Мансийские болваны: Мансийские Болваны — dennisfox — LiveJournal

Мансийские Болваны — dennisfox — LiveJournal

Мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель. Ведь эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.

  Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер». Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 16-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.

Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями. Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?

Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов. А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.

В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».

Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.

Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического. Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».

Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».

Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:

— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.

Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:

— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.

У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).

   По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

   Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

   Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера. Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера,  и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.

Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена). Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер,  относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.

Ну и еще о легендах …

Легенда о Золотой Бабе.

С давних времен существует легенда о Золотой Бабе, которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)

Мансийские предания.

Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.

Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.

Старожильческое русское население и  былины.

Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

Урал — место зарождения цивилизации?

По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.

   Маньпупунер до недавнего времени было популярно лишь среди поклонников спортивного туризма, географов и геологов. Из-за труднодоступности добраться до столбов могут лишь подготовленные туристы. Добираться до плато проще всего зимой, на лыжах, когда бездорожье и болота замерзли и занесены снегом. Кроме того зимой нет комаров и мошкары, коих пруд пруди в летние и осенние месяцы.

Просто так на плато не попасть, так как оно находится на территории заповедника, с работниками которого придется согласовывать маршрут. При сильной жаре и засухе заповедник может быть закрыт для посещений во избежание возникновения лесных пожаров.

Как добраться?

До Троицко-Печорска добраться можно из Сыктывкара или Ухты поездом или маршрутным транспортом. Далее идет водный путь — плыть по Илычу около 200 км до кордона Усть-Ляга, от которого начинается пешая часть маршрута. Самый быстрый путь — вертолетом.

Карта пешей части маршрута до Маньпупунер

   Более подробно весь маршрут (от Москвы до плато) расписан здесь.

Ссылки:
http://slav-radio.ru/novosti/nepoznanoe/mansiiskie-bolvany.html
http://rusmystery.ru/manpupuner/

Tags: Мегалиты, Россия

Мансийские болваны. Что это ?

Путешествия

Мансийские болваны. Одним из великолепных и изумительных чудес света можно назвать Столбы выветривания, именуемые Мансийскими болванами (останцы). Существует  семь мансийских столбов. Из них 6 гаромнично выстроились в ряд совсем рядом с краем обрыва.

И немного в стороне стоит другой оставшийся столб, больше напоминающий огромную бутылку, которая перевёрнута вверх дном. Впечатляет и их высота. Какие-то столбы достигают 30 метров, какие-то имеют высоту и более 40 метров. Их причудливая и удивительная форма напоминают то головы каких-то животных, то загадочные очертания людей. Поэтому неудивительно, что в давние годы манси так рьяно поклонялись и обожествляли громадные и невероятные каменные изваяния.

Мансийские болваны  ( Столбы выветривания или  Маньпупунёр ) фото 
Такой уникальный природный чудо-памятник расположен на плато под названием Мань-Пупу-Нер, что в Республике Коми. Если перевести названия плато с языка аборигенов, то это будет значить что-то «Малой горы идолов». Где-то 2 000 000 лет назад здесь располагались высокие горы. Но по прошествии лет ветер, природные осадки, а также колебания температуры зимой и летом потихоньку, но верно разрушали находящиеся здесь мягкие породы. А вот твёрдые породы за счёт своих свойств разрушались в меньшей степени, поэтому-то и дожили до сегодняшних дней. Очень впечатляюще столбы смотрятся зимой, когда они выглядят совершенно хрустальными и белыми, а также в туман, когда свозь дымку вырисовывается что-то невообразимо божественное. Зрелище, конечно, бесподобное и завораживающее. Естественно данные столбы служат (и уже давно) объектом различных и невероятных легенд.

Мансийские болваны. Как добраться ?

Непросто сюда и попасть. Чтобы очутиться на этом плато нужно 3 часа лететь из Сыктывкара на вертолёте. Другой путь, на который придётся, как минимум, потратить почти неделю, это первоначально нужно будет доехать на автомобиле до Троица-Печорска и посёлка Якша, затем доплыть на моторной лодке, а далее дойти пешком примерно 40 км. Так что терпения, силы воли и средств, чтобы добраться до этого уникального чуда может хватить не всем. Но стоит отметить, что дорога на плато изумительно и на редкость красивая, особенно это видно из вертолёта.

Многим, кому всё же удавалось побывать вблизи их, отмечали, что испытывали какое-то неуловимое чувство страха и что, когда очень к ним близко подходишь, чувствуется, что они как бы гудят, словно, переговариваются с собой. Таким образом, Мансийские столбы, расположившиеся на совершенно огромных просторах, являются очень величественным местом.

Видео Поход к Мансийским болванам ( гора Мань- Пупу- нёр Троицко-Печорский район республики Коми )

Закладка.

MANSI 100% Твердый крем для груди Полностью натуральная форма и красота для женщин — Цена в Индии, Купить MANSI 100% Твердый крем для груди Полностью естественная форма и красота для женщин онлайн в Индии, Обзоры, рейтинги и особенности

Красота и уход

Тело & Уход за кожей лица

Уход за телом и лицом

Тоник MANSI

MANSI 100% Твердый крем для груди All Natural shape and beauty for Women (75,2 г)

Будьте первым, кто оставит отзыв об этом продукте

₹500

850 ₹

Скидка 41%

Доступные предложения

  • Партнерское предложениеПодпишитесь на Flipkart Оплатите позже и получите подарочную карту Flipkart на сумму до 500 ₹* Мебель

    Узнать больше

  • Банковское предложение5% Cashback на Flipkart Банковская карта Axis

    T&C

  • Доставка

    Чек

    Введите пин-код

    Подробнее

    909010 Highlights 3

    00044

  • Тип кожи: все типы кожи, чувствительная кожа
  • Применяется для: Тонирование кожи
  • Идеально для: Женщины
  • Органический тип: травяной
  • Paraben Бесплатно: Да
  • Сервис

    Продавец

    Premium

    Service

    Продавец

    Premium

    Продавец

    .

  • См. других продавцов

  • Описание

    Массажный крем-тоник для груди Mansi нанесите на грудь круговыми движениями, уделяя особое внимание низу и внешней области груди кончиками пальцев. Массируйте около 15-20 минут утром и вечером для достижения оптимальных результатов.

    Read More

    Specifications

    In The Box

    • 1 toner

    General Traits + Toner Type

    0086

    Ideal For
    • Women
    Тип контейнера
    • Банка
    Количество
    • 75,2 г
    • Тип

    90 90 9086

    • Cream
    Organic
    • Yes
    Organic Type
    • Herbal
    Maximum Shelf Life
    • 36 Months
    Без парабенов
    • Да

    Свойства тонера

    Тип кожи
    • Все типы кожи, чувствительная кожа
    нанесена для
    • Тонирование кожи

    часто покупаются вместе

    MANSI 100% SOLID LOAD FOR FOR WAO WOTRAL WOTING WATIN WATING WOTING WOTING WOTING WOTING WAO 9003

    MANSI 100% SOLT LOAD SARTING WO WOTINAL WOTING WAO

    MANSI 100% SOLID LOADSI 100% SOLID SARTSI 100% SOLID SARTSI 100%.

    ₹ 500

    ₹ 850

    41% скидка

    7 дней. из 3 …

    4,8

    (6)

    1 Пункт

    ₹ 500

    2 Дополнения

    ₹ 570

    Всего

    ₹ 1 070

    Оценки нет

    имеют дураки относительно этого продукта?

    Безопасные и надежные платежи. Легкий возврат. 100% подлинные продукты.

    Д-р Манси Чоухан — Хирург-онколог

    Д-р Манси Чоухан — Хирург-онколог | Больница CK Birla

    Перезвоните сейчас WhatsApp Перезвоните

    MBBS, MS (общая хирургия), FIAGES, международный научный сотрудник IFHNOS-MSKCC (Нью-Йорк), стипендия по хирургии груди (Париж)

    Познакомьтесь с доктором

    ВРЕМЯ ПРИЕМА
    • Понедельник 09:00–17:00
    • Вторник 09:00–17:00
    • Среда 09:002–09:02 Четверг 9:002 – 17:00
    • Пятница 09:00 – 17:00
    • Суббота 09:00 – 17:00

    Д-р Манси Чоухан является опытным хирургом-онкологом с опытом работы более 11 лет и награжден премией золотая медаль после окончания учебы. Она является экспертом в области онкопластики молочной железы, хирургии головы и шеи и реконструктивных процедур. Доктор Манси имеет опыт работы более 11 лет и ранее работал с некоторыми из лучших больниц в регионе Дели-NCR, включая Fortis Healthcare (Дели и Гургаон), больницу Артемиды (Гургаон), больницу Парас (Гургаон) и Азиатский медицинский институт. наук (Фаридабад).

     

    Areas of interest

    Areas of interest

    • Breast Conservation Surgery
    • Oncoplastic Breast Reconstruction
    • Sentinel Lymph Node Biopsy
    • Image-Guided Procedures
    • Modified Radical Mastectomy
    • Head- Neck Surgery
    • Oral Cancers
    • Опухоли щитовидной железы и околоушной железы
    • Скрининг рака молочной железы и генетика
    • Уплотнения молочной железы и доброкачественные заболевания молочной железы

    Conditions treated

    Conditions treated

    • Pancreatic cancer
    • Liver cancer
    • Breast cancer
    • Multiple myeloma
    • Ovary cancer
    • Bone tumour
    • Lung cancer
    • Sarcoma
    • Colorectal cancer
    • Gynecologic cancer

    Образование и обучение

    Образование и обучение

    • MBBS Медицинского колледжа MGM, Индаур
    • Магистр общей хирургии Медицинского колледжа MGM, Индор
    • Стипендия по хирургии молочной железы Парижского центра груди
    • Глобальная стипендия головы и шеи IFHNOS онкологического центра Memorial Sloan Kettering, Нью-Йорк
    • Программа подготовки специалистов Онкопластика груди, UEA, Норидж , Великобритания
    • Член Индийской ассоциации гастроэндоскопических хирургов (FIAGES)
    • Наблюдение Отделение молочной железы в Мемориальной больнице Тата, Мумбаи

    Отзывы пациентов

    Отзывы пациентов

    Доктор Манси Чоухан — блестящий врач.