Начало правления ивана 4 краткое содержание: Начало правления Ивана IV

Начало правления Ивана IV

Урок 7. История России 7 класс ФГОС


Урок знакомит с событиями, предшествующими началу правления Ивана Грозного: реформами Елены Глинской, её внешней политикой, периодом боярского правления. Даётся характеристика личности Ивана IV. В уроке рассказывается о коронации Ивана IV и том, что за этим последовало.


Конспект урока «Начало правления Ивана IV»

Иван
Грозный обладал легендарным собранием книг и документов, которое известно под
название Либерея. Изначально эта библиотека
принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих
поколений. После падения Константинополя Либерею
перевезли в Москву. Библиотека включала в себя около восьмисот томов, над
переводом которых работали известные учёные. В хрониках сообщается, что Либерея была спрятана в подземелье и лишь немногие знали
секрет её местонахождения. Исчезновение библиотеки относят к концу XVI века. С тех пор учёные предприняли
множество безрезультатных попыток её найти.

В
ходе урока вы узнаете о периоде правления Елены Глинской, венчании на царство
Ивана IV,
Московском восстании 1547 года.

В
1533 году умер Василий III.
Он завещал попечение о своём малолетнем сыне Иване опекунскому совету, в
который входили семь влиятельных бояр. Задачей опекунского совета было
приобщение молодого правителя к государственным делам. В 15 лет Иван должен был
начать самостоятельное правление.

Спустя
несколько дней после смерти Василия III на престол взошёл Иван IV. Ситуация осложнялась тем, что права
на трон мог предъявить Юрий Дмитровский, младший брат Василия. До рождения
Ивана он был наследником престола. Чтобы не допустить беспорядков в стране
Елена Глинская, мать Ивана, приказала посадить Юрия в темницу. Там спустя три
года князь умер от голода.

Между
боярами-опекунами началась борьба за власть, получить которую хотели Шуйские,
Бельские и Глинские.

Елене
Глинской не нравилась боярская опека над сыном, поэтому она взяла управление в
свои руки, отстранив совет от государственных дел.

Андрей
Старицкий, брат Василия III,
который также претендовал на трон, предпринял попытку захвата власти. Однако
Елене удалось расправиться с ним и посадить в тюрьму.

Русским
государством Елена Глинская правила с 1533 по 1538 год. За это время она
провела ряд реформ, которые укрепили единство страны. Самой важной стала
денежная реформа. В ходе неё московский рубль стал единой денежной единицей государства.
Благодаря этому было упрочено развитие внутренней торговли, а также
активизировалась внешняя торговля.

Была
построена Китайгородская стена для защиты посада Москвы от набегов крымских
татар.

Великий
князь литовский и король польский Сигизмунд I видел, что Русское государство
ослаблено внутренними проблемами. Поэтому в 1534 году он начал войну. Были
разорены брянские и черниговские земли. В 1535 году литовцы захватили Гомель и
Стародуб.

Русское
войско смогло продвинуться на литовские земли. На пограничной территории были
построены крепости Себеж и Заволочье.

Расчёт
Сигизмунда на слабость Москвы не оправдался. Война затягивалась, к чему
польский король не был готов. Поэтому в 1537 году обе стороны заключили
перемирие. Согласно его условиям, Гомель отошёл к Литве, а Россия сохранила за
собой Себеж и Заволочье.

В
1538 году неожиданно умерла Елена Глинская. Ходили слухи, что её отравили
бояре. С этого момента началась ожесточённая борьба за власть между боярскими
кланами. Обычным делом стали убийства и отравления, насильственное пострижение
в монахи.

Период
боярского правления продолжался с 1538 по 1547 год. Пока бояре спорили между
собой маленький наследник престола был предоставлен самому себе. Именно тогда в
нем проявились такие черты, как подозрительность и жестокость. Никто не спешил
объяснить Ивану, как устроено Российское государство.

Иван
IV был
одарённым ребёнком. Он очень любил читать. Наибольший интерес у Ивана вызывали
жизнеописания правителей прошлых лет, а также рассказы о божественном
происхождении царской власти.

Иван
IV
собрал самую большую в Европе библиотеку, в которой хранились античные и
византийские произведения.

В
детстве Иван не получал систематического образования. Однако, несмотря на это,
его знания были очень обширными. Также Иван IV занимался написанием собственных
литературных произведений.

Согласно
источникам, Иван был прекрасным оратором. Во время произнесения речей он часто
ссылался на древних авторов и приводил примеры из античной истории.

Русский
государь также сочинял церковную музыку и играл в шахматы. Он создал в
Александровской слободе подобие консерватории, в которой работали лучшие
русские музыканты.

В
16 лет Иван IV
изъявил
желание венчаться на царство. Об этом он известил митрополита Макария, который поддержал желание государя. Венчание могло
способствовать укреплению верховной власти в государстве. Раньше царями на Руси
называли ханов Орды и византийских императоров. Поэтому первый русский царь мог
претендовать на все неограниченные права, которыми обладали те правители.

16
января 1547 года состоялось торжественное венчание на царство Ивана IV. Происходило оно в Успенском соборе.
Митрополит лично возложил на голову Ивана шапку Мономаха. Этим действием
подчёркивалось особое положение церкви в Русском государстве.

Иван
IV
был первым «боговенчанным царём» в России. А сам
титул поднял авторитет государства на международной арене.

Борьба,
которая велась между боярскими кланами, влекла за собой злоупотребления,
беззакония и взяточничество. Значительно ухудшилось положение населения
Русского государства. Многие были недовольны возвышением рода Глинских.

Летом
1547 года в Москве начался сильный пожар. Многие горожане остались без своего
имущества и крыши над головой. Это ещё больше усилило недовольство людей
Глинскими.

26
июня горожане ворвались в Кремль. Они требовали выдать ими членов правящего
рода. Попытки бояр успокоить людей не увенчались успехом.

Москвичи
до смерти забили камнями Юрия Глинского. Они грабили дворы бояр, убивали слуг.
Иван IV
со
своей семьёй скрылся в селе Воробьёве. Толпа, узнав об этом, двинулась в
Воробьёво. Остановить их удалось только заявлением, что Глинских там нет.

Позже
восстания начались и в других городах. Это убедило царя в необходимости реформ,
направленных на укрепление центральной власти.

Давайте
подведём итоги.

После
смерти Василия III
малолетний
Иван остался на попечении боярского совета.

С
1533 по 1538 год Российским государством правила Елена Глинская.

Елена
Глинская провела денежную реформу.

В
1534 году началась Русско-литовская война.

С
1538 по 1547 год продолжался период боярского правления.

В
1547 году Иван IV
венчался
на царство.

Предыдущий урок 6
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века

Следующий урок 8
Реформы Избранной рады



Получите полный комплект видеоуроков, тестов и презентаций
История России 7 класс ФГОС

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады.

Тема урока: Начало правления
Ивана IV. Реформы Избранной Рады.

 

Тип урока: изучение
нового.

Цели урока: 

1. Дать представление о реформах,
проведенных Иваном IV.

2. Развивать зрительную и слуховую память
посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра
использования.

 Задачи:                                                                                                                                                            
1.  определить причинно-следственные связи условий усиления центральной
власти во времена Ивана Грозного;

2.  проанализировать реформы 1550-х
годов и  выяснить их последствия;

3.  дать свою оценку значимости
реформ для России XVI века.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: умение
самостоятельно планировать решение учебной задачи;

познавательные УУД: готовность
и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

коммуникативные УУД: умение
продуктивно взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

·        
суть и характер реформ Ивана IV

·        
органы управления государством
во второй половине XV в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

·        
централизованное государство

·        
Земский собор

·        
Избранная Рада

·        
стрелецкое войско

·        
Судебник

Учащиеся должны уметь:

·        
умения передавать содержание
текста в сжатом виде

·        
проводить
информационно-смысловый анализ текста

·        
формулировать выводы

Используемые технологии: проблемное обучение, мозговой штурм,
технология  развития критического мышления.

Основные понятия, термины, даты:

1533-1584
гг. — правление Ивана IV, 1538 г.- смерть Елены Глинской,

1547
г — венчание Ивана IV на царство, восстание в Москве

1549
г.-Земский Собор, 1550 г. — принятие Судебника, 1551 г.- церковный собор

Персоналии:
Елена Глинская, Иван IV, митрополит Макарий, А. Ф.Адашев, священник
Сильвестр, М.И.Воротынский, А.М.Курбский, И.В.Шереметев, И.М.Висковатый.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная
беседа, работа с книгой, работа в парах, в группах, применение предыдущих знаний в новой ситуации.                                                        
Оборудование:

— учебник, исторические источники, ПК,
проектор, презентация,  учебник «История России», 7 класс,

— Фрагменты фильма «Иван Грозный»

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.   Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята!
Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение. – Как это
сделать? — очень просто, улыбнуться!  — Садитесь.

На прошлом уроке мы
закончили изучать деятельность Ивана III. Прежде чем приступить к изучению
нового материала, давайте повторим пройденную тему.

II.  Повторение пройденного
материала, актуализация знаний.

А) Фронтальный опрос:

1.  Давайте вспомним, как управлялось
государство в 15 веке?

2.  Как назывался правитель в конце
15 века? (Великий князь Всея Руси)

3.  Как назывались
общегосударственные ведомства? (Дворец и казна)

4. Как назывались люди, правившие
отдельными уездами страны? (наместники)

На доске постепенно появляется схема
органов управления в 15 веке.

Б) Работа с исторической
картой. 

 1. Покажите на карте два крупных города,
присоединенные к Московскому княжеству при Иване 3. (Новгород, Тверь)

2. Покажите земли, присоединенные к
Московскому государству к концу правления Василия 3.

— Впервые вы с этим человеком, царем
познакомились в 6 классе, и что-то у вас осталось в памяти, и я надеюсь, у вас
сформируется целостное представление, и расширятся знания об этом царе.

Чтобы узнать имя исторической личности,
период правления которой мы начнем изучать сегодня, я прочитаю цитату
Ключевского. Вы в свою очередь ответите на вопрос: какой должен быть характер у
человека, о котором так говорят? И назовете имя царя, а, следовательно, и тему
урока.

Цитата:

Когда начал он
подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой
высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и, собрав вокруг
себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и
грабить простой люд. (Ответы учащихся).

Итак, тема урока…

3.      Изучение
нового материала.

        Сегодня
мы познакомимся еще с одной исторической личностью начнем
разговор об Иване IV, получившем прозвище Грозный.

         Нам
предстоит познакомиться с первым периодом его правления и дать ему оценку. Этот
период связан с проведением реформ, серьезно изменивших структуру
государственной власти.

— Открываем тетради, записываем число и
тему урока.

1. —
Итак, начнем с детства Ивана.

Доклад учащегося об
Иване

Сформулируем
вывод: 
События, которые пережил Иван в детстве, повлияли на его характер.
Благодаря той обстановке, в который он вырос, он стал пугливым и скрытным,
трусливым и недоверчивым, жестоким.

         2. Переходим
ко второму вопросу плана «Борьба за власть»

— Неожиданная смерть
великого князья Василия III в 1533 году повлекла за собой борьбу за власть
между различными группировками: Бельских, Шуйских, Глинских. Прочитайте в
учебнике текст на стр.168 и охарактеризуйте последствия борьбы за власть
различных группировок в 30-40-е гг.

        Сформулируем
вывод: 
Итоги боярского правления печальны. К середины 40-х гг. XVIв.
Слабость центральной власти достигла опасной черты. Насущными стали задачи
достижения стабильности, объединения господствующего сословия, упрочения
правопорядка, восстановления силы и авторитета великокняжеской власти.
Требовались решительные политические шаги, серьезные преобразования.

        3. Следующий
вопрос по плану урока «Венчание на царство».

        —
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось
торжественное венчание великого князья Ивана IV на царство. Теперь я предлагаю
посмотреть видеофрагмент фильма «Иван Грозный» Что такое венчание на царство?
     

Венчание на царство 
церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III,) А в
современное время это Инаугура́ция — церемония вступления в
должность означает «посвящаю» Показ фрагмента.

Царский титул позволял
занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.

Но выступления в Москве
весной — летом 1547 года подчеркнули необходимость преобразований.

4. Около
1549 г. царь Иван IV  приблизил к себе новых советников, вошедших в
историю под  называнием Избранная рада — это особо
приближенные советники Ивана Грозного в первый период правления.

сообщения о
реформах Избранной рады. 

Была ли страна
подготовлена к проведению масштабных реформ?

— Какие ассоциации
связаны у вас с понятием «реформы»?                                                      Прием
«Понятийное колесо» (в центре доски написано слово «Реформа» —
преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны общественной
 жизни

5)
Проведение мини — исследовательской работы.

        Но,
не смотря на это, у Ивана была успешная внутренняя политика, а именно те
реформы, которые он провел со своим кружком – Избранной Радой.

        Какие
это были реформы, каковы их последствия? Чтобы это узнать вы будете работать в
паре. Задание: используя текст учебника стр.170-171  и раздаточный
материал, перечислите реформы Избранной рады. Какие они имели последствия для
развития Руси?

Работа
в тетради:  Реформы  Избранной рады  (………) впишите временные
рамки.

В
состав Избранной рады  входили ………..

Общая
цель реформ —  

Название реформы

Годы

Основные мероприятия
и значение

Судебная

1550 –  

Судебник

-увеличение платы за пожилое,

-наказание за взятки,

-тягло для всего населения, большая соха

Центрального
и местного управления

-расширение состава Боярской думы

-Введение Земских соборов

-Создание приказной системы

-Упразднение института кормлений

-Продолжение
осуществления губной реформы

Военная
реформа

— 1550 г.

1555 – 1556-

1550 г.

— создание  стрелецкого (регулярного)  войска,

— попытка формирования «избранной тысячи», Уложение о службе

– ограничение местничества в военное время

Финансовая

введение новой единицы налогообложения большой сохи

-введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и
весов

Церковная

1551 г

 – принятие Стоглава. Он оформил пантеона(список) всех
русских святых; регламентировал  церковную жизнь – службы, обряды

2) введение единой системы налогов, проведение описи церковных
земель

3) усиление контроля
со стороны государства

        

 Обмен
информацией. Организуется защита мини-проектов группами, одновременно учащиеся
заполняют таблицу.

        Давайте,
сформулируем вывод:
  Реформы 50-х гг. XVI в.
способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилению
власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления,
укрепили военную мощь страны. Это явилось закономерным процессом, связанным
с внутри- и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед Российским
государством в XVI в.

4.
 Подведение итогов.

А)
Что вы сегодня узнали нового на уроке?

Б)
каким вы увидели Ивана Грозного? Каким он был человеком?

В)
нужно ли изучать жизнь царей или достаточно изучить его политику?

Г)
смогли ли вы выделить положительные стороны Ивана?

Д)
проблемный вопрос: Дайте оценку значимости реформ Ивана Грозного для России XVI
века

Решили
ли мы свою задачу?

Если
у учащихся остались вопросы, то ответы на них вы найдете на следующих уроках,
посвященных Ивану Грозному.

 5.     
Закрепление материала (тест).

1.
Избранная рада – это:

А)
созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших
реформ

Б)
сословно-представительный орган власти

В)
орган местной власти

Г)
орган для подготовки конституции в России

 2.
В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:

А)
Б.Ф. Годунов   Б) М.И. Воротынский   В) А.Ф. Адашев

3
. Судебник 1550 г. крестьянам:

А) разрешил уходить от феодалов в любое
время года, увеличив лишь плату за «пожилое»;

Б) отменил право Юрьева дня и таким
образом их окончательно закрепостил;

В) подтвердил право Юрьева дня, но лишь
после уплаты «пожилого»;

Г) оставил без изменения
форму, закрепленную в Судебнике 1497 г.

 4.
В каком году был принят «Стоглав»:

А)
1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556

5. Новый
Судебник наделял Боярскую думу правом:

а)
утверждения налогов, о которых просил царь

б)
высшего законодательного органа при царе

в)
вершить высший суд в стране

г)
определять внешнюю политику

6.
 В результате изменений в системе местного управления: (Укажите несколько
вариантов ответов)

а)
окончательно сложилась система приказов

б)
отменено кормление

в)
изменен порядок замещения высших должностных лиц

г)
территория страны стала делиться на уезды

7.
Одним из итогов военной реформы стало появление:

а)
ополченцев          б) стрельцов                  
в) драгун    г) гвардейцев

 6.     
Домашнее задание.

        Подберите
цитаты историков, литераторов об Иване, выразите свое мнение, Параграф 20
читать.

 7.
Рефлексия.
 «Букет настроения». В начале урока я вам
 раздала бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза.
«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, то прикрепите к
вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

 

Раздаточный
материал:

        Иван
IV Васильевич Грозный
 (25 августа 1530, село
Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва), великий князь московский (с
1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и
Елены Васильевны Глинской.

 Первые
реформы

        Активное
участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной
рады (1549), ведущую роль в которой играл А. Ф. Адашев. Это правительство стремилось
к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства.

        В
этих целях в 1549-1560 был проведен ряд реформ. Укреплению централизации
управления государством способствовали Земская и Губная реформы, формирование
важнейших приказов. В армии было ограничено местничество и созданы основы
стрелецкого войска. В 1555-1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о
службе. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор, принявший
сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1550 был принят
общегосударственный правовой кодекс — новый Судебник. Земская реформа Ивана IV,
заменила наместничье управление в городах, местным выборным самоуправлением.
Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства.
Губная реформа, реформа местного управления в Русском государстве в 1530-1550-х
гг. По губной реформе дела о заведомо известных «лихих людях» (разбойниках и
ворах) были изъяты из суда наместников и переданы «выборным головам» (губным
старостам) из местных дворян или детей боярских.

Раздаточный
материал:

        Иван
IV Васильевич Грозный
 (25 августа 1530, село
Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва), великий князь московский (с
1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и
Елены Васильевны Глинской.

 Первые
реформы

        Активное
участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной
рады (1549), ведущую роль в которой играл А. Ф. Адашев. Это правительство
стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации
государства.

        В
этих целях в 1549-1560 был проведен ряд реформ. Укреплению централизации
управления государством способствовали Земская и Губная реформы, формирование
важнейших приказов. В армии было ограничено местничество и созданы основы
стрелецкого войска. В 1555-1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о
службе. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор, принявший
сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1550 был принят
общегосударственный правовой кодекс — новый Судебник. Земская реформа Ивана IV,
заменила наместничье управление в городах, местным выборным самоуправлением.
Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства.
Губная реформа, реформа местного управления в Русском государстве в 1530-1550-х
гг. По губной реформе дела о заведомо известных «лихих людях» (разбойниках и
ворах) были изъяты из суда наместников и переданы «выборным головам» (губным
старостам) из местных дворян или детей боярских.

Проверочный
тест по теме «Ивана IV»

 1.
Найдите лишнее.

Из
перечисленных реформ Елены Глинской были проведены следующие:

А)
изъятие уголовных дел из ведения наместников

Б)
денежная реформа        В) создание полков нового строя

 2.
Регентство Елены Глинской начинается с:

А)
1530 г. Б) 1533 г. В) 1538 г.

 3.
Регентство Елены Глинской заканчивается в:

А)
1530 Б) 1533 В) 1538 Г) 1547

 4.
Избранная рада – это:

А)
созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших
реформ

Б)
сословно-представительный орган власти

В)
орган местной власти

Г)
орган для подготовки конституции в России

 5.
В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:

А)
Б.Ф. Годунов   Б) М.И. Воротынский   В) А.Ф. Адашев

 6.
В каком году был принят «Стоглав»:

А)
1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556

 7.
Продолжите логический ряд.

Посольский
приказ, Разбойный приказ,____________________________________________

8.
Найдите лишнее:

«Уложение
о службе» определяло порядок прохождения службы:

А)
купечества   Б) землевладельцев   В) духовенств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока истории.

        Урок
проходил в 7 классе, в классе 33 учащихся, на уроке присутствовали все.

        Тема
урока:
 «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады»

Данный
урок является первым по теме «Россия в XVI веке»

Тип
урока:
 изучение нового материала. Урок дан в классе, учащиеся
которого имеют средние учебные возожности.

Цели
урока:

1.Дать
представление о реформах, проведенных Иваном IV.

2.
Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и
презентаций, путем их просмотра и использования.

3.
Способствовать формированию убеждения учащихся, воспитанию их соотсветствии с
идеалами гуманизма и патриотизма.

        Цели
и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом
возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения
новых знаний.

        На
уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности:

        Эмоциональное
вступительное слово учителя, мультимедийная демонстрация (испрользование
видеофрагмента), анализ, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа с
карточками разного уровня, работа с текстом, фронтальная беседа, работа с
исторической картой, проведена словарная работа а также здоровьесберегающая
технология (упражнения для глаз).

        Принципы,
соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся:
 сотрудничество,
соучастие, наглядность, доступность.

        На
уроке был представлен наглядный материал по теме.

        Структура
урока отвечает дидактическим целям и задачам урока. Построена с использованием
элементов развивающего обучения: введение в тему, целеполагание и мотивация,
актуализация знаний, получение новой информации, систематизация и обобщение
ЗУН, домашнее задание, рефлексия.

        На
уроке формировались следующие копетентности: коммуникативная, иформационная.

Урок
поставлен из 6 этапов, логически связанных между собой:

  1. Организационного.
  2. Целеполагание
    и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному
    усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.
  3. Повторение
    пройденного материала.
  4. Усвоение
    новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие
    нового материала, выделение наиболее существенных признаокв, запись в
    тетради, просмотр фрагмента из к\ф «Иван Грозный», прослушивание сообщений
    учащихся, обощение.
  5. Информирование
    о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока. Домашнее задание
    ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при
    поиске информации из различных источников.
  6. Рефлексия.
    Данном этапе проведено продуктивное самооценивание собственной
    деятельности учащимися.

Использованная
структура урока, методы и приемы способствовали достижению целей и задач урока.

Хорошая
психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности
учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы,
сотрудничества с учениками.

Поставленные
цели и задачи достигнуты.

 

Иван Грозный – Часть 1 (1944) – The Movie Crash Course

фильм, Обзор Movie Crash Course, фильмы будет краткий обзор — отчасти потому, что я пытаюсь наверстать упущенное после того, как мой компьютер сломался неделю назад, но главным образом потому, что мне просто нечего сказать о первом из двух -часть эпопеи Сергея Эйзенштейна о жизни средневекового царя. Даже Роджер Эберт сжульничал и осветил обе части в одном обзоре, во время которого даже он сказал, что не врубился. И если Роджеру Эберту нечего сказать о чем-то, мне не на что надеяться.

Интересно, что эта «Часть 1» похожа на фильм Абеля Ганса «Наполеон », поскольку в нем рассказывается о ранних годах известного и всеми любимого национального лидера. Иван IV из России, также известный как Иван Грозный, пользовался в России лучшей репутацией, чем можно было бы предположить из этого имени — на самом деле «Грозный» — это немного неправильный перевод, а в оригинальном русском языке он больше похож на «Иван Грозный». или «Иван Сильный». Или «Иван-который-запугивает-своих-врагов-поэтому-это-хорошо-он-на-нашей-стороне», вроде того. До царствования Ивана Россия представляла собой набор едва контролируемых городов-государств и княжеств; Иван первым объявил себя объединяющим вождем всех этих враждующих царств в единую империю.

Итак, наш фильм начинается здесь, с коронации Ивана, на глазах у его многочисленных поклонников и соперников. Собственная тетка Ивана начинает вынашивать заговор, чтобы свалить Ивана и посадить на трон своего безвольного сына Владимира; один из приятелей Ивана, Андрей Курбский, тем временем завидует тому, что Иван обручен с княжной Анастасией, так как сам Курбский питает к ней страсти. Но Анастасия смотрит только на Ивана, как и многие простые люди России, которым надоело, что их дергают туда-сюда воюющие князья. По мере того как коронация затягивается, мы видим и слышим, как все стороны сплетничают между собой; а потом идем на свадьбу Ивана с Анастасией со всей пышностью и обстоятельностью при этом, и там тоже те же группы сплетничают между собой.

Фильм затрагивает несколько событий ранних лет Ивана; его коронация, его свадьба, захват мятежного тюркского города Казани, чудесное исцеление от болезни, ложное отречение от престола. И та же дворцовая интрига все время разыгрывается на заднем плане; простой крестьянин, проявивший доблесть во время битвы под Казанью, становится одним из советников Ивана, тетка Ивана все отводит Курбского в сторону, чтобы убедить его предать Ивана, Анастасия все встает на защиту Ивана и т. д. и т. д. Эйзенштейн как никогда больше заинтересован в создании киномонтажа, чем в создании повествования, поэтому есть много кадров, которые выглядит красиво и имеет большой символический вес, но в конечном итоге делает просмотр фильмов скучным. Даже битва под Казанью проходит довольно быстро, много речей и бахвальства, а потом ивановцы взрывают главную оборонительную стену Казани, и все.

Я признаю, что некоторые из этих снимков были великолепны. Снимок выше особенно привлек мое внимание; это ближе к концу, когда парад крестьян приходит просить Ивана вернуться из добровольного изгнания. Изображение, по общему признанию, довольно на первый взгляд изображает кого-то как Отца Нации, но даже я должен был признать, что оно красиво оформлено.

Первоначально Эйзенштейн задумал « Иван Грозный» как эпопею из трех частей, и эта первая часть получила сердечную поддержку тогдашнего советского лидера Иосифа Сталина, который, по-видимому, боготворил Ивана IV. Однако Сталину вторая часть явно не понравилась, и он заблокировал ее более широкий выпуск; Эйзенштейн умер, не успев закончить съемки третьей части, а вторая часть так и не была распространена до смерти Сталина. И… Я собираюсь посмотреть его прямо сейчас и посмотреть, смогу ли я понять, почему.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Просмотреть все сообщения от KWadsworth

Иван Грозный. Жизнь царя — 1476 слов

Давным-давно в Москве родился ребенок. Он и не подозревал, что очень скоро ему предстоит взять на себя огромную ответственность. Ему суждено было стать царем, но никто не предполагал, что это случится с ним в столь нежном возрасте. Мальчик действительно преуспел в наращивании своей силы, но его подавляющее детство, возможно, повлияло на его жесткое поведение в будущем. Жестокие действия, происходившие во время его правления, несомненно, стали причиной его уклонения.

Когда люди думают об Иване IV, они думают о сумасшедшем, который никого не щадил. Было трудно остановить его ужасные приступы жестокости и паранойи. Именно тогда Иван IV получил имя «Иван Грозный» из-за своего базарного поведения. Он был одним из самых безжалостных тиранов в истории. Тем не менее, для многих людей в России он является национальным героем, даже несмотря на то, что он человек противоречий. Одним из примеров этого является то, что он считал, что был избран, чтобы спасти души своего народа, но он был тем, кто жестоко убил тысячи людей.

Ивану, родившемуся в 1530 году, было всего три года, когда он унаследовал русский престол после смерти отца. В 1538 году, когда Ивану было семь лет, его мать была отравлена ​​придворными боярами. Из-за этого Иван и его брат Юрий были оставлены на попечение бояр. В возрасте 17 лет Иван был коронован первым русским царем. Три недели спустя он должен был выбрать себе невесту; Анастасия Романова дочь мелкого дворянина, они были счастливы в браке. Говорят, что она успокаивала его, когда у него случались ужасные вспышки гнева.

Иван Грозный с детства проявлял признаки психической нестабильности. Ради забавы он выбрасывал из окон Кремлевской башни мелких животных (Уоллес, 77 лет), а у птиц выщипывал перья, затем выкалывал им глаза и разрезал тела. Проезжая верхом по Москве, он рассекал людям лицо кнутом (Уоллес, 77). Позже в его жизни, когда делегация из Пскова потребовала, чтобы он принял меры в связи с несправедливостями, которые были сделаны их назначенным губернатором, Иван облил их кипящим вином и сжег их бороды (Уоллес, 79).). Он продолжил заставлять их снять одежду и лечь на пол. Отвлечение на звон церковных колоколов дало делегатам время, чтобы избежать любых ужасов, которые он приготовил для них в следующий раз. Иван проходил фазы насилия и раскаяния, в которых он часто бил головой об пол. Он разослал в монастыри списки имен более 4000 жертв, чтобы за их души можно было помолиться (Бобрик, 105-10).

Иван женился на молодой русской девушке из римской семьи. Он сделал это вопреки негласному правилу, согласно которому правитель должен жениться на иностранной принцессе. Именно здесь более поздние, более известные римляне получили свои права на престол. Первый брак Ивана должен был быть браком по любви. Двумя самыми влиятельными людьми на Ивана были митрополит Московский Сильвестр и его друг Алексий Адашев. Они показали Ивану, как реформировать некоторые законы и церковь. В то время Иван был очень религиозен. В 1551 году он созвал церковный собор. На нем четко определялись отношения между церковью и государством. В 1550 г. был представлен новый свод законов. Были проведены реформы в вооруженных силах. К ним относились линии обороны, изменение акцента армии и добавление новых полков. После этих реформ Иван использовал свою армию в ряде войн. Он также построил собор в Москве. (Бобрик, 105-10).

В это время Иван мало что показывал, что должно было произойти в будущем. Только после смерти его жены влияние церкви закончилось, и снова проявилась жестокая сторона Ивана. Иван начал войну против самого большого врага России, татар. Он не проявил милосердия к этим мусульманам и, не задумываясь, уничтожил их культуру. Он стал православным крестоносцем шестнадцатого века, когда поставил перед собой задачу покорить Казань, а затем Астрахань и Сибирь. (Дерсин, 45-48).

Он был первым русским правителем, официально коронованным как царь. Когда в 1533 году Иван стал великим князем, дворяне увидели возможность восстановить свою власть в Москве. Унаследовав брошенное, Иван попал в непонятное детство страха и лишений. (Даффи и Риччи 120) Сразу после того, как он стал царем, и до смерти его царицы Анастасии в 1560 году, его называли хорошими годами. (Батсон 27) Это были Хорошие Годы, потому что именно тогда произошло его возвышение. Он собрал советников, известных как Избранный Совет, и действовал в соответствии с их указаниями и критикой. Его готовность прислушиваться к своим советникам была очень полезной. Они дали ему такие идеи, как попытка модернизации. Иван был глубоко озабочен попытками улучшить жизнь среднего россиянина. Он проводил взвешенную государственную политику, которая поддерживала порядок в русской жизни.

Во-вторых, Иван Грозный действительно был подходящим прозвищем для этого царя. Горе и насилие играли главную роль в жизни Ивана после Хороших лет. Он стал более известен жестокостью и неустойчивым поведением, чем государственной мудростью. (Encarta 98) Дворяне, которые пытались восстановить власть, покинули Москву, потому что у Ивана были подозрения на них, которые привели к казни. (Бутсон 53) Он услышал о заговоре против себя и приказал убить жителей города Новгорода. (Энкарта 98) Иван ударил и убил своего старшего и любимого сына в порыве гнева посохом с железным наконечником. Впоследствии он воскликнул: «Бедный я человек, я убил своего сына!» (Бутсон 83) Его жена, которую он очень любил, Анастасия умерла. После этого он больше не слушал своих советников. Если ему не нравилась их критика, их казнили или сажали в тюрьму. Также после смерти Анастасии он предался пьянству и ухаживал за любовницей. (Троянт 103).

Наконец, после всех горя и насилия Ивана, перед последними днями он сильно увядал. Он пошел вниз после того, как заставил многих крестьян работать на земле в качестве крепостных. (Cracraft 520) Народ России не любил его еще больше из-за того, что он терроризировал дворян, купцов и крестьян. Бояре надавили на Ивана, чтобы тот назначил его другого живого сына руководить армией, и это не обернулось так хорошо, как ожидалось. В 1583 г. Москва заключила трехлетнее перемирие со Швецией, и Иван потерял все территории, которые он приобрел в «Хорошие годы», ему даже пришлось уступить Швеции ряд других городов. (Батсон 83) Тогда первая крупная попытка Москвы закрепиться на Балтийском море закончилась сокрушительной неудачей. Иван стал все чаще говорить о самоубийстве и отречении. (Даффи и Риччи 121) В конце концов, Иван заболел водянкой и другими недугами. (Троянт 102) Горожане хотели, чтобы он отрекся от престола, так как они чувствовали, что он слишком ослаблен болезнью, чтобы продолжать. В защиту отказа от отречения он заявил, что «христиане порабощаются, христианский мир разрушается, а мои дети еще не выросли». (Батсон 71) Он также был слишком занят отказом от власти и обязанностей своей должности. Вскоре после смерти Иван завоевал Западную Сибирь, чтобы добавить к царству. (Кракрафт 520) Затем, в ту зиму, физическое и психическое состояние его опухшего тела ухудшилось, и вскоре он умер.

Архиепископ Новгородский тогда попросил его вернуться, Иван согласился, но только на определенных условиях. Иван разделил страну на две части: земщину и опричнину. Иван контролировал опричнину, а управление земщиной передал татарину по имени Симеон. Затем Иван приказал своим людям, опричникам, одетым в черное и верхом на черных лошадях, ездить по городам, обучая, убивая и воруя людей в других частях России. Наконец, в 1572 г. опричнина была отменена. У Ивана было еще много приступов ярости, но худший из них был в 1581 году, когда он в приступе ярости убил собственного сына Ивана. Это случилось, когда Иван напал на беременную жену своего сына за то, что она не была одета в обычную для беременной одежду. Его сын пытался защитить свою жену, но Иван замахнулся на него заостренным посохом, и тот убил его. Иван умер в 1584 году.

В заключение отметим, что Иван был негативно запоминающимся царем. Хотя он во многом помогал России, он бросал тень на жизнь людей из-за своего ожесточения. Он проложил себе путь к вершине с большими амбициями, но упал на дно в два раза быстрее из-за того, как он обращался с русскими и своим Избранным Советом. Иван прожил долгую, унылую жизнь и умер холодным зимним днем ​​1584 года.

Бобрик, Бенсон. Страшное величие: Жизнь и царствование Ивана Грозного. Нью-Йорк: Г.П. Сыновья Патнэма, 19 лет87. 105-10.

Бутсон, Томас Г. Иван Грозный. Соединенные Штаты Америки: Издательство Chelsea House, 1987. 27–83.

Кракрафт, Джеймс. «Иван IV Терривл». Всемирная книжная энциклопедия, изд. 2000 г. 520.

Дерсин, Дениз, изд. Какой была жизнь во времена войны и мира: Императорская Россия, 1696-1917 гг. Вирджиния: Книги Time-Life, 1998. 45-48.

Даффи, Джеймс П.