Ломоносов первый русский профессор: Ломоносов – первый русский академик

Ломоносов – первый русский академик ¦ V-ratio




Ломоносов – первый русский академик



Жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова оставила неизгладимый след в развитии отечественной науки, техники и культуры. Определяя значение его научного наследия, академик Сергей Иванович Вавилов писал: «Если внимательно посмотреть назад, то станет ясным, что многие краеугольные камни успехов нашей науки были заложены в прошлом именно Ломоносовым. Вот почему Ломоносов – знамя нашей культуры, живой образ славного культурного прошлого великой русской науки».


Ломоносов, по образному выражению Пушкина, был «первым нашим университетом». Он был разносторонним ученым и внес свой вклад в философию, физику, химию, химическую технологию, приборостроение, технику горного дела, стекольное и керамическое производство, астрономию, геологию и минералогию, географию и мореплавание, историю и экономику, филологию и поэзию.


Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной на берегу Белого моря. Его отец был помор, имел несколько небольших судов. С десятилетнего возраста Михаил помогал отцу в рыбной ловле и часто «ходил» в море. Любознательный мальчик рано научился читать и к 14 годам самостоятельно изучил имевшиеся у него учебники – «Арифметику» Магницкого и «Славянскую грамматику» Смотрицкого. Сам Ломоносов так вспоминал об этом времени: «Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что всегда сижу по-пустому за книгами: для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах, и терпеть стужу и голод».


Чтобы учиться дальше, Ломоносов решил поступить в Холмогорскую славяно-латинскую школу, но сына крестьянина туда не приняли.


Поэтому в возрасте 19 лет Ломоносов отправляется с рыбным обозом в Москву и, выдав себя за дворянского сына, поступает в славяно-греко-латинскую академию.


В 1734 году для завершения образования Ломоносов направляется в Киевскую духовную академию, где учится около года. Об этих годах своей учебы Ломоносов вспоминал позднее: «…имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другия нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».


В 1736 году Ломоносов зачисляется студентом университета, организованного при Петербургской Академии наук. В этом же году его направляют для учения в Германию. Ломоносов прожил за границей пять лет. Он учился физике у известного ученого Христиана Вольфа, учебник которого позже перевел на русский язык. Это был первый учебник по физике на русском языке. Ломоносов изучал математику и химию в Марбурге, а затем переехал к известному специалисту по металлургии и горному делу Генкелю в город Фрейберг. В 1741 году он возвратился в Россию.


Через полгода Ломоносов был назначен адъюнктом физического класса. Он составляет книгу по металлургии, пишет различные научные работы («диссертации»), приобретает известность как поэт.


В Академии наук в это время руководящие посты занимают немцы. Фактически ею руководил советник академической канцелярии Шумахер, презиравший все русское. Его поддерживали подхалимы вроде адъюнкта Академии Теплова. С этими людьми, пытавшимися опорочить русскую науку и культуру, Ломоносов повел непримиримую борьбу. Иногда она принимала довольно ожесточенный характер. Так, однажды за споры с Шумахером и его приспешниками Михаила Васильевича подвергли семимесячному домашнему аресту. Чтобы окончательно опорочить Ломоносова, его работы отправили на отзыв Эйлеру, жившему тогда в России. Шумахер и его сторонники думали, что Эйлер даст плохой отзыв о трудах Ломоносова и тогда его можно будет изгнать из Академии. Но Эйлер высоко оценил работы замечательного русского ученого.


25 июля 1745 года Ломоносова назначили профессором химий и полноправным членом Академии. Михаил Васильевич развернул огромную деятельность по созданию первой в России химической лаборатории, которая была открыта в 1748 году. В лаборатории ученый провел много химических опытов. В это время он перевел на русский язык «Вольфианскую экспериментальную физику», создал ряд художественных произведений.


Ломоносов разработал способ получения стеклянной цветной мозаики и создал ряд мозаичных картин, часть из которых сохранилась и до настоящего времени. За свой способ получения мозаики Ломоносов был избран членом Болонской Академии наук, получил звание дворянина и имение в 64 верстах от Петербурга, где создал фабрику цветных картин. По совету и проектам Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет, один из главнейших очагов русской науки и просвещения.


В 1756 году Ломоносов построил себе дом в Петербурге. Здесь в специально оборудованной лаборатории он конструировал различные приборы и занимался научными исследованиями.


13 мая 1756 года на заседании академического собрания Ломоносов демонстрировал одно из своих интересных изобретений – зрительную трубу. К этому времени зрительные трубы для наблюдения за яркими объектами были уже известны. Ломоносов задался целью изобрести зрительную трубу «со сгущением» лучей, чтобы в сумерках ясно видеть «те вещи, которые простым глазом не видны». Поэтому он назвал свою трубу «ночезрительной».


Изобретение резко раскритиковал академик Эпинус, который не понял идеи Ломоносова. Последний просил послать свой доклад и трубу на заключение Эйлеру, но большинство ученых не согласились с этим, и идея о «ночезрительной трубе» была погребена в архивах Академии. А через три года в кабинет императрицы доставили из Англии аналогичную «ночезрительную трубу». Ломоносов тяжело переживал неудачу и с горечью писал: «Сей ущерб чести от моих трудов стал мне вдвое горестен, для того, что те, которые сие дело невозможным почитали, еще и поныне жестоко с досадительными словами спорят, так что видя не видят и слыша не слышат».


Только через 185 лет, в дни Великой Отечественной войны, идея Ломоносова нашла свое применение. В нашей армии употреблялись ночезрительные бинокли с большим увеличением.


В 1757 году Ломоносов назначается начальником географического департамента Академии наук и наблюдателем академической гимназии и университета. Географией, новой областью знаний, Ломоносов занялся с увлечением. Он организовал исправление географических карт, написал ряд работ и выдвинул идею Великого северного пути в Восточную Индию. В 1761 году Ломоносов наблюдал прохождение планеты Венеры по солнечному диску и обнаружил на Венере атмосферу. Огромную работу провел Ломоносов по реорганизации университета и гимназии при Академии наук.


Умер Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года в возрасте 54 лет и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.


Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)


Ломоносов – первый русский академик
Открытие закона сохранения материи и движения
Учение Ломоносова о движении атомов
Ломоносов опровергает теорию теплорода



Рассказы о физиках


Содержание
Михаил Васильевич Ломоносов
Василий Владимирович Петров
Майкл Фарадей
Джеймс Клерк Максвелл
Людвиг Больцман
Александр Григорьевич Столетов
Гендрик Антон Лоренц
Джозеф Джон Томсон
Николай Алексеевич Умов
Генрих Рудольф Герц
Петр Николаевич Лебедев
Макс Карл Эрнст Людвиг Планк
Вильгельм Конрад Рентген
Эрнест Резерфорд
Мария Склодовcкая-Кюри и Пьер Кюри
Фредерик Жолио-Кюри
Поль Ланжевен
Нильс Генрик Давид Бор
Альберт Эйнштейн
Энрико Ферми
Игорь Васильевич Курчатов
Абрам Федорович Иоффе
Дмитрий Сергеевич Рождественский
Сергей Иванович Вавилов
Григорий Самуилович Ландсберг

Михаил Ломоносов | Политехнический музей

Место рождения: деревня Мишанинская, Куростровская волость, Двинский уезд, Архангелогородская губерния

Деятельность и интересы: химия, физика, горное дело, астрономия, минералогия, метеорология, география, латынь, стихосложение

Биография
Первый русский ученый, энциклопедист, чьи работы были признаны не только в России, но и в Европе, Михаил Ломоносов начал свое образование с гуманитарных предметов (впоследствии стал лучшим латинистом Европы), позже заинтересовался естественными науками. Ломоносов-гуманитарий — переводчик, автор «Российской грамматики», разграничившей русский и старославянские языки, теории «трех штилей», од и дидактических писем. Ломоносов-физик — автор молекулярно-кинетической теории тепла. Кроме того, его опыты и наблюдения, посвященные электричеству, впоследствии легли в основу теории науки об электричестве. Ломоносов-химик дал определение физической химии и положил начало науке о стекле. Также оставил заметный след в астрономии, географии, металлургии, геологии. Был успешен как изобретатель: например, в 1762 году создал уникальную модель телескопа, усовершенствовав разработку Исаака Ньютона. Выходец из деревни, блестяще владел несколькими языками, но лекции читал исключительно на русском, пропагандируя величие русской науки. Активно выступал против европейских (в основном, немецких) ученых.

Образование, степени и звания
1735, Киево-Могилянская академия: студент (физика, математика)
1736, Академический университет, Санкт-Петербург: студент (немецкий язык, математика, философия)
1731−1735, Славяно-греко-латинская академия, Москва: студент (латынь, греческий, грамматика, риторика, старинные физические и математические трактаты)
1736−1739, Марбургский университет, Германия: студент (химия, горное дело, металлургия, механика)
1739−1740, Обучение у Й. Ф. Генкеля, Германия, Фрайбург: студент (металлургия и горное дело)

Работа
1742, Санкт-Петербург, Академия наук: адъюнкт физического класса
1745, Санкт-Петербург, Академия наук: профессор химии
Дом
1711−1730, Архангелогородская губерния, Двинский уезд, Куростровская волость, деревня Мишанинская
1731−1735, Москва
1734, Киев
1736, Санкт-Петербург
1736−1739, Германия, Марбург
1739−1740, Германия, Фрайбург
1741−1765, Санкт-Петербург

Факты из жизни
• Считается, что Ломоносов с раннего детства был обучен грамоте, поскольку с ним занималась мать. Однако известно, что мама его рано умерла, а воспитывала ребенка злобная мачеха. По другим сведениям, первым учителем Ломоносова был крестьянин Иван Шубной, а овладел грамотой Ломоносов только в 12 лет.
• В Марбурге Ломоносов женился, но скрывал этот факт еще два года. В Россию вернулся один, жену вызвал спустя несколько лет.
• У Михаила Ломоносова и Елизаветы-Христины Цильх родились четверо детей, но выжила единственная дочь — Елена Михайловна. Внучка Ломоносова Софья была женой генерала Николая Раевского, героя войны 1812 года. Непрямыми потомками Ломоносова являются Волконские — потомки Марии Раевской и декабриста князя Волконского.
• Всю свою ученую жизнь Ломоносов имел хороший доход, получал разные премии, но постоянно нуждался, писал бесконечные ходатайства и прошения в казначейство о выдаче денежных средств.

Открытия
• В 1754 году Ломоносов изобрел «аэродинамическую машину» — устройство, которое поднимало на высоту им же изобретенные метеорологические приборы. Этот механизм явился прообразом самолета.
• В 1755 году по настоянию Ломоносова в Москве был основан университет — первый в России, куда принимали не только дворян, но и всех «лиц, способных к наукам».
• Именно Ломоносов первым заговорил об организации специальной службы погоды, о создании сети метеорологических станций и обсерваторий. Его идеи смогли воплотить только в начале XX века.
• В 1761 году, наблюдая за прохождением Венеры по диску Солнца, Ломоносов установил существование атмосферы на Венере. Это открытие стало толчком к появлению и развитию астрофизики.
• В 1763 году опубликовал книгу «Первые основания металлургии, или рудных дел», которая стала первым в стране теоретическим пособием на эту тему.
• В конце жизни Ломоносов страстно увлекся географией и представил Екатерине II проект путешествий по Северным морям, в котором уверял, что в Восточную Индию можно пройти Сибирским океаном (Северно-Ледовитый). Первая экспедиция была предпринята вскоре после смерти Ломоносова, но ни она, ни повторные экспедиции успехом не увенчались. И только в XX веке российские полярники сумели освоить Северный морской путь.
• В пристройке к своему дому на Васильевском острове Ломоносов открыл мастерскую и стал первым в России, кто освоил технику ручного набора мозаичных картин. Самая известная мозаика, набранная по эскизу Ломоносова, — «Полтавская баталия».
• Первым из ученых стал называть химию наукой. В 1750 году именно Ломоносов заложил основы научного понимания приготовления фарфора. Впоследствии его именем был назван ЛФЗ — Ломоносовский фарфоровый завод.
• Опыты ученого с минеральными красителями сыграли важную роль в развитии текстильной промышленности — в России стали производить отечественную краску для тканей.
• Автор «Российской грамматики» и теории трех штилей (высокий — оды и героические поэмы, средний — элегии, сатиры, простые стихотворные послания, низкий — комедии, эпиграммы и песни).

День рождения Михаила Ломоносова — Учебная иммиграция в Россию

//in lomono /by en user

19 ноября, к 311-летию со дня рождения М.В. Ломоносов, ректор МГУ академик В.А. Садовничий и студенты возложили цветы к памятнику основателю Московского университета.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский профессор химии, астроном, приборостроитель, географ, картограф, металлург, геолог, поэт, художник, историк, подвижник образования и науки, автор проекта Московского университета.

М. В. Ломоносов предложил основать первый русский университет на базе трех классических для того времени факультетов — философского, медицинского и юридического. Философский факультет давал общее образование, включавшее основы как естественных, так и гуманитарных наук.

Московский университет следовал трем постулатам М.В. Ломоносов: основы образования; максимально широкая доступность, как для российской, так и для зарубежной молодежи; высочайший профессионализм преподавательского состава.

Московский университет получил имя своего основателя только в 1940 г. Академик АН СССР Н.Д. Зелинский на праздновании 225-летия со дня рождения М.В. Ломоносова в 1936 году: «Вместо небольшого бюста, стоящего перед зданием университета, надо поставить достойный его памятник и пожелать, чтобы сам университет теснее ассоциировался с именем этого великого светоча в русском образовании». ».

Главные премии Московского университета также носят имя Ломоносова: за научную и педагогическую деятельность. В начале декабря состоятся общественные слушания кандидатов на получение наград по итогам 2022 года. Следите за объявлениями.

https://en.khosravan.org/wp-content/uploads/2021/06/khosravanlogo-300×236.png
0
0
пользователь
https://en.khosravan.org/wp-content/uploads/2021/06/khosravanlogo-300×236.png
en user2022-11-20 08:59:042022-11-20 08:59:04День рождения Михаила Ломоносова

0
ответов

Оставить комментарий

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

О нас

Хосраванский образовательный иммиграционный институт
Команда «Хосраванского образовательного иммиграционного института» осознает свою тяжелую и деликатную ответственность, имея опыт отправки студентов в разные страны, а также поддерживая доверие направляющих студентов, а также удовлетворение их семей; Поэтому мы стараемся помочь вам в достижении вашей цели, предоставляя услуги и поддержку, а также онлайн-консультации (бесплатно).

Свяжитесь с нами

№ 2, блок 408, ул. Надери, бульвар Кешаварз, после ул. +982188963291

Электронная почта: [email protected]

Часы работы

С субботы по среду

с 9 до 17 часов.

Четверг

с 9:00 до 13:00.

© Copyright — Хосрованский образовательно-иммиграционный институт

    В октябре в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) прошел Международный… НГУ признан одним из лучших вузов в сфере подготовки ИТ…

    [PDF] Факультет журналистики Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    Факультет журналистики Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Лидерство в журналистском образовании в России с 1947 года

    125009 Москва, ул. 9• тел.: 8 (495) 629 74 35 • факс: 8 (495) 629 49 54

    Богатая история Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

    В 1755 году российская императрица Елизавета подписала указ об основании Московского университета. важную роль в создании университета сыграли: фаворит императрицы Иван Шувалов и первый русский профессор Императорской Академии наук, известный ученый Михаил Ломоносов. В 1940 году Московскому университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.

    Иван Шувалов

    Императрица Елизавета

    Михаил Ломоносов

    Российский император Николай I отдал приказ о покупке здания на Моховой улице для Московского университета, в котором сейчас располагается факультет журналистики. История факультета журналистики восходит к 1947 году, когда факультет был основан в составе филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1952 году реорганизован в самостоятельный факультет журналистики

    Факультет сегодня

    Декан факультета журналистики, профессор Елена Вартанова

    Добро пожаловать на факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова! Являясь одним из ведущих институтов журналистского образования в России, мы понимаем свою миссию как поощрение академической строгости и успеваемости, а также содействие успеху студентов. Ученые нашего факультета отдают приоритет обучению студентов и инновационным исследованиям. Наша цель – помочь студентам развить свои навыки и полностью раскрыть свой потенциал в процессе учебы и в будущей карьере журналистов. Факультет журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова имеет давнее академическое наследие, и мы продолжаем развивать это наследие таким образом, чтобы подготовить студентов к успешной работе в качестве профессионалов в области СМИ в быстро меняющемся мире. Мы рады иметь отличный преподавательский состав, состоящий из высокопрофессиональных преподавателей, исследователей и наставников. Факультет журналистики гордится своими инновационными методами обучения, давними связями с работниками СМИ, которые делятся своим уникальным опытом и историями успеха со студентами, своими учебными программами, многие из которых были признаны на национальном уровне, и широким международным охватом. Принимая инновации и повышая качество преподавания как центральное место в процессе обучения, мы даем нашим ученикам возможность не только преуспеть в классе, но и добиться признания в мире в результате своего образования. Как быстрорастущий факультет, мы открыты для новых совместных проектов, инициатив и идей и всегда готовы наладить новые связи с зарубежными университетами. Спасибо за проявленный интерес к факультету журналистики. Мы надеемся, что вам понравится ваше пребывание здесь!

    Краткие факты

    Год основания: 1947 Город: Москва, Россия Прозвище: Журфак (журфак) Цвет: темно-синий

    Контингент в 2014 году: 475 425 бакалавриат 50 выпускник

    Общее количество студентов: более 2 500

    из 9020 страны

    Студенческое население: 15% мужчин, 85% женщин

    Соотношение студентов и преподавателей: примерно 11 к 1

    Доля студентов, которые не платят за обучение: примерно 65%

    Профессорско-преподавательский состав 225 (170 преподавателей, в том числе профессоров, 55 научных сотрудников)

    Учебные подразделения Теория и экономика медиа Периодическая печать Радио и телевидение Фотожурналистика и медиатехнологии Журналистика Социология Реклама и связи с общественностью Монтаж, издательское дело и информатика

    Руководитель: проф. Елена Вартанова Руководитель: д-р Ольга Смирнова Руководитель: д-р Андрей Раскин Заведующий: д-р Олег Бакулин Заведующий: проф. Виктор Коломиец Заведующий: проф. Владимир Горохов Заведующий: д.б.н. Ольга Лащук

    История русской литературы и журналистики

    Заведующий: проф. Екатерина Орлова

    История российских средств массовой информации и медиаправо

    Зав. Минаева Ольга Владимировна

    История зарубежной журналистики и литературы

    Зав. проф. Ясен Засурский

    Литературоведение и публицистика

    4 Зав. Стилистика русского языка Новые медиа и теория коммуникации

    Руководитель: проф. Григорий Солганик Руководитель: д-р Иван Засурский

    Учебная программа • Программы бакалавриата Образование бакалавра включает 2 года фундаментального университетского образования + 2 года интенсивной профессиональной подготовки. На 3-м году обучения студенты выбирают три «модуля» – один производственный модуль, один тематический модуль и один лингвокультурологический модуль.

    Промышленные модули Печатная журналистика Тележурналистика Радиожурналистика Интернет-журналистика Фотожурналистика Реклама PR Медиа Бизнес Дизайн СМИ Социология журналистики

    Тематические модули Международная журналистика Деловая журналистика Спортивная журналистика Литература и искусствоведение Политическая журналистика Молодежная журналистика Социальная журналистика Экологическая журналистика Музыка Журналистика Мода Журналистика

    • Магистерские программы • • • • • •

    Периодика Тележурналистика Международная журналистика Экономика и менеджмент СМИ Стратегические коммуникации Научная журналистика

    • Программа PhD

    • Повышение квалификации

    Лингвистические и культурные модули Китай Дания Финляндия Франция Германия Великобритания Италия Япония Латинская Америка Испания Швеция США

    Краткосрочные программы для иностранных студентов Российская Весенняя школа СМИ и журналистики • Программа проводится каждый год в апреле • Продолжительность 2 недели • Каждый год в программе принимают участие 20-40 студентов из разных стран • Плата за обучение для студентов из университетов-партнеров не взимается • Все занятия проводятся на английском языке • Программа включает в себя выезды в ведущие российские СМИ и работу над мультимедийным проектом или студенческой газетой Актуальные проблемы СМИ • Это магистерский курс, проводимый на английском языке • Каждый год к нам приезжают 15-20 влиятельных медиа-исследователей со всего мира факультет журналистики в качестве преподавателей Учебная практика Этот вид стажировки направлен на обучение иностранных студентов русскому языку, культуре re и предоставление им возможности посещать все курсы русского языка (программы бакалавриата и магистратуры) без дополнительной оплаты. Исследовательская стажировка Это идеальный вариант для иностранных студентов, желающих провести исследовательский проект, встретиться с ведущими российскими учеными и взять интервью у российских журналистов. Семинары и курсы по выбору иностранных преподавателей В 2014 году мы открыли 2 новых курса по выбору: • Курс «Журналистика в конвергентном мире» читал швейцарский профессор. • Курс «СМИ и журналистика в Германии» был прочитан группой из четырех немецких профессоров.

    International Partners EMMA (Европейская ассоциация управления СМИ)

    IAMCR (Международная ассоциация исследований в области СМИ и коммуникаций)

    ECREA (Европейская ассоциация исследований и образования в области коммуникаций)

    ICA (Международная ассоциация коммуникаций)

    EJTA (Европейская ассоциация обучения журналистике) )

    ORBICOM (кафедра ЮНЕСКО по коммуникации)

    NAMMI (Национальная ассоциация исследователей средств массовой информации)

    Более 40 университетов-партнеров из разных стран мира: Бельгия Болгария Бразилия Китай Дания Финляндия Франция

    Германия Греция Венгрия Япония Латвия Нидерланды Польша

    Словакия Южная Африка Испания Швеция США Украина

    Почетные профессора

    Гентский университет Эльс Де Бенс, Бельгия

    Университет Дениса Маккуэйла в Амстердаме, Нидерланды

    Университет Паоло Манчини в Перудже, Италия

    Пал Тамас, Венгерская академия наук, Венгрия

    Ханну Ниеминен, Университет Хельсинки, Финляндия

    Университет Каарле Норденстренг, Тампере, Финляндия

    Международные конференции

    Международные Московские чтения Конференция «Средства массовой информации и коммуникации»

    Ежегодная научная конференция «Журналистика в .