Личная жизнь чайковского: Чайковский Петр Ильич — биография композитора, личная жизнь, фото

Петр Ильич Чайковский — краткая биография

ФИО:Чайковский Петр Ильич
Дата рождения:25 апреля (7 мая) 1840 г.
Место рождения:Воткинск
Знак зодиака:Телец
Деятельность:Композитор
Дата смерти:25 октября (6 ноября) 1893 г. (54 года)

Содержание:

  • Семья и детство
  • События из жизни
  • Личная жизнь
  • Вклад в музыкальное искусство

Семья и детство

7 мая 1840 года у начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода, инженера Ильи Петровича Чайковского родился второй ребёнок. Это случилось в посёлке Воткинск на Урале, на территории нынешней Удмуртии. Матерью мальчика, которого назвали Петром, стала жена Ильи Петровича Александра Андреевна, урождённая Ассиер.

Всего Александра Андреевна подарила мужу 6 детей: Николая, Петра, Александру и Ипполита, а позднее близнецов Модеста и Анатолия. Несмотря на простой патриархальный уклад семьи, мать с отцом, сами образованные люди, желали дать детям приличное воспитание и образование. Когда Петру было 4 года, для детей наняли гувернантку из Петербурга, француженку Фанни Дюрбах. В семье приняли её, как родную. Она сыграла значительную роль в воспитании Петра Ильича.

Петр (слева) с семьей в детстве

Родители будущего композитора были неравнодушны к музыке. Мать когда-то играла на арфе, а отец на флейте. В доме имелись музыкальные инструменты. Это было фортепиано, без которого нельзя было представить приличный дом в те времена, и оркестрина – механический орган. Именно на этих инструментах играли во время многочисленных музыкальных вечеров, на которые приглашалось множество гостей.

Существует легенда, согласно которой однажды ночью маленький Пётр проснулся в слезах с криками: «Музыка, музыка!». Звуки мелодии он слышал в своей голове, хотя гости давно разошлись, и музыки не было слышно. Мелодия, которая произвела столь сильное впечатление на мальчика, была ария Церелины из «Дон Жуана» Моцарта. Впоследствии именно Моцарт стал любимейшим зарубежным композитором Чайковского.

В юности

Мать понимала, что ребёнок музыкально одарён, и стремилась развивать его в этом направлении, позволяя ему играть на фортепиано в самом раннем возрасте. К пяти годам Пётр играл довольно уверено, а к восьми свободно читал с нотного листа. В эти годы его учителем стала Мария Марковна Пальчикова, крепостная, выучившаяся грамоте и музыке. Жизнь в Воткинске дала возможность Петру познакомиться с народной русской песней. Он часто слышал пение заводских рабочих и местных крестьян.

В молодости

События из жизни

  1. В 1848 году жизнь Чайковских резко изменилась: отец получил отставку, и семейство перебралось сначала в Алапаевск, а затем и в столицу – Санкт-Петербург. В ноябре старшие сыновья Николай и Пётр были отправлены в пансион Шмеллинга. В этот период музыкой с детьми занимался учитель Филлипов. Мальчики впервые побывали в театре, где симфонический оркестр произвёл огромное впечатление на Петра.
  2. В 1852 году Пётр сдал экзамен и поступил в Петербургское императорское училище правоведения. Родители прочили ему карьеру блестящего юриста, но он не оставлял занятия музыкой, пусть и факультативно. Периодически бывая в театре, он восхищался операми Глинки, которого ценил как лучшего русского композитора, сравнимого по таланту только с Моцартом.
  3. В 1854 году в семье Чайковских случилась трагедия. Любимая мать шестерых детей скончалась от холеры. В день её похорон заболел и отец, но после тяжёлой болезни смог выжить. Утрата матери стала тяжёлым ударом для Петра.
  4. С 1855 по 1858 год Пётр учился игре на фортепиано у немецкого педагога, пианиста Рудольфа Кундингера. Как писал сам будущий композитор в своих воспоминаниях, в тот период он достиг большого прогресса в обучении. Его учитель даже брал его с собой играть на концртах в четыре руки.
  5. В мае 1859 года Пётр Ильич оканчивает училище правоведения и получает чин титулярного советника. В его аттестате только отличные, очень хорошие и хорошие отметки. В честь 50-летнего юбилея училища Пётр даже сочинил два произведения: «Правоведческий марш» и «Правоведческую песнь». Вторая была написана на его собственные стихи. Но он не пожелал присутствовать при исполнении собственных творений, и они были исполнены без него.
  6. С 1859 года Чайковский поступает на службу в Министерство юстиции. Свободное от службы время молодой человек посвящает развлечениям и посещению оперы, предпочитая итальянскую.
  7. В 1861 Петру подворачивается случай в качестве переводчика впервые съездить за границу. Эта поездка даёт ему возможность посетить семь европейских городов, в том числе столиц, за три месяца. Несомненно, это расширило его знакомство с европейской культурой, языками, искусством, что впоследствии оказало влияние на творчество композитора.
  8. В том же году отец юноши, который не оставлял мысли дать сыну музыкальное образование, обратился к пианисту Кундингеру с вопросом о таланте Петра. Ответ музыканта не оставлял надежды: Пётр не проявляет способностей к музыке, да и учить его уже поздно, ведь ему скоро 21 год.
  9. Тем не менее, осенью 1861 года Пётр поступает в Петербургскую консерваторию, где становится вскоре лучшим студентом по классу композиции. Спустя два года обучения по требованию своего педагога Антона Рубинштейна оставил службу, чтобы целиком посвятить себя музыке. Потеряв жалование, Чайковский оказывается материально очень стеснённым, но всё же заканчивает своё музыкальное образование.
  10. В 1865 году композитор не является на исполнение своей дипломной работы, кантаты «К радости». Это произведение получило весьма посредственные оценки критиков, назвавших Чайковского «слабым».
  11. В 1866 году брат преподавателя Чайковского, Антона Рубинштейна, Николай предлагает молодому композитору место в Московской консерватории, и тот переезжает в Москву. Поселившись на Моховой улице, Пётр Ильич начинает свою педагогическую деятельность.
  12. 1870-е годы становятся важнейшим периодом в становлении Чайковского как композитора. В это время он создаёт большое количество произведений, знакомится с представителями русской и зарубежной музыкальной общественности, посещает Европу, выступает как музыкальный критик.
  13. К 1880 году Пётр Ильич Чайковский – зрелый композитор, автор прославленных произведений, ставших величайшими классическими образцами русской музыки. Император награждает Чайковского Орденом Святого Владимира четвёртой степени за его заслуги.
  14. С 1879 по 1893 годы Чайковский купается в мировой славе. Он посещает Европу, Америку, и везде в своих турне посещает оперные театры, слушает музыку и играет её, знакомится с величайшими музыкантами-современниками.
  15. Вернувшись из-за границы, Пётр Ильич поселяется в окрестностях подмосковного Клина. Здесь он отдыхает душой, занимается музыкой, гуляет, думает. Клин композитор называет в письмах своим «убежищем».
  16. 1 ноября 1893 года композитор побывал в модном столичном ресторане Лейнера на углу Мойки и Невского проспекта. На просьбу принести ему воды Пётр Ильич получил стакан некипячёной воды, хотя в то время в Петербурге свирепствовала холера. Эта болезнь и убила гения русской музыки 6 ноября.

Композитор Петр Чайковский

Личная жизнь

Биографы до сих пор спорят о подробностях интимной жизни Чайковского. Его нетрадиционная ориентация подтверждается дневниками, воспоминаниями и перепиской самого композитора с братом Модестом.

Тем не менее, в жизни композитора было три женщины, о которых нельзя не упомянуть.

Первой была Дезире Арто – известная французская оперная дива, с которой Петра связывала общая любовь к музыке и преданная дружба. Он собирался жениться на Дезире, но её мать считала, что он слишком молод для этого. В одну из гастрольных поездок Дезире вышла замуж за другого.

Дезире Арто

Вторая женщина оказала огромную помощь Чайковскому в годы его материального неблагополучия. Баронесса Надежда фон Мекк любила Петра Ильича всей душой и поддерживала его большими суммами денег. Она понимала, что Чайковский гениален, и считала своим долгом избавить его от малейшей нужды. Благодаря меценатке фон Мекк композитор смог трудиться над своими первыми значимыми произведениями.

Баронесса Надежда фон Мекк

На третьей женщине Чайковский женился, чтобы пресечь слухи о своей ориентации. Брак с бывшей студенткой Московской консерватории, где преподавал композитор, стал недолгим. Антонина Милюкова казалась ему пустой и глупой, и даже первую брачную ночь композитор с молодой супругой провели в разных постелях.

С Антониной Милюковой

Вклад в музыкальное искусство

Переоценить значение творчества Чайковского для мировой культуры невозможно. Он автор множества величайших произведений. Это балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Пётр Ильич написал десять опер, среди которых «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», а также 7 симфоний и 6 сюит. Множество фортепианных и оркестровых произведений, концертов тоже принадлежат Чайковскому.


 

Петр Ильич Чайковский

Рус­ский ком­по­зи­тор, педа­гог, дири­жер и музы­каль­ный критик

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: с. Вот­кинск, Вят­ская губер­ния, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 7 мая 1840 г. Умер: 25 октяб­ря 1893 г. (53 года) Рост: 188 см Знак зоди­а­ка: Телец Обра­зо­ва­ние: Импе­ра­тор­ское юри­ди­че­ское учи­ли­ще Женат: Анто­ни­на Ива­нов­на Милю­ко­ва (1877- 1893) Дети: нет Фото 1 из 14 

ПИ. Чай­ков­ский в молодости 

Петр Ильич Чай­ков­ский в молодости 

ПИ. Чай­ков­ский в молодости 

П. И. Чай­ков­ский – сту­дент юри­ди­че­ско­го факуль­те­та 1850–1859 гг 

Семья Чайковских 

Фото П. И. Чай­ков­ско­го, 1867 г 

1875 г. Петр Ильич Чай­ков­ский (спра­ва) с бра­тья­ми Моде­стом и Ана­то­ли­ем и Н.Д. Кондратьевыми 

П. И. Чай­ков­ский с Вла­ди­ми­ром Давыдовым 

1877 Ком­по­зи­тор Петр Ильич Чай­ков­ский с женой Анто­ни­ной Ива­нов­ной Милюковой 

Фото 1893 г. Петр Ильич в послед­ний год жизни 

Похо­ро­ны ком­по­зи­то­ра П.И. Чайковского 

Содер­жа­ние

  1. Петр Чай­ков­ский — биография
  2. Дет­ство и образование
  3. На госу­дар­ствен­ной службе
  4. Твор­че­ство
  5. Лич­ная жизнь
  6. Смерть ком­по­зи­то­ра
  7. Инте­рес­ные факты
  8. Слу­шать композиции
  9. Избран­ные произведения

Петр Чайковский — биография

Петр Ильич Чай­ков­ский – извест­ный рус­ский ком­по­зи­тор вто­рой поло­ви­ны XIX века. Когда речь захо­дит об извест­ных музы­кан­тах, ком­по­зи­то­рах, его имя при­хо­дит на ум, пожа­луй, одним из пер­вых. Еще при жиз­ни Чай­ков­ский стал клас­си­ком, его музы­кой вос­хи­ща­лись многие.

При­ме­ча­тель­но, что Петр Ильич начал зани­мать­ся ком­по­зи­ци­ей и искус­ством в доста­точ­но позд­нем воз­расте. На момент стар­та ему было более 20 лет. Для про­фес­си­о­наль­ной карье­ры это приговор.

Так­же никто не верил, что Чай­ков­ский может стать музы­кан­том. На началь­ном эта­пе заня­тия были про­сто хоб­би. На вопрос отца буду­ще­го ком­по­зи­то­ра, смо­жет ли он пре­успеть в искус­стве, мастер уве­рен­но отверг, как ему каза­лось, неспо­соб­но­го юношу.

Одна­ко вско­ре выяс­ни­лось, что воз­раст талан­ту не поме­ха. По край­ней мере, так было с Чай­ков­ским. Петр Ильич обрел миро­вую извест­ность, он стал изве­стен сна­ча­ла по всей импе­рии, а затем и по все­му миру.

Сего­дня он счи­та­ет­ся клас­си­че­ским ком­по­зи­то­ром. Его рабо­ты хоро­шо извест­ны всем и нет тако­го чело­ве­ка, кото­рый не зна­ком с твор­че­ством зна­ме­ни­то­го мастера.

За свою срав­ни­тель­но корот­кую жизнь он напи­сал несколь­ко десят­ков важ­ных про­из­ве­де­ний, вошед­ших в собра­ние миро­вой классики.

  • Дет­ство и образование
  • На госу­дар­ствен­ной службе
  • Твор­че­ство
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть ком­по­зи­то­ра
  • Инте­рес­ные данные
  • Слу­шай­те песни
  • Избран­ные работы

Детство и образование

Ком­по­зи­тор Петр Чай­ков­ский родил­ся 7 мая 1840 года по ново­му сти­лю в Вот­кин­ске (ныне город, а рань­ше дерев­ня) Вят­ской губер­нии. Сей­час – Удмур­тия, Россия.

Про­ис­хож­де­ние музы­кан­та было необыч­ным. Отца буду­ще­го ком­по­зи­то­ра зва­ли Илья Пет­ро­вич. Этот чело­век был рядо­вым сол­да­том, инже­не­ром, посвя­тив­шим себя гор­но­му делу.

Его отец был вра­чом, извест­ным вра­чом он стал в пери­од воен­ных дей­ствий. Пред­ки по муж­ской линии – каза­ки. Но по мате­рин­ской линии в Чай­ков­ском было мно­го чужой крови.

Пра­дед по наци­о­наль­но­сти фран­цуз. Зани­мал­ся скульп­ту­рой, был изве­стен как извест­ная твор­че­ская лич­ность. Бабуш­ка австрий­ка. Один из его сыно­вей, Миха­ил Ген­рих Асьер, при­е­хал в Рос­сию пре­по­да­вать инже­нер­ное дело. А потом при­нял граж­дан­ство стра­ны и стал Андре­ем Михайловичем.

Семья Чай­ков­ских, Петр Ильич – край­ний слева 

Саму жен­щи­ну зва­ли руси­фи­ци­ро­ван­ным име­нем – Алек­сандра Андре­ев­на Ассье.

Несмот­ря на пест­рый этнос, юно­ша был кре­щен и вос­пи­тан в рус­ских тра­ди­ци­ях. У ком­по­зи­то­ра был стар­ший брат Николай.

Сам Чай­ков­ский родил­ся вто­рым. После него роди­лись сест­ра Алек­сандра и брат Иппо­лит. Поз­же появи­лись Модест и Анатолий.

Кро­ме детей в семей­ном доме жили род­ствен­ни­ки. Мест было мало.

Началь­ное обра­зо­ва­ние Петр Ильич полу­чил дома. Его пер­вой учи­тель­ни­цей была гувер­нант­ка Фан­ни Дур­бах, фран­цу­жен­ка. Поми­мо обще­об­ра­зо­ва­тель­ных дис­ци­плин, кар­точ­но­го чте­ния, юно­ша вско­ре увлек­ся искусством.

ПИ. Чай­ков­ский в молодости 

Его роди­те­ли были музы­каль­ны­ми людь­ми. Отец Чай­ков­ско­го уме­ло играл на флей­те, хотя и не пре­тен­до­вал на зва­ние про­фес­си­о­на­ла. Мать когда-то осво­и­ла арфу, талант­ли­во игра­ла на фор­те­пи­а­но и хоро­шо пела. Склон­ность к музи­ци­ро­ва­нию у моло­до­го чело­ве­ка была в крови.

В нача­ле 1940‑х годов, почти сра­зу после его рож­де­ния, мать помог­ла Чай­ков­ско­му сде­лать пер­вые шаги на музы­каль­ном попри­ще. А когда его зна­ний ста­ло недо­ста­точ­но, он нанял част­но­го преподавателя.

Настав­ни­цей Чай­ков­ско­го ста­ла М. Паль­чи­ко­ва, она была про­стой кре­стьян­ки по про­ис­хож­де­нию, но обла­да­ла боль­шим талан­том. Моло­дой чело­век рабо­тал с ней с 1845 по 1848 год.

Чай­ков­ский вырос в музы­каль­ной сре­де. И в первую оче­редь народ­ные. Неда­ле­ко от дома по ночам пели кре­стьяне и рабо­чие. Мело­дии в испол­не­нии про­сто­лю­ди­нов понра­ви­лись всей семье.

Петр Ильич Чай­ков­ский в молодости 

В ран­ние годы юно­ша пла­ни­ро­вал стать поэтом. Одна­ко сти­хи были коря­вы­ми и коря­вы­ми. С меч­той о карье­ре лири­ка при­шлось рас­стать­ся очень скоро.

После ухо­да отца на пен­сию Чай­ков­ские пере­еха­ли в Моск­ву. А в нояб­ре 1848 г. – в Петер­бург. Пет­ра Ильи­ча опре­де­ли­ли в шко­лу-интер­нат Шмел­лин­га, где он начал полу­чать систе­ма­ти­че­ское обра­зо­ва­ние. Пери­о­ди­че­ски семья ходи­ла в театр. Опе­ры, испол­не­ние сим­фо­ни­че­ско­го оркест­ра, бале­ты про­из­ве­ли на Чай­ков­ско­го неиз­гла­ди­мое впечатление.

Во вре­мя уче­бы он про­дол­жал осва­и­вать фор­те­пи­а­но под руко­вод­ством опыт­но­го педа­го­га. Про­цесс был непро­стым, инстру­мент достав­лял­ся с боль­шим трудом.

На заре 50‑х роди­те­ли реши­ли, что Чай­ков­ско­му подой­дет серьез­ная про­фес­сия. По насто­я­нию отца юно­ши хоте­ли опре­де­лить на юри­ди­че­ский факуль­тет. В 1852 году он начал изу­чать право.

П. И. Чай­ков­ский – сту­дент юри­ди­че­ско­го факуль­те­та 1850–1859 гг 

Несмот­ря на успеш­ное поступ­ле­ние, Петр Ильич не рвал­ся ста­но­вить­ся чинов­ни­ком. Как и в преды­ду­щие годы, он увлек­ся музы­кой. Фор­те­пи­а­но он не забро­сил, хотя вре­мя заня­тий серьез­но сократилось.

В этот пери­од Чай­ков­ский Петр Ильич очень охот­но слу­шал про­из­ве­де­ния вели­ких, что про­из­ве­ло на него силь­ное впечатление.

Юно­ша позна­ко­мил­ся с музы­кой Глин­ки, Шубер­та, Вебе­ра, Шума­на и дру­гих. За годы уче­бы Чай­ков­ский пере­жил несколь­ко тра­ге­дий. В 1854 году умер­ла его мать. Жен­щи­на забо­ле­ла холе­рой, спа­сти ее не смогли.

Отец тоже зара­зил­ся инфек­ци­я­ми, но сумел выбрать­ся. Менее чем за несколь­ко лет муж­чи­на поте­рял все свое состо­я­ние, ввя­зав­шись в какую-то финан­со­вую афе­ру. Толь­ко чудом ему уда­лось най­ти работу.

ПИ. Чай­ков­ский в молодости 

В 1855 году Чай­ков­ский начал зани­мать­ся игрой на фор­те­пи­а­но у извест­но­го немец­ко­го пиа­ни­ста Р. Кюдин­ге­ра. Иссле­до­ва­ние дли­лось 3 года. По вос­по­ми­на­ни­ям само­го Пет­ра Ильи­ча, он делал боль­шие успе­хи и быст­ро рос. Даже в зре­лые годы Чай­ков­ский теп­ло вспо­ми­нал сво­е­го учи­те­ля и высо­ко ценил его творчество.

Через несколь­ко лет, в 1859 году, юно­ша окон­чил юри­ди­че­скую шко­лу и полу­чил чин стар­ше­го совет­ни­ка. Чай­ков­ский рабо­тал более чем усерд­но, он полу­чал высо­кие оцен­ки по всем дисциплинам.

Несмот­ря на успе­хи в уче­бе, роль госу­дар­ствен­но­го слу­жа­ще­го его совер­шен­но не инте­ре­со­ва­ла. Годы тре­ни­ро­вок он вспо­ми­нал с отвращением.

На государственной службе

В нача­ле 60‑х юно­ша устро­ил­ся на рабо­ту в Мини­стер­ство юсти­ции, зани­мал­ся реше­ни­ем кре­стьян­ских вопро­сов. Сво­бод­но­го вре­ме­ни было немно­го, но когда он появ­лял­ся, Чай­ков­ский с удо­воль­стви­ем посе­щал оперу.

В 1861 году Пет­ру Ильи­чу пред­ста­ви­лась воз­мож­ность выехать за гра­ни­цу. Моло­дой чело­век дав­но меч­тал побы­вать в Евро­пе. Неболь­шие гастро­ли осве­жи­ли твор­че­ские силы буду­ще­го ком­по­зи­то­ра. Сно­ва вспых­ну­ло жела­ние свя­зать свою жизнь с искусством.

Инте­рес­но, что пре­по­да­ва­тель фор­те­пи­а­но Кюдин­гер счи­тал П. И. Чай­ков­ско­го посред­ствен­ным уче­ни­ком. Он не видел в нем ни талан­та, ни спо­соб­но­стей к музы­ке. Кро­ме того, на момент окон­ча­ния уче­бы ему было боль­ше 20 лет. Для про­фес­си­о­на­ла воз­раст слиш­ком велик, начи­нать карье­ру счи­та­лось слиш­ком поздно.

Несмот­ря на доволь­но нелест­ную оцен­ку (сам Чай­ков­ский не подо­зре­вал мне­ния сво­е­го настав­ни­ка), Петр Ильич отпра­вил­ся учить­ся в Петер­бург­скую кон­сер­ва­то­рию. В то вре­мя это были люби­тель­ские курсы.

В 1861 году он стал пол­ным сту­ден­том. Сре­ди его учи­те­лей были выда­ю­щи­е­ся музы­кан­ты, в том чис­ле Зарем­ба, Рубин­штейн и дру­гие. Чай­ков­ский изу­чал ком­по­зи­цию, флей­ту и орган.

В 1863 году по насто­я­нию педа­го­гов, видев­ших при­род­ный талант, он оста­вил офи­ци­аль­ную служ­бу. Сов­ме­щать про­фес­си­о­наль­ное твор­че­ство и рабо­ту было невозможно.

В то вре­мя Чай­ков­ский при­нял твер­дое реше­ние свя­зать свою жизнь с музы­кой. Уволь­не­ние со служ­бы при­нес­ло мно­го про­блем. В первую оче­редь финан­со­вая. Несмот­ря на это, отец ком­по­зи­то­ра не пре­пят­ство­вал его пла­нам и под­дер­жи­вал на избран­ном пути.

Творчество

Твор­че­ская био­гра­фия Пет­ра Чай­ков­ско­го нача­лась в 60‑х годах, во вре­мя уче­бы ком­по­зи­тор напи­сал несколь­ко про­из­ве­де­ний. Сре­ди его сту­ден­че­ских про­из­ве­де­ний мож­но выде­лить «Тан­цы харак­те­ров», а так­же увер­тю­ру «Гро­за» по тек­сту одно­имен­ной пье­сы Островского.

В 1865 г. П. Чай­ков­ский сочи­нил кан­та­ту на пере­вод оды Ф. Шил­ле­ра «К радо­сти». Рабо­та, по мне­нию педа­го­гов и сто­лич­ной пуб­ли­ки, полу­чи­лась очень слабой.

При­зна­вая талант Пет­ра Ильи­ча, его учи­те­ля были очень разо­ча­ро­ва­ны. Толь­ко один зна­ко­мый Чай­ков­ско­го, кри­тик и музы­кант Гер­ман Ларош, был в вос­тор­ге от твор­че­ства начи­на­ю­ще­го композитора.

Фото П. И. Чай­ков­ско­го, 1867 г 

В 1870 году Чай­ков­ский полу­чил диплом, хотя закон­чил обу­че­ние рань­ше. Несмот­ря на актив­ное раз­ви­тие на пути твор­че­ства, у Пет­ра Ильи­ча были серьез­ные про­бле­мы с день­га­ми. Искус­ство не дава­ло необ­хо­ди­мых средств. Сна­ча­ла ком­по­зи­тор думал о воз­вра­ще­нии на госу­дар­ствен­ную службу.

В 1866 году Рубин­штейн, брат учи­те­ля Чай­ков­ско­го, пред­ло­жил юно­ше место в Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии (в то вре­мя это были музы­каль­ные клас­сы). Петр Ильич согла­сил­ся и посвя­тил себя преподаванию.

В кон­це 60‑х – нача­ле 70‑х ком­по­зи­тор искал себя и свое место. Он попы­тал сча­стья с обзо­ра­ми. Начав вни­ма­тель­но изу­чать сто­лич­ную музы­каль­ную сре­ду, Чай­ков­ский нашел груп­пу искус­ных ком­по­зи­то­ров, сооб­ще­ство «Могу­чая кучка».

По пред­по­чте­ни­ям пред­ста­ви­те­ли обще­ствен­но­сти и Чай­ков­ский нахо­ди­лись в диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ных пози­ци­ях. Одна­ко это не меша­ло им стро­ить теп­лые, почти дру­же­ские отно­ше­ния. По реко­мен­да­ции одно­го из чле­нов «Могу­чей куч­ки» Чай­ков­ский напи­сал увер­тю­ру к опе­ре «Ромео и Джульетта».

Слу­шай­те Петр Чай­ков­ский: Сим­фо­ния № 6, соч. 74 и увер­тю­ра-фан­та­зия Ромео и Джу­льет­ты — Кирилл Кон­дра­шин на Яндекс.Музыке

В нача­ле 70‑х ком­по­зи­тор уехал за гра­ни­цу. Нахо­дясь в Евро­пе, он актив­но изу­чал зару­беж­ную музы­каль­ную тра­ди­цию, пытал­ся свя­зать соб­ствен­ные твор­че­ские попыт­ки с тен­ден­ци­я­ми зару­беж­но­го искусства.

Поезд­ка была полез­ной. Затем в тече­ние боль­шей части деся­ти­ле­тия Петр Ильич совер­шил еще несколь­ко корот­ких поез­док в Европу.

Имен­но в 70‑е годы Чай­ков­ский стал пол­но­цен­ным, само­до­ста­точ­ным ком­по­зи­то­ром. Вы ище­те свой соб­ствен­ный стиль. Он рабо­та­ет кри­ти­ком и в силу рода сво­ей дея­тель­но­сти зна­ет боль­шое коли­че­ство про­из­ве­де­ний. Изу­чай­те ино­стран­ные ком­по­зи­ции, ста­рай­тесь най­ти почву.

Его при­вле­ка­ют народ­ные моти­вы, ухо­дя­щие кор­ня­ми в глу­бо­кое про­шлое России.

Кре­а­тив­ные резуль­та­ты поис­ка неожи­дан­но зре­лые. Несколь­ко важ­ных про­из­ве­де­ний вышли из-под пера Пет­ра Чай­ков­ско­го. Он гото­вит опе­ры «Куз­нец Ваку­ла» и «Оприч­ник», раз­лич­ные симфонии.

Петр Ильич так­же созда­ет зна­ме­ни­тый балет «Лебе­ди­ное озе­ро», став­ший в даль­ней­шем его визит­ной кар­точ­кой и самым узна­ва­е­мым произведением.

Слу­шай­те Чай­ков­ско­го: Лебе­ди­ное озе­ро. Избран­ное — Евге­ний Свет­ла­нов на Яндекс. Музыке

Зре­лое твор­че­ство Чай­ков­ско­го про­из­во­дит фурор. Прак­ти­че­ски в одно­ча­сье из мало­из­вест­но­го музы­кан­та он ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ным и ува­жа­е­мым композитором.

При этом Петр Ильич не забы­вал о сво­ей пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти. Сту­ден­ты и кол­ле­ги зна­ли его как талант­ли­во­го, уме­ло­го и тер­пе­ли­во­го наставника.

Одна­ко успе­хи в пре­по­да­ва­нии совсем не радо­ва­ли Чай­ков­ско­го. Он чув­ство­вал, что обу­че­ние дру­гих отни­ма­ет у него слиш­ком мно­го вре­ме­ни и отвле­ка­ет от соб­ствен­но­го творчества.

1875 г. Петр Ильич Чай­ков­ский (спра­ва) с бра­тья­ми Моде­стом и Ана­то­ли­ем и Н.Д. Кондратьевыми 

В сере­дине 1970‑х Чай­ков­ский впал в глу­бо­кую депрес­сию и хотел покон­чить с собой. В 1877 году совер­шил попыт­ку само­убий­ства: ночью вошел в холод­ную воду Моск­вы-реки и остал­ся там.

На ули­це было холод­но. Несмот­ря на это, смер­тель­ный насморк не раз­ви­ва­ет­ся, как наде­ет­ся сам ком­по­зи­тор. Что послу­жи­ло при­чи­ной тако­го пове­де­ния, иссле­до­ва­те­ли точ­но не знают.

Основ­ная и наи­бо­лее прав­до­по­доб­ная вер­сия каса­ет­ся его ско­ро­па­ли­тель­но­го бра­ка с Анто­ни­ной Милю­ко­вой, жен­щи­ной с труд­ным харак­те­ром и сомни­тель­ны­ми мораль­ны­ми качествами.

Кри­зис закон­чил­ся бла­го­по­луч­но. В кон­це 70‑х ком­по­зи­тор про­дол­жал пло­до­твор­но рабо­тать. К это­му вре­ме­ни Петр Чай­ков­ский напи­сал несколь­ко важ­ных про­из­ве­де­ний: «Лебе­ди­ное озе­ро», «Евге­ний Оне­гин» и др.

Послу­шай­те Чай­ков­ско­го: Евге­ний Оне­гин, соч. 24 — Оркестр Боль­шо­го теат­ра на Яндекс.Музыке

Все новое деся­ти­ле­тие ком­по­зи­тор зани­мал­ся писа­тель­ством, рабо­тал режис­се­ром. Он совер­шил несколь­ко успеш­ных поез­док за гра­ни­цу, где его твор­че­ство было не менее известно.

Поис­ки и мно­го­чис­лен­ные выступ­ле­ния уто­ми­ли ком­по­зи­то­ра. Он искал оди­но­че­ства. В кон­це 1980‑х музы­кант уехал в под­мос­ков­ный Клин, где нашел нуж­ную тиши­ну. Прав­да, нена­дол­го. Мно­го­чис­лен­ные сосе­ди меша­ли его рабо­те. Так Петр Ильич пере­шел село Фроловское.

В оди­но­че­стве мастер рабо­тал над новы­ми ком­по­зи­ци­я­ми. Из-под его пера вышли опе­ры «Вол­шеб­ни­ца» и «Пико­вая дама», «Пятая сим­фо­ния», «Ман­фред», увер­тю­ра к «Гам­ле­ту», новый балет «Спя­щая кра­са­ви­ца». Так­же неко­то­рые дру­гие части.

Слу­шай­те попу­ляр­ную клас­си­ку. П. И. Чай­ков­ский: Избран­ные сим­фо­ни­че­ские про­из­ве­де­ния — кол­лек­ция на Яндекс.Музыке

Пери­од был пло­до­твор­ным и обе­щал завер­шить­ся новы­ми твор­че­ски­ми достижениями.

В 1891 году, в свя­зи с рас­чист­кой окру­жа­ю­ще­го леса и вет­хо­стью дома, Чай­ков­ский уехал в Май­да­но­во. Здесь он напи­сал балет «Щел­кун­чик», а так­же опе­ру «Иолан­та».

Слу­шать Чай­ков­ско­го «Щел­кун­чик» – tanya.modistka на Яндекс.Музыке

В после­ду­ю­щие годы ком­по­зи­тор завер­шил Тре­тий фор­те­пи­ан­ный кон­церт, став­ший одним из послед­них в его твор­че­ской биографии.

Личная жизнь

Лич­ная жизнь Пет­ра Ильи­ча Чай­ков­ско­го не была стан­дарт­ной: извест­но, что ком­по­зи­тор был гомо­сек­су­а­ли­стом. Его наклон­но­сти ста­ли пово­дом для позо­ра еще в годы уче­бы в кон­сер­ва­то­рии. Женив­шись на Анто­нине Милю­ко­вой, он быст­ро понял, что отно­ше­ния с жен­щи­на­ми его не интересуют.

1877 Ком­по­зи­тор Петр Ильич Чай­ков­ский с женой Анто­ни­ной Ива­нов­ной Милюковой 

Сре­ди сорат­ни­ков ком­по­зи­то­ра в раз­ные годы скри­пач Иосиф Котек, Вла­ди­мир Давы­дов, а так­же бра­тья Сафро­но­вы. Чай­ков­ский был скло­нен к чисто пла­то­ни­че­ским любов­ным свя­зям с молодежью.

П. И. Чай­ков­ский с Вла­ди­ми­ром Давыдовым 

Боль­шую часть сво­ей жиз­ни Петр Ильич пытал­ся пре­одо­леть свою гомо­сек­су­аль­ность, кото­рая при­чи­ня­ла ему мно­го мораль­ных муче­ний. В послед­ние годы жиз­ни Чай­ков­ский окон­ча­тель­но при­нял свою при­ро­ду и пере­стал пытать­ся изме­нить соб­ствен­ные шаблоны.

Нетра­ди­ци­он­ная ори­ен­та­ция ком­по­зи­то­ра была извест­на в его вре­мя почти всем. Одна­ко био­гра­фы музы­кан­та дол­гое вре­мя пыта­лись скрыть фак­ты из лич­ной жиз­ни Пет­ра Ильи­ча Чай­ков­ско­го и его при­стра­стия, так как они оста­ви­ли пят­но на репу­та­ции зна­ме­ни­то­го ком­по­зи­то­ра. Фак­ты полу­чи­ли широ­кую оглас­ку лишь в новом тысячелетии.

Смерть композитора

Смерть музы­кан­та насту­пи­ла в резуль­та­те роко­вой халат­но­сти окру­жа­ю­щих. Позд­ней осе­нью 1893 года Чай­ков­ский отпра­вил­ся в один из самых извест­ных ресто­ра­нов Петер­бур­га, где попро­сил холод­ной воды.

Фото 1893 г. Петр Ильич в послед­ний год жизни 

Эпи­де­мио­ло­ги­че­ская ситу­а­ция в горо­де была напря­жен­ной. Несмот­ря на все инструк­ции, ему пода­ли сырую воду. В резуль­та­те музы­кант зара­зил­ся инфек­ци­ей. Петр Чай­ков­ский умер 6 нояб­ря 1893 года от холеры.

Ком­по­зи­тор похо­ро­нен в Санкт-Петер­бур­ге, на тер­ри­то­рии Алек­сан­дро-Нев­ской лавры.

Похо­ро­ны ком­по­зи­то­ра П.И. Чайковского 

Интересные факты

  • Карье­ру про­фес­си­о­наль­но­го музы­кан­та начал толь­ко в 21 год.
    В ран­ние годы он про­бо­вал писать сти­хи, хотел быть поэтом.
  • Почти все пре­по­да­ва­те­ли счи­та­ли Чай­ков­ско­го посред­ствен­ным и неуме­лым ком­по­зи­то­ром, не виде­ли в его заня­ти­ях будущего.
  • Он был заяд­лым куриль­щи­ком и мно­го пил.
  • У него были ярко выра­жен­ные гомо­сек­су­аль­ные наклонности.
  • Он напи­сал око­ло 80 про­из­ве­де­ний, боль­шин­ство из кото­рых ста­ли все­мир­но известными.
  • Мать музы­кан­та так­же умер­ла от холеры.

Слушать композиции

Слу­шай­те луч­шее: Петр Ильич Чай­ков­ский — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Избранные произведения

опе­ры:

  • Губер­на­тор (1868 г)
  • Унди­на (1869 г)
  • Оприч­ник (1872 г)
  • Евге­ний Оне­гин (1878)
  • Орле­ан­ская дева (1879)
  • Мазе­па (1883 г)
  • Чере­вич­ки (1885 г)
  • Чаро­дей­ка (1887)
  • Пико­вая дама (1890)
  • Иолан­та (1891 г)

Балет:

  • Лебе­ди­ное озе­ро (1877)
  • Спя­щая кра­са­ви­ца (1889)
  • Щел­кун­чик (1892)

Сим­фо­нии:

  • Сим­фо­ния № 1 «Зим­ние гре­зы» соч. 13 (1866 г)
  • Сим­фо­ния №. 2 оп.17 (1872 г)
  • Сим­фо­ния №. 3 оп. 29 (1875)
  • Сим­фо­ния №. 4 оп. 36 (1878)
  • «Ман­фред» – сим­фо­ния (1885)
  • Сим­фо­ния №. № 5 (1888 г)
  • Сим­фо­ния “Жизнь” (неокон­чен­ная) (1891–1892). Его раз­ра­бот­ки лег­ли в осно­ву Тре­тье­го кон­цер­та (1893). С. С. Бога­ты­рев (1951–1955) реа­ли­зо­вал вари­ант ком­по­зи­тор­ской идеи)
  • Сим­фо­ния №. 6 «Пате­ти­че­ская» соч. 74 (1893)

Люк­сы:

  • Сюи­та № 1 соч. 43 (1879)
  • Сюи­та № 2 соч. 53 (1883 г)
  • Сюи­та № 3 соч. 55 (1884 г)
  • Сюи­та № 4 Моцар­ти­а­но op. 61 (1887)
  • Щел­кун­чик, Сюи­та для бале­та, соч. 71‑я (1892 г)
  • Избран­ные оркест­ро­вые произведения
  • Тор­же­ствен­ная увер­тю­ра к дат­ско­му гим­ну соч. 15 (1866 г)
  • «Буря» соч. 18 (1873)
  • Сла­вян­ский марш (1876 г.) соч. 31
  • «Фран­чес­ка да Рими­ни» — сим­фо­ни­че­ская фан­та­зия (1876) ор. 32
  • Ита­льян­ский каприз op. 45 (1880)
  • Сере­на­да для струн­но­го оркест­ра соч. 48 (1880)
  • «1812» — тор­же­ствен­ная увер­тю­ра (1880) ор. 49
  • Гам­лет, Фан­та­сти­че­ская увер­тю­ра, соч. 67, 1888 г
  • Буря, увер­тю­ра к дра­ме op. 76 (1864 г)
  • «Фатум» — сим­фо­ни­че­ская фан­та­зия ор. 77 (1868)
  • Сим­фо­ни­че­ская бал­ла­да «Вое­во­да» соч. 78 (1891)
  • Ромео и Джу­льет­та – Увер­тю­ра-фан­та­зия (1869, 1870, 1880)
  • Марш Доб­ро­воль­че­ско­го фло­та (1878 г)
  • Марш Юрьев­ско­го пол­ка (1893 г)

Кон­цер­ты:

  • Кон­церт для фор­те­пи­а­но с оркест­ром № 1 соч. 23 (1875 г)
  • Мелан­хо­ли­че­ская сере­на­да op. 26 (1875)
  • Вари­а­ции на тему роко­ко для вио­лон­че­ли с оркест­ром, соч. 33 (1878 г)
  • Вальс-скер­цо для скрип­ки с оркест­ром op. 34 (1877 г)
  • Кон­церт для скрип­ки с оркест­ром ор. 35 (1878 г)
  • Кон­церт для фор­те­пи­а­но с оркест­ром № 2 соч. 44 (1880 г)
  • Кон­церт­ная фан­та­зия для фор­те­пи­а­но с оркест­ром, соч. 56 (1884)
  • Pezzo Capricious для вио­лон­че­ли с оркест­ром op. 62 (1887)
  • Кон­церт для фор­те­пи­а­но с оркест­ром № 3 (1893)

Фор­те­пи­ан­ные произведения:

  • Рус­ское скер­цо ор. 1, нет. 1 (1867 г)
  • Импро­ви­зи­ро­ван­ный соч. 1, нет. 2 (1867 г)
  • Память о Гапса­ле, 3 пье­сы op. 2 (1867 г)
  • Вальс-каприс op. 4 (1868 г)
  • Романс соч. 5 (1868 г)
  • Вальс-скер­цо op. 7 (1870 г)
  • Каприз соч. 8 (1870 г)
  • Три пье­сы соч. 9 (1870 г)
  • Две пье­сы соч. 10 (1871 г)
  • Шесть пьес соч. 19 (1873 г)
  • Шесть про­из­ве­де­ний на тему ор. 21 (1873 г)
  • Боль­шая сона­та соль мажор соч. 37‑е место (1878 г)
  • «Вре­ме­на года» соч. 37б (1876 г)
  • дет­ский аль­бом ор. 39 (1878)
  • Две­на­дцать пьес op. 40 (1878 г)
  • Шесть пьес соч. 51 (1882 г)
  • «Дум­ка» соч. 59 (1886)
  • Восем­на­дцать пьес op. 72 (1893 г)
  • Сона­та до-диез минор соч. 80 курье­ров (1865 г. , изд. 1900 г)

Камер­ная музыка:

  • Струн­ный квар­тет нет. 1 вари­ант 11 (1871 г)
  • Струн­ный квар­тет нет. 2 оп. 22 (1874 г)
  • Струн­ный квар­тет нет. 3 оп. 30 (1876 г)
  • «Вос­по­ми­на­ния о род­ном месте», три пье­сы для скрип­ки и фор­те­пи­а­но ор. 42 (1878 г)
  • Трио с фор­те­пи­а­но op. 50 (1882 г)
  • «Вос­по­ми­на­ния о Фло­рен­ции», сек­стет для струн­ных op. 70 (1890)

Необык­но­вен­ная жизнь Пет­ра Чайковского

Биография Петра Ильича Чайковского

Биография Петра Ильича Чайковского

Петр Ильич Чайковский – русский композитор.

Название: Pyotr Ilyich Chaikovsky

Дата рождения: мая 7, 1840

Место рождения: Votkkinsk, Russia

Дата смерти: ноябрь 6, 1893

. Дата смерти: Санкт-Петербург, Россия

Род занятий: Composer

Father: Ilya Petrovich Tchaikovsky

Mother: Alexandra Andreyevna (née d’Assier)

Spouse/Ex: Antonina Miliukova (m. 1877–1893)

Early Life

Один из самых любимых русских композиторов Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1840 года в Воткинске, небольшом городке Вятской губернии (современная Удмуртия) в Российской империи, в семья с большим стажем военной службы. Его музыка всегда пользовалась большой популярностью у широкой публики благодаря своим мелодичным, искренним мелодиям, впечатляющим гармониям и красочной живописной оркестровке, вызывающим глубокий эмоциональный отклик. Он был русским композитором романтического периода, произведения которого входят в число самых популярных музыкальных произведений в классическом репертуаре. Он был первым русским композитором, чья музыка произвела неизгладимое впечатление на международном уровне, чему способствовали его выступления в качестве приглашенного дирижера в Европе и США. В 1884 году он был награжден императором Александром III и назначен пожизненной пенсией.

На образовательном фронте Чайковский получил образование для карьеры государственного служащего из-за неуверенности в области музыки в те российские дни. Однако, когда представилась возможность, он не стал тратить время на поступление в цветущую Санкт-Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 году. Хотя публика искренне приветствовала его музыку, его критики отвергли ее, заявив, что его музыка не соответствует существующим западным традициям. стиль.

В его творчестве 7 симфоний, 11 опер, 3 балета, 5 сюит, 3 фортепианных концерта, скрипичный концерт, 11 увертюр (строго говоря, 3 увертюры и 8 отдельных частей программных оркестровых произведений), 4 кантаты, 20 хоровых произведений, 3 струнные квартеты, струнный секстет и более 100 песен и пьес для фортепиано.

Чайковский пережил тяжелые личные катастрофы, такие как безвременная смерть матери, крах его брака в течение двух с половиной месяцев и его 13-летняя связь с богатой вдовой. И не скрою, его однополая ориентация, которая традиционно считалась позором, побудила его создать интенсивную и глубокую эмоциональную музыку. Его гомосексуальность, который он держал в секрете, также традиционно считался важным фактором, хотя некоторые музыковеды сейчас преуменьшают его важность. Внезапная смерть Чайковского в возрасте 53 лет обычно приписывается холере; продолжаются споры о том, действительно ли холера была причиной смерти, и была ли его смерть случайной или самоубийственной.

Хотя музыка Чайковского оставалась популярной среди публики, критические мнения поначалу были неоднозначными. Некоторые русские не считали ее достаточно репрезентативной для местных музыкальных ценностей и выражали подозрение, что европейцы приняли музыку за ее западные элементы. В очевидное подкрепление последнего утверждения некоторые европейцы хвалили Чайковского за то, что он предлагал музыку более содержательную, чем базовая экзотика, и говорили, что он выходит за рамки стереотипов русской классической музыки. По словам давнего музыкального критика New York Times Гарольда С. Шонберга, другие считали музыку Чайковского «недостаточной возвышенной мыслью» и высмеивали ее формальную работу как несовершенную, поскольку она не следовала строго западным принципам.

Детство, семья и образовательная жизнь

Петр Ильич Чайковский, Чайковский также пишется Чайковский, Чайковский или Чайковский, полное англизированное имя Петр Ильич Чайковский, родился 7 мая 1840 года в г. город в бывшей Вятской губернии Российской империи. Его отец, Илья Петрович Чайковский, служил подполковником и инженером в Горном ведомстве и руководил Камско-Воткинским металлургическим заводом. Его дед, Петр Федорович Чайковский (урожденный Петр Федорович Чайка), служил сначала помощником врача в армии, а затем градоначальником Глазова на Вятке. Его мать, Александра Андреевна (урожденная д’Ассье), была второй из трех жен Ильи, на 18 лет моложе мужа и француженкой по отцовской линии. И Илья, и Александра обучались искусству, в том числе музыке, что было необходимо, поскольку командировка в отдаленный район России также означала потребность в развлечениях, будь то в частном порядке или на общественных мероприятиях.

Чайковский был вторым из шести выживших детей Ильи Чайковского, управляющего Камско-Воткинским металлургическим заводом, и Александры Ассье, потомка французских эмигрантов. Он проявлял явный интерес к музыке с детства, и его самые ранние музыкальные впечатления были связаны с оркестром в семейном доме. В возрасте четырех лет он сделал свою первую записанную попытку сочинить песню, написанную вместе со своей младшей сестрой Александрой.

Чайковский начал брать уроки игры на фортепиано с пяти лет. Он посещал юридический факультет в Санкт-Петербурге, Россия, и, изучая право и управление, брал уроки музыки, в том числе некоторые сочинения, у Габриэля Ломакина. Чайковский получил высшее образование в возрасте девятнадцати лет и устроился на работу клерком в бюро. Он много работал, но ненавидел эту работу; к этому времени он был полностью поглощен музыкой. Вскоре он познакомился с братьями Рубинштейнами, Антоном (1829 г.–1894) и Николай (1835–1881), оба композиторы. Антон был пианистом, уступавшим только Ференцу Листу (1811–1886) по техническому блеску и известности.

В 1862 году Антон открыл в Санкт-Петербурге первую в России консерваторию (школу, специализирующуюся на обучении изобразительному искусству) при поддержке Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). Чайковский был ее первым учеником по композиции.

Личная жизнь

Личная жизнь Петра Ильича Чайковского и особенно его сексуальность – одна из самых обсуждаемых тем для любого русского композитора! У Чайковского были явные однополые наклонности, поскольку некоторые из самых близких отношений композитора были с мужчинами. Такие факторы, как его семейная репутация, естественная застенчивость или социальная стигматизация в те дни, удерживали его от открытых отношений с любовником-мужчиной.

Сообщается, что первой любовью Чайковского был Сергей Киреев, младший сокурсник Императорского училища правоведения. По словам Модеста Чайковского, это была «самая сильная, самая долгая и самая чистая любовь Петра Ильича». Он прожил холостяком большую часть своей жизни. В 1868 году Чайковский познакомился с бельгийской сопрано Дезире Арто. Они увлеклись друг другом и были помолвлены, но из-за отказа Арто бросить сцену или поселиться в России отношения прекратились. Позже Чайковский утверждал, что она была единственной женщиной, которую он когда-либо любил.

(Пётр Ильич Чайковский и его жена Антонина Милюкова)

В 1877 году Чайковский женился на двадцативосьмилетней Антонине Милюковой, студентке консерватории. Было высказано предположение, что она напомнила ему Татьяну, героиню его оперы «Евгений Онегин». Его несчастная жена, которая заболела психическим заболеванием и умерла в 1917 году, не только подверглась отвержению со стороны мужа, но и подверглась жестокой критике со стороны его брата Модеста Чайковского. Модест, как и Петр, был женоненавистником (тот, кто ненавидит женщин). Чайковский никогда не задерживался, чтобы узнать, какая она. Через несколько недель он один уехал из Москвы на продолжительное время за границу. Через своих родственников он договорился никогда больше не видеть свою жену.

Семья Чайковского поддерживала его во время этого кризиса и на протяжении всей его жизни. Помогала ему и Надежда фон Мекк, вдова железнодорожного магната, начавшая с ним общение незадолго до женитьбы. Помимо важного друга и эмоциональной поддержки, она стала его покровительницей на следующие 13 лет, что позволило ему сосредоточиться исключительно на композиции. Но она внезапно разорвала отношения в 1890 году, оставив Чайковского эмоционально опустошенным! Семейный крах Чайковского, возможно, заставил его признать всю правду о своей сексуальности; он никогда не винил Антонину в крахе их брака.

Карьера и работа

10 июня 1859 г. 19-летний Чайковский получил звание титулярного советника, низшую ступень государственной служебной лестницы. Назначенный в Министерство юстиции, он через шесть месяцев стал младшим помощником, а через два месяца — старшим помощником. Он оставался старшим помощником до конца своей трехлетней карьеры на государственной службе. Он поступил в начинающую Санкт-Петербургскую консерваторию, открывшуюся в 1862 году. Директор и основатель консерватории Рубинштейн преподавал в консерватории инструментовку и композицию. Именно в Санкт-Петербургской консерватории Чайковский научился сочинять музыку, подобную музыке Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена, у Антона Рубинштейна и Николая Зарембы.

Летом 1861 года Чайковский впервые выехал за пределы России, посетив Германию, Францию ​​и Англию, а в октябре того же года начал посещать музыкальные классы недавно созданного Русского музыкального общества. Когда следующей осенью открылась Санкт-Петербургская консерватория, Чайковский был одним из первых ее студентов. Приняв решение посвятить свою жизнь музыке, он ушел из Министерства юстиции, где работал клерком.

«Пятерка», также известная как «Могучая кучка», — группа композиторов, собравшихся в Санкт-Петербурге в период с 1856 по 1870 годы. Пятеро (Милий Балакирев, Александр Бородин, Сезар Кюи, Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков) были склонны к созданию русской художественной музыки вместо старой европейской музыки.

Когда Чайковский закончил учебу в 1865 году, брат Рубинштейна Николай предложил ему должность профессора теории музыки в скоро открывшейся Московской консерватории. Хотя жалованье за ​​его профессуру составляло всего 50 рублей в месяц, само предложение подняло моральный дух Чайковского, и он с готовностью принял этот пост. Еще больше его воодушевило известие о первом публичном исполнении одного из его произведений, «Характерных танцев», под управлением Иоганна Штрауса II на концерте в Павловском парке 11 сентября 1865 г. (Позже Чайковский включил это произведение, переименованное в «Танцы сенных девиц в его опере «Воевода»).

В 1869 году Чайковский вступил в рабочие отношения с Балакиревым; это дало возможность для первого признанного гениального произведения Чайковского, увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Финал его Второй симфонии, также называемой «Малороссийской», также был искренне встречен коллективом при первом исполнении в 1872 году. Хотя у Чайковского были дружеские отношения с Пятеркой, он удостоверился в своей музыкальной независимости и исключительности от остальных исполнителей. группа.

На протяжении 1870-х годов и позднее между Чайковским и Рубинштейнами, с одной стороны, и членами «Могучей пятерки» были русские композиторы Балакирев, Александр Бородин (1834–1887), Модест Мусоргский (1839), с одной стороны, существовало значительное общение. –1881), Николай Римский-Корсаков (1844–1908) и Сезар Кюи – с другой. Широко сообщалось, что две группы не ладили, но это неправда. Чайковский работал как разносторонний музыкант в начале 1870-х годов и, как и положено представителю ИРМО, преподавал, сочинял, писал критические очерки и дирижировал (хотя и не был великим дирижером). В 1875 году он сочинил, пожалуй, самое всемирно известное и любимое им произведение — Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Антон Рубинштейн высмеивал это произведение, хотя сам часто исполнял его годами позже в качестве концертирующего пианиста. Также был популярен балет Чайковского «Лебединое озеро» (1876). Это самый успешный балет из когда-либо написанных, если измерять его привлекательность для широкой публики.

С 1867 по 1878 год Чайковский совмещал свои профессорские обязанности с музыкальной критикой, продолжая сочинять. Эта деятельность познакомила его с разнообразной современной музыкой и дала ему возможность поехать за границу. В своих обзорах он хвалил Бетховена, считал Брамса переоцененным и, несмотря на свое восхищение, упрекал Шумана за плохую оркестровку. Он высоко оценил постановку «Кольца нибелунгов» Вагнера на премьере в Байройте, Германия, но не музыку, назвав «Золото Рейна» «невероятной чепухой, сквозь которую время от времени просвечивают необычайно красивые и удивительные детали». Постоянной темой, к которой он обращался, было плохое состояние русской оперы.

Благосклонно к Чайковскому многие известные артисты были готовы исполнять музыку, написанную им, в том числе Сергей Танеев, Макс Эрдманнсдорфер, Адель Аус дер Оэ, Эдуард Направник и др. Чайковский начал сочинять оперы. Премьера его первой оперы «Воевода» по пьесе Александра Островского состоялась в 1869 году, а «Ундина» — в 1870 году. Между этими проектами он начал сочинять оперу «Мандрагора» на либретто Сергея Рачинского. В 1874 году состоялась премьера первой сохранившейся цельной оперы Чайковского «Опричник». Во второй половине 1874 года был написан «Кузнец Вакула» (опус 14).

Однако инструментальные произведения Чайковского начали приносить ему известность, и в конце 1874 года Чайковский написал свой Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, произведение, которому суждено было прославиться, несмотря на первоначальное неприятие его Рубинштейном. Премьера концерта с успехом состоялась в Бостоне в октябре 1875 года с Хансом фон Бюловом в качестве солиста. Летом 1875 года Чайковский сочинил Симфонию № 3 ре мажор, которая почти сразу же получила признание в России.

Примерно в то же время, когда он женился, Чайковский завязал еще одну важную связь. Состоятельную Надежду фон Мекк привлекала его музыка и возможность поддерживать творчество Чайковского, а его интересовали ее деньги и то, что они могли ему дать. В течение тринадцати лет она содержала его из расчета шесть тысяч рублей в год плюс те «бонусы», которые он мог получить от нее. Он мог свободно бросить консерваторию, и он начал серию путешествий и пребывания за границей.

В самом конце 1875 года Чайковский уехал из России в путешествие по Европе. На него произвело сильное впечатление исполнение оперы Жоржа Бизе «Кармен» в Комической опере в Париже; напротив, постановка цикла Рихарда Вагнера «Кольцо», которую он посетил в Байройте, Германия, летом 1876 года, оставила его равнодушным. В ноябре 1876 года он нанес последние штрихи на свою симфоническую фантазию «Франческа да Римини», произведение, которым он был особенно доволен. Ранее в том же году Чайковский завершил композицию «Лебединое озеро», которая стала первой в его знаменитой трилогии балетов. Премьера балета состоялась 20 февраля 1877 года, но из-за плохой постановки и хореографии не имела успеха и вскоре была исключена из репертуара.

Фон Мекк и Чайковский намеренно никогда не встречались, за исключением одной или двух случайных встреч. В их переписке Чайковский вдумчиво обсуждает свою музыку; в письмах к семье он жалуется на ее дешевизну. Он посвятил ей свою Четвертую симфонию (1877 г.). Чайковский закончил «Евгения Онегина» в 1879 году. Это его единственная опера, которую обычно исполняют за пределами Советского Союза. Другими произведениями этого периода являются Концерт для скрипки с оркестром (1881 г.), Пятая симфония (1888 г.) и балет «Спящая красавица» (1889 г.).).

С декабря 1878 года по август 1879 года Чайковский работал над оперой «Орлеанская дева», которая не была принята особенно хорошо. В течение следующих 10 лет Чайковский поставил оперы «Мазепа» (1883 г. по мотивам «Полтавы» Александра Пушкина) и «Чародейка» (1887 г.), а также виртуозные симфонии «Манфред» (1885 г.) и Симфонию № 5 ми минор (1888 г.). Среди других его крупных достижений этого периода — Серенада для струнных до мажор, Опус 48 (1880 г.), Итальянское каприччио (1880 г.) и Увертюра 1812 г. (1880 г.).

В связи с завершением в 1880 году в Москве храма Христа Спасителя, 25-й годовщиной коронации Александра II в 1881 году и Московской художественно-промышленной выставкой 1882 года в стадии планирования Николай Рубинштейн предложил Чайковскому сочинить грандиозное памятное произведение. Чайковский согласился и закончил ее за шесть недель. Он писал Надежде фон Мекк, что это произведение, «Увертюра 1812 года», будет «весьма громко и шумно, но я написал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет». Он также предупредил дирижера Эдуарда Направника, что «нисколько не удивлюсь и не обижусь, если вы обнаружите, что это стиль, неподходящий для симфонических концертов». Тем не менее, увертюра стала для многих «произведением Чайковского, которое они знают лучше всего», особенно известным использованием пушек в партитуре.

В начале 1885 года, устав от скитаний, Чайковский поселился на подмосковной близ Клина на съемной даче. Там он принял регулярный распорядок дня, который включал чтение, прогулки по лесу, сочинение музыки по утрам и днем ​​и игру на фортепиано с друзьями по вечерам. На премьере своей оперы «Черевички» в январе 1887 года он наконец преодолел свой давний страх перед дирижированием. Более того, в конце декабря он отправился в свой первый концертный тур по Европе в качестве дирижера, в который вошли Лейпциг, Берлин, Прага, Гамбург, Париж и Лондон.

В 1888 году Чайковский руководил премьерой своей Пятой симфонии в Санкт-Петербурге, повторив произведение через неделю первым исполнением своей тональной поэмы «Гамлет». Хотя критики оказались враждебными, а Сезар Кюи назвал симфонию «рутинной» и «нелепой», оба произведения были встречены публикой с большим энтузиазмом, и Чайковский, не испугавшись, продолжал дирижировать симфонией в России и Европе. Дирижирование привело его в Соединенные Штаты в 1891 году, где он руководил оркестром Нью-Йоркского музыкального общества в своем Фестивальном коронационном марше на первом концерте в Карнеги-холле.

Он имел большой успех и совершил второе турне в 1889 году. В период с октября 1888 года по август 1889 года он написал свой второй балет «Спящая красавица». Зимой 1890 года, находясь во Флоренции, он сосредоточился на своей третьей пушкинской опере «Пиковая дама», которая была написана всего за 44 дня и считается одной из его лучших. Позже в том же году Надежда фон Мек сообщила Чайковскому, что она близка к разорению и не может продолжать получать его пособие. За этим последовало прекращение их переписки, обстоятельство, причинившее Чайковскому немало страданий.

Слава Чайковского и его деятельность распространились теперь на всю Европу и Америку. Для отдыха от публичных выступлений он выбрал загородный дом в подмосковном Клину. От этого он стал известен как «Клинский отшельник», хотя отшельником никогда не был. Он был счастлив, когда, несмотря на критику «знатоков», опера («Пиковая дама») была хорошо принята. В конце 1890 года фон Мекк прервал его. Он дошел до того, что больше не зависел от ее денег, но все еще был расстроен ее отказом. Даже его брат Модест выразил удивление по поводу его гнева. Чайковский имел чрезвычайно успешные гастроли в Соединенных Штатах в 1891.

По возвращении в Россию он завершил два своих последних сочинения для сцены: одноактную оперу «Иоланта» (1891) и двухактный балет «Щелкунчик» (1892). В феврале 1893 года он начал работу над Симфонией № 6 си минор (Патетическая), которой суждено было стать его самым знаменитым шедевром.

Награды и почести

В 1892 году Петр Ильич Чайковский был избран членом Академии изящных искусств во Франции, став вторым русским подданным, удостоенным такой чести (первым был скульптор Марк Антокольский).

В июне 1893 года Кембриджский университет в Англии присвоил Чайковскому звание почетного доктора музыки.

Смерть и наследие

21 октября 1893 года Петр Ильич Чайковский внезапно заболел, у него обнаружили холеру, эпидемию, охватившую Петербург. Он дирижировал премьерой своей Шестой симфонии, Патетической в ​​Санкт-Петербурге. Девять дней спустя Чайковский умер там в возрасте 53 лет. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилами товарищей-композиторов Александра Бородина, Михаила Глинки и Модеста Мусоргского; позже рядом были похоронены Римский-Корсаков и Балакирев.

Это произведение, названное по предложению Модеста «Патетическая», было плохо воспринято, скорее всего, из-за дирижирования Чайковским. Чайковский так и не узнал об их конечном ошеломляющем успехе, потому что он заболел холерой (заболевание тонкой кишки) и умер, все еще жалуясь на фон Мекка, 6 ноября 1893 года.

Чайковский оказал влияние не только на симфонии и оперы, но и на в программной музыке. Он превратил достижения Листа и Берлиоза в темы шекспировского возвышения! Его подход к западным гармониям способствовал распространению музыки не только в России, но и во всем мире. Будучи русским композитором, он первым познакомил зарубежную аудиторию со своими произведениями, а также произведениями других русских композиторов!

На протяжении большей части 20 го века критики были глубоко несправедливы в своих суровых суждениях о жизни и музыке Чайковского. Еще при его жизни русские музыканты критиковали его стиль как недостаточно националистический. Однако в Советском Союзе он стал официальной иконой, в отношении которой не терпели никакой негативной критики; к тому же никаких глубоких исследований его личности не проводилось. Но в Европе и Северной Америке о Чайковском часто судили по признаку его сексуальности, а его музыку интерпретировали как проявление его девиантности.

Он написал много произведений, популярных у публики классической музыки, в том числе «Ромео и Джульетту», «Увертюру 1812 года», три балета («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица») и «Невольничий марш». Они, наряду с его Первым фортепианным концертом и его Концертом для скрипки, последними тремя из его шести пронумерованных симфоний и его операми «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», являются одними из его самых известных произведений. Почти столь же популярны Симфония Манфреда, Франческа да Римини, Итальянское каприччио и Серенада для струнных.

На рубеже 21 века внимательное изучение переписки и дневников Чайковского, ставших, наконец, доступными ученым в неподцензурном виде, привело к осознанию того, что это традиционное изображение было в корне ошибочным. Как показывают архивные материалы, Чайковскому в конце концов удалось приспособиться к социальным реалиям своего времени, и нет никаких оснований полагать, что он был особенно невротичным или что его музыка содержит какие-либо закодированные сообщения, как утверждают некоторые теоретики.

 

Источник информации:

  1. thefamouspeople.com
  2. britannica.com
  3. notablebiographies.com
  4. 5

8 | Введение в Composer

Введение в Composer | Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске, Россия.

 
В отличие от многих европейских стран, серьезная музыкальная карьера в то время в России не была социально приемлемой. По этой причине Чайковский сначала изучал право, а затем несколько лет работал государственным служащим. Его внутреннее стремление стать музыкантом в конце концов привело к тому, что он бросил работу и в 1861 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где изучал композицию у Антона Рубинштейна.
 
После окончания в 1866 году Чайковский работал преподавателем гармонии в Московской консерватории. Однако он смог уйти на пенсию, когда в 1877 году он получил ренту от Надежды фон Мекк, которая заказала ему его сочинения.