Маковский Константин Егорович [1839—1915]. Маковский константин егорович


Константин Маковский: картины, биография художника

 

Константин Егорович Маковский (1839-1915)

Константин Егорович Маковский был художником исключительного таланта и многогранного мастерства.

Когда на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он показал свое огромное полотно «Минин», вызвавшее разноречивые толки, А. М. Горький счел нужным заявить в печати: «...Живая вещь, крупный исторический жанр, интересный и очень красивый». И. Е. Репин считал Константина Маковского «истошным художникам» и писал: «По-своему он был мне симпатичен, как цельная натура, как мастер своего дела, достаточно оцененный своей страной». И даже А. Н. Бенуа, обычно подходивший к живописи с иных позиций, чем Репин, говорил: «Попробуйте «открыть» Маковского, и я уверяю вас, вам это удастся, вы вдруг неожиданно для се­бя увидите, что перед вами исключительно мастерские про­изведения живописи, и мало того, — произведения, не ли­шенные поэзии», А далее Бенуа признавался, что балет «Петрушка», созданный Стравинским и им, «как бы вышел из картины Маковского «Балаганы».

 

 Константин Маковский вырос в семье, жившей интереса­ми искусства: его отец, братья и сестра были также худож­никами. Он занимался сначала в Московском Училище жи­вописи и ваяния под руководством М. И. Скотти и С. К. Зарянко, а затем в Петербургской академии художеств. Увле­ченный идеями демократического искусства, он стал чле­ном Художественной артели, организованной по инициати­ве И. Н. Крамского, но вскоре покинул ее.

В первый период своей творческой деятельности К. Ма­ковский создает глубоко правдивые жанровые произведе­ния: «Балаганы на Адмиралтейской площади», «Крестьян­ский обед во время жатвы» (1871), «Похороны в деревне» (1872), «Дети, бегущие от грозы» (1872). Интересны написанные им портреты людей искусства и науки. Так, например, о портрете артиста О. А. Петрова, работы К. Маковского, В. В. Стасов писал: «Этот портрет— один из самых лучших портретов русской школы как по необык­новенному сходству, так и по блестящему колориту своему».

В 1876 году, будучи уже в зените славы, К. Маковский совершил поездку в Болгарию, Сербию, Египет. В результа­те этого путешествия он создал ряд картин и этюдов, кото­рые сразу были причислены к лучшим его работам («Пере­несение священного ковра в Каире», 1876; «Болгарские му­ченики», 1876 и др.) Являясь одним из организаторов и активных участников Товарищества передвижных выставок, К. Маковский вкладывал немалые средства в это передовое начинание. На одной из выставок Товарищества художник экспонировал картину «Алексеич» (1882), которая по праву вошла в золотой фонд русской живописи.

В дни процесса «по делу 1-го марта 1881 года» К. Маков­ский присутствовал в зале суда и заполнил набросками це­лый альбом. На основе этих набросков художник обратился к созданию композиции «Выступление Желябова на про­цессе первомартовцев». Работу Маковского над этим сюже­том следует расценивать как акт гражданского мужества, ибо в период свирепой реакции, начавшейся после убийства Александра II, было опасно не только писать произведение, героем которого был «цареубийца», но даже хранить аль­бом с натурными портретами «первомартовцев».

В 80-е — 90-е годы К. Маковский создает ряд больших исторических полотен. Обращаясь в них к эпохе боярской Руси XVII века, художник однако, отказывается от ее оценки и, как заметил один из его современников, «переносится в быт наших предков —не в темном, а в от­радном его проявлении». Эффектные, полные внешней за­нимательности исторические картины К. Маковского име­ли колоссальный успех не только у себя на родине, но и за границей («Боярский свадебный пир XVII столетия», 1883; «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», 1887; «Поцелуйный обряд», 1895 и др.).

Бесспорной творческой удачей К. Маковского в области исторической живописи явилась картина «Минин на Ниже­городской площади». Глядя на это огромное полотно, во­скрешающее героическое прошлое русской земли, невоз­можно говорить о творческом упадке художника. Сам К. Маковский сознавал, что свой большой талант он использовал далеко не полностью. Вот что писал художник в автобиографии, появившейся (в 1910 году в связи с 50-ле­тнем его творческой деятельности: «Я не зарыл своего, бо­гом данного, таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

Маковский написал великое множество картин, но все они рассеяны по разным собраниям.

Картины Маковского

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Франса Халса (1581/85-1666) Автопортрет Всю свою жизнь — практически безвыездно — Ф...

    2018-08-31

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Маковский Константин Егорович

Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (1898).

Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е. И. Маковского. Старший брат художника Владимира Маковского.

Учился в МУЖВЗ (1851-58) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858).

Один из участников "бунта четырнадцати" (Крамской, Корзухин, Лемох, Вениг, Григорьев и др.), Константин Маковский в 1863 г. покинул Академию художеств, став одним из членов Артели художников , а затем входил в состав Товарищества передвижников (см. художники передвижники).

Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни ("Селедочница" 1867 г., "Балаганы на Адмиралтейской площади" 1869 г., обе картины в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г, частное собрание).

Поворотным моментом в творчестве художника можно считать путешествие в Египет и Сербию ( середина 1870-х гг.). После этого события Маковский начал всё больше склоняться к академизму ("Возвращение священного ковра из Мекки в Каир", 1876, Русский музей).

В 1883 году состоялся окончательный разрыв с передвижниками. С этого момента писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, "Поцелуйный обряд", 1895, - оба в Русском музее; "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного", Иркутский областной художественный музей). Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.

Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.

Детские образы в творчестве Константина Маковского

webstarco.narod.ru

Маковский Константин Егорович, арт галерея живописи. Страница get.

Маковский Константин егорович (1839-1915), русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма.

Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 в семье Е.И.Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Брат художника В.Е.Маковского. Учился в МУЖВЗ (1851-1858), где главным его наставником был С.К.Зарянко, а также в Академии художеств (1858-1863). Участник "бунта четырнадцати", был одним из членов-учредителей "Товарищества передвижников" (1870), однако с 1883 выставлял свои вещи самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению и к "передвижникам", и к Академии. В 1876 посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Жил и работал в Петербурге, Москве и Париже.

Получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова (1862), решенную всецело в русле романтического историзма. Написал немало сентиментальных типажей и сценок из "народного быта", в том числе популярных Детей, бегущих от грозы (1872) и трогательный образ старого слуги Алексеича (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета (Оперный певец О.А.Петров, 1870; все — в Третьяковской галерее). Однако подлинный авторитет завоевал полотном Балаганы на Адмиралтейской площади (1869, Русский музей), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от "злобы дня" темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию "салонного художника", наглядным укором которому как бы служил его более политически ангажированный младший брат. Однако на деле искусство мастера было (подобно искусству "салонного" Х.Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же "режиссерского" дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец.

Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне Возвращение священного ковра из Мекки в Каир (1876, там же). В 1880-1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных "боярских пиров" и "свадеб", которые имели шумный успех за рубежом (Поцелуйный обряд, 1895, Русский музей; и др.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно Минин на Нижегородской площади (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне (ныне — в городском Дворце Труда). В поздний период пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы.

Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролетка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 (30) сентября 1915.

paintingart.ru

Маковский Константин Егорович, арт галерея живописи. Страница get.

Маковский Константин егорович (1839-1915), русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма.

Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 в семье Е.И.Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Брат художника В.Е.Маковского. Учился в МУЖВЗ (1851-1858), где главным его наставником был С.К.Зарянко, а также в Академии художеств (1858-1863). Участник "бунта четырнадцати", был одним из членов-учредителей "Товарищества передвижников" (1870), однако с 1883 выставлял свои вещи самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению и к "передвижникам", и к Академии. В 1876 посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Жил и работал в Петербурге, Москве и Париже.

Получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова (1862), решенную всецело в русле романтического историзма. Написал немало сентиментальных типажей и сценок из "народного быта", в том числе популярных Детей, бегущих от грозы (1872) и трогательный образ старого слуги Алексеича (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета (Оперный певец О.А.Петров, 1870; все — в Третьяковской галерее). Однако подлинный авторитет завоевал полотном Балаганы на Адмиралтейской площади (1869, Русский музей), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от "злобы дня" темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию "салонного художника", наглядным укором которому как бы служил его более политически ангажированный младший брат. Однако на деле искусство мастера было (подобно искусству "салонного" Х.Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же "режиссерского" дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец.

Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне Возвращение священного ковра из Мекки в Каир (1876, там же). В 1880-1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных "боярских пиров" и "свадеб", которые имели шумный успех за рубежом (Поцелуйный обряд, 1895, Русский музей; и др.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно Минин на Нижегородской площади (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне (ныне — в городском Дворце Труда). В поздний период пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы.

Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролетка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 (30) сентября 1915.

paintingart.ru

Константин Егорович Маковский

il_ducess — 19.02.2010 Не могу смолчать!!!Вот тут в комментах к моему посту сегодня, весьма уважаемый мною av4 назвал К. Маковского земляным червяком "средненьким" и сказал что "В очередной раз убедился в беспомощности Маковского - ни композиции, ни цвета, все рыхлое и никакое. В данном случае полностью согласен с Александром Бенуа, для которого братья Маковские олицетворяли самые унылые (в смысле искусства и таланта)стороны передвижничества."

Так вот заявляю я при всем моем уважении к Александру Бенуа(а он действительно презрительно относился к таланту Маковского) я заявляю, что

Контстантин Маковский очень талантливый художник!!!

И подкрепляю своё заявление показом его работ:

Семейный портрет. 1882г.Константин Егорович Маковский родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей МУЖВЗ. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата Владимира с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками.

портрет отца Е.И.Маковского. 1856 ( это он в 17 лет написал).

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом. Их называли в истории Академии бунтом 14 ти.

«Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862)

Он был одним из основателей Товарищества передвижных художников.В тот период он писал картины из повседневной жизни.Швея. 1861

Селедочница. 1867

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х

Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской. 1881

она же 1890-е

Автопортрет 1860.

Я люблю очень этот из ТретьяковкиПортрет В.А.Морозовой. 1884

Портрет детей художника. 1882

Портрет Марии Михайловны Волконской. 1905 Национальный музей Грузии, Тбилиси

Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, он приобретает старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использует в своих картинах, так что помещения, где он работает, напоминают музей.Портрет сына в мастерской. 1882, где как раз изображены помещение и предметы, которые описаны Сергеем Маковским, а также он сам — четырехлетний малыш, который, вскарабкавшись на старинное кресло, покрытое нарядной, расшитой узорами тканью, тайком тянется к блюду с фруктами. Огромный рыжий пес мирно дремлет на роскошном ковре, охраняя «маленького вора».

его же знаменитый, какая она здесь хорошаяПортрет императрицы Марии Федоровны

Портрет графини С.Л.Строгановой. 1864

Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьева-Амурского. 1863

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879

Портрет Александра II. 1881

Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881

Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей".

Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882

В мастерской художника. 1881

Тематическая связь картин Маковского с русской историей, поиски в них художественно-образных средств для выражения национального колорита, в определенном смысле предвосхитивших достижения отечественных живописцев конца ХIХ века, дают основание говорить об особом феномене творчества Константина Маковского. В его формировании значительная роль собрания художника неоспорима. Для исторического живописца изначально такое собирательство было вызвано насущной необходимостью. Вместе с тем стремление к точности исторических и этнографических деталей совмещалось с фантазией и богатым воображением художника, что придавало его полотнам особую поэтичность. Это сразу отметили современники в связи с появлением в 1883 году нового произведения Маковского «Боярский свадебный пир XVII века», отмечая высокое живописное мастерство художника в изображении картинных аксессуаров, поэтическое видение мира и одновременно подчеркивая их документальную достоверность.

Дети, бегущие от грозы. 1872

Боярыня у окна. 1885

Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. 1890-ые

Боярский свадебный пир в XVII веке 1883

В русской истории Маковского прежде всего привлекал XVII век — самый декоративный, бытовой, ритуальный, — особенно эпоха царя Алексея Михайловича. Быт этого времени был особенно интересен, и к тому же хорошо изучен. Взгляды художника на отечественное прошлое явно совпадали со взглядами И.Е.Забелина, считавшего, что история народа — это история народных представлений, запечатленных в быту и культуре. Полотна Маковского отличает именно такое отношение к истории и к собирательству.

Святочные гадания.1890-ые

Алексеич. 1881

Боярышня у окна. 1890-е

Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова. 1883

У околицы.

В середине 1870-х годов он ездил в Сербию и в Египед. Он привез оттуда массу впечатлений и работ.Египтянка с ребенком. 1875

Араб в чалме. 1882

В Каирской кофейне. 1872

Болгарские мученицы. 1877

Дервиши в Каире. 1875

Под венец. 1884

Цветы. 1884

Как буйно, красочно как писал, так же он и жил. Был три раза женат.В ноябре 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга. Это был очень счастливый брак, но в 1873 г. Елена умерла от чахотки.

В 1875 году Маковский вступил во второй брак с Юлией Павловной Летковой. «ангел неизреченной красоты», по словам И.Е. Репина была очень молоденькой. Всего 16 лет. Она чудесно пела. У нее было сопрано.К.Е. Маковский в 1898 году развелся с Юлией Павловной и вступил в третий брак – с Марией Алексеевной Матавтиной, которая к тому времени уже родила художнику троих детей.

За чаем. 1914

Боярышня.

Чарка меду. Начало 1880-х годов. Частное собрание

Совершенно импрессионистическая работаОбнаженная в черных чулках. 1890-ые

Я нашла несколько его работ на антикварных сайтах. Они продаются.Женский портрет

Портрет Раисовой.

Ну и конечно, мой любимыйКнягиня Зинаида Юсупова в русском костюме 1900-1910

Так что не надо говорить, что он средний и никакой.По-больше бы теперь таких никаких:)

UPD правда, когда его в таком количестве посмотришь, хочется чего-нить солененького, слишком сладко:)

Источники:http://www.rodon.org/art-080804195400http://bibliotekar.ru/kMak/index.htmhttp://www.artsait.ru/art/m/makovskyK/art1.php

yablor.ru

Маковский Константин Егорович - Биография :: Артпоиск

Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года. Отец будущего художника, Егор Иванович, был художником-любителем. При его участии в Москве был открыт первый натурный класс, впоследствии превратившийся в Московское училище живописи и ваяния. В доме Маковских постоянно бывали художники, артисты, писатели, в том числе К. Брюллов и В. Тропинин. Егор Иванович привил всем своим детям любовь к искусству. Дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, все стали художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу", — писал К.Маковский. 

Когда Константину было двенадцать лет, он поступил в Московское училище живописи и ваяния. Академия художеств в 1857 году присудила ему за этюд с натуры малую серебряную медаль. Юношу считают подающим большие надежды. В 1858 году Маковский по настоянию отца едет в Петербург и поступает в Академию художеств. В 1860 году на выставке в Академии художник представил картину "Исцеление слепых Христом после изгнания торговцев из храма", а через год — программную картину "Харон перевозит души через Стикс". Эти работы Маковский представлял на Малую золотую медаль, но не получил ее. Зато следующая его картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» была отмечена этой наградой, и Маковского допустили к конкурсу на Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу за счёт Академии. Но в 1863 году произошёл знаменитый "бунт четырнадцати": четырнадцать соискателей на Большую золотую медаль во главе с И. Крамским демонстративно покинули Академию, отказавшись писать программную работу на заданную Советом Академии тему "Пир в Вальгалле". Академисты потребовали, чтобы им позволили самим выбирать тему для картин, но их просьбу Совет с негодованием отклонил, и художники, в том числе Маковский, вышли из Академии, получив только лишь звание классного художника второй степени по исторической и портретной живописи.

Сразу после этого Маковский вступил в организованную И. Крамским Артель художников, но состоял в ней недолго. Будучи ещё в  Академии, он написал за один сеанс портрет Александра II для русского посольства в Лондоне, и этим завоевал определённую известность. Внимание к молодому художнику со стороны императора способствовало быстрому успеху его работ. На Маковского посыпались заказы на портреты. Он делает огромное количество заказных портретов людей, приближённых к императору — графа Н.Н. Муравьева-Амурского, графа В.А. Адлерберга, герцога Н.М. Лейхтенбергского и др. Маковский становится одним из самых популярных в России портретистов, мастером светского заказного портрета. Сам художник с лёгкой иронией писал об этом периоде своего творчества: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей". 

В 1866 году Маковский женится на артистке драматической труппы Императорских театров Е.Т. Бурковой. В их доме собираются известные музыканты, певцы, композиторы содружества «Могучая кучка». Маковский с увлечением пишет сценки из жизни простонародья — «Швея» (1861), "Селёдочница" (1867, ГРМ), «Вдовушка» (1865, ГРМ), «Разговоры по хозяйству», «Маленькие шарманщики у забора зимой» (1868, частное собрание). Эти произведения, хотя вроде бы и изображают жизнь, имеют явственный налёт сентиментальной красивости. Маковский вырабатывает собственный стиль изображения идеального типа человека из народа, что особенно проявляется в изображении женских и детских головок. В 1867 году за картины "Селёдочница", "Бедные дети" и несколько портретов Маковский получает звание академика. 

Лучшей картиной раннего периода признана "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869, ГРМ). Художник удостоился за неё звания профессора Академии. Её отправили в 1872 году на Всемирную выставку в Лондон, где она имела большой успех.

В последующее десятилетие Маковский принимает активное участие в жизни Товарищества передвижных выставок. Он пишет в основном картины бытового жанра: "Дети, бегущие от грозы" (1872, ГТГ), "Деревенские похороны" (1873, у К. Солдатенкова в Москве). 

В 1876 году Маковский едет в Египет, а после посещает Сербию и Болгарию. Пёстрый быт восточного Каира очаровывает художника. Он создаёт множество красивых этюдов и зарисовок по этой теме. Итог поездки - два больших полотна "Перенесение священного ковра в Каире" (1875, Государственная картинная галерея Армении) и "Болгарские мученицы" (1876, Государственный художественный музей БССР). "Болгарские мученицы" признана лучшей картиной художника. Картина освещает события русско - турецкой войны.

В 80 - 90-е годы Маковский отошел от передвижников и стал устраивать свои персональные выставки. Он создаёт ряд исторических картин из жизни боярской Руси XVII века. В них он с большой любовью подробно воссоздаёт яркий быт, костюмы того времени, утварь, и благодаря этому его произведения пользуются большим успехом как в России, так и на международных выставках. В 1883 году он выставляет картину "Боярский свадебный пир в XVII столетии", которая была вскоре куплена в Америку. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины "Смерть Ивана Грозного" (1888), "Суд Париса" и "Демон и Тамара" получил золотую медаль I класса. Иностранным коллекционерам полюбились работы Маковского на древнерусскую тему с их экзотическим пёстрым антуражем.

Кульминацией в жанре исторической живописи художника стала огромная картина "Минин на Нижегородской площади". Несмотря на немолодой уже возраст, художник с юношеской энергией работает над полотном, делает много эскизов, проводит археологические изыскания. Картина была написана для Нижегородской всероссийской выставки 1896 года и передана в дар городу. 

В 1915 году художник стал жертвой несчастного случая: пролётка, в которой он ехал, столкнулась с трамваем. К. Маковский скончался в Петербурге и погребён в Александро-Невской лавре.

artpoisk.info

Маковский Константин Егорович - это... Что такое Маковский Константин Егорович?

        (2 июля (20 июня) 1839—30 (17) сентября 1915) — известный российский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.         

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».         

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.         

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.         

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.         

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.         

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.         

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.         

Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».

У околицы.

К. Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы". 1872. Третьяковская галерея. Москва.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862.

Боярышня.

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896.

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Под венец

Портрет детей художника. 1882.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III.

Портрет Марии Михайловны Волконской.

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879 (Музей Гвардии, Санкт-Петербург)

Поцелуйный обряд

Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883.

Святочные гадания

Тамара и демон

Харон перевозит души умерших через реку Стикс

Болгарские мученницы. 1877

Боярыня у окна. 1885

Девушка в костюме Флоры

Жница. 1871

Крестьянский обед в поле

Портрет Александра II. 1881

Русская красавица

Литература: Л. И. Помыткина, К. Маковский. Воззвание Минина. Альбом, Горький, 1978.

dic.academic.ru