Ломоносов Михаил Васильевич. Ломоносов михаил васильевич рост
Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России — Славянская культура
Прижизненный портрет Ломоносова. Художник Георг Преннер. 175о г. Михаил Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель, который смог приобрести мировую значимость, родился 19 ноября 1711. Мир знает его как интеллектуала-энциклопедиста, химика, физика, приборостроителя, астронома, географа, металлурга, геолога, поэта, художника, лингвиста, историка, просветителя.
Мужчина почти двухметрового роста, огромной силы, которую Михаил Ломоносов, не смущаясь, мог пустить в ход, отстаивая свое обострённое чувство справедливости.
Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой, что Солнце все с собой планеты водит: Один Коперник был, другой слыл Птолемей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь? Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?» Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
В декабре 1730 Михаил Ломоносов ушел учиться в Москву. Путь в науку.
Ломоносов родом с северных краев, а там отсутствовало крепостное право. Семья, его относилась к государевым людям и была довольно зажиточной. Сохранились сведения о том, что отец Ломоносова был помором и владел двумя кораблями для торговли и рыболовства. Какими бы знаниями и талантами не обладал крестьянин Ломоносов, его призванием была рыбная ловля и жизнь в Денисовке, неподалеку от Холмогор. Как удалось избежать подобной участи этому гениальному человеку досконально не известно. Известно лишь, что он оказался в Москве с заемными тремя рублями, которые тратил по три копейки в сутки. Столичному гостю требовалось чем-то питаться, читать книги и сопровождать любимое занятие свечным освещением.
Общеизвестным фактом является и то, что великовозрастный, 19-ти лет отроду Михаил Ломоносов поступил в ученье и постигал науки вместе с восьмилетними мальчишками. Насмешки, осуждение, подтрунивания… Никому не ведомо сколько всего пережил мужественный помор, но его рвенье было необычайным. За год он расправлялся с трёхгодичным курсом, что привело его к стенам академии. Здесь Ломоносов при поступлении соврал о своем происхождении, заявив, что является холмогорским дворянином.
Проштудировав все подвластные ему науки в России, Ломоносов решил продолжить утоление жажды знаний и отправился на стажировку в Германию. Там его ждала неплохая стипендия.
Михаилу Ломоносову в загранпоездке, приснилось, что «видит выброшенного, по разбитии корабля, отца своего на необитаемый остров в Ледяном море, к которому в молодости своей бывал некогда с ним принесен бурею».
Ломоносова сие сновидение чрезвычайно обеспокоило. Вернувшись в Петербург с чужбины, он первым делом справился об отце. Выяснилось, что тот действительно «по первом вскрытии вод, отправился по обыкновению своему в море на рыбный промысел; что минуло уже тому четыре месяца, и ни он, неже кто другой из его артели, поехавших с ним, еще не воротились».
Михаил Васильевич спешно организовал поиски пропавшего батюшки: спустя некоторое время тело Василия Ломоносова было найдено на «приснившемся» острове и там же погребено по православной традиции. Впоследствии некоторые ученые стали трактовать этот случай как доказательство существования телепатической связи между близкими родственниками.
Академия наук к моменту прихода будущего великого своего представителя просуществовала 16 лет и не видела ни одного русского. Это была обитель немецких ученых. Сметливого Ломоносова приняли сюда можно сказать с радостью, так как задумкой Петра было академирование родной нации. Оформлял будущего русского академика некий Шумахер, который впоследствии стал его злейшим врагом и далеко не одним. Как выяснилось впоследствии, русский представитель академического круга был много умнее коллег и, самое для них страшное, начал бороться с коррупцией, так как суммы, выделяемые на научные изыски, просто списывались в широкие карманы предприимчивых ученых. Бывший крестьянин не только стал воспитывать нерадивых коллег, но и поколачивать их, за что попал в тюрьму. Здесь, правда, он не скучал, осваивая стихотворные формы и рифмы.
Михаил Ломоносов умел он за себя постоять и не дорожил ни покровительством меценатов, ни благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве любимых идей... Вот как пишет он этому самому Шувалову, высокому своему патрону, который вздумал над ним пошутить. «Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но ниже у Господа моего Бога дураком быть не хочу»... В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: «Я отставлю тебя от Академии!» — «Нет, — возразил гордо Ломоносов, — разве Академию от меня отставят».
Михаил Васильевич любил Баха. Не раз стоял он на Мессе, всегда в левом нефе скромной церкви реформатской общины Марбурга (в которой он 26 мая 1740 венчался с Елизаветой Христиной Цильх) и самозабвенно слушал великого Баха.
Жениться хорошо, да много и досады. Я слова не скажу про женские наряды: Кто мил, на том всегда приятен и убор; Хоть правда, что при том и кошелёк неспор. Всего несноснее противные советы, Упрямые слова и спорные ответы. Пример нам показал недавно мужичок, Которого жену в воде постигнул рок. Он, к берегу пришед, увидел там соседа: Не усмотрел ли он, спросил, утопшей следа. Сосед советовал вниз берегом идти: Что быстрина туда должна её снести. Но он ответствовал: «Я, братец, признаваюсь, Что век она жила со мною вопреки; То истинно теперь о том не сомневаюсь, Что, потонув, она плыла против реки».
Отмщать завистнику меня вооружают, Хотя мне от него вреда отнюдь не чают. Когда зоилова хула мне не вредит, Могу ли на него за то я быть сердит? Однако ж осержусь! я встал, ищу обуха; Уж поднял, я махну! а кто сидит тут? муха! Как жаль мне для неё напрасного труда. Бедняжка, ты летай, ты пой: мне нет вреда.
Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же
Кузнечик дорогой, сколь много ты блажен, Сколь больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь; Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твое; везде в своём дому, Не просишь ни о чем, не должен никому.
С Ломоносова начиналась наша наука и наша литература. По словам Пушкина, «он сам был первым нашим университетом».
www.liveinternet.ru/users/4373400/post300216391/
Похожие статьи:
Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 2
Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 4
Традиции → Славянские сказки
Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 3
Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 1
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Каким был Михаил Васильевич Ломоносов?
Михаил Васильевич Ломоносов — крупнейший поэт первой половины XVIII столетия, выдающийся ученый, представляющий собой поразительное явление в развитии русской культуры и науки. В творчестве Ломоносова было впервые достигнуто единство формы и содержания художественного произведения. Именно он создал реальную систему стиха, реформировал русский литературный язык. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) - один из величайших русских поэтов и ученых. Он родился 8 ноября 1711 г. в селе Денисовке Холмогорского уезда Архангельской губернии в крестьянской зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая". Ломоносов вернулся в Россию в сентябре 1741 г. и был зачислен в штат Академии наук сначала адъюнктом (младшим научным сотрудником) , а с 1745 г. — профессором (академиком) . По возвращении в Россию Ломоносов развертывает бурную научную, организационную и литературную деятельность. Размах ее дал возможность Пушкину назвать Ломоносова «первым нашим университетом» . В своих статьях, публичных выступлениях, в поэзии, которая была для него важным общественным делом, Ломоносов пропагандирует передовые достижения науки и техники, ведет яростную борьбу с засильем невежд, с реакционерами от науки Русскому литературному языку до реформы Ломоносова была свойственна лексическая пестрота и грамматическая неупорядоченность. Наряду с варваризмами бытовали архаические формы церковнославянского языка, которые часто соседствовали со словами просторечными. Главная цель, которую поставил Ломоносов, — утвердить национальную самостоятельность русского языка на широкой народной основе. Он верил в огромные природные богатства и мощь родного слова, называя русский язык «сокровищницей» . Оды Ломоносова пронизаны пафосом Родины, зовущей к труду, к расцвету науки, верному служению отчизне.
Он был полненьким и умным :)
Он был выдающимся человеком, многогранным... А что касается его происхождения -есть версия, что его отцом является знаменитый Пржевальский.
спасиба а тобы была бы два
touch.otvet.mail.ru
Ответы@Mail.Ru: кто такой Ломоносов?
Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия) . Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы. Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений в области астрономии. Изучая явления атмосферного электричества, он выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и свечений кометных хвостов. В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан. Одним из главных достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца. М. В. Ломоносов был великим учёным-патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время. М. В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается.
Михаил Васильевич Ломоносов-первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного. Знак зодиака-скорпион. Михаил Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН.
Михайло Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, поэт, химик и много ещё. если вы его имели ввиду. 2 Нравится Пожаловаться 3 ОТВЕТА наташа пимнева 6 лет назад Мастер (2113) Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия) . Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы. Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений в области астрономии. Изучая явления атмосферного электричества, он выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и свечений кометных хвостов. В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан. Одним из главных достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца. М. В. Ломоносов был великим учёным-патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время. М. В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. 8 Нравится Пожаловаться Наталья Изместьева 1 год назад Знаток (279) 19 ноября 1711 г. – 15 апреля 1765 г. Русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии (ныне с. Ломоносово) в семье помора 1 Нравится Пожаловаться Вероника Саленкова 1 месяц назад Ученик (111) Михаил Васильевич Ломоносов-первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного. Знак зодиака-скорпион. Михаил Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН.
Прижизненный портрет Михаил Васильевич Ломоносов (Mikhail Vasilyevich Lomonosov) (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Знак зодиака — Скорпион. Михаил Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. В 1748 Ломоносов основал при АН первую в России [en] химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова был основан Московский университет (1755). Открытия Михаила Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. Ломоносов так же автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в. Михаил Ломоносов предложил организацию Московского университета (1754). Еще Михаиле Ломоносове: Пушкин сказал о нем замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого. Купель Купель, в которой крестили Ломоносова Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И. И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья,
это тот, кто всем носы ломает
хахахаха оочень смешно это виликий учёный
Лишь неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких направлений науки, как естествознание, химия, астрономия, приборостроение, география, металлургия, геология, филология. Ломоносов - один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице из низов к самым вершинам. Детские годы Родился Ломоносов Михаил Васильевич 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости, Двинского уезда, Архангелогородской губернии. Ныне населенный пункт носит имя великого ученого – село Ломоносово. Отец – зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена Ивановна, покинула наш мир, когда мальчику было всего девять лет. Семья владела довольно большим участком земли. Основную прибыль приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Уже с десяти лет и юный Миша принимал участие в походах. Наряду с рыбной ловлей мальчик любил читать. Обучил его этому хитрому делу дьяк местной церкви. Тогда-то мальчик и написал на бумаге свое полное имя - Ломоносов Михаил Васильевич. Биография ученого гласит, что работой его учителя было написание писем, прошений и ведение деловой переписки. Когда мальчику было тринадцать лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения сразу не заладились. И уже через год, суровой зимой, Ломоносов, кратко описать биографию которого очень сложно, тихо покинул дом. Ему повезло – в нужную сторону отправлялся рыбный обоз, к которому и примкнул будущий ученый. Мальчик отправился покорять Москву, где пока еще никто не знал, кто такой Ломоносов. кто такой ломоносов Тяжелый выбор В царской России высшее образование можно было получить лишь в трех крупных городах. Конечно же, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель. Начало обучения В январе 1731 года мальчик успешно поступил в школу. Учителя узнали, кто такой Ломоносов: в первую очередь прилежный ученик, всем своим естеством стремившийся к наукам. Все свободное время он проводил за изучением библиотечных книг. За обучение даже платили очень небольшое жалование, на которое можно было приобрести разве что немного хлеба и кваса. Не раз Ломоносов горевал по поводу постигшей его бедности, но никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить учебу и вернуться в родную деревню, где отец хотел его женить на одной из местных красавиц. Будущий ученый был явно более развитым, чем его одногодки. Поэтому за один год он мог перескочить сразу два-три класса. Неплохо овладел латынью и греческим языком. Петербург В 1735 году в составе двенадцати наиболее успешных учеников переведен на обучение в Санкт-Петербургскую академию наук. Кто такой Ломоносов, смогли воочию наблюдать светила науки. Все основные дисциплины были представлены в этом учебном заведении. Быт был более чем скромным. Но академия выдала одежду, а в комнатах была простая мебель. Каждое утро начиналось с урока усиленного изучения немецкого языка. Помимо филологии и написания стихов ученый занимался математикой, физикой, химией, минералогией. Прилежный ученик быстро примелькался, и уже очень скоро ни у одного из учителей не возникало вопроса о том, кто такой Ломоносов. Немецкий период жизни В 1736 году группа студентов, в составе которой был Михаил Васильевич, была отправлена на обучение в Германию. михаил ломоносов Основной задачей было обучение горному делу с целью дальнейшего преподавания в институтах. Никто и не удивился тому, что в группе был Ломоносов. Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и отчасти в Голландии. Результатом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долг и впроголодь не разочаровала Михаила Васильевича в правильности выбранного направления.
touch.otvet.mail.ru
Ломоносов Михаил Васильевич
1711 — 1765
(1711 — 1765)
Место рождения
д. Мишанинская Куростровской волости Двинского у. Архангельской губ.
Место смерти
Санкт-Петербург
Место захоронения
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века
Образование
- Славяно-греко-латинская академия в Москве
- Академический университет. Продолжил обучение в Марбургском университете (1736-1739)
Учителя
- Г.В.Крафт
- И.Генкель
- Х.Вольф
Годы работы в университете
1741 — 1765
Этапы карьеры в университете
1741 | 1745 | Адъюнкт | Академия наук | ||
1745 | 1747 | Профессор химии | Академия наук | ||
1747 | 1765 | Академик | Академия наук | ||
1758 | 1765 | Руководитель учебной и научной частью Академии | Академия наук | фактически Л. являлся ректором Университета и Гимназии. 19 января 1760 г. последовало распоряжение Президента АН о передаче Л. в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии. |
Основные вехи жизни, карьера вне университета
Родился в семье крестьянина-помора. До 16 лет занимался самообразованием, прочел «Арифметику» Л. Магницкого, «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого и «Псалтырь рифмотворную» С. Полоцкого. В декабре 1730 г. вместе с рыбным обозом ушел в Москву и, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Получив хорошую подготовку по древним языкам и гуманитарным наукам, Л. в числе 12 лучших студентов Академии был направлен в Академический университет, где с января 1736 г. обучался около 10 месяцев. Продолжил обучение в Марбургском университете (1736-1739) по гуманитарным и естественным наукам под руководством физика и философа Х. Вольфа. В 1739-1740 гг. учился во Фрайбурге у И. Генкеля химии и горному делу. Карьера в университете: В 1741 г. Л. вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом Академии наук по физике. Тогда же начал читать в университете курс основ металлургии. С сентября 1742 г. читал публичные лекции, комментируя «руководство к географии физической» Г.В. Крафта и приватно «давал наставления» в химии и натуральной истории о минералах, а также «в стихотворстве и штиле российского языка». В 1742 г. Л. составил для своего первого слушателя Мартина Клейнфельда пособие «Первые основания металлургии, или рудных дел» (напечатано в 1763 г.). В 1745 — профессор химии, с 1747 г. - академик, занял место И.Г. Гмелина. С 1745 г. первым из профессоров начал читать для широкой публики лекции на русском языке, по физике. В 1748 г. по предложению Л. на 2-й линии Васильевского острова была построена лаборатория для занятий со студентами естественными науками. В апреле 1749 г. Канцелярия Академии утвердила новый учебный план для университетских студентов, по которому Ломоносов должен был читать химию. С 1752 г. Л. начал вести со студентами занятия по разработанному им курсу «Истинной физической химии» с демонстрацией физико-химических опытов на специально изготовленных инструментах. С начала 1750-х гг. основные организационные усилия Л. были направлены на реформирование преподавания в академических Университете и Гимназии. В 1757-1760 гг. он составил несколько проектов регламента для Академической гимназии, где, в частности, настаивал на совместном обучении дворян и разночинцев, устройстве платного пансиона для учеников по образцу западных учреждений и «российских классов» - цикла занятий, посвященных изучению русского языка и русской истории. По регламенту Л. гимназия подразделялась на три класса: высший, средний и низший. Переход из одного класса в другой производился только после полного усвоения изучаемых предметов. Не было возрастных ограничений при приеме: наряду с шести- и семилетними детьми принимались взрослые юноши до 29 лет. Л. требовал преподавания латыни, арифметики, геометрии и географии на русском языке, философии – на латинском, изучение которого было углублено. После успешного окончания Гимназии, ученики переходили в Университет. Л. участвовал в создании нового Регламента и штата для университета. Реорганизация Университета, по его проекту предполагала не только пересмотр прежнего Регламента, но и издание особого акта верховной власти, где были бы перечислены даруемые Университету «привилегии», по примеру европейских университетов, и, наконец, проведение «инавгурации» Университета — торжеств с оглашением акта об университетских привилегиях. Основным нововведением в проекте Л. было разделение Университета на три факультета, а студентов на три класса (т. е. курса). Программа преподавания, намеченная Л., включала такие предметы как русское право, химия, ботаника, анатомия, восточные языки, которые не предусматривались Регламентом 1747 г. Проекты университетского и гимназического Регламентов были представлены Л. Предиденту АН и одобрены им, но их обсуждение в Академической канцелярии затянулось. В то же время 24 марта 1758 г. Ломоносов был назначен руководителем учебной и научной части Академии, т. е. фактически ректором Университета и Гимназии. 19 января 1760 г. последовало распоряжение Президента АН о передаче Л. в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии. Л. употреблял различные меры поощрения способных гимназистов и студентов к учению, занимался подбором педагогического персонала, настаивал на проведении испытаний учеников в присутствии инспектора и ректора Гимназии, а в старших класах в присутствии членов Канцелярии и специально назначенных профессоров Университета. В число учителей гимназических классов были введены адъюнкты Академии С. Румовский и М. Сафронов, ученики Л. Эйлера, а также наиболее подготовленные студенты Университета, которые за свои педагогические труды получали прибавку к студенческому жалованью. Эти меры превращали Гимназию в органическую часть Университета, что было организационно закреплено вскоре после смерти Л. Стараниями Л. изменился сословный состав студентов и гимназистов, среди которых появилось много способных молодых людей, происходивших из государственных крестьян, солдатских детей, низшего слоя церковнослужителей. Л. добивался строительства для гимназии и университета собственных зданий в территориальной близости к Академии. Когда в 1757 г. возникла мысль об объединении всех департаментов Академии на Стрелке Васильевского острова, Л. вместе с академическим архитектором разработал планы и смету строительства. Хотя этот проект остался в чертежах, Университет и Гимназия в ноябре 1765 г., уже после смерти Л. были возвращены с Троицкого подворья на Стрелку Васильевского острова, в в отремонтированный дом барона Строганова, который с 1747 г. арендовала Академия. Имея личное поручение Президента Академии К.Г. Разумовского, Л. заботился об Университете и Гимназии, вникал в бытовые и учебные дела студентов, способствовал лучшему материальному обеспечению их жизни и всесторонней мотивации их к занятиям наукой. В то же время были повышены требования к абитуриентам, принимаемым в Университет. Во время единоличного заведования учебной частью Академии наук (1758-1765) Л. сделал научную специализацию более последовательной, предоставляя студентам право слушать лекции лишь по той специальности, в которой «каждый по склонности и силам своим мог бы... надлежаще оказать отечеству успехи». По своим предпочтениям с 1758 г. студенты разделились на три примерно равные группы: первая специализировалась в физико-математических науках, вторая в медицине и ботанике, третья – в истории и филологии. Условием повышения качества обучения Л. считал его индивидуализацию. Академикам было вменено в обязанность обучать «старших студентов» по индивидуальным учебным планам и проводить экзамены в присутствии всех профессоров и адъюнктов. За время руководства Л. в студенты были произведены 24 питомца преобразованной им Гимназии. Из Университета за 1751-1765 гг. были выпущены переводчиками 14 студентов, определены адъюнктами в Академию 10, 3 человека защитили магистерские диссертации, 3 – стали преподавателями в учебных заведениях, 1 – определен лаборантом, 1 – корректором в типографию. При Л. упрочились связи Академического университета с зарубежными университетами, укрепилась его материальная база: возникли химическая лаборатория, анатомический театр, «ботанический огород». Карьера вне университета: Основным предметом занятий Л. до 1754 были физико-химические исследования (в частности, химия стекла), главным образом, в открытой им в октябре 1748 г. Химической лаборатории. Их результаты Л. публиковал в академических изданиях («Commentarii» и «Novi Commentarii») и докладывал в публичных заседаниях Академии. Кроме популяризации знаний выступления Л. играли большую роль в развитии светских ораторских жанров. 6 сентября 1751 он произнес «Слово о пользе химии», пропагандирующее ее прикладное значение, 26 ноября 1753 г. «Слово о явлениях воздушных», посвященное памяти Г.-В. Рихмана , где изложил свою теорию атмосферного электричества, 1 июля 1756 г. - доклад по астрономии – об открытии атмосферы вокруг Венеры, изобретении нового телескопа, а также «Слово о происхождении света», в котором доказывалась волновая природа света. 19–20 августа 1757 г. Л. было произнесено «Слово о рождении металлов», излагавшее основные принципы геологии и теорию землетрясений. С географическими работами Л. Было связано «Рассуждение о большой точности морского пути», произнесенное 8 мая 1759 г. В последнем своем публичном выступлении «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (6 сентября 1760 г.) Л. изложил основные положения закона сохранения вещества. Кроме научных работ Л. как член Академии наук выполнял множество обязанностей: он выступил корректором календаря на 1746 год, с 6 мая 1748 по 23 марта 1751 проверял переводы иностранных известий для «СПб. ведомостей»; до начала 1750-х гг. регулярно переводил с немецкого на русский язык работы Г.-В. Крафта и Г. Гейнзиуса, обогащая научный язык новой терминологией, а также описания иллюминаций и др. сочинения Я. Я. Штелина, до начала 1762 г. редактировал переводы и сочинения академиков и посторонних авторов. Неутомимая деятельность по реформированию учебных заведений Академии и ее самой и конфликтный характер Л. поставили его в оппозицию Академической канцелярии и многим коллегам по АН, главным образом, немцам. В поисках покровительства и поддержки своих проектов Л. обращатлся к императрице Елизавете Петровне, при посредничестве М. И. Воронцова и И. И. Шувалова, позже к Екатерине II при поддержке Г. Г. Орлова. 28 августа 1750 г. в Царском Селе на приеме у Елизаветы Петровны Л. беседовал с ней о значении науки для российской промышленности. В 1763 г. он лично вручил Екатерине II план организации экспедиций для составления «Российского атласа». С 1760 г. основным местом его работы становится Географический департамент Академии. Л. разработал план получения физико-географических и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Кроме занятий по картографированию империи Л. систематизирует материалы о ее хозяйственно-экономическом положении. Из последних проектов Л. известен лишь трактат «О сохранении и размножении русского народа» (1761), более ста лет не публиковавшийс целиком по соображениям цензуры. Автор предлагал в нем систему законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1758 Л. было также поручено «смотрение» за Историческим собранием АН.
Награды
Избран почетным членом Шведской АН (1760), Болонской АН (1764), почетным членом С.-Петербургской Академии художеств (1763). Обсуждался вопрос о его избрании в Парижскую академию. Весной 1753 г. получил землю с приписанными к ней 200 душами 15 декабре 1763 Екатерина II пожаловала Л. в ст. советники. Доказательством признания его заслуг было посещение императрицей дома ученого 7 июля 1764 г. В 1948 г. Ораниенбаум переименован в г. Ломоносов, Чернышев мост, Чернышева площадь и Чернышев переулок переименован, соответственно, в мост, площадь и улицу Ломоносова, его имя носят также улицы в пригородах Петербурга, станция метро «Ломоносовская», ряд промышленных предприятий. Именем Л. названы также течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген. В 1949 г. в здании Кунсткамеры, где с 1741 г. работал Л., бы открыт музей М.В. Ломоносова. Памятники Л. установлены на площади г. Ломоносова (1892, скульптор П. П. Забелло, архитектор А. С. Лыткин) и на Университетской набережной (1986, скульптор Б. А. Петров, В. Д. Свешников, архитекторы Э. А. Тяхт, И. А. Шахов). В 1956 АН СССР учредила в качестве высшей награды за выдающиеся работы в области естественных и общественных наук две золотые медали, причем одна из них присуждается отечественным, другая — зарубежным ученым.
Область научных интересов, значение в науке
Научное творчество Л. отличалось многообразием. Будучи ученым-энциклопедистом, сочетая теотерические и прикладные исследования, Л. выступал как химик, физик, астроном, геолог, географ, историк, а также теоретик русского языка и стихосложения. Наряду с научными исследованиями Л. занимался литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий. В 1753 Л. основал первую в России фабрику мозаики, создал несколько мозаичных картин. Наиболее известно его панно «Полтавская баталия» (1762-1764, ныне в здании АН) и ряд портретов. Л. занимался популяризацией трудов западных ученых. Перевел раздел работы Л.-Ф. Тюмминга «Основание Волфианской философии, составленное для академического пользования», под названием «Христиана Вольфа сокращенная экспериментальная физика, с латинского на российский язык переведенная», которая была опубликована в 1745 г. Этот перевод стал первым учебником по экспериментальной физике на русском языке. Тем самым в практику обучения были введены десятки важнейших физических понятий на русском языке. В ряде филологических трудов («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739) Л., развивая идеи В. Тредиаковского и полемизируя с ним, изложил систему силлабо-тонического стихосложения, в «Кратком руководстве к красноречию» (1748) разработал свод правил построения художественной речи и предложил теорию тропов. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Л. разграничивает старославянский и русский языковые горизонты, систематизирует лексику, определяет стилистическую окраску «штилей» и их функции. Его «Русская грамматика» (1755—57) стала одной из первых научных книг о русском языке. В своих торжественных речах («Слово похвальное... государыне императрице Елизавете Петровне...», 1749; «Слово похвальное... государю императору Петру Великому», 1754-1755) Л. на практике воплощал свои теоретические идеи. Л. был крупным историком своего времени. Русской историей Л. занимался с 1749 г., но систематические исследования в этом направлении он начал с 1751. Его основные сочинения – «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Ч. 1-2. (1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749-50), «Краткий российский летописец с родословием» (1760). Ломоносов написал также «Замечания на «Историю …» Вольтера» (1757-60, изд. 1829) и на «Сибирскую историю» Г. Ф. Миллера (1751). Стимулом к самостоятельным историческим занятиям для Л. послужило пожелание Елизаветы Петровны видеть российскую историю, написанную «штилем». Написание этого труда заняло 4 года, а с 1758 г. началось его печатание. Незаконченная, лишенная научного аппарата книга вышла в 1766 с кратким предисловием А.Л. Шлецера. С точки зрения методики «История» уступает работам Миллера и Шлецера. Для Л. характерно отсутствие критики источников, произвольная компиляция летописных свидетельств. Достоинством книги являлись ее литературный стиль и сама попытка освещения раннего периода русского средневековья. «Древняя Российская история...» сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и религии восточных славян позволил Л. заключить о множестве сходных элементов. Л. был сторонником сарматской теории этногенеза славян. Л. различал в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема, в связи с чем делил историю России на 6 периодов: 1-й период- «до Рюрика» (ему посвящена 1-я часть «Древней российской истории», где доказывается, что создателями Киевского гоударства были не скандинавские завоеватели, а местные, в основном, славянские и отчасти угро-финские племена. 2-й период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава Мудрого, 3-й - до нашествия Батыя, 4-й период - до княжения Ивана III, 5-й период - от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича, 6-й период - от Петра I до Елизаветы Петровны. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Л. составил «Краткий российский летописец с родословием», где в сжатой форме излагались основные события русской истории с 862 по 1725 г. Книга создавалась, вероятно, как учебное руководство для великого князя Павла Петровича. Удобная для преподавания форма обеспечила «Летописцу» редкий успех. Еще при жизни Л. «Летописец» был переведен на немецкий, а позже на английский язык. В полемике с Г.Ф. Миллером Л. выступал с критикой норманнской теории, обвиняя его в умышленном принижении русского народа в своих исследованиях. Исходя из того, что «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики, а в русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков, Л. считал, что «варяги», упоминаемые в «Повести временных лет», приглашенные во главе с Рюриком на княжение в Новгород, были не скандинавами, а балтийскими славянами. Осенью 1757 Л. по поручению составил замечания на рукопись «Истории Петра Великого» Вольтера и готовил для него материалы о стрелецких бунтах, самозванцах, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, правлении царевны Софьи.
Диссертации
1739 | Докторская | «О различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул» | Диссертация по физике |
1745 | Докторская | «О светлости металлов», «Размышления о причине теплоты и холода», «О действии химических растворителей вообще», «Попытка теории упругой силы воздуха» | Диссертации для получения звания профессора в Академии наук |
Основные курсы
1741 | Академия наук | Физика | 1741 | |
1741 | Академия наук | Основы металлургии | 1741 | |
1742 | Академия наук | Руководство к физической географии | 1742 | |
1742 | Академия наук | Химия, естественная история | 1742 | |
1742 | Академия наук | Стихотворство и стиль российского языка | 1742 | |
1752 | 1754 | Академия наук | Истинная физическая химия | 1752 1753 1754 |
Ученики
- А.П. Протасов
- В.Ф. Зуев
- И. И. Лепехин
- П. Б. Иноходцев
- С. Я. Румовский
- С.К. Котельников
Основные труды
Полное собрание сочинений: В 11 т. / АН СССР ; глав. ред. С. И. Вавилов, Т. П. Кравец. М.; Л., 1950-1983.
Полное собрание сочинений: В 10 тт. 2-е изд., испр. и доп. / Гл. ред. Ю.С. Осипов. Науч. ред.: В.Г. Смирнов (отв. ред.), П.В. Ильин, Э.П. Карпеев М.В. Семиколенных, Г.И. Смагина, В.С. Соболев, И.Б. Соколова, Н.Г. Сухова и Д.А. Щеглов и др.. СПб.: Наука, 2010-2012.
Основная биобиблиография
Биобиблиография:
Библиография изданий сочинений М. В. Ломоносова на русском языке / Сост. Г.З. Кунцевич. Пг.,1918. 232 с.
Материалы по библиографии о Ломоносове на русском, немецком, французском, итальянском и шведском языках / Сост. А. Г. Фомин, К. Дукмейер, Г. Эллис, А. Мартен и А. Иенсен. Пг.: Тип. Рос. акад. наук, 1915. 215 с.
Лит.:
Пекарский П. П., История императорской Академии наук. Т. II. С. 259-963.
Билярский [П. С.] Материалы для биографии Ломоносова. СПб., 1865. 104, 820 с.
Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.; Л. Изд-во Акад. наук СССР, 1962.
Кулябко Е. С., Бешенковский Е. Б. Судьба библиотеки и архива М. В. Ломоносова. М.-Л., 1975. 227 с.
Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Сост. В. Л. Ченакал, Г. А. Андреева, Г. Е. Павлова, Н. В. Соколова; Под ред. А. В. Топчиева, Н. А. Фигуровского, В. Л. Ченакала. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 436 с.
Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание. Сост. Л. Б. Модзалевский; Под ред. Г. А. Князева. М.-Л., 1937. 404 с.
Курмачева М. Д. Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов. М., 1975;
Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л., 1981;
Langevin L., Lomonossov, 1711—1765, sa vie, son oeuvre, P., 1967
Shütz W., Michail W. Lomonossow, Lpz., 1970;
Mikhail Vasil’evich Lomonosov on the corpuscular theory, ed. by Н. Leicester, Camb., 1970.
Архив, личные фонды
ПФА РАН. Ф. 3, 20 (1242 ед. хр.).
ЦГАЛИ. Ф. 1625 (27 ед. хр.)
Составители и редакторы
Т.Н.Жуковская
Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.
Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. ТихоновАвторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.
bioslovhist.spbu.ru
Ломоносов Михаил Васильевич - биография
Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития русской науки.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в семье черносошного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова (1681–1741), занимавшегося морским промыслом на собственных судах.Стремясь получить образование, М. В. Ломоносов в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. В 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников М. В. Ломоносов был послан в Санкт-Петербург для зачисления в Академический университет, а в 1736 году командирован в Германию для обучения химии и металлургии. Он учился сначала в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге у химика и металлурга И. Генкеля. За границей М. В. Ломоносов пробыл до 1741 года и вскоре по возвращении (в январе 1742 года) был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 года стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.
Деятельность М. В. Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. В 1746 году он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 году по настоянию М. В. Ломоносова для него была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.
Научную деятельность М. В. Ломоносова можно разделить на три периода: до создания лаборатории он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 года проводил преимущественно химические работы, а с 1753 года до конца жизни – в самых различных областях естественных и прикладных наук. Наряду с научными исследованиями М. В. Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий. Движимый высоким патриотизмом, он предпринял детальное изучение ряда источников русской истории. Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М. В. Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом: в 1755 году по его проекту и при содействии И. И. Шувалова был организован Московский университет, носящий ныне имя М. В. Ломоносова.
В течение многих лет М. В. Ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла на фабрике, построенной им в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик, в развитие искусства которых М. В. Ломоносов внес существенный вклад. Он создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762–1764). Мозаичные работы М. В. Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 году своим членом.
На протяжении всей жизни М. В. Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение. Однако в исторических условиях середины XVIII века многие его «государственные помыслы» не могли быть осуществлены. В последние годы жизни М. В. Ломоносова его научные работы были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской Академии наук (1760), а затем почетным членом Болонской Академии наук (1764).
Весной 1765 года М. В. Ломоносов простудился и 4 (15) апреля скончался. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
www.bankgorodov.ru