Мансийские легенды: Мансийские легенды — Гора мертвецов

Содержание

Мансийские легенды — Гора мертвецов

На границе республики Коми и Свердловской области, что на севере Урала часто случаются трагедии, которые сложно объяснить, а точнее это происходит на горе «1079», или как её ещё называют гора Холат Сяхыл.

До 1959 года название горы переводили с мансийского как «Мёртвая вершина», но в современных изданиях, в том числе научных, преобладает вариант перевода «Гора Мертвецов».

Здесь погибло довольно много людей и все ушли из жизни при необъяснимых и мистических обстоятельствах. Мансийские легенды говорят, что когда-то в древние времена на этой горе была пролита кровь девяти манси.

Но самый известный случай смерти случился первого февраля 1959 года.

Игорь Дятлов и две студентки из тургруппы: Зина Колмогорова, Людмила Дубинина

В этот зимний день стояла довольно солнечная погода, десять туристов из Свердловска собрались совершить восхождение на эту гору.

Руководил группой Игорь Дятлов, у всех туристов был довольно большой опыт восхождений по горам приполярного Урала, хоть они и были студентами. Один из них не смог начать восхождение, потому как у него жутко заболели ноги, и Юра Юдин начав восхождение вместе с группой, вернулся из-за того, что попросту не мог идти.

Студенты тронулись из посёлка Вижай в количестве девяти человек, а именно: Александр Колеватов, Игорь Дятлов, Александр Золотарёв, Зина Колмогорова, Людмила Дубинина, Рустем Слободин, Николай Тибо-Бриньоль, Юрий Кривонищенко и Юрий Дорошенко. У них не получилось взойти до темноты, и пришлось раскинуть стоянку на склоне горы.

Большая палатка группы Дятлова, сшитая из нескольких небольших. Внутри размещалась портативная печка, сконструированная Дятловым.

Как гласят туристско-альпинистские правила, прежде чем поставить палатку нужно положить лыжи на снег, студенты так и поступили. После ужина ребята легли спать. Уголовное дело, заведённое после этого, гласило, что ни склон, угол которого представлял всего пятнадцать градусов, ни надёжность креплений установленной палатки, не угрожали жизни студентов.

Фотоснимки, найденные впоследствии, помогли сделать следователям вывод о том, что палатка стояла уже к шести вечера. А ночью случилось что-то страшное и мистическое, и все девять ребят погибли, при невыясненных обстоятельствах. Ребят искали больше двух недель, и лишь по прошествии этого срока лётчик Геннадий Патрушев увидел тела тургруппы из самолёта и сообщил об этом спасательной группе.

Лётчик был знаком с ребятами ещё при их жизни, потому как перед восхождением на гору они остановились в посёлковой гостинице, где и познакомились с ним. Дело в том, что Геннадий увлекался собиранием легенд и сказаний этого края, и потому ему было очень много известно об истории этих мест.

Перед роковым восхождением, он всячески отговаривал студентов от этого предприятия, предлагая им множество гор, которыми в изобилии наделён Приполярный Урал. Также Патрушев рассказал группе Дятлова легенду горы мертвецов и как расшифровывается на языке манси её название, и о гибели девяти манси на склоне этой горы. Но ребята не верили в мистику, полагались на свой опыт и мотивировали это тем, что мансийцев было девять, а их-то будет восходить десять человек.

Группа Игоря Дятлова накануне трагедии

Больше всех упорствовал Игорь Дятлов, который отрицал существование всякой мистики и ни за что не хотел менять маршрут восхождения. Спасатели, что прибыли на место трагедии увидели ужасную картину, два погибших студента лежали возле входа в палатку и ещё один в самой палатке, которая была разрезана изнутри. Видимо туристы разрезали палатку ножом и гонимые ужасом, бежали вниз по склону, причём были они практически голые.

Самое странное – это следы, которые шли от ног студентов, они петляли странными зигзагами, но потом снова сходились, как будто неведомая сила, сгоняла вместе, пытавшихся разбежаться людей. Следов ещё чьего-нибудь присутствия обнаружено не было, и к палатке никто посторонний не подходил. Смерча, урагана или лавины в то время также не было. Следы исчезали на границе с лесом, после того как их замело снегом, два мёртвых студента нашли своё последнее пристанище у еле разведённого костра, они также были в одном нижнем белье. По всей видимости, их смерть наступила в результате обморожения.

Следы, обнаруженные в результате поисков группы Дятлова. Фото: Перевал Дятлова

Недалеко от них лежал руководитель группы – Игорь Дятлов, который был тоже мёртв, окаменелый взгляд Игоря был повёрнут к палатке, скорее всего, он к ней полз, но у него не хватило сил. На теле большинства студентов не было никаких повреждений и, как показала экспертиза – умерли они от холода, но трое из несчастных погибли от того, что кто-то или что-то причинило им страшные повреждения, они имели многочисленные кровоизлияния. Головы их были пробиты, а рёбра поломаны, а одна из девушек была без языка, который у неё безжалостно вырвали. Но ни на одном теле не было ни единого синяка или ссадины.

Вскрытие показало наличие на черепе одного парня трещины, но кожа на голове совершенно в том месте не была повреждена, что невозможно для такой травмы. Как же можно было нанести такие повреждения внутри тела, совершенно не тронув кожу?

Прокуроры-криминалисты, изучавшие это дело, ездили на место преступления в мае и заметили там некоторые странности, например, то, что молодые ели, стоящие на окраине леса имели обожженный след, и у этого возгорания не было эпицентра, а так же системы его распространения. То состояние елей, которое они увидели, лишний раз говорило, что на них был направлен своеобразный тепловой луч, или было произведено действие какой-то неизвестной человечеству энергии, что наносит урон довольно избирательно, так как деревья не были повреждены, а снег не оплавился.

Общая картина рисовала впечатление, что после того как туристы голышом, босыми ногами прошли больше 500 метров спускаясь с горы, в тот момент с ними кто-то расправился таким образом.

Проводя расследование этого уголовного дела, брались образцы внутренних органов и одежды погибших, и проверялись на наличие радиации. Результаты такого исследования показали, что на поверхности тел и в одежде, были обнаружены радиоактивные вещества в незначительных количествах, появление которых повлекло за собой бета-излучение, и эти радиоактивные вещества, когда их промывают – смываются.

Таким образом напрашивается вывод, что они вызваны не действием нейтронного потока, а являются результатом радиоактивного загрязнения. Простыми словами можно сказать, что такое бывает, когда одежда непосредственно загрязняется радиоактивной пылью, что выпадает непосредственно из атмосферы, или может загрязняться при непосредственной работе с радиоактивными веществами.

Закономерным является вопрос: откуда же могла сыпаться на людей эта радиоактивная пыль? Тем более что в это самое время, нигде на территории России не проводились ядерные испытания, что могло бы загрязнить атмосферу. Одним из последних взрывов на этой территории, была трагедия, что произошла 25 сентября 1958 года. Ученые вывозили на место, где погибли туристы счетчик Гейгера, и нетрудно предугадать, что он в тех условиях зашкаливал.

Хотя очень нелепо предполагать, что причиной смерти этих туристов, стало именно наличие радиации на этих территориях, так как никакое количество радиации, не сможет убить человека за столь короткий промежуток времени, а уж тем более заставить их голышом покинуть палатку.

в 1.5 километрах от палатки и ниже по склону на 280 м, возле высокого кедра, были обнаружены тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко

Еще в то время, следователями рассматривалась версия, которую они связывали с существованием НЛО. В то время, когда спасатели проводили поиски погибших туристов, они над своими головами наблюдали, как пролетали шары огненного цвета. Ни один из спасателей не понимал природу этого явления, именно по этой причине, оно казалось им страшным и непонятным.

31 марта 1959 года, в 4 часа утра, местные жители могли наблюдать на протяжении 20 минут странную картину на небе. По нему двигалось большое огненное кольцо, что после спряталось за горой, высотой 880 м. Однако перед тем как скрыться за ней, из центра этого огненного шара внезапно появилась звезда, она постепенно увеличиваясь в размерах, достигла размеров луны. После этого она начала двигаться вниз, медленно покидая это кольцо.

Выдержка из газеты «Тагильский рабочий»

Это странное явление на небе, имели возможность наблюдать многие местные жители, которых подняли по тревоге. Они были взволнованы и обеспокоены происходящим, и просили местные власти, чтобы те, с помощью ученных объяснили природу этого явления. Подобная заметка об этом явлении, была опубликована в газете «Тагильский рабочий», и за публикацию этой заметки редактору этой газеты было объявлено денежное взыскание, а тему, о якобы существовании НЛО, обком партии предложил далее не развивать.

В результате следствия, определенное время подозревались в убийстве студентов местные манси, за которыми уже существовал грешок совершенного преступления в 30-х годах, когда была убита женщина геолог, которая имела смелость зайти на территорию, что была закрыта для простых людей, на священную гору. В результате этого были задержаны и опрошены много охотников, однако всех их отпустили по причине отсутствия доказательств их вины.

Таким образом, это уголовное дело было закрыто, с неясной формулировкой о некой «стихийной силе, преодолеть которую туристы были не в состоянии».

Затем уголовное дело на много лет было сдано в секретный архив. Позже оно было рассекречено за истечением времени. Как бы то ни было, но следователям в 1959 году не удалось раскрыть причину гибели туристов. Загадка гибели группы Дятлова так и осталась не разгаданной до сих пор…

Современные версии

До нашего времени, невзирая на множество попыток объяснить происшедшее и всевозможные выдвигаемые версии, все же гибель студентов на этой горе осталась загадкой, как для правоохранительных органов, так и для исследователей.

С тех пор как произошла эта история, были выдвинуты разные версии. По одним данным склоняются к тому, что причиной их гибели стала шаровая молния, залетевшая в палатку. Другие же говорят о техногенной природе данного инцидента. Как указывается в исходниках дела, кожа у погибших студентов, была оранжевого или фиолетового цвета, а на их одежде как было сказано выше, исследователями был обнаружен радиационный фон, превышающий во многие разы нормальный.

Интересным фактом так же является то, что все погибшие в результате той истории, оказались полностью седыми, что возможно лишь тогда, когда человек переживает очень сильный стресс.

Патологоанатом, проводившая вскрытие всех тел, отмечала, что действительно на их лицах было застывшее выражение ужаса, хотя кожа была как у обычных мертвецов. Тогда получается, что те люди, которые раскрашивали в своих рассказах их лица в оранжевый цвет, просто-напросто перевирали эту историю, склоняя ее в сторону отравления ракетным топливом, так как оно действительно имеет оранжевый цвет.

Однако есть одно подтверждение, относительно версии падения ракеты в данном месте, после того, как в этом районе нашли весьма странное тридцатисантиметровое кольцо. Оказалось, что оно принадлежит одной из советских боевых ракет. После этого вновь начали распространяться слухи о проведении секретных испытаний, а местные жители подкрепляли их еще и увиденными на небе летящими шарами, что могли быть как НЛО, так и ракетами.

По материалам архивов, в СССР в то время не проводилось никаких запусков ракет, а ракета выпущенная 17 февраля 1959 года, была запущена в США, и ее старт никак не мог быть виден в Сибири. Некоторые исследователи выдвигают теории, что в Плесецке начиная с 50-х годов, могли происходить исключительно испытательные запуски Р-7, но только эта ракета 100 % не содержит никаких ядовитых компонентов в своем топливе.

Еще одним фактом, подтверждающий ракетную теорию, является найденные позднее немного южнее этой горы, воронки от ракет. Группой «Космопоиска» после получения такой информации было проведено свое исследование, в результате которого, они все же обнаружили две из этих воронок. Но, на месте этих воронок не мог произойти взрыв в 59 году, та как в них росла береза возрастом 55-ти лет, что было подсчитано по кольцам, и соответственно эта воронка существовала еще с 44-го года. Хотя интересным и сомнительным фактом является то, что эта воронка имела сильный радиоактивный фон.

Неужели в 44 году была взорвана радиоактивная бомба?

Так же существует предположение о том, что студенты стали жертвой «Вакуумного оружия». В пользу этой версии говорят красноватый оттенок кожи и присутствующие внутренние повреждения и кровотечения, одним словом, как в результате действия вакуумной бомбы. Люди, которые находятся на периферии действия такой бомбы, в результате повышения внутреннего давления получают лопнувшие кровяные сосуды, а тех, кто находятся в эпицентре ее действия может с легкостью разорвать на части. Но разработка вакуумных видов оружия на территории нашей страны осуществлялась только в конце 60-х годов, и к нашей истории не имеет никакого отношения.

Последний кадр на пленке группы Дятлова

P.S.: На пленке погибших туристов был обнаружен самый последний кадр, который до сих пор вызывает споры исследователей. Одни утверждают, что этот кадр был сделан когда пленку вынимали из фотоаппарата. Другие утверждают, что этот кадр был сделан кем-то из группы Дятлова, когда опасность начала приближаться. Тем не менее, больше снимков тургруппы Игоря Дятлова обнаружено не было, а этот кадр считается последним…

Сегодня существует 9 основных версий гибели группы Дятлова, странным образом именно 9 — по количеству погибших:

— сход лавины (версия Буянова)
— шпионская версия о «контролируемой поставке» (версия Ракитина)
— техногенная катастрофа или испытание оружия (версии с метанолом, гептилом и т.п.)
— уничтожение группы военными или спецслужбами
— воздействие звука (версия Егорова)
— ссора между туристами
— нападение беглых заключённых
— гибель от рук манси
— паранормальные версии

Ни одна из этих версий до сих пор не может полностью объяснить все обстоятельства гибели группы Дятлова. Некоторые версии хорошо объясняют причину полученных травм, некоторые детально рассматривают отдельные факты и эпизоды. Но в целом — картинка не складывается ни у кого. Особый провал большинство версий ждет на этапе объяснения мотивов поведения самих туристов или предполагаемых преступников.

Странно другое, почему долгое время «дело дятловцев» было засекречено?

Мистическая цифра 9

Участники группы Дятлова – не единственные погибшие на склонах Горы Мертвецов. Всего за последние 100 лет на Холатчахль было найдено 27 трупов, несмотря на то, что это место – одно из самых непосещаемых туристами в России. В трех авиакатастрофах 1960-61 года над перевалом Дятлова гибнут 9 геологов.

В феврале 1961 там же, у Холатчахля, обнаружили трупы 9 туристов из Ленинграда. И уже в 2003 году над Горой Мертвецов разбился вертолет с 9 пассажирами. Люди выжили чудом.

У манси существует древняя легенда, передающаяся из поколения в поколение. Рассказывает она о всемирном потопе, накрывшем землю 13 тысяч лет тому назад.

Бушующие волны погубили почти всё племя манси. В живых осталось лишь 11 человек – 10 мужчин и 1 женщина.

Эти люди забрались на вершину Холатчахль, пытаясь найти там спасение. Но вода всё поднималась и поднималась. Наконец незатопленной оказалась только небольшая узкая площадка. Все сгрудились на ней, но безжалостные волны забирали одну жертву за другой. Погибло 9 человек, в живых остались лишь женщина и мужчина. Они зависли на крошечном выступе и уже попрощались друг с другом, когда могучие воды стали отступать. Именно с выжившей пары и началось возрождение племени манси, а гора Холатчахль получила название горы смерти.

Несомненно, в этой жуткой легенде содержится доля правды. Девять смертей ознаменовали конец старой жизни и начало новой. Для всемирного потопа, уничтожившего почти всё население планеты, такой конец выглядит более-менее благополучным. А вот девять аналогичных смертей зимой 1959 года кажутся противоестественными и невероятными. Тем более, что произошли они в то время, когда в Москве проходил XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза. Вся страна, затаив дыхание, слушала выступления Никиты Сергеевича Хрущёва, восхищалась достижениями социалистического строя, а тут на тебе – исчезновение группы молодых туристов, состоящей из 9 человек…

Рекомендуем также:

  • Неизведанная Россия. 5 малоизвестных мест России, которые стоит увидеть
  • Аркаим — город-загадка в Уральской степи
  • «Синяя папка» КГБ
  • Истории и тайны кремлевских башен

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Мансийские мифы и сказания

Херсон наш. Народ, придумавший Чебурашку и треугольную гитару, сдавайся!

Мансийские мифы и сказания

Жилище манси © Сергей Анисимов

Манси (самоназв. — маньси, моаньс, меньдьси; устар. назв. — вогулы; в летописях — вогуличи, гогуличи) — живут в основном на территории Ханты–Мансийского автономного округа (6,6 тыс. ч.). Всего на территории России численность народности по данным 1995 г. составляет 8,3 тыс. ч. Верующие — православные. Мансийский язык относится к обско–угорской ветви финско–угорской группы языков. Письменность — на основе русского алфавита.

Создание мира 

[1]

Светлый муж–отец [2] создал этот мир, эту Сибирь. Деревьев не было, сухой земли не было, везде была вода, везде был туман. Сын Светлого мужа–отца, обходя в тумане, в воде мир после раздела [3], говорит:

— Не мог ли бы я создать тундровый холм такой величины, чтобы он смог меня выдержать?

Тогда выплюнул он свои сопли в саже из глубины глотки — возник тундровый холм. Теперь он проводит время на этом своем тундровом холме, пищу варя, ночи проводя. Пока он так жил, приходит кто–то, раскачивается стоя, погружается и всплывает. Когда подошел, то оказался несомый ветром черт. Подошел к нему, здесь рвет, там хватает. У него копье из твердого дерева, он толкает его отсюда, толкает его оттуда. Светлый мальчик потерял терпение, вынул из кармана двух гагар и говорит:

— Две мои дочери с игольчатыми клювами, — говорит он, — сделайте что–нибудь с ним!

Гагары начали раздирать черта, да и убили его. Светлый мальчик говорит про себя:

— Если бы мой отец не рассердился на меня, — говорит он, — я бы на свой страх и риск дал бы земле подняться, — говорит он.

Ему и страшно и не страшно.

— Две мои дочери с игольчатыми клювами, — говорит он, — нырните обе на спор, — говорит он, — кто из вас двоих вынесет живую землю, — говорит он, — кто из вас двоих вызовет живой мир, кто из вас двоих вызовет мертвый мир.

Тогда они нырнули. Они странствовали, странствовали, семь лет прошло. До семи лет не хватило семь месяцев, тут всплыла гагара и вскрикнула.

— Я проснулась в мертвом мире, — сказала она.

И вот по истечении семи лет поднялась на поверхность другая гагара, и там, где она отряхнула свои крылья, появилась куча земли, где она отряхнулась, тут возникла каменистая земля. Светлый мальчик пошел к своему отцу, спросил и сказал:

— Твоя птица вызвала мертвый мир.

Светлый отец сказал тогда:

— Мертвый мир я изначально предписал, — говорит он. — Если его не предписать, где тогда поместятся подрастающие девочки и подрастающие мальчики? — говорит он. — Между растущими деревьями им не хватит места, между выросшей травой им не хватит места, — говорит он. — Друг с другом, между собой они не найдут еды, не найдут питья, — говорит он. — Друг с другом, между собой они не найдут еды, они тут же начнут друг друга резать, начнут друг друга есть.

Светлый мальчик выплюнул сопли в саже из глубины своей глотки, начали они высыхать и затвердевать, из них появился волосатый червь, волосатая змея. Этот волосатый червь, эта волосатая змея раскачивается, если дует ветер с ночной стороны и попадает ветер на нее, раскачивается, если дует ветер с дневной стороны и попадает ветер на нее. Пока она так лежит, качаясь от ветра, на нее падают капли дождя, на нее падают капли воды. От дождевой воды, от талой воды растет она. Она выросла величиной с женщину, величиной с мужчину, стала человеком. Он начал жить, живет. Однажды, когда он бродил, охотясь, встретилась ему женщина Ерш.

— Это ты, из чего–то возникший дорогой мальчик, дорогой муж? — говорит она. — Ты изготовил старую веревку?

Маленький человек спрашивает ее в ответ:

— Что за старая веревка? — говорит он.

— Я, — говорит она, — так называемая двузадая, ползущая вперед женщина, я здесь, — говорит она. — Из чего, — говорит она, — ты возник? — говорит она.

Маленький человек спрашивает в ответ:

— Из чего, — говорит он, — ты возникла? — говорит он.

— Я, — говорит она, — возникла после возникновения неба, после возникновения земли, ко времени возникновения черной земли, — говорит она. — Черная земля раскололась на две части, и поднявшаяся из трещины этой черной земли — это я, — говорит она. — Я возникла из черной земли, — говорит она, — ты возник, — говорит она, — из Светлого мужа–отца, — говорит она. — Ты — сопли Светлого мужа–отца, — говорит она.

Маленький человек задумался.

— О какой старой веревке, — говорит он, — ты ведешь речь? — говорит он.

Женщина Ерш говорит:

— О такой веревке, как эта, — говорит она и опрокидывается на спину.

Она рванула Маленького человека на себя и обняла его. Она тянет и тянет Маленького человека вниз.

— Старая веревка — это так, — говорит она.

Женщина Ерш трет Маленького человека о свой зад, у Маленького человека ничего не чешется. Мужской член и яички Маленького человека под мышкой. Она вырвала мужской член и яички Маленького человека из–под мышки, кинула их меж ног Маленького человека. Они поженились.

Когда они так живут, женщина Ерш имеет тонкую оболочку, а мужчина — кожаную оболочку, користую оболочку. Мужчина в этой своей оболочке не наклоняется. Женщина Ерш говорит:

— Мой сын княгини, — говорит она, — в этой своей оболочке ты не наклоняешься, — говорит она. — Что это за оболочка, — говорит она, — користая оболочка или берестяная оболочка? — говорит она. — Иди, — говорит она, — и где твои охотничьи угодья, твои лесные угодья, там есть трехлистное ягодное дерево величиной с пуговицу, на этом трехлистном ягодном дереве есть три ягоды.

Тогда пошел человек, пришел в лес.

— О каких трех ягодах ведет она речь? — говорит он. — Нужно их поискать.

Пока он бродит, охотясь, все высматривает. Смотрел, смотрел, нашел трехлистное ягодное дерево. И вот на этом трехлистном ягодном дереве нашел три ягоды. Две ягоды он съел, одну ягоду несет домой. Пришел домой, зовет свою жену.

— Моя дочь княгини, — говорит он, — ягоды, о которых ты говорила, здесь, — говорит он.

После того как он в лесу съел две ягоды, его твердая оболочка начала отделяться. Дома он съел свою последнюю ягоду, теперь твердая оболочка сошла, и осталась тонкая оболочка. Долго жили, коротко жили, затем произвели они целый род девочек и род мальчиков.

Как достали солнце и месяц

Как на земле появились птицы и звери [4]

На тундровом бугре живут старуха со стариком. Долго жили, коротко жили, однажды старуха вышла в сенцы. Вышла в сенцы, видит: там лежит только что родившийся ребенок. В люльке лежит, плачет.

— Старик, внесу–ка я ребенка в дом?

Старик выскочил из дома, они взяли ребенка, внесли в дом. Старуха стала его растить. Качая мальчика в люльке, песни ему поет. Однажды мальчик сказал:

— Мама, укажи мне место, где бы я мог бороться.

— Такого места нет, — отвечает отец.

— Мама, ты, наверное, знаешь, укажи мне.

— Есть такое место, — говорит мать. — Сказывают, живет дочь Нум–Торума [5]. Если у тебя появилось такое сильное желание бороться, иди к ней. Место твоей борьбы там! Нум–Торум завет оставил: никому против нее не устоять; если кто–нибудь задумает ее ударить, в землю уйдет, семь морей, семь земель насквозь пройдет.

Мальчик собрался в путь. Мать дала ему обломок миски:

— Если твои руки, твои ноги попадут в беду, этот обломок миски разломи пополам.

Поцеловала она его, и мальчик пошел. Мать с заплаканным лицом осталась дома.

Долго шел, коротко шел, и вот на своей дороге нашел семисуставный посох. Воткнул посох в дорогу, взял его и дальше идет. Однажды слышит сверху человеческий голос:

— Внучек!

— Что?

— Куда идешь?

— Землю посмотреть, силу свою попытать.

— Силы не пытай, я тебе работу дам.

— Какую работу?

— Птиц, зверей делать.

— Как я смогу делать зверей? Совсем темно, нет ни солнца, ни месяца. Где я возьму солнце и месяц?

— Они у Хуль–отыра.

— Э…

Мальчик сорвал три травинки, скрутил их и дунул. Из его рук выскочил когтистый зверек, запрыгал вокруг мальчика, запищал:

— Сын великой женщины, богатырский сын, что прикажешь делать?

— Копай землю на семь сажен вглубь.

Когтистый зверек начал рыть землю. Так роет, что комья земли, как вороны, взлетают кверху. Наконец прорыл ход в нижний мир. Мальчик глянул туда, видит: как светло! И солнце и месяц светят; видно, как люди ходят. Сквозь отверстие наверх стали подниматься комары. Один комар поет песенку:
Пян–панри–пани–пани!
В верхнем мире люди живут.
В верхний мир я лечу,
У земных людей буду пить кровь.

Комаров так много налетело, что вся земля ими наполнилась. Мальчик спустился в нижний мир, вошел в дом к Хуль–отыру.

— Ты зачем сюда пришел? — спрашивает Хуль–отыр.

— Хочу что–то спросить.

— Что же ты хочешь спросить?

— А зачем у тебя так много комаров? Вон сколько их на землю налетело, взгляни–ка.

Хуль–отыр стал глядеть, а в это время мальчик открыл свою табакерку, взял щепотку табаку и дунул в глаза Хуль–отыру. Оба глаза ему табаком запорошил, тот совсем смотреть не может.

Хуль–отыр и солнце и месяц держал у себя в доме. Мальчик потянулся, схватил месяц и солнце и бросился бежать из дома. Хуль–отыр за ним погнался. Мальчик обернулся гусем и полетел дальше. Хуль–отыр обернулся в железную чайку. Мальчик с криком летит к Нум–Торуму:

— Отец, отец, вот он меня догонит!

Нум–Торум выбежал из дома, кричит вниз:

— Месяц и солнце бросай вверх!

Мальчик бросил их, там они и повисли. Нум–Торум побежал навстречу, схватил свой блестящий меч. Хуль–отыр увидел меч, с плачем повернул назад. Говорит:

— Ты будешь жить в светлом место, а я в темноте остался! Души людей ко мне будут попадать и тоже в темноте жить будут.

— Ну, тогда я тебе полсолнца дам.

— Какой свет от половины солнца!

— А не хочешь, так и живи совсем без солнца.

Нум–Торум с сыном вернулся домой. Сели за стол. Попили, поели. Мальчик встал из–за стола, попрощался с отцом, обернулся гусем и полетел. Летел, летел, на землю спустился. На земле снова в человека преобразился и пошел. Долго шел, коротко шел, в одном месте поднял два камушка. Хорошенько потер их один о другой — появилась собака с пушистым хвостом, побежала вслед за мальчиком. По дороге он сорвал с березы три листочка, свернул их в трубочку, дунул — и появился маленький зверек, лесная мышь. Вместе идут дальше. Мальчик отломил от ели щепочку, обстругал ее наподобие зверька — прыгнул пушистый соболь, за ними пошел. Так, идя по дороге, делает все новых зверей. Куда клонится его голова, туда и идет. Куда мальчик пойдет, туда и звери бегут. Долго так брел, коротко так брел, смотрит вперед: на берегу моря виден огонь; искры от огня вверх подымаются. Туда и направился. Пришел. Смотрит: женщина лежит, спит. При дыхании у нее из ноздрей искры вылетают.

Он хотел женщину посохом ударить — в тот же миг она скрылась. Под землю провалилась, только голова мелькнула. Он разломил обломок миски, который дала ему мать, и у него появилась кольчуга. Надел кольчугу, кинулся за женщиной. Гонится. Долго гнался, коротко гнался, вперед смотрит: видно, женщина бежит вдали.

Когда мальчик стал ее догонять, она обернулась и остановилась. Добежал до нее, схватились бороться. Долго боролись, коротко боролись, наконец оба упали наземь. Женщина обессилела, и мальчик обессилел. Силы у них равные.

— Довольно, кончим бороться, — говорит женщина. — Ты меня убить не можешь, и я с тобой справиться не могу.

Отпустили друг друга, попрощались и разошлись в разные стороны. Мальчик идет дальше. Долго шел, коротко шел, добрался до отверстия, по которому под землю спускался. Наверх вылез, своим зверям говорит:

— Ты, собака, ищи, ищи человека. А ты, мышь, ступай, может, где найдешь кучу сухой травы. Там себе сделаешь гнездо. А ты в лес беги, — говорит он лисице. — Если мышь к твоему дому придет — убивай. Будешь ты убийцей мышей.

Звери разбежались, мальчик пошел дальше. Долго шел, коротко шел, однажды смотрит вперед: по всей земле огонь полыхает. Пришел туда: оказывается, не земля это — море огненное. Как через море перебраться? Положил поперек моря семисуставный посох, и он как раз через все море лег. Помахал слюной, и появился мост такой ширины, чтобы человеку пройти. Побежал через огненное море. Посох забрал и дальше шагает. Однажды слышит сверху голос отца:

— Не встречал ли где своих братьев?

— Нет, — говорит, — не встречал.

— Поднимайся сюда.

Мальчик попытался обернуться гусем, но не получается. Начал плакать. Отец говорит ему:

— Чего плачешь?

— Не могу принять своего облика.

Отец дунул на него сверху, и взвился вверх златошейный гусь. Мальчик в образе златошейного гуся полетел к своему отцу Нум–Торуму, влетел в окно, опустился на середину пола, и тут обернулся человеком.

Все сыновья Нум–Торума собрались. За стол сели, есть стали. Поели, попили, распрощались.

Мальчик полетел в свой край. И теперь там живет. Его имя — Маленький Богатырь Желтая Трясогузка. Богатырь, имеющий облик желтой трясогузки, — это он [6].

Как луна на землю приходила 

[7]

Давным–давно жила–была старая женщина. Занималась она домашним хозяйством, готовила пищу. Однажды вечером старая хозяйка затопила чувал и стала готовить ужин. Жила она с внуком и внучкой в деревянном доме. Ребятишки вышли ночью на улицу и стали смеяться над луной, стали рожицы корчить луне, показывать на нее пальцем. И луна тут очень рассердилась на ребятишек–проказников, стала спускаться на землю. Тут баловники со страху забежали домой.

Бабушка взглянула на них, вышла из дома. Посмотрела на небо и видит: на небе нет луны. Смотрит: почерневшая луна спускается на землю. Старая женщина зашла домой, вытряхнула из рукодельного мешка свое рукоделие, затолкала в него внучат, зашила мешок и запрятала его подальше. Затем старая хозяйка поставила на стол берестяную чашку с солью и хлеб. Недолго ждала она, и вот рассерженная, почерневшая луна подошла к двери ее дома. Луна с шумом и грохотом влезла в дверь и спросила старую женщину:

— Где теперь те ребятишки–баловники, что смеялись надо мной и строили мне рожицы?

Соль, услышав голос луны, сказала:

— Малые дети посмеялись над тобой, луна, а ты сразу и рассердилась, спустилась на землю. Меня вот человек в котел для пищи бросает, а я и не сержусь.

Затем заговорил хлеб на столе:

— Ты, сердитая луна, и так съела безвинных детей, теперь снова на землю спустилась. Человек меня на горячей воде замешивает, печет в горячей печке. Вытащив из печки, режет меня на кусочки, я и то не сержусь. А ты, луна, на детей рассердилась.

Тут луна с шумом и грохотом вышла из дома и поднялась на небо, на свое место. А старушка вышла на улицу, посмотрела вверх: луна снова светит в ночном небе. Зашла она в дом, распорола рукодельный мешок, выпустила своих внучат. Они и теперь живут.

Охота на шестиногого лося 

[8]

Жил человек с женой, был у них маленький сын, в колыбели еще лежал. Однажды женщина пошла за водой и видит: менкв гонит шестиногого лося. Приходит домой, муж ее спрашивает:

— Что сказать имеешь?

— Ничего нет, видела, как менкв шестиногого лося гнал.

Мось–хум [9] услышал это, выскочил из колыбели и побежал. Погнался за лосем. Долго, коротко гонялся за лосем, догнал и отрубил ему две задних ноги. Остались две передних да две средних. Дорога, по которой бежал Мось–хум, видна и теперь: это Млечный Путь. Также виден и лось — Большая Медведица. Раньше, когда лось имел шесть ног, его люди не могли догнать.

Про северный ветер 

[10]

Луи–вот–ойка — Северный ветер. Старик в низовой стороне за морем жил. День и ночь не переставая дул. Оттого на земле очень холодно было. Люди от Северного ветра страдали. И зиму и лето все дул и дул. Каждый день люди от холода умирали. Однажды один человек сказал:

— Пойду в низовую землю на Северного ветра. Буду с ним биться.

Собрался и пошел. Долго, коротко шел, до низовой земли добрался, к Северному ветру пришел, биться его зовет. Северный ветер лук и стрелы схватил, из дома выбежал.

Долго бились, долго друг в друга стрелы пускали. Под конец человек изловчился, лук натянул, стрелу пустил. Стрела Северному ветру половину нижней челюсти разбила.

С этой поры ветер дуть перестал. Стало тепло. Такая жара настала, что люди от нее болеть стали. И зиму и лето все тепло. Каждый день люди от жары умирали.

Много, мало времени прошло, снова ветер подувать начал. Челюсть у него заживать стала.

Челюсть у него хоть и зажила, прежней силы все же не осталось. Вполовину прежней силы все же не осталось. Вполовину прежней силы лишь дует. Людям с той поры хорошо жить стало.

Опоясывание земли 

[11]

Йоли–Торум–сянь [12] на землю спустилась, Крылатая Калм [13] на землю спустилась. На земле стали жить.

Однажды Йоли–Торум–сянь говорит Крылатой Калм:

— Поднимись к своему отцу, Нум–Торуму. Так ему скажи: «Кожистая земля наша все качается, на месте не стоит. Когда появятся на земле люди, как они будут на ногах держаться? Нум–Торум, отец мой, укрепи нашу землю!» Может быть, каким–нибудь поясом он ее опояшет.

Крылатая Калм поднялась к Нум–Торуму. Вошла в его дом. Нум–Торум за столом сидит, правой щекой о посох опирается. Спрашивает дочь:

— Крылатая Калм, какое слово ты принесла, с какою речью ко мне пришла?

Крылатая Калм отвечает:

— Нум–Торум, отец мой, наша земля, как ни велика уже стала, а все еще движется, на месте не стоит. Когда появится человек, не устоять ему на ногах. Ты укрепи нашу землю, опояшь ее каким–нибудь поясом.

Нум–Торум голову опустил. Пока он так сидел, котел с рыбой вскипел. Потом голову поднял и сказал дочери:

— Я сделаю, как ты сказала, землю опояшу.

Крылатая Калм вышла из дома Нум–Торума, спустилась обратно на землю. Йоли–Торум–сянь спрашивает ее:

— С чем пришла, какую весть принесла?

Крылатая Калм отвечает ей:

— Нум–Торум, отец мой, обещал укрепить землю; сказал, что опояшет ее.

После этого Нум–Торум спустил на землю свой пояс. Его пояс был украшен тяжелыми пуговицами. Земля глубоко осела в воду и стала неподвижной. На том месте, где лег пояс, теперь Уральский хребет. Это самая середина земли.

Как создали человека 

[14]

Прошло некоторое время, и опять Йоли–Торум–сянь посылает Крылатую Калм:

— Пойди к Нум–Торуму, скажи ему: земля теперь крепко стоит; надо создать человека, чтоб он на ней жил.

Крылатая Калм отправилась к своему отцу. Долго, коротко летела, про то никто не ведает. Однажды прилетела она к Нум–Торуму и говорит:

— Землю ты укрепил. Теперь нужно сделать человека.

Нум–Торум голову поднял, на дочь посмотрел:

— Я человека сделаю и на землю спущу, а вы его там оживите.

Крылатая Калм улетела. После этого Нум–Торум позвал Топал–ойку, приказал ему сделать человека.

Топал–ойка вырубил из лиственницы семь человеческих фигур. За это время Хуль–отыр вылепил из глины семь человеческих фигур. Говорит Топал–ойке:

— Давай, братец, поменяемся, а?

— Нет, не буду меняться, — отвечает Топал–ойка, — твои люди глиняные, худые.

— Ну, поменяемся, — уговаривает Хуль–отыр.

— Не хочу отдавать своих людей. Вон сколько я с ними бился!

— Ия над своими поработал, — говорит Хуль–отыр. — А ты души для них откуда возьмешь? Нум–Торум тебе душ не давал.

Сидит Топал–ойка, голову почесывает.

— Верно, — говорит, — душ–то у меня нет. Ну а ты моих деревянных людей сделаешь живыми?

— А то как же! Я их оживлю. А из глиняных людей пусть будут менквы.

Топал–ойка деревянных людей отдал Хуль–отыру, себе глиняных взял. Хуль–отыр деревянные фигуры отнес к Нум–Торуму. Нум–Торум поставил их спинами к себе, дунул на них: куда девались? Топал–ойка руки расставил, да ни одного не поймал.

Топал–ойка почесал у себя в затылке. Взял глиняных людей, посмотрел на них. Что же? Глина, и только.

Нум–Торум ему говорит:

— Глиняных людей отнеси к нашей сестре Калтась–экве. Корс–Торум души для них отдал ей. Пусть она их и оживит.

Топал–ойка отправился к Калтась–экве. Пришел, говорит ей:

— Сестра, этих людей сможешь оживить?

— Оживлю, — отвечает Калтась–эква, — только ты отсюда уходи.

Топал–ойка ушел. С тех пор, когда дети на свет появляются, мужчинам при этом быть нельзя.

Глиняные люди стали живыми. Только век их недолог: куда годятся их глиняные руки, глиняные ноги? В воду упадет человек — тонет, жарко станет — из него пот выступает. Люди, сделанные из лиственницы, были бы крепче и в воде не тонули бы.

Когда люди на земле появились, Крылатая Калм снова полетела к Нум–Торуму. Сказала ему так:

— Ну вот, люди на нашей земле появились. Теперь скажи, чем они будут кормиться, чем прикроют от холода свои тела?

Нум–Торум голову опустил, долго думал. Потом так ответил:

— Крылатая Калм, лети обратно на землю. В тайге, в лесной чаще будет много сохатого зверя; на болота, в тундру я пущу оленей. Там они будут жить, пищу для себя искать, а люди пусть ходят туда на промысел.

Крылатая Калм спустилась на землю. Йоли–Торумсянь спрашивает ее:

— Какую весть ты принесла от своего отца?

— Нум–Торум так сказал: в тайгу, в лесную чащу, на болота и в тундру я пущу оленей и сохатых зверей: туда будут ходить люди добывать себе пищу.

[1] Создание мира. Текст записан одним из лучших знатоков фольклора А. Каннисто в 1904 г. в сел. Нахрачи на р. Конда от Афанасия. Пер. с ненецкого Н. Лукиной.

[2] Светлый муж–отец — эпитет верховного бога Нум–Торума.

[3] …мир после раздела… — Очевидно, здесь имеет место намек на ссору между отцом и сыном, после которого сын был спущен на землю и совершает там свои культурные подвиги (в данном случае создает землю и человека).

[4] Как достали солнце и месяц, как на земле появились птицы и звери. Записано А. Баландиным в 1937 г. в сел. Вежакоры на р. Обь от И. Монина. Пер. А. Баландина. В этом мансийском тексте упоминаются духи хантов р. Казым. Это можно объяснить связями, в том числе брачными, хантов Казыма и манси Сев. Сосьвы.

[5] …живет дочь Нум–Торума. — Здесь имеется в виду Казым–ими, дух хантов р. Казым.

[6] Богатырь, имеющий облик желтой трясогузки, — это он. — Желтая трясогузка почиталась хантами р. Казым, ее изображение татуировали на плече. У манси она считалась предком жителей сел. Манья–пауль. Недалеко от него находилось святилище с амбарчиком, в котором хранились изображения Ворсик–ойки — «Трясогузки–богатыря» и его жены Ворсик–эквы (первое — деревянное антропоморфное, второе — в виде свертка со свинцовыми фигурками животных).

[7] Как луна на землю приходила. Записано Н. Сайнаховой в 1983 г. в сел. Щекурья на р. Обь от М. Албиной. Пер. Н. Сайнаховой.

[8] Охота на шестиногого лося. Записано В. Чернецовым в 1926 г. в сел. Сартынья на р. Сев. Сосьва. Пер. В. Чернецова. Является кратким вариантом мифа о происхождении созвездия Большая Медведица и Млечного Пути.

[9] Мось–хум — здесь: мифический предок фратрии Мось, в обыденной речи — мужчина из этой фратрии.

[10] Про Северный ветер. Записано В. Чернецовым в 1931 г. в сел. Ворья–пауль на р. Сев. Сосьва от А Анемгурова. Пер. В. Чернецова.

[11] Опоясывание земли. Записано А. Баландиным в 1937 г. в сел. Вежакоры на р. Обь от И. Монина. Пер. А. Баландина.

[12] Йоли–Торум–сянь — букв. «Нижнего Мира (Земли) Мать». В мансийской мифологии старшая сестра Нум–Торума; она же Калтась–эква.

[13] Крылатая Калм — божий вестник, дочь Торума.

[14] Как создали человека. Записано А. Баландиным в 1937 г. в сел. Вежакоры на р. Обь от И. Монина. Пер. А. Баландина. Миф о создании людей двумя братьями — Топал–ойкой и Хуль–отыром. Первый делает их из дерева, второй — из глины и предлагает брату поменяться; из–за этого, когда изображения были одушевлены Нум–Торумом и Калтась–эквой, более долговечные деревянные превратились в менквов, а недолговечные глиняные — в людей.

Мифы и легенды народов мира. Народы России: Сборник. — М.: Литература; Мир книги, 2004. — 480 с.

Друг «Манси Легенды» раскрывает новые подробности своей жизни и смерти
КАИР – 28 апреля 2020 г.: Одновременно с выходом в эфир сериала «Эль Эхтеяр», рассказывающего о биографии культового героя египетских вооруженных сил, который принял мученическую смерть из-за терроризма, его друг, юрист Раафат Балат, рассказал газете «Аль-Ватан» о его жизни и смерти.

Покойный командир 103-го батальона «Тандерболт» Полковник Ахмед Манси погиб 7 июля 2017 года в результате нападения на засаду в деревне Аль-Барт на Северном Синае, расположенной между пограничным городом Рафах и городом Шейх Зовайд.

Засада была окружена 13 вооруженными машинами с 100 такфири (террористами, утверждающими, что другие неверующие). Итогом многочасового боя стало убийство 40 такфири и уничтожение шести автомобилей. Тем не менее, 13 офицеров и солдат в засаде приняли мученическую смерть, в том числе полковник Манси.

Покойный командир 103-го батальона «Громовержцев», получивший прозвище «Манси-легенда», родился в 1977 году в Шаркее, в 19-м году окончил Военную академию.92. Он был женат и отец троих детей.

Фотография предоставлена ​​коллегой покойного командира 103-го батальона «Тандерболт» полковника Ахмеда Манси (справа) – Facebook

Друг шехида сообщил газете «Эль Ватан», что манси дважды просил его позаботиться о семье. Один из них был до переезда на Северный Синай в 2013 году, а другой — когда он стал командиром 103-го батальона «Громовержцев» после того, как полковник Рами Хасанейн принял мученическую смерть в 2016 году.

Балат сообщил, что манси сказал ему, что он хотел бы, чтобы его похоронили в том же комбинезоне, который он надел, когда скончался, если он погибнет в бою. Он также хотел, чтобы его семья похоронила вместе с ним чистый комбинезон, который он сам подготовил за два месяца до происшествия.

Адвокат раскрыл, что тело Манси не было повреждено пулями, а причиной его смерти стала пуля, попавшая в танк, осколок которой пробил ему затылок, сломав череп и нанеся рану глубиной 1,5 см.

Балат заявил, что манси обычно следили за новостями экономики и политики в свете политического импульса, возникшего в результате революции 25 января 2011 года и революции 30 июня 2013 года. Он добавил, что они обычно обсуждали безопасность и стратегические события, включая те, что происходят на Северном Синае, и их влияние на Египет.

Вдова манси Манар Селим сказала по телефону в телепередаче, что одежда и часы, которые надел Амир Карара, актер, играющий роль манси в сериале, являются копией вещей манси, но не являются его настоящими вещи.

Селим добавила, что ее покойный муж любил рисовать и провел несколько недель в Школе изящных искусств, прежде чем поступить в Военную академию. Она также рассказала, что он писал стихи и был разносторонне одаренным.

Жена покойного командира 103-го батальона «Тандерболт» полковника Ахмеда Манси Манар Селим и их трое детей на открытии плавучего моста его имени в Порт-Саиде. Мост, запущенный в 2017 году, соединяет восточный и западный берега Суэцкого канала.

Северный Синай пострадал от терроризма с тех пор, как покойный президент Мохамед Мурси, который был одним из лидеров запрещенной организации «Братья-мусульмане», занимал свой пост в 2012 году. Несколько солдат были похищены, и все солдаты на контрольно-пропускном пункте были убиты в результате Теракт в городе Рафах на границе с сектором Газа.

После его свержения из-за массовых протестов в 2013 году терроризм усилился на Северном Синае и распространился по всей стране. Позже терроризм ограничился Северным Синаем, и частота терактов резко снизилась. Тем не менее, десятки сотрудников службы безопасности погибли и получили ранения.

Это связано с тем, что египетские вооруженные силы и египетская полиция уничтожают укрытия террористов и незаконные секретные туннели, которые были вырыты для связи с сектором Газа с целью контрабанды товаров, оружия и террористов.

Зимний тур на плато Маньпупунер

Урал

Легенды манси

Сложность

Возраст

15 лет

Размер группы

от 4 до 12 человек

Продолжительность

7 дней

Проживание во время путешествия

5 ночей

1 ночь

Языки

гид

«. ..Пыгрычум повернул щит к солнцу, и огненный луч света ослепил великана, отбросившего свой бубен. Великан и отброшенный бубен медленно стали твердеть перед изумленными братьями. В ужасе они бросились назад, но пали под лучами щита Пыгрыхума и сами превратились в камни. С тех пор стоят они тысячи лет на вершине горы, которую люди называли Мань-Пупу-нер (Гора идолов)… » — вы доберетесь до этого легендарного места на мощных снегоходах.

Экспедиции

Снегоходные туры

Урал

Легенды манси

Сложность

Возраст

от 15 лет

Размер группы

от 4 до 12 человек

Продолжительность

7 дней

Проживание во время поездки

5 ночей

1 ночь

4 Языки

2
гид

Впечатления

Вы проведете неделю в самом сердце Северного Урала вдали от цивилизации, живя в экспедиционных условиях среди дикой тайги. Вы насладитесь чистотой русской северной природы и проедете на снегоходе в горы по заснеженным лесам и замерзшим рекам.

 

Здесь вы откроете для себя одно из Семи чудес России — плато Маньпупунер, расположенное на территории Печоро-Илычского заповедника. Это гигантские каменные столбы, достигающие высоты 42 м и окутанные древними мансийскими легендами. Возраст этого уникального памятника природы составляет более 200 миллионов лет.

Тур для туристов, которые уже участвовали в снегоходных экспедициях. Вам предстоит управлять снегоходом по горной и пересеченной местности, в условиях резких перепадов температур и вдали от цивилизации. В конце маршрута вы доберетесь до одного из 7 чудес России — загадочных скал Маньпупунер, которые древнее Римского Колизея или Стоунхенджа

.

В ходе экспедиции вы также познакомитесь с культурой русских северных народов:

  • вы познакомитесь с семьей манси, проживающей в глухой уральской тайге, и узнаете больше об их традициях и быте
  • посетить священное для народов манси озеро Турват — по легенде здесь обитает гигантский змей по имени Алпинг-Уй 
  • послушайте легенды о «Скальных образованиях семи сильных мужчин» — название «Маньпупунер» на языке коми означает «Гора идолов»

Вы можете добавить в программу дополнительный день и посетить еще одно загадочное место на Северном Урале — перевал Дятлова

«В первый день мы смотрели карты перед тем, как сесть на снегоходы, а рядом на сотни километров просто ничего не было. Это было просто самое невероятное» — Кит МакДоннел.  Наши туристы из Ирландии добрались до Маньпупунера в Февраль 2018. О своих впечатлениях читайте в нашем блоге о путешествиях

Маршрут

Путешествие начинается в Екатеринбурге, куда вам нужно доехать самостоятельно. Мы готовы помочь с покупкой билетов, при необходимости оставьте комментарий в приложении

 

Рекомендуем вам предусмотреть дополнительные резервные сутки при покупке обратных билетов с учетом непогоды, отказа оборудования и других форс-мажорных ситуаций.

1 день
Прибытие в поселок Вижай

Вас встретят в аэропорту Екатеринбурга, после чего переезд в поселок Вижай (около 10-11 часов).

 

По прибытии на турбазу «Вижай» вас заселят и при желании вы сможете посетить баню (за дополнительную плату). После ужина вы подготовитесь к экспедиции: познакомитесь с командой, обсудите маршрут и подберете снаряжение.

 

Протяженность маршрута около 600 км на автомобиле.

День 2
Начало экспедиции

После завтрака вас ждет инструктаж по безопасному вождению снегохода, а также обучение вождению по пересеченной местности.

 

Затем вы соберете вещи и отправитесь на снегоходах в село Ушма. Это была первая тюрьма открытого типа в СССР, и история этого поселения не знала ни одного побега заключенного. Сейчас здесь проживает несколько семей коренных народов Русского Севера — манси.

 

По пути вы пересечете реки Вижай, Тошемку, Усьминку и Лозьву. Далее маршрут пройдет через дремучую тайгу до туристической базы «Элес-Тур», расположенной на берегу озера Ушминское. Здесь вас ждет горячий ужин и русская баня (за дополнительную плату).

 

Протяженность маршрута 60 км на снегоходах.

День 3
Священное озеро и древние мансийские тропы

Сегодня вы рано встанете, позавтракаете и отправитесь через заснеженную тайгу на север, к месту, где живет мансийский род Самбиндаловых. Их юрта построена в глуши Северного Урала, у священного озера Турват (Альпинг-Уй).

 

В пути вам предстоит пересечь замерзшие реки Ауспия и Лозьва, а также непроходимые летом болота. Вы будете двигаться строго на север по Главному Уральскому хребту, катаясь на снегоходах по лесным дорогам и охотничьим тропам. Вы остановитесь на обед на базе Ильича. Нежилой охотничий дом, расположенный на берегу реки Лозьвы.

 

После обеда вы продолжите путь к реке Мане и выйдете на дорогу, которая раньше называлась Сибиряковским трактом в честь знаменитого северного промышленника, построившего дорогу в конце XIX века для перевозки дешевых Сибирский хлеб из Западной Сибири в Печорский край.

 

Эта дорога тянется к реке Илыч вдоль Югорского перевала через горный массив, который был одним из древних торговых путей манси через Уральские горы. Вечером вы доберетесь до базы геологов, поужинаете и отдохнете. При желании можно сходить в баню (за дополнительную плату).

 

Протяженность маршрута 130 км на снегоходах.

День 4
Плато Маньпупунер

Сегодня вы достигнете плато Маньпупунер и поднимитесь на вершину горы, чтобы увидеть знаменитые каменные столбы. Вы покинете базу рано утром, взяв с собой только ланч-боксы и термосы с чаем. Вы будете двигаться в западном направлении, вверх по течению реки Маня.

 

Обычно тропа в горы проложена и не покрыта снегом, так что маршрут на снегоходах не сложный. Однако в случае сильного снегопада тропу придется пробивать. Вы доедете на снегоходе до дома егерей Печоро-Илычского заповедника, а затем поднимитесь на вершину плато по пешеходной тропе (800 м).

На вершине плато Маньпупунер вы проведете около 2 часов. Здесь вы узнаете об истории «Скальных образований Семи Силачей», сфотографируете таинственные каменные столбы и понаблюдаете за живописными панорамами, открывающимися с вершины плато.

 

Далее вы проедете на снегоходе по Главному Уральскому хребту и далее по реке Мания обратно на базу. В случае отклонения от графика, а также по желанию всех участников экспедиции возможна остановка на ночлег в горном приюте, расположенном в 11 км от плато.

 

Протяженность маршрута 100 км на снегоходах.

День 5
Возвращение на базу Элес-Тур

Утром вы позавтракаете, затем соберете вещи в сани и отправитесь на снегоходах на турбазу «Элес-Тур». Маршрут возвращается к озеру Турват вдоль Главного Уральского хребта в южном направлении. По пути остановка на обед на базе Ильича.

 

Далее вы продолжите движение по замерзшей реке Лозьве, которая начинается в озере на склоне горы Отортен. По прибытии на базу вас ждет праздничный ужин и вы можете поделиться впечатлениями о путешествии. При желании можно посетить баню (за дополнительную плату).

 

При желании можно остаться на базе еще на один день и совершить снегоходный тур на таинственный перевал Дятлова.

 

Протяженность маршрута около 200 км на снегоходах.

День 6
Завершение экспедиции

После завтрака вы соберете вещи и отправитесь на снегоходах в поселок Вижай — конечный пункт экспедиции. По приезду на место вы отдадите снаряжение и сделаете совместное фото на память.

 

После обеда выезд на машине в Ивдель. Прибытие в город после 21:00, размещение в гостинице и ужин (за дополнительную плату).

 

Протяженность маршрута около 60 км на снегоходах, 120 км на автомобиле.

День 7
Выезд в Москву

После завтрака вас отвезут в Екатеринбург для вылета домой.

Урал

Легенды манси

Сложность

Возраст

15 лет

Размер группы

от 4 до 12 человек

Продолжительность

7 дней

Проживание во время поездки

5 ночей

1 ночь

4 Языки

2
гид

Проживание во время путешествия

Первую ночь экспедиции вы проведете в теплом гостевом доме на турбазе «Вижай» . Он находится в самом отдаленном поселке Свердловской области. Вы разместитесь в уютных домиках. На базе есть столовая и русская баня.

 

На второй и пятый дни вы будете проживать на турбазе «Элес-Тур» , которая расположена на берегу озера Умшинское в очень труднодоступном районе Северного Урала. Вас разместят в отдельных рубленных мансийских традиционных избах с русской печью (туалеты на улице). Также на базе есть баня и столовая.

 

Третью и четвертую ночь вы проведете на базе геологов . База золотоискателей, расположенная на берегу реки Мания. Вы будете жить в деревянных домиках простого комфорта, отапливаемых печкой. Здесь же можно посетить русскую баню. Последнюю ночь перед вылетом вы проведете в гостинице в Ивделе (номер эконом-класса).

туристическая база «Элес-Тур»

туристическая база «Элес-Тур»

туристическая база «Элес-Тур»

туристическая база «Элес-Тур»

+3

туристическая база «Элес-Тур»

туристическая база «Элес-Тур»

туристическая база «Элес-Тур»

Туристическая база «Элес-Тур»

Общие вопросы

+
Максимизировать


Свести к минимуму

Кто будет моим гидом +

Во время экспедиции Вас будут сопровождать квалифицированные специалисты: руководитель группы (опытный гид и механик) и профессиональный повар. По желанию можно заказать услуги местного гида, представителя народов манси, который расскажет о древних сказках и легендах, покажет потаенные манси тропы и святилища.

Питание +

В стоимость тура включено трехразовое питание, кроме ужина в 6-й день и завтрака в 7-й день. Дополнительное меню от шеф-повара предоставляется по запросу группы за дополнительную плату.

Какое оборудование предоставляется +

Вы будете управлять утилитарными и туристическими снегоходами Yamaha Viking III/IV, Polaris Wide Track. За дополнительную плату вы можете выбрать более маневренные и скоростные снегоходы BRP SKI-DOO Tundra, BRP SKI-DOO Scandic, Arctic Cat.

 

Каждый участник экспедиции обеспечен всем необходимым снаряжением и снаряжением: каски, генераторы, спутниковые телефоны, навигаторы, рации, бензопилы, палатки, спальники, санки и другое необходимое снаряжение, в том числе полевая кухня с посудой и кухонными принадлежностями .

 

Спутниковые телефоны Thuraya доступны для участников экспедиции. Связь осуществляется с помощью собственных сим-карт.

Можно ли участвовать +

Для участия в экспедиции необходимо быть в хорошей физической форме и уметь водить снегоход, преодолевать трудности и работать в команде, а также быть стрессоустойчивым и не иметь медицинских противопоказания к физической нагрузке.

 

Вам предстоит преодолеть до 500 километров снежной ледяной пустыни в условиях сильных морозов со средней температурой -19° до -23°C, а продолжительность светового дня всего 5-6 часов. Вы попробуете экстремальное катание на снегоходах по пересеченной и гористой местности.

Какая будет погода +

Северный Урал — суровый северный край России. Маршрут экспедиции проходит в гористой местности, поэтому участники должны быть готовы к контрасту дневных и ночных температур. В зависимости от месяца дневная температура обычно держится в пределах -10-20°С, а ночью в горах температура может опускаться до -40°С. Также возможны сильные снегопады и снежные заносы.

Бронирование

Урал

Легенды манси

Сложность

Возраст

от 15 лет

Размер группы

от 4 до 12 человек

Продолжительность

7 дней

Проживание во время поездки

5 ночей

1 ночь

4 Языки

2
гид

1 990 EUR

Что включено в цену:

  • проживание по программе

  • трехразовое питание (кроме обеда в 6-й день и завтрака в 7-й день)

  • Аренда снегохода (двухместного, возможна полная масса до 125-130 кг)

  • прокат санок и группового снаряжения (палатки, бензопила, спутниковые телефоны, генератор, рации и др.), топливо

  • перевозка снегоходов, продовольствия, топлива и других боеприпасов к месту старта и обратно

  • медицинское страхование

  • служба гида

  • Вход в Печоро-Илычский заповедник

Доплата:

  • авиаперелет до Екатеринбурга

  • Стоимость аренды одноместного снегохода (+530 ЕВРО с человека)

  • трансфер из Екатеринбурга в поселок Вижай и из Ивделя в Екатеринбург (+365 ЕВРО за группу до 4 человек)

  • баня (2 часа) на турбазе «Вижай» +50 ЕВРО, на базе «Элес-Тур» +60 ЕВРО (для группы до 6 человек)

  • факультативный день для посещения перевала Дятлова с ночевкой на турбазе «Элес-Тур»: +165 ЕВРО (2 человека на снегоходе), +280 ЕВРО (1 человек на снегоходе)

  • дополнительное меню от шеф-повара (по желанию)

  • услуги переводчика (+500 ЕВРО, если вы единственный иностранный турист в группе)

В цене:

Включено
Доплата

  • проживание по программе

  • трехразовое питание (кроме обеда в 6-й день и завтрака в 7-й день)

  • Аренда снегохода (двухместного, возможна полная масса до 125-130 кг)

  • прокат санок и группового снаряжения (палатки, бензопила, спутниковые телефоны, генератор, рации и др.