На седьмом веке трояна: Каков символический смысл выражения “на седьмом веке Трояна”? 👍

8.Сочинения по «Слову о полку Игореве»

Задание 8

 Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?  

Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно. 

Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева.  Выражение «седь¬мой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира.  Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед¬нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о пол¬ку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.

В  интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.

Задание 8.  

Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?

Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.

  Она  носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва. В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

Задание 8.

Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным? 

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпичес¬кого героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени. Привлекатель¬ные качества его личности вступают в противоречие с безрассудст¬вом и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не ин¬дивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к меж¬доусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере един¬ства Руси как государства.

Задание 8.

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь — половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.

Мищенко С.Н.

 

31. «РЫЩА В ТРОПУ ТРОЯНЮ…» . Тайны древних миграций

«Слово о полку Игореве», составленное неизвестным древнерусским сказителем конца XII века, задаёт исследователям много вопросов. Один из них — кто такой Троян, несколько раз упоминаемый в «Слове»? Первый раз о нём говорится, когда автор «Слова» мысленно обращается к Бояну, о котором явствует, что он был известным в прошлом сказителем («Боян — соловей старого времени»). Автор «Слова» уподобляет поэтические приёмы Бояна, среди прочего, рысканию тропой Трояна «через поля на горы». Соседство обоих имён позволило некоторым исследователям предположить, что в данном случае имеет место элементарная ошибка переписчика: вместо «Боян» он написал «Троян».

Однако в трёх других местах имя Трояна фигурирует в «Слове» совершенно самостоятельно, безо всякой связи с Бояном. Во второй раз сказитель перечисляет времена: «Были века Трояна, минули годы Ярослава, были войны Олега Святославича». В третий раз автор «Слова» говорит о «земле Трояна», на которую, после поражения войска князя Игоря, «вступила обида». И, наконец, в четвёртый раз, упоминая про временный захват власти в Киеве в 1067–1068 годах полоцким князем Всеславом, сказитель уточняет, что это произошло «на седьмом веку Трояна».



Итак, про Трояна известно то, что были его времена («века»), была связанная с ним дорога («тропа»), ведшая «через поля на горы», и есть по сию пору (XII в.) страна («земля»), называемая в его честь. На Трояна есть указание ещё и в названии древних валов, с незапамятных времён сохранившихся во многих местах Украины и Молдавии. Их чаще всего называют «змиевыми валами», но иногда и «трояновыми». Одно это перечислите не даёт нам ответа на вопрос, кем был Троян — древним божеством или исторической (легендарной) личностью. Необходимо смотреть, в каком контексте встречается это имя.

«Встала обида в силах Даждьбожья внука, вступила девою на землю Трояню». Поскольку Даждьбог — древнее славянское божество, это соседство в «Слове» побудило многих исследователей утверждать, что и Троян — один из богов славянского языческого пантеона. Подтверждение этому находится в некоторых древнерусских христианских поучениях против язычества, где среди объектов сохранявшегося кое-где поклонения богам старославянского пантеона упомянут и Троян. Однако А.Г. Кузьмин верно подчеркнул, что в данном конкретном случае «само сопоставление Трояна с Ярославом и Олегом Святославичем предполагает, что речь идёт именно о правителе, а не о божестве». То, что правитель носил одно имя с богом, не должно удивлять. Один из сыновей князя Владимира Великого носил имя Позвизд, а так звали одно из славянских божеств ветра.

Многие историки, ещё до Кузьмина разделявшие мнение, что Троян «Слова» — историческая личность, а не божество, отождествляли его с римским императором Траяном. В частности, с его именем связывали знаменитые валы. Траян прославился тем, что в начале II века н. э. покорил воинственный народ даков, населявший территорию нынешней Румынии. Строительство валов на территории Украины не было связано с его деятельностью, но воинская слава императора Траяна позволила последующим поколениям назвать валы его именем. «Землёй Трояна» славяне стали называть низовья Дуная, где с тех пор пролегла граница Римской империи. Имя Траян в славянских языках трансформировалось в «Троян», причём этот персонаж стал со временем обожествляться. На этой версии настаивал академик Н.С. Державин, выдвинувший её ещё в 40-е годы прошлого века.

Правда, учёный не смог убедительно объяснить, почему события второй половины XI века произошли «на седьмом веку» после Траяна, правившего в начале II века. По его суждению, автор «Слова»: 1) либо пользовался понятием «век» в значении «дюжина дюжин лет», т. е. 144 года;

2) либо не знал точно, сколько времени прошло со времён Траяна, поэтому использовал выражение «7-й век» в значении неисчислимого множества лет, прошедшего с незапамятной древности.

Однако в имеющихся источниках нет указаний на то, чтобы где-то и когда-то в веке считали 144 года. Дальше всех в отрицании конкретной хронологической основы выражения «седьмой век Трояна» пошел академик Д. С. Лихачёв. Он предположил, что «седьмой век Трояна» — это аллегория последнего века язычества для автора «Слова». На это справедливо возразил Кузьмин: «В русской языческой мифологии вообще не обнаруживается следов мистификации числа 7». По версии Державина непонятно, почему после поражения войска князя Игоря «обида… вступила» на земли вблизи Дуная, когда Игорь был князем Новгород-Северским. По всему контексту выходит, что «земля Трояна» в данном случае — Русская земля, причём в узком географическом смысле, как обычно употреблялось это понятие до начала XIII века (см. гл. 5). Лихачёв, считая Трояна божеством, также отметил, что в «Слове» под «землёй Трояна» может иносказательно подразумеваться только Русская земля. Но он тоже считал, что Троян — обожествлённый славянами грозный римский император.

Однако румынский филолог А. Болдур ещё в 1958 году лингвистически доказал, что Траян и Троян — разные персонажи. Имя Троян встречается в топонимике Румынии, и оно заимствовано у славян. Было бы странно, если бы румыны заимствовали имя римского императора, завоевавшего Дакию (т.с. нынешнюю Румынию), лишь через посредство славян. Непосредственное заимствование имени Траян в румынском языке есть, но оно звучит иначе. Кроме того, можно лингвистически датировать время заимствования имени Троян из славянского в румынский — по Болдуру, это VI–VII века.

Ближе всех к разгадке «тайны Трояна» подошёл профессор А.Г. Кузьмин, изложивший свою гипотезу на страницах журнала «Вопросы истории» в 1969 году (№ 5). Он обратил внимание на то, что «буквальное значение слова “век” в древности — это срок жизни человека, предмета, явления». В этих словах — ключ к ответу. К сожалению, Кузьмин отказался следовать собственному указанию, предположив далее, что «век» — это срок, разделяющий поколение отцов и детей. Это время древние римляне, к примеру, оценивали в 25 или 36 лет, считает Кузьмин. Применив эту хронологию к указанию на события «седьмого века Трояна», учёный пришёл к выводу, что Троян был реальным правителем, жившим в Киеве в IX веке.

Причём, в отличие от легендарного Рюрика, именно Троян, по версии Кузьмина, был на самом деле родоначальником династии русских князей! Рюриковичи, по Кузьмину, на самом деле были Трояновичами! Троян, а не Рюрик, был дедом русского князя Игоря (X в.). В 1067–1068 годах Русскими землями правило седьмое поколение Трояна.

Принять эту гипотезу нам не позволяет сё противоречие собственному же указанию, что век — это полный, конечный срок жизни чего-то или кого-то, а не средний детородный возраст. В версии Кузьмина остаётся также непонятным значение эпитета «тропа Трояна».

Как совершенно точно установили крупнейшие специалисты в семиотике и этимологии славянских слов Вяч. Вс. Иванов и В.Н. Топоров, «сам жизненный цикл, вся протяжённость жизни от рождения до смерти обозначалась у славян словом “vek”». Это, конечно, меньше столетия, но и не 25–36 лет. В те древние времена не было статистики, позволявшей установить «среднюю продолжительность жизни». «Век» — возраст человека, дожившего до глубокой, преклонной старости. Только в таком значении он мог служить единицей измерения больших хронологических промежутков.

Сколько лет было в древнеславянском «веке»? На этот вопрос славянские памятники не дают точного ответа. Придётся обратиться к аналогичным памятникам близких народов. Переложение древнегерманских мифов «Младшая Эдда» было создано в Исландии сказителем Снорри Стурлуссоном в начале XIII века, всего на несколько десятилетий позже «Слова о полку Игореве». Стурлуссон творил уже в христианскую эпоху, но языческие боги и верования для него, как и для нашего автора «Слова», не умерли. Оба памятника параллельны в стадиально-культурном отношении. В «Младшей Эдде» есть перечень смысловых аллегорий чисел. Среди прочего, там говорится: «Век человечий — восемьдесят».



Подставим это число в расчёт «веков Трояна» исходя из того, что 1067–1068 годы приходятся па седьмой из этих веков. Получится, что начало собственно Троянова века, первого из этих веков, лежит в промежутке между 507 и 588 годами, а конец падает па 587–668 годы. Итак, время Трояна — VI–VII века. Как видим, это полностью совпадает с вычисленной Болдуром датировкой заимствования имени Троян из славянского языка в румынский.

Но это также совпадает и с периодом походов и переселений славян на Балканский полуостров! В этой связи «тропа Трояна через поля на горы» обретает очертания военной дороги славянских дружин. Горы тут могут быть только одни — Балканские. Возможно, что «тропа Трояна» — конкретный маршрут, а не просто поэтическое обобщение.

На Нижне-Дунайской равнине лежит болгарский город Русе. От него в горы поднимается дорога, на которой находится город Троян, а выше — перевал Троян через хребет Стара-Планина. Продолжение дороги — в направлении древнего города Солунь (ныне Салоники). В этом направлении, согласно византийским источникам, неоднократно совершали походы славянские дружины. Вдоль этого же пути те же источники отмечают наличие славянских племён: северян — на Дунае и дреговичей — там же, а затем в Фессалии (Северной Греции). Славянские племена с этими же именами известны и на Русской равнине, они вошли затем в состав Древнерусского государства. Там, на Русской равнине, был исходный пункт этих походов и база колонизации. Конкретные связи между будущей Русью и районом города Русе для VI–VII веков прослеживаются археологически.

«Трояновы», или «змиевы» валы, судя по радиоуглеродным датировкам остатков выжженного леса, лежащих в их основании, создавались в разнос время в промежутке от 150 года до н. э. до 670 года н. э. То есть они не могут быть связаны с деятельностью какого-то одного правителя. Но показателен верхний предел этих датировок — он тоже совпадает со временем миграции славян.

Таким образом, в «век Троянов» происходили массовые передвижения славян на Балканский полуостров, сопровождавшиеся интенсивным оборонительным строительством на юге Русской равнины (ВПН ещё не закончилось, и с востока продолжали приходить волны мигрантов — аваров, хазар и др.). Вся эта военно-организационная деятельность могла со временем связаться в памяти восточных славян с одним человеком — очевидно, наиболее знаменитым и удачливым вождём племени или даже союза племён. Этот человек носил имя Троян — по имени одного из богов (троичность вообще — характерная особенность традиционного индоевропейского представления о божестве, перенесенная даже на христианского Бога). Отсюда конкретный счёт времени по «векам Трояна», эпитет позднейшей Руси как «земли Трояна», обозначение пути походов на Балканы как «тропы Трояна». Данное объяснение, как кажется, лучше удовлетворяет всему комплексу понятий, связанных с Трояном в «Слове о полку Игореве», чем попытка подставить Трояна на место Рюрика.

Так, с древними миграциями оказывается соединена ещё одна интригующая тайна предыстории Русской земли, над которой мы только что приподняли завесу…



True/False

Дом

До:
Ресурсы студентов

Глава 1

Вопросы викторины

Множественный выбор

Верно/Неверно

Вопросы для обсуждения

Веб -ссылки

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

ГЛАВА 6

ГЛАВА ГЛАВА ГЛАВА 7

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Глава 13

Глава 14

 

Обратитесь к торговому представителю

Карточка с комментариями о высшем образовании

  1. Апеннинские горы простираются почти строго на запад вдоль западного побережья итальянского полуострова.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  2. Этрурия была регионом плодородных холмов, лесов и озер, примерно ограниченным реками Арно и Тибр.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  3. Западная оконечность Сицилии находится примерно в 100 милях (160 км) от мыса Бон в современном Тунисе.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  4. Преномен указывал на принадлежность римского мужчины к семье ( gens ), а номен был его именем или личным именем.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  5. Среди общин южной Этрурии, превратившихся в города-государства в конце восьмого века, были Тарквинии, Вульчи и Вейи.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  6. Низкая территория, ставшая римским «Форумом», была осушена в седьмом веке, и к концу шестого века Рим стал одним из крупнейших городов Италии.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  7. Несмотря на римские мифы о происхождении их города, нет никаких доказательств существования королей в ранней истории Рима.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  8. « Regia », сокращение от слов «за стеной», было официальным названием священной границы города Рима.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  9. Говорят, что троянский герой Эней высадился в Лациуме недалеко от будущего города Лавиниум.

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ
  10. Жители латинских городов в Лациуме были вынуждены переехать в Рим и жениться на римлянках в рамках церемонии под названием « conubium ».

      а. Истинный

      б. ЛОЖЬ

 

Миф о Троянской войне

Знакомство с эпической историей

История древнего города Трои и великой войны, которая велась из-за него, рассказывается уже около 3000 лет. Распространённый странствующими сказителями, он был облечен в мощные слова греческим поэтом Гомером ещё в восьмом-седьмом веках до нашей эры, а в мощные образы — древнегреческими и римскими художниками. Точно так же, как он восхищал публику в прошлом, он все еще говорит с нами сегодня, и легко понять, почему. Это история, в которой есть все — любовь и утрата, отвага и страсть, насилие и месть, триумф и трагедия — в поистине эпическом масштабе.

История, охватывающая несколько десятилетий, разворачивается в мифическом прошлом Греции. В его основе — могущественный город Троя на западном побережье Анатолии (современная Турция), 10 лет осажденный греками, приплывшими через Эгейское море, чтобы отомстить за тяжелую обиду — похищение женщины. Эта древняя мировая война отличается звездным составом персонажей. В этом участвуют даже боги.

Но это не простая история о добре и зле. Его герои — и не более, чем великий Ахиллес — сложны, обладают богатырской силой, но человеческими слабостями, и в конце концов неясно, кто на самом деле побеждает.

Греческий герой Ахилл убивает королеву амазонок Пентесилею, сражавшуюся на стороне Трои, на чернофигурной амфоре ок. 530 г. до н.э. По одной из версий истории, в самый момент ее смерти взгляды их встречаются, и он влюбляется в нее.

Суд Париса

История начинается со свадьбы. Морская богиня Фетида выходит замуж за смертного человека, и приглашены все боги и богини, кроме одной — Эриды, богини раздора. Разозлившись, она бросает в гости золотое яблоко с надписью «Самой красивой». Три богини претендуют на это для себя, а царь богов Зевс, не желая вмешиваться сам, выбирает судьей троянского принца Париса. Богиня любви Афродита побеждает в соревновании, поскольку она пообещала Парису обладание самой красивой женщиной на земле, Еленой. Есть только одна проблема. Елена уже вышла замуж за Менелая, царя греческого города Спарты.

На этой этрусской картине из гробницы изображен суд Париса. Слева Париж ждет трех богинь. Афродита, последняя из трех, задирает платье, обнажая ноги. Справа к Хелен подходят три женщины, приносящие драгоценности и духи. Около 560–550 гг. до н.э.

Лицо, спустившее на воду тысячу кораблей

Парис, принц Трои, прибывает в Спарту с государственным визитом, но возмутительно уезжает с женой своего хозяина Еленой, королевой Спарты. Чтобы вернуть Елену и восстановить свою честь, обманутый муж, царь Менелай, собирает огромную армию греческих героев. Его предводителем является брат Менелая Агамемнон, царь могущественного греческого города Микены. Армия плывет к Трое, разбивает лагерь и осаждает город. Но у Трои крепкие стены, и троянцы храбро защищают город на протяжении девяти долгих лет боев. Однако грекам удается совершить набег на соседние троянские города, взяв некоторых жителей в плен. Среди них Брисеида, молодая женщина, которую греческий герой Ахиллес получает в качестве почетного приза.

Некоторые думают, что Пэрис похитил Елену, другие говорят, что она влюбилась в него и охотно последовала за ним. Южно-итальянский художник этого сосуда предполагает, что вина лежит на богах. Афродита стоит прямо позади Елены, которая впервые поднимает вуаль перед Парижем. Ниже Эрос игриво позволяет собаке преследовать гуся, возможно, предполагая, что увлеченные люди — просто игрушка богов.

Ярость Ахиллеса

На 10-м году Троянской войны разворачиваются драматические события, описанные в гомеровской Илиада . Царь Агамемнон, предводитель греческих войск, захватывает Брисеиду для себя. В ярости Ахилл уходит из боя вместе со своим войском. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, просит Зевса на время оказать благосклонность троянцам, чтобы Агамемнон пожалел, что обесчестил ее сына. В последовавшей битве троянцы продвигаются вперед и могут разбить лагерь на равнине, в опасной близости от греческих кораблей. Отчаявшись отбросить их, близкий друг и, возможно, любовник Ахилла Патрокл переодевается в доспехи Ахилла и ведет греков в бой, надеясь поднять боевой дух греков и запугать троянцев. Сначала план срабатывает, но Патрокла убивает троянский царевич Гектор. В состоянии охваченной горем ярости, отчаянно желая отомстить Гектору, Ахиллес откладывает ссору с Агамемноном.

На этой афинской чаше для питья Ахиллес сидит замкнутый и сердитый в своей палатке, плотно закутанный в плащ, в то время как два глашатая уводят его приз, порабощенную женщину Брисеиду.

Смерть Гектора

Ахиллес возвращается в бой в новых доспехах, принесенных его матерью. Победа снова на стороне греков — и Ахиллесу удается убить Гектора.

Ахиллес и Гектор сталкиваются друг с другом в бою. Ахиллес бросается вперед, а Гектор падает назад, обнажая раненую грудь.

 

Охваченный гневом и горем, он не позволяет троянцам забрать тело Гектора для обычных похорон. Вместо этого он оскверняет его, волоча за своей колесницей, а испуганная семья Гектора наблюдает за происходящим со стен Трои. В последующие дни он неоднократно тащит тело в пыли. Но боги сжалились над Гектором и его семьей, оберегая тело Гектора от повреждений и разложения. Бог-посланник Гермес помогает обезумевшему отцу Гектора, троянскому царю Приаму, тайно проникнуть в греческий лагерь. Он умоляет Ахиллеса выкупить тело своего сына. Безжалостная жажда мести Ахилла утихает, и он соглашается на просьбу Приама. Это необыкновенная, волнующая встреча, которая возвращает герою человечность и ощущение порядка в мире. Похороны Гектора теперь могут состояться. Этот момент в истории, где Илиада заканчивается.

Троянский царь Приам целует руку Ахиллеса, человека, убившего его сына. Эта изысканная римская серебряная чаша была найдена в могиле вождя в Дании.
Изображение: Роберто Фортуна и Кира Урсем © Национальный музей Дании

Гибель Ахиллеса

Гектор мертв, но война продолжается. Троя еще не пала, и на помощь городу приходят союзники, некоторые издалека. С помощью Ахиллеса греки побеждают как амазонок (женщин-воительниц во главе с их царицей Пентесилеей), так и эфиопов под предводительством царя Мемнона. Но Ахиллес знает, что ему суждено умереть молодым, ибо его божественная мать однажды предсказала, что его жизнь будет короткой, если он останется сражаться под Троей. Именно Парис, троянский принц, чье похищение Елены положило начало войне, убивает Ахиллеса. По одной из версий истории, божественная мать Ахилла пыталась сделать его неуязвимым в младенчестве, окунув его в воды реки Стикс. Но она держала его за одну пяту – знаменитую ахиллесову пяту – и это слабое место, куда Парис попадает в него стрелой, окончательно сбивая великого воина.

В этой неоклассической мраморной скульптуре Раненый Ахиллес работы Филиппо Альбачини (1777–1858), которая была заказана для галереи скульптур в Чатсуорт-Хаусе, Ахиллес сжимает стрелу, пронзившую его пятку. © Коллекции Девоншира, Чатсуорт. Воспроизведено с разрешения попечителей поселения Чатсуорт.

Падение Трои

Греки, наконец, выиграли войну благодаря искусному обману, придуманному героем и царем Итаки Одиссеем, известным своей хитростью. Они строят огромного деревянного коня и оставляют его за воротами Трои в качестве подношения богам, а сами делают вид, что отказываются от битвы и уплывают. Однако тайно они собрали внутри своих лучших воинов. Троянцы попадаются на уловку, приводят коня в город и празднуют победу. Но когда наступает ночь, скрытые греки выползают и открывают ворота остальной части армии, которая молча отплыла обратно в Трою. Город разграблен, мужчины и мальчики зверски убиты, в том числе царь Приам и маленький сын Гектора Астьянакс, а женщины взяты в плен. Троя пала. Но надежда на выживание троянцев все еще есть — Эней, сын двоюродного брата царя Приама, бежит из города со своим старым отцом, маленьким сыном и бандой троянских беженцев. История Энея изложена в девятой главе Вергилия.0174 Энеида .

Крышка римского саркофага, конец II века н.э. © Музей Эшмола, Оксфордский университет.

На этой детали крышки римского саркофага деревянную лошадь втаскивают в город. Великолепный колесный конь сам вооружен шлемом и щитом — намек на скрывающихся внутри воинов. © Музей Эшмола, Оксфордский университет.

Возвращение домой

После падения Трои у выживших героев и их войск мало шансов насладиться победой. Боги гневаются, потому что многие греки совершили кощунственные злодеяния во время разграбления Трои. Немногие греки легко добираются до своих домов или живут, чтобы насладиться их возвращением. Самое трудное, длинное и насыщенное событиями путешествие — это путешествие Одиссея, описанное в гомеровской девятой книге.0174 Одиссея . Он вынужден отправиться в самые дальние уголки Средиземного моря, терзаемый морским богом Посейдоном. Его подстерегают бури, кораблекрушения и пестрая толпа странных существ и коварных людей, от одноглазого великана-циклопа до сирен с их завораживающей песней. Одиссей, наконец, достигает своей родины только для того, чтобы обнаружить, что его дом осажден претендентами на руку его жены, которая думала, что он не выживет в своем путешествии.