Ломоносов жил на свете человек: Доклад о Ломоносове. «жил на свете человек»…………..

Содержание

Михаил Ломоносов — биография и интересные факты

Знали ли вы, что Михаил Ломоносов подделал документы, чтобы учиться в Москве? Почему русская монархия ненавидела великого учёного? Давайте разбираться в исторических фактах. Из биографии великого русского ученого известно, что когда Михаил Васильевич Ломоносов был маленьким, он жил в поселке, расположенном на берегу широкой реки Двина. Точнее, не на берегу, а на острове, на котором было несколько поселков, а вокруг — еще восемь островков.

Напротив, на берегу, раскинулось большое старинное село Холмогоры. Жители острова землю пахали, хлеб не сеяли, а пищу добывали в море. Поэтому их называли поморами. Отец Михаила Ломоносова был знатным помором, имел собственный корабль, оснащенный парусом, и команду. Он часто бывал в плаваниях, надолго оставляя семью и маленького Михаила.

Детство Михаила Ломоносова

Сначала Михаил считал, что Земля — это только их остров и все человечество живет в его селе Мишанинское и в соседнем — Денисовке. И когда однажды в их берега причалил иностранный корабль, а с него сошли Валерий Воскобойников на берег странно одетые люди, которые говорили на непонятном языке, мальчик очень удивился. От отца Миша узнал, что Земля — большая и круглая, а людей на ней столько, сколько звезд на небе. И тогда мальчик решил посчитать звезды.

Он вглядывался в небесную даль, но каждый раз сбивался. Маленького Ломоносова интересовало все. Откуда на небе берутся облака? Почему Луна меняет свой облик, то превращается в тонкий серпик, то снова становится круглым, и чье это лицо на нем виднеется? Почему звезды в ясную ночь так странно мерцают?

Как-то Михаил принес с реки домой кусок льда и бросил его в огонь печи, а рядом положил обычный камень. Лед, подпрыгивая, зашипел, быстро превратился в лужу и мгновенно испарился. А камень лишь слегка покраснел. Почему же лед, такой же твердый, как и камень, растаял, а камень — нет?

Самообразование Ломоноса

Ответы на вопросы маленького почемучки ни родители, ни соседи дать не могли. Тогда семилетний Михаил взялся изучать грамоту. Первыми его читалками стали церковные книги. Однако и в них Ломоносов не находил ответов на свои вопросы. А вопросов стало еще больше. Почему на морозе снег под ногами скрипит, а в оттепель — нет?

Почему сияние вспыхивает зимними ночами на небе? Откуда берутся гром и молния? Почему солнечный свет теплый, а лунный — холодный? Что находится внутри Земли? Ответы на многочисленные вопросы маленький Ломоносов нашел в книге «Арифметика». Это была настоящая энциклопедия, которую мальчик зачитывал утра до вечера.

Михаилу еще и десяти лет не исполнилось, как умерла мама. Отец привел в дом новую жену. Мачеха была хорошей, заботливой, пасынка не обижала, только и она прожила недолго — простудилась. Отец снова женился. Вторая мачеха оказалась злой и сварливой, не позволяла мальчику читать его любимую «Арифметику». Ему приходилось прятаться от мачехи и читать то в курятнике, то под навесом, где вялилась рыба.

Однажды отец решил взять сына с собой в плавание. Ломоносов узнал: чтобы познать книжные премудрости, следует изучать языки — латынь и греческий. Однако в селе этому никто не мог научить. Но отец не собирался отпускать сына в Москву. Юноша решился уйти из дома.

Путь Ломоносова в Москву

В то время не разрешалось путешествовать без специальной бумаги — паспорта. Поймают без паспорта — отправят в солдаты или на каторжные работы. Паспорт выписывал писарь в канцелярии, а так как фотоаппараты еще не изобрели, в нем перечисляли приметы: рост, цвет волос и глаз, родинки и тому подобное.

Ломоносов хорошо знал местного писаря потому, что неоднократно приходил к нему, чтобы поставить подпись за своих неграмотных соседей. Втайне от отца писарь создал Михаилу паспорт. Теперь можно было отправляться в Москву. Один товарищ дал ему немного денег в долг, другой — пальто. И одной морозной ночью покинул Михаил родительский дом.

Самый старый ученик — Ломоносов

Михаил думал, что в Москве трудности кончатся. На самом деле там они только начались. Детей крестьян ни в школы, ни в училища не принимали. Ломоносов сообразил: подправил запись в паспорте и … стал дворянином.

Через несколько лет обман был раскрыт, и его чуть не отправили в солдаты. Но в то время Ломоносов уже стал лучшим учеником Славяно-греко-латинской академии. Ему было 19 лет, когда его приняли в первый класс, а вокруг сидели дети лет десяти-одиннадцати. За первый год он прошел сразу три класса.

Будущий ученый жил впроголодь, зато сумел выучить языки, прочитать труды греческих и римских писателей и философов. Шел с друзьями на московские пруды выдергивать перья у гусей, чтобы сэкономить средства. Однако на вопросы, какие его мучили, ответа не нашел. Не учили в академии естественным наукам. Обычно после седьмого класса выпускники становились или священниками, или учителями церковно-приходских школ. Такая судьба ожидала и Михаила.

Академик Ломоносов

Но случилось невероятное. 15 октября 1735 из Петербурга прислали указ: двенадцать лучших учеников направить в столицу для обучения в Академии наук. Ломоносов оказался в Петербурге.

В то время в Российской академии наук учились только иностранцы. Многих европейских ученых пригласил еще царь Петр I. Наконец Ломоносов начал изучать науки, о которых так давно мечтал: математику, физику, географию, историю, философию, даже танцы и немецкий язык. Впоследствии он понял, что язык они учат не случайно: из двенадцати студентов профессора должны были избрать трех лучших и через год отправить их для обучения в Германию. Первым среди них снова был Ломоносов.

Пять лет Михаил Ломоносов получал за рубежом новейшие знания о природе. Вернувшись в Россию, молодой ученый стал академиком. Пытаясь ответить на свои детские вопросы, он сделал много важных научных открытий в физике, химии, астрономии, метеорологии и геологии.

По «Грамматике» и «Риторике» Ломоносова учились русские дети. По его правилам поэты учились писать стихи. Он делал все, чтобы в России было больше образованных людей. По его проекту в Петербурге открыли Академию искусств, а в Москве – университет.

Смальта Ломоносова

Открытие Ломоносова обогатили науку, а его идеи опередили время. Ломоносов построил мозаичную лабораторию, маленькую астрономическую обсерваторию и лабораторию для химических исследований.

Работая в химической лаборатории, Ломоносов провел более четырех тысяч опытов, разработал собственную технологию изготовления цветного стекла — смальту. Стекольное производство того времени владело довольно ограниченным ассортиментом реактивов и изделия Санкт-Петербургского стекольного завода были в основном бесцветными или синими и зелеными.

Немецкий стеклодув Иоганн Кункеля еще в XVII веке владел секретом красного стекла — «золотого рубина». Его получали еще в Древнем Риме благодаря примесям золота. Однако и Кункеля унес в могилу свою тайну.

М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру. Многие оттенки стекла получил Ломоносов при довольно ограниченном наборе элементов, которые использовали в качестве примеси, которые влияли на цвет — свинец, олово, сурьма и некоторые другие вещества.

Элементы, которые сейчас используют с этой целью (хром, уран, селен, кадмий), тогда еще не были открыты. Благодаря добавлению меди получали невероятные оттенки красных смальт, которые мастера мозаики называли «скарцетами» и «лаками».

Их варка была настоящим искусством. Медь использовали также для получения зеленых и бирюзовых оттенков. Знатоки мозаичного искусства высоко ценят разноцветные Ломоносовские смальты и считают их неповторимыми.

В 1753-1754 годах недалеко от Ораниенбаума в селе Усть-Рудицах ученый построил фабрику по производству цветного стекла. Сначала на фабрике выпускали только бисер, стеклярус и смальту. Через год появились разнообразные «галантерейные изделия»: граненые камни, подвески, броши и запонки.

С 1757 год фабрика выпускает столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — все из разноцветного стекла, преимущественно бирюзового. Постепенно наладили производство дутых фигур, горшков для цветов, украшений для сада.

Астрономические открытия Михаила Ломоносова

В астрономической обсерватории ученый изучал физическую природу Солнца. В то время ученые считали, что оно имеет твердую каменную, хотя и разогретую оболочку. Ломоносов первым высказал гипотезу о том, что Солнце — раскаленный газовый шар.

Одним из важнейших и самых известных достижений Ломоносова является открытие атмосферы Венеры. 24 июня 1761 Венера проходила по солнечному диску. Это явление наблюдали с помощью телескопов десятки астрономов не только в России, но и в других странах. Ученые внимательно вглядывались в небо, стараясь не пропустить тот момент, когда произойдет контакт дисков Солнца и Венеры.

Во время этого исследования астрономы пытались уточнить расстояние от Земли до Солнца. После того как диск планеты четко наметился на фоне солнечного, Ломоносов заметил легкую дымку на краю солнечного диска.

Когда Венера приблизилась к другому краю Солнца, на нем появилась выпуклость, которая быстро исчезла, и некоторое время край диска был как срезанный. Это явление заметили и другие астрономы. Однако только русский ученый смог правильно его объяснить: Венера окружена атмосферой.

Открытие Ломоносова получило признание в научном мире и привлекло внимание ученых к идее существования жизни на других планетах. Ломоносов известен и как конструктор телескопа. Ученый работал над его созданием два года и 1762 предложил свою схему рефлектора.

Теория + практика = истина

Ломоносов знаменит не только тем, что создал такие новые науки, как физическая химия и не только открытиями в астрономии, физике, химии, геологии, географии, истории, кристаллографии, но и подходом к научному творчеству, методами постановки научных задач.

Единство теории и практики — для Ломоносова неоспоримая истина. Его разносторонность и работоспособность создают обманчивое впечатление, что жил и творил он в науке долгие годы. А между тем Ломоносов умер рано, ему не было и 54 лет, а самостоятельное научное творчество продолжалась 24 года.

Сравнения неуместны, когда речь идет о людях масштабов Ломоносова. И в истории мировой науки не много можно найти примеров такого интенсивного творчества. Несмотря на расположение императрицы Елизаветы, этот человек за свой недолгий век пережил бедствия: ему подбрасывали анонимки, его травила церковь, над его трудами насмехались и глумились монархи.

Ложка за ухом Ломоносова

Всю жизнь ученый работал, не жалея себя, экономил на всем. О последних годах его жизни рассказывает племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, бедный мой, так зачитается и запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме куска хлеба и масла.

Размышления и живое воображение сделали Ломоносова на старости очень рассеянным. Он часто во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой ел горячее, или вытирался париком, которого снимал с себя, когда брался за щи».

Привычки Ломоносова

Большой, впоследствии располневший, но живой, сильный; характер имел хотя и добрый, веселый, но вспыльчивый. Когда в Германии поссорился с Генкелем, наставником в горном деле, порубил и порвал с ярости все книги, бушевал так, что «все здание вздрагивало».

А на Васильевском острове попытались ограбить его три матроса. Он так разозлился, что один упал без памяти на месте, второй с расквашенным лицом, убежал, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камзол, штаны, связал в узел и принес «добычу» домой. Даже когда пришло к нему признание, и он стал уважаемым человеком, его привычки так и оставались с ним.

Нерадивый относительно одежды, в белой блузке с расстегнутым воротником, в халате, мог принять важного чиновника. Ломоносов рано постарел. Надорванное смолоду здоровье дало о себе знать.

И умер он от легкой весенней простуды. Ошеломленный этим известием, Семен Порошин, воспитатель десятилетнего Павла I, поспешил во дворец, чтобы известить будущего русского царя о таком печальном событии. «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал…», — бросил он в ответ.

Память о Ломоносове

В 2011 году исполняется 300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову и 250 лет открытию атмосферы Венеры. Мы никогда не забудем имя гениального ученого, которого иностранные академии наук с уважением приняли в почетные академики.

И на некоторые свои вопросы он так и не успел ответить. На них не сумели найти ответы и другие ученые. Даже сегодня любой первоклассник может задать ученому академику такой вопрос, на который он не сможет ответить. А если первоклассник захочет сам найти ответ, он сможет стать академиком.

Кто знает, возможно, вас также мучают вопросы о Вселенной и однажды вы сделаете свое открытие. Тогда ваше имя будет произносить с уважением все человечество, так же как имя гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

305-летие великого учёного Михаила Ломоносова — «Ингушетия» — интернет-газета

Первый русский ученый мирового значения, к тому же ещё поэт, художник, историк, химик, физик, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири, открыл атмосферу на Венере, ну, в общем, стал первопроходцем в целом ряде отраслей науки.

Говорят, и по духу был не из робкого десятка. Перечислить его заслуги в рамках этого материала невозможно, поэтому мы просто вспомним об этом великом гении в день его 305-летия и отдадим дань памяти его светлому образу.

Пушкин сказал о нем замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной семьи, который в 19 лет, движимый жаждой знаний, бежит из отчего дома в Москву. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна, была дочерью дьякона. Она и научила читать сына еще в юном возрасте и привила ему любовь в книге, так что будущий студент первого высшего учебного заведения в Москве — Славяно-греко-латинской академии — вовсе не был неучем из глубинки. Но в Москву, говорят, он сбежал ещё и потому, что отец хотел женить его.

В декабре 1730 года он ночью покинул дом и отправился вместе с караваном с рыбой в Москву, взяв с собой только одежду и две книжки — «Грамматику» и «Арифметику». О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал другу: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».

Счастливая случайность — вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук двенадцати способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Он вместе с тремя другими студентами был отправлен в 1736 году в Германию, в Марбургский университет, где преподавал знаменитый философ Вольф. С ним Ломоносов занимался математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрайберге, у профессора Генкеля — химии и металлургии.

Ломоносов был не из робкого десятка, говорили его современники. Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из города в город были не только следствием увлекающейся натуры Ломоносова, но и отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни. И ещё, по воспоминаниям очевидцев, как-то раз, уже будучи известным учёным, в одном их горячих споров с академиком Михаил Васильевич ударил оппонента по лицу и сломал ему нос.

С восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики. Здесь он начал свою борьбу против Миллера, обвиняя его в умышленном поношении славян, и из-за частых ссор с немцами в пьяном виде был даже более семи месяцев «под караулом» и целый год оставался без жалованья.

В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошении об определении его профессором химии. Вскоре из-за границы приезжает его жена. Через четыре года у них родилась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова и расцветает его научная деятельность. По инициативе Ломоносова в 1755 году основывается Московский университет.

Как и многие ученые того времени, Михаил Ломоносов «все испытал и все проник», говоря словами Пушкина. Он был ещё настоящим полиглотом: 12 языков знал как родные, а на 19-ти языках свободно разговаривал. Он провел около четырех тысяч опытов в своей химической лаборатории, которая, кстати, была первой в России, чтобы разработать технологию цветных стекол. Но главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, хотя на Западе открытиям Ломоносова из варварской страны, коей они считали Россию, не придавали значения.

Россия установила флаг на морском дне Северного полюса | Мировые новости

Сегодня Россия символически заявила о своих притязаниях на миллиардные запасы нефти и газа в Северном Ледовитом океане, когда две мини-подводные лодки достигли морского дна более чем в двух с половиной милях от Северного полюса.

В ходе рекордного погружения два корабля установили титановый российский флаг высотой один метр на подводном хребте Ломоносова, который, по утверждению Москвы, напрямую связан с ее континентальным шельфом.

Однако опасная миссия вызвала насмешки и скептицизм среди других претендентов на энергетическое богатство Арктики, поскольку Канада сравнила ее с колониальным захватом земель в 15 веке.

Спустившись на высоту 4300 метров, мини-подводные лодки «Мир-1» и «Мир-2» взяли пробы воды и донных отложений со дна. Российские ученые надеются, что образцы подтвердят их утверждение о том, что хребет является неотъемлемой частью России.

Если претензии России будут одобрены ООН, страна может получить права на поставки углеводородов, которые некоторые эксперты оценивают в 10 миллиардов тонн. Ледяная шапка тает, облегчая разведку и бурение на нефть и газ.

В беседе с трехместным «Мир-1» на дне океана перед коллегами на борту НИС «Академик Федоров» руководитель экспедиции Артур Чилингаров сказал, что это была «мягкая посадка».

«Здесь внизу лежит желтоватый гравий. Никаких обитателей глубин не видно», — добавил он. Незадолго до погружения 68-летний Чилингаров, ветеран-полярный исследователь, заявил журналистам, что его миссия состоит в том, чтобы доказать, что «Арктика — это Россия».

Российское государственное телевидение раструбило об успешном погружении, заявив, что вскоре Россия может претендовать на 460 000 квадратных миль подводной территории. Выступая в кулуарах переговоров в Маниле, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Я думаю, что экспедиция позволит нам получить дополнительные научные доказательства того, чего мы планируем достичь».

Однако позиция Москвы возмутила другие страны северного полушария своими претензиями на воды вокруг Северного полюса.

«Сейчас не XV век. Вы не можете объехать весь мир, просто установить флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию», — заявил министр иностранных дел Канады Питер Маккей телеканалу CTV.

Г-н Маккей предсказал, что российская экспедиция не принесет никаких результатов, добавив: «Нет никакой угрозы суверенитету Канады в Арктике… нас совсем не беспокоит эта миссия. По сути, это просто шоу со стороны России».

В соответствии с конвенцией ООН по морскому праву пять государств с территорией за Полярным кругом — Канада, Норвегия, Россия, США и Дания, через ее контроль над Гренландией — имеют экономические права на 200-мильную зону вокруг северной части их береговой линии.

Тем не менее, Конвенция открыта для обжалования, и несколько стран оспаривают пределы этой зоны.

Россия считает, что ее сибирский шельф напрямую связан с хребтом Ломоносова, подводным горным хребтом, протянувшимся на 1240 миль через полярный регион. В 2001 году Москва представила в ООН результаты исследований по этому поводу, но они были отклонены, и ожидается, что она повторно представит свои претензии в 2009 году..

Ким Холмен, директор по исследованиям государственного Норвежского полярного института, заявил Guardian, что доверие России может быть неуместным.

На вопрос, могут ли образцы отложений со дна океана доказать, что хребет Ломоносова и российский континентальный шельф — одно и то же, он ответил: «В геологическом смысле — да, но в картографическом и политическом — нет.

» Соединенные Штаты и Европа когда-то были связаны, Аппалачи и Шотландские горы — одно и то же геологическое образование, но из-за этого Шотландия не может претендовать на то, что Соединенные Штаты являются частью ее территории. Эти образцы не могут доказать раз и навсегда, что вся дискуссия окончена»9.0003

Для подачи заявки также потребуются замеры глубины и другие данные, сказал он.

Однако скептики не имели власти в России, страна переполнялась национальной гордостью. «Это серьезная, рискованная и героическая миссия», — заявил представитель Арктического и антарктического института Сергей Балясников.

«Это очень важный шаг для России — продемонстрировать свой потенциал в Арктике. Это как водрузить флаг на Луне.»

«Мир-1» благополучно вернулся на поверхность, спущенный деррик-краном в ледяную воду, расчищенную ледоколом «Россия». Ожидается, что Мир-2 появится вскоре после этого.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова(… продолжение стр. 4)

Как приблизить литий-воздушные батареи к практике

Ученые факультетов материаловедения и химии МГУ им. М.В. Ломоносова работают над усовершенствованием литий-воздушных аккумуляторов, которые могут значительно превосходить по основным параметрам литий-ионные системы. …

Материаловедение

31 января 2017 г.

Науки о Земле

17 июля 2018 г.

Сверхпроводимость, обученная способствовать намагничиванию

При определенных условиях сверхпроводимость, принципиально несовместимая с магнетизмом, может способствовать намагничиванию. Российский ученый Наталья Пугач из Института ядерной физики имени Скобельцына в Московском…

Сверхпроводимость

6 октября 2015 г.

астрономия

7 июня 2016 г.

Ученые разработали материал для жидкокристаллических дисплеев нового типа

Коллектив физического факультета МГУ совместно с зарубежными коллегами разработал новый жидкокристаллический материал с большими возможностями в качестве основы для более ярких, быстрых, энергосберегающих дисплеев с более высоким разрешением.

Материаловедение

7 марта 2018 г.

Клетка и микробиология

1 марта 2016 г.

Исследователи создали сверхбыстрый перестраиваемый полупроводниковый метаматериал

Международная группа исследователей из Московского государственного университета (Россия), Sandia National Laboratories (США) и Университета Фридриха-Шиллера (Германия) разработала сверхбыстрый перестраиваемый метаматериал на основе галлия.

Оптика и фотоника

18 мая 2017 г.

Археология

26 апр.