М п лазарев доклад: ЛАЗАРЕВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

Лазарев Михаил Петрович — презентация, доклад, проект

Слайд 1

Описание слайда:




Лазарев
Михаил Петрович
Адмирал, флотоводец, ученый, дипломат, мореплаватель, совершил 3 кругосветных путешествия вокруг света, открыл Антарктиду.



Слайд 2

Описание слайда:




Семья Лазарева М.П.
Родился Лазарев М.П. в древнем русском городе Владимире 3 ноября 1788 года и провел здесь детские годы.
В метрической книге Знаменской церкви г. Владимира за 1788 год, в первой ее части, где велась запись родившихся детей, значится: «В ноябре 3 числа у Владимирского наместнического правления правящего губернаторскую должность статского советника генерал-поручика и кавалера Петра Гавриловича Лазарева родился сын Михаил».
Матерью будущего флотоводца была Анна Андреевна Лазарева, урожденная Чагина.


Слайд 3

Описание слайда:




Петр Гаврилович Лазарев – владимирский гражданский губернатор с 1788 по 1797 год
По указу Екатерины II все города должны были иметь план регулярной застройки. Для города Владимира такой план был утвержден в 1781 году. А претворять его в жизнь пришлось губернатору Петру Лазареву.
Ко времени его приезда во Владимир все строения в городе, кроме соборов и церквей, были деревянными, даже дома губернатора и генерал-губернатора


Слайд 4

Описание слайда:





Семья Лазаревых жила в ветхом деревянном особняке на высоком земляном валу (ныне Манежный тупик), после обследования дом был признан негодным для проживания и «неспособном к ремонту».


Слайд 5

Описание слайда:





Задумал Петр Гаврилович на главной улице города, которую велено было застроить каменными домами, также построить несколько каменных домов для Приказа общественного призрения, а не для себя лично.
Владимирские Торговые ряды существуют и сейчас, но не все знают, что построены они, были при губернаторе П.Г. Лазареве, его стараниями и заботами.


Слайд 6

Описание слайда:





После смерти П.Г. Лазарева в 1800 г.<number> в семье осталось четыре сына: Андрей, Михаил, Алексей, Павел и дочь Вера. Перед смертью Петр Гаврилович попросил позаботиться о них друга молодости, с которым вместе учился в 1740-е годы в Казанской гимназии, поэта Гавриила Романовича Державина. У того не было своих детей. Лазаревы стали для него как родные.
Императорским указом от 25 января 1800 года мальчиков зачислили в Петербургский морской кадетский корпус.
После экзаменов 19 мая 1803 года гардемарин Михаил Лазарев оказался в числе лучших.


Слайд 7

Описание слайда:





Михаил и Алексей окончили морской кадетский корпус, стали мореплавателями, видными деятелями в истории Российского флота. Только младший Павел пошел по «статской части».


Слайд 8

Описание слайда:




Хроника походов
В 1803 Михаил Лазарев был произведен в гардемарины. После нескольких месяцев крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером в Англию для прохождения морской практики и для изучения военного дела на английском флоте, где стал мичманом.
В 1808 году, по возвращении из Англии, он закончил Морской кадетский корпус и до 1813 года служил на Балтийском флоте, где его аттестовали так: «Поведения весьма благородного, в должности знающ и отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью». За отличие произведен в лейтенанты (1810г.).
Участвовал в боевых действиях во время Отечественной войны 1812 г. За доблесть получил серебряную медаль.


Слайд 9

Описание слайда:




Первое кругосветное плавание
1813-1816 г. г.
В 1813 году Михаил Лазарев отправился в свой первый долгий поход к берегам Северной Америки на корабле «Суворов». Хотя он был лейтенантом, именно его назначили командиром корабля. Молодой командир отобрал себе помощников по своему усмотрению.
Почти три года продолжалось это первое для Лазарева кругосветное плавание, во время которого были открыты неизвестные острова, названные именем Суворова — первые российские открытия в южном полушарии.
Проведены научные исследования. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт.


Слайд 10

Описание слайда:




Второе кругосветное плавание
1819-1821г.г.
1819 году была снаряжена новая экспедиция к «Южному и Северному полюсу».
К южному полюсу посылались два шлюпа: «Восток» под командой капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена (он же был назначен начальником экспедиции) и «Мирный», куда командиром определили Михаила Лазарева.


Слайд 11

Описание слайда:




Отечество – прежде всего!
В течение двух-трех месяцев нужно было подготовить суда к плаванию в тяжелых ледовых условиях Южного полярного бассейна. Времени отпускалось в обрез, а чиновники Адмиралтейства не спешили с выделением денег на организацию экспедиции.
Тогда Михаил Лазарев решил сам оснастить шлюп «Мирный» на собственные деньги под залог имения. К тому времени он стал владельцем имения во Владимирской губернии.
Правительство же выделило ему, наконец, необходимые средства, когда все работы по снаряжению экспедиции были завершены.
Как и его, отец Петр Гаврилович, который, проживая в ветхом деревянном доме, строил каменные дома не для себя, а под богадельни, больницы и другие богоугодные заведения, государственное дело почитал выше личного.
И его сын Михаил теперь последовал примеру отца. Да и потом всю жизнь отцовский девиз: «Прежде всего — Отечество» — будет для него и его братьев путеводным.


Слайд 12

Описание слайда:




Путь к южному полюсу
4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта для поиска земель у Южного полюса.
Несмотря на льды и туман, 15 января суда пересекли впервые Южный полярный круг, на следующий день достигли широты 69 градусов 25 минут. Несколько раз моряки пытались пройти южнее, но везде встречали сплошной лед.
Позднее было установлено, что 5 и 6 февраля экспедиция не дошла всего три-четыре километра до Антарктического материка. Но пока об этом не было известно.
О соседстве берега свидетельствовали, кроме айсбергов, появлявшиеся птицы.


Слайд 13

Описание слайда:




Вторая попытка
После наступления южной зимы экспедиция направилась к северу. Моряки открыли несколько неизвестных островов.
В ноябре суда вновь пошли к югу. Несмотря на разницу в скорости, они не разлучались.
Серьезна я буря в середине декабря не прервала исследований. Трижды суда пересекали полярный круг,.
10 января 1821 года продвинулись до 69 градусов 53 минут южной широты, но встретили сплошные льды. Фадей Фадеевич Беллинсгаузен повернул на восток.


Слайд 14

Описание слайда:




Итоги плавания.
Вскоре моряки открыли остров
Петра I, а 17 января при ясной погоде усмотрели на юге землю, которую назвали Землей Александра I. Позднее установили, что это была часть Антарктиды,
Так как «Восток» требовал ремонта, экспедиция, исследовавшая приполярную область со всех сторон, отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт.
За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями.
Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов.


Слайд 15

Описание слайда:


Слайд 16

Описание слайда:




Третье кругосветное путешествие
Через год в 1822 году Михаил Лазарев возглавил третье кругосветное плавание к берегам Русской Америки.
Он командовал фрегатом «Крейсер», а командиром шлюпа «Ладога» назначили его старшего брата капитан-лейтенанта Андрея Лазарева.
К тому времени Андрей Петрович был опытным моряком. Успел побывать в морских походах.
В ходе последнего кругосветного плавания М. П. Лазарев по собственной инициативе проводил океанографические, астрономические, метеорологические и другие исследования, которые легли в основу научного труда «Метеорологические наблюдения, проводившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер» под командованием капитана II ранга Лазарева в 1822, 1823, 1824, 1825 годах».
За великолепное выполнение поставленных задач кругосветного плавания Лазарев был произведен в капитаны I ранга и награжден орденом Святого Владимира 3 степени, а всем офицерам экипажа выдали денежные премии и засчитали двойной срок службы.


Слайд 17

Описание слайда:




На Черном море
После подписания 24 июня 1827 г. русско-англо-французского договора о совместном выступлении против Турции началась усиленная подготовка Балтийской эскадры, которой предписывалось отправиться на Средиземное море.
Капитан I ранга Лазарев был назначен командиром линейного корабля «Азов», после чего он сразу же отправился на корабельную верфь в Архангельске, где, как обычно, с большой энергией взялся за осмотр и строительство судна.
Несмотря на многочисленные препоны со стороны чиновников, его требования по улучшению конструкции корабля были удовлетворены.
В результате этого «Азов» стал лучшим линейным кораблем русского флота того времени и служил образцом при постройке новых кораблей этого же класса.


Слайд 18

Описание слайда:




Наваринское сражение
В команду корабля Лазарев отобрал самых опытных и талантливых молодых офицеров, среди которых был лейтенант П. С. Нахимов, гардемарин В. И. Истомин, мичман В. А. Корнилов и др.
74-пушечный линейный корабль «Азов», вскоре стал одним из самых знаменитых кораблей русского флота.
В Наваринском сражении у берегов Греции произошёл бой, принесший славу «Азову» — флагманскому кораблю русской эскадры.
Командир «Азова» вел сражение одновременно с пятью судами противника. Хорошо обученный им экипаж метким огнем в первые минуты боя нанес серьезные повреждения 80-пушечному турецкому кораблю, вынужденному выброситься на мель.
Последующими залпами «Азов» уничтожил еще три фрегата и корвет противника, после чего поспешил на помощь английской эскадре, совместно с которой потопил флагманский турецкий корабль и несколько других судов.
К исходу дня неприятельский флот потерял более шестидесяти кораблей и был практически уничтожен. У «Азова» не осталось ни одной целой мачты, а в его корпусе насчитали 153 пробоины.
В ознаменование подвига в Наваринском сражении М.П. Лазарев был удостоен чина контр-адмирала. «Его искусство и мужество, — по словам сослуживцев — были беспримерны».
Экипаж «Азова» первым в российском флоте получил высшую награду — кормовой Георгиевский флаг и вымпел.


Слайд 19

Описание слайда:




Во славу Российского флота
При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов.
Впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты, часть кораблей была вооружена ромбическими пушками.
В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи, сделавшие из города настоящую морскую крепость.
Из Севастополя шли новшества в Кронштадт, в Балтийский флот, а не наоборот — так было при Лазареве.


Слайд 20

Описание слайда:




В Севастополе
С 1832 г. М.П. Лазарев начальник штаба Черноморского флота и оставался в этой должности 18 лет, до конца своей жизни.
С 1843 г. — адмирал. Неутомимый и честный труженик, глубоко преданный морскому делу, он все силы употребил для укрепления южных морских рубежей России.
Приезжавший в Севастополь Николай 1 был доволен деятельностью командира Черноморского флота; по воспоминаниям Истомина: «похвалам его не было меры».
Ему Севастополь обязан благоустройством Графской пристани, созданием новых улиц, парков, Морской библиотеки.


Слайд 21

Описание слайда:




Памяти великого флотоводца
11 апреля 1851 года М. П. Лазарев скончался в возрасте 63 лет.
Его похоронили в склепе строящегося Владимирского собора в г. Севастополе.


Слайд 22

Описание слайда:




Памяти великого флотоводца
В 1867 году в Севастополе был открыт памятник великому флотоводцу.


Слайд 23

Описание слайда:




Памяти Лазарева М.П.
Дом во Владимире, в котором родился Михаил Петрович, не сохранился. Его разобрали «за ветхостью» еще при жизни его отца.
Не дожила до сегодняшнего дня и Знаменская церковь, в котором его крестили. Её сломали уже в советское время.
Но в госархиве г. Владимира и сейчас хранятся документы о Лазаревых, замечательном русском дворянском роде, прославившем Отечество.


Слайд 24

Описание слайда:




Памяти Лазарева М. П.
Его именем названы море, ледник, горы, антарктическая станция, остров, поселок бухта и два мыса, риф, пик, река, его имя носили несколько боевых кораблей.
Большая заслуга Лазарева перед русским флотом состоит в том, что он подготовил кадры моряков, обеспечивших переход от парусного флота к паровому.
Лазарев был подлинным новатором военно-морского дела. «Лазаревскую школу» прошли десятки новаторов будущего русского парового флота.
Совершенные Лазаревым географические открытия имеют всемирно-историческое значение. Они входят в золотой фонд русской науки. Лазарев был избран почетным членом Географического общества.
Заслуги Лазарева перед Родиной, его достижения в деле укрепления Черноморского флота, в деле воспитания русских моряков безмерно велики.
Наш народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины.


Слайд 25

Описание слайда:




Отечество – прежде всего!
«За 18 морских кампаний» М. П. Лазарев в 1817 г. награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
В историю мирового мореплавания вошло кругосветное путешествие экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена в 1819-1821 гг., где Лазарев командовал шлюпом «Мирный» и был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени.
В 1822-1825 гг. осуществил свое третье кругосветное плавание, командуя фрегатом «Крейсер», провел серию плодотворных научных исследований по метеорологии, океанографии и др. Наградой мореплавателю стали чин капитана 1-го ранга и орден Св. Владимира 3-й степени.
В 1827 году за отличия в Наваринском сражении и умелое управление своим кораблем Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами: греческий «Командорский Крест Спасителя», английский Бани и французский Святого Людовика.
«Азову’ первому в Российском флоте присвоен кормовой Георгиевский флаг.
Царь Александр 1 наградил его высшим орденом Святого Андрея Первозванного.


Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков


Ф. Ф. Беллинсгаузен


16 (28) января 1820 года — день открытия Антарктиды.

Российские моряки под командованием капитана 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный», несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.

Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Дальние плавания российских моряков

Первая половина XIX века завершала период великих географических открытий и целую эпоху парусного флота. Для нас этот период знаменателен не только открытием Антарктиды, но и кругосветными плаваниями русских моряков, которые открывали новые земли, составляли и уточняли картографические материалы, проводили обширные океанографические исследования. Об их вкладе в развитие наук о Мировом океане читайте в статье

«День штурмана и Штурманской службы»

.

В 1803 году началась первая в истории отечественного флота кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. В 1807 году — кругосветная экспедиция лейтенанта В.М. Головнина на шлюпе «Диана». В 1815 году — кругосветное плавание лейтенанта О.Е. Коцебу на бриге «Рюрик» (подробнее читайте

здесь

), а в 1822 — гидрографическая экспедиция лейтенанта Ф.П. Литке к берегам Новой Земли. Эти плавания дали русским морякам бесценный опыт морских исследований и подготовили поход к Антарктиде.

Неведомая Антарктида


М. П. Лазарев

Особое значение в этом ряду имела антарктическая экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в 1819-1821 гг. Антарктида — «Терра Аустралис инкогнита» — неведомая Южная земля. Гипотеза о ее существовании была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI века, эту землю помещали на картах в районе Южного полюса. Поиски ее безуспешно вели португальцы Б. Диаш (1487-1488) и Ф. Магеллан (1520), голландец А. Тасман (1644).

Наконец, английский мореплаватель Джеймс Кук после своего плавания 1772-1775 годов написал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне». Авторитет Д. Кука был настолько велик, что дальнейшие поиски

Антарктиды

были прекращены.

Опровергнуть это утверждение довелось нашим морякам. Русские мореплаватели В.М. Головнин (подробнее о нем читайте

здесь

), И.Ф. Крузенштерн, Г.А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России. И вот, 4 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана, другая — в Южную полярную область на поиски Антарктиды.


Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды.


С картины В. Миронова

Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам двух шлюпов: «Восток» и «Мирный». Оба корабля были построены в 1818 году, оборудованы и оснащены для такого трудного и опасного плавания. Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев. Это была первая крупная морская экспедиция, предпринятая за государственный счет и под руководством Морского министерства.

Экспедиция к Антарктиде

Ф.Ф. Беллинсгаузен с раннего детства мечтал о морских просторах, и в 1803—1806 гг. принял участие в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна. М.П. Лазарев был на десять лет моложе. В 1827 г. он отличился в Наваринском морском сражении, совершил три кругосветных плавания, а затем в течение почти 20 лет командовал Черноморским флотом.

Все понимали, что главная цель экспедиции — ответить на вопрос: существует ли шестой континент — Антарктида. Но даже самые решительные из ее организаторов не могли предвидеть столь впечатляющих результатов в виде открытия земли в районе южного полюса и двадцати девяти новых островов. Это был выдающийся вклад моряков России в изучение нашей планеты.

В декабре 1819 года, войдя в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Затем экспедицией был открыт целый архипелаг, названный именем морского министра России де Траверсе. Но это было только начало, маневрируя среди айсбергов, шлюпы пошли дальше на юг — туда, где должна была быть Антарктида.

Открытие


Карта плавания вокруг Антарктиды

Вопреки штормам и туманам, обходя крупные ледяные поля, отважные русские исследователи 16 января 1820 года в точке 69° 21′ 28″ ю.ш. и 2° 14′ 50″ з.д. достигли шельфовых льдов, которые неоспоримо свидетельствовали о существовании здесь земли. Именно эта дата и стала считаться днем открытия шестого континента. Затем корабли еще дважды подходили к заснеженным берегам, а в середине февраля, с приближением антарктической осени, направились в Сидней на кратковременный отдых.

Произведя ремонт и пополнив запасы, «Восток» и «Мирный» 8 мая 1820 года вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симонова, после чего корабли вернулись в Сидней.

Возвращение к Антарктиде

Второй штурм антарктических широт начался 31 октября. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра I, а через неделю — гористый берег Александра I. Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.

Из-за плохого состояния корпуса шлюпа «Восток» 30 января отряд покинул Антарктику. Успешно завершив это историческое кругосветное плавание, «Восток» и «Мирный» 24 июля 1821 года отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день. Для торжественной встречи в Кронштадт прибыл император Александр I. Все участники плавания были отмечены орденами и иными поощрениями.

Офицеры экспедиции собрали ценнейшие сведения о природе Южного полушария. Астрономические определения географических координат, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью. Вблизи Антарктиды были проведены уникальные научные наблюдения за морскими течениями и волнением моря, за распределением льдов и айсбергов. По данным магнитных наблюдений Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819–1821 годы.

Дело отечественных первооткрывателей успешно продолжили советские ученые, которые еще несколько лет назад занимали передовые позиции в изучении Антарктиды. Сейчас, учитывая возрастающую активность там многих государств, Россия постепенно восстанавливает свою научную деятельность на шестом континенте и решительно отстаивает свое право участвовать в решении важнейших вопросов этого региона. Не исключено, что рано или поздно встанет вопрос и о военном обеспечении наших интересов в самых южных широтах.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Биографический словарь. Санкт-Петербург. 1914 г.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. Санкт-Петербург. 1893 г.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
  • Издательский дом «Равновесие». Электронная книга «Путешественники и мореплаватели». Том 3. Москва. 2004 г.

Стремление служить флоту и науке наблюдалось у флотских офицеров на протяжении всей истории русского и советского флота. Здесь мы видим еще один яркий пример такого служения. Возможно Вам, уважаемый читатель, тоже известны такие примеры, интересные факты или у Вас есть свое мнение на этот счет.

Поделитесь ими в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

День военно-морских знаний – 2019: памятник первому русскому адмиралу Ушакову и чертежи кораблей на кальке

3 сентября 2019 года Президентская библиотека открыла День военно-морских знаний. Этой традиции уже много лет – почти столько же как и сама Президентская библиотека, основанная в 2009 году. Первый слет моряков на Сенатской площади, 3, состоялся 2 сентября 2010 года.

Сегодняшний День военно-морских знаний собрал более 400 участников. Сначала прозвучало приветствие от имени главкома ВМФ Николая Евменова. Он поблагодарил специалистов Президентской библиотеки за большую работу по сохранению истории и героических страниц Российского флота, популяризации военно-морских знаний и ориентации молодежи на выбор морских профессий. Контр-адмирал, заместитель начальника Военно-исследовательского центра Военно-морской академии имени Кузнецова Александр Карпов посвятил свой доклад выдающемуся адмиралу С. О. Макарову.

Ответственный секретарь Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова напомнила о другом выдающемся флотоводце, канонизированном Русской Православной Церковью, — Ф. Ф. Ушакове. Среди прочего она упомянула о планах установить памятник Ушакову на площади Труда в Санкт-Петербурге в 2020 году.

Генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Орлов в рамках подписанного в 2018 году соглашения о сотрудничестве передал в дар Президентской библиотеке книга «Здесь рождаются корабли: история Невского проектно-конструкторского бюро» с чертежами кораблей, выполненными на кальке, как и в прежние времена.

Директор музея Санкт-Петербургского морского технического училища им. адмирала Сенявина Татьяна Коротких посвятила свое выступление 300-летию битвы при Осоэле, ставшей первой морской победой России в Северной войне 1700-1721 гг. Особо она остановилась на личности героя той битвы Н. А. Сенявина — первого русского по происхождению адмирала (вице-адмирала) в России.

Электронные фонды Президентской библиотеки, доступные для всех, включают множество электронных копий книг и документов о русских моряках: Головнине В.М., Беллинсгаузене Ф.Ф., Крузенштерне И.Ф., Крузенштерне Ю.В. Ф. Лисянский, М. П. Лазарев, С. О. Макаров, Г. И. Невельский и другие.

В центрах удаленного доступа к ресурсам Президентской библиотеки представлен отчет о полукруговых плаваниях начала XIX века — «Записки капитана Головнина о его приключениях в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах».

И.Ф. Крузенштерн, Ю.В. Ф. Лисянский совершил первое русское кругосветное плавание в 1803–1806 гг. На портале Президентской библиотеки размещен сборник «Русские кругосветки. От Крузенштерна до Седова.

В 1819-1821 годах была предпринята первая русская антарктическая кругосветная экспедиция. Его участники — М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен также оставили воспоминания о своем походе.

Среди малоизвестных страниц истории Российского флота можно назвать рассказ участника Цусимского сражения (1905 г. ), будущего инженера-контр-адмирала В. А. Саткевича, прожившего почти 100 лет на японском языке плену и собрал интересную коллекцию открыток с видами разных стран.

В мероприятии приняли участие представители Ленинградской военно-морской базы, Центральной военно-морской библиотеки, Центрального военно-морского музея, Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, курсанты и офицеры военного учебно-научного центра Военно-морской академии имени Кузнецова. , Государственный университет морского и речного флота им. Макарова, Санкт-Петербургское морское техническое училище им. адмирала Д. Н. Сенявина. В режиме видеоконференцсвязи к мероприятию присоединились гости из Владивостока, Калининграда, Мурманска, Новосибирска, Архангельска, Севастополя, Москвы.

Н. П. Лазарев, С. Дас, М. П. Григорьев, “Оптимальное управление тонким жестким элементом жесткости для модели, описывающей равновесие пластины Тимошенко с трещиной”, Сиб. Электрон. Мат. изв., 15 (2018), 1485–1497

Общая информация
Последний выпуск
Архив
Импакт-фактор
Поисковые документы
Поиск ссылок
RSS
Последний выпуск
Текущие вопросы
Проблемы с архивом
Что такое RSS




Личный кабинет:
Логин:
Пароль:
Сохранить пароль
Введите
Забыли пароль?
Регистр


Сибирские электронные математические известия, 2018, том 15, страницы 1485–1497
DOI: https://doi. org/10.33048/semi.2018.15.123

(Ми семр1009)
 

Эта статья цитируется в 2 научных статьях (всего в 2 статьях)

Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление

Оптимальное управление тонким жестким элементом жесткости для модели, описывающей
равновесие пластины Тимошенко с трещиной

N. P. Lazarev a , S. Das b , M. P. Grigoryev a

a North-Eastern Federal University,
ул. Кулаковского, 48,
Якутск, 677000, Россия


b Департамент математических наук, Индийский технологический институт (BHU),
Кампус индуистского университета Бенарас,
Варанаси, 221005, Индия

Полнотекстовый PDF (192 КБ)

Ссылки:

PDF

HTML

DOI: https://doi. org/10.33048/semi.2018.15.123

Реферат:
Рассматривается семейство вариационных задач, описывающих равновесие пластин, содержащих на внешней границе трещину и жесткое тонкое ребро жесткости. На берега трещины накладываются нелинейные условия типа Синьорини. Для этого семейства задач формулируется оптимальная задача с управляющим параметром, определяющим длину тонкого жесткого элемента жесткости. При этом функционал стоимости задается с помощью произвольного непрерывного функционала в пространстве решений. Доказано существование решения задачи оптимального управления. Констатируем непрерывную зависимость решений от размерного параметра ребра жесткости.

Ключевые слова:
вариационное неравенство, задача оптимального управления, условие непроникания, трещина, функционал энергии.

Финансовое агентство Номер гранта
Министерство образования и науки Российской Федерации 1. 7218.2017/6.7

Поступила 14 июня 2018 г., опубликована 26 ноября 2018 г.

Библиографические базы данных:

Тип документа:
Артикул

УДК:
517.97

MSC: 49J20

Язык: Русский

Цитата:
Н. П. Лазарев, С. Дас, М. П. Григорьев, “Оптимальное управление тонким жестким элементом жесткости для модели, описывающей
равновесие пластины Тимошенко с трещиной”, Сиб. Электрон. Мат. изв., 15 (2018), 1485–1497

Цитирование в формате AMSBIB

\RBibitem{LazDasGri18}
\by Н.~П.~Лазарев, С.~Дас, М.~П.~Григорьев
\paper Оптимальное управление тонким жестким элементом жесткости для модели описание
равновесие пластины Тимошенко с трещиной
\jour Сиб. \`Электрон. Мат. Изв.
\год 2018
\том 15
\страниц 1485--1497
\mathnet{http://mi.