Содержание
Мать Сыра Земля — славянская богиня прародительница
В славянском фольклоре, всевозможных песнях, преданиях, даже заговорах, можно нередко встретить именование “Земля-Матушка”. Именно так называли могущественную и ласковую богиню – Мать Сыру Землю. Одно только её имя указывает на трепетное отношение людей к этой великой прародительнице.
В понимании наших предков она отождествлялась с силами плодородия и всем, что есть в явной, земной жизни. Мать Сыра Земля действительно считалась матерью всего живого, что растёт или живёт на ней. Её культ был распространён практически среди всех славянских народов. Впрочем, встречался он и у других этносов, где богиню именовали иначе. Какая же она – Мать Сыра Земля? Что рассказывают предания о ней и солнечном боге Яриле?
Богиня-кормилица – Мать Сыра Земля
Образ Матери-Земли – один из самых древних в истории мировой мифологии. Сказать точно, когда он зародился, попросту невозможно. В славянской традиции земля считалась основой жизни, её источником для всех существ. Это – центр средоточия плодородия и жизненных сил.
Славяне верили, что Мать Сыра Земля является всеобщей кормилицей и, конечно, это было именно так. Она питала растений, животных и людей, жизнь которых зависела от урожаев и плодородия. Славяне отождествляли землю с женским началом. Принимая семена, она даёт начало новой жизни, превращая ростки в своих детей.
«Мать сыра земля » / © Xuan Hy UNG / xuanhyung.artstation.com
Неслучайно в старину женщины обращались к Матери Сырой Земле с просьбой послать им много красивых и здоровых детей. Начиная посевные работы, крестьяне обращались к богам, прося их “напоить Мать Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом”.
Когда же появилась эта богиня? Ещё в самом начале времён она была сотворена Родом. Согласно легендам наших предков, ещё в те далёкие эпохи, когда не было ни земли, ни океана, верховный бог Род приступил к сотворению Вселенной. Первым делом он создал Корову Земун и Козу Седунь.
Их молоко, сливаясь из двух рек, превратилось в Мировой Океан. Посреди него Род поставил волшебный Алатырь-камень. В толще волн Род стал взбивать молоко, которое постепенно загустело, превратившись в землю. Из тела этой богини появилось всё живое, что сегодня населяет наш мир.
Богиня земля / © bastian-pablo-illustration / flamingcreatvre.artstation.com
Любящая Земля-Матушка
С Матерью Сырой Землёй связаны самые разные предания. Оно из них рассказывает о временах, когда люди научились возделывать землю. Изначально человечество не умело выращивать пшеницу и делать из неё хлеб.
Боясь причинить боль своей кормилице, Матери Сырой Земле, народы мира даже представить не могли принципов обработки почвы. Когда же Ярило обошёл весь мир и принёс из дальних заморских стран маленькие питательные зёрна, боги решили, что людей стоит научить выращивать хлеб.
Первую борозду сделал сын Матери Сырой Земли, Микула Селянинович. Конечно, богатырь сначала отказывался причинить боль своей матери, однако Земля сама обратилась к нему. Она заверила сына, что его действие не принесёт ей страданий.
Напротив, богиня была рада помочь людям. С тех пор Мать Сыра Земля заботится, чтобы во время долгой зимы у людей было пропитание, о котором они думают заблаговременно. Всевозможные ценные культуры стали своего рода даром богини человечеству.
Мать Сыра Земля является неотъемлемой и одной из самых важных стихий мира Яви. Вместе с воздухом, огнём и водой она образует вечную природную гармонию. У каждой из этих стихий есть свой покровитель, однако Земля-Матушка, несомненно, самая добрая из богинь. Она любит каждого из своих детей, а значит, её забота распространяется на всё живое, что есть в мире.
У богини нет точного образа, поэтому каждый представляет её по-своему / © Barby Sandin / barbysand.artstation.com
Единство Земли и Неба
О том, кто был супругом Матери Сырой Земли, есть несколько версий. Одно из самых распространённых преданий рассказывает о Земле-Матушке и Отце-Небе. Здесь очень важно осознавать взаимосвязь этих божеств, ведь без плодоносной силы, полученной от неба, земля не может дать жизнь своим детям. Небо и Земля пребывают в вечном единстве, причём такая трактовка существует не только у древних славян, но и у самых разных народов мира.
Мать Сыра Земля и бог Ярило
Не менее популярным стало славянское предание о Матери Сырой Земле и Яриле, боге солнца, покровителе весны и расцвета жизни. После своего появления Матушка-Земля лежала во мраке и холоде. И тогда сияющий Ярило решил взглянуть на богиню, узнать, так ли она красива, как рассказывают.
В одно мгновение пламенный взор бога пронзил бесконечную тьму, озарив Мать Сыру Землю. Там, где пронёсся взор Ярилы, засияло яркое солнце. Тёплые лучи ласково обняли Мать Сыру Землю, а она пробудилась от своего долгого сна. Перед Ярилой богиня предстала во всей своей юной красе. С жадностью пила она каждый луч солнца, а от света и тепла пробуждалась в ней жизнь, что прежде была скрыта.
Ярило и Мать Земля
В старинных песнях даже сохранились слова Ярилы, что с любовью обращается к красавице:
“Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное…”
Отвечает пылкой любовью солнцу Мать сыра Земля, а потому каждый год по весне люди могут наблюдать прекрасный расцвет этого чарующего союза.
Мать Сыра Земля – необыкновенный образ славянских преданий. Матушка-Земля принадлежит к самым древним богиням. Она не имеет конкретного облика, но нужен ли он? Воплощение Матери Сырой Земли мы можем увидеть всюду. Всё, что есть вокруг, – её дети, к которым она относится с большой любовью и заботой. Очень хочется, чтобы и современные люди, как и их далёкие предки, не забывали платить ей тем же.
Мать сыра земля. Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды]
Мать сыра земля. Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды]
ВикиЧтение
Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды]
Капица Федор Сергеевич
Содержание
Мать сыра земля
Согласно народным представлениям, одна из основных составных частей мироздания (наряду с водой, воздухом и огнем).
Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожай, кормила людей, помогала продолжить род. Поэтому в заговорах часто употреблялась формула «земля — мать, небо — отец», например: «Гой еси, сырая земля, матерая! Матери нам еси родная, всех еси нас породила».
Следы обожествления земли отразились в древнейших погребальных ритуалах. Во время археологических раскопок обнаруживались скелеты, уложенные в позу новорожденного. Вероятно, похороны воспринимались как возвращение умершего в материнское лоно. Отголоски обряда видны и в обычае надевать чистое белье в преддверии близкой опасности или смерти. Так, в частности, поступают мореплаватели во время сильной бури.
Принимающая покойника земля считалась чудотворной; потому что присутствующие на похоронах стремились приложить к ней руку, чтобы очиститься от возможных будущих несчастий. Следы ритуала сохранились и в наше время: при похоронах принято бросать горсть земли на опущенный в могилу гроб.
От лежащих в земле предков зависело плодородие земли и обильные дожди. К предкам обращались за помощью в самых разных случаях. Со временем сложился обычай посещения могил и трапезы на них, сопровождающейся обязательным приглашением предков. До наших дней сохранился обычай поднесения предкам пасхальных яиц.
К земле обращались во время болезни, просили у нее исцеления. Существовал и другой обычай: при совершении греха можно было покаяться святой земле.
Уподобление земли живому существу основано на том, что зимой земля засыпает — весной пробуждается. После принятия христианства образ Матери-земли сблизился с образом Богородицы — страдание земли и одновременно ее любовь к человеку — и постепенно сложился в культ Богородицы-земли. Он отчетливо виден в старинном благопожелании земле: «Будь здорова, как рыба, красива, как вода, весела, как весна, трудолюбива, как пчела и богата, как земля святая». Считалось, что у земли есть именины, которые отмечали в Духов день, когда категорически . запрещалось пахать, боронить. и вообще заниматься какими-либо земляными работами, например втыкать в землю колья.
Второй праздник земли отмечали в день Симона Зилота (11 мая). Вероятно, выбор даты был связан с тем, что 10 мая по христианскому календарю отмечался весенний праздник Николая (Николы вешнего), который в народном календаре считался покровителем земледельцев.
Осмысление земли как святой проявилось и в представлении о том, что ее праведные недра не принимают колдунов, самоубийц и преступников. Еще в XIX веке зафиксированы случаи, когда при продолжавшейся несколько месяцев засухе выкапывали из земли утопленников. Известен эпизод былины «Добрыня и змей», в котором богатырь просит землю принять в себя кровь побежденного им змея, чтобы не дать ему возможности возродиться.
Клятву землей считали самой надежной. Так, чтобы закрепить границу участка, существовал особый обряд: человек клал себе на голову кусок дерна и шел с ним по меже. Проложенная им граница считалась неприкосновенной и нерушимой, поскольку ее защищала сама земля. В сочинении XI века известный христианский святой Григорий Богослов признавал нерушимость данной клятвы.
С почитанием земли связано и представление о родине. Уездсая в далекий путь, люди часто брали с собой горсть родной земли и носили ее на груди в ладанке как оберег, защищающий от возможных несчастий. В случае смерти на чужбине землю клали вместе с умершим в могилу. Остатки ритуала сохранились до наших дней. Вернувшись из изгнания, многие, вставая на колени, целуют землю. Известно, что подобным образом всегда поступает Папа Римский, первый раз приезжая в какую-либо страну. Матери погибших на чужбине советских солдат также рассыпали на могилах сыновей землю с родины.
29.33. «Белая яшма» вместо «соевого сыра»
29.33. «Белая яшма» вместо «соевого сыра»
«Драконовые «усы» [ «лунцзы»] вместо «побегов маша» [фасоли золотистой]; «белая яшма» [ «бай юй»] вместо «соевого сыра» [яп. тофу, кит. «доуфу»]; «золотые крючочки на яшмовом подносе» [ «цзиньгоу гуа юйпай»] вместо «ростков пророщенных
Мать сыра земля
Мать сыра земля
Согласно народным представлениям, одна из основных составных частей мироздания (наряду с водой, воздухом и огнем).Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожай,
ОТЕЦ-НЕБО И МАТЬ-ЗЕМЛЯ
ОТЕЦ-НЕБО И МАТЬ-ЗЕМЛЯ
Занимающие широкий простор, великие, неиссякающие,
Отец и мать охраняют все существа.
РВ, I, 160, «К Небу и Земле»
ДЫЙ/ДИВЪ
В шести гимнах Ригведы бог неба Дьяус упомянут рядом со своей., женой Притхиви — землёй, но ему не посвящено ни единого гимна
Мать – сыра земля
Мать – сыра земля
«…Русские наняли три японские фирмы для геологических изысканий в Восточной Сибири. Поразительно, правда? Этот регион так и остался неизученным. Да, конечно, известны золотые прииски на Колыме, но что находится на остальных бескрайних просторах?…Такие
Среди часов и сыра
Среди часов и сыра
Было бы большой ошибкой считать, что данные о рейхе могли приходить только с территории самой Германии. Конечно же, нет. Не меньшую роль играли советские резидентуры в соседних странах. Они подвергались меньшей опасности, а информацию порой давали очень
Земля как мать народов
Земля как мать народов
Неделю назад папа Римский пpичислил к лику святых 45 испанских священников, pасстpелянных в годы гpажданской войны 1936-39 гг. Ее считают последней кpестьянской войной в Евpопе. Расстpеливали в основном pабочие-анаpхисты, сыновья и внуки тех кpестьян,
3.
Мать Вителлия и мать «Лже»-Дмитрия
3. Мать Вителлия и мать «Лже»-Дмитрия
Светоний рассказывает следующий сюжет о Вителлин. При вступлении в Рим он встретился на Капитолии со своей матерью и приветствовал ее. «Сам Вителлий, в боевом плаще, опоясанный мечом, верхом на великолепном скакуне, тронулся с
Мать Сыра Земля
Мать Сыра Земля
Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарник, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости; цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью
Ярило и Мать Сыра Земля
Ярило и Мать Сыра Земля
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья.И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли
Блюда из сыра и с добавлением сыра
Блюда из сыра и с добавлением сыра
Сычужные сыры пригодны к употреблению без всякой кулинарной обработки. Поэтому у оседлых народов сыроварение являлось способом переработки молока для длительного хранения и получения деликатесных продуктов. Блюд из сыра в их кухнях
Глава 12 Лада – Мать сыра земля
Глава 12
Лада – Мать сыра земля
Наиболее древние упоминания о Ладе содержатся в польских церковных запрещениях языческих обрядов и относятся к первой половине XV века. В конце того же века Ян Длугош включил в свой пантеон польского Марса под именем бога Ляда (Lyada), а в XVII
6. МАТЬ ЗЕМЛЯ И ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ: К ВОПРОСУ ЭКОЛОГИИ РЕЛИГИИ[90]
6. МАТЬ ЗЕМЛЯ И ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ: К ВОПРОСУ ЭКОЛОГИИ РЕЛИГИИ[90]
Авторы, в ярких красках описывающие близость к природе «первобытных народов», обычно особенно склонны писать об их «природной религии»: природных элементах в магии, мифологии, ритуалах. Даже социолог Никлас
Мать Земля и Отец Небо
Мать Земля и Отец Небо
Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете. Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя восходит к незапамятно древнему слову, означающему
Мать Сыра Земля
Мать Сыра Земля
С древних времен Землю славяне называли матерью, она обожествлялась. В поверьях Земля – святая и чистая, нет в ней ничего лихого, враждебного людям. Например, ведьм и злых колдунов Земля не принимает – бродят они упырями. Нечисть после третьих петухов (на
Мать-Земля – История для всех
Мать-Земля
Гея исторически была одной из самых важных греческих богов и богинь, хотя сегодня ее имя не часто вспоминают. В Древней Греции ее почитали, поскольку Гея была не только греческой богиней Земли, но и Богиней-Матерью, предком большинства других божеств.
Гея должна была возникнуть в самом начале космоса, ибо она, согласно Гесиоду, была одним из первых богов, Протогеноев, появившихся из Хаоса. Было четыре «первородных» божества: Хаос, Гея, Тартар и Эрос.
Земля в то время была бесформенной, но Гайя приступила к работе, создав черты и жизнь. Гайя также породит других Протогенов, десять Урея, Горы, Понт, Море, и Уран, Небо.
Уранос станет первым верховным божеством и впоследствии станет партнером Гайи, а Земля родит трех циклопов, трех гекатонхейров и 12 титанов.
Вместе с Понтом Гея также родила несколько морских божеств, в том числе Кето, Еврибию, Нерея, Форкия и Таумаса.
Разгневанная Гея
Уранос, сын Геи, мог быть верховным божеством, но он никоим образом не был уверен в своем положении, и опасаясь, что его могут свергнуть, Уран заточил циклопов и гекатонхейров в Тартаре, адская яма, найденная глубоко в недрах Гайи.
Это заточение причинило Гайе как физическую, так и душевную боль, но, как ни странно, Уранос не боялся Титанов, и поэтому Гайя замышляла заговор со своими 12 детьми.
Кронос возьмет в руки адамантовый серп, и, пока его братья будут держать Урана, Кронос кастрирует своего отца, и когда кровь бога Неба прольется на Гею, Гея родит Гигантов, Эриний и Мелий.
Гайя снова разозлилась
Кронос должен был стать новым господствующим богом, но он не был более уверен в своем положении, поэтому он держал циклопов и гекатонхейров в заточении, не обращая внимания на желания Геи. Гея сделает пророчество, которое сам Кронос свергнет своим собственным ребенком.
Чтобы обойти это, Кронос проглотит своих детей, когда они родятся от его жены Реи, и таким образом Кронос рассердил Гею и Рею. Шестой ребенок, рожденный Реей, Зевс, был спрятан на Крит Геей и Реей, когда Гея замышляла отомстить Кроносу.
В конце концов Зевс возглавит восстание против Титанов и свергнет их во время Титаномахии.
Гайя разозлилась в третий раз
Сначала Гея была довольна, когда Зевс освободил ее детей, циклопов и гекатонхейров, из Тартара, но затем была недовольна, когда Зевс запер многих титанов вместо них.
Затем Гея подстрекала своих 100 сыновей-гигантов к восстанию, хотя это восстание, Гигантомахия, было менее успешным, чем те, которые ранее были предприняты по ее приказу, поскольку боги горы Олимп с помощью Геракла победили и убили гигантов.
Зевс хоть и не наказал свою бабку, а ведь Гея родит Зевсу сына, царя Манеса, с Посейдоном родит Антея и Харибду, а с Гефестом родит царя Эрихтония.
Гайе широко поклонялись в Греции, поскольку она была предком большинства наиболее важных божеств, а также первой богиней, связанной с жизненно важными Оракулами .
________________
Источник: https://www.greeklegendsandmyths.com/gaia.html
Автор adminОпубликовано Рубрики Миф, Природа, Времена годаТеги День Земли, Гея, греческий, Мать-Земля
Славянская Мать-Земля
Мать-земля и домашний дух, кормилица овец и пряха судьбы, Макошь — верховная славянская богиня . Истоки Макоши как матери-земли могут относиться к доиндоевропейским временам (6–5 тысячелетия до н.э.), когда, как считается, во всем мире существовали религии, ориентированные на женщин.
Макошь в славянской мифологии
В славянской мифологии Макошь, иногда транслитерируемая как Макошь и означающая «Пятница», — это Влажная Мать-Земля и, таким образом, самая важная (а иногда и единственная) богиня в религии. Говорят, что как создательница она была обнаружена спящей в пещере у цветущего источника весенним богом Ярило, с которым она создала плоды земли.
Она также покровительница прядения, пасти овец и шерсти, покровительница торговцев и рыбаков, охраняющая скот от чумы, а людей от засухи, болезней, утопления и нечистых духов.
Внешний вид и репутация
Сохранившиеся изображения Макоши редки, хотя каменные монументы ее начала существовали как минимум еще в 7 веке. Говорят, что деревянная культовая фигура в лесистой местности в Чешской Республике является ее фигурой. Исторические источники говорят, что у нее была большая голова и длинные руки, что указывает на ее связь с пауками и прядением. Символы, связанные с ней, включают веретена и ткань, ромб и Священное дерево или Столп.
Роль в мифологии
Хотя Великая Богиня имеет множество супругов, как людей, так и животных, в ее роли главной славянской богини Мокошь является богиней влажной земли и противостоит (и замужем за) Перуну как бог сухого неба. Она также связана с Велесом прелюбодеянием; и Ярило, бог весны.
Некоторые славянские крестьяне считали неправильным плевать на землю или бить ее. Весной практикующие считали землю беременной: до 25 марта («День леди») они не строили ни здания, ни забора, ни вбивали в землю кол, ни сеяли семена. Когда крестьянки собирали травы, они сначала ложились ничком и молили Мать-Землю благословить любые лекарственные травы.
Мокошь в Новое время
С приходом христианства в славянские страны в 11 веке н.э. Мокошь была обращена в святую, св. Параскеву Пьяницу (или, возможно, Деву Марию). Святая Параскева Пьяница, высокая и худая, с распущенными волосами, известна как «льняниса» (льняная женщина), что связывает ее с прядением. Она является покровительницей купцов, торговцев и брака, а также защищает своих последователей от целого ряда болезней.
Как и во многих индоевропейских религиях (Параскеви — пятница в новогреческом, Фрейя — пятница, Венера — Вендреди), пятница ассоциируется с Мокошью и Св. Параскевой Пьяницей, особенно с пятницами перед важными праздниками. Ее праздник — 28 октября; и никто не может прясть, ткать или чинить в тот день.
___________________
Источник:
Херст, К. Крис. «Мокошь, славянская богиня-мать-земля». ThoughtCo, 28 августа 2020 г., http://thoughtco.com/mokosh-4773684
Библиография
Детелич, Мирьяна. «Св. Параскева в балканском контексте». Фольклор 121.1 (2010): 94–105.
Драгня, Михай. «Славянская и греко-римская мифология, сравнительная мифология». Брукенталия: Обзор истории румынской культуры 3 (2007): 20–27.
Марьянич, Сузана. «Диадическая богиня и дуотеизм в «Древней вере сербов и хорватов» Нодило». Studia Mythologica Slavica 6 (2003): 181–204.
Матосян, Мэри Килборн. «В начале Бог был женщиной». Журнал социальной истории 6.3 (1973): 325–43.
Монаган, Патрисия. «Энциклопедия богинь и героинь». Novato CA: New World Library, 2014.
Заров, Роман. «Организованный языческий культ в Киевской Руси». Изобретение иностранной элиты или эволюция местной традиции?» Студия Мифология Славика (1999).
Автор adminОпубликовано Рубрики Сказки, Легенды, Мифы, Времена годаМетки богиня, Мать-Земля, славянская, Украина
Украинский Дух Защиты
Берегиня – искусство Ланы Фрей
Древние славяне верили в Берегиню – Великую Богиню, производящую все сущее. Берегиня — это в основном сочетание «очаговой матери», связанной с опекой даже самого народа, что является чертой Макоши, и русалка (женские водные духи).
Берегиня имеет много общего с русалкой. По народному поверью, суженая невеста, умершая до свадьбы, запросто могла превратиться либо в Берегиню, либо в русалку. Основная черта, которая отличает Берегини от Русалок, заключается в том, что они обычно живут на свету, а не в воде.
В русалку или Троицкую неделю, время цветения ржи, Берегини и русалки появлялись из другого мира и бродили по земле. Но подходит к концу неделя русалок, и русалки покидают землю и возвращаются в воду. Берегини же покидали землю, чтобы вернуться к свету.
Однако у Берегини больше силы, чем у обычной Русалки. Она защитница семьи и защитница женщин — еще одна черта Макоши.
Культ Берегини в Украине
С момента обретения Украиной независимости в 1991 году она претерпела фольклорную метаморфозу и сегодня идентифицируется как сочетание «матери-очага» (связанного с опекой нации) и русалки.
Эта метаморфоза берет свое начало в конце 1980-х годов, когда несколько украинских писателей стремились воплотить свое видение идеальной украинской женщины. Следовательно, Берегиня (украинский вариант названия) сегодня также имеет место в украинском национализме, феминизме и неоязычестве.
Переинтерпретация как «покровительница» обусловлена народной этимологией, которая связывает имя, происходящее от украинского слова берег (рус. берег) – «берег реки», с неродственным глаголом берехты в украинском языке ( русское беречь), что означает «защищать».
В 2001 году на Майдане Независимости в центре города, на месте бывшего памятника Ленину, была установлена колонна со скульптурой Берегини наверху (на фото). Памятник должен служить защитником Киева, а более старый памятник расположен прямо напротив площади – исторический защитник Киева архангел Михаил, который также изображен на гербе Киева.
Ритуалы Берегини
Ритуальная пища, посвященная Берегине, это молочные продукты: молоко, масло, творог, сыр. Вот почему в некоторых деревнях этот день называют: «Сырная Богородица», т.е. Мать Сыра Мария.
Н.В. Белов также упоминает об обряде «приворота поля на обилие хлеба» в этот день.
Для этого три женщины разного возраста, берут новые льняные полотенца и отправляются в поле. Каждая из этих женщин машет полотенцем в воздухе левой рукой и произносит заклинание. Читают в порядке возраста: сначала старший, затем средний и, наконец, младший. Заклинание звучит так:
«Мать-Земля-Земляница, сегодня твой праздник,
Мы втроем пришли почтить тебя
И принесли новые полотенца.
Дай Богиня, Чтоб земля не была пуста,
Чтоб рожь была густой.
Во имя наших родных Богов,
Сейчас и навсегда!
Да будет так!»
__________________
Источник: Игорь Ожиганов
Берегиня – славянский дух-покровитель
Автор adminОпубликовано Рубрики Сказки, Сказки, Легенды, Миф, ПриродаМетки Берегиня, богиня, Мать-Земля, Защита, славянская2 комментариев к записи Богиня Берегиня
Богиня Берегиня – Рассказ для всех
Украинский дух защиты
Берегиня – искусство Ланы Фрей
Древние славяне верили в Берегиню – Великую Богиню, производящую все сущее. Берегиня — это в основном сочетание «очаговой матери», связанной с опекой даже самого народа, что является чертой Макоши, и русалка (женские водные духи).
Берегиня имеет много общего с русалкой. По народному поверью, суженая невеста, умершая до свадьбы, запросто могла превратиться либо в Берегиню, либо в русалку. Основная черта, которая отличает Берегини от Русалок, заключается в том, что они обычно живут на свету, а не в воде.
В русалку или Троицкую неделю, время цветения ржи, Берегини и русалки появлялись из другого мира и бродили по земле. Но подходит к концу неделя русалок, и русалки покидают землю и возвращаются в воду. Берегини же покидали землю, чтобы вернуться к свету.
Однако у Берегини больше силы, чем у обычной Русалки. Она защитница семьи и защитница женщин — еще одна черта Макоши.
Культ Берегини в Украине
С момента обретения Украиной независимости в 1991 году она претерпела фольклорную метаморфозу и сегодня идентифицируется как сочетание «матери-очага» (связанного с опекой нации) и русалки.
Эта метаморфоза берет свое начало в конце 1980-х годов, когда несколько украинских писателей стремились воплотить свое видение идеальной украинской женщины. Следовательно, Берегиня (украинский вариант названия) сегодня также имеет место в украинском национализме, феминизме и неоязычестве.
Переинтерпретация как «покровительница» обусловлена народной этимологией, которая связывает имя, происходящее от украинского слова берег (рус. берег) – «берег реки», с неродственным глаголом берехты в украинском языке ( русское беречь), что означает «защищать».
В 2001 году на Майдане Независимости в центре города, на месте бывшего памятника Ленину, была установлена колонна со скульптурой Берегини наверху (на фото). Памятник должен служить защитником Киева, а более старый памятник расположен прямо напротив площади – исторический защитник Киева архангел Михаил, который также изображен на гербе Киева.
Ритуалы Берегини
Ритуальная пища, посвященная Берегине, это молочные продукты: молоко, масло, творог, сыр. Вот почему в некоторых деревнях этот день называют: «Сырная Богородица», т.е. Мать Сыра Мария.
Н.В. Белов также упоминает об обряде «приворота поля на обилие хлеба» в этот день.
Для этого три женщины разного возраста, берут новые льняные полотенца и отправляются в поле.