Михаил кошкин т 34: Краткий курс истории. Отец танка Т-34

Кошкин Михаил Ильич — Ярославия

1898 — 1940 гг.

Биография Кошкина Михаила Ильича — конструктора танка Т-34 — полна удивительных историй, невероятных случайностей, потрясающих достижений и подлинного героизма. Этот человек своим легендарным изобретением смог изменить ход военной истории. Танк Т-34 – это не просто боевая машина, подарившая нашей армии преимущество в ходе Второй мировой войны, это символ, олицетворяющий веру в победу и героизм целого народа.

Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября 1898 г. в Ярославской области, в селе под названием Брынчаги под Переславлем. Его семья была очень бедна, отец тяжело трудился на лесозаготовках. Когда Михаилу исполнилось 7 лет, отца не стало: он надорвался и умер. Вдова осталась с тремя маленькими детьми на руках. Михаил с братом по мере сил помогали матери, после школы занимаясь выпасом свиней, но этого все равно было мало. Окончив всего 3 класса церковно-приходской школы, десятилетний Михаил, подобно другому Михаилу – Ломоносову, отправляется пешком в Москву в надежде заработать для семьи деньги.

В столице у него были родственники по материнской линии, к ним он и шел. Мать снабдила его запиской с адресом, но эта важная бумажка была утеряна Михаилом раньше, чем он дошел до пункта назначения. А случилось это потому, что в пути он наткнулся на драку: несколько взрослых мальчишек избивали одного мальчика помладше, пройти мимо герой нашей статьи не смог, он заступился за слабого. В пылу драки и пропала заветная записка. И неизвестно, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Михаила, если бы не случайный прохожий. Им оказался рабочий Московской кондитерской фабрики. Он не только выходил нашего героя, но и помог устроиться на фабрику.

Работая на фабрике, юный Михаил зарекомендовал себя как способный и добросовестный работник. Спустя 8 лет он уже был мастером цеха, а ведь ему не было еще и 19 лет. В начале революционного 1917 года Михаил был призван в армию. Он воевал на Западном фронте, был ранен и отправлен в Москву в госпиталь, откуда был демобилизован. Но уже в 1918 году он возвращается в армию добровольно, вступив в ряды железнодорожного отряда Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях под Царицыном. В 1919 году получает перевод на Северный фронт, где сражается в боях за Архангельск. По дороге в Польшу Михаил Ильич заболел тифом. После выздоровления возвращается в ряды армии, на этот раз он воюет на Южном фронте. Когда Гражданская война закончилась, он был направлен на обучение в Коммунистический университет им. Свердлова. По окончании университета в 1924 году направлен на кондитерский завод в Вятке. Здесь на посту директора он проявил себя как грамотный, чуткий и ответственный руководитель.

Семья

Со своей будущей женой Михаил Кошкин познакомился во время работы в Вятке. Вера Николаевна Катаева была служащей Губпотребсоюза. Здесь же, в Вятке, рождается старшая дочь Елизавета. Семья Михаила Кошкина проживала на территории Трифонового монастыря. Об этом времени Лиза позже расскажет много любопытных подробностей. Например, как отец занимался организацией курсов ликбеза, где и сам учился, и других учил. Или о том, как он выдавал зарплату своим служащим: в день получки Михаил Ильич приглашал в свой кабинет жен и детей своих сотрудников, дети получали сладости, а женам выдавалась зарплата. Это делалось для того, чтобы работники не имели возможности пропить необходимые семье деньги.

Всего в браке детей у Михаила Ильича Кошкина было трое – это дочери Елизавета, Тамара и Татьяна. Старшая стала учителем географии, Тамара выбрала профессию геолога, а Татьяна преподавала в Харьковском университете.

Конструкторская карьера

В 1929 году по личному требованию С.М. Кирова Михаил Ильич был направлен в Ленинградский политехнический институт, где обучался на кафедре «Автомобили и тракторы». Успешно окончив заведение в 1934 году, Кошкин поступает на работу в танковое конструкторское бюро Ленинградского завода им. Кирова. Здесь и берет начало история легендарного изобретения советского инженера-конструктора. На этом заводе под руководством Кошкина были созданы танки Т-29 и Т-46-5. В Харьков Михаил Ильич Кошкин был направлен в 1936 году, он занял должность начальника КБ завода №183. Первым достижением нашего героя стала модернизация танка БТ-7, которая заключалась в установке двигателя В-2. Так появился первый в мире дизельный танк.

Первый полностью гусеничный танк был также разработан КБ, которым руководил Михаил Ильич Кошкин. Несмотря на скепсис многих авторитетных коллег, Кошкин смог доказать преимущество гусеничного хода над колесным и смешанным. Новый гусеничный танк назывался А-32. Он показал превосходную маневренность в бою в условиях пересеченной местности.

Рождение легенды

Использование дизельного мотора, а также пятиопорного гусеничного хода открывало новые возможности в усовершенствовании танков. Чтобы доказать это, в конце 1939 – начале 1940 года Кошкин строит два опытных образца танка, которому был присвоен индекс А-34. По сравнению с предыдущими моделями данный танк обладал несколькими серьезными преимуществами, среди которых значительное поднятие боевой массы (на 10 тонн) и двойное увеличение толщины брони. А-34 стал прототипом для Т-34. Во время работы над чертежами «тридцатьчетверки» Михаил Ильич отдавался этому процессу целиком, практически поселившись на заводе. В отношении работы он всегда был очень требователен к себе и окружающим, напорист, целеустремлен и принципиален. Именно эта способность трудиться до полного самозабвения делала его специалистом высшего класса.

Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года. К марту было выпущено два экземпляра. Несмотря на то, что танки уже были на ходу, общий их пробег пока не позволял перейти к публичным испытаниям. На спидометре каждого танка, согласно нормативам, должны были быть показатели свыше 2000 км. А между тем уже 17 марта в Кремле должен был состояться показ новой техники. Вся биография конструктора танка Т-34 Кошкина свидетельствует о том, что этот человек не боялся принимать сложные решения и никогда не бежал от ответственности. Сложившаяся острая ситуация с публичной демонстрацией для высших эшелонов власти не стала исключением. Михаил Ильич нашел единственный возможный, но крайне рискованный, выход – он решает перегнать танки в Москву своим ходом. Это одновременно позволяло и провести полевые испытания, и набрать необходимый пробег. Ситуация осложнялась еще и тем, что на тот момент Т-34 был изделием засекреченным, открыто демонстрировать его было невозможно, а значит маршрут строился в обход дорог и населенных пунктов, чтобы не допустить разглашения гостайны. К тому же еще лежал снег. А в Москве в назначенный час ждал Сталин. Условия по-настоящему экстремальные.

Сейчас, вероятно, сложно представить, какая чудовищная ответственность лежала на Кошкине, не только как на конструкторе, но и как на человеке, принявшем решение совершить пробег. Без преувеличения, он рисковал не только свободой, но, возможно, и жизнью. В случае если бы что-то пошло не так, отвечать перед Сталиным пришлось бы именно ему. В ночь на 6 марта колонна с двумя закамуфлированными танками двинулась в путь. За рычаги танков Т-34 Михаил Кошкин в пути часто садился сам. Все недостатки конструкции, которые проявлялись во множественных мелких поломках, устранялись в полевых условиях. Спустя почти неделю, 12 марта, танки были в Москве, а 17-го состоялась триумфальная демонстрация в Кремле. Иосиф Виссарионович остался доволен.

Смерть

К сожалению, кошмарные условия перегона танков из Харькова в столицу не прошли для Михаила Ильича бесследно. Кошкин сильно простудился. Ситуация усугубилась во время обратного перегона, когда один из танков упал в воду и он участвовал в извлечении машины. Болезнь обострилась, перейдя в пневмонию, которая и стала причиной смерти Михаила Кошкина. Он не переставал работать, невзирая на острое течение болезни и госпитализацию. Вскоре пришлось удалить легкое, которое перестало функционировать, но это уже не могло спасти жизнь Михаилу Ильичу. Кошкин скончался 26 сентября 1940 года в санатории под Харьковом. Был похоронен на харьковском Первом городском кладбище.

Награды

Михаил Кошкин был награжден Орденом Ленина. За танк Т-111 ему был вручен Орден Красной Звезды. Посмертно награжден Сталинской премией за Т-34. В 1990 г. ему также посмертно присуждено звание Героя Социалистического Труда.

Память

В Харькове в 1985 г. установлен памятник Михаилу Кошкину. Также одна из улиц города носит его имя. Памятник конструктору есть в Ярославской области, в центре деревни Брынчаги, где он родился. В Кирове (прежде Вятке) на доме №31 по улице Спасской располагается мемориальная доска. В этом доме жил и трудился Михаил Ильич. На здании СПбГПУ также установлена мемориальная доска, так как здесь он учился. И еще одна мемориальная доска находится в Харькове, она установлена на доме, где проживал конструктор с семьей, по адресу: улица Пушкинская, 54/2. А еще существует памятник легендарному танку Т-34, он расположен на трассе федерального значения М-8, неподалеку от указателя поворота на село Брынчаги.

В городе Переславле Залесском одна из улиц носит имя великого конструктора. Кроме архитектурных сооружений, достижения инженера-конструктора М.И. Кошкина запечатлены на страницах книг — это «Сотворение брони» Я.Л. Резника, выпущенная к 110 юбилею нашего героя брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания», «Танк, обогнавший время» и «Конструкторы» за авторством В. А. Вишнякова. Также в 1998 г. выпущена почтовая марка с изображением самого Кошкина и его главного изобретения.

Война и танки

М.И. Кошкин скончался за девять месяцев до начала войны, ему так и не довелось засвидетельствовать триумф своей самой совершенной разработки. К моменту начала войны Советский Союз располагал 1225 единицами Т-34. Танк хоть и находился в среднем классе, но был оснащен превосходной броней и мощным орудием, что позволяло ему вступать в противостояние с машинами тяжелого класса, такими как немецкие «Тигры» и «Пантеры». Последние были в разы дальнобойнее, но не могли пробить броню «тридцатьчетверки», а он, в свою очередь, хоть и с меньшего расстояния, но уверенно поражал вражескую технику. На тот моменту немцев на вооружении не было танка, который мог бы выдержать прямой удар Т-34. И это было не единственным его преимуществом. Беспрецедентная маневренность позволяла вести бой в любых, даже самых сложных, условиях. Т-34 проходил там, где, по мнению противника, пройти просто невозможно.

Наша машина превосходила не только немецкие танки, она была лучшей в мире. Даже захватив уцелевшую в бою модель Т-34, немцы не смогли создать его копию, хоть многие идеи и были взяты на вооружение в дальнейших разработках. Можно сказать, что немецкие «Пантеры» и «Тигры» были созданы именно как ответ русскому Т-34. Этот танк на поле боя вызывал ужас у танкистов врага и восторг у их конструкторов. Мюллер-Гиллебрандт, немецкий генерал-майор, даже говорил о развитии в рядах немецких войск «танкобоязни». Некоторые элементы конструкции так и остались для них тайной за семью печатями, например, особый способ закалки стали для изготовления танков — сварка под флюсом, разработанная советским академиком Патоном Е.О. До конца войны Т-34 не сдавал своих лидерских позиций на мировом рынке танкостроения. Технологические особенности и возможности серийного производства привели к тому, что он вошел в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.

10 лет лагерей и 17 лет ссылки.

Судьба одного из создателей танка Т-34 Адольфа Дика

25 июня 1937 года на харьковский завод №183, где шла работа над новым советским танком, был направлен молодой перспективный конструктор Адольф Дик. Всего через полгода его осудили по «политической» 58-й статье на 10 лет лагерей. Однако за короткий срок он успел внести столь существенный вклад в создание танка Т-34, что многие до сих пор считают его разработчиком именно Дика, а не Михаила Кошкина. В подробностях его судьбы, а также в том, какими интригами сопровождалось создание легендарного советского танка, разбирался корреспондент Сибирь.Реалии.

История разработки Т-34 многократно подвергалась редактированию, из нее не раз стирались имена «врагов народа», сыгравших ключевую роль в его создании. Один из них – конструктор Адольф Дик. Все упоминания об этом конструкторе были уничтожены настолько тщательно, что понадобилась огромная архивная работа, чтобы восстановить хоть какие-то детали его биографии.

Адольф Дик

«Танк для уличных боев»

21 марта 1937-го нарком обороны Ворошилов направил начальнику Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА комдиву Густаву Бокису письмо, поручив создать танк, предназначенный для уличных боев. В письме детально оговаривалось, какими возможностями должна обладать новая боевая машина, чтобы она могла разрушать «не только всякого рода баррикады, но и каменные преграды – стены, дома и пр.», а также вести огонь так, чтобы «поражать противника в верхних этажах домов».

В начале апреля в Москве состоялось совещание под руководством помощника начальника АБТУ РККА бригадного инженера Василия Свиридова, в работе которого принял участие также начальник конструкторского бюро «190» (КБ-190) харьковского завода №183 Михаил Кошкин. По итогам совещания был принят протокол, включающий следующий пункт: «Разработку такого танка необходимо вести параллельно двумя путями: создания специальной конструкции танка и приспособления существующих танков». Одним из предприятий, которым была поручена работа по проектированию, стал завод №183.

21 июня 1937 года проект танка БТ-ИС был представлен на рассмотрение комиссии под руководством Свиридова, специально командированного для этого в Харьков. Одним из трех экспертов, принимавших участие в рассмотрении проекта БТ-ИС, стал адъюнкт Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) РККА военинженер 3-го ранга Адольф Дик.

– Адольф Дик начал заниматься проблемами повышения подвижности танков еще во время обучения на конструкторском факультете ВАММ РККА. Его статьи по этой теме были опубликованы в 1935 и 1936 годах в журнале «Механизация и моторизация РККА», – рассказывает Игорь Желтов, полковник запаса, автор наиболее авторитетных работ по истории танка Т-34 и советской бронетехники. – В ноябре 1936 года чертежи и объяснительная записка к проекту коробки скоростей из дипломного проекта Дика были направлены руководством АБТУ РККА в конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода как заслуживающие внимания и рассмотрения. А в январе следующего года военинженер 3-го ранга Адольф Дик был зачислен на должность адъюнкта по кафедре «Танков и тракторов» ВАММ РККА.

«Заранее обречь работу Дика на провал»

В марте 1937 года молодой специалист был командирован в Харьков, где от имени заказчика знакомился с ходом проектирования танка БТ-ИС в конструкторском бюро Кошкина, участвовал в войсковых испытаниях трех танков БТ-5-ИС и помог выявить его существенные конструктивные недостатки. Одной из них была 4-ступенчатая коробка передач.

– Проблема с коробками передач была реальной, – считает Владимир Горбунов. – Другой вопрос, что возникла она не только из-за конструкторских «недоработок», что само по себе достаточно спорно, а в связи с тем, что в танковые войска приходили ребята из сельской глубинки с весьма невысоким уровнем знаний и культуры общения с техникой. В ситуациях, когда нужно было работать коробкой передач, переходя на сложной местности на более низкую «ступень», они тупо «газовали», обеспечивая тем самым неминуемую поломку агрегатов.

27 июня представитель АБТУ РККА на заводе №183 военинженер 2-го ранга Д. С. Сапрыгин, также принимавший участие в работе комиссии под руководством Свиридова, направил ему письмо с перечнем замечаний к проекту БТ-ИС. Одним из них было следующее: «Проектируя новый быстроходный колесно-гусеничный танк с синхронизацией скоростей, следует делать не менее пяти ступеней в коробке передач с диапазоном передаточных чисел около 8».

Нуждалась в доработке и разработанная схема трансмиссии.

– КБ-190 предложило привод с использованием карданных валов. Представители Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА вышли с предложением разработать конструкцию с использованием «гитарной передачи» и подвески, а потом выбрать лучший их двух вариантов. Между Свиридовым и и. о. директора завода №183 Ф. И. Лящем была достигнута договоренность, что разработкой проекта привода с «гитарной передачей» будет заниматься Дик. Харьковский завод обязали выделить ему в помощь к 25 июня 1937 года трех конструкторов высокой квалификации, – говорит Игорь Желтов.

Однако назначение специалиста из Москвы не вызвало восторга у руководства КБ-190. Возглавлявший его Кошкин не хотел делиться квалифицированными конструкторами, ведь заводское бюро и без того было перегружено работой.

Вместо трех конструкторов Дику выделили всего двух, да и то с опозданием: одного к 1 июля, второго – к 17 июля. Вскоре в Москве узнали, что на харьковском заводе работу Дика фактически саботируют. Помощник начальника АБТУ РККА Свиридов направил и. о. директора завода Лящу письмо, в котором выразил свое недовольство: » ..бюро «190» в лице его начальника т. КОШКИНА стало на путь противопоставления работы бюро работе т. ДИКА. В результате вместо здорового соревнования, идущего на пользу дела, получилось стремление заранее обречь работу т. ДИКА на провал. Это выразилось в не укомплектовании бригады т. ДИКА конструкторами и создании нездоровой обстановки вокруг всей его работы…»

В августе 1937 года группа под руководством Дика наконец получила третьего конструктора. Уже к концу месяца коллективу из четырех человек удалось разработать эскизный проект «гитарного привода» и подвески танка БТ-ИС. К этому же сроку КБ-190 под руководством Кошкина завершило доработку эскизного проекта танка БТ-ИС.

«Старается деморализовать разговорами»

Представитель АБТУ РККА на харьковском заводе Сапрыгин отправил начальнику АБТУ Бокису донесение, в котором подробно описал и оценил результаты работы обеих групп. По его мнению, работа Дика показала, что «гитара может быть сделана прочной, надежной и простой в изготовлении и эксплуатации». Также Сапрыгин отметил, что «проектирование, проводимое тов. Дик, ведется с учетом современных требований, предъявляемых к танкам».

Работу заводского бюро Сапрыгин оценил куда менее лестно. Он доложил, что, лишь уступая давлению из Москвы, конструкторы Кошкина «были вынуждены исправить отдельные грубые ошибки». Также он отметил, что «при создании эскизного проекта танка БТ-ИС было использовано несколько разработок Дика. Сапрыгин пришел к выводу, что КБ-190 ведет «вредительскую работу по показному «улучшению» одного узла за счет ослабления и ухудшения условий работы других узлов».

Сегодня сложно судить, насколько обоснованными были обвинения в адрес Кошкина. Но о том, какие страсти кипели тогда на предприятии, можно судить по еще одной части из донесения Сапрыгина. Он сообщил, что в КБ-190 надеются, «что т. Дик со всеми изменениями не успеет закончить проект к сроку и поэтому не сумеет его защитить». Более того, Кошкин «ведет линию на срыв работы, которую проводит тов. Дик». Трех конструкторов, которых выделили Дику, он «старается деморализовать разговорами, что тов. Дик занимается бесплодным проектированием, и что у Дика ничего не получится. Поэтому у этих без того не сильных конструкторов опускаются руки».

Михаил Кошкин

Не ясно, почему Сапрыгин целиком встал на сторону Дика. Самая распространенная версия – что этот конфликт стал частью вечного противостояния военных и производственников: первые стремятся получить «идеальный» танк, а вторые думают, как изготовить его с минимальными затратами.

«Человек с непростым характером»

В начале сентября разработки группы Дика и доработанный КБ-190 проект танка БТ-ИС были рассмотрены на специальном совещании в Автобронетанковом управлении. Его руководителя Бокиса также не устроили результаты работы конструкторов Кошкина. Он направил и.о. директора завода Лящу письмо, в котором указал, что существенные недостатки танка БТ-ИС так и не устранены, поэтому он считает «необходимым дальнейшую разработку представленного проекта прекратить». Вместо этого нужно «разработать три проекта нового танка, отличающихся, главным образом, колесным приводом».

Бокис посчитал, что нельзя доверять работу над новым танком Конструкторскому бюро-190, поскольку оно «не обеспечило нужного качества и темпов работы». Вместо этого нужно создать отдельную конструкторскую группу (ОКБ) «из лучших конструкторов завода №183 в количестве не менее 20 человек», а руководство ею поручить Дику. Новый легкий колесно-гусеничный быстроходный танк, который планировалось создать на заводе №183, получит название БТ-20 (А-20).

К тому моменту из длительной заграничной командировки уже вернулся директор завода №183 Иван Бондаренко. 28 сентября 1937 года и. о. начальника 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности Герасим Фарманянц дал Бондаренко ряд подробных распоряжений по созданию новой боевой машины. Второй пункт в списке был сформулирован так: «По договоренности с ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта академии военного инженера 3-го ранга т. Дика Адольфа Яковлевича и выделить для работы в бюро с 5 октября 30 человек дипломников ВАММ, и с 1.12 – дополнительно 20 человек».

Однако руководство предприятия вновь не спешило сформировать группу конструкторов под руководством Дика. Поэтому 20 октября 1937 года Бокис вынужден был направить наркому оборонной промышленности Кагановичу письмо, в котором пожаловался на срыв сроков. Бокис доложил, что за два прошедших месяца «по существу ничего не сделано», «специальная конструкторская группа не организована», поэтому попросил Кагановича вмешаться и исправить ситуацию.

Однако к концу октября обстановка на заводе №183 вновь накалилась. Прибывшая комиссия констатировала, что возглавляемое Диком ОКБ не справляется с порученным делом. Начались поиски «виновных» в попытке срыва правительственного задания. Конструкторское бюро расформировали, а позже его руководителя арестовали – когда именно это произошло, неизвестно.

Версий, что стало причиной ареста, множество. Военный историк Максим Коломиец, к примеру, считает, что Дика подвели управленческие качества: «Дик, являясь, без сомнения, способным конструктором, не обладал организаторским талантом Кошкина. В результате, занимаясь проектированием сам, он не смог обеспечить работу коллектива».

Владимир Горбунов полагает, что такое объяснение не лишено оснований:

– Очень даже может быть. К сожалению, приходится принимать ко вниманию и то, что по воспоминаниям ветеранов-харьковчан, собранными основателем музея «История танка Т-34» Ларисой Васильевой, Дик был очень непростым человеком по характеру.

Писатель и историк Михаил Барятинский в своих работах об истории создания Т-34 выдвигает другую версию – о доносах со стороны коллег. Многие связывают арест Дика в первую очередь с арестом Бокиса, который «продвигал» кандидатуру молодого конструктора. Начальник автобронетанкового управления РККА Бокис был арестован 23 ноября 1937 года по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре (дело Тухачевского) и расстрелян в марте 38-го.

Кошкин – не конструктор Т-34?

В первой половине ноября 1937 года на заводе №183 была создана новая конструкторская группа, получившая название Бюро-24. Начальником был назначен Кошкин. Под его руководством было разработано два варианта танка А-20 – в колесно-гусеничном и гусеничном вариантах, которому присвоили наименование А-32. Именно А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной брони и 76-мм пушкой Ф-32 был принят на вооружение с присвоением названия Т-34.

А-20

В какой мере при создании танка Т-34 Кошкин использовал разработки Дика – еще один предмет ожесточенных споров. Наиболее радикальное мнение высказывает Барятинский в книге «Т-34 в бою»: «На сегодняшний день с высокой долей вероятности можно утверждать, что к проектированию колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) М. И. Кошкин либо не имел никакого отношения, либо имел весьма незначительное. И уж вовсе не как конструктор! Тактико-технические требования к танку БТ-20 разрабатывались при участии А. Я. Дика и во многом базировались на его разработках, сделанных летом-осенью 1937 года».

– Достоверно только то, что при разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) конструкторами Бюро-24 было реализовано предложение Дика по поводу расположения пружин в узлах подвески танка не вертикально, а под углом, – говорит Игорь Желтов. – Остальные нововведения (установка броневых плит под углом, введение в ходовую часть еще двух опорных катков – по одному на борт) хотя и предлагались Диком к реализации в новой машине, но не были его идеями. Расположение броневых деталей под углом было предложено и реализовано Николаем Цыгановым в конструкции танка БТ-СВ («Черепаха»), а установка дополнительных опорных катков – требование Автобронетанкового управления РККА.

«Умный и порядочный человек был»

Следственное дело «врага народа», да еще и этнического немца, пока никому из историков отыскать не удалось. Неизвестно, когда именно Адольф Дик был арестован, при каких обстоятельствах, кто вел следствие… Все документы были засекречены. Можно лишь предположить, что никаких серьезных доказательств найти не удалось, иначе Дика расстреляли бы, вместо того чтобы отправить на 10 лет в лагеря.

О дальнейшей судьбе конструктора известно лишь из сохранившихся воспоминаний людей, которые так или иначе с ним пересекались. Первый из них – писатель Юрий Юркевич. В его книге «Минувшее проходит предо мною» есть уникальное свидетельство, касающееся периода работы в ремонто-механических мастерских Вятлага: «…Слесарем работал и Адольф Дик, очень типичный украинский немец. Выпускник бронетанковой академии, кандидат технических наук, он обладал первоклассной инженерной и военной подготовкой, имел изобретения по танкостроению. Как немца, его у нас долго не допускали до инженерной работы. Правда, в дальнейшем он все же стал техноруком мастерских». Как рассказывает Юркевич, новый руководитель «быстро превратил грязные сараи в небольшой завод, чистенький и с приличным уровнем».

«Дик был двужильной породы»

В Вятлаге познакомился с Диком и философ Дмитрий Панин, прототип Дмитрия Сологдина, одного из главных персонажей романа Солженицына «В круге первом». В книге «Лубянка-Экибастуз. Лагерные записки» Панин вспоминает: «Осенью сорок первого, когда мы водворились в мастерской, нам, новичкам, бросился в глаза обрусевший немец. Он являл собой великолепный образчик нордической расы в духе разговоров и писаний того времени, которые как-то доходили до нас. Вероятно, лицевые углы и прочие неизвестные мне тонкости измерялись на таких удачных экземплярах… Запомнились также орлиный нос правильной формы, тонкие вечно твердо сжатые губы, резко выдающийся вперед подбородок. Его рост был 183 сантиметра: соразмерные руки, длинные ноги, широкие плечи. И очень приятный голос с затаенной усмешкой. Ходил он в потрепанной форме танкиста. Пилотка, брюки, гимнастерка в мазуте говорили о том, что он хороший мастер, а не только первоклассный инженер».

По словам Панина, Дик получил срок в 1938 году. Ему удалось завоевать авторитет в лагере, несмотря на распространившуюся среди заключенных информацию о том, что незадолго до ареста он выступал свидетелем обвинения на каком-то судебном процессе.

«Жизнь его была в наших руках: от нас зависело списать на общие работы, где был бы ему конец. Но так как на явном осведомительстве он пойман не был, мы решили дать ему возможность продолжать ремонт тракторов, оставив тем самым на самой тяжелой работе в мастерской, а дальше ходу не давать. До войны из какого-то волжского городка мать слала сыну посылки и физическая работа была ему даже в охотку. Но осенью-зимой сорок первого «двойной расход» и тяжелый труд, несмотря на то, что мы выписывали людям максимально возможные пайки, сделали свое: Дик «доплыл». Никаких жалоб, угроз, просьб с его стороны, но смотреть на него стало страшновато – синее обтянутое лицо, жуткие своей прозрачностью глаза. Вскоре я зашел к знакомой медсестре после приема и увидел в перевязочной в деревянном кресле по пояс обнаженного Дика. Он скорей полулежал, а не сидел. Вытянутые длинные ноги упирались в стену, раскинутые руки беспомощно свешивались со спинки кресла вниз. Мне показалось вначале, что подмышками у него были кровавые раны, в действительности же там образовались гнезда чирьев, так называемое «сучье вымя». Голова его бессильно склонилась на грудь. И весь он походил на подстреленного кондора. Я остановился молча в дверях приемной. Анечки не было, ушла в аптеку. Вдруг он очнулся, мы встретились глазами. Взора он не отвел, но голова снова обессилено свесилась к правому плечу. И тут что-то резко кольнуло сердце: я увидел, как он неожиданно улыбнулся. Улыбка была жалобная, но никак не жалкая, и я прочел в ней немую мольбу. Я не мог ошибиться и впился в его лицо, чувства крайне обострились. Молчание длилось минуты две. Вернулась Анечка, я вышел на воздух. Она лишь подтвердила лагерный диагноз, который и без того был ясен: дистрофия в самой ее лютой фазе.

На следующее утро я рассказал все своим ребятам и предложил им решить, что делать с Диком. Если бы он был натуральным гадом, он давно бы «развонялся», а он молчит и тянет. Когда крысу загоняют в угол, она бросается на человека. Здесь обстояло иначе. Его выступление на суде — реальный факт, но это еще не стукачество, могут быть и смягчающие обстоятельства. И я предложил перевести его с ремонта тракторов, где он явно больше работать не может, на ремонт оборудования, дать ему горизонтально-фрезерный станок, который он сперва должен сам отремонтировать, и обещал к нему даже не подходить, а принять станок, когда он будет готов. На этот раз мое предложение было принято. Дик соорудил себе козлы, и первые две недели сидел на них, замерев в картинной позе шабровщика…Через два месяца он прекрасно отремонтировал станок и был закреплен за ним фрезеровщиком. Обе стороны хранили полное молчание.

Когда разделились мастерские и мы уехали на пятый центральный лагпункт, Дик остался на первом…В феврале сорок третьего я приехал в мастерскую первого лагпункта получить чертежи приспособления для расточки блока цилиндров. Дик принял меня приветливо, был разговорчив, шутил по делу и без оного, вспоминал всякие мелочи…В то время, как мы рассматривали чертежи, на минуту исчезла его улыбка, глаза приняли цвет и выразительность стального лезвия и, почти не меняя интонации, он бросил: «Вами интересуются!» Тотчас лицо приняло прежнее выражение, язык без паузы составил следующую фразу о новом способе закрепления резцов в борштанге…

Не только западному читателю, но и сегодняшним подсоветским жителям следует разъяснить, что два слова, произнесенные Диком в условиях того терроризма, для многих очень неплохих людей могли стать пределом их желания помочь другому в надвигающейся беде. Он сказал достаточно, а если бы я обратился за разъяснениями, то встретил бы непонимающее холодное выражение лица. Думаю, что первоначально не ошибся: Дик сексотом не был», – пишет в своей книге Дмитрий Панин.

От котлов до ЭВМ

Отсидев полный срок, Адольф Дик был выслан на «вечное поселение» в алтайский город Бийск. Директором Бийского котельного завода был тогда Христофор Кулев, который не побоялся взять на работу «врага народа». 8 сентября 1950 года Дик был назначен технологом кузнечно-прессового цеха.

Бийский журналист Борис Косенков записал и опубликовал воспоминания инженера Петра Казанцева, работавшего на заводе одновременно с Диком. Казанцев рассказал, что Дик внес серьезный вклад в развитие котельного производства. За один только 1950 год он подал шесть рационализаторских предложений, два из которых были признаны изобретениями. Каждое из них позволяло повысить производительность труда в 8–30 раз. Коллегам по цеху Дик рассказывал, что его арестовали в тот же день, когда он завершил диссертацию, написанную по результатам работы над танком Т-34. Днем он сдал ее для защиты, а уже вечером за ним пришли

После 17-летней ссылки Адольф Дик получил разрешение вернуться в Москву. В столице его путь пересекся с инженером Юрием Найдиным, одним из создателей первых советских вычислительных машин. В книге «Рассказы о прошлом и о себе» Найдин вспоминает: «Большую помощь на основе огромного жизненного и инженерного опыта нам оказал в разработке конструкции пульта управления ЭВМ Адольф Яковлевич Дик (в прошлом один из главных разработчиков танка Т-34). Это был очень интересный и сильный человек. В прошлом адъюнкт бронетанковой академии, он вернулся после 17-летней ссылки из Бийска, где последние годы работал главным инженером котельного завода. Мы дружили с ним и общались до самой его кончины в 1978 году».

Это все, что на сегодняшний день известно о судьбе Адольфа Дика. До сих пор не ясно, как сложилась его личная жизнь после ареста, женился ли он, завел ли детей. И даже дата смерти – предмет разногласий: не известно, умер ли он в 78-м году или в 79-м. Не знают историки и где похоронен один из создателей легендарного танка Т-34.

Танк Т-34 – Майкл Фассбендер

Вторая мировая война стала решающим периодом в танкостроении. В начале войны каждая воюющая нация выставила танки различных конструкций; Успех или неудача на поле боя возвысили одни танки и предали забвению другие. Ни один танк не добился в той войне большего успеха, чем советский Т-34. Почти по всем параметрам, от традиционных танковых стандартов брони, огневой мощи и мобильности до стратегических соображений, таких как простота сборки, Т-34 способствовал победе больше, чем любое другое оружие в советском арсенале. Т-34 — не просто один из величайших танков Второй мировой войны; это один из самых влиятельных танков в истории.

К 1935 году Советы уже создали огромные танковые войска. Эти танки предназначались для поддержки атак пехоты почти так же, как это делали танки времен Первой мировой войны. Большинство этих танков были легкими и мобильными, но у Советов также были средние и тяжелые танки с несколькими башнями. У них даже было значительное количество плавающих танков. Однако их военная полезность осталась непроверенной.

Гражданская война в Испании дала практические уроки проектирования танков. Противотанковые орудия стали большей угрозой после Великой войны, а использование танков обеими сторонами повысило вероятность танковых сражений. Ведущий инженер Харьковского танкового завода Михаил Кошкин экспериментировал со способами решения всех нерешенных вопросов. Дизельные двигатели улучшат характеристики, а более крупные орудия дадут танкам огневую мощь, необходимую им для борьбы с другими танками. Возможно, наиболее важно то, что он увеличил защиту без увеличения веса, применив наклонную броню или броню, установленную под косыми углами. Если снаряд попадает в броню под правильным углом, 30-миллиметровая броневая плита может обеспечить такую ​​же защиту, как 40-миллиметровая, от лобового удара снаряда, и это может сделать только с 75% веса.

В 1937 году Харьковскому заводу была поставлена ​​задача разработать средний танк. Примечательно, что Управление Вооруженных Сил СССР потребовало создания среднего танка, отражающего расширение конфигурации легкого танка в более тяжелом весовом классе, а не следующего шага в развитии существующего многобашенного среднего танка Т-28. Тем не менее, ожидания Управления были умеренными: всего 20 мм брони в танке, который весил бы около 20 тонн. Его основное орудие должно было быть 45-мм, и он по-прежнему должен был иметь как гусеничные, так и колесные возможности, как и танки БТ.

В то же время Кошкин работал над превышением полномочий, обращаясь напрямую к Сталину с просьбой поддержать его стремление к значительно более тяжелому танку. Сталину понравились идеи Кошкина, и он сохранил программу на плаву, несмотря на неодобрение наркома обороны Климентия Ворошилова, у которого был собственный проект танка, который впоследствии стал серией КВ. Кошкин отказался от двойной подвески, сосредоточившись только на гусеницах, увеличив броню до 30 мм и установив 76,2-мм орудие. В результате первый Т-34 едва превышал требования по массе в 21 тонну.

В марте 1940 года Кошкин избежал враждебности Ворошилова, проведя два прототипа по пересеченной местности из Харькова в Москву и продемонстрировав их возможности, в том числе прочность их брони против 45-мм противотанковых орудий (которые были сильнее, чем стандартные немецкие 37-мм пушки). пушки). Эти усилия спасли Т-34, хотя и убили Кошкина: у него развилась пневмония в начале марта, и он умер в сентябре. Более того, Т-34 получил разрешение 31 марта9.0003

К тому времени, когда производство действительно началось в конце 1940 года, Т-34/76 образца 1940 года вырос до 29 тонн с броней 45 мм (вдвое меньше, чем у оригинального Т-34). Первоначальные поставки не впечатлили: обещали 600, но к концу года доставили только 115. Производство было увеличено в первой половине 1941 года, но, когда на момент вторжения Германии в наличии было немногим более 1200 танков, Т-34 все еще составляли лишь очень небольшую часть советского арсенала. Ранние действия также были неблагоприятными: многие были захвачены в первые волны вторжения, а неопытные экипажи плохо сражались, когда им удавалось оказать сопротивление. Тем не менее, тяжелая броня Т-34 бросала вызов немцам; большинство противотанковых орудий оказались неэффективными, и немцам снова пришлось использовать 88-мм зенитные орудия, чтобы остановить танки.

В течение следующих двух лет Советы сосредоточили свои усилия на постройке как можно большего количества Т-34, надеясь сокрушить немцев числом. Имея это в виду, были созданы ярлыки для снижения производственных затрат и времени, хотя также были реализованы некоторые улучшения. Например, в 1942 году броня была увеличена до 65 мм. Однако даже при всех своих достоинствах Т-34 удержался только на истощение: в 1942 году с конвейера сошло 12 553 танка, из них немногим более половины было уничтожено или захвачено.

Тем не менее, Т-34/76 представляли угрозу, которую немцы не могли игнорировать. Генерал Гудериан ответил на этот вызов, выполнив требование к новому немецкому танку, в котором должны были сочетаться некоторые достоинства Т-34. Ожидалось, что его наклонная броня будет достаточно толстой, чтобы противостоять 76,2-мм орудию Т-34, а его собственное орудие будет достаточно мощным, чтобы пробить броню Т-34 на расстоянии. В рабочем состоянии немецкая «Пантера» могла победить Т-34/76, но ее нельзя было сделать так быстро и в соответствующем количестве, а ее стратегическая мобильность была значительно меньше. Вероятность поломок означала, что «Пантеры» нужно было доставлять на фронт по железной дороге, тогда как Т-34 могли проехать до боя 300 км, сохранив при этом 90% боевой эффективности.

Новые «Пантеры», а также модернизированные Panzer IV (с длинноствольной 75-мм пушкой) и тяжелые танки «Тигр» (с 88-мм орудиями) продемонстрировали, что Т-34/76 уже недостаточно вооружены и бронированы. . В середине 1943 года Советы выпустили модернизированную модель Т-34/85. Эта версия была вооружена 85-мм пушкой, которая была сравнима с основным орудием «Пантеры». Его броня увеличилась до 90 мм в толщину. Но, пожалуй, самой важной характеристикой было то, что Т-34/85 по-прежнему можно было производить на тех же сборочных линиях, что и Т-34/76. Советы могли продолжать строить в количествах, которые могли бы сломить сопротивление Германии: к концу войны было построено более 64 000 Т-34 всех модификаций.

Успех Т-34 был основан как на тактических, так и на стратегических факторах. Тактические факторы — это три знакомые категории: броня, огневая мощь и мобильность. Все Т-34 обладали очень полезным балансом между этими тремя элементами. Т-34/76 начал войну с превосходством в бронировании и вооружении, а когда и то, и другое отступило в неадекватность, был построен Т-34/85, установивший хотя бы приблизительный паритет с лучшими немецкими танками в этих категориях. По подвижности Т-34 никогда не превосходил. Что касается стратегических факторов, то Т-34 можно было построить дешево и быстро, что привело к ошеломляющему количеству. Их надежность гарантировала, что большинство из них доберутся до боя в хорошем рабочем состоянии, что еще больше увеличило численное преимущество. Они могли путешествовать далеко своим ходом, что позволяло гибко развертывать их. Ни один другой танк времен Второй мировой войны не мог сравниться с Т-34 по характеристикам.

 

Источники:

Догерти, Мартин Дж. Танки: от Первой мировой войны до наших дней. Стерлинг, 2008 г.

Форчик, Роберт. Пантера против Т-34: Украина 1943. Оспри, 2007

Сорок, Джордж. Иллюстрированный путеводитель по танкам мира. Bookmart, 2007

Джексон, Роберт. Танки и боевые бронированные машины. Book Sales, Inc., 2012

Винчестер, Джим. Путеводитель по танкам Второй мировой войны. Bookmart, 2000

 

© 2012, 2013. Все права защищены.

История танков — Т-34

До Второй мировой войны одними из самых массовых танков Советской армии были бронеавтомобили серии БТ. Однако серия БТ просто не выдерживала ударов противника, поэтому Красная Армия поручила Михаилу Кошкину разработать и спроектировать новую серию танков.

Частично этот новый дизайн был связан с типом двигателя, который использовался в предыдущих танках. Долгое время на советских танках использовался бензиновый двигатель (в отличие от дизельных двигателей японской армии), который был весьма подвержен возгоранию. Удачно поставленный Молотов просачивался в моторный отсек из-за плохой конструкции и клепаной брони.

Т-34, один из самых эффективных советских танков.

Когда недостатки танков Красной Армии стали более очевидными, Кошкин обратился к Сталину с просьбой создать более совершенный танк. Это привело к разработке более тяжелого танка А-32, но Кошкин на этом не остановился. Кошкин и его команда приступили к проектированию того, что впоследствии стало Т-34, названным в честь 1934 года, года, когда Кошкин начал придумывать легендарный Т-34.

В то время как наиболее распространенной пушкой на Т-34 была 76,2-мм, внутриигровая 57-мм ЗиС часто рекламируется как один из лучших вариантов для танкистов.

После неудач предыдущих танков в боях Кошкин сосредоточился на улучшении бронезащиты, подвижности, качества сварки и основных орудий в своих будущих проектах и ​​производствах. До этого появился танк А-32 с 32-мм лобовой броней и 76,2-мм пушкой Л-10. Был создан еще один вариант А-32 с 45-мм броней, более широкими гусеницами, 76,2-мм пушкой Л-11 и был одобрен к производству как Т-34. Это качество отражено в версии Т-34 для World of Tanks, где наклонная броня танка чрезвычайно трудно пробить, даже если пользователь неправильно наклоняет танк.

После того, как эта продукция была одобрена, Кошкин подтолкнул свою команду к улучшению танка по предыдущим пунктам: броня, подвижность, сварка и пушки. Когда прототип Т-34 был готов, команда Кошкина проехала на танке 2000 км, чтобы показать кремлевским руководителям пополнение в Красной Армии. К сожалению, Кошкин скончался от пневмонии после того, как поездка в танке в Москву усугубила его состояние.

Лобовая броня Т-34 невероятно прочная, способна противостоять немецким войскам во время Второй мировой войны и даже считается довольно прочной в World of Tanks. Затем добавьте множество мощных орудий, и Т-34 станет мощной машиной.

В исходных проектах Т-34 использовались наклонная броня, мощный двигатель, широкие гусеницы и 76,2-мм пушка. Это 76,2-мм орудие претерпело различные модернизации в ходе войны, которая закончилась версией Т-34-85 Т-34, поскольку в ней использовалась 85-мм пушка ЗиС-С-53. В игре представлено огромное количество оружия, поскольку для использования с 57-мм ЗиС-4 доступны четыре различных вооружения, обеспечивающие превосходную точность и скорость.

По мере продолжения войны советской промышленности стало проще и дешевле производить Т-34 во всех его различных модификациях. К концу конфликта было выпущено более 80 000 Т-34 (включая все модификации). Интересно, что Т-34 для СССР — это то же самое, что M4 Sherman для американцев, причем оба танка считаются одним из лучших достижений их страны в области танковых технологий.

Обладая отличным бронированием, хорошей подвижностью и мощными орудиями, Т-34 является практически советским аналогом американского M4 Sherman. Что вы предпочитаете использовать?

Т-34 был одним из самых известных танков Советского Союза и считался одним из самых эффективных, эффективных и влиятельных танков Второй мировой войны. Благодаря наклонной лобовой броне он был невероятно устойчив к огню противника, как отмечает многочисленные немецкие отчеты того времени. В целом, Т-34 был невероятным танком, и его влияние на исход войны нельзя недооценивать.

К счастью, игроки World of Tanks могут выйти на поле боя в одном из величайших танковых достижений Советского Союза во Второй мировой войне. Если вы хотите узнать больше об истории танков, обязательно ознакомьтесь с остальной частью нашей истории. статей о танках!

Сэм Чендлер — австралийская часть головоломки AllGamers. Из всех его увлечений, связанных с играми, коллекционирование игр для N64, скоростное прохождение и игры Souls считаются одними из самых важных. Вы можете связаться с Сэмом через Twitter @SamuelChandler или по электронной почте sam.chandler@allgamers.