Левитан диктор биография википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Содержание

Главный голос страны советов: 100 лет назад родился Юрий Левитан

Общество

23936

Поделиться

Наша газета впервые написала об этом человеке три четверти века назад, когда он был еще «молодым, но очень способным» диктором Радиокомитета. А в начале 2000-х автору этих строк довелось несколько раз беседовать с единственной дочерью Юрия Левитана — Натальей Судариковой. Те встречи проходили в необычных условиях. Женщина назначала рандеву то в холле гостиницы, расположенной неподалеку от ее дома в Воротниковском переулке, то на соседней станции метро. В квартиру — старую левитановскую квартиру — не приглашала, может быть, опасаясь чего-то. (Как тут не вспомнить, что через пару лет после этого Наталья Юрьевна была убита в той самой квартире!) Впрочем, на содержание нашего разговора столь «спартанские» условия ничуть не повлияли. Дочь знаменитого «радиоголоса» рассказала немало интересного о его жизни. А некоторые подробности довелось услышать от знатока истории советского радио- и телевещания профессора Александра Шереля. (И тоже — вот случай! — встреча наша состоялась буквально за несколько месяцев до его смерти.)

В день 100-летнего юбилея Юрия Левитана, эти воспоминания публикует «МК».

10 августа 1941 года. Ю.Левитан читает в студии очередную сводку военных новостей.

Фото: ru. wikipedia.org

«Мало кто знает об особенностях очень трудной профессии диктора… Диктор должен читать простой разговорной речью. Необходимы мягкость и теплота в передаче текста, предельная выразительность, бодрость и жизнерадостность голоса, поэтому для диктора важно систематически работать над собой, повышая политический, культурный и художественный уровень своего развития. Всеми этими качествами в совершенстве владеет 25-летний диктор Юрий Левитан… Ему поручаются все ответственнейшие радиопередачи. С 1933 года не было ни одного доклада товарищей Сталина, Молотова, Ворошилова, Кагановича, материалов съездов партий, сессий Верховного Совета и других важных материалов, которые не читал бы по радио Юрий Левитан…» («Московский комсомолец» от 21 марта 1940 г.)

«Труба» из Владимира

Наталья Сударикова: — У папы был от природы красивый голос. И очень громкий, так что в детстве мальчишки дали ему прозвище Труба. Школьником он, как и многие сверстники, увлекался различными кружками, участвовал в самодеятельных театральных постановках… А тут еще родной дядя, младший брат матери Лев Юльевич, приехал во Владимир, где жила семья Левитанов, и организовывал там первые комсомольские ячейки. Дядя Лева много времени проводил с племянником, брал его с собой на комсомольские митинги, лекции, диспуты. Именно по комсомольской путевке Владимирского горкома летом 1931 года вчерашний школьник Юра Левитан поехал в Москву поступать в кинотехникум. Однако провалился на первом же прослушивании: уж слишком заметно по-владимирски «окал». Огорченный, он собрался было назад, домой, но тут увидел на заборе объявление: объявляется набор в группу радиодикторов. И решил попробовать.

Александр Шерель: — В начале 1930-х в Радиокомитете была создана Главная редакция информации. Для работы в ней объявили набор в дикторскую группу. Кандидатов прослушивала комиссия, в которую входили работники радио и известные актеры МХАТ. И вот перед этими «зубрами» появляется паренек, одетый в спортивные тапочки, в полосатую майку-«бобочку», и начинает читать басню Крылова, жутко напирая при этом на букву «о». «Отправить прочь?» — «Но уж больно голос хорош». И Левитана взяли-таки на радио… Дежурным по студии! Он разносил другим сотрудникам стаканы с чаем, таскал в дикторскую комнату нужные бумаги. Жил тут же, устроившись в какой-то каморке при музыкальной студии.

Решив стать радиодиктором, он занимался по 10 часов в день. Освоить культуру речи помогали мхатовские «звезды»: Нина Литовцева, назначенная руководителем дикторской группы, ее муж, великий артист Василий Качалов… Кроме правильной речи Юрбор (так сослуживцы любили впоследствии называть Левитана) работал еще и над развитием внимания, чтобы не допускать оговорок перед микрофоном (даже много позднее он любил такую присказку: «Слово не воробей: поймают — вылетишь!»)… Тренировался необычными способами. Скажем, так: становился на руки и, находясь вниз головой, читал тексты, которые подкладывал перед ним прямо на пол кто-нибудь из сослуживцев. Или другой вариант. Левитан читал вслух, а его ассистент все время поворачивал листок с текстом — то боком, то вообще вверх тормашками…

Н.С.: — У папы были прекрасные вокальные данные. Услышавший его однажды, профессор консерватории посоветовал диктору-стажеру подавать документы на вокальное отделение. Однако тот предпочел остаться на радио. А вместо консерватории поступил в школу-студию при Театре им. Вахтангова, где учился на курсе самого Рубена Симонова.

Ночной слушатель

Усилия Левитана не пропали даром. Через некоторое время юноше уже доверили работу в ночных эфирах.

А.Ш.: — Это были «технические» трансляции. Из московской студии диктовали тексты с только что сверстанной первой полосы свежего номера «Правды». В отдаленных областях страны их записывали стенографистки, и буквально через несколько часов самые важные материалы уже печатались в местных газетах. Чтобы люди, для которых читается текст, успевали все правильно записать, «ночной» диктор говорил в микрофон медленно, чуть ли не по слогам произнося каждое слово: «Се-го-дня во двор-це куль-ту-ры и-ме-ни И-ва-но-ва. ..»

Случилось так, что 25 февраля 1934 года у очередной такой технической радиопередачи появился новый слушатель. И не кто-нибудь, а сам товарищ Сталин! Вождь любил работать по ночам, а в этот раз он занимался очень важным делом: готовился к своему докладу на очередном, ХVII съезде партии, который должен был открыться на следующий день. Решив, наверное, немного отдохнуть, Иосиф Виссарионович включил радио.

Послушав немного, вождь поднял трубку телефона: «Соедините с председателем Радиокомитета!.. Товарищ Мальцев? Завтра я делаю доклад на съезде, так вот пусть по радио его прочитает тот самый человек, который у вас там сейчас диктует передовицу «Правды». Мне нравится его голос!»

Радионачальство пришло в ужас от такой прихоти. Но не станешь же объяснять «хозяину», что в ночном техническом эфире работает мальчишка, у которого нет практического опыта. И каких ошибок он наделает, читая огромный доклад вождя? Но деваться некуда, утром обладатель понравившегося Сталину голоса был вызван к начальству: «Будешь читать речь товарища Сталина на съезде партии!»

У Юры почти не было времени, чтобы подготовиться к эфиру: текст привезли лишь около полудня 26 февраля, до эфира Левитан только успел бегло просмотреть его. А буквально через пару часов вчерашний стажер уже сидел перед включенным микрофоном в студии: «Внимание! Говорит Москва! Передаем текст доклада…»

Он читал сталинскую речь пять часов. Без перерыва. И не сделал при этом ни единой ошибки или оговорки! Вождь, который, конечно, слышал эту передачу, был очень доволен. Он вновь позвонил председателю Радиокомитета и сказал: «Теперь пускай все мои выступления и другие важнейшие тексты читает по радио именно этот человек!» Так 19-летний юноша в одночасье стал главным диктором Советского Союза.

Он опередил Сталина

Особую популярность и всенародную любовь Левитан приобрел в годы войны. Все эти четыре тяжелых года страна узнавала важнейшие новости с фронтов из сообщений, которые он читал по радио.

Н.С.: — Всю войну отцу даже спать приходилось буквально урывками: его могли вызвать в студию в любое время дня и ночи. А если он куда-нибудь собирался отлучиться из дома, обязательно сообщал на работу: дежурный в Радиокомитете всегда должен был знать, где можно найти Левитана. ..

А.Ш.: — Как подсчитали впоследствии, Левитан прочитал в эфире около 2000 сводок Совинформбюро и свыше 120 сообщений «В последний час». Из-за «режима секретности» конверты с такими текстами, которые доставлял офицер-фельдъегерь, можно было распечатать лишь перед самым выходом в эфир. Так что Левитану приходилось читать с листа. Поэтому он применял маленькую хитрость: первую фразу произносил, нарочито растягивая слова, а в это время успевал пробежать глазами следующий фрагмент текста, чтобы понять, о радостных или трагических событиях пойдет дальше речь, и придать голосу соответствующую интонацию.

В августе 1943 года он читал по радио первый за все время войны приказ о проведении салюта — в честь освобождения Орла и Белгорода. И сделал ошибку, произнеся «Столица нашей родины будет салютовАть…», между тем как по правилам русской речи следовало поставить ударение иначе: «салЮтовать». Однако никакого скандала не последовало: «наверху» просто решили отныне использовать это слово «в редакции» Левитана.

Юрий Борисович обладал поразительной способностью: даже читая сообщения о трагических событиях на фронтах, он умел найти такие интонации, что слушатель верил: и после столь страшных поражений страна все-таки сумеет выстоять и одержать победу… Много лет спустя мне довелось разговаривать с маршалом Рокоссовским. Когда спросил его об отношении к Левитану, Константин Константинович знаете что ответил? «Левитан был для фронтовиков все равно как целая дивизия, пришедшая на помощь в самый ответственный момент боя!»

Левитана слышали и руководители Третьего рейха. Гитлер объявил диктора в числе личных своих врагов. С немецких самолетов разбрасывали листовки, в которых сообщалось, что за голову диктора назначена награда 250 000 марок! В одном из берлинских архивов мне показали любопытный документ: распоряжение из канцелярии самого Гитлера. Оказывается, по его приказу осенью 1941-го в войсках, наступавших на Москву, была сформирована спецгруппа СС, которая должна была в случае захвата нашей столицы найти самых опасных для рейха людей. Под №1 в списке значился Левитан, а вот Сталин занимал лишь вторую строчку…

Н.С.: — Отца всерьез охраняли. Даже фотографии его нигде не публиковались: внешность «главного диктора страны» являлась тайной. Есть даже предположение, что людям специально подсказывали неверный словесный портрет Юрия Борисовича: мол, низенький старичок с рыжими волосами. На самом деле папа имел рост под 180 сантиметров.

…плюс — любимая теща!

Во всех старых биографических справочниках значится, что отец Юрия Борисовича — рабочий. В действительности же этот пункт в биографии советского «диктора №1» был по указанию высоких партийных инстанций «подредактирован» — ради «идеологической безукоризненности».

Н.С.: — Мой дед был преуспевающим портным, до революции получал много заказов от военных — шил мундиры господам офицерам… Умер он вскоре после того, как сын Юра стал работать на радио — в 1933 году. А бабушка Мария Юльевна (Юрий Борисович называл ее ласково — «мамуша») с младшей дочерью Ириной в 1935 году перебрались жить в Москву. ..

Первые несколько лет своей работы на радио отец не имел собственного угла. Зато потом он получил большую 30-метровую комнату в коммуналке неподалеку от Кремля. Квартира огромная, — у папы было 15 соседей. В 1938 году он привел сюда красавицу-жену Раису, мою будущую маму.

Она была тогда студенткой Института иностранных языков. Друзья специально организовали встречу холостяка Юрия с красивой девушкой… На первом же свидании Левитан сумел произвести на Раису неизгладимое впечатление. Он вдруг взял ее за руку и произнес своим магическим голосом: «Люблю тебя!..» Потом, сделав небольшую паузу, продолжил: «…Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид…» И так прочитал наизусть все вступление к «Медному всаднику».

Родители прожили вместе почти 11 лет. Потом мать встретила и полюбила другого — офицера, который учился в одной из военных академий Москвы. Папа ее понял: «Я препятствий твоему счастью чинить не буду. Останемся друзьями!» И они действительно до последних дней его жизни поддерживали самые теплые отношения, часто звонили друг другу, встречались. На протяжении многих лет у отца была традиция: отмечать Новый год в ресторане ВТО. Он заказывал стол на 10–12 человек и приглашал друзей и близких. В том числе и мою мать с ее новым мужем. Причем представлял ее всем окружающим как свою двоюродную сестру, а про ее супруга-военного говорил: это тоже один из моих родственников.

Отец больше так и не женился. Мы жили втроем: я, он и теща, моя бабушка Фаина Львовна. Однажды позвонили из Управления делами ЦК и предложили прикрепить нашу семью к спецстоловой на ул. Грановского, однако бабушка была категорически против: «Я сама вас буду кормить!» Она любила побаловать папу по кулинарной части, а позднее я приняла у нее эту эстафету.

Любимым местом в Москве для Левитана навсегда осталась улица Горького. Неподалеку от нее ему выделили в конце войны квартиру. Позднее, при Брежневе, отцу было предложено улучшить жилищные условия, — ему давали огромные восьмикомнатные хоромы, но в другом районе, и он отказался…

На лето вся семья переезжала на госдачу, которую арендовали в Серебряном Бору. Папа отлично плавал и как-то непостижимо быстро умудрялся загореть. Вплоть до последних лет жизни ему нравилось гулять по Серебряному Бору, причем налегке — в спортивных трусах, без майки и обязательно босиком!

«Вы больше, чем генерал!»

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий именно голос Левитана извещал страну о кончине очередного коммунистического «вождя».

А.Ш.: — В начале весны 1953 года Юрбор собирался отправиться в отпуск. Вдруг его вызвали в «особый отдел» и предупредили: никуда не отлучайтесь из Москвы — товарищ Сталин заболел, и вам в ближайшие дни предстоит читать бюллетени о состоянии его здоровья. Но чтение таких текстов длилось недолго. Генералиссимуса не стало, и Юрию Борисовичу было поручено озвучить по радио сообщение о его смерти. Подобных траурных сообщений выпало на долю Левитана еще немало. Традиция была нарушена лишь в ноябре 1982-го. Тогда текст о смерти Брежнева прочитал другой диктор — Илья Прудовский.

Н.С.: — Через несколько часов после траурного радиосообщения отцу позвонили и объяснили ситуацию: мол, хватит Левитану читать по радио некрологи; нужно оставить «главный голос страны» только для светлой тематики. А кроме того, есть мнение, что все материалы, связанные со смертью Брежнева, надо давать поскромнее. Вот потому и работал в эфире другой диктор.

Помимо работы на радио отцу довелось много потрудиться на озвучках. Он читал закадровый текст для документальных фильмов, хроники… Были среди этих работ и секретные: киноленты о наших последних военных разработках, предназначенные для секретных показов. Такие спецфильмы стали делать в послевоенные годы. Студия, в которой шла запись фонограммы, находилась где-то под Москвой, обычно папу вызывали туда работать по ночам. Бывало, появлялись у нас в квартире два офицера в штатском и провожали Левитана к машине.

А.Ш.: — Юрия Борисовича часто приглашали на различные торжества и юбилеи, посвященные Великой Отечественной. Он никогда не отказывался — как бы ни был занят, каким бы ни было самочувствие… Вот и в начале августа 1983 года ему предстояло ехать на праздник в честь юбилея Курской битвы.

Н.С.: — Перед самым его отъездом из Москвы позвонила мама. Он ей признался, что неважно себя чувствует. «Может, останешься дома?» — «Нет! Меня там ждут люди. Я обещал!» Когда приехал в Белгород, ему стало плохо в номере гостиницы. Вызвали врача, и тот категорически заявил: нужен полный покой и отдых. Но разве папу удержишь? Отправились за 30 километров от Белгорода в деревню, где должен был происходить праздничный митинг.

Беда случилась сразу после его выступления. Юрия Борисовича перевезли в деревенскую амбулаторию, врачи пытались что-то сделать… Все оказалось бесполезно. В ночь на 4 августа 1983 года папы не стало. Мы потом отправили запрос на имя министра здравоохранения о причинах случившегося. В полученном ответе было сказано: подозрения на инфаркт не подтвердились, смерть наступила в результате остановки сердца.

В Москве проститься с «главным диктором Союза» пришло десятки тысяч человек.

Подписаться

Авторы:

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Уже 15 погибших: число жертв в развлекательном центре «Полигон» продолжает расти

    Фото

    33879

    Кострома

  • Виновником пожара в костромском «Полигоне» оказался военнослужащий из Екатеринбурга?

    23969

    Кострома

  • Как убрать пень за 10 минут, не выкорчёвывая: метод Циолковского

    20943

    Калмыкия

  • Проехала 3000 км: псковичка пытается вернуть домой мобилизованного мужа с правом на отсрочку

    Фото

    15058

    Псков

    Светлана Пикалёва

  • Извольте съехать: как петербуржцы теряют собственное жилье

    Фото

    11722

    Санкт-Петербург

    Екатерина Казьмина

  • Названы пять причин, по которым в Калининградской области падают цены на вторичку

    9344

    Калининград

    Белобородько Мария

В регионах:Ещё материалы

как Илья Прудовский стал легендарным диктором

Знаменитый диктор Илья Прудовский, заслуженный артист РФ, многолетний преподаватель вузов и школ телевидения и радио, отметил юбилей — 80 лет. «Вечерка» поздравила мэтра.

Так уж выпало на профессиональную и человеческую судьбу одного человека, что именно из его уст огромная страна узнавала о ключевых, переломных моментах своего пути за последние десятилетия. Так, сложный эпизод новейшей истории с вводом советских войск в Чехословакию, смерть Брежнева, драматичные перипетии 1991 года впервые прозвучали для наших соотечественников, будучи исполненными диктором Прудовским.

А радиокарьера его началась еще в 1957 году, причем в ту пору вчерашний московский школьник Илья формально «приписал» себя к совсем другому ведомству, поступив в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне РУТ — Российский университет транспорта). Но там была отличная, по словам Прудовского, для «непрофильного» вуза радиоредакция. И институтской газетой «Инженер транспорта» руководил Георгий Львович Гордин, очень известный в то время журналист, возглавивший позже корреспондентскую сеть Всесоюзного радио.

Почему железнодорожный вуз?. . По признанию Прудовского, он поступил туда не без влияния родителей, которые считали, что мальчику нужно получить серьезное образование и основательную профессию. Но крутой поворот в карьере осчастливил 27-летнего инженера: его принимают в штат Всесоюзного радио диктором, причем достаточно скоро доверив ему важнейшие новости и качественную публицистику. Одним из первых таких ответственных выходов в эфир стало сообщение ТАСС о вводе советских войск в Чехословакию в августе 1968 года. Первое чувство, которое молодой диктор испытал тогда, еще не обладая всей полнотой информации о происходящем, было чувство страха.

— Страха из-за того, что вот так, совершенно спонтанно, может развязаться война в центре Европы, — поясняет он. — И, может, еще страшнее от осознания того, что возникающие проблемы с братской страной мы решаем танками.

— А как вас приняли на радио? — интересуюсь у него. — Не помните, какое произведение вы читали на отборе?

— Отлично помню. Мы должны были показать три типа работы: чтение новостей (их образцы, 4–5 коротких сообщений, нам давали члены отборочной комиссии), отрывок из художественной прозы и стихотворение. Текст прозы нужно было найти самому — в процессе предварительной домашней подготовки. Кстати, конкурс был приличный — до 80 человек на место. Я, честно говоря, не был уверен, что вообще попаду… Почему? Среди моих конкурентов было много актеров. А они позиционировали себя с невероятной помпой. Поэтому я пошел на маленькую хитрость — попытался сделать так, чтобы для жюри стало важно не как я читаю, а что.

Как раз в то время в Китае происходила культурная революция, и у писателя Власа Дорошевича, которого никто не читает в наше время, я отыскал «Сказку о великом Богдыхане». Параллели, может, были уже не столь очевидные, но тем не менее проглядывались в этом произведении вполне отчетливо. Из поэзии также взял то, что, по моим расчетам, обеспечивало гарантированное прохождение — поэта Леонида Мартынова. Читающая публика знала его не очень хорошо, хотя он был удостоен при жизни Госпремии СССР. …

Когда Прудовский увидел, как за стеклом перешептываются члены комиссии, то сразу понял, что победил. А в комиссии находились, в частности, великие дикторы — Юрий Левитан и Ольга Высоцкая.

Вечером 10 ноября 1982 года, когда о случившемся утром знали только очень немногие, взамен стоявшего в сетке вещания традиционного ко Дню милиции большого праздничного концерта вдруг включился, как подчеркивает мой собеседник, «резерв № 1». Так на профессиональном сленге называлась минорная классическая музыка. Еще накануне ночью Прудовскому позвонили из программной дирекции радио. И настоятельно попросили не уходить домой, сделав акцент, что ожидаются срочные материалы.

В 10 утра Прудовский впервые прочитал извещение. Имелось в виду извещение ЦК КПСС, президиума Верховного Совета и Совета министров СССР о смерти Брежнева.

Илья Прудовский с народным артистом СССР, знаменитым диктором Юрием Левитаном / Фото: Из личного архива Ильи Прудовского

После выхода в эфир диктору позвонил председатель Гостелерадио Сергей Лапин. Сделав ошибку в фамилии («Пруцкий»), всесильный на тогдашнем радио и ТВ начальник сделал краткое замечание: «Мало скорби». Уже когда Прудовский зачитывал сообщение повторно, диктор Вадим Панфилов поинтересовался: «Ефимыч, а ты что так рыдал-то?..» «Лапин приказал», — ничего не осталось ответить коллеге.

— Если серьезно, — комментирует сейчас ту оценку Прудовский, — то я много позже понял, что Лапин был прав. Спустя 35 лет я нашел ту историческую запись в интернете, прослушал ее и оценил так: технически было выполнено безукоризненно. Но я не услышал в собственном прочтении должного понимания того, что умер человек, которого все знают.

Понятно, материалы такого рода однозначно должен был читать Левитан. Но… Была ли случайной замена в столь показательно ответственном задании главного диктора страны с военной биографией? Ответ на этот вопрос кроется в поручении, данном Лапиным легендарной на радио главе программной дирекции Александре Денисовне Беда: сообщать незаурядную новость должен будет «не Левитан, а кто-то другой». Очевидно, что Лапин не мог самостоятельно принять такого решения. Поэтому неудивительно, что, кроме новоизбранного генсека Юрия Андропова, подобную директиву вряд ли кто мог дать.

Аргументы, которые доходили потом до Прудовского и всего дикторского отела, касались психологического стереотипа: голос Левитана ассоциировался с прежними радостями и горестями (войной, смертью Сталина, запуском спутника, полетом Гагарина). А теперь для страны наставал новый исторический период. И возвестить о его начале было бы логичнее человеку другого поколения.

— Была еще одна, куда более приятная встреча с Лапиным, — вспоминает Илья Ефимович, — после которой, наверное, все женщины на советском радио были мне благодарны. Дело в том, что существовал запрет представительницам прекрасного пола являться на Центральное телевидение и радио в брюках.

Продолжало действовать драконовское распоряжение Николая Месяцева, предшественника Лапина, категорически запрещавшее дамам появляться на работе «в легкомысленном виде». На Лапина же само упоминание фамилии Месяцева действовало как на быка красная тряпка.

Когда Прудовский увидел, как за стеклом перешептываются члены комиссии, то понял, что победил. А в комиссии находились великие профессионалы — Левитан и Высоцкая / Фото: Из личного архива Ильи Прудовского

— И мы, молодые дикторы, — говорит Прудовский, — сумели попасть на прием к Лапину, официально по вопросу повышения зарплаты. Он нас внимательно выслушал и, уже когда мы стояли в дверях, спросил, нет ли у нас еще каких-нибудь просьб и пожеланий. И тогда я «обозначил проблему», упомянув, что женщины, возможно, стесняются об этом сказать. «Какой еще приказ Месяцева!» — чуть ли не вскочил Лапин. — И тут же берет телефон и изрекает приказным тоном: «С этого момента женщин к нам на работу — хоть в брюках, хоть в чем, хоть без всего!..»

Постановления ГКЧП 19 августа 1991 года также впервые прозвучали из уст Прудовского: он вещал на систему «Орбита», которая транслировалась на восточные регионы, получающие информацию, как известно, раньше европейской части страны. Как-то, уже в начале нулевых годов, будучи приглашенным на одну либеральную радиостанцию, Прудовский на вопрос-упрек ведущей «как же вы согласились читать документы путчистов?» ответил, что он выполнял свои служебные обязанности. И если бы не он и не его работа, то никто бы и не узнал — ни о позиции Комитета по чрезвычайному положению, ни о его оппонентах.

В общей сложности, на счету у Прудовского около 1,5 тысячи текстов, записанных на DVD или MP-3, а еще ранее — на магнитную ленту. Жанрово-исторический диапазон, оживающий в его речи, поражает: здесь и тысячелетняя мудрость Библии, и «Риторика» Аристотеля, и скепсис философов О. Шпенглера и Б. Рассела. Как радиоактер он исполнил роль властного главы Синедриона в программе Международного центра религиозных программ и Оноре де Бальзака в дубляже французского фильма «Большая любовь Бальзака».

Кстати, Левитан, будучи невероятно загруженным в 70-е годы на восстановлении утраченных уникальных записей 1941–1945 годов, рекомендовал именно Прудовского на звуковую реконструкцию военных сводок Информбюро.

— И я, — свидетельствует Прудовский, — стилизовал его всем известную манеру чтения. Но когда Левитан умер, я отказался в дальнейшем где-либо читать «под Левитана». Я посчитал это для себя неэтичным. Исключение сделал лишь для режиссера Всеволода Шиловского, который в 1984 году ставил во МХАТе спектакль «Волоколамское шоссе» по повести Александра Бека.

Без курьезов в такой серьезной профессии нельзя. Илья Ефимович сейчас с улыбкой вспоминает, как однажды во время чтения передовицы газеты «Правда» ему приходилось чередовать выражения «ленинская национальная политика» и «ленинская партия». И вдруг с языка сорвалось: «Ленинская национальная партия!» За оговорку с радио не уволили, но наказали — «сослали» на долгое время в ночной эфир. Ему пришлось вести глубоко за полночь программу, которая транслировалась на длинных волнах для моряков и рыбаков Северного бассейна, — ее радийщики на профессиональном жаргоне называли «Мороженая рыба».

— «Мороженая рыба», — уточняет Прудовский, — выходила в 3:30 ночи и походила на шифровку, например: «В апреле БМТ-24–12 (большой морозильный траулер) выловил 53 тысячи тонн рыбы; БМТ-12–21 выловил 62 тысячи тонн рыбы…». И со мной на этой передаче произошла трагедия — я заснул. Но в то же время продолжал читать эти цифры и аббревиатуры, невзирая на сонное состояние. Я перепутал листы, которые уже прочел, с теми, которые еще предстоит озвучить в эфире. И свободно брал для воспроизведения и из этой стопки, и из другой. Ввиду однообразия перечисления морозильных траулеров никто из начальства это мое «преступление» не заметил. Хотя мои коллеги, конечно, знали об этом. Но при этом «куда надо» не сообщали.

По словам мэтра, в среде уважающих себя дикторов считалось постыдным прятать свои интересные оговорки. Впрочем, добавлю от себя, как и преследовать за них.

Читайте также: Домашние посиделки со звездами «Дорожного радио»

дикторы юбилей Радио

Семья Бернштейнов

eilatgordinlevitan.com

Семья Бернштейнов

Нажмите на фото, чтобы увеличить

#brstn-1

Леонард Бернштейн

#brstn-2

Леонард Бернштейн

#brstn-3

Леонард Бернштейн с женой и детьми

#brstn-4

Леонард Бернштейн с женой и детьми

#brstn-5

Леонард Бернштейн с родителями

#brstn-6:

Леонард Бернштейн с родителями и сестрой

#brstn-7

Леонард Бернштейн в Израиле

#brstn-8

Леонард Бернштейн с женой и детьми

 
   
Леонард Бернштейн
Для большего количества изображений;
http://en. wikipedia.org/wiki/Леонард_Бернштейн
Из Википедии, свободной энциклопедии
Бернстайн родился в Лоуренсе, штат Массачусетс, в 1918 к еврею
семья из Ровно, Украина. Его бабушка настояла, чтобы его имя было
.
Луи, но родители всегда звали его Леонардом, так как им нравился номер
.
назови лучше. Его имя было официально изменено на Леонард, когда ему было
.
шестнадцать. Его отец, Сэм Бернстайн, был бизнесменом и поначалу
выступал против интереса Бернштейна к музыке. Несмотря на это, старший
Бернштейн часто брал его с собой на концерты оркестра. Один раз,
Бернштейн услышал игру на фортепиано и сразу же был очарован; он
впоследствии начал учиться игре на фортепиано в молодом возрасте. В детстве
Бернстайн посещал Гарнизонную и Бостонскую латинскую школу. Когда его
отец услышал об уроках игры на фортепиано, он отказался платить за них, поэтому
Бернштейн сам обучал молодых студентов и использовал этот доход, чтобы заплатить
для собственных уроков игры на фортепиано.
Сэм Бернстайн был русским иммигрантом, чей энтузиазм по поводу Америки
по понятным причинам подпитывался стремлением к успеху. Он был талмудиком
ученый, которому суждено было стать раввином, как и его отец. Но на его
Прибыв в 16 лет, он начал жизнь в Америке в качестве чистильщика рыбы в Нью-
.
Нижний Ист-Сайд Йорка, работа 12 часов, шесть дней за несколько долларов
неделя. Он сменил «карьеру», подметая пол для
своего дяди Генри.
парикмахерской в ​​Хартфорде, стал кладовщиком у продавца париков, 9 лет0119
упорно продвигался вверх и стал относительно богатым
дистрибьютор косметических товаров.

Единственными музыкантами, которых знал Сэм, были клезмеры – обедневшие,
бродячие артисты в родной Украине, игравшие на свадьбах,
бар-мицвы и похороны в надежде на какую-нибудь мелочь и
случайный прием пищи. Сэм хотел большего для своего первого сына. Несмотря на
Увлечение Леонарда музыкой, которую он слышал по радио и в
синагоге, Сэм был уверен, что музыкальная карьера ему не по карману.
вопрос.

И так было до десяти лет, когда большинство музыкальных вундеркиндов
уже ослепили мир не по годам развитым талантом, Леонард
Бернстайн коротал время, поглощая религиозные и поп-мелодии и
готовится выполнить цель своего отца практической карьеры в
бизнес. Вестник перемен прибыл в виде массивного,
резное пианино, которое его тетя Клара хранила в Бернштейне
дом во время развода. Сначала Ленни играл на пианино
.
инстинктивно, подражая музыке, которую он слышал. Хотя мог
хорошо себе это позволить, Сэм отказался платить за уроки игры на фортепиано. Выставление некоторых
благодаря решимости и находчивости своего отца Ленни собрал деньги, чтобы заплатить
для своих собственных уроков, обучая младших детей, и нанял своих
талантливая сестра Ширли, чтобы разделить его энтузиазм.
http://www.leonardbernstein.com/lifeswork/biography/
Когда талант его сына начал проявляться, отношение Сэма смягчилось. Он
купил Леонарду детский рояль для его бар-мицвы. В следующем году,
Сэм получил несколько билетов в Boston Pops через свой храм и взял
.
Леонард на свой первый концерт. Позже Леонард вспоминал, как фантазировал с
.
дирижера Артура Фидлера и был особенно очарован
во время преследующего Равеля Болеро.

 

После окончания Бостонской латинской школы в 1935 году Бернштейн посещал
Гарвардский университет, где он изучал музыку с Уолтером Пистоном и был
.
ненадолго связан с Гарвардским хоровым клубом. После завершения его
учится в Гарварде, он поступил в Музыкальный институт Кертиса в
году.
Филадельфии, где он получил единственную оценку «А», которую Фриц
Райнер когда-либо награждался в своем классе по дирижированию. Во время своего пребывания в
Кертис Бернштейн также учился игре на фортепиано с Изабеллой Венгеровой и
.
Генрих Гебхард.

В молодые годы в Нью-Йорке Бернстайн наслаждался
беспорядочная половая жизнь, в основном с молодыми мужчинами (цитата по Burton,
Леонард Бернштейн). После долгой внутренней борьбы и бурного
время от времени помолвка, он женился на Фелиции Монтеалегре Кон
9 сентября 1951 года, как сообщается, чтобы увеличить свои шансы на
.
получение должности главного дирижера Бостонского симфонического оркестра
Оркестр. Дмитрий Митропулос, музыкальный руководитель New York
Филармония в то время и один из наставников Бернштейна, посоветовал ему
что женитьба поможет противостоять сплетням о его сексуальной жизни и
успокоить консервативное правление BSO.

У Леонарда и Фелиции было трое детей: Джейми, Александр и Нина.
На протяжении большей части своей супружеской жизни Бернстайн старался быть таким же осторожным, как
.
возможно с его внебрачными связями. Но по мере того, как он становился старше, и как
движение за освобождение геев набирало обороты, Бернштейн
стал более наглым, в конце концов оставив Фелицию жить с
компаньон Том Котран. Фелиция познакомилась с актером Майклом Вейджером. Некоторые
Через некоторое время Бернстайн узнал, что у его жены диагностировали легкое
.
рак. Его отношения с Котраном испортились, поэтому Бернштейн
вернулся к жене и заботился о ней, пока она не умерла.
(цитаты из Бертона, Леонарда Бернстайна). Некоторые люди, такие как его
сына, Александра, считают, что он, по сути, винил в ней себя
смерти и сильно не любил себя после ее смерти. (цитаты
из документального фильма Лейси «Леонард Бернстайн: в поисках записки»). Некоторые
утверждают, что видят изменение в его дирижировании после смерти Фелиции как нечто большее
мрачный и тяжелый, более «отжатый», с сильно вытянутой структурой,
хотя другие видят в этом еще один пример
многих художников.
преувеличение их оригинального дирижёрского стиля.

Он был высоко оценен как дирижер, композитор, пианист и
педагог и, вероятно, наиболее известен публике как давний музыкант
директор Нью-Йоркского филармонического оркестра, за дирижирование
концерты многих ведущих мировых оркестров, а также за написание
музыка к Вестсайдской истории. Всего он написал три симфонии,
две оперы, пять мюзиклов и множество других произведений.

13 ноября 1943 г., недавно назначен помощником дирижера 9.0119
Нью-Йоркского филармонического оркестра он дебютировал в качестве дирижера
когда Бруно Вальтер был болен. Он имел немедленный успех и стал
мгновенно стал известен, так как концерт транслировался по всей стране.
солистом в тот исторический день был виолончелист Йозеф Шустер, солист-виолончелист
Нью-Йоркского филармонического оркестра, сыгравшего «Дон
» Рихарда Штрауса.
Кихот. Поскольку Бернштейн никогда раньше не руководил этой работой, Бруно
Уолтер тренировал его перед концертом. После Второй мировой войны
Карьера Бернштейна на международной арене пошла в гору. В
В 1949 году он дирижировал мировой премьерой Turangalîla-Symphonie by
.
Оливье Мессиан. Бернштейн был назначен музыкальным директором New York
.
Филармонии в 1958 г., эту должность он занимал до 1969 г. Начало в конце 90-х гг.
В 1950-х годах он стал известной фигурой в США благодаря своей серии из
пятьдесят три телевизионных молодежных концерта для CBS, из которых выросло
из его омнибусных программ, которые CBS транслировала в начале 1950-х годов. Он стал
так же известен своей просветительской работой на этих концертах, как и своими
проведение. Некоторые из его музыкальных лекций были выпущены на пластинках тиражом 90 119 экземпляров.
несколько из этих альбомов получили премию Грэмми. По сей день «Молодой
Серия «Народные концерты» остается самой продолжительной группой из
программы классической музыки, когда-либо показываемые по коммерческому телевидению. Они пробежали
с 1958 по 1972 год. Более тридцати лет спустя двадцать пять из них
были ретранслированы на ныне несуществующем кабельном канале Трио и выпущены
на ДВД. К сожалению томов в наборе нет в наличии
индивидуально; поэтому концерты необычайно дороги.

В 1947 году он впервые дирижировал в Тель-Авиве, начав
пожизненная связь с Израилем. В 1957 году он дирижировал первым
.
концерт Mann Auditorium в Тель-Авиве; впоследствии он сделал много
записи там. В 1967 году дирижировал концертом на горе Скопус до
.
в память о воссоединении Иерусалима.

Начиная с 1970 года Бернштейн дирижировал Венским филармоническим оркестром
Оркестр, с которым он перезаписал многие пьесы, которые у него были
ранее записанные с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, включая наборы
полные симфонии Бетховена, Малера, Брамса и Шумана. На ПБС
в 1980-х он был дирижером и комментатором специального
сериал на музыку Бетховена, в котором участвовал Венский филармонический оркестр
исполнение всех девяти симфоний Бетховена, нескольких его увертюр и
Мисса Торжественная. Актер Максимилиан Шелл также был показан на
программа, чтение писем Бетховена.

В день Рождества, 25 декабря 1989 года, Бернстайн дирижировал оперой Бетховена
.
Симфония № 9 в рамках празднования падения Берлина
Стена. Концерт транслировался в прямом эфире более чем в двадцати странах по номеру
.
предполагаемая аудитория 100 миллионов человек. По случаю,
Бернштейн переформулировал текст Фридриха Шиллера «Ода к радости», 90–119 гг.заменив слово «свобода» (Freiheit) на «радость» (Freude). «Я
уверен, что Бетховен дал бы нам свое благословение», — сказал Бернштейн.

Бернштейн был очень уважаемым дирижером среди многих музыкантов, в
в частности, участники Венского филармонического оркестра и
Израильский филармонический оркестр, постоянным гостем которого он был
проводник. Он считался особенно совершенным с работами
Густав Малер, Аарон Копленд, Иоганнес Брамс, Дмитрий Шостакович,
Джордж Гершвин (особенно «Рапсодия в стиле блюз» и «Американец в
».
Париж) и, конечно же, с исполнением собственных произведений.
(К сожалению, Бернштейн никогда не дирижировал оперой Гершвина «
».
Концерт для фортепиано с оркестром фа, и он никогда не дирижировал Порги и Бесс.) У него был
подарок за репетицию всей симфонии Малера, разыгрывая каждые
фраза для оркестра, чтобы передать точное значение, и
испуская вокальное воплощение требуемого эффекта, с тонким
профессиональное ухо, которое ничего не упустило.

Леонард Бернштейн умер всего через пять дней после выхода на пенсию. Он провел свой
последнее выступление в Тэнглвуде 19 августа 1990 г. с Boston
.
Симфония из «Четырех морских интерлюдий» Бриттена и «
» Бетховена.Седьмая симфония. [1] Давний заядлый курильщик, он сражался с
эмфизема с середины 20-х годов; у него был приступ кашля в середине
спектакля Бетховена, из-за которого чуть не сорвался концерт
вниз. В день его похорон шествие по улицам
Манхэттен, строители сняли шляпы и помахали и
крикнул: «Прощай, Ленни». Бернштейн похоронен на кладбище Грин-Вуд, 9.0119
Бруклин, Нью-Йорк.

 930 Данные Федеральной переписи населения США

Имя: Сэмюэл Бернштейн
Дом в 1930 году: Бостон, Саффолк, Массачусетс
.
Возраст: 37
Предполагаемый год рождения: около 1893 90 119
Место рождения: Россия — приехал в страну в 1912 году
Отношение к главе дома: Глава
Имя супруга: Дженни, 34 года, вышла замуж в 20 лет, родилась в
Россия. Приехал в страну в 1905 году.
Раса: Белый
Род занятий: продавец косметических товаров

Образование:

Военная служба: Да, Первая мировая война

Арендная плата за дом: 90 долларов США — владел радиоприемником

Возраст вступления в первый брак: 37 лет

Место рождения родителей: Россия
Члены семьи: Имя, возраст
Сэмюэл Бернштейн 37
Дженни Бернштейн 33
Леанорд Бернштейн, 11 лет, родился в штате Массачусетс 90 119.
Ширли Бернштейн, 6 лет, родилась в штате Массачусетс
.
перепись 1920 г.;
Имя: Сэмюэл Бернштейн
Дом в 1920 году: Revere Ward 2, Саффолк, Массачусетс,
.
Возраст: 26 лет
Предполагаемый год рождения: около 1894 90 119
Место Рождения: Россия
Отношение к главе дома: Глава
Имя супруга: Дженни
Место рождения отца: Россия
Место рождения матери: Россия
Семейное положение: Замужем
Раса: Белый
Пол: мужской
Дом в собственности: Аренда
Год иммиграции: 1910 Na 1919
Возможность чтения: Да
Умение писать: да
Изображение: 201
Соседи: Посмотреть других на странице
Члены семьи: Имя Возраст
Сэмюэл Бернштейн 26
Дженни Бернстайн 23 года приехала в страну из России в 1900 г. Na 1919
Леонард Бернштейн 1 6/12

https://www. youtube.com/watch?v=tzD4GV6kI84
Свидетельские показания Рут Бирндорф, пережившей Холокост

Интервьюируемая Рут Бирндорф, урожденная Бернштейн
Пол F
Дата рождения 13 августа 1931 г.
Город рождения Мюнхен (Германия)
Страна рождения Германия
Довоенная религиозная идентичность традиционный иудаизм
Послевоенная реформа религиозной идентичности Иудаизм
консервативный иудаизм
Местонахождение сокрытия или ложного удостоверения личности Тилбург (Нидерланды)
Тип тайника на чердаке
дома
Расположение Liberation Tilburg (Нидерланды)
Освобожден вооруженными силами / британский
Другой опыт сокрытия еврейской идентичности
Место проведения интервью Калифорния / США
Продолжительность интервью 3:00:59
Код интервью VHA 32652
Опытная группа еврейского выжившего
Описание Является частью архива визуальной истории Института Фонда Шоа USC.

 
 
 
 
 

Введение: Почему радио? | Россия в эпоху микрофонов: история советского радио, 1919–1970

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicRussia в эпоху микрофонов: история советского радио, 1919–1970Современная история (1700–1945 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРоссия в эпоху микрофонов: история советского радио, 1919–1970 гг. Современная история (1700–1945 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Ловелл, Стивен,

‘Введение: почему радио?’

,

Россия в микрофонах: история советского радио, 1919–1970

, Оксфордские исследования в современной европейской истории

(

Oxford,

2015;

онлайн Edn,

Oxford Acadecmone

;

, 18 июня 2015 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198725268.003.0099,

, по состоянию на 19 ноября 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicRussia в эпоху микрофонов: история советского радио, 1919–1970Современная история (1700–1945 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРоссия в эпоху микрофонов: история советского радио, 1919–1970 гг. Современная история (1700–1945 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Во введении анализируется значение советского радио по сравнению с другими средствами массовой информации, а также обсуждается его генеалогия в более ранних технологиях связи. После краткого обсуждения истоков и первых дней советского радиовещания в нем обобщаются основные источники, доступные для изучения истории советского радио: архивы, периодические издания, мемуары, Интернет. В нем также рассматриваются историографические проблемы написания статей о радио, особенно в СССР, а также вклад, который радио может внести в наше общее понимание советской истории. В конечном счете, утверждает он, даже в этом интервенционистском и жестко цензурированном однопартийном государстве существовал значительный разрыв между средством массовой информации и сообщением.

Ключевые слова:
радио, радиовещание, СМИ, связь, технологии, архивы, СССР, Россия

Предмет

Современная история (с 1700 по 1945 г.)Социальная и культурная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.