Ломоносова михаила васильевича отец: Ломоносов. Личная судьба | Наука и жизнь

«Русский Коменский». Как Ломоносов создал отечественное образование?

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — «универсальный человек», не только оставивший уникальный след в мировой науке и отечественной культуре, но и ставший отцом российской средней школы. О педагогических идеях и достижениях выдающегося ученого РИА Новости рассказал член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.

«…на пне при свете Северного сияния»

Принято считать, что Ломоносов происходил из бедной крестьянской семьи. Это не так: отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов, владел рыболовецкой артелью из нескольких судов и был человеком весьма преуспевающим.

Родился Михаил Васильевич 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Двинского уезда Архангелогородской губернии. Поселение это находилось на одном из островов в дельте Северной Двины, напротив городка Холмогоры.

© РИА Новости / Шопрони / Перейти в медиабанкДом-музей Михаила Ломоносова в селе Ломоносово.

Дом-музей Михаила Ломоносова в селе Ломоносово.

© РИА Новости / Минкевич / Перейти в медиабанкСтрочки в подрядной книге, написанные рукой юного Михаила Ломоносова, из собрания музея М. Ломоносова в селе Ломоносово.

Строчки в подрядной книге, написанные рукой юного Михаила Ломоносова, из собрания музея М. Ломоносова в селе Ломоносово.

© РИА Новости / Минкевич / Перейти в медиабанкСтарая церковь в селе Ломоносово, существовавшая при жизни Михаила Васильевича.

Старая церковь в селе Ломоносово, существовавшая при жизни Михаила Васильевича.

1.

Дом-музей Михаила Ломоносова в селе Ломоносово.

2.

Строчки в подрядной книге, написанные рукой юного Михаила Ломоносова, из собрания музея М. Ломоносова в селе Ломоносово.

3.

Старая церковь в селе Ломоносово, существовавшая при жизни Михаила Васильевича.

Почерк, грамотность и стиль письма юного Ломоносова позволяют усомниться в том, что обучался он «урывками, без системы и должного руководства», «на пне при свете Северного сияния», как писал об этом он сам.

Низовья Двины в те времена отнюдь не были «культурной пустыней». Еще в 1670 году в окрестностях Холмогор, в Антониево-Сийском монастыре была создана типография, в 1714 году при Николаевском Корельском монастыре была открыта школа.

В 1723 году в самих Холмогорах было учреждено славяно-русское архиерейское училище. Вероятнее всего, будущий ученый на протяжении четырех лет обучался именно там, на что имел право как внук священника.

Откуда есть пошла отечественная школа

Ломоносова правомерно может считать отцом российской средней школы, «нашим Яном Коменским». Он обосновал и спроектировал систему единого непрерывного образования — от начальных «школ грамотности» до Академии наук, где проходила своего рода «постдипломная практика».

Предложенная им система школьного образования включала три «класса» по три года каждый и делилась на «русскую школу», где преподавали 12 предметов на родном языке, и «латинскую школу», где делался упор на иностранные языки. Важный постулат педагогики Ломоносова — совмещение теоретических и практических занятий.

Базовые «школы грамотности» Ломоносов предлагал создать в каждом городе, в губернских городах — гимназии, а в крупных региональных центрах — университеты.

Знание для всех

Педагогическая программа, намеченная великим ученым, была демократичнее не только прагматичной педагогики петровской эпохи, но превосходила даже просветительскую идеологию Екатерины II. Ломоносов безгранично верил в творческие силы народа, утверждая, что «мальчики из простонародья к учебе наиболее способны».

Главные недостатки современного ему образования Ломоносов видел в низком уровне грамотности населения и в преобладании иностранцев в науке и высших учебных заведениях. Он всегда отстаивал всесословный характер образования на всех уровнях. «Ни единому человеку не запрещено в университете учиться», писал ученый.

Созданный им под патронажем графа И.И. Шувалова Московский университет в полной мере отвечал этому принципу. О демократизме этого заведения красноречиво говорит тот факт, что граф настоятельно требовал от студентов не посещать занятия в «армяках и лаптях», то есть в самой простонародной одежде.

© Public domainПервое здание Московского университета

Первое здание Московского университета

© Public domain

© Public domainРепродукция картины Федора Рокотова «Портрет И.И. Шувалова»

Репродукция картины Федора Рокотова «Портрет И.И. Шувалова»

© Public domain

© РИА Новости / Владимир Вяткин / Перейти в медиабанкФейерверк в честь 250-летия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Фейерверк в честь 250-летия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

1.

Первое здание Московского университета

© Public domain

2.

Репродукция картины Федора Рокотова «Портрет И.И. Шувалова»

© Public domain

3.

Фейерверк в честь 250-летия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В проекте устройства Академии наук Ломоносов писал: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости, но и в рассуждении высоких знаний».

В своей образовательной теории Ломоносов сочетал заботу о национальной культуре с вниманием к иностранным традициям и тенденциям, так как считал педагогику неотъемлемой частью мировой культуры, ключом к ее развитию.

Он не противопоставлял воспитательный опыт наций и народов, входивших в состав России и соседствующих с ней, а предлагал использовать все прогрессивное для развития и укрепления народной педагогики.

Фундамент русской науки

Благодаря Ломоносову наука впервые заговорила на русском языке и стала одной из краеугольных ценностей российской культуры. Он первым начал читать лекции на русском и издал соответствующие пособия. До него преподавание велось на латыни или на немецком.

«Российская грамматика» Ломоносова, выдержавшая 14 переизданий, на долгие годы стала лучшим школьным учебником и не утратила своего научного значения до сих пор. Особым успехом пользовалась «Риторика», изданная в 1748 году, — первое отечественное руководство по ораторскому искусству. Оформленная великим ученым норма литературного языка имела огромное политическое значение, так как способствовала централизации государства.

© РИА Новости / А. Чепрунов / Перейти в медиабанкТруды Михаила Васильевича Ломоносова, вышедшие при жизни ученого, и первое издание «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкФотокопия первого листа рукописи русского ученого-естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова «Химические и оптические записи».

1 / 2

Труды Михаила Васильевича Ломоносова, вышедшие при жизни ученого, и первое издание «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева.

2 / 2

Фотокопия первого листа рукописи русского ученого-естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова «Химические и оптические записи».

Михаил Васильевич первым в России подчеркнул, что развитие науки определяется интересами государства, а потому государство обязано заботиться о модернизации образования и воспитании кадров. Созданные им учебные программы хотя и базировались на естественных науках, отличались рельефной культурно-исторической и патриотической направленностью.

Образованность и научная работа, по мнению Ломоносова, невозможны без чувства национального достоинства и твердой культурной самоидентификации. Цель воспитания ученый видел в формировании «истинных сынов Отечества», важнейшие черты которых — трудолюбие и любовь к науке, высокая нравственность и самоотверженное служение на благо Родины.

___________________________________________________

Михаил Богуславский — председатель научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

09:00 25.05.2022

Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

19 Ноября 1711 – 15 Апреля 1765 гг. (53 года)

4.1

Средняя оценка: 4. 1

Всего получено оценок: 9644.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Интересные факты

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это, Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.

Все интересные факты из жизни Ломоносова

Главные достижения

От физики и до астрономии практически нет областей, в которой Ломоносов не оставил бы свой след. Главной страстью его была наука во всех её проявлениях. Пушкин же называл его «нашим университетом».

Теория электричества и метеорология

В созданной им теории электричества и метеорологии естествоиспытатель сделал попытку рассмотреть все электрические явления, известные в его время. В 1752 году он начал свою работу над теорией, но из намеченных 8 глав он рассмотрел 1 полностью, а 2 лишь частично. Его внимание перетянула на себя работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Все наблюдения приводили к выведению закономерностей, которые дали толчок к созданию основ теории электричества. И отличных результатов принесла совместная и независимая работа с Г. В. Рихманом. Первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения был создан в сотрудничестве с Рихманом, который был убит ударом молнии в ходе наблюдения за грозовыми явлениями. Ломоносова очень тревожила эта трагическая случайность. Ведь этот случай пытались использовать как рычаг давления на закрытие его исследований. Но, несмотря на это, он хлопочет за семью погибшего, чтобы им выплачивалась пенсия.

Георг Вильгельм Рихман

Когда же свет увидел доклад «Слово», Михаилу Васильевичу пришлось доказывать, что его работа разительно отличается, от созданной Б. Франклином. Он указывает, что его зарубежный коллега лишь строит догадки и предположения. В то же время у естествоиспытателя есть доказанные явления и расчеты их подтверждающие. К тому же работа Франклина попала к Ломоносову, когда его «Слово» уже было практически готово.

Твердая ртуть

Он первым вместе с физиком А.Брауном получил ртуть в твердом состоянии. Открытие радовало Ломоносова не тем, что они были первооткрывателями этого явления. Больше его вдохновляло, что ртуть в твердом состоянии подтверждала некоторые положения его корпускулярно-кинетической теории. Замороженная ртуть позволила создать новую модель твердого тела. А электропроводность этого вещества позволила отнести ртуть к металлам.

Прототип вертолета

Ломоносов опередил Леонардо да Винчи в создании действующего прототипа летательного аппарата. Ведь труды последнего были найдены значительно позже. Правда, он не представлял, что на этих приборах можно совершать полёты. Он создавал его для подъёмов метеоприборов. Документально подкреплено, что аэродромическая машина была действующей и работала. Конечно, оригинальный экземпляр не сохранился, но в музеях хранятся репродукции аппарата.

Циркумполярная карта

Ещё за год до назначения Михаила Васильевича в географический департамент, он составил развернутый план работы всего департамента. Его внимание было обращено и на организационные моменты работы, и на штатный состав работников, и на качество данных, которым обладает департамент. Поэтому он прописал строгий регламент работы сотрудников, расширил и укрепил штат новыми картографами и геодезистами.

А для улучшения сведений о природе и географии страны он стал инициатором отправления «географических запросов» по губерниям и провинциям. Они состояли из 30 пунктов, на которые необходимо было дать развернутый ответ. В итоге за три года в период 1761-1764 было собрано 4 тома ответов на эти самые запросы. Они позволили сформулировать обстоятельную топографию половины государства. Также Ломоносов создал карту полушарий, которая была названа циркумполярной. Выпущена она была большим тиражом и помогла создать первый русский учебный глобус.

Создание русского ямба

О вкладе в литературу можно говорить очень много. Взяв за основу немецкую поэзию, Михаил Васильевич привнес в русскую литературу четырехстопный ямб, который впоследствии ещё и модернизировал. Практически все произведения, которые он создал, были написаны именно этим слогом. Но он определял какой жанр произведения и только потом уже выбирал слог написания. Эту традицию он передал следующему поколению.

Под влиянием Ломоносова приняли ямб основным размером в метрики своей поэзии Пушкин и Державин.

Отрывок из произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отлично демонстрирует пример применения четырехстопного ямба и мужской рифмы.

О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет вещества устав, Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятет?

Возвращение в Петербург

В 1739 году в Германию пришло письмо, в котором было сказано, что студенты должны готовиться к отъезду во Фрайберг, где будут изучать горное дело и металлургию. Летом этого же года они прибыли на место. Преподавать им начал профессор Генкель, отличающийся педантичностью и строгостью. После относительной свободы студенты не могли привыкнуть к распорядку и постоянным придиркам преподавателя.

Обучение происходило на рудниках и в шахтах. Генкель регулярно возил туда студентов, чтобы они могли наглядно изучить тот или иной механизм. Позже в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел» Ломоносов представил информацию, которую усвоил на занятиях.

Первая ссора Михаила с преподавателем состоялась через 6 месяцев после прибытия. Парень отказался выполнять черновую работу, порученную ему. Позже ссоры стали повторяться, поэтому он решил покинуть город. Помимо этого, парень считал, что ему больше нечему учиться у этого человека.

В мае 1740 года Ломоносов решил бежать из города, поехал в Лейпциг, где ожидал помощи, но не нашел нужного человека. Тогда он отправился в Голландию, чтобы попасть оттуда в Россию, но был завербован в прусскую армию. Через несколько недель Михаил дезертировал и снова попал в Марбург, где жила вдова пивовара. В июне 1741 года вернулся в Петербург.

Характер выдающегося учёного

Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.

Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.

Астрономия

Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.

26 мая 1761 года – знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.

Ломоносов Михаил (Писатель)

(1711-1765) ученый, поэт, грамматист

Михаил Ломоносов родился под Холмогорами, город на севере России. Его мать, Елена, была дочерью дьякона, а отец — купцом крестьянского происхождения. Когда Ломоносову исполнилось 10 лет, он стал сопровождать отца по делам, но его больше интересовала учеба. В 1731 году он отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына.

Интеллектуальное обещание Ломоносова быстро стало ясным. В 1736 году он был одним из 12 студентов, выбранных для поступления в новый Санкт-Петербургский университет. Затем он поступил в университеты в Марбурге и Фрайбурге, где изучал математику, химию, металлургию и смежные предметы. В 1740 году он женился на Елизавете Зильх в Марбурге. Вернувшись в Петербург в следующем году, он получил должность в Российской академии наук, где оставался до конца своей карьеры. Ломоносов помог основать Московский университет в 1755 году. Его карьера пошла на спад во время правления Екатерины Великой.

Широкая научная деятельность Ломоносова, как и деятельность его современника Бенджамина Франклина, олицетворяет просветительский рационализм. Его научные труды, большинство написанных на латыни, включают «Размышления о причинах жары и холода» (1744 г.), «Речь о воздушных явлениях, происходящих от силы электричества» (1753 г.), «Диссертация о большей точности в навигации» (1759 г.) и Первые принципы металлургии (1763 г.). Ломоносов также проводил многочисленные опыты с фарфором и цветным стеклом для мозаики. В 1752 году российский Сенат разрешил ему основать стекольный завод, а в следующем году императорский указ предоставил ему землю и 212 крепостных для работы там. Со временем завод изготовил ряд стеклянных изделий, в том числе большую мозаику для одного из дворцов Екатерины II, хотя Ломоносов изо всех сил пытался сделать предприятие прибыльным.

Ломоносов ворвался на русскую литературную сцену в 1739 году, , когда он послал в Академию наук «Письмо о правилах русской поэзии» и сопроводил его одой, восхваляющей русскую военную победу над турками. В «Письме» Ломоносов настаивает на том, чтобы русские поэты учитывали не только количество слогов в каждой строке, но и расстановку ударных слогов. Ода, написанная четырехстопным ямбом, иллюстрирует его аргумент. Это произвело большое впечатление на членов академии.

произведений Ломоносова включают исторические труды, переводов стихов Горация и Руссо, две драмы и ряд од, посвященных особым случаям при русском дворе. Его поэзия изобилует образами, часто содержащими аллюзии на римскую и греческую мифологию. Он восхваляет Россию, хорошего правителя (обычно похожего на Петра I), науку и ученость.

Соперник Ломоносова Александр Сумароков высмеивал его стихи как напыщенные и преувеличенные, но уважал лиризм своего конкурента. Этот лиризм проявляется в двух наиболее значительных стихотворениях Ломоносова: «Утро» и «Вечерние размышления о Божием величестве» (1743). В «Вечернем размышлении» появление северных сияний заставляет поэта задуматься об их возможных причинах и огромной вселенной, сотворенной Богом. В «Утреннем размышлении» Ломоносов пишет, что солнце есть «вечно горящий океан». Тем не менее, «Эта внушающая благоговение чудовищность / Всего лишь искра» перед Богом. В более позднем произведении «Письмо об употреблении стекла» (1752) также сочетаются научные интересы Ломоносова с религией и поэзией. Стихотворение начинается со списка различных применений стекла, включая окна, зеркала и украшения. Люди убивали за золото, но из-за стекла войны не начинались; вместо этого, пишет Ломоносов, стекло в телескопах позволило ученым подтвердить теории Николая Коперника о Солнечной системе. «Через оптику, — восклицает поэт, — стекло ведет нас к [Богу], изгнав от нас глубокую тьму невежества!»

теоретических работ Ломоносова внесли значительный вклад в развитие русского языка. Его «Риторика» (1748 г.) предлагает советы будущим поэтам, дополненные примерами из древних произведений, таких как Гомер, Анакреон, Ювенал, Сенека и Марциал, а также из современного фонтена. «Об употреблении церковных книг на русском языке» (1757 г.) регулирует русскую лексику, разделяя слова на «высокие», «средние» и «низкие». Наконец, «Грамматика» Ломоносова (1757 г.), первая на русском языке, оставалась окончательной до 1831 г.

Александр Пушкин подытожил разностороннюю деятельность Ломоносова следующими словами:

Сочетая необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понимания, Ломоносов охватил все отрасли знания… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, поэт — он все исследовал и понял.

Английские версии произведений Михаила Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов о корпускулярной теории. Перевод Генри М. Лестера. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1970. «Михаил В. Ломоносов», в «Литературе России восемнадцатого века», том. 1. Перевод Гарольда Сигела. Нью-Йорк: Даттон, 1967.

Работы о Михаиле Ломоносове

Браун, Уильям Эдвард. «Михаил Ломоносов и Торжественная ода», в «Истории русской литературы восемнадцатого века». Анн-Арбор, Мичиган: Ардис, 1980.

Меншуткин, Борис Николаевич Ломоносов России: Химик, Придворный, Физик, Поэт. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 19.52.


Паволова Галина Евгеньевна. Михаил Васильевич Ломоносов: жизнь и творчество. Перевод Артура Аксенова. М.: Мир, 1984.

Михаил Ломоносов — Википедия

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский писатель и эрудит, внесший важный вклад как в литературу, так и в науку.

Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в селе Денисовка (название которого впоследствии было изменено в честь поэта), расположенном на острове недалеко от Холмо-горла, в Архангельской губернии. Его отец, рыбак, взял мальчика, когда ему было десять лет, чтобы помочь ему в его призвании; но рвение юноши к знаниям было безграничным. Те немногие книги, которые ему были доступны, он выучил почти наизусть; и, видя, что нет возможности пополнить свои знания на родине, решил отправиться в Москву. Случай представился, когда ему было семнадцать, и благодаря вмешательству друзей он поступил в Заиконоспасскую школу. Там его успехи были очень быстрыми, особенно в латыни, и в 1734 году он был отправлен из Москвы в Санкт-Петербург. Там снова были отмечены его способности, особенно в физических науках, и он был одним из молодых русских, выбранных для завершения образования в зарубежных странах. Соответственно, он начал изучение металлургии в Марбурге, Германия; он также начал писать стихи, подражая немецким авторам, среди которых, как говорят, он особенно восхищался Гюнтером. Его Ода на взятие Хотина у турок была написана в 1739 году и привлекла большое внимание в Петербурге. Во время своего пребывания в Германии Ломоносов женился на уроженке страны и с трудом содержал свою разросшуюся семью на скудное пособие, пожалованное ему Петербургской Академией, которое, к тому же, присылалось нерегулярно. Его обстоятельства смутили его, и он решил тайно покинуть страну и вернуться домой. По прибытии в Россию он быстро добился признания и стал профессором химии в Санкт-Петербургском университете; где он в конечном итоге стал ректором. Стремясь улучшить русское образование, Ломоносов занимался основанием Московского государственного университета ( http://www.msu.ru/english/) (позже назван в его честь) в 1755 г. В 1764 г. Ломоносов был назначен на должность статс-секретаря.

Как ученый Ломоносов отверг общепринятую в то время флогистонную теорию материи и предвосхитил кинетическую теорию газов. Он рассматривал теплоту как форму движения, предложил волновую теорию[?] света и сформулировал идею сохранения материи[?].