Место донского побоища: Реликвии Донского побоища. Находки на Куликовом поле [Вадим Леонидович Егоров] (fb2) читать онлайн | КулЛиб

Вадим Егоров — Реликвии Донского побоища. Находки на Куликовом поле читать онлайн бесплатно

12 3 4 5 6 7 …18

 Олег Викторович Двуреченский

Реликвии Донского побоища

Находки на Куликовом поле

Автор-составитель О. В. Двуреченский

Вступительное слово

Сражение на Куликовом поле 1380 г. занимает совершенно особое место в истории и культуре русского народа и Русского государства. Значение Донского побоища осознавали русские люди на протяжении всей истории страны, но уже при жизни участников его значение далеко переросло значение рядовой победы над одним из многочисленных противников Руси. Это событие стало поворотным моментом русской истории, определив направление и пути развития страны. Именно в верховьях Дона был заложен первый камень в основание нашего государства — общей родины народов бывшей, нынешней и будущей России.

Изучение Куликова поля для Государственного Исторического музея — одно из приоритетных научно-исследовательских направлений. Более тридцати лет ГИМ в сотрудничестве с Институтом географии РАН, Военно-историческим и природным музеем-заповедником «Куликово поле» и другими научными организациями проводит междисциплинарные исследования поля битвы. Сложилось четыре основных направления работы. Первое связано с изучением процессов заселения и хозяйственного освоения русским земледельческим населением этого района. Другим направлением стали палеогеографические исследования с целью реконструкции его ландшафтной истории. Третьим и четвертым направлениями являются уточнение места сражения и поиск погребений павших воинов.

Музей выпустил ряд сборников и коллективных монографий, освещающих ход работ. В 1990 году были опубликованы результаты комплексного исследования истории и ландшафта поля[1]. Публикации последующих результатов осуществлялись в коллективных монографиях, выпущенных в 2005 и 2007 гг.[2] К посвященной 625-летию Куликовской битвы конференции в 2005 г. тиражом в 100 экземпляров было выпущено первое издание каталога реликвий, найденных на Куликовом поле[3].

Представленная вниманию книга включает расширенный и дополненный последними находками свод находок Донского побоища. Органично дополняют каталог очерки истории и методики изучения битвы, а также статьи по военно-археологическому анализу находок, обзору оружия и военного дела Руси той эпохи.

Мы надеемся, что книга вызовет интерес не только специалистов, но и всех людей, неравнодушных к истории Отечества.

В. Л. Егоров

доктор исторических наук,

заместитель директора

Государственного Исторического музея

по научной работе

Рубка. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в. Остермановский II том. Л. 87 об.

Реликвии Донской битвы 1380 г.

Прошлое оставило нам немного памятных мест, столь символических и священных для истории нашей страны. На Куликовом поле 8 сентября 1380 года лег один из главных жертвенных камней на пути освобождения и становления единого русского народа. Именно это одно из красивейших мест центральной России стало полем Донского побоища. Здесь сошлись объединенные дружины княжеств Северо-Восточной Руси с силами эмира Мамая, неофициального правителя европейской части Золотой Орды.

Великое сражение на Дону стало предметом исследования многих поколений ученых. Одним из первых начал изучать его историю И. М. Карамзин; в конце 1810-х гг. директор училищ Тульской губернии С. Д. Нечаев предпринял уникальные по тем временам натурные исследования предполагаемого места битвы.

Владея «дачей сельца Куликовки» в Епифанском уезде, он провел первое исследование исторической топографии Куликова поля, пытаясь увязать предполагаемый ход битвы с реальной местностью. Кроме того, он скупал у крестьян и описывал старинные предметы, найденные на месте сражения, предприняв первые публикации находок. С. Д. Нечаев был одним из инициаторов создания памятника на Куликовом поле. Его деятельность вызвала значительный общественный резонанс. Писатель-декабрист А. А. Бестужев в 1833 г. признавался журналисту Н. А. Полевому: «Вы пишете, что плакали, когда описывали Куликово побоище. Я берегу как святыню кольцо, выкопанное из земли, утучненной сею битвой. Оно везде со мной, мне подарил его С. Нечаев».

Сообщения о находках на Куликовом поле в 20–30-х гг. XIX в. — копий и частей мечей, наконечников стрел, фрагментов панцирей и кольчуг, крестов-энколпионов и нагрудных образков, перстней и амулетов-змеевиков — не раз появлялись в печати, фиксировались воспоминаниями современников. Некоторые реликвии были преподнесены в дар Н. М. Карамзину, скульптору И. П. Мартосу, президенту Академии художеств А. Н. Оленину; наперсный крест и медный амулет-змеевик подарены тульскому губернатору В. Ф. Васильеву и генерал-губернатору А. Д. Балашову. Большая коллекция реликвий хранилась в родовом имении Нечаевых в селе Сторожево. К сожалению, и коллекция, и многие дары Нечаева бесследно пропали.

С именем тульского археолога Н. И. Троицкого связывается вторая волна находок на Куликовом поле с 1880-х гг. Основное обнаружение предметов происходило в окрестностях с. Монастырщина (Карта 3). Н. И. Троицким упоминаются образки-складни, нательные кресты и монеты. Им были приобретены бердыши и ядра XVI–XVII вв.

При начале массовой распашки поля сражения в 30-х гг. XX в. находили вещи, которые связывали со знаменательным историческим событием. До нас дошли отрывочные упоминания о несохранившихся находках предметов вооружения. Однако не все было утрачено: несколько наконечников копий хранятся в Тульском областном краеведческом музее[4].

Научный подход к поиску и изучению поля битвы сформировался только к ее 600-летнему юбилею и воплотился в исследовательской деятельности ГИМ.

С 80-х гг. XX в. эту работу выполняет Верхне-Донская археологическая экспедиция (ВДАЭ) музея. Поисковые работы на Куликовом поле соединены с источниковедческими исследованиями исторического и военно-археологического контекста событий 1380 г. Проводятся палеопочвенные исследования с целью восстановления ландшафта, что помогает конкретизировать места поисковых работ. Комплексный подход в изучении предметов как полученных самой ВДАЭ, так и найденных ранее, позволил выделить изделия, которые с наибольшей вероятностью могут быть связаны с Донским сражением. Публикация этих предметов составляет данный каталог.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …18

на Куликовом поле не нашли никаких свидетельств сражения

В течение года наша страна отмечает несколько Дней воинской славы, один из которых (21 сентября) посвящен Дню Куликовской битвы. Дата празднуется с 1995 года, однако ученые до сих пор спорят, а была ли эта самая битва в действительности. Лично я училась еще в советской школе, где данный факт сомнению не подвергался. Любой ученик знал дату события — 1380 год, 8 сентября. Читая различные точки зрения историков, разобраться в причинах разногласий решила и я.

Какие бывают исторические источники

Как ученые узнают о событиях, которые произошли в 13-14 вв.? Оказывается, об этом рассказывают исторические источники, которые бывают двух видов:

  • Летописные.
  • Археологические.

Так мы узнали о нападении хана Батыя на Рязань, например. Это случилось в 1237 году. Ученые располагают «Повестью о разорении Рязани Батыем» одного из летописцев и «Сокровенным сказанием» монгольских авторов, а также другими письменными документами. Подтверждают события и археологические раскопки. Следы пожарищ, многочисленные человеческие останки, элементы оружия — все это свидетельствует, что взятие Рязани монголо-татарами имело место. Какие существуют свидетельства о подлинности Куликовской битвы?

Донское побоище: доказательства

Именно так часто называли Куликовскую битву, ибо состоялась она на том месте, где река Непрядва впадала в Дон. Принято считать, что сражение было очень массовым (300-400 тыс. человек) и сыграло решающую роль в окончательной победе русских, которыми командовал московский князь Дмитрий, над Золотой Ордой. За успехи на поле брани он получил прозвище Донской. Хан Мамай, возглавлявший войско противника, после поражения начал терять свое влияние в империи в пользу Тохтамыша. Золотая Орда оказалась на грани раскола.

Важность сражения в том, что оно стало важным шагом на пути к единству Руси, о чем рассказали летописи:

  • «Сказание о Мамаевом побоище».
  • «Повесть о Куликовской битве».
  • Никоновская летопись.
  • «Задонщина».

Однако следует указать, что их первые списки датировались не XIV, а XV-XVI вв., что говорит о том, что авторы не могли являться очевидцами происходящих событий и описывали их по каким-то преданиям или другим письменным источникам, не дошедшим до нас. Кроме того, отсутствуют какие-либо достоверные археологические находки, которые бы убедили историков в реальности Куликовской битвы.

Место Донского побоища

Напрашивается предположение, что историки неправильно идентифицировали описание поля, на котором произошло сражение. Именно поэтому и не находятся останки захоронений воинов, элементы оружия и другие археологические доказательства. В летописях говорится о том, что битва произошла на Дону, уточнением места служит указание на устье Непрядвы. Но на каком берегу происходило побоище: правом или левом?

Сражение было конным, поэтому площадка для столкновения должна быть открытой. На левом берегу в XIV в. рос густой лес, об этом говорят данные палеогеографии. Поэтому историки вынуждены рассматривать исключительно правое побережье Непрядвы. И там есть реальное поле, размеры которого, впрочем, не впечатляют: 2000 м х 800 м. Ученые, которые поддерживают идею битвы, вынуждены признать, что в реальности на такой площадке могли сражаться не сотни, а всего лишь десяток тысяч конников.

Численность войск

Исходя из размеров поля, многие ученые сделали предположение в том, что летописи не несут правдивой информации, и стали предметом неких фантазий авторов, описывающих вымышленные события. Однако и в «Сказании», и в «Задонщине» говорится о «великой тесноте» во время противостояния. Учитывая, что русские не обладали большой конницей, а татаро-монголам требовались большие площади, чтобы развернуться на лошадях, становится понятным, почему Дмитрий Донской выбрал именно это небольшое поле. Он хотел лишить армию Мамая маневренности и возможности обойти русских с тыла.

В тисках оврагов и рек у московского князя было преимущество перед татаро-монголами, которое он и использовал. Если учитывать, что пешим воинам проще разместиться на небольшой территории и учитывая описываемый фактор «тесноты», отдельные ученые до сих пор не исключают, что в сражении могло участвовать до 150 тысяч человек с обеих сторон.

Первый исследователь

В XIX веке территории на берегу Непрядвы принадлежали рязанском помещику С. Д. Нечаеву, который считался первым исследователем Куликова поля. В своем имении он перекопал каждую пядь земли, но никаких захоронений не нашел. Однако летописи приписывают Дмитрию Донскому слова о том, что ни одно тело воина не останется брошенным, тела христианские обязательно будут преданы земле. Что по этому поводу говорил сам С. Д. Нечаев?

На участке велись сельскохозяйственные работы. Известны случаи, когда соха натыкалась на человеческие кости. Старожилы также обнаруживали небольшие насыпи, которые с течением времени проседали, образовывая небольшие углубления. Степан Дмитриевич склонялся к тому, что это могли быть погребения. Найти же что-либо было сложно. Длительное время поле было территорией Орды. Возможны перезахоронения воинов родственниками, а также растаскивание костей животными, так как закапывали тела на небольшую глубину. Нечаев был сторонником версии, что побоище в действительности имело место.

О находках на территории Куликова поля

Если отсутствие элементов оружия и доспехов можно объяснить тем, что металлические вещи были необходимы в крестьянских хозяйствах и со временем переплавлены, а незначительная часть артефактов все же сохранена в частных коллекциях помещиков Голициных, Игнатьевых, Сафоновых и Нечаевых, то отсутствие захоронений — загадка истории.

Правда, кое-что было все же найдено в 2006 году. Исследователи впервые использовали новые геомагнитные методы, которые позволили идентифицировать шесть погребений на расстоянии 100-120 м друг от друга. Правда, в них не обнаружено ни костных останков, ни нательных крестов, что оставляет поле для дискуссий. Некоторые ученые полагают, что это могут быть вовсе не погребения людей, а захоронения животных, например. Могильники расположены параллельно друг другу, что не исключает: возможно, перед нами первое агротехническое сооружение, где просто использовалась костная мука.

Аргументы «против»

Подведем итоги. Сегодня имеется большое число ученых, считающих Куликовскую битву вымышленной, а летописи, ее описывающие, — первым художественным фантастическим произведением в нашей истории. Что говорит в поддержку этой версии?

  • Слишком маленькое место сражения для столь многочисленной битвы.
  • Отсутствие на поверхности земли следов массовых захоронений воинов.
  • Незначительное количество артефактов, найденных на поле.
  • Отсутствие реальных последствий победы для русских. Через три года Москва продолжила выплату дани, а иго продержалось на протяжении еще одного столетия.

Аргументы «за»

Сражение могло не носить такого массового характера, но оно имело место. Сторонники идеи «великой тесноты» считают, что речь даже может идти о 150 тысячах воинов. Серьезных археологических исследований до 2006 года не проводилось, поэтому открытия могут быть еще впереди. К тому же для массовых захоронений требуется стаскивание тел в одно место, а для этого не было ни времени, ни условий. Наличие остатков элементов оружия, цепей и другие артефакты из коллекций помещиков региона — это достоверный факт. Есть письменные источники, подтверждающие наличие подобных находок.

Москва после победы над Мамаем стала настоящим лидером среди русских земель и сыграет в дальнейшем решающую роль в объединении государства.

Джонстаун | История, факты, Джим Джонс и выжившие

Резня в Джонстауне

Смотреть все СМИ

Дата:
18 ноября 1978 г.
Местонахождение:
Гайана
Джонстаун
Ключевые люди:
Джим Джонс

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое Джонстаун?

Джонстаун был отдаленным комплексом в Гайане, построенным лидером секты «Храм Народов» Джимом Джонсом. При небольшом вмешательстве правительства Гайаны Джонстаун был практически автономным поселением.

Что такое резня в Джонстауне?

Резня в Джонстауне была массовым убийством-самоубийством членов культа Храма Народов по приказу их лидера Джима Джонса в 1978 году. комплекс Джонстаун. Детям и взрослым давали фруктовый напиток с добавлением цианида, в результате чего погибло более 9 человек.00 человек. Джонс скончался от огнестрельного ранения.

Сколько людей погибло в бойне в Джонстауне?

Более 900 человек погибли в результате бойни в Джонстауне, в том числе около 300 человек в возрасте 17 лет и младше. Это одна из крупнейших массовых смертей в американской истории.

Кем был Джим Джонс?

Джим Джонс был лидером культа Народного Храма, который инициировал массовое убийство-самоубийство в комплексе Джонстаун в Гайане. Он открыл свою первую церковь в Индианаполисе в 1950-х, прежде чем переехать в Калифорнию в середине 1960-х. Джонс привлек тысячи последователей, которых он регулярно оскорблял, шантажировал и заставлял передавать собственность церкви.

Когда произошла бойня в Джонстауне?

Джим Джонс организовал массовое убийство-самоубийство членов секты «Храм народов» 18 ноября 1978 года. Храмовый культ по приказу их харизматичного, но параноидального лидера Джима Джонса в сельскохозяйственной коммуне Джонстаун, Гайана. Число погибших превысило 900, в том числе около 300 человек в возрасте 17 лет и младше, что сделало этот инцидент одной из крупнейших массовых смертей в американской истории.

Джонс открыл свою первую церковь в середине 1950-х годов в Индианаполисе. В то время он не принадлежал ни к какой деноминации и не имел богословского образования. Его община была известна своей расовой интеграцией, что было особенно прогрессивным в то время (сам Джонс был белым). В 1960 году община Джонса, которая тогда называлась Народным Храмом, присоединилась к Ученикам Христа, и четыре года спустя Джонс был рукоположен в этой церкви. В середине 19В 60-х годах он и его жена основали Храм Народов в Калифорнии и поселились за пределами города Юкайа с примерно 100 последователями, полагая, что этот шаг защитит их в случае ядерной катастрофы. В 1970 году Джонс начал проводить службы в Сан-Франциско, а к 1972 году открыл еще один храм в Лос-Анджелесе. Он начал заводить друзей среди политиков и прессы в Калифорнии и стал уважаемым церковным деятелем. К нему стекались тысячи последователей, большой процент которых составляли афроамериканцы; Центральное место в привлекательности Джонса занимали его проявления чтения мыслей и исцеления верой.

Еще из Britannica

Храм народов

Узнайте историю резни в Джонстауне в 1978 году

Просмотреть все видео к этой статье

В то время как Храм народов активно участвовал в гуманитарных проектах в своих общинах, отношение Джонса к своим последователям часто было далеко не гуманным . Членов храма регулярно унижали, избивали и шантажировали, а многих принуждали или «промывали мозги», заставляя передать свое имущество, включая дома, церкви. Чернокожие члены и представители других групп меньшинств были убеждены, что если они покинут Храм Народов, то будут отправлены в государственные концлагеря. Членов семьи держали порознь и поощряли доносить друг на друга. В 1977 года, после того как представители прессы начали задавать вопросы об операции Джонса, он переехал с несколькими сотнями своих последователей в Джонстаун, комплекс, который он строил в Гайане в течение трех-четырех лет.

Телеграмма из посольства США в Гайане в Государственный департамент США в июне 1978 г. характеризовала автономию, которую Джонс впоследствии обрел в Гайане, следующим образом:

никакого контроля над сообществом Джонстауна, и что автономия поселения кажется практически полной. Это связано с рядом причин, в том числе с удаленностью рассматриваемого района и, таким образом, довольно примитивной административной машиной правительства, уже перегруженной своими обязательствами перед гайанскими гражданами, проживающими в регионе, а также понятной незаинтересованностью в часть местных чиновников возиться с явно самодостаточным сообществом негайанцев, которые явно не стремятся к каким-либо активным контактам с гайанским окружением, в котором расположено их поселение.

Таким образом, мы имеем сообщество американских граждан, существующее как автономная и самоуправляемая единица в чужой стране и которое, во всех смыслах и целях, предоставляет жителям все общественные услуги, такие как гражданская администрация, полиция и пожарная охрана, образование, здравоохранение и т. д., обычно предоставляемые центральным правительством на его территории.

В ноябре 1978 года конгрессмен США Лео Райан отправился в Гайану, чтобы проинспектировать деятельность Храма народов и комплекс в Джонстауне. Он расследовал слухи о том, что некоторых членов секты удерживают против их воли, а некоторых подвергают физическому и психологическому насилию. После поездки в столицу Гайаны Джорджтаун 14 ноября он прибыл в Джонстаун 17 ноября. На следующий день, когда Райан собирался вернуться домой, несколько членов Храма, которые хотели покинуть комплекс, сели в грузовик его делегации, чтобы сопровождать его. обратно в Соединенные Штаты. Другие участники напали на Райана незадолго до того, как машина покинула территорию, но он не пострадал, и грузовик продолжил движение с Райаном на борту. Затем члены Храма начали атаку на взлетно-посадочную полосу, с которой должны были вылететь Райан и его компания. Пять человек, включая Райана и трех представителей прессы, были застрелены, еще 11 получили ранения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

После стрельбы Джонс передал по радио приказы членам Храма за пределами комплекса покончить жизнь самоубийством. Вскоре после этого Джонс осуществил свой план «революционного самоубийства» в комплексе, который участники «практиковали» в прошлом, в котором фруктовый напиток был смешан с цианидом, транквилизаторами и седативными средствами. Сначала его впрыскивали в рот младенцам и детям через шприц, а затем выпивали взрослые участники. Сам Джонс умер от огнестрельного ранения. Менее 100 членов Храма в Гайане пережили резню; большинство выживших либо дезертировали в тот день, либо находились в Джорджтауне. Позже официальные лица обнаружили тайник с огнестрельным оружием, сотни паспортов, сложенных вместе, и 500 000 долларов США в валюте. Сообщается, что миллионы других были депонированы на банковских счетах за границей. Храм народов был фактически распущен после инцидента и объявил о банкротстве в конце 19 века.78.

Только один человек, член Храма Ларри Лейтон, предстал перед судом в США за участие в событиях 18 ноября. Он был признан виновным в заговоре, а также в пособничестве и подстрекательстве к убийству Райана и покушению на убийство сотрудника посольства США Ричарда Двайера и был приговорен к пожизненному заключению, хотя и был освобожден в 2002 году. Другой человек, Чарльз Бейкман, признал себя виновным в покушение на убийство молодой девушки и отбыл пятилетний тюремный срок в Гайане.

Элисон Элдридж

Место резни в Бостоне | Тропа свободы

Место резни в Бостоне

5 марта 1770 года, после нескольких месяцев напряженности из-за оккупации и налогообложения, бостонцы и красные мундиры столкнулись на улицах Бостона. То, что закончилось пятью мирными жителями, убитыми в результате перестрелки, Криспусом Аттаксом, Сэмюэлем Греем, Джеймсом Колдуэллом, Сэмюэлем Мавериком и Патриком Карром, привело к сплочению бостонцев против Короны и эвакуации войск из Бостона. Они не возвращались до 1774 года. 

Посещение места резни в Бостоне

Напряженность, которая привела к Бостонской резне, была результатом оккупации Бостона красными мундирами в 1768 году. Красные мундиры были отправлены в Бостон для подавления беспорядков после Таунсендских пошлин и для защиты таможенников. Поскольку 2000 солдат заняли город с населением около 16 000 человек, трения были неизбежны. Ожесточенное столкновение 5 марта 1770 г. началось со ссоры, которая привела к беспорядкам у здания таможни.

Капитан Престон из 29-го полка прибыл с восемью товарищами в красных мундирах, чтобы вывести Уайта с площади. Толпа надавила на солдат, и красные мундиры открыли огонь. Когда дым рассеялся, пятеро мужчин лежали мертвыми или умирающими. Первым человеком, погибшим во время Бостонской резни, был докер Криспус Аттакс, африканец и коренной житель. Мало что известно о Криспусе Аттаксе, и все же он является одной из самых важных фигур в Революции.

Сыны Свободы устроили похороны жертв и организовали мощную пропагандистскую работу, чтобы настроить общественное мнение против красных мундиров, и назвали трагедию «кровавой бойней». Печать Пола Ревира с изображением этого события, основанная на иллюстрации Генри Пелхэма, получила широкое распространение. Британских солдат судили за убийство, и их защищал Джон Адамс, бостонский юрист, который был так же верен идее справедливости, как и делу патриотов.

«Колокола в городе звонили, как пожар в течение долгого времени, который собрал тысячи людей, с другой стороны, был построен 29-й полк. убитых и раненых».

Письмо Эндрю Оливера-младшего Бенджамину Линду, 6–7 марта 1770 г., Историческое общество Массачусетса.

Место Бостонской резни

Маркер места Бостонской резни расположен на пересечении улиц Стейт и Конгресс-стрит в центре Бостона, за пределами Старого государственного дома, в нескольких ярдах от места, где произошла резня.