Содержание
Дмитрий Иванович Донской
Главное
Есть имена героев прошлого, которые известны нам с детства. Дмитрий Донской, князь Московский и Владимирский, победитель в Куликовской битве, известен уже многим поколениям — с 14 века до наших дней.
История
12 октября 1350 года в семье второго сына Ивана Калиты князя Звенигородского (а впоследствии — и князя Московского) Ивана Красного и княгини Александры Ивановны родился сын Дмитрий. В девять лет, после смерти отца Дмитрий стал правителем Московского княжества (под опекой). В двенадцать лет он становится великим князем Владимирским. Обнесенный ханским ярлыком Дмитрий Суздальский укрепился в Переяславле-Залесском, чтобы не дать московскому князю занять владимирский престол. Рати самого Дмитрия, его брата Ивана Малого и Владимира Серпуховского двинулись к Переяславлю. То был первый военный поход Дмитрия. Увидев под стенами Переяславля большое московское войско, Дмитрий боя не принял, бежал в Суздаль. 6 января 1363 года вошедший во Владимир Дмитрий Иванович был возведен на великокняжеский престол.
К исходу 1363 года правительство Дмитрия смогло вооруженной силой и опирающейся на нее дипломатией не только получить все, чем владел его отец Иван Красный, но и серьезно продвинуться вперед в политическом развитии: Великое княжество Владимирское, а также Галицкое и Стародубское княжества были объявлены наследственными владениями московских великих князей.
В 1370 году московское войско захватило Брянск, которым управляли ставленники литовского князя Ольгерда. В результате этих походов Дмитрий ослабил союзников Литвы, удержал за собой важные земли и ослабил позиции Ольгерда в верховских княжествах. Но делом жизни, предназначением великого князя Дмитрия Ивановича, разносторонне талантливого, была борьба с Ордой. Летом 1373 года, когда Мамай разорял рязанские земли, Дмитрий вывел свои полки, показывая Мамаю, что перейти на «московский», левый берег Оки он ему не даст. Эта решимость принудила Мамая сдержать движение своих ратей на север, а потом отступить. В 1374 году князь Московский решает разорвать отношения с Ордой.
8 сентября 1380 года на Куликовом поле, на берегу рек Непрядвы и Дона, состоялось сражение, которое вошло в историю как Куликовская битва. Объединенное русское войско разгромило войско Мамая. На время прекратилась выплата дани Золотой Орде. Произошло окончательное слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва по праву стала объединяющим центром русских земель. Полностью сбросить монголо-татарское иго в этот раз не удалось. Это случится только лишь в 1480 году (Стояние на реке Угре).
Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет.
Состояние
В наши дни память о князе Дмитрии Ивановиче увековечена в многочисленных произведениях литературного, художественного и музыкального искусства. В 1988 году Дмитрий Донской был причислен к лику святых. В 1996 году был создан Государственный военно-исторический музей-заповедник «Куликово поле», деятельность которого была посвящена изучению Куликовской битвы, её истории и её главных участников. Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы. В 2002 году учрежден Орден «За служение Отечеству» в память великого князя Дмитрия Донского.
Впечатления
В 2016 году на Куликовом поле был открыт музейный комплекс «Куликово поле». Ежегодно в сентябре на Куликовом поле празднуется День воинской славы РФ и годовщина Куликовской битвы.
{{objectCandidate.short_description}}
| |
Привязан к брендам:
|
Автор описания: {{objectCandidate.author}}
Сайт: {{objectCandidate.site}}
Координаты:
|
|
|
|
Объекты
{{object. name}}
Комментарии для сайта Cackle
Липкинские татары
Липкинские татары (известные также как белорусские татары, литовские татары, польские татары, липковцы, липканы или муслими) — группа татар, изначально поселившихся в Великом княжестве Литовском в конце 14 век по приглашению Витовта Великого. Первым достоверным свидетельством поселения татар в Литве является дело союзников Тохтамыша в 1398 г. Роуэлл утверждает, что легенда о поселении татар в Литве в 1324 г. ложна[1]. Татары сначала поселились в самой Литве вокруг Вильнюса, Тракая, Гродно и Каунаса, а затем распространились на другие части Великого княжества, которое позже стало частью Речи Посполитой. Эти территории включают современные Литву, Беларусь и Польшу. С самого начала своего поселения в Литве они были известны как липкинские татары. Сохраняя свою религию, они соединили свою судьбу с судьбой преимущественно христианской Речи Посполитой. Начиная с Грюнвальдской битвы, липкинские татарские полки легкой кавалерии участвовали во всех значительных военных кампаниях Литвы и Польши.
Подсчитано, что в течение шестнадцатого и семнадцатого веков численность мусульман в Великом княжестве Литовском достигла 25 000 человек.[2]
Литовские татары составляли четыре социальные группы, которые на территории Речи Посполитой, и в частности в Литве, отражали социальную организацию Золотой Орды. Татарская аристократия была признана таковой в Литве, а впоследствии и в Речи Посполитой, по предъявлению патентных грамот, выданных Золотой Ордой. Статус татарских и литовских князей обрабатывался по-разному. Поскольку Содружество не давало никаких новых княжеских титулов, княжеские титулы тех, кто претендовал на такие титулы, признавались только в том случае, если они были связаны с правящим домом Золотой Орды. Эта группа татарской аристократии была наименее многочисленной. Признание требовало в каждом отдельном случае совместного решения короля и парламента Содружества.
Иное дело — нецарская татарская знать, позже названная господарскими татарами. Князья крови, которых иногда называли «царевичами» (царевитье), что означает «сыновья царя», следовали в первую очередь попрошайничеством или беями. Следующую по значимости группу составляли мурзы (мирза или мурза от эмир-заде, буквально «сын эмира», т.е. «сын правителя»). За ними последовали уланы (oglan или ohlan, означающие «храбрый» — dominus или miles были бы довольно правильным переводом на средневековую, феодальную латынь). Впоследствии от использования княжеских титулов бек или бек (князь и царевий) отказались. С семнадцатого века татарские князья использовали титул мурзы или мирзы в Польше.
Название Липка происходит от старого крымскотатарского названия Литвы. Запись имени Липка в восточных источниках позволяет нам сделать вывод об изначальном Libķa/Lipķa, от которого было образовано польское производное Lipka, с возможной контаминацией польским lipka «маленькая липа»; эту этимологию предложил татарский автор С. Тухан-Барановский. Менее часто встречающаяся польская форма, Лубка, подтверждается Лубкой/Лупкой, крымскотатарским названием Липки до конца девятнадцатого века. Крымскотатарский термин липка татарлар, означающий литовских татар, позже стал использоваться польско-литовскими татарами для описания самих себя.
В религии и культуре липкинские татары отличались от большинства других исламских общин отношением к своим женщинам, которые всегда пользовались большой степенью свободы, даже в те годы, когда липки находились на службе Османской империи. Совместное воспитание детей мужского и женского пола было нормой, и женщины-липки не носили чадры — кроме как на церемонии бракосочетания. Хотя номинально исламские, обычаи и религиозные обычаи липкинских татар также вобрали в себя многие христианские элементы, принятые за время их 600-летнего проживания в Беларуси, Польше, Украине и Литве, сохраняя при этом традиции и суеверия их кочевого монгольского прошлого, такие как жертвоприношение быков в своих мечетях во время основных религиозных праздников.
Со временем низшие и средние татарские дворяне Липки приняли русинский язык, а затем белорусский язык в качестве родного языка. Однако до 1930-х годов для письма на белорусском языке использовали арабский алфавит. Высшая знать липкинских татар говорила по-польски.
В дипломатической переписке между Крымским ханством и Польшей с начала 16 века Речь Посполитая упоминается как «земля поляков и липков».[4] К 17 веку в официальных документах Речи Посполитой стал появляться термин липкинский татарин.
Татарское происхождение
Татары происходят из татарской конфедерации в северо-восточной части пустыни Гоби в 5 веке. После покорения в IX веке киданями они мигрировали на юг. В 13 веке они были покорены Монгольской империей при Чингисхане. Под предводительством его внука Бату-хана они двинулись на запад, составив часть Золотой Орды, господствовавшей в евразийской степи в 14-15 веках. В Европе они были ассимилированы местным населением или их название распространилось на покоренные народы: кипчаки, кимаки и др. ; и в других местах с уралоязычными народами, а также с остатками древнегреческих колоний в Крыму и европеоидами на Кавказе.
Сибирские татары — это остатки тюркского населения Урало-Алтайского региона, смешанные в той или иной степени с носителями уральских языков, а также с монголами.
Три этнических потомка переселенцев на запад в 13 веке – это поволжские татары, липкинские татары и крымские татары, большинство из которых приняли ислам в средневековый период.
Имя татар, вероятно, возникло среди кочевой татарской конфедерации северо-восточной Монголии в районе озера Байкал в начале 5 века.[5] Китайский термин Дадань является сравнительно специфическим термином для кочевников на севере, появившимся в конце Тан. Другие имена включают Дадан и Татан. Название «татары» использовалось как альтернативный термин для Шивэй, кочевой конфедерации, к которой принадлежали эти татары.
Когда различные из этих кочевых групп вошли в состав армии Чингисхана в начале 13 века, произошло слияние монгольских и тюркских элементов, и захватчики Руси и Паннонского бассейна стали известны европейцам как татары или татары. После распада Монгольской империи татары стали особенно отождествляться с западной частью империи, известной как Золотая Орда.
Форма татарского происхождения происходит либо из латыни, либо из французского языка, придя в западноевропейские языки из турецкого и персидского татар («конный курьер, конный вестник; почтальон»). С самого начала дополнительное r присутствовало в западных формах, и, согласно Оксфордскому словарю английского языка, это, скорее всего, было связано с ассоциацией с Тартаром (Ад в греческой мифологии), хотя некоторые утверждают, что имя Тартар на самом деле использовалось среди сами татары.
МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД
Ханство Белой Орды
В 1226 году Ханство Белой Орды было основано как одно из государств-правопреемников Монгольской империи Чингисхана. Первый хан Орда был вторым сыном Джучи, старшего сына Чингисхана. Белая Орда занимала южно-сибирские степи от востока Урала и Каспийского моря до Монголии.
Золотоордынское ханство
В 1380 году хан Тохтамыш, потомственный правитель Белой Орды, перешел на запад через Урал и объединил Белую Орду с Золотой Ордой, первым ханом которой был Батый, старший сын Джучи.
Разграбление Москвы [6]
26 августа 1382 года Тохтамыш сжег и варварски разграбил город Москву. Золотая Орда в очередной раз восстановила свою власть над Русью и принудила к уплате дани.
Нападение произошло через два года после того, как объединенные русские войска под командованием великого князя Московского Дмитрия Ивановича (также известного как «Дмитрий Донской» или «Дмитрий Донской») разгромили татарского полководца Мамая в кровопролитной битве на Куликовом поле под река Дон. Но новое татарское нашествие доказало, что союз между русскими княжествами был еще не так прочен.
Новый вождь Золотой Орды Тохтамыш начал собственную миссию по восстановлению сюзеренитета над Россией и направился прямо в Москву. Князь Суздальский и Нижегородский Дмитрий отправил двух своих сыновей к Тохтамышу с дарами, признавая его подчинение Орде. Хан также заручился поддержкой Олега Рязанского и переправился через Оку, приближаясь к Москве.
Когда Дмитрий Донской осознал недостаток сил и отсутствие единства, он решил покинуть свой город. Между тем Москва была хорошо укреплена и могла сдерживать приближающегося врага достаточно долго, чтобы Дмитрий мог вернуть подкрепление с севера.
После того как монгольское войско три дня и три ночи безуспешно штурмовало городские ворота, Тохтамыш обманом взял город. Он предложил жителям мир, предложив вести переговоры. Когда два сопровождавших Тохтамыша русских князя поручились за честность его слов, москвичи открыли ворота в свой город. Войско Тохтамыша напало на москвичей, вырезая их на улицах и грабя дома.
Когда грабежи закончились, Москва была сожжена и обращена в пепел. «Вдруг пропала красота ее и исчезла слава ее», — писал летописец о Москве после того, как с ней покончили татары. «Ничего не осталось, кроме дымящихся руин, голой земли и груды трупов».
Вернувшись в свою столицу, Дмитрий Донской обнаружил в развалинах почти двадцать пять тысяч трупов. В тот день было убито почти все население Москвы и еще тысячи взяты в рабство. Незахороненные тела Дмитрий приказал предать земле за плату в размере одного рубля за каждые восемьдесят трупов.
Захватив важный политический и армейский центр России, Тохтамыш направил свою армию на Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород и другие подмосковные города. Вскоре все российские князья платили дань новому правителю Золотой Орды. Не сумев вновь сплотить за собой своих союзников по Куликовскому походу, Дмитрий Донской также покорился. Москва оставалась частью монголо-татарской империи Золотой Орды до 1480 года, и все это время от нее номинально ожидалось платить дань татарским правителям.
ТОХТАМЫШ-ТИМУРОВСКАЯ ВОЙНА
Тохтамыш
Тохтамыш появляется в истории в 1376 году, пытаясь свергнуть своего дядю Тимура Урус-хана, правителя Белой Орды. Тохтамыш пережил Уруса и обоих его сыновей и насильственно взошел на престол Белой Орды в 1378 году при поддержке Тимура.
Тимур (Тамерлан)
Тимур (персидский: Тимур, Чагатай: Темур «железо», турецкий: Демир «железо»; 8 апреля 1336 — 18 февраля 1405), исторически известный как Тамерланин (от персидского: , Тимур-э Ланг, «Тимур Хромой»), был тюркским[7] завоевателем Западной, Южной и Центральной Азии, основателем династии Тимуридов (1370–1405) в Средней Азии и прапрадедом Бабура, основателя династии Великих Моголов, которая просуществовала как Империя Великих Моголов в Индии до 1857 года.][10][11][12] Тимурлан также был дедом «великого правителя» Средней Азии Улугбека, который был гением астрономии и математики. Он отвечал за строительство одной из величайших обсерваторий в исламском мире. А также строительство медресе Улугбека в Самарканде и Бухаре, превращение городов в мировой культурный центр обучения в Центральной Азии.
Тимур был неоднозначной фигурой при жизни и остается таковой по сей день. Он стремился восстановить Монгольскую империю, [16] [17], но его самый тяжелый удар был нанесен по исламизированной татарской Золотой Орде. В городской среде он чувствовал себя более комфортно, чем в степи. Он называл себя гази, ведя войны, которые серьезно затронули некоторые мусульманские государства, в частности Султанат Дели. Великий покровитель искусств, его походы также принесли огромные разрушения. Считается, что его военные кампании привели к гибели 17 миллионов человек. Его величайшим военным достижением является победа над некоторыми из самых могущественных империй на континентах по всему миру, такими как Золотая Орда (монголы) в Европе, Делийский султанат в Южной Азии, османы на Ближнем Востоке и мамлюки в Африке. Тамерлан как военный завоеватель находится в одном ряду с Чингисханом и Александром Македонским, что делает его одним из величайших завоевателей мира. Его армии были свирепы, и их боялись по всей Азии, Африке и Европе. ]
Предыстория
После этого он объединил Белую и Синюю орды, образовав Золотую Орду, и предпринял массированную военно-карательную кампанию против русских княжеств между 1381 и 1382 годами, восстановив тюрко(татаро-монгольскую) власть на Руси после поражения в Куликовской битве. Золотая Орда, после периода анархии между началом 1360-х и концом 1370-х годов, ненадолго восстановила свою доминирующую роль в регионе, победив Литву в Полтаве около 1383 года. Но у Тохтамыша были территориальные амбиции в Персии и Средней Азии, и из-за этого он повернулся против своего старого союзника Тимура.
Война
После смерти Абу Саида, правителя династии Ильханидов, в 1335 году в Персии возник вакуум власти. В 1383 году Тимур начал военное завоевание Персии. К 1385 г. он захватил Герат, Хорасан и всю восточную Персию, а к 1387 г. захватил почти всю Персию. Эти завоевания отличались исключительной жестокостью. Например, когда Исфахан сдался Тимуру в 1387 году, он сначала отнесся к нему с относительной милостью, как обычно поступал с городами, сдавшимися без сопротивления. Однако после того, как город восстал против карательных налогов Тимура, убив сборщиков налогов и некоторых солдат Тимура, Тимур приказал устроить полную резню в городе, убив около 70 000 жителей. Очевидец насчитал более 28 башен, каждая из которых состояла примерно из 1500 голов.[20]
Тем временем Тохтамыш, ныне хан Золотой Орды, восстал против своего покровителя и вторгся в Азербайджан в 1385 году. Это действие вызвало ответный удар Тимура, который стал войной Тохтамыш-Тимур. На начальном этапе войны Тимур одержал победу в битве на реке Кондурча, однако Тохтамышу и части его армии удалось бежать. После первоначального поражения Тохтамыша Тимур вторгся в Московию к северу от владений Тохтамыша. Армия Тимура сожгла Райзан и двинулась на Москву, но была отброшена, не дойдя до реки Оки, возобновленным походом Тохтамыша на юг.
На первом этапе конфликта с Тохтамышем Тимур повел армию численностью более 100 000 человек на север более чем на 700 миль в необитаемую степь, затем на запад примерно на 1000 миль, продвигаясь по фронту шириной более 10 миль. Войско Тимуридов чуть не умерло от голода, и Тимур организовал большую охоту, в ходе которой армия окружила обширные пространства степи, чтобы добыть пропитание. Именно тогда войско Тохтамыша было окружено восточным берегом Волги в районе Оренбурга и уничтожено в битве на реке Кондурча. Во время этого марша армия Тимура продвинулась достаточно далеко на север, чтобы оказаться в районе очень длинных летних дней, что вызвало жалобы его солдат-мусульман на соблюдение длительного графика молитв в таких северных регионах.
Во второй фазе конфликта Тимур выбрал более легкий путь против врага, вторгшись во владения Тохтамыша через Кавказ. В 1395 году произошла битва на реке Тереке, когда власть Тохтамыша была окончательно сломлена, завершив великую борьбу между двумя монархами.
Тохтамыш не смог восстановить свою власть и престиж.
Тимур в ходе своих походов разрушил Сарай, столицу Золотой Орды, и Астрахань, впоследствии разрушив экономику Золотой Орды, основанную на торговле Шелкового пути. После таких потерь Золотая Орда пережила политический распад, а монгольское единство в регионе было разрушено навсегда.
Последствия
Тохтамыш и остатки его клана получили убежище, поместья и дворянский статус в Великом княжестве Литовском от Витовта Великого. Тохтамыш попросил у Витовта помощи в возвращении Орды в обмен на отказ от своего сюзеренитета над землями Руси.
Поселение липкинских татар в Литве в 1397 году зафиксировано в летописях Яна Длугоша.
Итальянский город-государство Генуя финансировал совместный поход войск хана Тохтамыша и великого князя Витовта против Тимура. Этот поход отличался тем, что войска липкинских татар и литовцев были вооружены ручным огнестрельным оружием, но крупных побед достигнуто не было.
Союз Тохтамыша и Витовта потерпел поражение от хана Темура Кутлуга и его эмира Эдигу при © 2011-2022 Давид Подгорский. Все права защищены.
Русская история с безжалостными монголами может объяснить, почему любой «Поход на Москву» заканчивался трагедией для захватчиков ? Что в его истории может объяснить, почему любой поход на Москву заканчивался для оккупанта зрелищной трагедией?
Ответ может заключаться в самом формировании русской нации в ответ на ужасающую резню, которой подверглись русские монголы.
Благодаря этому Москва оказалась в центре российской политики и стала столицей страны.
В течение 200 лет монголы подвергали русских резне, вассалитету и унижениям. Но, как феникс, русский народ восстал из пепла и было создано современное государство Россия:
Русская история с безжалостными монголами: 31 мая 1223 года на берегу реки Калки объединенное русское войско численностью 60 000 человек столкнулось с монгольским войском численностью около 40 000 человек. Однако, несмотря на их численное превосходство, к закату солнца вся русская армия была перебита. Это было возмутительное поражение.
Затем были схвачены и подвергнуты пыткам русские командиры. Чингисхан и монголы только что прибыли на Русь.
Это было первое боевое столкновение между русскими и монголами, и оно определило дальнейшее развитие отношений. В течение 200 лет монголы подвергали русских резне, вассалитету и унижениям. Но, как феникс, русский народ восстал из пепла и обрел силы в борьбе.
В драматическом противостоянии русские бросили вызов мощи монгольских орд за независимость и, наконец, отвоевали свою империю.
870-1227: Расколотая Русь, Объединенная Орда
Русские княжества в XI в.
В 1227 году «Россия» состояла из нескольких русских княжеств, расположенных по Днепру. «Русские» аристократы были родом из Скандинавии, поскольку их род был основан Рюриком Шведским в 870 г.
Технически они были объединены как «Киевско-Русская Империя», подданные Великого Князя Киевского, но в действительности резко разделились.
Трещины в Киевско-русской империи были очевидны. Русские князья десятилетиями воевали друг с другом с ужасающей жестокостью и причиняли страшные разрушения.
Тем временем на другом конце света монголы испытали прямо противоположное. Когда-то группа непокорных племен, Чингисхан объединил их, чтобы организовать самое бурное завоевательное веселье в истории.
В течение нескольких десятилетий Чингисхан привел монголов к покорению Китая, евразийских степей, Ирана, а теперь и Волги. Их воинская доблесть была непревзойденной. Рожденные верхом, их конные лучники могли целыми днями сыпать стрелами на расстоянии; их китайские осадные инженеры с легкостью разрушили все виды городской обороны. Кроме того, их жестокие тактические навыки делали их неуловимыми, ужасающими и почти непобедимыми.
Разрушение Киевской Руси
История России с безжалостными монголами: В декабре 1237 года монгольская орда перешла Волгу. В течение нескольких недель они выпотрошили половцев и волжских булгар, двух заклятых врагов русов. Затем холодным рождественским утром 1237 года монголы осадили Рязань — многолюдный и важный русский город.
Защитники смело отказались сдаваться, но за свою храбрость пришлось заплатить. Однажды монголы пробили стены, » [монголы] убитых мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников. Кто огнем, кто мечом. Насиловали монахинь и поповских жен, добрых женщин и девиц…» (из Новгородской летописи). Шокирующая резня.
Русская история с безжалостными монголами: d Оборона Рязани, Илья Лысенков.
Князь Юрий Суздальский, соседнего княжества, не мог поверить в эту новость. Он отказался помочь Рязани, предпочитая видеть, как город-соперник падет, но никогда не ожидал такого уровня жестокости.
Князь Юрий поспешно собрал войско и призвал на помощь других русских князей. Но русские князья отказались от помощи на том же основании, что Юрий не справился с Рязанью. Соперничество между князьями было слишком глубоким.
Юрий в одиночку встретился с монголами в битве под Коломной, но шансов не было. Вскоре после этого была взята его столица Суздаль. Затем город за городом попадали в руки монголов.
Москва, малоизвестный на тот момент город, сгорела. Превратился в пепел и великий город Владимир. Юрий предпринял отчаянную попытку у реки Сить, но был убит вместе со своими солдатами. Монголов было не остановить.
Монголы берут город Русь, средневековая иллюстрация.
«Они напали на Россию, где произвели большое опустошение, разрушая города… и убивая людей. Они осадили Киев, столицу Руси… взяли его и предали смерти жителей..»
«…Киев был очень большим и густонаселенным городом, а теперь он почти полностью превратился в ничто… оставшиеся в живых содержатся в полном рабстве».
Только 2 000 из 50 000 мирных жителей выжили в последовавшей резне.
Киев стерт с лица земли. Многие города больше никогда не восставали. Сельскохозяйственные угодья были разорены. Киевско-русская империя просто перестала существовать.
Россия теперь была просто бесплодной пустошью, которой правил Верховный хан.
Монгольское иго
Русская история с безжалостными монголами: После разрушения Киевско-русской империи русская знать стала скромными вассалами хана. Они были его официальными сборщиками налогов и губернаторами, и им приходилось регулярно ездить, чтобы отдать ему дань уважения. Монголы управляли политической сетью России, назначая или смещая дворян по своему усмотрению, и жестоко наказывали любое княжество, проявлявшее признаки сопротивления. Россия застыла во времени.
Однако пока князья подчинялись, монголы правили легким прикосновением. Они не были заинтересованы вмешиваться в культурные, религиозные или социальные дела. Это сделало унижение несколько терпимым.
Это позволило русским вновь заселиться, взрастить свою культуру и укрепить свое христианское православное рвение. Монгольская лексика нашла свое место и в русском разговорном языке.
Русская история с безжалостными монголами: Татарское иго, автор К.В. Ivanova
Что еще более важно, общий опыт монгольских репрессий и приятные воспоминания о славных днях Киевско-русской империи породили образ новой, единой и сильной России.
Как ни странно, монголы испытали обратное. Их огромная империя распалась на четыре отдельных ханства.
Золотая Орда и Ильханские ханства впитали в себя ислам и тюрко-кочевую культуру, и поэтому более точно определяются как татар , чем монголов (татары относятся к этнической смеси монголов, тюрков и других правящих кочевых народов Евразии).
Тем временем Чагатайское ханство и династия Юань тяготели к китайской цивилизации.
Споры о наследстве и династическое соперничество вызвали распри между этими ханствами, истощая их ресурсы. Русские князья терпеливо наблюдали, как татары совершают ту же ошибку, что и когда-то.
Монгольская империя в 1251 году.
Возвышение Москвы
История России с безжалостными монголами: Дмитрий Иванович «Донской» Московский.
В 1340-х годах началась дестабилизация татарской Золотой Орды. Сотрясаемая династическим соперничеством и спорами о наследстве, Золотая Орда раскололась на две части.
Затем пришла Черная Смерть, убившая 25% русского и татарского населения.
Все эти беспорядки обескуражили и нарушили торговую деятельность в Евразии, сделав теперь татар чрезвычайно зависимыми от русской дани.
Чувствовал эту слабость Дмитрий Иванович, Великий князь Московский. Побывав у нового хана в Сарае, он убедился, что пришло время России снова подняться.
Уверенный, что он единственный, кто может возглавить такую единую Россию, Дмитрий неуклонно расширял свою власть над другими русскими вассалами.
Через смешанные браки он сформировал наследственные цепи, которые обеспечили его собственное превосходство над другими дворянами.
Заручившись благосклонностью татар, он также использовал свою политическую поддержку для присоединения земель других русских княжеств и свержения неуступчивых князей. К 1368 году все русские княжества, кроме Тверского, оказались под влиянием Москвы.
Лидерство и старшинство Дмитрия укрепились в том же году, когда коалиция Литвы и Твери вторглась в Москву. Благодаря Московскому Кремлю, который Дмитрий основал в 1367 году, москвичи выдержали осаду и победили своих врагов. Униженный тверской князь был официально усыновлен Дмитрием своим «младшим братом», что явно продемонстрировало покорность Твери.
К 1375 году вопрос о том, какой город возглавлял всю Русь, не стоял: Москва.
Кулликовская битва
Пришло время противостоять татарам. В 1375 году Дмитрий захватил власть над Рязанью и намеренно проигнорировал приказ хана остановиться. Затем он расширил границы Москвы до Волги и заставил местных татарских панов платить ему дань . В 1377 г. он стал уменьшать дань хану, а затем и вовсе перестал платить. Надо ли говорить, что это вызвало ярость татар.
Дмитрий Донской на Кулликово.
В это время Золотой Ордой руководил полководец Мамай, правивший через марионеточного хана. Мамай пришел в ярость от поведения Дмитрия и послал экспедиционный корпус наказать Москву.
Однако у реки Вожи Дмитрий и его войско перехватили татар и перебили все их войско. Это была колоссальная победа — впервые с 1240 года татары уже не могли просто «наказать» своих русских подданных.
В восторге, Дмитрий заявил: «Их время вышло. И Бог с нами!»
В ярости Мамай собрал огромную армию, чтобы уничтожить Москву раз и навсегда. Было мобилизовано около 100 000 татарских воинов.
Предвидя это, Дмитрий собрал всех русских князей и их людей, образовав единый русский фронт. Только Тверь и Рязань воздержались, в результате чего армия насчитывала чуть менее 50 000 человек.
Понимая всю важность неизбежной битвы, Дмитрий поспешил в Троицкий монастырь просить благословения у своего игумена, преподобного Сергия Радонежского.
В известной теперь сцене преподобный Сергий благословил его и дал ему двух воинов-монахов, которым было поручено защищать Дмитрия и подавать пример его воинам. Преподобный Сергий дал леденящее душу пророчество: «Соберись, Димитрий!.. Будет страшное кровопролитие, многие воины положат свои жизни, но ты победишь и вернешься».
Русская история с безжалостными монголами: Дмитрий Иванович, получивший благословение преподобного Сергия. Неизвестный иллюстратор.
Дмитрий двинул своих людей к верхнему Дону, где татары ждали подкрепления из Литвы. «Здесь бежит Дон, — продолжал, как сообщается, Дмитрий, — — ждать врага здесь или переправиться и встретить его с рекой за спиной?» Все князья единогласно согласились на крест.
Итак, русская армия переправилась и заняла позицию на Кулликовом поле. Затем Дмитрий приказал бросить паромы по течению, чтобы предотвратить побег. Они должны были стоять и сражаться насмерть.
Холодным сентябрьским утром 1380 года татарская орда выстроилась в боевой порядок. Это было оно. Внезапно выехал воин-чемпион Челубей и бросил вызов лучшему русскому воину на единоборство — классическое начальное зрелище азиатской войны.
К изумлению русских, вышел преподобный Сергий-воин-монах, одетый только в свои монашеские одежды.
Единственным копьем он поскакал на Челубея, который повернулся и направил свое копье на атакующего монаха. Эти двое столкнулись грубой силой, одновременно убив друг друга. К сожалению, это послужило бы символическим изображением того, как будет происходить битва.
Воин-монах Александр Пересвет.
Татары врезались в строй русских, оказывая сильнейшее давление. Сначала русские держались, но по прошествии нескольких часов линия дала трещину.
Затем Дмитрий повел свою тяжелую кавалерию в крупную атаку, чтобы усилить свою пехоту, но сам Дмитрий пал.
Он был так ужасно ранен, что русские думали, что он умер, но его утащили, разбудили, а затем снова оседлали, чтобы он бросился в атаку под аплодисменты своих людей.
Однако, хоть русские и сражались доблестно, но начали отдавать земли.
У татар были свежие и отдохнувшие подкрепления, которые продолжали вступать в бой с изможденными русскими. К вечеру линия русских была оттеснена к реке, в результате чего в их линии образовалась брешь.
Мамай приказал своей быстрой коннице рвануть через нее, чтобы обойти их с фланга. Татары рухнули на русский фланг, вызвав панику и страшное смятение, так как вся линия была прорвана. Поражение снова было неизбежным.
Русская история с безжалостными монголами: Кулликовская битва, Павел Руженко.
Но Мамая обманул великий князь. В тот самый момент, когда его русские воины дрогнули в безнадежности, Дмитрий протрубил в рог, чтобы поднялась его резервная конница, которая все это время скрывалась в лесу. Теперь они в ярости бросились на татар, которые были совершенно ошеломлены. Они запаниковали. Охваченное внезапным ужасом, все татарское войско было разбито.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- Возвращение русского консерватизма после столетия социализма – Либерализм: важная книга Гленна Дайзена
- Викинг, король Норвегии, Харальд Хардрада и православие в Скандинавии
- Король-воин викингов Святой Олаф Харальдссон из Норвегии (Олав ден Хеллиге) и Олсок Квитекрист
- Викинг Скандинавский король Норвегии Харальд Фэйрхейр Хорфагре (850 – 933 гг. н.э.) Скандинавия
Это была грандиозная победа, но она дорого обошлась. Дмитрия нашли среди мертвых в обмороке от потери крови. Проснувшись, он увидел тысячи мертвых тел, разбросанных по полю. Весь его эскорт погиб, в том числе 27 командиров.
Согласно средневековым русским летописям, «великий князь три дня и три ночи стоял на человеческих костях, пытаясь извлечь все мертвые тела, а затем велел их с почестями похоронить». Восемь дней считали и хоронили мертвых. Над этими костями возвели храм, посвященный Богородице – Деве Марии.
Великое Противостояние
Русская история с безжалостными монголами: Несмотря на тяжелые потери, Кулликово имело первостепенное значение для объединения Руси. Под руководством Москвы русские окончательно разгромили татар в генеральном сражении.
Воскресил утраченную честь Киевской Руси и укрепил идею сильного Русского государства под эгидой Москвы. Для русских Кулликово поле было священным. Это ознаменовало начало подъема Руси — и конец монголов.
Но это было только начало конца. Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, низложил Мамая и быстро собрал новую большую армию. В 1382 году, когда Дмитрий путешествовал по России для сбора войск, Тохтамыш стремительно захватил Москву и разорил ее, вырезав тысячи жителей.
Читайте также: P Книга профессора Гленна Дизена: Русский консерватизм. Управление изменениями в соответствии с Перманентной революцией .
Когда Дмитрий вернулся, он горько плакал, и ему ничего не оставалось, как просить мира. Он мог бы выиграть Кулликово, но не мог выиграть затяжную войну.
Дмитрий с горечью вновь представил себя вассалом и возобновил выплату дани. Но это была реальная политика. Мучительная судьба, которую Дмитрий принял на себя, чтобы защитить своих граждан от дальнейшего кровопролития.
Все остальные его действия остались вопреки Хану.
Он заключил между русскими городами договоры о «вечном мире», чтобы обеспечить вечное единство Российского государства. И когда он умер в 1389 году, он уступил всю власть своему сыну Василию, не испросив одобрения хана.
Более того, его победа под Кулликово изменила всю парадигму. Ничто никогда не было прежним.
Как лаконично выразился известный русский историк Лев Гумилев: «Русские шли на Куликово поле как подданные разных княжеств, а возвращались единым русским народом». Это изменило образ мышления людей.
Хватка татар на русских была более ненадежной. Дань была нерегулярной, и князья правили несколько независимо. В 1439 году татары вторглись, чтобы восстановить более жесткий контроль над политикой России, но все их вторжения, хотя и кровавые, потерпели неудачу.
Русская история с безжалостными монголами: Иван Великий рвет письмо ханов на куски, Алексей Кивщенко.
В 1476 году московский царь Иван III Великий отказался платить дань, что спровоцировало вторжение Ахмад-хана. Две армии встретились на реке Угре в 1480 году. После нескольких дней боев встревоженный Ахмад отступил и уступил победу русским.
Это стало известно как «Великая стоянка на реке Угре» и стало последним сражением в этой длинной эпической истории русско-монгольских войн. С этого момента Россия была официально вырвана из-под монгольского контроля. 240-летнее иго татар было окончательно покончено.
Иван, как великий князь Московский, провозглашен великим князем «всея Руси». В 1500-х годах внук Ивана, Иван IV Грозный, назовет этот титул по-другому: царь русский.