Ломоносов историк кратко: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

Русский космизм | Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов (8 [19] ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

Михаил Васильевич Ломоносов сумел объять в своём творчестве все главные области знаний, фундаментальные, основополагающие их проблемы, и настолько глубоко проникнуть в самую сущность непонятых в его время явлений, настолько идти впереди своего времени, что и сейчас лишёнными даже малого преувеличения звучат слова В. И. Вернадского, сказанные более чем сто лет назад о М. В. Ломоносове, как о предстающем «нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию».

Об энциклопедизме М. В. Ломоносова с определённостью говорит и сам перечень трудов его, это отмечают как представители естествознания, так и гуманитарии. Это признавали учёные его века, сейчас факт многогранности его таланта очевиден, наследие учёного достаточно хорошо изучено, в большинстве своём — понято и классифицировано, но ещё А. С. Пушкин так его характеризует:

« Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка[46] »

А сам учёный, словно подтверждая цельность своей натуры и понимание глубины взаимосвязи всех направлений и областей знания, весьма лаконично излагает свои мысли на этот счёт:

Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как и физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству.

Некоторые современные исследователи относят творческое мировоззрение М.В. Ломоносова к направлению философии, которое впоследствии было названо «русским космизмом». Русский космизм возник в области соприкосновения русской православной культуры с её теоретическим представлением о единстве микрокосма и макрокосма и западно-европейского прикладного научного знания. Первые самобытные черты этого мировоззрения прослеживаются уже в творчестве М.В. Ломоносова. Окончательно, как целостное самобытное явление (характеризующееся несомненной полнотой всех отмеченных черт), русский космизм проявился в форме активного христианства Н.Ф. Фёдорова. С эпохи Ломоносова можно датировать время начала развития идейных корней русского космизма, если уподобить это явление культуры дереву, корни которого – в эпохах русского Просвещения и романтизма, ствол – учение Н.Ф. Фёдорова, ветви – теории его учеников (В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского) и их последователей (включая современных). Философское наследие М.В. Ломоносова опережает западноевропейскую и русскую мысль более чем на полвека (соответственно, в развитии идей цельности знания и единства не только наук, но и науки и религии). Также, как у В.Ф. Одоевского и Н.Ф. Фёдорова, у М.В. Ломоносова религия понимается как область целей, а наука – как область средств развития культуры. Творчество космистов XIX в. ближе к идеям М.В. Ломоносова, нежели к идеям немецких романтиков, и, таким образом, русский космизм, в своей основе – самобытное явление русской мысли.

Издания

  1. Ломоносов М. Краткое руководство к красноречию. — Кн. 1: В коей содержится Риторика… — СПб.: Имп. Акад. наук, 1748. — 327 с.
  2. Ломоносов М. Риторика. — СПб.: 1748.
  3. Ломоносов М. Российская грамматика. — СПб.: Имп. Акад. наук, 1755. — 214 с.
  4. Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — СПб.: Имп. Акад. наук, 1751.
  5. Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — 2-е изд. с прибавл. — М.: Имп. Моск. ун-т, 1757—1759.
  6. Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — СПб.: Имп. Акад наук, 1768.
  7. Ломоносов М. Краткое начертание римских и российских прав. — М, 1777.
  8. Ломоносов М. Краткий российский летописец с родословием. -СПб, 1760
  9. Ломоносов Михаил Васильевич «Письмо И. И. Шувалову от 1.11.1761 года» // Беседы в Обществе любителей Российской словесности. Вып. 3. — М. 1871. С. 72-86. (Формат pdf).
  10. Ломоносов М. В. Сочинения: [В 8 т.]. — СПб.; М.; Л., 1891—1948.
  11. Ломоносов М. В. Первые основания металлургии или рудных дел. — СПб, 1763.
  12. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений Михайла Васильевича Ломоносова, с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде ещё не напечатанных творений — СПб, 1803—1804.
  13. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 10 т. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950—1959. Т. 11. М., Л.: Наука, 1983.
  14. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения — М.: Госполитиздат, 1950
  15. Ломоносов М. В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986.
  16. Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986.
  17. Михайло Ломоносов, Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава I, М. В. Ломоносов, Полное Собрание Сочинений, т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952
  18. Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года. — СПб, 1766.
  19. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании [Текст] : [Сборник] / М. В. Ломоносов; сост. Т. С. Буторина; АПН СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 339, [4] с.
  20. Ломоносов М. В. Российская грамматика Михаила Ломоносова [Текст] / М. В. Ломоносов. — 5-м тиснением. — СПб. : Акад. наук, 1788. — 214 с.
  21. Ломоносов М. В. О сохранении русского народа / Сост., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 848 с., ISBN 978-5-902725-88-6

Научные издания.

Публикации документов

  1. Материалы для биографии Ломоносова. Собраны экстраординарным академиком Билярским. Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук. 1865
  2. История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекарского. Том первый. Издание отделения русского языка и словестности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1870
  3. История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекарского. Том второй. Издание отделения русского языка и словестности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1873
  4. Шевырёв С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему юбилею. 1775—1785. — Репринтное издание. — М.: Издательство Московского университета. 1998 ISBN 5-211-03884-3
  5. Любимов Н. Жизнь и труды Ломоносова. Часть первая. Москва. Университетская типография (Катков и К°), на Страстном бульваре. 1872
  6. Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах. — Том I. М.: Искусство. 1990 — О живописи в России; О мозаике; Академия трёх знатнейших художеств; Об архитектуре; Искусство фейерверков; О медальерном искусстве; Письма Якоба Штелина. ISBN 5-210-00122-9 (т. I) (рус.) ISBN 5-210-00147-4
  7. Будилович А. С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб. 1869
  8. Русская Виртуальная Библиотека. Михаил Васильевич Ломоносов.
  9. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М.; Л.: Наука, 1961.
  10. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. Л.: Изд-во АН СССР, 1962.
  11. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Рос. акад. наук; Музей М. В. Ломоносова; Ред.-сост. Э. П. Карпеев. — СПб.: Наука, 1999.
  12. Ломоносов: сборник статей и материалов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940—1961. Т. I—V; М.; Л.: Наука, 1965—1991. — Т. VI—IX.
  13. Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание / АН СССР; Сост. Л. Б. Модзалевский; Под ред. Г. А. Князева. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — 404 с — (Акад. наук СССР. Труды Архива; Вып. 3).
  14. Биографии великих химиков. Редактор К. Хайниг. М.: Мир. 1981 — Перевод немецкого издания: Biographien bedeutender. Eine Sammlung von Biographien. Von eine autorenkollektiv, herausgegeben von dr. Karl Heinig. 4 auflage. Volk und Wissen Volkseigenen Verlag. Berlin. 1977
  15. Меншуткин Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947
  16. Меншуткин Б. Н. М. В. Ломоносов. М.; Л.: ГИЗ, 1925
  17. Кудрявцев Б. Б. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765: Его жизнь и деятельность. — Изд. 2-е. — М.: Гостехиздат, 1950. — 112 с. — (Люди русской науки). (1-е изд. — 1949)
  18. Кудрявцев Б. Б. М. В. Ломоносов. — М.: Учпедгиз, 1955. — 128 с. — (Классики физики).
  19. Павлова Г. Е., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Наука, 1986
  20. Серман И. З. Неизданный конспект М.  В. Ломоносова «Трактата о возвышенном» Псевдо-Лонгина в переводе Н. Буало // XVIII век. — СПб., 2002. — Сб. 22 . — С. 333—346.
  21. Сидоров Н. И. Из истории мозаических составов М. В. Ломоносова // Известия Академии наук СССР. VII серия. Отделение физико-математических наук, 1930, № 7, C. 679—706
  22. Павлов А. П. Значение Ломоносова в истории почвоведения. — Почвоведение, 1912.
  23. Качалов Н. Н. Стекло. М.: Издательство АН СССР. 1959
  24. Каталог художественных произведений с изображениями Михаила Васильевича Ломоносова из собрания Московского университета // Сост. Е. В. Зименко, Г. А. Широкова. Под. ред. А. П. Лободанова. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 88 с.; ил.
  25. 275 лет Санкт-Петербургскому государственному университету. Летопись 1724—1999. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999 ISBN 5-288-02146-5
  26. Кусов В. С. Неоконченные работы М. В. Ломоносова по картографированию России // Вестник Моск. ун-та. География, 1989. № 1. С. 37—44.
  27. Главное здание Академии Наук в Санкт-Петербурге (историческая справка). К 250-летию Российской Академии наук. Санкт-Петербург: Европейский Дом. 1999 ISBN 5-8015-0024-3
  28. М. В. Ломоносов и елизаветинское время / Авт.-сост. Н. Ю. Гусева. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — 596 с., ил., 1500 экз., ISBN 978-5-93572-417-7
  29. Абрамзон Т. «Ломоносовский текст» русской культуры: Избранные страницы. — М.: ОГИ, 2011. — 240 с., 100 экз., ISBN 978-5-94282-652-9

Художественная литература. Беллетризированная биографика. Публицистика

  1. Лебедев Е. М. В. Ломоносов. Ростов-на-Дону, 1997. — (Жизнь замечательных людей).
  2. Ломоносов и российская культура. Северодвинск, 1996.
  3. Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Молодая гвардия. 1965
  4. Морозов А. А. Юность Ломоносова. Архангельск, 1953
  5. Морозов А. А. М. В. Ломоносов: Путь к зрелости. Л.: Издательствово АН СССР, 1961
  6. Морозов А. А. Родина Ломоносова. Архангельск: Сев.-Зап.кн. изд-во, 1975
  7. Павлов А. П. Ломоносов как геолог. М.: 1912.
  8. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. М.: Современник, 1989.
  9. М. В. Ломоносов. 1711−1765. Архангельск, 1961.
  10. Слово о Ломоносове. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во,1986.
  11. Шумилов Н. А. Род Ломоносовых: Поколенная роспись. Архангельск: Правда Севера, 2000.
  12. Чудинов И. А. Богатырь науки и искусства (молодым о М. В. Ломоносове): Учеб. пособие. Архангельск: МИУ, 2001.
  13. Тюличев Д. В. Прижизненные издания литературных произведений и некоторых научных трудов М. В. Ломоносова // Ломоносов: Сб. статей и материалов». Т. VIII. Л.: 1983. (Формат pdf).
  14. Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. — Л.: Лениздат. 1981
  15. Шторм Г. П. Ломоносов, 1933. — 144 с. (Жизнь замечательных людей)
  16. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 471 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03323-8
  17. Баландин Р. Михаил Ломоносов. М.: Вече, 2011. 352 с.,ил., Серия «Великие исторические персоны», 3000 экз., ISBN 978-5-9533-5333-5
  18. Смагина Г. И. Княгиня и ученый: Е. Р. Дашкова и М. В. Ломоносов (к 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова). СПб.: Росток, 2011. — 416 с., ил., 1000 экз., ISBN 978-5-94668-097-4

Детская и юношеская литература

  1. Фурманн П. Cын рыбaкa. Михаил Васильевич Ломоносов. Повесть для детей. — СПб: Типография А. Дмитриева. 1851
  2. Фриче В. М. К свету знания. (Михаил Васильевич Ломоносов). Исторический рассказ. // Серия: Книги для детей. — М.: Денница. 1920
  3. Андреев-Кривич С. А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов. Повесть. // Школьная библиотека — М.: Детская литература, 1960
  4. Лиры и трубы. Русская поэзия XVIII века. Сборник. // Серия: Школьная библиотека. — М.: Детская литература. 1973
  5. Ломоносов М. В. Избранное. // Серия: Школьная библиотека — М.: Детская литература. 1978
  6. Ломоносов М. В. Стихотворения. // Серия: Школьная библиотека. — М.: Советская Россия. 1981
  7. Тредиаковский В. К., Кантемир А. Д., Ломоносов М. В. и другие. Русские поэты XYIII — XIX веков. Антология. // Библиотека мировой лититературы для детей. Т. 6 — М.: Детская литература. 1985
  8. Воскобойников В. М. Когда Михайло Ломоносов был маленьким. Повесть. // Жизнь замечательных детей. Книга первая. — М.: Оникс, 2007
  9. Нечипоренко Ю. Помощник царям: жизнь и творения Михаила Ломоносова. М.: Издательство Московского Университета, 2011. 128 с.,ил., 3000 экз., ISBN 978-5-211-05974-0.

Периодика

  1. Crease, Robert (November 2011). «Mikhail Who?». Physics World.
  2. Shiltsev, Vladimir (November 2011). «Nov. 19, 1711: Birth of Mikhail Lomonosov, Russia’s first modern scientist». APS News 20 (10).
  3. Shiltsev, Vladimir (February 2012). «Mikhail Lomonosov and the dawn of Russian science». Physics Today 65 (2).

Ссылки

  • Трехсотлетие рождения Михаила Васильевича Ломоносова
  • УФН: к 300-летию рождения М. В. Ломоносова
  • Михаил Васильевич Ломоносов — РНБ
  • Ломоносов Михаил Васильевич — БСЭ
  • Ломоносово.ру Ломоносов Михаил Васильевич — жизнь, научная деятельность, творчество, историческая родина, туризм на родину Ломоносова, 300-летний юбилей М. В. Ломоносова
  • Электронная научная библиотека «Ломоносов» // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). — Сочинения Ломоносова и работы о нём.
  • Былое России: Потомки Михаила Васильевича Ломоносова
  • Ломоносов Михаил // Русские поэты
  • Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский ученый, поэт и просветитель:
  • А. Портнов Родственная душа
  • М. В. Ломоносов — основатель Московского Университета. По мат. книги Б. Н. Меншуткина «Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова». Изд. АН СССР, Москва-Ленинград, 1947
  • Ломоносов, Михаил Васильевич — Биография. Библиография. Высказывания
  • Ермилов Н. Е. История сооружения памятника Ломоносову в Архангельске // Исторический вестник, 1889. — Т, 36. — № 4. — С. 174—180.

Сочинения

  • Ломоносов, Михаил Васильевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого, или До 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т.6. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
  • Ломоносов, Михаил // Стихия: классическая русская / советская поэзия.
  • Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до…
  • Ломоносов, Михаил Васильевич в Электронной библиотеке «ImWerden»

404 — HTTP not found

 

 

  • Главная
  •  / 
  • История

 

Вы запросили страницу
http://www. portal-slovo.ru/history/35101.php%3felement_id%3d35101%26showall_1%3d1
Введен неправильный адрес страницы или страницы с таким адресом не существует.

Попробуйте сделать следующее:

  • Проверьте правильность адреса страницы в адресной строке.
  • Перейдите на главную страницу портала.
  • Воспользуйтесь поиском по порталу.
  • Воспользуйтесь картой портала.
  • Задайте вопрос в форуме портала.
  • Вернитесь на предыдущую страницу.

Если Вы уверены, что страница с таким адресом существует, пожалуйста, отправьте письмо администратору портала.

 

 

 


Веб-студия Православные. Ру
 

Краткая история – chtodelat.org

8 февраля 2008 года Европейский университет в Санкт-Петербурге (аспирантура) был закрыт якобы за нарушения правил пожарной безопасности. Однако многие инсайдеры университетов и другие наблюдатели считали, что за этим странным шагом стоят более влиятельные политические деятели. Помимо того, что они рассматривали закрытие как часть более общей атаки на «агентов западного влияния», они указали на тот факт, что университет оказался под давлением из-за исследовательской программы по наблюдению за выборами, финансируемой Европейским Союзом, которая базировалась в университете (чье руководство ранее решил закрыть его). Как бы то ни было, профессора, студенты, выпускники, друзья и союзники университета развернули многостороннюю кампанию по открытию университета. Со своей стороны студенты ЕС организовали серию театрализованных публичных акций, в том числе возложение мемориального пожарного рукава к памятнику Михаилу Ломоносову, отцу современной российской науки, и народный бурлеск. Поскольку их университет все еще был закрыт, их активность приняла естественный оборот: они решили проводить занятия на улице.

Первый Уличный Университет состоялся в воскресенье, 9 марта 2008 г., в Соляном переулке, пешеходной улице в центре Петербурга. Толпа человек около семидесяти слушала доклады о студенческом самосознании, студенческих союзах в США, дореволюционной студенческой солидарности, ситуационизме и 1968 году, а также о том, как одеваться, когда твой университет закрыт и ты оказываешься на холодных улицах. Мероприятие собрало студентов, аспирантов и преподавателей различных петербургских вузов, общественных активистов, художников, журналистов и просто неравнодушных горожан.

Второй Уличный Университет состоялся 16 марта. Новоиспеченные аудиторы ГУ прослушали доклады о восприятии студентов в российском обществе, активизме как аморализме и концепции Бадью о мероприятии.

21 марта неожиданно открылся Европейский университет. Однако это счастливое окончание конфликта не означало конца СССР. Его организаторы, лекторы и аудиторы — группа, в которую с самого начала входили студенты, исследователи и активисты, формально не связанные с ЕС, — решили, что это должно продолжаться как автономная инициатива. Реорганизация в «мирное время» оказалась трудной. Различные фракции СБ разработали предложения для декларации (включая ту, что напечатана в этой газете) и обсудили ее лично и по электронной почте. Этот процесс завершился раскрепощающим, но показательным «учредительным собранием» в петербургском офисе общества «Мемориал» в начале апреля.

SU вновь открыл свои несуществующие двери 13 апреля. С тех пор он провел десять заседаний, на которых обсуждались такие вопросы, как безудержное развитие городов, взаимодействие активистов с полицией, искусство и демократия, цензура. 11 мая СУ провел свою первую уличную акцию «Религия – это стоматология» в поддержку РГГУ. 1 июня СУ провел свое первое вечернее заседание.

SU продолжает свой путь. Обучение бесплатное. Срок обучения не ограничен.

Проект MUSE — История и театральное искусство

  • Николас Тарлинг

  • Журнал истории Новой Зеландии
  • Оклендский университет
  • Том 11, номер 2, октябрь 1977 г.

  • стр. 105-111
  • Статья
    • Посмотреть цитату
  • Дополнительная информация

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

История и театральность Двадцатый век, век специализации и профессионализации, не век эрудита: в нем нет ни Ломоносова, ни Ризаля, и мало кто может пересечь границы между дисциплинами и отсеками знания. Но, пожалуй, можно хотя бы быть профессионалом в одной сфере и дилетантом в другой. Возможно также, что тому, кто пытается взять на себя такое обязательство, позволено сопоставить эти два понятия. Чем могут торговать друг с другом эти две страны разума? Историк полезен в театре, даже если не считать актерских способностей. Он может помочь создать ощущение эпохи, когда ставится историческая пьеса. Он может напомнить тем, кто выбирает репертуар, о необходимости исследовать не только последнюю моду, не только настоящее; необходимость постоянно пересматривать взгляд на прошлое, подвергать сомнению традицию. Далее, опять же, историки специализируются; и есть историки театра, дизайна, костюма и постановки. От них, конечно, больше пользы, чем от историков Юго-Восточной Азии. С другой стороны, историк может признать, что театр ему полезен, быть может, более полезен, чем он театру. Во-первых, но не только, некоторые ноу-хау могут передаваться. Многим историкам придется расколоть общественное ухо ужасной речью. Слышимость также является первоочередной потребностью на сцене. «Актер, — писал Станиславский, великий русский режиссер, — должен не только довольствоваться звуком своей речи, но должен сделать так, чтобы публика, присутствующая в театре, услышала и поняла все, что заслуживает ее внимания. Слова и их интонация должны без усилий доходить до слуха… Это хороший совет для лектора, но не только в истории. Действительно, перед актером и лектором стоит в какой-то мере общая задача – оживить написанное, вывести его со страницы, донести смысл до аудитории. Станиславский подчеркивал и важность пунктуации. Что касается запятой, то он назвал ее «чудесным свойством»: ваши слушатели будут ждать вас после того, как она поднимет вашу фонетическую строку. Комментарий такого рода полезен как для писателей, так и для ораторов. Практика передачи смысла, приобретённая в театральном искусстве, полезна в историографии. Но отношения этих двоих выходят за рамки этих вопросов общения. l С. Станиславский (Алексеев К.С.), пер. Э. Р. Хэпгуд, Формирование характера, Лондон, 1950, с. 82. 2 там же, стр. 132-3. 105 106 НИКОЛАС ТАРЛИНГ Вы не должны торопиться, а потому «не давайте себе времени вникнуть в то, что вы говорите», — сказал актеру Станиславский; вы должны «приступить к исследованию и ощущению того, что скрывается за словами»3. Он, конечно, писал о том, что стало называться Методом, средством, с помощью которого актер мог убедительно прожить свою роль и пережить ее ночь за ночью. . Станиславский с ранних лет сознавал смущение бесцельного присутствия и беспричинного действия на сцене и, в отличие от «внутренней правды разумного присутствия и действия». на трюки. В первом представлении Московского общества искусства и литературы у Станиславского была трагическая роль в пушкинском «Скупом рыцаре» и комическая в мольеровском «Жорже Дандене». До сих пор, по его словам, он всегда действовал путем подражания: он терялся, когда не знал образца для подражания. Теперь он пытался учиться у режиссера Александра Федотова, но так и не смог вернуть Скупого рыцаря живым. Кое-что я пережил и внешне, и физически, но это имело отношение только к возрастным особенностям роли. Я тоже мог просто сказать слова текста, но не из-за внутренних причин, которыми жил пушкинский барон. Я говорил просто, просто ради того, чтобы говорить просто.