Содержание
Ведические и христианские даты основания Москвы: Князь Юрий Долгорукий
Основатель – Юрий Долгорукий
Итак, была весна 1147 года. Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, однако волею судеб правивший не в стольном граде Киеве, а в окраинных Ростово-Суздальских землях, написал и отправил грамоту северскому князю Святославу Ольговичу, бывшему в то время в Смоленске: «Приди ко мне, брате, в Московъ». Сии слова, дошедшие до нас благодаря «Ипатьевской летописи», почитаются первым упоминанием о Москве.
Что же тогда произошло? Для чего Юрий Долгорукий звал Святослава в Москву? Дабы понять это, вспомним то время.
Неспокойно было на Руси. После смерти Владимира Мономаха (великий князь, 1113–1125) престол в Киеве стал переходить к его сыновьям – Мстиславу Великому, а затем к Ярополку и Вячеславу. При княжении последних двух братьев, кои оказались слабыми правителями, Киевская держава стала распадаться на удельные княжества.
Дело дошло до того, что Вячеслава выгнал с киевского престола усилившийся черниговский князь Всеволод Ольгович, захвативший Киев с помощью половцев. Как утверждает летопись, тогда «придоша Ольговичи с половци… и села пожгоша… и много полон взяша…».
Не любили киевляне Всеволода, как и всех Ольговичей, ставленников половецких ханов. Но поневоле терпели их целых семь лет. В 1146 году Всеволод умер и взошёл на престол его брат Игорь. Однако удержался он на троне всего 13 дней, ибо киевляне восстали и перешли на сторону внука Мономаха Изяслава Мстиславовича, пришедшего тогда с войском торков и берендеев из Владимира Волынского.
В тот же год глава клана Ольговичей Святослав задумал вернуть трон. Он заключил союз с половцами хана Саимчюгоя и иными, «зело зли сущими», и пошёл… но не на Киев, а на север по днепровской лесостепи, по землям кривичей и вятичей.
Весна 1147 года застала его в Смоленске. Нетрудно догадаться, что сей крюк он сделал по воле половцев, и был это обыкновенный набег степняков, лишь прикрываемый именем претендента на престол.
В такой обстановке и призвал Юрий Долгорукий на переговоры в Москву Святослава Ольговича, надо полагать, вместе с половецкими ханами.
И вот 4 апреля 1147 года, в пятницу, Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович встретились в Москве. На другой день после приезда гостей состоялась обильная трапеза, по выражению летописи, «обед силён».
Нелишне будет отметить, что и сам Юрий Долгорукий, и Святослав Ольгович знали толк в яствах. Летопись так описывает Юрия Долгорукого: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицем белый, глаза не вельми великии, нос долгий и накривленный, брада малая, великий любитель жён, сладких пищ и пития…» («Летопись Изяслава Мстиславовича»). Из сего описания можно заключить, что образ Юрия Долгорукого, известный нам по знаменитому памятнику, сильно идеализирован.
Да и о самом Святославе в летописи сказано, что тот «бе тяжек телом» (когда ему пришлось бежать от берендеев, он «трудилъся бежа», а потом остановился, так как «не може ехати»). Итак, в Москве собрались тогда два князя, весьма любящих поесть. Вероятно, что сюда же приехали не менее охочие до яств половецкие ханы, такие, как Саимчюгой, Осулковичи, Токсобичи и Кулебичи, с коими князья затем выступали в совместных походах.
Сии князья и ханы в тогда уже хлебосольной Москве попировали, обменялись богатыми дарами и договорились о союзе, направленном против Изяслава и берендеев. Замечу, что половцы-кочевники были христианами византийского толка, как и воины Святослава и Юрия Долгорукого. А противники их, берендеи и иные «чёрные клобуки», придерживались древней ведической веры. Князь Изяслав Мстиславович, возглавивший берендеев, был христианином, но он, конечно, терпимо относился к их вере. Так что договор Святослава, Юрия Долгорукого и половцев был, в сущности, договором о «крестовом походе» против «еретика» Изяслава и «язычников» берендеев.
В последующие годы Киев не раз переходил из рук в руки. То побеждали Изяслав и берендеи, то власть брали Юрий Долгорукий, Святослав и половцы. А Русь истекала кровью от междоусобиц и половецких набегов.
Нас же прежде всего интересует вопрос: когда в это смутное время Юрий Долгорукий основал Москву? Сразу же бросается в глаза, что к 1147 году Москва уже существовала, в ней уже можно было устроить «обед силён», принять многих гостей. Но может быть, всё же она была основана самим Юрием Долгоруким, только несколько ранее?
Вот тут-то и начинается путаница. Летопись утверждает, что основал Москву Юрий Долгорукий не ранее, а позднее, а именно (согласно рукописи № 92 Государственного исторического музея) в 1158 году.
Будто бы Юрий Долгорукий приехал тогда к Москве-реке, убил боярина Кучку, который отнёсся к нему непочтительно. Жену Кучки сделал своей полюбовницей либо «любимой женой», по местному обычаю (и она им «наиболе владела», была любима более княгини), дочь Кучки выдал за сына своего Андрея. А потом «взыде на гору и обозрев с нее семо и овамо по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, и возлюби сёла оные и повелевает на месте том вскоре соделать мал древен град».
Значит, Юрий Долгорукий основал город в 1158 году на месте неких сёл боярина Кучки? Но зачем же он и сам взял жену его, а дочь выдал за сына? Ведь так делают обычно с жёнами и дочерьми владык покорённых стран, дабы утвердить новую власть и при этом опереться на бывшую прежде… Ясно по крайней мере, что эти женщины имели немалое влияние, а возможно, и принадлежали к древнему царскому роду.
Ещё более запутывает дело то, что в 1158 году, когда якобы Юрий Долгорукий всё это свершал, он уже был давно в могиле. Здесь явная ошибка летописца. И не одна! Ибо в строках об основании Москвы цитируется легенда об основании города… только не Юрием Долгоруким, а первым князем московским – патриархом Мосохом.
Александр Асов: «Священные прародины славян»
Tags: Славяне Предки Русь
Не княжеское дело – Газета «Ъ» Украина – Коммерсантъ
1K
2 мин.
. ..
Управляющий делами Киево-Печерской лавры архиепископ Митрофан вчера сообщил, что Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) готова передать России останки основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. Между тем их подлинность остается под вопросом — ученые считают, что к князю они не имеют никакого отношения.
Князь Юрий Долгорукий в 1147 году основал Москву. В 1157 году он был отравлен киевскими боярами. Предполагаемые останки Долгорукого в 1989 году нашел археолог Виктор Харламов. В настоящее время они хранятся в Киеве в храме Спаса на Берестове, принадлежащем УПЦ МП. В апреле этого года депутат московской городской думы Иван Новицкий предложил перенести их в Москву.
Вчера управляющий делами Киево-Печерской лавры архиепископ Митрофан заявил, что УПЦ МП рассматривает возможность передачи останков князя Юрия Долгорукого России для последующего их захоронения в Москве.
«Если будет научно доказано, что это действительно останки великого князя Юрия Долгорукого, церковь примет участие в акции (передаче останков Москве.—Ъ) в том формате, который ей соответствует, то есть с молитвой придаст земле останки человека, который был крещен в православной церкви»,— сказал вчера архиепископ Митрофан.
По его словам, на сегодняшний день ученые не идентифицировали останки, найденные в середине минувшего столетия возле церкви Спаса на Берестове. В их подлинности сомневаются и в самой УПЦ МП.
Пресс-секретарь УПЦ МП Василий Анисимов в телефонном разговоре с Ъ подчеркнул, что «передача мощей является распространенной практикой в православном мире», однако в данном случае могут возникнуть некоторые проблемы. «Во-первых, князь не канонизирован, и когда говорят о ‘мощах’ — это неправильно, потому что мощи могут быть только у святых. А во-вторых, мы даже не знаем, чьи останки хранятся в Киеве — они без головы, и где она, никто не знает»,— объяснил господин Анисимов.
Ученые уверены, что останки, хранящиеся в Киеве, вообще не имеют никакого отношения к Юрию Долгорукому. «Экспедиция Харламова нашла какие-то кости, после чего несколько молодых аспирантов — участников раскопок — заявили, что они нашли останки Юрия Долгорукого, впрочем, ничем это не подтвердили. У ученых нет ни одного доказательства, что останки принадлежат Юрию Долгорукому. Я считаю, что это крупная мистификация»,— заявил директор Института археологии Национальной академии наук Украины Петр Толочко.
В Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) говорят, что передать останки Юрия Долгорукого можно, например, в том случае, если «Россия вернет мощи князя Михаила Черниговского». «Им место на Украине, а не в Архангельском соборе Кремля»,— считает пресс-секретарь УПЦ КП архимандрит Евстратий.
В комитете Верховной рады по вопросам культуры и духовности также отмечают, что передать останки возможно. По словам его главы Владимира Яворивского, одним из условий передачи может быть перезахоронение праха Александра Довженко. Впрочем, в прошлом году Виктор Ющенко издал указ о создании комиссии по перезахоронению режиссера (см. Ъ от 27 ноября 2006 года). Позже договоренности о возможности перенесения праха были достигнуты между министерствами культуры РФ и Украины.
АРТЕМ Ъ-СКОРОПАДСКИЙ
История России: Москва » Своя Тропа
История России: МоскваМосква имеет уникальную историю. Первые упоминания о городе относятся к 1147 году, и, вопреки распространенному мнению, Москва не всегда была столицей страны. Сегодня отцом-основателем города считается русский князь Юрий Долгорукий, который в 1147 году обедал с друзьями в Московском городке, названном в честь местной Москвы-реки.
Вскоре после этого здесь на Боровицкой горе была построена небольшая крепость, которая впоследствии разрослась в большой комплекс, ныне именуемый Московским Кремлем, а тогда это был городок, сосед Владимира, который считался вторым по значимости город штата.
Расположение Москвы на берегу Москвы-реки сыграло ключевую роль в истории города. Это было важно, потому что река соединяла стратегически важные реки Оку и Волгу. Такое расположение и быстрый рост населения привели к тому, что немногим более чем через сто лет здесь было основано Московское государство, а местная династия, сначала правившая Московским княжеством, впоследствии стала правительницей всей России.
С XIV века Москва соперничала с Тверью за власть и влияние, но впоследствии, после нападения московского князя Ивана Калиты и монгольского войска, Тверь не смогла оправиться от такого нападения, и Москва стала религиозной и культурный центр. В это же время началось строительство «нового Кремля», правда, теперь вместо дерева использовался белый камень.
В конце 15 века большая часть русских земель уже была объединена вокруг Москвы. Иван IV, также известный как Иван Грозный, объявил себя «царем» (от латинского слова «цезарь») Москвы и всей Руси, но после его смерти ни один наследник из правящей династии не смог сменить правителя и страна попала в так называемое смутное время, когда Москва была оккупирована Речи Посполитой. После окончания оккупации новым царем был назначен Михаил Романов, и возникла новая династия, правившая страной на протяжении 300 лет. лет
В начале 18 века новый российский император Петр I основал на севере страны новый город, построенный по европейским стандартам — Санкт-Петербург и перенес туда столицу. Но Москва не утратила своего статуса столицы полностью, потому что здесь продолжали короноваться российские императоры. Именно Москву пытался завоевать Наполеон в 1812 году, но москвичи сожгли большую часть города, прежде чем оставить его французским войскам.
После революции 1917 октября большевики перенесли столицу обратно в Москву, и вскоре она стала столицей Советского Союза. Москва стала быстро растущим и процветающим мегаполисом, и до сих пор остается одним из крупнейших и важнейших городов Европы. Во времена Советского Союза появилось Московское метро, одна из самых удобных и красивых транспортных систем в мире.
Во время Второй мировой войны город снова стал крупным полем битвы и мишенью для вторгшихся войск. Большинство москвичей были эвакуированы из города, поскольку советские солдаты сражались с фашистами в битве под Москвой с 19 октября.с 41 по январь 1942 года. Поражение гитлеровцев в этом бою стало одним из главных переломных моментов в войне.
После распада Советского Союза в 1991 году Москва продолжала выполнять функции столицы, но на этот раз уже нового государства — Российской Федерации. Сегодня Москва — чрезвычайно разнообразный город, в котором старые кварталы соседствуют с недавно построенными небоскребами. Здесь творилась русская история.
Часть вторая – Новости – Вышка в свете – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Обзор восьми главных городов «Золотого кольца» России от Владимира до Сергиева Посада.
https://journal.tinkoff.ru/faq-golden-ring/
Эта статья — вторая часть моей мини-серии об историческом российском туристическом маршруте, известном как «Золотое кольцо». Если вы хотите узнать больше об истории и происхождении этого маршрута, пожалуйста, ознакомьтесь со статьей, которую я написал для первой части. На этот раз я буду исследовать каждый город в отдельности, обсуждать их индивидуальную историю, а также их лучшие достопримечательности. Без лишних слов начну на восток от Москвы и двинусь против часовой стрелки, начиная с Владимира.
Владимир
Начиная с юго-востока от Москвы, первым крупным городом Золотого кольца является Владимир. Близлежащий город Рязань, хотя его тоже определенно стоит посетить, обычно не считается частью маршрута, так как первоначальный старый город был сровнен с землей монголами в 1237 году и никогда не восстанавливался. Одноименное Рязанское княжество оставалось с другими столицами до 1521 года, а его последняя столица Переяславль была объявлена новым городом Рязанью в 1778 году. С другой стороны, исторический центр Владимира остается таким же славным, каким он был во время основания города. столица старой Руси между 800 и 900 лет назад.
Великие памятники Владимира свидетельствуют о его главенствующем положении среди первых русских государств. Архитекторы и каменщики со всей Восточной Европы внесли свой вклад в строгую красоту городских церквей и соборов, многие из которых были увековечены как часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белые памятники Владимира и Суздаля». Наиболее заметными среди этих мест являются Золотые ворота Владимира, сделанные из блестящего белого известняка и увенчанные классическим золотым куполом. Часто упускают из виду еще один объект ЮНЕСКО в соседнем селе Боголюбово: церковь Покрова на Нерли. Торжественно стоящая в поле на берегу реки, эта церковь и ее замысловатая каменная резьба не менялись с 12 века.
Суздаль
Вторым городом, включенным в вышеупомянутый объект ЮНЕСКО, является Суздаль. Несмотря на то, что Суздаль значительно меньше по размеру, чем близлежащий Владимир, Суздаль обязательно нужно посетить на традиционном маршруте Золотого кольца. Фактически отсутствие развитой промышленности оставило исторический центр первозданно сохранившимся окном в прошлое. С конца 1960-х годов центр был официально защищен государством от индустриализации, поэтому горизонт Суздаля примечателен не высокими заводами и жилыми домами, а золотыми крестами и разноцветными куполами бесчисленных церквей и монастырей. Рядом с городским Кремлем находится еще один уникальный памятник — музей деревянного зодчества под открытым небом с ветряными мельницами, избами и, конечно же, старинными церквями.
Иваново
Следующая остановка на Золотом кольце – самый молодой из восьми городов – Иваново. Также второй по величине город на маршруте, Ивановская область, веками была известна как производитель замечательных тканей, за что в советское время даже получила прозвище «Русский Манчестер». Современное Иваново молодо по-другому, так как это один из основных студенческих городов России, в котором расположены 13 высших учебных заведений. Это сочетание молодости и промышленности делает Иваново совершенно уникальным среди других городов в этом списке, и в настоящее время туристы приезжают сюда, чтобы оценить его конструктивистскую архитектуру начала 20-го века. Иваново также занимает особое место в советской истории, поскольку здесь было создано первое марксистское общество и один из первых советских советов.
Кострома
Последний город на восточной стороне Золотого кольца — Кострома. Первый город в этом списке, расположенный на берегу могучей реки Волги, Кострома — самый удаленный от Москвы из всех городов маршрута, и поэтому его лучше всего посетить в рамках более длительного путешествия. Несмотря на такое расстояние, Кострома, несомненно, достойна поездки для любителей истории и архитектуры. Как и Москва, легенды гласят, что Кострому основал Юрий Долгорукий, и здесь жил первый романовский правитель России Михаил I, когда получил известие о том, что его избрали новым царем. Его место жительства в то время, Ипатьевский монастырь, выделяется пятью золотыми куполами Троицкого собора с его изысканно отреставрированным внутренним убранством.
Ярославль
Также на берегу Волги находится Ярославль, где находится еще один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что он был основан князем Ярославом в 1010 году, этот город недавно отметил свое 1000-летие. Крупнейший город Золотого кольца, Ярославль, неофициальная столица маршрута, где есть все: от парка развлечений и прибрежных пляжей до лесопарков и элегантных соборов. На самом деле, если вы хотите мельком взглянуть на некоторые из ярославских памятников, обратите внимание на купюру в 1000 рублей: на ней изображен памятник князю Ярославу, а также церковь Иоанна Крестителя. Эта церковь считается одной из вершин классической русской религиозной архитектуры с ее 15 высокими куполами и стенами из красного кирпича. Благодаря своему статусу крупного транспортного узла и пункта назначения для беженцев, спасающихся от блокады Ленинграда, Ярославль сильно пострадал от воздушных налетов во время Второй мировой войны. Однако центр города был мастерски отреставрирован и теперь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ростов Великий
Не путать с гораздо более крупным городом Ростов-на-Дону на берегу реки Дон на юге России. Ростов Великий является одним из старейших городов Золотого кольца. Он также является одним из самых маленьких, с населением чуть более 30 000 человек. Однако от Ростова Великого не просто отмахнуться, он не менее примечателен, чем любой другой город на маршруте. Над безмятежным озером Неро возвышается Ростовский кремль, который многие считают лучшим за пределами Москвы, с его редкими серебряными куполами, которые являются классическим символом города. Еще одним заметным символом Ростова Великого является его уникальный стиль эмалевой росписи, который прославляется в музеях города, а также в его монастырях и церквях.
Переславль-Залесский
Также на берегу озера расположен город Переславль-Залесский, который немного больше близлежащего Ростова Великого, но все же один из самых маленьких на маршруте. Однако, несмотря на свои размеры, Переславль-Залесский занимает важное место в истории России по нескольким причинам. Во-первых, этот город является родиной русского народного героя Александра Невского, а его статуя находится возле сохранившейся церкви, где он был крещен более 800 лет назад. Также в Переславле-Залесском провел большую часть своей юности другой знаменитый русский, Петр Великий. Именно на близлежащем озере Петр развил свою любовь к лодкам и открытой воде, любовь, которая в конечном итоге привела его к основанию города Санкт-Петербург. Усадьба, в которой вырос Петр, была преобразована в музей истории российского военно-морского флота, в котором выставлена одна из оригинальных моделей лодок Петра.
Сергиев Посад
Последний город в списке также является ближайшим к Москве, до него не более двух часов езды на общественном транспорте. Сергиев Посад назван в честь преподобного Сергия, основателя невероятного Троицкого монастыря в городе. Этот красивый комплекс стал одним из самых важных религиозных объектов во всей России и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1993 года. Знаменитый русский художник Андрей Рублев впервые прошел обучение в этом монастыре, и это также место последнего упокоения многих Русские патриархи и князья. Монастырь возвышается над центром города и содержится в прекрасном состоянии, что делает его достойным короткой однодневной поездки из Москвы, чтобы посетить его.
Спасибо, что присоединились ко мне в этом коротком приключении по российскому туристическому маршруту «Золотое кольцо».