Содержание
Начало княжения Рюрика в Новгороде- призвание варягов на Русь
Княжение Олега в Киеве
Первый и второй договоры Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания в период правления Олега
Княжение Игоря в Киеве
Первый и второй походы Игоря на Константинополь
Правление княгини Ольги в Киеве
Княжение Святослава Игоревича в Киеве
8. Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие ею христианства (под именем Елена)
Разгром князем Святославом Хазарского каганата
Походы князя Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами. Договор Руси с Византией (971г.)
Междоусобицы в Киеве после убийства печенегами князя Святослава (972-980)
Княжение Владимира Святославича в Киеве
Языческая реформа Владимира (создание единого пантеона языческих богов в Киеве)
Поход князя Владимира на волжских булгар (985)
Крещение Руси
Сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви)- 990е г.
Вторая междоусобица на Руси сыновей Владимира за Киевский престол- 1015-1019г.г.
Княжение Ярослава Владимировича Мудрого в Киеве. Составление свода законов «Правда Ярослава»- наиболее древней части «Русской правды»
19. Победа Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившая мир Руси на четверть века (до прихода половцев)
Строительство Софийского собора в Киеве (1037-1041)
Строительство Софийского собора в Новгороде (1045- 1050)
Первый русский митрополит Илларион, (до него были византийцы) ставленник Ярослава Мудрого – 1051
Княжение Изяслава в Киеве, составление «Правды Ярославичей» — второй части «Русской Правды»-1054. (Правил в Киеве до 1073г.)
Набег половцев на Русь. Поход русских князей (Ярославичей) на половцев и их поражение на р. Альта. Восстание горожан в Киеве
Съезд князей (сыновей и внуков Ярослава Мудрого) в г. Любеч
Поход русских князей на половцев -1111
Великое княжение Владимира II Всеволодовича Мономаха. Издание «Устава Владимира Мономаха»
Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича
Первое упоминание в летописи Москвы
Строительство Успенского собора во Владимире- 1158-1161
Великое княжение Андрея Боголюбского во Владимиро- Суздальской земле -1157-1174г.г
Великое княжение брата Андрея Боголюбского – Всеволода Юрьевича (Большое гнездо)во Владимиро- Суздальской земле 1176- 1212
Неудачный поход на половцев новгород- северского князя Игоря Святославича, послуживший темой для «Слова о полку Игореве»
Княжение в Галицко- Волынской земле Даниила Романовича- 1205-1264
Разгром монголо- татарами русско- половецких дружин на р. Калка
Княжение в Новгороде Александра Ярославича (Невского)- 1237-1241
Нашествие монголо- татарских войск во главе с ханом Батыем на Русь
Разрушение монголо- татарами Рязани- 1237 декабрь
Разрушение городов Северо- Восточной Руси монголо- татарами-1238 январь- февраль
Поражение объединенного войска князей Северо- Восточной Руси в битве с монголо- татарами на р. Сить (Сити)
41. Вторжение войск Батыя на южно- русские земли (Переяславль, Чернигов)- 1239
Взятие Киева войсками Батыя
Невская битва. Разгром войском князя Александра Ярославича (Невского) шведского войска
Ледовое побоище- разгром рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере
Великое княжение князя Александра Ярославича Невского во Владимире
Перепись русского населения в «число», организованная монголо- татарами с целью введения налоговой системы
Княжение Даниила Александровича в Москве, основание первого в окрестностях Москвы Данилова монастыря(1282)
Княжение Юрия Даниловича в Москве. Начало борьбы Москвы и Твери за великое княжение
Великое княжение в Москве Ивана I Даниловича Калиты
Переезд из Владимира в Москву митрополита Петра -1325
Строительство Успенского собора в Москве-1326
Восстание в Твери против ордынцев
Строительство Архангельского собора в Москве 1333
Великое княжение Симеона Ивановича Гордого в Москве 1340-1353
Основание Сергием Радонежским Троице- Сергиева монастыря 1340
Великое княжение в Москве и Владимире Ивана II Красного 1353-1359
Великое княжение Дмитрия Ивановича (Донского) в Москве
Строительство каменного кремля в Москве- 1367-1369
Походы великого князя Литовского Ольгерда на Москву-1368,1370, 1372
Появление в Новгороде ереси стригольников, выступавших за отправление богослужений мирянами- 1374
Поход князя Дмитрия Ивановича на Тверь. Отказ Твери от претензий на великое Владимирское княжение- 1375
Составление «Лаврентьевской летописи»- 1377
Победа московско-рязанского войска на ордынцами на р. Воже
Куликовская битва (Дмитрий Иванович против Мамая)
Поход татаро- монгольского войска во главе с ханом Тохтамышем на Москву. Разорение Москвы и других городов Северо- Восточной Руси
Начало чеканки монеты в Москве (1382)
Великое княжение в Москве Василия I Дмитриевича
68. Создание Андреем Рублевым иконы «Троица» для Троицкого собора Троице- Сергиева монастыря (начало 15 века)
Вторжение ордынских войск Едигея в Северо- Восточную Русь. Осада Москвы
Грюнвальдская битва. Разгром объединенным польско- литовско- русским войском рыцарей Тевтонского войска
Великое княжение Василия II Васильевича (Темного) в Москве
Основание Соловецкого монастыря (1436)
Провозглашение автокефалии русской православной церкви. Избрание Ионы митрополитом Московским и всея Руси
Великое княжение Ивана III Васильевича (1462-1505)
Путешествие Афанасия Никитина в Индию («Хождение за три моря»)
Появление в Новгороде ереси «Жидовствующих», отрицавших божественную природу Христа
Первый поход Ивана III на Новгород. Разгром новгородцев на р. Шелонь (Шелони)
Присоединение Пермской земли к Москве (1472)
Присоединение Ростовского княжества к Москве (1474)
Строительство каменного Успенского собора в Московском кремле (архитектор Аристотель Фьораванти) (1475- 1479)
Второй поход Ивана III на Новгород, присоединение его к Москве
Поход хана Ахмата на Москву; стояние на р. Угра. Отступление Ахмата. Фактическая ликвидация ордынского ига на Руси
Формирование в Москве еретического кружка Федора Курицына (отрицание монастырей и монашества, проповедь идеи свободы воли) – (1484- 1486)
Походы Ивана III на Тверь. Присоединение Твери к Москве (1484-1485)
Строительство итальянскими мастерами кирпичных стен и башен Московского кремля – 1485-1489
Присоединение Вятки к Москве –(1489)
Распространение идей нестяжательства (Нил Сорский) и иосифлянства (Иосиф Волоцкий) 1490е.годы
Издание Судебника Ивана III, установление единого срока перехода крестьян (за нед. До Юрьева дня и нед. После Ю.дня)
89. «Сказание о князьях Владимирских» (обоснование происхождения правящей династии Рюриковичей от римского императора Августа)
Великое княжение Василия III
Строительство Алевизом Фрязином (Новым) Архангельского собора и укреплений Московского кремля- 1505-1516
Присоединение Пскова к Москве
Послание монаха Псковского Елизарова монастыря Филофея к Василию III, в котором выдвигается идея «Москва- Третий Рим»
Правление Ивана IV Грозного
Регентство Елены Глинской, вдовы Василия III –(1533-1538). Завершение создания единой монетной системы Русского государства
Венчание Ивана IV на царство, официальное принятие Иваном титула «царя и великого князя всея Руси»
Созыв Земского собора, создание системы приказов
Деятельность Избранной Рады (конец 1540х- 1550е годы)
Издание Судебника Ивана IV;создание стрелецкого войска
Основание ярмарки у Макарьевского монастыря на Волге (1550)
Стоглавый собор» Русской церкви
Поход Ивана IV на Казанское ханство; взятие Казани, присоединение ее к Русскому государству
Строительство Покровского собора (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве- 1555- 1560
Поход Ивана IV на Астраханское ханство; взятие Астрахани; присоединение ее к Русскому государству
Ливонская война Русского государства за выход к Балтийскому морю
Издание Иваном Федоровым в Москве «Апостола»- первой русской печатной книги
Опричнина – 1565-1572
Первый русский воинский устав- «Уложение о станичной службе»
Поход крымского хана Девлет- Гирея на Москву. Сожжение Москвы
Поход Ермака Тимофеевича в Сибирь- конец 1570х – нач 1580х.г. Вступление дружины Ермака в столицу Сибирского ханства Кашлык- 1581
Начало введения заповедных лет (запрещение перехода крестьян)-1581
Ям- Запольский мир с Речью Посполитой (по окончании Ливонской войны)
Рюриковичи мы — МК
Общество
4108
Поделиться
Новгородский памятник «Тысячелетие России» когда-то был золотого цвета. На известной картине Виллевальде, запечатлевшей торжественное открытие монумента императором Александром II в 1862 году, колокол-держава сияет благородным светом. За 150 лет памятник потемнел, перенес разорение и реставрацию. И вот вновь стал главным символом торжества — осенью этого года Россия отмечает 1150-летие своей государственности. В город на Волхове по этому поводу съехались историки, социологи и политологи из 18 регионов и 12 зарубежных стран. Более двухсот ученых в течение трех дней спорили о прошлом, нынешнем и будущем России на научно-общественной конференции «Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века», организованной двумя крупнейшими университетами — МГУ и СПбГУ, Центром национальной славы России при поддержке администрации Новгородской области. Новгород для масштабной конференции был выбран не случайно — ведь именно на эти земли, согласно летописям, прибыл «родоначальник российской государственности» — Рюрик. Споры о том, откуда есть пошла земля русская, не утихают столетиями. Вот и на этот раз от количества версий и трактовок голова шла кругом. Разобраться в исторических нюансах российской государственности «МК» помог лауреат премии им. В.О.Ключевского, доктор исторических наук, профессор кафедры исторического факультета МГУ Антон Анатольевич Горский.
Антон Горский.
— Антон Анатольевич, почему именно факт призвания варягов на славянские земли решили избрать в качестве отправной точки государственности России?
— Призвание варягов — это неточное обозначение. Речь идет о приглашении на княжение именно Рюрика. И произошло это, как значится в «Повести временных лет», в 862 году. Надо сказать, что образование государства — это, конечно, длительный процесс, и он не сводится к какому-то отдельному событию. При создании русской государственности вех было несколько. Самое раннее упоминание Руси в источниках датируется 839 годом. 860 год — поход русского войска на Константинополь, 862 год — приглашение Рюрика на княжение и 882 год — захват преемником Рюрика Олегом Киева.
— Почему же из всего этого разнообразия дат для истоков государственности избран именно приход Рюрика?
— Среди всех этих дат 862 год выделяется особенно. Хотя надо понимать, что сама эта дата условна. В «Повести временных лет» начала XII века ее составители реконструировали хронологию событий IX века, точно не зная дату призвания Рюрика. В другом памятнике письменности — так называемом «Начальном своде» конца XI века — это событие датируется 854 годом. Но вопрос точной даты — не главный. Главное, что Рюрик — и даже скорее его преемники — объединил под своей единой властью всех восточных славян и даже некоторые неславянские народности. Мы сейчас воспринимаем как само собой разумеющееся, что образовалось государство восточнославянских народностей под названием Русь. Но на самом деле это уникальное явление. Потому что в то же самое время формировались государства славян западных и южных. И хотя территорию они занимали меньшую, чем восточные славяне, там сформировалось по несколько государств. У восточных славян тоже еще до Рюрика шли процессы, ведущие к образованию государств. По летописям известно о существовании нескольких политических образований, имеющих тенденцию к появлению государства, — это район Киева для полян, район Новгорода — у словен и другие. И вполне могло все пойти так же, как у славян южных и западных, то есть образовалось бы несколько государств. Но заслуга Рюрика и его преемников именно в том, что образовалось единое государство и единый народ. И в XIX веке именно это обстоятельство дало основание для того, чтобы привязать дату тысячелетия России к этому событию.
— А зачем славянам, которые уже имели задатки государственности, потребовалось приглашать на княжение какого-то варяга, который умел только плавать на судах, воевать да брать дань?
— Возможно, это связано с тем, что Рюрик и его люди уже имели опыт государственного управления. По одной из версий, Рюрик, упоминаемый в «Повести временных лет», и Рерик, о котором сообщают франкские источники, — не просто тезки, а это одно и то же лицо. Между тем Рерик происходил из рода датских конунгов и долгое время служил франкским королям на территориях в устье Рейна. Это не могло не дать ему богатый опыт государственного управления, ведь Франкская империя, в свою очередь, переняла опыт государственного строительства у древней Римской империи. Так что приглашение на княжение такого опытного «управленца» имело смысл.
— Существует версия, что государство получило название Русь именно потому, что Рюрик и его братья были из племени русь. В «Повести временных лет» написано: «те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».
— Откуда взялось это название — вопрос очень сложный и, в общем, не решенный наукой. Действительно, по «Повести временных лет» варяги Рюрика происходили из некоего народа, называвшегося русь. Причем автор повести отделяет русь от других варягов — шведов, норвежцев. Но дело в том, что в Скандинавии такого народа, как русь, не существовало в раннее Средневековье. Во-вторых, в более раннем источнике — «Начальном своде» конца XI века — Рюрик представителем племени русь не называется, там просто говорится о варягах. То есть русью их называют уже позже — в начале XII века. Ведутся споры и об этимологии самого слова «русь». Есть версии, выводящие этимологию слова из древнескандинавского языка. Есть в этом названии определенное сходство с древнескандинавским глаголом «грести» — «родс». А русью называли, по этой версии, вначале не народ, а викингов-норманнов, которые приходили в Восточную Европу на гребных судах. Еще по одной версии слово «рус» восходит к ираноязычным народам. Есть и славянская версия происхождения этого слова.
— Между тем некоторые ученые связывают возникновение государства российского именно с появлением названия «русь», а потому полагают, что истоком нужно считать не начало княжения Рюрика — 862 год, а приход князя Олега в Киев, и, соответственно, появление Киевской Руси — 882 год.
— Опять-таки дата 882 г. условная, она есть только в «Повести временных лет». Событие это, безусловно, важное, потому что это было объединение раннего северного государственного образования с центром в Новгороде и южного — с центром в Киеве. Создалась своего рода ось государственной территории с севера на юг, по пути «из варяг в греки». И затем уже в течение Х века русские князья распространили свою власть на Восток и Запад в стороны от этой оси. Спор о том, какая веха для российcкого государства важнее, — чисто научный. Начало правления Рюрика — это приход династии, представители которой объединили всех восточных славян в единое государство. А приход Олега в Киев — это ключевое событие на пути этого самого объединения. Одно без другого не существует.
Картина Виллевальде: 150 лет назад памятник был золотого цвета.
— Во время научно-практической конференции в Новгороде довелось услышать и еще одну точку зрения, которая говорит о том, что ни Новгород, ни Киевская Русь, ни даже Московское княжество не могут считаться государством. А о появлении единого российского государства можно говорить только с XIV века.
— Ну тогда уж не с XIV века, а с конца XV, когда появляются названия Россия и Российское государство. Здесь вот в чем дело: государство с названием Россия в современном звучании формируется действительно позже — в конце XV века. Слово «Россия» восходит к названию «Русь» через посредство греческой формы. В Византии слово «Русь» звучало как «Рос» с долгим «о». А для названия государства добавлялось окончание. В XV веке, когда Московское государство уже начало осваивать византийское наследие, стали применять и это название. Конечно, в какой-то мере ту Древнюю Русь и Российское государство можно считать разными образованиями. Но существует и явная преемственность. Даже когда единое государство Русь, о возникновении которого мы говорили, в XII веке распадается фактически на отдельные земли, представление о некоем единстве, о том, что есть «князь всея Руси», сохраняется. И уже в эпоху ордынской власти над русскими землями на северо-востоке начинается процесс образования нового единого государства с центром в Москве. В конце XV века этот процесс в основном завершается, образование получает имя Россия. Это действительно не то же самое государство, что образовалось в IX–X веках, но это его преемник — и территориально, и в династическом плане. Потому что в Москве правила одна из ветвей Рюриковичей. Можно видеть преемственность и в идеологической конструкции этого государства.
— Считается, что одним из особых признаков российской государственности является приверженность к православию — и именно в византийской традиции. Между тем не раз доводилось слышать, что выбор Владимира в пользу той или иной религии был довольно спонтанным, он руководствовался чуть ли не какими-то личными предпочтениями. И склонялся даже к мусульманству.
— Нет, конечно, выбор не был спонтанным. Он был подготовлен предшествующей историей. Уже в начале IX века христианство в восточном варианте, которое позже получило название православия, проникает на Русь. И в кругах русской знати появляются христиане, в том числе и князья. Но альтернатива действительно была — рассматривали возможность выбора между восточным и западным христианством. Потому что вообще IX–X века — это время, когда многие народы Центральной, Восточной и Северной Европы принимали христианство. Большинство принимало по западному образцу, потому что Западная Римская церковь была более активной. При определенных обстоятельствах Русь тоже могла пойти по этому пути. Более того, княгиня Ольга, которая сама крестилась в Константинополе по восточному обряду, вынашивала планы крещения Руси по западному образцу. Но не получилось. И уже Владимир сделал выбор в пользу восточного христианства.
— Говорят, что выбор склонился в пользу Византии отчасти потому, что именно византийское христианство на тот момент было более сильным и нацеленным на имперскую власть.
— Нет, как раз наоборот — в то время западное христианство было более активным в сфере миссионерской деятельности. А связь восточного христианства с властью императора в тот момент для Руси значения не имела, потому что русские князья не обнаруживали никаких претензий на то, чтобы их власть была поставлена на уровень императорской. Такие устремления появляются только в XV веке, уже после падения Византийской империи. В Московском Российском государстве полагали, что императорское наследие Византии должно перейти ему как единственному оставшемуся православному государству.
— Некоторые ученые полагают, что как раз эта роль «наследника Византии» делает Россию «избранной» в историческом плане. То есть у нее есть особая духовная миссия в этом мире. Но есть еще «чаадаевская теория», что Россия в результате оказалась и не Востоком, и не Западом, а некоей «черной дырой», не способной к саморазвитию.
— Я думаю, что Россия ближе по развитию к Европе. Она формировалась как европейское государство. IX–X века — это время, когда образовывалось много государств в Северо-Восточной и Центральной Европе. Это и государства Скандинавии, и государства западных славян, и Венгрия. Формирование Руси шло на этом фоне. Другое дело, что позже был период, когда русские земли входили в систему монгольской империи, но все равно Русь оставалась ближе к Европе.
— То есть версия о том, что европейские идеологические ценности нам не свойственны, не совсем верна?
— В широком смысле Россия, конечно, принадлежит к европейской цивилизации. Но особенности нашего развития и наш менталитет всегда необходимо учитывать.
Подписаться
Авторы:
Елена Короткова
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Зерновая сделка приостанавливается из-за теракта в Севастополе
43684
Крым
Фото: Pixabay. com
«У девочки началась истерика»: что творилось в момент обстрела автобуса в Пскове
Фото
25297
Псков
Светлана Пикалёва
В Ярославле элитный комплекс остался без воды и отопления
14039
Ярославль
Минобоpоны РФ: Севастополь атаковали 9 летательных и 7 морских дронов
13912
Крым
фото: crimea. mk.ru
Глава Ярославской области рассказал ярославцам, что делать с полученными повестками
8418
Ярославль
Крупная база в Екатеринбурге может стать разменной монетой в «ментовских войнах»
Фото
6996
Екатеринбург
Максим Бойков
В регионах:Ещё материалы
Чарла Великий Император Запада, ПЕРИОД АНГКОР, Мамун Великий, Договоры Вердуна , Алгебра изобрел, Wu-Tsung Pervection Разграбление Лондона, Рюрик возглавляет набеги викингов, Период Фудзивара, Македонская династия, Гарольд I, король Норвегии, Великая победа Альфреда над датчанами
|
800 AD Карл Великий — Император Запада — Карл Великий был коронован Императором Запада Папой Львом III 25 декабря — в день Рождества — в церкви Св. Петра. Папа Лев позволил Карлу Великому снять с себя ряд обвинений. Коронация Карла Великого представляла собой необратимый разрыв между Константинополем и Римом. | |
802 г. н.э. Ангкорский период. Ангорский период начался в 802 году, когда Джаяварман II основал свою столицу в Ангоре. Джаяварман объединил всю Камбоджу и добился независимости от Явы. | |
813 — 833 н.э. Мамун Великий – Халифат достиг своего самого славного периода под властью Мамуна Великого. В Багдаде был основан Дом знаний. Там великие греческие и римские произведения древности были переведены на арабский язык. | |
843 AD Верденский договор. Согласно Верденскому договору, Каролингское королевство франков было разделено на три части. Людовик II правил Франкским королевством к востоку от Рейна. Лотарь I правил северной Италией, частью Франции и Бельгии; и Карл II (Лысый) правил западной Франкской империей, состоящей из большей части сегодняшней Франции. | |
820 г. н.э. г. Изобретение алгебры Арабский ученый аль-Хорезми изложил ветвь Алгебры. Аль-Хорезми заимствовал свои работы из индуистских произведений, а также из других более ранних работ. | |
845 г. н.э. Ву-Цунг преследует буддистов. Во время правления даоса Ву Цунга другие религии подвергались гонениям. Буддисты были среди преследуемых, но стали настолько неотъемлемой частью Китая, что религия пережила преследование. | |
851 г. н.э. разграбление датских викингов в Лондоне. Датские викинги поднялись вверх по Темзе в 851 г. н.э. Они разграбили Лондон и Кентербери, но потерпели поражение в Окли от короля западных саксов. | |
860 г. н.э. Хазарские цари обращаются в иудаизм — Хазарские цари обращаются в иудаизм. Еврейская династия царей правит Хазарским царством до 960-х годов. | |
862 AD Рюрик возглавляет набеги викингов – Основанная Россия – Вождь викингов Рюрик возглавлял набеги на Северную Россию. Считается, что в 862 году он и его отряд под названием «Варяги» были приглашены в Новогрод для наведения порядка в этом районе. Говорят, что это знаменует собой начало имперского русского периода. | |
866 — 1160 г. н.э. г. н.э. Период Фудзивара. Период Фудзивара начался в Японии в 866 году. Фудзиваа Мотоцунэ стал первым гражданским диктатором. В этот период были созданы важные произведения классической японской литературы и искусства. | |
867 г. н.э. г. н.э. Василий основал Македонскую династию. Василий убил своего соправителя Михаила III, чтобы стать единоличным правителем Византийской империи. Василий основал то, что стало известно как Македонская династия, которая просуществовала до 1076 года. Это считается золотым веком византийцев. | |
872 AD Гарольд I Король Норвегии Гарольд I был ответственен за создание современной Норвегии, свергнув многих мелких вождей, чтобы объединить страну. | |
878 AD Великая победа Альфреда над датчанами. Альфред Великий одержал крупную победу над датчанами в битве при Эдингтоне в Южной Англии. В результате этой битвы между Артуром и датчанами был подписан Ведморский договор. он разделил Англию на северный и южный секторы, при этом Лондон попал в южный регион Альфреда. |
Дом Рюрика | Европейская королевская история
Иван Иванович из России (28 марта 1554 г. — 19 ноября 1581 г.) из Дома Рюриковичей, был царевичем (наследником) России. Он был сыном царя Ивана IV Грозного, который убил его в припадке ярости.
Молодость
Иван IV Васильевич (25 августа 1530 — 28 марта 1584), широко известный на английском языке как Иван Грозный, был великим князем Московским с 1533 по 1547 год и первым московским правителем, который объявил себя царем всея Руси с 1547 по 1584 г.
Иван был первым московским правителем, родившимся после обретения ею независимости. Сын Василия III, рюриковичского правителя Великого княжества Московского, он был назначен великим князем, когда ему было три года после смерти отца. Группа реформаторов, известная как «Избранный совет», объединилась вокруг молодого Ивана, провозгласив его царем всея Руси в 1547 году в возрасте 16 лет и установив царство России с Москвой в качестве господствующего государства.
Иван был вторым сыном царя Ивана IV Грозного от его первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой (1530 – 7 августа 1560).
Анастасия была второй дочерью боярина Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева и Ульяны Ивановны. Роман Юрьевич служил Окольничим при великом князе Василии III. Дом Захарьиных-Юриевых был второстепенной ветвью дворянского дома, уже побывавшего при дворе, поэтому возможно, что Иван познакомился с Анастасией до смотрины невесты, хотя никаких записей об этом нет.
Один из ее дядей был одним из опекунов Ивана во время регентства его матери великой княгини Елены Глинской, которая владела всей реальной властью. Отец Анастасии происходил от боярина Федора по прозвищу Кошка, четвертого сына боярина Андрея Кобылы. Происхождение ее матери Ульяны Ивановны неизвестно.
Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева также была первой русской царицей. Она была матерью Федора I, последнего прямого царя Рюриковичей в России и двоюродной бабкой Михаила I в России, первого царя из династии Романовых. Ее родителями были боярин Роман Юрьевич Захарьин, Окольничий, умерший 16 февраля 1543 года, давший свое имя династии Романовых русских монархов, и Ульяна Ивановна, умершая в 1579 году.
Братом Ивана Ивановича был Федор. Молодой Иван сопровождал своего отца во время Новгородской резни в возрасте 15 лет. В течение пяти недель он и его отец с энтузиазмом наблюдали за опричниками и удалялись в церковь для молитвы. В 27 лет Иван был не менее начитан, чем его отец, и в свободное время написал биографию Антония Сийского. Считается, что однажды Иван спас своего отца от покушения. Ливонский пленник по имени Быковский занес меч против царя, но царевич быстро нанес ему удар.
Браки
В 1566 году 12-летнему Ивану было предложено жениться на Вирджинии Эриксдоттер, дочери шведского короля Эрика XIV, но этого не произошло. В возрасте семнадцати лет Иван был обручен с Евдокией Сабуровой, которая ранее была предложена в жены царю Ивану. Действительно, она была одной из двенадцати женщин, представленных перед царем на смотре невест, чтобы он мог сделать выбор.
Царь отверг Евдокию как невесту для себя, но позже она была замужем за царским сыном. Царь хотел, чтобы его невестка очень быстро произвела на свет наследника, но этого не произошло, поэтому царь сослал ее в монастырь, а своему сыну дал другую невесту. Этой второй женой была Прасковья Солова, которую вскоре постигла та же участь, что и ее предшественницу, и тоже отправили в монастырь. Затем царь дал своему сыну третью жену, Елену Шереметеву, которая оказалась беременной в октябре 1581 года. У этого ребенка, предположительно, случился выкидыш примерно в то время, когда Иван умер от руки своего отца в ноябре 1581 года.0122
Смерть
Считается, что Иван Иванович был убит своим отцом, Иваном Грозным.
Отношения Ивана Ивановича с отцом стали ухудшаться на поздних этапах Ливонской войны. Разозлившись на отца за его военные неудачи, Иван потребовал отдать ему под командование несколько войск для освобождения осажденного Пскова.
Их отношения еще больше ухудшились, когда 15 ноября 1581 года царь, увидев свою беременную невестку в нетрадиционно легкой одежде, напал на нее. Услышав ее крики, царевич бросился на защиту жены, сердито крича: «Первую мою жену ты без причины отправил в монастырь, ты сделал то же самое со второй, а теперь ты наносишь удар по третьей, причинив смерть сыну, которого она держит в утробе».
У Елены впоследствии случился выкидыш. Цесаревич противостоял своему отцу по этому поводу, но тема изменилась на его неповиновение в отношении Пскова. Старший Иван обвинил своего сына в подстрекательстве к мятежу, что младший Иван отрицал, но яростно придерживался мнения, что Псков должен быть освобожден.
Разозлившись, отец Ивана ударил его скипетром по голове. Присутствовавший при этом Борис Годунов попытался вмешаться, но сам получил удары. Младший Иван упал в полубессознательном состоянии с кровоточащей раной на виске. Старший Иван тут же бросился на сына, целуя его в лицо и пытаясь остановить кровотечение, при этом неоднократно крича: «Будь я проклят! Я убил своего сына! Я убил своего сына!»
Младший Иван ненадолго пришел в сознание и, по слухам, сказал: «Я умираю как преданный сын и покорнейший слуга». Следующие несколько дней старший Иван непрестанно молился о чуде, но безрезультатно, и цесаревич умер 19 ноября 1581 года. трон. После смерти царя в 1584 году ему наследовал его неподготовленный сын Федор I с Годуновым в качестве фактического правителя. После смерти Федора Россия вступила в полосу политической неопределенности, известную как Смутное время.