Начало княжения рюрика в новгороде: Годы правления Рюрика

Историк

В чем специфика этого города, больше похожего на Венецию или Геную, чем на любой другой город средневековой Руси? Об этом в интервью «Историку» размышляет ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Павел Лукин

Средневековая история Новгорода настолько специфична, что по многим параметрам он с трудом поддается сравнению с другими русскими территориями. Взять хотя бы то обстоятельство, что все прочие русские земли – княжества, а Новгород – нет. Все исторические столицы Руси (Киев, Владимир, Москва) – просто города, а он хоть и не столица, но при этом – Великий Новгород. И не просто Великий, но и Господин…

 

Коллективный правитель

– С какого времени Новгород называют Великим?

– В ганзейских источниках, как мне удалось установить, словосочетание «Великий Новгород» фиксируется с 30-х годов XIV века. Уточню, что речь идет не о первой фиксации понятия «Великий Новгород», а именно о появлении его в новгородских источниках или в источниках, связанных с Новгородом. Потом возникает понятие «Весь Великий Новгород», а уже с конца XIV века – «Господин Великий Новгород». Наконец, во второй половине XV столетия это обозначение приобретает еще более торжественное звучание – «Господарь Великий Новгород». Так называли новгородское политическое сообщество, или, точнее, «политический народ» Великого Новгорода, то есть полноправное население, тех людей, которые так или иначе имели право принимать участие в политической жизни.

– Получается, «Господин Великий Новгород» – это не привязка к топониму?

– Нет, это люди. Конечно, понятие «Великий Новгород» использовалось и как топоним, но «Весь Великий Новгород» и «Господин Великий Новгород» – это именно люди, та коллективная личность, которая правила Новгородской землей.

Что касается вообще происхождения словосочетания «Великий Новгород», то впервые оно появилось не в Новгороде: обозначение «Великий» по отношению к этому городу мы встречаем сначала в южнорусском летописании XII века, а затем в летописании Северо-Восточной Руси, то есть в Ипатьевской, а потом в Лаврентьевской летописи.

– Это как-то связано с тем, что существовали и другие Новгороды?

– Думаю, изначально это было связано с необходимостью противопоставить Великий Новгород Новгороду-Северскому, а позже и Нижнему Новгороду, основанному в 1221 году. Но в данном случае речь идет лишь о топонимике. Значение же «Великого Новгорода» как «политического народа» – это чисто новгородское явление, поскольку в летописании Южной и Северо-Восточной Руси того времени слово «великий» использовалось в прямом смысле: «очень большой».

– Подобные примеры были на Руси?

– В чистом виде нет. Но, разумеется, есть некоторые параллели, которые можно провести. Например, встречается словосочетание «весь Киев», правда не совсем в политическом значении: «весь Киев» вышел встречать какого-нибудь князя. Или, допустим, есть летописное известие, в котором один князь «попрода [возложил особую, чрезмерную дань. – «Историк»] весь Киев», – тут «весь Киев» в значении «киевляне» или «жители Киева», но без привязки к их праву на политическую активность. А там, где фигурировало вече (оно же не только в Новгороде было), – там, как правило, использовали словосочетание типа «все кияне», то есть «киевляне». Потом, на рубеже XV–XVI веков, появились обозначения и «Весь Псков», и «Великий Псков», но это явно подражание Новгороду, стремление, чтобы все было не хуже, чем у старшего брата.

 

Res publica

– Можно ли говорить о феномене Новгородской Руси?

– Если брать политический аспект, то здесь нужно говорить о республиканском пути развития русской государственности. Определенные потенции к этому были и в других землях: и в Киеве, и во Владимире (иногда приходится сталкиваться с мнением, что во Владимиро-Суздальской Руси существовала деспотическая форма правления, причем чуть ли не с домонгольского периода, но это ни в коей мере не соответствует данным источников). Однако там республиканская форма правления не получила такого институционального оформления, как в Новгороде, а главное, после монголо-татарского нашествия она фактически сошла на нет.

– Почему же в Новгороде получила, а в Киеве и Владимире – нет?

– Вопросы «почему» всегда самые сложные. Тут существует целый спектр причин. Прежде всего это, конечно, территориально-географическое положение Новгорода, его связь с морской торговлей, которая, с одной стороны, обеспечивала весьма значительные ресурсы, а с другой – сильно сближала его типологически с известными европейскими морскими республиками. Вообще, для становления республиканских институтов нужен очень серьезный финансовый ресурс, как мы это знаем и по Венеции, и по Генуе, и по германским вольным городам. Этот ресурс у Новгорода был – преимущественно за счет его роли в европейской (в первую очередь ганзейской) морской торговле. Это один аспект. Но есть и множество других. К примеру, в Новгороде, как известно, не сложилось своей княжеской династии, у которой были бы постоянная дружина и знать, выступающие за свертывание республиканских начал.

Еще один фактор – сама природа новгородской элиты, представители которой враждовали друг с другом, но и вынуждены были каждый раз искать точки соприкосновения, возможность диалога. Я имею в виду фактор боярских кланов, формирование которых было обусловлено территориальной структурой Новгорода, – кончанских и уличанских объединений. Именно это, собственно говоря, и лежало в основе развития новгородского политико-правового строя. Ведь что такое быть членом «политического народа», что обеспечивало для новгородца хотя бы минимальное политическое значение? Участие в вечевом собрании! А это касалось только лиц, входящих в кончанские и уличанские объединения, – сельское население в политической жизни Новгорода не участвовало.

Ну и, безусловно, определенную роль сыграло то, что этот город не стал непосредственной жертвой монголо-татарского нашествия, что, в свою очередь, способствовало сохранению и укреплению республиканских институтов.

– В учебниках бытуют понятия «Новгородская феодальная республика», «Новгородская боярская республика». Я так понимаю, что определение «республика» вас устраивает: оно более или менее точно отражает специфику политического устройства Новгорода…

– Я сторонник того, чтобы минимально вмешиваться в сложившуюся терминологию. И в данном случае я нахожу термин «республика» вполне адекватным. А как, строго говоря, иначе назвать новгородский политический строй? Я склонен считать его близким к тому, что сформировался в европейских городских коммунах. Но притом речь идет о немонархическом политическом образовании, которое занимало очень значительную территорию. И в этом смысле Новгород, конечно, отличается от «типичных» европейских городских коммун, оказываясь ближе к огромным средневековым державам среспубликанским устройством, таким как Венецианская и Генуэзская республики.

– Традиция называть Новгород республикой идет из Средневековья?

– В общем и целом да. Даже если прямо это понятие не использовалось, соответствующая реальность подразумевалась. Например, фламандский рыцарь Жильбер де Ланнуа, который в 1413 году побывал в Новгороде, называет его «свободным городом и владением коммуны». А он ведь из Фландрии, где прекрасно знали, что такое коммуна. Ганзейские купцы называли Новгород «общиной» (то есть городской коммуной), так что они тоже видели в нем что-то близкое. На Констанцском Вселенском соборе 1414–1418 годов, который осудил Яна Гуса, были представители от Великого княжества Литовского, и то ли вместе с ними, то ли параллельно с ними туда приехали новгородские послы. И один из немецких хронистов Ульрих Рихенталь, чтобы объяснить своим читателям, что такое Новгород, пишет: «Это как Венеция», прямо сравнивая эти два города…

– А что касается определений «феодальная» и «боярская»?

– Мне не нравятся оба эти определения по очень простым причинам: они ничего не добавляют. Ну мы же не говорим «Соединенные Капиталистические Штаты Америки» или «Французская Буржуазная Республика». Это явное излишество в определении. Или не говорим «Владимирское феодальное княжество»! Потому что тогда, получается, все надо называть «феодальным».

– Откуда это взялось?

Фламандский рыцарь Жильбер де Ланнуа, в 1413 году посетивший Новгород. Рисунок 1473 года

– Дело в том, что в советском научном и идеологическом языке слово «республика» было со знаком «плюс», а слово «монархия» – со знаком «минус». Но Новгород – он все-таки древний был, и это была все-таки не советская республика, значит, назвать его просто «республикой» было нельзя, это сбивало бы с толку. Поэтому решили прибавить к хорошему слову «республика» плохие слова «феодальная», «боярская». При этом, безусловно, никто ни тогда, ни теперь не спорит с тем, что Новгород был республикой, в которой реальная власть принадлежала элите. Но покажите мне республику, где правит не элита!

Дворец дожей в Венеции. Худ. О. Ренуар. 1881 год

Олигархия vs демократия

– В какую сторону развивался республиканский строй? Есть представление в историографии, что вначале был более или менее демократический строй, который допускал до участия в политике широкие народные массы, а потом этот строй двигался в направлении олигархии. Так ли это?

– Это еще одна магистральная точка зрения советской и даже постсоветской исторической науки. Идея заключалась в том, что Новгород якобы изначально был более демократическим (хотя и тогда там правила олигархия), но потом боярская элита все больше замыкалась в себе, а широкие народные массы все больше отстранялись от участия в городском управлении. В этом виделась одна из причин падения Новгородской республики. Такой взгляд призван был объяснить не только то, почему республика рухнула, но и то, почему ее не особенно жалко. Мол, все равно она олигархическая, изжила себя, погибла под гнетом собственных ошибок и т. д.

С одной стороны, действительно, ситуация в Новгороде перед падением независимости в 70-е годы XV века была далека от идиллии. Там были очень острые внутренние конфликты и были группировки, которые боролись за выбор дальнейшего пути, – так называемые пролитовская и промосковская партии. Но с другой стороны, было ли это связано с олигархизацией строя? Думаю, нет. По крайней мере, вече до самого последнего момента функционировало…

– Есть еще представление о том, что простой народ хотел присоединиться к Москве, а «злые бояре», изменники, не хотели.

– Это тоже никоим образом не соответствует действительности. Бояре были и такие, и другие – и те, кто выступал за Москву, и те, кто против. А вот основная часть рядового населения как раз оказалась более консолидирована: именно чернь была за независимость Новгорода, то есть фактически против Москвы.

Но есть и другой вопрос: а олигархизация вообще как-то влияет отрицательно на судьбы республиканского строя или нет? Мы знаем две самые олигархические европейские республики того времени – это Венеция и Дубровник (он же Рагуза в Далмации). В Венеции строй был исключительно олигархический, народное собрание там очень быстро утратило свое значение, а в XV веке и вовсе было ликвидировано даже формально. То же самое в Дубровнике: все решения принимала знать. Однако это не помешало республикам просуществовать до наполеоновского времени. Так что, мне кажется, здесь нужно менять всю парадигму нашего взгляда на эти процессы. Надо понимать, что те республики существовали в долиберальное время, в период до эпохи Просвещения, когда даже понятия не было о всеобщем гражданстве, о равенстве прав, о разделении властей.

– Но считается, что в Новгороде как раз было разделение властей…

– В Новгороде, как и в Венеции и Дубровнике, разделение властей было, но не по ветвям власти, как это принято в современных демократиях, а по количеству полномочий. Это было количественное разделение, а не качественное, если хотите. То есть это совершенно иной принцип. А если мы постараемся понять (и многие исследователи пытаются, но ни у кого пока еще нет убедительных результатов), чем все-таки принципиально отличались сферы полномочий тысяцкого и посадника, то окажемся перед очень сложной проблемой. Потому что, конечно, у них были не вполне совпадающие сферы ответственности, однако между ними не существовало четкого разделения. Все главные проблемы они решали совместно.

 

«Вольность в князьях»

– Какую роль в системе новгородской власти играл князь?

– Его роль со временем менялась. Условно можно говорить о трех периодах. На первом этапе Новгород еще не был, собственно говоря, республикой, он являлся княжеским городом. Уже тогда существовали определенные ограничения княжеской власти, но все равно князь был правителем. Это период примерно до 1136 года (хотя дата, разумеется, условна, ведь изменение статуса князя происходило не одномоментно, это был длительный процесс, продолжавшийся до конца XII века).

Второй период можно исчислять до монголо-татарского нашествия, до времени княжения в Новгороде Александра Невского, когда на Руси еще существовал «рынок князей». Тогда город имел возможность выбирать себе князя, призывать его по своему усмотрению. Новгородцы были «вольны в князьях». При этом сами князья начали рассматривать Новгород как свою отчину, хотя и очень привередливую и сложную, но выгодную с точки зрения получения определенных доходов. Такой взгляд князей сохранился до самого конца Новгородской республики. Но одновременно в Новгороде вызрела идеология, которую можно назвать республиканской. Здесь роль князя виделась совсем иначе: считалось, что, наоборот, город обладал субъектностью в выборе князей. Якобы когда-то князь Ярослав выдал Новгороду грамоты (так называемые «Ярославли грамоты», происхождение которых – отдельный сложный вопрос; неясно, были ли они вообще, кто был тем Ярославом, который их выдал и т. д.), провозглашавшие право приглашать и изгонять князей по своему усмотрению. И пока в домонгольское время «рынок князей» существовал, новгородцы этим правом активно пользовались. Они звали князей либо из Суздальской земли, либо из Смоленской, либо из Чернигова, либо из Киева. А потом эта практика прекратилась, и Новгород стал признавать князей только из Владимирского великого княжества…

– Это при Александре Невском уже – примерно середина XIII века…

– Да, начиная с Александра Ярославича – это третий период в истории сосуществования Новгорода и княжеской власти. Можно говорить, что уже тогда город признал себя коллективным вассалом, а великий князь владимирский воспринимал себя в качестве сюзерена. Однако при этом отношения были примерно такими же, как между французским королевским престолом и его вассалом Бургундским герцогством, когда ничто не мешало им воевать друг с другом, проводить самостоятельную внешнюю политику. То же самое мы видим и в отношениях между Новгородом и великими князьями владимирскими вплоть до присоединения его к Москве в конце XV века.

Впрочем, в республике существовала и альтернативная точка зрения на этот вопрос и была попытка создать совершенно иную идеологию, исходящую из того, что Новгород – это не владение великих князей, а «наша отчина», новгородская. В ряде записок иностранцев, например ганзейского историографа из Гамбурга Альберта Кранца, упоминается о том, что новгородцы с гордостью говорили: «Кто может что-либо сделать против Бога и Великого Новгорода?» А что такое «Бог и Великий Новгород»? Это же явная параллель формуле «Бог и великий князь», которая использовалась в той же Московской Руси. То есть это отражение представления о том, что Великий Новгород – это некий коллективный субъект власти, суверенный по отношению к городу, не зависимый ни от кого. Из той же серии – предание о Гостомысле, из которого вытекает, что посадничество – сама власть как таковая – появилось в Новгороде вне всякой связи с князьями. Так и сосуществовали две эти тенденции: с одной стороны, признание себя хотя и самостоятельной, но все-таки отчиной великого князя, а с другой – попытка прямо противоположная, исходящая из представлений о суверенитете самого Господина Великого Новгорода.

Вечевой колокол. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век

Александр Ярославич и Новгород

– Раз уж заговорили про Александра Невского, скажите, как вы оцениваете его политику по отношению к Новгороду? Самый дискуссионный вопрос: насаждал он татарское иго там или нет?

– Лучше всего здесь прислушаться к самим новгородцам. Ведь политика Александра по отношению к Новгороду была неоднозначной, были причины его не только любить. По крайней мере если вспомнить события 50-х годов XIII века, когда он обеспечивал монгольскую перепись населения, подавляя выступления в Новгороде, направленные против этой переписи.

Но при этом мы видим, как в Новгородской летописи характеризуется Александр Ярославич. По словам летописца, то, что делалось в 1250-е годы, конечно, нехорошо, однако князь тут в общем-то ни при чем. А уж в некрологе о нем и вовсе говорится самым положительным образом. И хотя по договорам Новгорода с его братом Ярославом Ярославичем мы можем судить, что между горожанами и Александром Невским возникали проблемы, вместе с тем было и понимание того, что его княжение принесло огромную пользу городу.

– То есть на определенной странице отношений не делался акцент?

– Конечно, ведь новгородцы не могли забыть события 40-х годов XIII века, когда Новгород рисковал потерять значительную часть своей территории, а в Пскове и вообще сидели фогты, то есть наместники Тевтонского ордена.

Давайте вспомним, что богатство Новгорода строилось прежде всего на эксплуатации огромной территории, с которой собирались дани (воск, пушнина), а потом все это продавалось на Запад. В начале XIII века Новгород потерял свои владения в Прибалтике, в частности Юрьев (Дерпт, ныне Тарту). Эти земли захватили рыцари-меченосцы. А в 1240-х годах возникла еще и угроза потерять если не сам Новгород, то Псков уж точно, да и другие значимые территории. Для республики это представляло гораздо большую опасность, чем монгольские дани. Так что у новгородской элиты было понимание, что Александр Невский – это фигура для Новгорода неоднозначная, но все-таки в первую очередь положительная. Вообще, ни у кого из современников не было сомнений в оценке князя Александра. Даже у новгородцев, которые его выгоняли, потом снова приглашали, в целом она была позитивная.

 

Мнимая альтернатива

– Мог ли Новгород претендовать на то, чтобы стать объединяющим центром Русской земли, предложив проект, альтернативный нарождавшемуся московскому самодержавию?

– Действительно, иногда можно услышать: жалко, мол, что победила деспотическая Москва; победил бы республиканский Новгород, всюду установилась бы демократия. Но это, конечно, мифотворчество чистой воды.

– Почему?

– Для того чтобы что-то сделать, нужно ставить перед собой соответствующие цели. Главное – даже не мочь, а хотя бы просто хотеть. Хотя мочь тоже необходимо. Мог ли Великий Новгород поставить перед собой такую цель? Думаю, что не мог, поскольку у него не было достаточных ресурсов, и прежде всего военных сил, чтобы осуществить объединение русских земель. Это даже никому в голову не приходило – вот в чем дело!

Главной задачей Новгорода в XIV–XV веках было выживание. Выживание между двумя восточноевропейскими державами того времени: Московским великим княжеством (а потом единым Русским государством) с одной стороны и Великим княжеством Литовским – с другой. Такова была реальность. При этом сами новгородцы каких-либо иных целей перед собой не ставили. Им было комфортно жить в тех условиях, в которых они жили. Это вполне понятно: такова природа средневекового республиканского строя. Обратите, пожалуйста, внимание, что ни одна средневековая республика – даже такая могущественная, как Венеция, – никогда не выступала в роли объединителя территорий. У них были совершенно другие задачи. В роли объединителя выступали монархические государства: мы это видим и на примере Франции, и на примере России.

– То есть новгородцы не просто не ставили такой задачи, но у них и амбиций таких не было.

– Именно. Потому что само устройство республики было таково, что слишком большие геополитические амбиции могли привести к внутреннему кризису и распаду. Мы это видим на примере Римской республики: как только она достигла уровня великой державы, там произошел внутренний кризис, и она стала империей.

Новгородские бояре спорят с князем Александром Ярославичем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век

– У республики, выражаясь современным языком, более мещанские задачи…

– В известном смысле да. На первом месте стояли торговля и прибыль, поэтому новгородская элита никогда не ставила перед собой задачи имперской территориальной экспансии.

 

Два Ивана

– Когда присоединенные к Москве новгородцы стали воспринимать себя частью общерусского государства? Много ли времени ушло на ассимиляцию, если можно так выразиться?

– Думаю, ни о какой ассимиляции речь не шла. Новгород всегда воспринимал себя как часть Руси, даже, например, когда в конце XIV века шла война за Двинскую землю с Москвой. По Новгородской первой летописи мы видим, что и тогда новгородцы писали, что это их великий князь воюет с Новгородом: дескать, да, он с нами воюет, но все равно он «наш». А вот о великих князьях литовских, с которыми велись переговоры и разные дела делались, они никогда так не писали и никогда своими их не считали.

Новгородская денга. 1420–1478 годы. На одной стороне – двухфигурная композиция, на другой – надпись «Великого Новагорода»

Не надо упускать из виду религиозный фактор. В договорах с литовскими князьями всегда было жесткое требование: не строить католических церквей, никоим образом не покушаться на православие! Между прочим, именно Новгород первым из русских центров отверг Флорентийскую унию. Да и ганзейцы называли новгородцев русскими, встречается и такое выражение: «русские из Новгорода». И никто не говорил, что есть отдельный «новгородский народ».

– А в политическом смысле?

– Магистральной линией в новгородской республиканской идеологии все-таки было признание связи с великими князьями владимирскими, потом – московскими. Это, конечно, сыграло определенную психологическую роль, когда в Новгороде начались разброд и шатания накануне присоединения к Москве. Именно поэтому новгородцы не смогли оказать никакого серьезного сопротивления. Кто-то хотел сопротивляться, а кто-то не хотел. Владычный полк, например, не принял участия в битве на реке Шелони, что тоже сыграло свою роль, во всяком случае роль символическую.

Русские предлагают свой товар (меха белки) приказчику подворья святого Петра в Новгороде. Резная панель из церкви Святого Николая в северогерманском городе Штральзунде. Около 1400 года

Да, идея новгородской вольности, безусловно, была, и никто в Новгороде не сомневался в ее самоценности. Но все же центральной была идея, что эта вольность дарована какими-то древними князьями. Не литовскими, не польскими, а русскими князьями. Отсюда и представление о том, что это все-таки «наши князья», и поэтому идея борьбы с ними фактически раскалывала новгородское общество.

– По вашему мнению, погром Ивана Грозного – это продолжение присоединения Новгорода, которое начал Иван III, или все-таки самодурство, не имеющее рациональных резонов?

– Это совершенно разные вещи. Действия Ивана III были, бесспорно, жесткими, очень жесткими. Особенно все, что было связано с наказанием тех бояр, которые выступали против присоединения, с ликвидацией республиканских институтов, а затем с переселением новгородской элиты на территорию Московского государства. Но все эти меры были рациональны. Любому человеку, который занимается изучением истории Новгорода и Москвы, понятно, зачем великий князь это делал, в чем заключался смысл этих действий. Ивану III необходимо было ликвидировать, во-первых, стремление к новгородской суверенизации, а во-вторых, пролитовскую партию. Иными словами, устранить угрозу того, что Новгород так или иначе войдет в состав Великого княжества Литовского, а такие планы вынашивались литовскими князьями еще со времен Витовта. Смысл деятельности Ивана III был именно в этом – окончательно присоединить Новгород и навсегда исключить опасность, что тот своим ресурсом усилит мощь потенциального противника. Ничего другого он не делал.

Учиненный же Иваном Грозным погром сложно оценить в рамках рационального анализа. И разница видна уже хотя бы в том, что в науке нет дискуссий по поводу действий Ивана III, а вот по поводу действий Грозного такие споры ведутся. И ответа на вопрос, зачем он это сделал, строго говоря, до сих пор нет. Этим уже все сказано.

 

 

Лента времени

859 год

Летописная дата начала княжения Рюрика, первого новгородского князя.

882 год

Уход преемников Рюрика Олега и Игоря на княжение в Киев.

 

969 – около 988 года

Княжение в Новгороде (с перерывом) Владимира Святославича Святого.

1010–1030 годы

Княжение в Новгороде Ярослава Мудрого.

 

1136 год

Изгнание из Новгорода князя Всеволода Мстиславича, начало республиканского (вечевого) правления.

1170 год

Неудачная осада Новгорода суздальцами; по преданию, город был спасен иконой Божией Матери «Знамение».

1236–1259 годы

Княжение в Новгороде (с перерывами) Александра Ярославича Невского.

 

1328 год

Начало правления в Новгороде московских великих князей.

1348 год

Отделение Пскова от Новгородской республики.

Июль 1453 года

Смерть звенигородского и галицкого князя Дмитрия Шемяки в Новгороде – окончание Московской усобицы (феодальной войны) 1425–1453 годов.

 

1456 год

Поход великого князя московского Василия II Темного на Новгород, заключение Яжелбицкого договора, поставившего внешнюю политику города под контроль Москвы.

14 июля 1471 года

Разгром новгородцев московским войском в битве на реке Шелони.

 

11 августа 1471 года

Подписание великим князем московским Иваном III и правительством Новгородской республики Коростынского договора, ограничившего независимость Новгорода.

 

15 января 1478 года

Окончательная ликвидация Новгородской республики, присоединение ее к Московскому государству.

Январь-февраль 1570 года

Поход царя Ивана IV Грозного на Новгород, массовые казни новгородцев и разграбление города опричниками.

Фото: АННА ГАЛЬПЕРИНА, LEGION-MEDIA

Беседовал Владимир Рудаков

В избранное

Вернуться назад

Следующая статья

Скандинавский след в истории российской государственности

Доклад ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Гатчинского Амвросияна VI Сретенских чтениях, г. Хельсинки (Финляндия), 19 февраля 2012 г.

Нынешний 2012 год был провозглашён президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым Годом российской истории и отмечен особым юбилеем — 1150-летием российской государственности.

В 862 году призванием варягов было положено начало формирования государства на Руси, и в том, что посвященные этому знаменательному событию VI Международные Сретенские чтения проходят в Хельсинки, я усматриваю глубокий смысл и подлинный символизм: с берегов «Варяжского» моря одиннадцать с половиной веков назад пришли на Русь первые правители – Рюрик, Синеус и Трувор. А ныне на берегах Балтийского моря мы начинаем нашу конференцию, которой открываем всю предстоящую череду юбилейных для России мероприятий, посвящённых 1150-летию существования нашей самодержавной страны.

Обратимся же сейчас к некоторым историческим аспектам этого знаменательного события.

Согласно «Повести временных лет», «В год 6370-й (862 год по современному летоисчислению – еп. А.). … Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…».

По некоторым свидетельствам арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на территории славян и покоривший часть славянских племён, то есть как самоназвание части скандинавских народов. Другие исследователи, такие как Егор Иванович Классен, полагают, что слово русь имеет иное происхождение: «Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша велика и обильна и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.»[1]

Существует гипотеза, впервые высказанная российским историком Аристом Куником, что Синеус и Трувор являются именами вымышленных персон и возникли под пером летописца в результате буквального перевода древнескандинавской фразы «сине хус тру вор» (sine hus thru voring), что означает «с домом и дружиной». Имеется и ещё одно толкование, расшифровываюшее имена Синеуса и Трувора как полный перевод фразы «Рюрик – победоносный и верный» «синотр и трувар» (signotr i thruvar) Однако большинство скандинавистов считают эти предположения маловероятными и указывают на то, что личные имена Синеус и Трувор встречаются во многих скандинавских источниках.[2]

В некоторых списках летописи упоминается имя и ещё одного варяга – Олега. Так, в Воскресенской летописи говорится: «Князь же Рюрик взя с собою два брата Синеуса и Трувора и племянника своего Олга и нача мыслити хотя ити на Русь». [3] Иоакимовская летопись называет Олега шурином Рюрика, то есть братом его жены Ефанды. По свидетельству историка В. Н. Татищева, в Раскольническом списке летописи Олег именуется вуем Игоря, то есть дядей с материнской стороны.

Легендарные слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», по мнению некоторых лингвистов, являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык, так как по Ипатьевскому списку на старославянском языке эта фраза звучит иначе: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) приведена несколько другая формулировка «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом исследователи (например, И. Я. Фроянов)[4] под словом наряд понимают полномочия на осуществление властных функций, а под нарядником — судью, правителя княжества.

Летописи также расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил», то есть основал, Новгород. Археологические данные подтверждают скорее вторую версию, так как самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. Но не стоит скептически относиться к сведениями Лаврентьевского списка летописи, так как возле Новгорода есть так называемое Рюриково Городище, княжеская резиденция, которая старше самого Новгорода, и она вполне могла быть изначальным местом пребывания князя Рюрика.

Большинство современных исследователей принимают старую гипотезу Ф. Крузе о тождественности Рюрика Новгородского с Рориком Ютландским и восстанавливают биографию князя с учётом европейских источников о нём.

Князь Рюрик-Рорик (Hrorekr), то есть «могучий славой», происходил из древнего скандинавского рода. Отец его Хальвдан около 770 года стал коннунгом (т. е. правителем) Ютландии. Мать Умила была славянкой из рода посадника Гостомысла. Сам Рорик родился после 800 года. По данным западноевропейских источников, Рорик вместе со своим братом Харальдом в 826 году прибыли в столицу Франкской империи город Ингельгейм на Рейне и там в присутствии императора приняли крещение, в котором Рорик был наречён Георгием, но об этом факте позднее было забыто, так как самому Рорику в тот момент, по мнению Ф. Крузе, было лишь 9 лет. На момент призвания на Русь Рорик был правителем Хедебю (в Дании) и даже помогал королю Франции Карлу II управлять Лотарингией. Будучи внуком посадника Гостомысла, а значит наполовину славянином, Рюрик согласился на предложение словен о переезде на Русь на княжение. 8 сентября 862 года в день Рождества Пресвятой Богородицы датский князь Рюрик на 160 кораблях вместе со своей дружиной в составе 6400 воинов (данные А.Я. Яртынова) прибыли в город Ладогу и был торжественно встречен словенским народом.

Князь Рюрик был женат на Ефанде (иногда упоминается как Сфанда или Алфинда), дочери «урманского», то есть норвежского, князя из рода Сэммингов. В этом браке родился сын Ингорь (Игорь, иногда именуемый Георгом).

В одном из сборников историка-краеведа А.Я. Артынова содержится предание о смерти князя Рюрика близ города Корелы: «Ходил князь Рюрик с племянником своим Олегом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валет. И повоеваста и дань на них возложиша … Лета 6387 (879) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле (современный Приозерск, во времена Великого княжества Финляндского – Кексгольм – еп. А.). Княжил лет 17, у него же остался князь Игорь млад двух лет».[5]

Своё краткое вступительное слово, посвященное скандинавскому следу в истории российской государственности, я хотел бы завершить выдержкой из фундаментального труда Н.М. Карамзина «История государства Российского»: «память Рюрика как первого самодержца Российского осталась бессмертною в нашей истории, и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых финских племён к народу славянскому и России так, что племена веси, мери и муромы наконец обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру».[6]

Так начиналась история нашего государства – древнего Новгородского княжества, новым гербом которого стал летящий сокол. Позднее, с XI века этот символ станет государственным гербом Киевской Руси и всей династии Рюриковичей, правившей великой страной более 700 лет. Сам же князь Рюрик, рождённый в Дании, крещёный в неразделённой церкви с именем Георгий, воевавший в Швеции, княживший на Руси, женатый на норвежке и упокоившийся на территории Великого княжества Финляндского может быть символом всей нашей конференции, проходящей в гостеприимном Хельсинки и объединившей священнослужителей, научную общественность и мирян из России, Финляндии, стран Скандинавии в общем стремлении взаимополезного сотрудничества и развития добрососедских отношений!


[1] Е. И. Классен. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности.

[2] Мельникова Е.А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000. С.148-149.

[3] ПСРЛ, Т.7, С.267

[4] И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991, № 6, С.3-15.

[5] Рукопись Государственного архитектурного и историко-художественного Ростовского музея-заповедника, № Р-249, Л.11

[6] Карамзин Н.М. История государства Российского. 5-е изд. СПб, 1842, Кн.1 Т.1, ст.74

Украина: от начала викингов до наших дней

Исторически авантюрная теория президента России Владимира Путина о том, что «современная Украина» является «большевистским, коммунистическим изобретением», хотя и небрежная попытка Владимира I Ленина, рассматривается как оправдание того, что Уэст считает, что это его намерение отрубить от этой страны две повстанческие территории. Он имеет в виду, что идея украинской государственности — фикция, неприятная для россиян, и что вторжение в страну, которая, по его мнению, на самом деле не является страной, не равнозначно военному вмешательству в суверенное государство. 900:03 В своем выступлении в понедельник Путин осторожно сказал «современная Украина». Это позволило бы ему избежать неудобных вопросов о происхождении страны. С исторической точки зрения верно, что части современной Украины (восточные части) в течение нескольких сотен лет находились под властью Российской империи, но остальная часть ее географии в средние века принадлежала на разных этапах Великому княжеству Литовскому, Королевству Польша и Австро-Венгерская империя. Правобережная Украина (западный берег Днепра) и Крымское ханство когда-то были вассалами Османской империи в конце 1600-х годов. Истории и культуры двух стран представляют собой сетку народов, войн, завоеваний и религий, настолько тесно переплетенных, что многие русские и не только считают Украину исторически российской. Но история Украины как политического образования началась с викингов.

Украина и Россия восходят к Киевской Руси, средневековой федерации викингов, которая правила сначала от Новгорода на север, а затем от Киева. Его территория включала в себя то, что сейчас является Украиной, Белоруссией и частью России. Киевская Русь означала «земля Руси». Слово «Россия» происходит от рус. В 9 веке н.э. норманны, в первую очередь русы из Рослагена на восточном побережье Швеции, прибыли в Новгород либо в ответ на призыв о помощи, либо в качестве отрядов набегов. Один из них, Рюрик I, основал в Новгороде династию Рюриковичей. Киев был взят Олегом Новгородским — (читатели, смотревшие сериал «Викинги», помнят Олега Вещего) — преемником Рюрика. Эта династия правила более 700 лет, вплоть до Ивана Грозного, первого царя России, в 16 веке. Между тем монгольское нашествие 1237-1242 годов раскололо Киевскую Русь. Русь, по другой версии, также означает «люди, которые гребли».

Восстание казаков против Речи Посполитой в 1648 г. н.э. привело к созданию Казачьей Гетманщины. Затем последовала кровопролитная 30-летняя война между Польшей, Крымским ханством, Россией, Османской империей и казаками за регион. Частые войны привели Петра I (Великого) к выводу, что России придется сокрушить казацкую Гетманщину. Его идею осуществила Екатерина Великая, которая в 1764 году начала русифицировать Украину, ее язык и культуру, а также ее народ, переселив русских на земли, ранее принадлежавшие Гетманщине. После того, как имперская Россия укрепила контроль, новые договоры разделили земли к западу от Днепра между Россией и Австрией. Что касается Крыма, то стратегически важный регион Российская империя присоединила к себе в 1783 г.

Украинское население было уничтожено тем, что многие считают искусственным голодом (сталинским режимом). Затем Сталин заселил регион русскими. Он также насильно выселил татар из Крыма (они тогда были доминирующей группой) и загнал русских.

Нет. Восстание украинского народа привело к тому, что в 2014 году парламент отстранил от власти пророссийского президента Виктора Януковича; в мае того же года был избран президент, обращенный на Запад, Петр Порошенко. Янукович сейчас живет в изгнании в России. Восстание потрясло Россию, которая уже видела, как бывшие СССР и его союзники становятся членами ЕС или вступают в НАТО. Для Москвы избрание прозападного президента было ужасным ударом по ее и без того сильно ослабленной проекции власти в регионе.

В 2014 году пророссийские сепаратисты создали два повстанческих анклава на востоке — Донецкую Народную Республику
и Луганскую Народную Республику — после вялотекущих боев в апреле с поддерживаемыми Россией сепаратистскими повстанцами. Ни один из анклавов не признан ни одной западной демократией. До этого, но в том же году, российские войска в форме без опознавательных знаков вторглись в Крым, который затем неожиданно проголосовал за присоединение к России, что большинство стран расценило как незаконный шаг. Крым был передан Украинской ССР премьер-министром СССР Никитой Хрущевым в 1919 г.54. В настоящее время Россия признала два отколовшихся анклава «независимыми», и есть опасения, что она направляет войска в эти анклавы. Это произошло после нескольких недель тщательно сформулированных заявлений и опровержений со стороны Москвы, построивших доводы в пользу российского вторжения.

Каждый шестой украинец имеет русское происхождение, а треть — русскоговорящие. Остальные говорят по-украински. Это языковое разделение проходит почти по той же линии, что и восток, и запад Украины.

Украина действует как буфер между Востоком и Западом. Есть конкурирующие теории. Один говорит, что он попал в ловушку своей собственной риторики во внутренней политике после того, как экономика замедлилась, а его переизбрание на пост президента вызвало осуждение в России. Возможно, это привело его к позиции, от которой он не может отступить. Во-вторых, ему нужны ресурсы восточной Украины; регион богат углем и железом и плодороден. Исторически это одна из причин, по которой Россия сосредоточила свое внимание на восточных районах. Согласно третьей теории, Путин действительно верит, что спасает Россию от западного окружения. Это также может быть по всем этим причинам.

Россия взаимодействует с миром — NYPL

Абсолютная монархия : Форма правления, при которой монарх
обладает всей властью и не разделяет ее ни с одной группой или институтом, например,
дворянство или церковь. Эта форма правления преобладала в большинстве штатов,
достигая своего апогея в Европе с 15 по 18 вв.

Ancien Rgime : Название, данное традиционному обществу, характеризующемуся
абсолютной монархией, социальным неравенством и неграмотным или обедневшим
крестьянское большинство.

Боярин : Категория дворян, обычно высокого ранга. В Московии
16-17 веков бояре составляли высший чин
дворянства, и имел право советовать царю в думе ,
или консультативная группа.

Шапка Мономаха : Согласно традиции, византийский император
подарил эту корону великому князю Владимиру Киевскому (годы правления 1113-25).
Шапка Мономаха стала символом русского престола и его исторической
связи с религиозными и культурными традициями Византийской империи.

Кавказ : Кавказские горы образуют почти сплошной вал
простирающийся с северо-запада на юго-восток через перешеек между Черным
и Каспийского морей.

Церковнославянский : Древнейший литературный язык славян,
использовались в первых переводах церковных писаний с греческого
на славянский во второй половине IX в.

Константинополь : В 330 г. н.э. древний город Византия был провозглашен столицей
Восточная Римская (или Византийская) империя, переименованная императором Константином.
отлично. В 1453 году город и то, что осталось от империи, перешло к Османской империи.
захватчики. город был переименован в Стамбул.

Казак (мн. Казаки) : Привилегированный крестьянин-солдат в царской
Россия, преимущественно представитель кавалерии и конной артиллерии. Прежний
до 18 века казаками были беглые крестьяне и прочие имевшие
бежали в степь между Днепром и Доном и образовали
свободные, самоуправляющиеся коммуны, организованные по военному принципу. Казак
население составляло отдельный класс или сословие в Российской империи.

Крымское ханство : Государство в Крыму, отделившееся от
Золотая Орда в 15 веке. В течение 16 и 17 вв.
ханство часто вторгалось на территорию России. Ханство было вассалом
Османской империи до победы России в русско-турецкой войне
1768-74 гг., в составе Российской империи в 1783 г.

Декабристы : Члены тайных революционных обществ, чьи
деятельность привела к восстанию в декабре 1825 г. против царя Николая
I (годы правления 1825-55). Эти группы состояли из офицеров, которые выступали за
республика или конституционная монархия. После смерти Александра I.
они уговорили несколько полков отказаться от верности Николаю в пользу
своего старшего брата Константина, который, как они считали, даст конституцию.
Восстание было плохо организовано и было подавлено. Восстание декабристов.
привело к усилению полицейской активности со стороны царского правительства
распространение революционной активности среди образованных классов.

Домострой : Дословно бытовая инструкция. Сборник правил
относительно религиозных обрядов и повседневного поведения, написанных в
16-ый век.

Дума : Совет совещательных советников; совет.

Восточное православие : Наряду с католицизмом и протестантизмом,
одна из трех основных доктринальных и юрисдикционных групп христианства.

восточнославянский; восточные славяне : Относится к кириллице
языки и народы, главным образом, современной Беларуси, России,
и Украина.

Просвещенный абсолютизм : Просвещенные абсолютные монархи
абсолютную власть как источник права в своих государствах, но стремились осуществить
реформы в правовой и административной структуре государства.

Иностранный квартал : На русском языке, Немецкая Слобода , р-н
Москвы, отведенной западным европейцам в 16-17 веках.
Перепись 1665 года показала, что в поселении было 204 двора, большинство
из которых принадлежали иностранным военным советникам. Купцы и ремесленники
также были хорошо представлены. Поселок вырос из невзрачной коллекции
деревянных зданий в каменный город в западноевропейском стиле
в конце 17 века.

Золотая Орда : Русское название западной части
Монгольская империя, правившая восточнославянской территорией с 13 по н.
15 века. Империя простиралась от реки Обь на восток
до современной Молдавии на западе, на юге до Кавказских гор,
и Аральское, Каспийское и Черное моря.

Великое княжество Московское (Московия) : Царство на западе Центральной России
с конца 14 до конца 17 века с центром в Москве,
и в конечном итоге господство над другими независимыми русскими княжествами как
а также татар Золотой Орды на юге. Возникновение Москвы
поскольку ядро ​​этого политического образования возникло из-за его центральной
расположение, значение как торгового и религиозного центра, ряд способных
правителей, а в монгольские времена — его верность татарскому сюзерену.

Великий князь : В киевские времена глава Киевской Руси
назывался великим князем. До принятия царского титула в 1547 г.
правители Московии также использовали этот титул.

Holy Alliance : название, данное организации 19-го века, которая обеспечивала коллективную безопасность.
для Европы после наполеоновских войн. Исход войн не был
всеобъемлющее общее соглашение, а ряд дипломатических актов и
процедуры, основанные якобы на принципе «христианского братства»,
который большинство расценил цинично. Организация получила свое название от
договор между Александром I из России, Франциском Австрийским и Фридрихом
Вильгельм III Прусский, подписанный в Париже 26 сентября 1815 г.

Священный Синод : Центральный административный орган Российской
Православная церковь с 1721 по 1917 год.

Калмыки : Народ монгольского происхождения. В 17 веке,
большинство их предков покинули то, что сейчас является частью Синьцзяна.
Китай в надежде обосноваться на богатых пастбищах Северного Кавказа
горы.

Киевская Русь : Процветающее княжество, основанное в
9века с центром в городе Киеве (по-украински Кив). это
считается древнейшим восточнославянским государством и культурно-духовным
основание всех позднейших восточнославянских государств, в том числе и Московской Руси.

Кремль : Внутренняя крепость в старых городах, окруженная правительством
постройки и собор. Московский Кремль стал ассоциироваться с
место власти в московские времена.

Маньчжурия : Название, данное народу, который на протяжении многих веков жил в Маньчжурии и прилегающих к ней районах.
областях и кто в 17 веке завоевал Китай и управлял этой страной
уже более 250 лет.

Митрополит : Епископ восточно-православной христианской церкви, проживающий в главном городе.
или «метрополия» гражданской провинции.

Монгольская империя : Обширная конфедерация завоеванных территорий
простирается от Китая до Персидского залива. Монголы – народ с
родом из Центральной и Северо-Восточной Азии. Начиная с 13 века,
они неуклонно продвигались от своей родины. В 1240 году они захватили
Киев и впоследствии доминировали на большей части территории современной Украины и России.
до 15 века.

Москва, «Третий Рим» : Термин, обозначающий
учение о том, что Россия сменила Константинополь как наследницу Рима как центра
православного христианства. Учение стало неотъемлемой частью московского
религиозное самосознание.

Династия Великих Моголов : Основанная в 1526 году династическая линия мусульманских императоров, правивших большей частью
нынешняя Индия. Империя Великих Моголов начала приходить в упадок после смерти
из Аурангзеба (годы правления 1658–1707) из-за фракционных раздоров и иностранного вторжения.
Империя прекратила свое существование в 1858 г.

Московия; Московская Русь; Московское царство : восточнославянское княжество, возникшее во второй
половине 13 века, процветая отчасти из-за готовности
московских князей в качестве сборщиков дани для монголов
Ханы. С 14 по 16 века великие князья расширяли
контроль над другими княжествами, создав ядро ​​будущего русского
государство.

Новгород : Цветущий, самоуправляемый город на северо-западе России, активный торговец.
с западом как самым восточным членом Ганзейского союза. Потому что
из-за своего северного расположения он был вне досягаемости монгольских ханов.
Насильно присоединен к Московскому царству в 1478 году.

Опричник : Член корпуса телохранителей и политической полиции, созданного Иваном IV,
«Грозный», начало 1565 года. Число Опричники
постепенно увеличилось с 1000 до примерно 6000 человек, присягнувших на абсолютную и
слепое подчинение царю. Они пытали и убивали подозреваемых в предательстве,
грабят и расхищают имущество своих жертв.

Османы : Тюркоязычный народ, который к 1400 г.
распространить свое влияние на большую часть Анатолии и даже на Византию.
территории, а также Македонии и Болгарии. В 1453 году султан Мехмед (р.
1451-81) захватил великий город Константинополь. Империя расширилась
значительно при султане Селиме I (годы правления 1512-20), но это было при его сыне Слеймане.
I (годы правления 1520–1566), что империя достигла своего наибольшего размаха.

Патриарх : Высшее должностное лицо Православной церкви.
В России должность патриарха была упразднена Петром Великим,
в пользу Священного Синода, составленного из избранных царем лиц.
Патриаршество было восстановлено после революции 1917 года.

Петров : Относится к Петру I, его царствованию и его влиянию.

Династия Цин : Также известная как маньчжурская династия, названная в честь
Маньчжурское происхождение династов, правивших Китаем с 1644 по 19 гг.11.
Приглашенный китайцами, чтобы помочь императору Мин изгнать бандитскую армию из
Пекине маньчжуры приступили к свержению династии Мин. Иностранец
народа, маньчжуры не стремились править в качестве оккупационной силы. Существующий
Китайская система управления сохранилась, наряду с художественной и
философские учения прошлого. Территория была расширена, в том числе
за счет Московской Руси на Дальнем Востоке.

Раскол : Русский термин, означающий «раскол», и здесь конкретно касающийся
раскол между официальной русской церковью и церковными раскольниками,
откололась во второй половине XVII века в связи с реформами
традиционные услуги и тексты. Несогласные были изгнаны из
официальной церкви как еретиков.

Династия Романовых : Дом Романовых, старинный боярский род, был избран в 1613 г.
Вторая правящая династия России после окончания династии Рюриковичей.
Потомки Михаила Романова (р. 1613-24) правили Россией до отречения от престола.
Николая II в 1917.

Династия Рюриковичей : Считается, что династия была основана викингом Рюриком для управления Новгородом.
в 9 веке. Его потомки впоследствии правили Киевской Русью на
территории нынешней Украины, а позже еще Московского царства.
Династия закончилась со смертью царя Федора в 1598 году.

Русская православная церковь : Восточная православная церковь,
установлен как независимый от древнего Константинопольского Патриархата
в 15 веке. В 1589 г., восточно-православные иерархи в Константинополе
предоставил Русской церкви официальный статус патриаршества, наряду с
Константинополь, Антиохия, Александрия и Иерусалим.

Сефевиды : Правящая династия Персии (современный Иран) с 1501 по 1736 год, основанная
Шах Исмаил I (годы правления 1501–1524). Достигнув своего пика при шахе Аббасе
I (годы правления 1587-1628), династия пришла в упадок, и ей положил конец Надир.
Шах в 1736 году.

Крепостное право : Система, при которой крестьяне были привязаны к земле
и по закону не могли двигаться по собственному желанию. Однако крепостной имел
без права собственности на землю, которая могла (наряду с трудом крепостного
и его семья) быть куплены, проданы или подарены правящим лордом. на москвич
России система была кодифицирована в 17 веке и сохранялась до
его отмена императором Александром II в 1861 г.

Шейбанид : Шейбанидское ханство (1500-99) образовало разрозненную семью.
конфедерация с уделами в Балхе, Бухаре, Ташкенте и Самарканде.
Шейбанидская культура достигла своего расцвета при Абдулле II (годы правления 1557-83).

Шиит : Последователь одной из двух основных ветвей ислама, другой, более крупной
ветвь суннитская. Шиизм был единственной законной верой в Персидской империи.
при Сефевидах.

Стрельцы (мн. Стрельцы) : Элитный отряд мушкетеров/мушкетеров.
Первые постоянные полки вооруженных сил в Московии.

Суннит : Последователь более крупной из основных ветвей ислама. Сунниты
отличаются от секты меньшинства шиитов доктриной, ритуальным правом, теологией,
и религиозной организации.

Татары : Тюркоязычные народы, населяющие центральную часть реки Волги и Уральские горы.
регионы. Этот термин стал применяться (неверно) к монголам, которые
вторглись на восточнославянские земли, начиная с 13 века; следовательно
термин «татарское иго» для описания бремени монгольского налогообложения
и грабежи.

Татарские ханства : Самостоятельные ханства Казанское, Астраханское,
Сибирь и Крым образовались из остатков Золотой Орды от
14 века, и часто устраивали набеги на Московию с севера. Посредством
К концу 16 века Московии удалось завоевать все, кроме
Крымское ханство, окончательно присоединенное Екатериной Великой в ​​1783 году.
Россия. Теремной дворец служил царской кремлевской резиденцией.

пока Петр Великий не перенес столицу в Санкт-Петербург в 1712 г.

Смутное время : Название условно
отнесенный в отечественной историографии к периоду (1598-1613 гг.) между
гибель древней правящей династии России Рюриковичей и
воцарение династии Романовых.

Царь : Суверенный правитель, обычно интерпретируется как сокращение
римского и, следовательно, византийского слова «Цезарь». В 1547 году Иван
IV (годы правления 1533-84) стал первым московским правителем, официально коронованным
Царь.