МиГ-29К. Миг 29 википедия
МиГ-29 | |
МиГ-29 | |
лёгкий фронтовой истребитель | |
/ ОКБ МиГ | |
→ МАПО им. П. В. Дементьева → авиазавод «Сокол» | |
Беляков, Ростислав Аполлосович | |
6 октября 1977 года | |
июль 1983 года[1] | |
эксплуатируется | |
ВВС России ВВС СССР (бывший) ВВС Украинысм. на вооружении | |
1982 — по н.в. | |
>1 600[2] | |
$22 млн (2013 год)[3] | |
МиГ-29ММиГ-29МУ1МиГ-29КМиГ-35 | |
Изображения на Викискладе |
ru-wiki.ru
МиГ-29К — Википедия РУ
МиГ-29К (по кодификации НАТО: Fulcrum-D) — советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвёртого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.
Благодаря большим заказам на МИГ-29К со стороны Правительства Индии, самолет удалось модернизировать до уровня 4++[3], и по мнению западных экспертов МИГ-29К отвечает современным требованиям к палубной авиации, так как оборудован последней авионикой, включая инфракрасный пеленгатор целей, наведение ближних ракет «воздух-воздух» по повороту головы лётчика, имеет средства малозаметности, а главное — новую РЛС «Жук-МЭ», с помощью которой может на дистанции до 200 км[4] находить цели и управлять наведением корректируемых вариантов бомб КАБ-500 и ракет средней дальности (110 км) РВВ-АЕ[5][6].
Миг-29К имеет меньшую дальность и грузоподъёмность, чем Су-33, но он более компактен по размерам, что позволяет увеличить число базируемых самолётов на авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" до 36 единиц[3]. МиГ-29К более глубоко модернизирован, чем Су-33 относительно исходных советских проектов Миг-29К и Су-33. В Миг-29К скорректирован планер для увеличения грузоподъёмности (в версии для Индии самолёт позволяет нести 5,5 тонн), также в Миг-29 применены элементы стелс-технологий: 20% самолёта собраны из неметаллических композиционных материалов, для снижения видимости в инфракрасном диапазоне реализована технология "охлаждаемое крыло". Для увеличения дальности полёта на Миг-29К имеется аппаратура для дозаправки в воздухе[3].
История создания
МиГ-29К был разработан взамен проекта МиГ-23К, разрабатывавшегося в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины (аналогично американскому F/A-18): как штурмовика, так и самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.
Разработка концепции самолёта началась с 1978 года, а непосредственное проектирование машины началось в 1984 году, однако к испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на обычном МиГ-23, а потом на МиГ-29ЛЛ — летающая лаборатория (от обычного МиГ-29 он отличался отсутствием РЭО и усиленным шасси) и 21 августа 1982 г. лётчик-испытатель А. Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова.
Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на госзаказ, недоведённость изделия 9-31 на фоне готового к серийному производству Су-27К (будущего Су-33) в промежуточной (чисто истребительной) версии определили выбор основного заказчика. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта, поэтому проект МиГ-29К был закрыт. В дальнейшем ОКБ, имея заказ от ВМФ Индии на палубные истребители для авианосца Адмирал Горшков (после переоборудования получил имя Викрамадитья), разработало на основе наработок по изделию 9-31 новое семейство - одноместный МиГ-29К (изделие 9-41) и двухместный МиГ-29КУБ (изделие 9-47), унифицированные с сухопутным семейством МиГ-29М/МиГ-29М2.
Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2 МиГ-29К (изделие 9-31) в общей сложности провели 450 полётов, МО РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена.
В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К[7].
Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов.
В 2004 году Индия заключила контракт на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года.
20 января 2007 года состоялся первый полёт МиГ-29КУБ (изделие 9-47).
19 марта 2008 года в подмосковных Луховицах состоялся первый полёт серийного МиГ-29КУБ (бортовой номер 113).
В 2010 году был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К.
В 2012 году был заключён контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году.
В середине мая 2013 года состоялось официальное принятие истребителей МиГ-29К/КУБ на вооружение ВМС Индии[8],
Описание
МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4+». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
Перечень изменений, внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой[9].
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлётным трамплином и посадочным аэрофинишёром, а также на наземных аэродромах. Самолёты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Модификации
Одноместный МиГ-29К (изд. «9-41») во время показательного выступления на авиасалоне МАКС-2007. Хорошо виден опущенный тормозной гак. Другой ракурс МиГ-29КУБ с опущенным гаком. МиГ-29КУБ «салютует» зрителям на авиасалоне МАКС-2007МиГ-29К (9-31) |
МиГ-29К (9-41) |
МиГ-29КУБ (9-47) |
Тактико-технические характеристики МиГ-29К
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек (2 для МиГ-29КУБ)
- Длина: 17,37 м
- Размах крыла: 11,99 м
- в сложенном положении: 7,80 м
- Площадь крыла: 45 м²
- Высота: 4,4м
- Масса:
- пустого: ~13700 кг
- нормальная взлётная: 18290 кг
- максимальная взлётная: 24400 кг
- Масса топлива (при плотности керосина 0,8кг/л):
- внутренний: 4750 кг
- с 3*ПТБ: 8380 кг
- с 5*ПТБ: 10230 кг
- Двигатель:
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2200 км/ч (М=2,1)
- у земли: 1400 км/ч (М=1,17)
- Скороподъёмность: 18000 м/мин. (300 м/с)
- Практический потолок: 17500 м
- Боевой радиус:
- Без ПТБ: 850 км
- С 1 ПТБ: 1050 км
- С 3 ПТБ: 1300 км
- Длина разбега: 110—195 м (с трамплином)
- Длина пробега: 90—150 м (с аэрофинишёром)
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 1,06
- при максимальной взлётной массе: 0,84
- с 3000 л топлива (2300 кг) и 4*Р-77 : 1,20
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 423 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 533 кг/м²
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
- Перегоночная дальность:
- на большой высоте:
- без ПТБ: 2000 км
- с 3 ПТБ: 3000 км
- с 5 ПТБ: 4000 км
- с 5 ПТБ и одной дозаправкой: 6500 км
- на большой высоте:
Вооружение
- Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
- Боевая нагрузка: 4500 кг (у варианта для Индии - "изделия 9-41 и 9-47" - 5500 кг[10])
- Точки подвески: 8 (9)
Радар
РЛС Жук-МЭ[11]
- Диапазон волн: X
- Дальность обнаружения воздушных целей:
- на фоне неба/ земли в ППС: 130/120 км
- на фоне неба/ земли в ЗПС: 50/40 км
- Дальность обнаружения наземных целей:
- эсминец: 200 км
- группа движущихся танков: 30 км
- Масса: 220 кг
- Наработка на отказ: 120 часов
Контракты
МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Викрамадитья» и перспективного авианосца ВМС Индии.
20 января 2004 года Индия заключила контракт[1] ценой в $730 млн на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года[1], который был реализован в октябре 2009 года[12]. Поставки самолётов начались в 2009 году[13][14].
12 марта 2010 года был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К на сумму 1,5 млрд дол[15]. 23 самолёта были поставлены к концу 2015 года, остальные 6 должны быть поставлены в 2016 году[16].
В 2012 году был заключен контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году[17]. Первые поставки по контракту должны быть начаты в 2013 году[18].
Эксплуатация
Как ожидается, ресурс стоящих на вооружении ВМФ России Су-33 истечёт в 2015 году. В дальнейшем основу палубной истребительной авиации России, по планам Министерства обороны, составят самолёты МиГ-29К[19].
На вооружении
- Россия Россия — 19 МиГ-29К и 3 МиГ-29 КУБ, по состоянию на 2018 год [20]
- Индия Индия — 45 МиГ-29К/КУБ, по состоянию на 2018 год[21]
Критика проекта
В 2016 году индийская счётная палата подвергла МиГ-29К критике, в докладе отмечали проблемы с эксплуатацией двигателей, электродистанционной системой управления, а также отклонения в качестве планера. Как следствие, отмечалась низкая исправность парка МиГ-29К ВМС Индии, от 15.93 до 37,63 процента для Миг-29К и от 21,30 до 47,14 процента для МиГ-29КУБ [22].
Потери
В июне 2011 в Астраханской области разбился МиГ-29КУБ (первый опытный экземпляр), летчики погибли[23].
4 декабря 2014 года разбился опытный экземпляр МиГ-29КУБ в Московской области[24][25]. Впоследствии один летчик скончался[26].
14 ноября 2016 года потерпел крушение МиГ-29К в Средиземном море во время захода на посадку на борт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Летчик выжил[27].
В компьютерных играх
На МиГ-29К можно "полетать" в авиасимуляторе Flanker 2.5
Примечания
- ↑ 1 2 3 Корпорация МиГ
- ↑ IISS. www.iiss.org. Проверено 28 октября 2016.
- ↑ 1 2 3 Спор за место на палубе: МиГ-29К vs Су-33 (23 июня 2015). Проверено 30 октября 2016.
- ↑ Евгений Ерохин. missiles.ru :: Корпорация Фазотрон-НИИР - АФАР Жук-АЭ. www.missiles.ru. Проверено 31 октября 2016.
- ↑ John Pike. MiG-29K FULCRUM. www.globalsecurity.org. Проверено 29 октября 2016.
- ↑ 13.05.10 МиГ-35 провел успешные испытания ракет и бомб - Военный паритет. www.militaryparitet.com. Проверено 31 октября 2016.
- ↑ Корпорация МиГ
- ↑ Индия получит шесть истребителей МиГ-29К в 2013 году. 28.8.2013
- ↑ Официально с сайта МАПО МиГ
- ↑ "Боевые самолеты Микояна. Есть только "Миг"...", автор: Якубович Николай Васильевич, издательство: "Эксмо", 2009 год, серия: "Война и мы. Советская авиация".
- ↑ КРЭТ :: Продукты :: Бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ»
- ↑ Национальная оборона / Рынки вооружений / «МиГ» начинает новую партию
- ↑ Самолеты МиГ-29К приняли участие в президентском параде ВМС Индии // АвиаПорт
- ↑ Минобороны возобновило полеты палубных МиГ-29 // lenta.ru, 03.08.2011
- ↑ Индия купила у России 29 истребителей МиГ-29К
- ↑ The Military Balance 2016, p.302
- ↑ Министерство обороны России и РСК "МиГ" подписали контракт на поставку самолетов МиГ-29К
- ↑ The Military Balance 2016, p.210
- ↑ Морской защитник
- ↑ The Military Balance 2018,p.197
- ↑ The Military Balance 2018,p.263
- ↑ Индийский флот купит 57 палубных истребителей. Проверено 27 января 2017.
- ↑ МиГ-29К снова взлетит - Информационный транспортный портал
- ↑ В Подмосковье потерпел крушение учебно-боевой истребитель МиГ-29 - INTERFAX.RU
- ↑ По факту крушения МиГ-29 возбуждено уголовное дело, в офисе "МиГ" прошли обыски. 5.12.2014
- ↑ В реанимации умер пилот разбившегося в Подмосковье МиГ-29. Интерфакс (06 декабря 2014).
- ↑ Минобороны РФ подтвердило аварию истребителя авианосца "Адмирал Кузнецов"
Ссылки
http-wikipediya.ru
МиГ-29К — Global wiki. Wargaming.net
Разработка и производство
Россия Страна разработки |
ОКБ МиГ Разработчик |
23 июня 1988 г. Первый полет |
МАПО им. П.В. Дементьева Производитель |
27[1] шт. Выпущено всего |
История эксплуатации
Общие проектные данные
17,37 / 11,99 / 5,175 м. Длина / Размах крыла / Высота |
42 м2 Площадь крыла |
12700 / 17770 / 22400 кг. Масса (пустого/норм./макс.) |
Двигатель
турбореактивный двухконтурный Тип |
2 шт. Количество |
5500 кгс Максимальная тяга |
Лётно-тактические характеристики
Скорость полета |
2300 км/ч . . . максимальная (на высоте) |
1400 км/ч . . . максимальная (у земли) |
300 м/с Макс. скороподъемность |
17500 м. Потолок |
2000...6500 км. Дальность полёта (макс.) |
1050 км. Боевой радиус действия |
Экипаж
1 Количество человек |
Вооружение
пушечное
- 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1.
История создания
МиГ-29К был разработан взамен уже почти готового проекта МиГ-23К, над которым начали работу ещё в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В эту группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины: как штурмовика, так и самолёта для ведения воздушного боя на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.
Разработка концепции самолёта началась в 1978 году, а непосредственное проектирование машины началось только в 1984 году. К испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на МиГ-23, а потом на МиГ-27ЛЛ (летающая лаборатория). 21 августа 1982 года летчик-испытатель А.Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина на МиГ-27ЛЛ. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова. Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на продолжение своего существования и госзаказ: продвижение Симоновым машины Су-25УТГ в качестве учебно-тренировочного самолёта и его связи, как бывшего замминистра, не позволили сделать авиагруппу смешанной. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта. Аутсайдером оказался проект МиГ-29К, он был закрыт, однако его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ.
Сейчас эта машина оборудована аналогично МиГ-29М2 (МиГ-35). Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2 МиГ-29К в общей сложности провели 450 полётов, Министерство Обороны РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена. В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К. Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов, 20 января 2007 года состоялся первый полёт МиГ-29КУБ. 19 марта 2008 года в подмосковных Луховицах состоялся первый полет серийного МиГ-29КУБ.
Описание конструкции
МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника. Перечень изменений внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Модификации
- МиГ-29К «9-31»
- МиГ-29КУБ «9-41»
- МиГ-29КУБ «9-47»
История службы
МиГ-29КУБ во время испытаний на палубе авианосца «Викрамадитья»МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Викрамадитья» и будущего перспективного авианосца ВМС Индии. 20 января 2004 года Индия заключила контракт ценой в $730 млн на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года, который был реализован в октябре 2009 года. Поставки самолётов начались в 2009 году. 12 марта 2010 года был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К на сумму 1,2 млрд дол. В 2012 году был заключен контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году.
В ВМФ России для строевой экспуатации МиГ-29К был воссоздан 100-й отдельный корабельный истребительный авиаполк (ОКИАП). Лётчики полка с 2014 года проходили подготовку для базирования на палубу ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а с октября 2016 года самолёты МиГ-29КР и МиГ-29КУБР в составе авиагруппы этого крейсера участвуют в боевой службе в Средиземном море. 14 ноября 2016 года один из МиГ-29КР авиагруппы крейсера (бортовой номер 49 синего цвета) был потерян в аварии, лётчику удалось катапультироваться.
См. также
Литература и источники информации
Примечания
- ↑ На конец 2013 г., без учёта построенных ранее для Индии.
Галерея изображений
-
МиГ-29К на палубе ТАКР «Тбилиси» после зацепа за трос, 1989 год
-
МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ на технических позициях «Тбилиси», фото 1989-1990 года
-
2 МиГ-29КУБ и 'Sea Harrier из состава палубной авиации ВМС Индии над базой Гоа, 19 февраля 2010 года
-
МиГ-29КУБ с опущенным гаком, рисунок
Эту статью требуется викифицировать!Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. |
wiki.wargaming.net
МиГ-29М — WiKi
История создания
Разработка глубокой модернизации истребителя МиГ-29 началась ОКБ имени А. И. Микояна в 1982 году. Основными отличиями машины, совершившей первый полёт в 1986 году от серийного МиГ-29 были значительно возросшая ёмкость топливных баков, сгладившая главный недостаток машины — недостаточную дальность полёта, и новое БРЭО, позволившее значительно расширить номенклатуру вооружения.
В ходе лётных испытаний 9-15 шесть его прототипов в 1986-1993 годах выполнили 1171 полёт, кроме того, в рамках программы также использовались две летающие лаборатории для испытаний РЛС Н010 и двигателей РД-33К, а также два борта для испытаний ракет воздух - воздух Р-77.
Несмотря на успешно завершённую программу испытаний и готовность завода «Сокол» к серийному производству МиГ-29М, эта машина в итоге всё же осталась опытной и в серию не пошла. Причинами этого, помимо экономического кризиса в России и отказа её ВВС от закупки новых самолётов, стали ограничение производства Р-77 опытной серией, распродажа почти новых МиГ-29 странами бывшего СССР (Молдовой и Украиной в первую очередь), сильное урезание экспортного варианта (МиГ-33, существовал только на бумаге), отвративших от него ВВС Индии и Финляндии, которые считались потенциальными покупателями.
Особенности[1]
В конструкции планера МиГ-29М по сравнению с МиГ-29 отсутствуют верхние воздухозаборники, от посторонних предметов двигатели защищены решеткой. Наплыв крыла острый, размах элеронов был увеличен, система электродистанционного управления аналоговая с 4-кратным резервированием, что повышает боевую живучесть самолета. Площадь тормозного щитка около 1 м². Тормозной парашют площадью 17 м² заменен двумя парашютами площадью 13 м² каждый, что снизило длину пробега при посадке.
В конструкции воздухозаборников двигателей, тормозного щитка, килей и крыльев применены композиционные материалы. Объём топлива по сравнению с МиГ-29 увеличился на 1500л.
Управление самолетом осуществляется без отрыва рук от ручек управления — реализована система «HOTAS». Установлена станция активных помех, имеется 120 ИК-ловушек на фюзеляже. Также был улучшен обзор из кабины.
Возможна подвеска 4 управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР (ранее — 2) с дальностью стрельбы 130 км.
Конструкция:
Ресурс планера — 2500 часов, ресурс двигателей 1200—1400ч.
Масса топлива +2550 л (на месте створок взд.), общий запас +1500 л (6000 — 6250 л)
Тактико-технические характеристики[2]
Три проекции МиГ-29 9-12 РД-33 — двигатель для истребителей МиГ-29Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 17,32 м
- Размах крыла: 11,36 м
- Высота: 4,73 м
- Площадь крыла: 38,06 м²
- Угол стреловидности крыла: 42°
- Масса:
- пустого: 11600 кг
- нормальная взлётная масса: 16680 кг
- максимальная взлетная масса: 22300 кг
- Объем топлива:
- во внутренних баках: 5830 л
- 100 % + 3 ПТБ: 9630 л
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 586 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 438 кг/м²
- Двигатель: 2 × ТРДДФ РД-33К
- Тяга:
- максимальная: 2 × 5500 кгс
- на форсаже: 2 × 8800 кгс
- особый режим: 2 × 9400 кгс
- Масса двигателя: 1055 кг
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: до 0,84
- при нормальной взлётной массе: до 1,13
Лётные характеристики
МиГ-29ОВТ в полете- Максимальная скорость:
- на высоте: 2500 км/ч (М=2,35)
- у земли: 1500 км/ч (М=1,26)
- Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
- Практическая дальность:
- на малой высоте: 900 км
- на большой высоте:
- со 100 % топлива: 2000 км
- со 100 % + 3 ПТБ: 3200 км
- Продолжительность полёта: до 3,8 ч
- Практический потолок: 18000 м
- Скороподъемность: 19200 м/мин
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
Вооружение
Авионика[3]
Радиолокационная станция
- Дальность обнаружения:
- воздушных целей с ЭПР = 3 м²:
- в свободном пространстве: 80 км
- на фоне земли в ППС: 80 км
- на фоне земли в ЗПС: 40—50 км
- надводных целей с ЭПР = 3000 м²: 120—150 км
- воздушных целей с ЭПР = 3 м²:
- Сопровождение: до 10 целей
- Обстрел: до 4 целей
- Углы обзора по азимуту: ±90°
Оптико-электронные прицельные системы
- Дальность обнаружения воздушных целей:
- в ППС: 10 км
- в ЗПС: 30 км
- Наличие лазерного дальномера
- Работа по наземным целям
Аппаратура постановки помех
- Станция активных радиоэлектронных помех
- Устройство отстрела пассивных помех
Эксплуатанты
- Египет Египет — 46 одноместных машин МиГ-29М и 6-8 спарок МиГ-29М2. Поставки намечены до 2020 года.[4]
Изображения
Примечания
ru-wiki.org
МиГ-29К — WiKi
МиГ-29К (по кодификации НАТО: Fulcrum-D) — советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвёртого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.
Благодаря большим заказам на МИГ-29К со стороны Правительства Индии, самолет удалось модернизировать до уровня 4++[3], и по мнению западных экспертов МИГ-29К отвечает современным требованиям к палубной авиации, так как оборудован последней авионикой, включая инфракрасный пеленгатор целей, наведение ближних ракет «воздух-воздух» по повороту головы лётчика, имеет средства малозаметности, а главное — новую РЛС «Жук-МЭ», с помощью которой может на дистанции до 200 км[4] находить цели и управлять наведением корректируемых вариантов бомб КАБ-500 и ракет средней дальности (110 км) РВВ-АЕ[5][6].
Миг-29К имеет меньшую дальность и грузоподъёмность, чем Су-33, но он более компактен по размерам, что позволяет увеличить число базируемых самолётов на авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" до 36 единиц[3]. МиГ-29К более глубоко модернизирован, чем Су-33 относительно исходных советских проектов Миг-29К и Су-33. В Миг-29К скорректирован планер для увеличения грузоподъёмности (в версии для Индии самолёт позволяет нести 5,5 тонн), также в Миг-29 применены элементы стелс-технологий: 20% самолёта собраны из неметаллических композиционных материалов, для снижения видимости в инфракрасном диапазоне реализована технология "охлаждаемое крыло". Для увеличения дальности полёта на Миг-29К имеется аппаратура для дозаправки в воздухе[3].
История создания
МиГ-29К был разработан взамен проекта МиГ-23К, разрабатывавшегося в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины (аналогично американскому F/A-18): как штурмовика, так и самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.
Разработка концепции самолёта началась с 1978 года, а непосредственное проектирование машины началось в 1984 году, однако к испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на обычном МиГ-23, а потом на МиГ-29ЛЛ — летающая лаборатория (от обычного МиГ-29 он отличался отсутствием РЭО и усиленным шасси) и 21 августа 1982 г. лётчик-испытатель А. Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова.
Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на госзаказ, недоведённость изделия 9-31 на фоне готового к серийному производству Су-27К (будущего Су-33) в промежуточной (чисто истребительной) версии определили выбор основного заказчика. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта, поэтому проект МиГ-29К был закрыт. В дальнейшем ОКБ, имея заказ от ВМФ Индии на палубные истребители для авианосца Адмирал Горшков (после переоборудования получил имя Викрамадитья), разработало на основе наработок по изделию 9-31 новое семейство - одноместный МиГ-29К (изделие 9-41) и двухместный МиГ-29КУБ (изделие 9-47), унифицированные с сухопутным семейством МиГ-29М/МиГ-29М2.
Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2 МиГ-29К (изделие 9-31) в общей сложности провели 450 полётов, МО РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена.
В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К[7].
Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов.
В 2004 году Индия заключила контракт на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года.
20 января 2007 года состоялся первый полёт МиГ-29КУБ (изделие 9-47).
19 марта 2008 года в подмосковных Луховицах состоялся первый полёт серийного МиГ-29КУБ (бортовой номер 113).
В 2010 году был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К.
В 2012 году был заключён контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году.
В середине мая 2013 года состоялось официальное принятие истребителей МиГ-29К/КУБ на вооружение ВМС Индии[8],
Описание
МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4+». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
МиГ-29КУБ (9-41) с выпущенным шлангом ПАЗ-МКПеречень изменений, внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой[9].
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлётным трамплином и посадочным аэрофинишёром, а также на наземных аэродромах. Самолёты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Модификации
Одноместный МиГ-29К (изд. «9-41») во время показательного выступления на авиасалоне МАКС-2007. Хорошо виден опущенный тормозной гак. Другой ракурс МиГ-29КУБ с опущенным гаком. МиГ-29КУБ «салютует» зрителям на авиасалоне МАКС-2007МиГ-29К (9-31) |
МиГ-29К (9-41) |
МиГ-29КУБ (9-47) |
Тактико-технические характеристики МиГ-29К
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек (2 для МиГ-29КУБ)
- Длина: 17,37 м
- Размах крыла: 11,99 м
- в сложенном положении: 7,80 м
- Площадь крыла: 45 м²
- Высота: 4,4м
- Масса:
- пустого: ~13700 кг
- нормальная взлётная: 18290 кг
- максимальная взлётная: 24400 кг
- Масса топлива (при плотности керосина 0,8кг/л):
- внутренний: 4750 кг
- с 3*ПТБ: 8380 кг
- с 5*ПТБ: 10230 кг
- Двигатель:
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2200 км/ч (М=2,1)
- у земли: 1400 км/ч (М=1,17)
- Скороподъёмность: 18000 м/мин. (300 м/с)
- Практический потолок: 17500 м
- Боевой радиус:
- Без ПТБ: 850 км
- С 1 ПТБ: 1050 км
- С 3 ПТБ: 1300 км
- Длина разбега: 110—195 м (с трамплином)
- Длина пробега: 90—150 м (с аэрофинишёром)
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 1,06
- при максимальной взлётной массе: 0,84
- с 3000 л топлива (2300 кг) и 4*Р-77 : 1,20
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 423 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 533 кг/м²
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
- Перегоночная дальность:
- на большой высоте:
- без ПТБ: 2000 км
- с 3 ПТБ: 3000 км
- с 5 ПТБ: 4000 км
- с 5 ПТБ и одной дозаправкой: 6500 км
- на большой высоте:
Вооружение
- Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
- Боевая нагрузка: 4500 кг (у варианта для Индии - "изделия 9-41 и 9-47" - 5500 кг[10])
- Точки подвески: 8 (9)
Радар
РЛС Жук-МЭ[11]
- Диапазон волн: X
- Дальность обнаружения воздушных целей:
- на фоне неба/ земли в ППС: 130/120 км
- на фоне неба/ земли в ЗПС: 50/40 км
- Дальность обнаружения наземных целей:
- эсминец: 200 км
- группа движущихся танков: 30 км
- Масса: 220 кг
- Наработка на отказ: 120 часов
Контракты
МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Викрамадитья» и перспективного авианосца ВМС Индии.
20 января 2004 года Индия заключила контракт[1] ценой в $730 млн на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года[1], который был реализован в октябре 2009 года[12]. Поставки самолётов начались в 2009 году[13][14].
12 марта 2010 года был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К на сумму 1,5 млрд дол[15]. 23 самолёта были поставлены к концу 2015 года, остальные 6 должны быть поставлены в 2016 году[16].
В 2012 году был заключен контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году[17]. Первые поставки по контракту должны быть начаты в 2013 году[18].
Эксплуатация
Как ожидается, ресурс стоящих на вооружении ВМФ России Су-33 истечёт в 2015 году. В дальнейшем основу палубной истребительной авиации России, по планам Министерства обороны, составят самолёты МиГ-29К[19].
На вооружении
- Россия Россия — 19 МиГ-29К и 3 МиГ-29 КУБ, по состоянию на 2018 год [20]
- Индия Индия — 45 МиГ-29К/КУБ, по состоянию на 2018 год[21]
Критика проекта
В 2016 году индийская счётная палата подвергла МиГ-29К критике, в докладе отмечали проблемы с эксплуатацией двигателей, электродистанционной системой управления, а также отклонения в качестве планера. Как следствие, отмечалась низкая исправность парка МиГ-29К ВМС Индии, от 15.93 до 37,63 процента для Миг-29К и от 21,30 до 47,14 процента для МиГ-29КУБ [22].
Потери
В июне 2011 в Астраханской области разбился МиГ-29КУБ (первый опытный экземпляр), летчики погибли[23].
4 декабря 2014 года разбился опытный экземпляр МиГ-29КУБ в Московской области[24][25]. Впоследствии один летчик скончался[26].
14 ноября 2016 года потерпел крушение МиГ-29К в Средиземном море во время захода на посадку на борт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Летчик выжил[27].
В компьютерных играх
На МиГ-29К можно "полетать" в авиасимуляторе Flanker 2.5
Примечания
- ↑ 1 2 3 Корпорация МиГ
- ↑ IISS. www.iiss.org. Проверено 28 октября 2016.
- ↑ 1 2 3 Спор за место на палубе: МиГ-29К vs Су-33 (23 июня 2015). Проверено 30 октября 2016.
- ↑ Евгений Ерохин. missiles.ru :: Корпорация Фазотрон-НИИР - АФАР Жук-АЭ. www.missiles.ru. Проверено 31 октября 2016.
- ↑ John Pike. MiG-29K FULCRUM. www.globalsecurity.org. Проверено 29 октября 2016.
- ↑ 13.05.10 МиГ-35 провел успешные испытания ракет и бомб - Военный паритет. www.militaryparitet.com. Проверено 31 октября 2016.
- ↑ Корпорация МиГ
- ↑ Индия получит шесть истребителей МиГ-29К в 2013 году. 28.8.2013
- ↑ Официально с сайта МАПО МиГ
- ↑ "Боевые самолеты Микояна. Есть только "Миг"...", автор: Якубович Николай Васильевич, издательство: "Эксмо", 2009 год, серия: "Война и мы. Советская авиация".
- ↑ КРЭТ :: Продукты :: Бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ»
- ↑ Национальная оборона / Рынки вооружений / «МиГ» начинает новую партию
- ↑ Самолеты МиГ-29К приняли участие в президентском параде ВМС Индии // АвиаПорт
- ↑ Минобороны возобновило полеты палубных МиГ-29 // lenta.ru, 03.08.2011
- ↑ Индия купила у России 29 истребителей МиГ-29К
- ↑ The Military Balance 2016, p.302
- ↑ Министерство обороны России и РСК "МиГ" подписали контракт на поставку самолетов МиГ-29К
- ↑ The Military Balance 2016, p.210
- ↑ Морской защитник
- ↑ The Military Balance 2018,p.197
- ↑ The Military Balance 2018,p.263
- ↑ Индийский флот купит 57 палубных истребителей. Проверено 27 января 2017.
- ↑ МиГ-29К снова взлетит - Информационный транспортный портал
- ↑ В Подмосковье потерпел крушение учебно-боевой истребитель МиГ-29 - INTERFAX.RU
- ↑ По факту крушения МиГ-29 возбуждено уголовное дело, в офисе "МиГ" прошли обыски. 5.12.2014
- ↑ В реанимации умер пилот разбившегося в Подмосковье МиГ-29. Интерфакс (06 декабря 2014).
- ↑ Минобороны РФ подтвердило аварию истребителя авианосца "Адмирал Кузнецов"
Ссылки
ru-wiki.org