Монах пересвет: Пересвет и Ослябя: главные тайны воинов-монахов

Пересвет и Ослябя: главные тайны воинов-монахов

2 января 2020

Кириллица

О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.

Фото: КириллицаКириллица

Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?

Видео дня

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

После битвы

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Прочее,Дмитрий Донской,Сергий Радонежский,РПЦ,

АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ — Древо

Прп. Александр-Пересвет. Икона

Александр Радонежский, в миру Пересвет (+ 1380), схимонах, преподобный

Память 7 сентября вместе с прп. Андреем Ослябей, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых

Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов — братьев [1] Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя«. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство«.

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией [2].

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря Челубея из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Монах Троице-Сергиевой лавры, в середине 1980-х годов побывавший в одном из тибетских монастырей, свидетельствовал, что победа Пересвета описана в особой «святой» монастырской книге как важнейшее событие, выпавшее из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырём, — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств, но и освоивший древнейшую практику боевой магии бон-по [3], достигший вершин этого посвящения и обретший статус «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких воинов-тибетцев было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то именно Челубей был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы ещё до начала сражения духовно сломить русских. Пересвет вышел на схватку без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьём в руке. Он получил смертельную рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть, нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира [4].

Почитание

Поединок инока Александра-Пересвета с Челубеем. Миниатюра Лицевого летописного свода (XVI в.)

Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве — древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону» [5], а также летописная «Повесть о Куликовской битве» [6] сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище» [7]. Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» [8]. В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» [9]. В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»).

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан [10], а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был возвращен посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [11].

Иконография

Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века [12], в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века [12], на житийной иконе преподобного Сергия 1680 года [13], а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в 1980 году.

Молитвословия прпп. Александру и Андрею

Тропарь, глас 1

Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.

Кондак, глас 7

На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Величание

Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.

Источники, литература

  • ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15; 18.
  • Повести о Куликовской битве, М., 1959.
  • Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
  • Памятники Куликовского цикла, М., 1998.
  • Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2, 242.
  • Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
  • Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
  • Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент., 64-65.
  • Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
  • Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992), 11-12.
  • Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л. , 1979 (ТОДРЛ, т. 34).
  • Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980.
  • Моисеев, Н. [Феофилакт (Моисеев), архим.], «600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.,» БТ, 1981, сб. 22, 178-237.
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983.
  • Минея (МП), июль, ч. 1, 339-360.
  • Дмитриев, Л. А., «Сказание о Мамаевом побоище,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 371-374.
  • Салмина, М. А., «Повесть о Куликовской битве летописная,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 244-246.
  • Шахматов, А. А., [Рец.], СбОРЯС, СПб., 1910, т. 81, № 7, «Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г.,» 79-204.

Использованные материалы

  • Андроник (Трубачев), игум., «Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские» Православная энциклопедия, т. 1, стр. 532-533:
    • http://www.pravenc.ru/text/64384. html
  • Страница блога свящ. Максима Плякина:
    • http://ustavschik.livejournal.com/114699.html


[1]  Неизвестно, в каком смысле использовано слово «братья» — родные по плоти, побратимы, братья во Христе.

[2]  Предание Скопинского Димитриевского монастыря.

[3]  «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», т. е. искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счёт привлечения путём магических заклинаний сил потустороннего мира — демонов. В результате человек впускает в себя «силу зверя», становясь бесноватым. Платой является его бессмертная душа, которая и по кончине не может освободиться от этих жутких объятий сил тьмы.

[4]  Митрофан (Баданин), еп. [ныне митрополит]. Правда о схватке Пересвета и Челубея. То, что не написано в житиях // Официальный сайт Китайского Подворья Патриарха Московского и всея Руси — храма святителя Николая в Голутвине, http://www. st-nicholas.ru/rus/stati/stati_88.html.

[5]  В Рогожском летописце — ПСРЛ, М., 1965, т. 15, стб. 139-141; в Симеоновской летописи — ПСРЛ, СПб., 1913, т. 18, 129-131.

[6]  В летописях Новгородской IV — ПСРЛ, Пг., 1915, т. 4, ч. 1, вып. 1, 311-320; Л., 1925, вып. 2, 321-325; и Софийской I — ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 90-98.

[7]  Основной редакции.

[8]  РГБ, МДА, № 201, 333, день памяти не указан.

[9]  Барсуков, Источники агиографии, IV.

[10]  На начало XXI века высота — 138 см, окружность — 16 см.

[11]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

[12]  РГБ.

[13]  ЯХМ, № И-394.

Россия использует новое лазерное оружие в Украине, Зеленский издевается над «чудо-оружием»

  • Резюме
  • Россия погружается в свой секретный лазерный арсенал
  • Зеленский издевательски сравнивает использование лазера с чудо-оружием нацистов ослепленный

ЛОНДОН, 18 мая (Рейтер) — Россия в среду заявила, что использует в Украине мощные лазеры нового поколения для сжигания беспилотников, развернув часть секретного оружия Москвы, чтобы противостоять потоку западного оружия.

Президент России Владимир Путин в 2018 году представил межконтинентальную баллистическую ракету, подводные ядерные беспилотники, сверхзвуковое оружие и лазерное оружие.

Мало что известно о характеристиках нового лазера. Путин упомянул один из них под названием «Пересвет», названный в честь средневекового православного воина-монаха Александра Пересвета, погибшего в смертельной схватке.

Юрий Борисов, вице-премьер по вопросам военного строительства, заявил на конференции в Москве, что «Пересвет» уже широко развернут и может ослеплять спутники на высоте до 1500 км над Землей.

Он сказал, что уже есть более мощные системы, чем «Пересвет», которые могут сжигать дроны и другую технику. Борисов сослался на проведенное во вторник испытание, в ходе которого, по его словам, беспилотник сгорел на расстоянии 5 км за пять секунд.

«Если «Пересвет» ослепляет, то лазерное оружие нового поколения ведет к физическому поражению цели — термическое поражение, они сгорают», — сказал он российскому государственному телевидению.

На вопрос, применяется ли такое оружие в Украине, Борисов ответил: «Да. Там уже используются первые образцы». Он сказал, что оружие называлось «Задира».

Президент Украины Владимир Зеленский насмешливо сравнил новости о лазерах с так называемым чудо-оружием, которое нацистская Германия представила в попытке предотвратить поражение во Второй мировой войне.

[1/2]  Президент России Владимир Путин на саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Кремле в Москве, Россия, 16 мая 2022 г. Sputnik/Сергей Гунеев/Pool через REUTERS ТРЕТЬИМ ЛИЦОМ.

«Чем яснее становилось, что у них нет шансов на войне, тем больше было пропаганды об удивительном оружии, которое было бы настолько мощным, чтобы обеспечить переломный момент», — сказал он в видеообращении поздно вечером.

«Итак, мы видим, что на третьем месяце полномасштабной войны Россия пытается найти свое «чудо-оружие». .. все это наглядно свидетельствует о полном провале миссии.»

Публично о Zadira почти ничего не известно, но в 2017 году российские СМИ заявили, что госкорпорация «Росатом» помогла разработать ее в рамках программы создания новых физических принципов на основе оружия.

Вторжение в Украину продемонстрировало пределы возможностей обычных вооруженных сил России на постсоветском пространстве, хотя Путин говорит, что «специальная военная операция» будет запланирована.

Замечания Борисова указывают на то, что Россия добилась значительного прогресса в области лазерного оружия, что представляет значительный интерес для других ядерных держав, таких как США и Китай.

Использование лазеров для ослепления спутников когда-то было фантазией из области научной фантастики, но США, Китай и Россия уже много лет работают над вариантами такого оружия.

Помимо пользы от сжигания дронов, ослепляющие системы разведки также имеют стратегическое значение, поскольку спутники используются для наблюдения за межконтинентальными баллистическими ракетами, несущими ядерное оружие.

Борисов сказал, что только что вернулся из Сарова, который является центром российских исследований ядерного оружия. Он сказал, что лазерное оружие нового поколения, использующее широкий электромагнитный диапазон, в конечном итоге заменит обычное оружие.

— Это не какая-то экзотика, это реальность, — сказал Борисов.

Репортаж Гая Фолконбриджа в Лондоне; Дополнительные репортажи Дэвида Юнггрена из Оттавы и Рональда Попески из Виннипега, Канада; Монтаж: Ник Макфи и Грант МакКул

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

Российский претензии по лазерному оружию, высмеивая, как пропаганда

  • Опубликовано

Связанные темпы

  • Russia-ukraine Ware
  • . винтовка против дронов в Киеве. Россия утверждает, что уничтожила беспилотник с помощью лазера

    Том Спендер

    BBC News

    Россия утверждает, что использовала лазерное оружие на поле боя в Украине, хотя США говорят, что не видели никаких доказательств этого, и Украина высмеивала это как пропаганду. Что такое лазерное оружие и насколько оно может быть эффективным в конфликте?

    Юрий Борисов, вице-премьер, отвечающий за военное развитие, сообщил российскому телевидению, что прототип лазера под названием «Задира» был развернут в Украине и за пять секунд сжег украинский беспилотник на расстоянии 5 км (три мили).

    Это было в дополнение к предыдущей лазерной системе под названием Пересвет, названной в честь средневекового православного воина-монаха, которую можно было использовать для ослепления спутников, вращающихся высоко над Землей, и предотвращения сбора ими информации.

    «Если «Пересвет» ослепляет, то лазерное оружие нового поколения ведет к физическому поражению цели — тепловому разрушению, они сгорают», — сказал Борисов.

    Однако представитель министерства обороны США заявил, что не видел «ничего, что подтверждало бы сообщения об использовании лазеров» в Украине.

    Тем временем президент Украины Владимир Зеленский высмеял заявление России, сравнив его с так называемым «чудо-оружием», которое нацистская Германия якобы разрабатывала во время Второй мировой войны.

    «Чем яснее становилось, что у них нет шансов на войне, тем больше было пропаганды об удивительном оружии, которое будет настолько мощным, чтобы обеспечить переломный момент», — сказал он в видеообращении.

    «Итак, мы видим, что на третьем месяце полномасштабной войны Россия пытается найти свое «чудо-оружие»… все это наглядно свидетельствует о полном провале миссии.»

    Что лазерное оружие может и что не может

    Мало что известно о лазерной программе Zadira, но в 2017 году российские СМИ сообщили, что госкорпорация «Росатом» помогла разработать ее в рамках программы создания оружия на основе новые физические принципы, сообщает информационное агентство Reuters.

    Но есть по крайней мере одна страна, которая разработала лазерное оружие. В прошлом месяце Израиль опубликовал видео, на котором лазерная система сбивает ракеты и беспилотники.

    9Премьер-министр 0052 Нафтали Беннетт заявил, что он может сбивать беспилотники, минометы и ракеты всего за 3,50 доллара (2,80 фунта стерлингов) за выстрел. «Это может звучать как научная фантастика, но это реальность», — сказал он.

    Но эксперт по противоракетной обороне д-р Узи Рубин из Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS) заявил, что технология лазерного оружия не изменит баланс сил на поле боя в Украине.

    «Зеленский прав — это не чудо-оружие», — сказал он Би-би-си. «Им потребовалось несколько секунд, чтобы сбить БПЛА. Есть гораздо лучшие способы сделать это, использовать «Стингер» или любую зенитную ракету было бы дешевле, быстрее и с большей дальностью».

    Лазеры работают, испуская луч инфракрасного света, который нагревает цель до тех пор, пока она не воспламеняется. Доктор Рубин сказал, что мощность даже передового лазерного оружия все еще слишком слаба, чтобы иметь существенное значение на поле боя, и у такого оружия низкий «уровень поражения».

    «Это не как в «Звездных войнах», где на плохих парней наводят лазерную пушку, быстро нажимают кнопку, и плохой парень взрывается. На самом деле это больше похоже на обычную микроволновую печь. Если вы хотите сделать чашку воды Вскипятить нужно какое-то время. Лазер такой же. Нужно поставить его на цель и подождать, пока он нагреется и уничтожит ее», — сказал он.

    Лазер может фокусироваться только на одной цели за раз, сказал доктор Рубин, в то время как системы противоракетной обороны могут одновременно поражать несколько приближающихся целей.

    Кроме того, лазеры нейтрализуются плохой погодой, потому что они не работают во время дождя или снега и не могут пробить облака.

    • Что такое термобарическая или вакуумная бомба?
    • На картах: Движение России на востоке замедляется

    Тем не менее, по его словам, у израильского «Железного луча» есть смысл, но в основном это способ сэкономить деньги. Дорогие израильские ракеты-перехватчики «Железный купол» предназначены для защиты крупных городов от приближающихся ракет, а не от минометных снарядов или беспилотников.

    «Ракетная война — это война за ресурсы. Производить ракеты дешевле, чем защищаться от них. Так что все, что вы можете сделать для снижения затрат на оборону, полезно», — сказал он.

    «Энергетическое оружие может быть полезным для снижения затрат, но оно не совершит революцию.»

    Кроме того, Россия может использовать лазеры на поле боя, чтобы ослеплять украинских солдат, заявил Washington Post генерал-майор австралийской армии в отставке Мик Райан, хотя это запрещено статьей 1995, добавленный к договору ООН, который запрещает оружие, наносящее чрезмерный вред или имеющее неизбирательное воздействие.

    Россия, США, Великобритания и другие страны подписали протокол.

    Предыстория «чудо-оружия»

    Ссылка г-на Зеленского на «чудо-оружие» — Wunderwaffen — касается пропаганды нацистской Германии, распространяемой в то время, когда война шла для них плохо.

    Министерство пропаганды, которым руководил Йозеф Геббельс, пыталось поднять боевой дух немцев и укрепить их веру в победу, намекая на то, что появятся специальные новые виды оружия, которые решительно повернут войну в их пользу.

    Когда нацисты начали обстреливать Великобританию своей летающей бомбой Фау-1, нацистская пропагандистская машина начала говорить, что это заставит Великобританию выйти из войны, по словам Майкла Нойфельда, старшего куратора Смитсоновского музея в Вашингтоне.

    «Пропаганда говорила, что мы собираемся отомстить и изменить ситуацию. Я совсем не удивлен, что Зеленский может ссылаться на это прошлое Второй мировой войны», — сказал он Би-би-си.

    Было разочарование, когда этого не произошло, но мысль о том, что это новое оружие могло оказаться решающим фактором, жива даже сегодня, говорит г-н Нойфельд, который говорит, что всю свою карьеру боролся с ним.

    Однако он предостерег от проведения слишком прямой параллели с провозглашением Россией своего лазерного оружия, заявив, что Москва постоянно превозносит свое вооружение, ссылаясь на ядерное и гиперзвуковое оружие.