто процентов шведом. Его отец, Святослав, погиб от руки печенегов, подговоренных греками, когда, заключив с греческим императором договор о дружбе, возвращался домой. Княжеский стол в Киеве занял сын Святослава – Ярополк. Владимир же бежал на родину предков в Скандинавию, откуда через два года вернулся с отрядом наемников, убил своего брата Ярополка и захватил власть, пожелав и невесту Ярополка, половецкую княжну Рогнеду.

Княжна ответила отказом, после чего он с отрядом пришел в ее княжество, убил отца княжны и братьев и взял невесту силой, по выражению летописцев. Или попросту изнасиловал и увез в Киев. Позже, меняя жен и наложниц, он решит убить и Рогнеду, но помешает их маленький сын. Тогда, оставив бывшую жену в живых, Владимир ссылает ее вместе с сыном в местность на территории современной Белоруссии. В общем, политикой князя руководили в немалой степени сладострастие, разврат и тщеславие. Все это вместе привело его, вероятно, и к мысли о византийской царевне Анне и желанию породниться с греческой империей. Но взять Анну просто так, миром, он считал зазорным и прибег к своему излюбленному приему – походу с отрядом головорезов на греков и ультиматуму.

Так рассказывают летописцы. Придя в греческий тогда Крым, он осадил Херсонес, или Корсунь, что то же самое, перекрыл идущие в город водоводы и стал морить жителей жаждой, отчего они вскоре сдались. Владимир послал в Константинополь к греческим императорам, которых на троне сидело в тот период двое – братья Василий и Константин, требование отдать их сестру Анну за него замуж, пригрозив в противном случае взять и Константинополь. Императоры выдвинули встречное предложение: отдадим, если он примет христианство. Он согласился, вернул Херсонес грекам в благодарность за невесту, крестился, венчался и отправился в Киев.

Летописцы излагали благостную версию событий, говоря, что Владимиром двигал промысел Божий, заставив его вначале задуматься о вреде идолопоклонства и введении в своей стране истинной религии, а уж потом и о женитьбе на христианке Анне. Светские же историки считают, что женитьба на константинопольской царевне была результатом происков хитрых греков, которые зарились на богатства Киевской Руси. Из-за дальности и холодного климата завоевать Киев они не надеялись, но могли попытаться привязать Владимира династическим браком и превратить Русь во что-то вроде греческой колонии. Для этого же потребовалась и христианизация Киева – по собственному опыту императоры знали, что «страх Божий» помогает держать подданных в узде.

Но при чем здесь Москва? Владимир не был не только русским по национальности (по сегодняшним временам – он гражданин Евросоюза), но не был и русским правителем. Потомки Рюрика считали себя покорителями славянских земель, обкладывали здешние народы данью, распоряжались городами как доставшимися в боях трофеями, дарили их вместе с жителями детям, женам, братьям, племянникам. И это оттуда пошло «обменять пару деревень на пару борзых». В покоренных землях они устанавливали полноценный оккупационный режим. Таким был и отмонументированный недавно в Орле Грозный, один из последних Рюриковичей. Таким был и Владимир.

И религию он принял не совсем ту, которую проповедуют сегодня иерархи РПЦ, лоббирующие установку памятников Крестителю. Можно, конечно, понять их унижение предстоящим уходом под украинскую юрисдикцию Киево-Печерской лавры, где лежат практически все русские святые, и желанием найти этому замену хотя бы в лице князя Владимира. Но, крестившись, он увез в Киев в качестве святыни подаренную греками главу папы Римского Климента I и часть мощей его ученика. Климент в конце I века был сослан римскими правителями в Херсонес, где в 96-м году был убит и почитается католиками как пострадавший за веру. Но сейчас-то для РПЦ нет врага лютее, чем папство, и как тогда быть с главой Климента, перед которой, видимо, склонялась голова князя Владимира?

Собственно Москву Владимир не знал и знать не мог, поскольку умер в 1015 году, а Москва появилась в 1147-м. Во времена Владимира на ее месте были дремучие леса и выли волки. И история с памятником напоминает похищение: вы у нас Лавру, а мы у вас – князя, как он когда-то Рогнеду. Впрочем, украинские власти могут трактовать казус с монументом Владимиру напротив Боровицких ворот и как собственную победу, ведь это их князь пришел на Москву и будет смотреть в окна Кремля. Напрасно, наверное, наше руководство игнорирует все-таки символический смысл того, что делает. Кто знает, чем все это в итоге обернется, особенно игры со святыми, каковым является киевский князь Владимир Святославович. Киевский, как ни крути.

RURIK Jutting, британский банкир, Guilty of Hongkong Murders

  • Опубликовано

Изображение изображений, Getty Images

. был признан виновным в убийстве двух индонезийских женщин в Гонконге по делу, охватившему весь город.

Присяжным потребовалось около четырех часов, чтобы признать бесстрастного Джаттинга, который отрицал убийство, но признал непредумышленное убийство, виновным по обоим пунктам.

Он был приговорен к пожизненному заключению за убийство Сумарти Нинсих и Сененг Муджиасих.

Их изуродованные тела были найдены в квартире Джаттинга в ноябре 2014 года.

Убийство в Гонконге карается пожизненным заключением.

  • Женщины, убитые Джаттингом и забытые дома
  • История Сумарти: Родилась в Индонезии, убита в Гонконге
  • «Самовлюбленный» и «садистский» убийца

Это видео нельзя воспроизвести

Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.

Заголовок в СМИ,

‘Рюрик Джаттинг — злой человек’

В заявлении, зачитанном его адвокатом, Джаттинг выразил раскаяние в убийствах и признал, что его действия были «ужасными».

«Каждый день меня преследуют воспоминания о моих действиях… и осознание острой боли, которую я причинил их близким, не в последнюю очередь маленькому сыну Нинси», — сказал он.

«Зло, которое я [сделал], не может быть исправлено мной ни словами, ни действиями. Тем не менее, чего бы это ни стоило, семье и друзьям Нинси, а также семье и друзьям Муджиаси, я сожалею, я сожалею без слов .»

Источник изображения, AFP

Подпись к изображению,

Сумарти Нингсих и Сененг Муджиасих были рабочими-мигрантами из Индонезии. действий, сказал, что не принял извинений, так как приговорил его к пожизненному заключению.

Г-н Стюарт-Мур сказал, что, по его мнению, Джаттинг представляет «огромную опасность… если он когда-нибудь снова выйдет на свободу за ворота тюрьмы».

«За каждое правонарушение я отбываю пожизненный срок… Ты отправишься в тюрьму на всю жизнь», — сказал он Джаттингу, которого из зала суда сопровождали трое офицеров.

Семья г-жи Муджиасих заявила, что они «опустошены» и надеются, что Джаттинга можно будет казнить «если это возможно», но мать г-жи Нингси Суратми приветствовала приговор.

«Я чувствую, что было принято правильное решение, он замучил моего ребенка», — сказала она Би-би-си. «Я потерял свою дочь, и я никогда не смогу снова увидеть ее, боль и агония от этого никогда не исчезнут. Он злой человек».0005

«Я хочу, чтобы он взял на себя ответственность за то, что сделал, и… материально поддержал ее сына и нашу семью.»

На месте происшествия: Робин Брант, BBC News, Высокий суд Гонконга

Кто-то в общественном месте похлопал в ладоши, а затем повторил, когда зачитывался вердикт присяжных.

Рюрик Юттинг, гораздо более подтянутая и опрятная версия арестованного два года назад обрюзгшего бородатого мужчины, сидел на скамье подсудимых без всякого выражения.

Он знает, что, вероятно, никогда не выйдет из тюрьмы. В суде находились представители семей двух его жертв. Это была только стоячая комната. Ни родителей, ни брата там не было. 31-летний мужчина слегка склонил голову, когда было зачитано написанное им заявление.

Мужчина, которого описывают как чрезвычайно самовлюбленного, сказал, что принял решение и ему «извините».

Это видео невозможно воспроизвести

Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.

Заголовок в СМИ,

Дело Джаттинга: «Нам повезло, что это были не мы»

Судья Майкл Стюарт-Мур согласился подать заявление, чтобы позволить Джаттингу отбывать наказание в Великобритании.

Джаттинг не признал себя виновным в убийстве, но признал себя виновным в непредумышленном убийстве на основании невменяемости из-за его нарциссического расстройства личности и сексуального садизма, а также его растущего злоупотребления наркотиками и алкоголем.

Адвокаты заявили, что его расстройства были вызваны сексуальным насилием в школе-интернате в Великобритании, а также травмой, полученной в результате попытки самоубийства его отца, когда Джаттингу было 16 лет. тот факт, что он снимал пытки г-жи Нинси на свой телефон.

Он также снимал себя, обсуждая убийства и свои сексуальные фантазии. Видео были показаны присяжным из четырех женщин и пяти мужчин во время суда.

Посольство Великобритании в Янгоне – GOV.UK

Посольство Великобритании в Мьянме (Бирма) поддерживает и развивает отношения между Великобританией и Мьянмой.

Мы работаем над достижением международных стандартов в области прав человека (и устранением нарушений), поддерживаем процессы, направленные на достижение справедливого мира и сокращение бедности. Мы также предоставляем консульскую поддержку британским гражданам и британскую визовую службу.

Узнайте больше на нашей странице новостей Великобритании и Мьянмы. Мы предоставляем услуги гражданам Великобритании, проживающим и посещающим Мьянму. Вы можете получить доступ к государственным услугам Великобритании, находясь в Мьянме.

Срочная помощь

Если вы путешествуете по Мьянме, ознакомьтесь с нашими советами по поездкам в Мьянму о коронавирусе (COVID-19).

Если вы находитесь в Мьянме и вам нужна срочная помощь (например, вы подверглись нападению, арестованы или кто-то умер), позвоните по телефону +95 (01) 370863. Если у вас возникли технические трудности, позвоните по телефону +44 20 7136 6857 , Если вы находитесь в Великобритании и беспокоитесь о гражданине Великобритании в Мьянме, позвоните по телефону +44 20 7136 6857.

Получите экстренный проездной документ

Вы можете подать заявление на экстренный проездной документ, если вы находитесь за границей и ваш паспорт был утерян или украден, поврежден или просрочен, и вы не можете получить новый или новый паспорт вовремя для поездки.

Подать онлайн-заявку на экстренный проездной документ

Если лицу, которому требуется экстренный проездной документ, не исполнилось 16 лет, родитель или опекун должен подать заявление от его имени.

Если вы путешествуете более чем через 3 недели, проверьте, можете ли вы получить новый или новый паспорт вовремя для поездки.

Если вы не являетесь гражданином Великобритании или у вас не было британского паспорта до

Если вы не уверены, проверьте, являетесь ли вы гражданином Великобритании

Если вы не являетесь гражданином Великобритании, но считаете, что имеете право , свяжитесь с нами, чтобы подать заявку на экстренный проездной документ.

Прочие консульские услуги

Нотариальные и документарные услуги

Мы можем предложить нотариальные услуги, включая принятие присяги, заверения или аффидевита; засвидетельствовать подпись или сделать заверенную копию документа. Ознакомьтесь с полным перечнем нотариальных и документарных услуг, которые мы предоставляем.

Консульские сборы

Мы взимаем плату за некоторые из наших услуг. Полный список консульских сборов в Мьянме см.

Работа в области развития в Мьянме

Наша цель — помочь Мьянме продолжить путь к лучше управляемому, более справедливому и более мирному обществу.