Летопись про куликовскую битву: Каменный Конь — Куликовская битва

Узнать данные из исторических источников о Куликовской битве

Крупное боестолкновение на Куликовом поле, в излучине рек Дона и Непрядвы стало не только важным эпизодом в борьбе русских князей за независимость. Если рассматривать только военный аспект Мамаева побоища, то были битвы не меньшие по масштабу и не менее удачливые для русских войск.

Важность битвы на Куликовом поле в другом: в объединённые полки на нём выстраивались ростовчане, рязанцы, белозерцы, смоляне, москвичи… А вернулись с поля, из числа тех, кто уцелел – русские.

То есть это событие консолидировало живущих в окрестностях Москвы и далеко от неё землях и племена, сделав их единым этносом в первом приближении.

Описывая исторические события без спекуляций и домыслов, историки в первую очередь опираются на письменные свидетельства той эпохи, о которой идёт речь. Притом берутся перекрёстные данные, и если где-то в чём-то находится противоречие, то сам исторический факт ставится под сомнение. Но с другой стороны, пишущий по горячим следам летописец, не свободен от субъективного взгляда на мир, часто эмоционально окрашивая происшедшее. Притом такая субъективизация свойственна свидетелям того, что было, как пишущих «от имени и по поручению», как это бывает с летописцами в монастырях или живущими около княжеских палат, так и независимых.

«О побоище иже на Дону»

Первый летописный источник о Куликовской битве датируется 1407 годом, то есть описывающий событие вполне мог быть если не его участником, то свидетелем. Тем более, что во врачебном обозе, который вслед за войском переправился за Оку, находились монахи, способные к врачеванию, не исключено, что какой-нибудь молодой инок, выносящий с поля боя раненых, к старости был привлечён к составлению списков летописи.

Конечно, с одного локального участка боя, свидетелем которого он был, цельной картины создать нельзя. Но ведь прошло 27 лет, и за это время можно было собрать многочисленные свидетельства и отзывы о том, что было. И скомпилировать всё это в один текст. Тем более, что летописная повесть «О побоище иже на Дону» не сухая хроника событий, а развёрнутое литературное повествование с чётко прослеживаемым сюжетом.

К сожалению, оригинальный источник  — Троицкая летопись, утерян. Летопись погибла в пожаре Москвы 1812 года, устроенном «цивилизованной» наполеоновской армией с подачи не менее «цивилизованных» польских частей, входящих в неё. Сохранились только списки в Софийской первой, Новгородской четвёртой, Новгородской пятой и Новгородской карамзинской летописях. По последней и составлена итоговая редакция «Повести», а исправления сделаны по Голицинскому списку (РНБ, Q. XVII, 62).

«О сражении на Дону и о том, как Великий князь бился с Ордой»

Большое и развёрнутое повествование, позднейшими переписчиками преобразованное в более современный русский язык, избавленный от церковно-славянских архаизмов.

Язык повести богат пафосными и торжественными оборотами, которые, однако, в свете описываемых событий смотрятся органично. Мамай с его помыслами описывается как измаильтянин, то есть приверженец ислама, Великий князь Литовский Ягайло – как язычник (по видимому, от аналога с самой языческой Литвой, хотя сам князь был католиком). А Олег рязанский, переметнувшийся (или склонявшийся к этому) на сторону Мамая, обрисован как велеречивый  ничтожный, не соблюдший веры христианской. «И да будет ему, исчадию ада и ехидне, суд в Господень день!»

Упоминается, притом не мимоходом, а детально, что Мамай «возомнил себя царём», то есть то, что по существу он был изменником, сепаратистом. И это точно отражает умонастроения того времени: планов полного разрыва с Сараем не было ни у Дмитрия, ни у кого из удельных князей. Русские княжества, задуманные в своё время преемниками Батыя как западные ордынские улусы, таковым себя по существу считали.  И будь политика Орды по отношению к ним более терпимой и продуманной – так бы всё рано или поздно произошло.

В подробностях описана история с посольством Дмитрия в ставку Мамая, где он предлагал выплату в Орду традиционной дани размером в десятину, а не вдвое увеличенной по требованию Мамая, на что тот ответил высокомерным отказом. Уже во всю работала установка: предать русские пределы огню и мечу, не щадя ни младенцев, ни стариков, и «продолжить дело великого Бату-хана», то есть завоевателя русских и восточноевропейских земель Батыя.

Особое внимание (едва ли не пятая часть всей повести) уделено истории паломничества князя Дмитрия в Троицкую церковь  встречи его с отцом Сергием, своим духовником. Приводится также полный текст молитвы князя в соборной церкви Богородицы о спасении земли Русской и покровительстве на поле боя.

Благоприятная погода, отсутствие дождей и связанного с ними разлива рек, которые помешали бы форсировать Оку, а затем Дон – всё это подано как небесные знамения и божья помощь православному воинству.  И само избиение, и изгнание Мамаева войска подано как божья воля, явленная православному воинству как истинным христианам.

Читать онлайн «Куликовская битва. Одна строчка в летописи», Сергей Викторович Бычков – ЛитРес, страница 4

   -Бог с тобой, Захарий! – запротестовала Ефросинья. – Ты же лучший сказальщик в нашей слободе. Никто у нас так сказывать боле не может. Ну, а Никита… Так на то он и монах, он же грамоты разбирать научен. Вот у него и получилось шибко ладно, как в этих грамотах.

   Ефросинья помолчала немного, видимо, обдумывая что-то, и добавила:

   -Не кручинься, Захарушка, попусту. Попроси Никиту научить тебя словам ладным, он и подсобит. Вот завтра придёт, ты и потолкуй с ним, а я ему ещё мёду налью, чтоб посговорчивей был.

   -Сам -с- усам, – проворчал Захарий, – вот подучусь малёхо и где ему, молокососу, со мной тягаться будет. Спи.

   -Поспишь с тобой. Ты бы, Захарий, саблю-то снимал с пояса, когда спать ложишься. Весь бок мне истыкала, проклятая. Носишься с ней, как чёрт с торбой. Вот спрячу её, узнаешь тогда.

– Вот ещё что, – не давая ей заснуть, продолжил Захарий, – давай нашу внучку Любаву за Никиту выдадим? Парень он хороший. Да и грамоту знает. За таким она не пропадёт.

– Ты, что совсем рехнулся? – Удивилась такому повороту разговора Ефросинья, – ну, прямо спятил на старости лет. Как это можно? Он же монах и постриг принял.

– Ничего он не принимал, – огрызнулся Захарий, – я с ним поговорил у калитки. Он сирота круглая. Родители померли на пожаре, когда он маленький был. Не помнит он их. Его в монастыре приютили. Вот и живёт он там, по сей день в послушниках. А постриг Никита не принимал. Не хочет он монахом быть.

  -Я Захарий Иванович, – сказал он мне, – хочу дом свой заиметь. Чтобы всё как у людей: и жена была, и дети. Вот как Фрося дело обстоит, а ты рехнулся-рехнулся.

– Ну, коль так, то Бог знает, что делает, – довольным голосом ответила Ефросинья, – а то я уже испугалась за Любаву. Слава тебе Господи.

– Чего ты испугалась? – Озадаченно спросил Захарий, – и чему Бога славишь?

– Да ну тебя, Захарий, – ответила Ефросинья, – у тебя, что глаза на затылке? Ты разве не видел, как Любава из светёлки во двор и обратно десять раз слетала, пока Никита у нас был? А глаза её ты видел?

– Ничего я особого не видел, – произнёс Захарий, – ну бегала внучка, как заполошная. Оттудова мне знать, какая её муха укусила? И что из этого?

– А ничего! – отрезала Ефросинья. – Приглянулся он ей дюже, вот что. Мне и жалко её стало, что он монах и положила она на него глаз зря. Только душу изведет, и сердце своё разобьёт. И моё тоже.

– Так, что нам теперь делать? – спросил Захарий.

  Ефросинья ничего Захарию не ответила, или уснула, или притворилась, что спит.

   Утром Ефросинья видела, что Захарий поднялся в хорошем расположении духа. Он весело ходил по избе и, поджидая монаха, с торжеством поглядывал на жену.

   Наконец пришёл Никита.

   -Спишь долго, – недовольно проворчал Захарий. Ему видимо не терпелось продемонстрировать, то, что он придумал за ночь.

   Никита неопределённо кивнул головой и принялся уплетать хрен с редькой, предложенный ему Ефросиньей. На стол накрывала Любава. Как отметил про себя Захарий, внучка выглядела сегодня по праздничному. В косу Любавы была вплетена яркая лента, вместо повседневного, много раз стираного платья, на ней был сарафан, а на ногах сапожки, которые она берегла как зеницу она и одевала только по великим праздникам.

– Ну и глазастая у меня Фрося, – отметил про себя Захарий, – ничего от её глаз не укроешь.

  Никита, исподтишка поглядывал на Любаву и уплетал квас с хреном. Наконец, он смахнул со лба пробивший его пот и принялся вытаскивать из сумы свои дощечки.

   -Ну, с Богом, – проговорил он, – Захарий Иванович, поведайте мне о сражение на реке Вожа (В 1378 году войска Дмитрия Донского на реке Вожа разгромили крупную группировку Орды под командованием ордынца Бегича).

   Захарий почему-то встал с лавки, и Ефросинья заметила, что он волнуется. Прокашлявшись, Захарий выдал:

   Что за шум над рекою над Вожею,

   Эхом радостным перекатывается?

   То полки не ордынские – русские

   Добру славу себе завоёвывають.

   Ефросинья от удивления выронила из руки помытые ложки, и они рассыпались по всей комнате, как разбегающиеся тараканы. Любава застыла посреди горницы, прижав к груди кулачки, а Никита с изумлением глядел на Захария, как будто первый раз его увидел.

– Ну, как, Никита? – довольный собой, проговорил Захарий, – я ещё не так могу, я и верши, как заправский гусляр, могу складывать. Вот послушайте:

   Идут полки Московские

   И кони их летучие

   Хвосты у них могучие

   А гривы развиваются

   И сыплется овёс.

– Овёс – то, какой? – пожал плечами окончательно добитый весёлой историей Захария Никита.

   -Как это – какой? – воскликнул Захарий. – Который лошаки борзые вчерася ели, а сегодня он и сыплется у них из-под хвоста.

   Видя, что Никита не понял, Захарий пояснил:

   -Кони – они же божьи твари и всё понимают про смерть-то.

  Им, как и людям, страшно на битву идти, вот овёс и сыпется у них от страху жуткого. Как у некоторых воинов перед сражением. Бывало, что некоторые ратники и портки снять не успевали, так их животы подводили. Деваться то некуда, так с измаранными портками и бились. И мечом и запахом. Сам видел, Никита. Ей Богу не вру.

   Ефросинья с Любавой громко рассмеялась, а Никита звонко им вторил, хлопая себя ладонями по коленкам. Посмеявшись, он мотнул головой и сказал:

– Да вам, Захарий Иванович былины или верши надо слагать. Подучиться совсем немного и славить Русь, как неизвестный нам человек, сложивший *Слово о полку Игореве*.

   -А учиться я завсегда готов, вот и Фрося моя скажет, – обрадовано заспешил заверить Никиту Захарий, – купеческую науку постиг и сынам передал. Научишь, что ли, Никита верши складывать?

   -Научу, – заулыбался он, – только я сам ещё учусь. В этом деле не уменье важно, а Божье наитие. Вот как бывает: и настроение хорошее, и душа поёт, и кажется, сейчас самое время вершами заговорить. Ан нет. Не хотят слова в строчки ложиться и ничего окромя застрявшего в голове речка-печка или любовь- морковь не получается. А бывает наоборот. Когда, ни с того, ни с сего, верши сами в голове, как по чародейству нарождаются. Или лучше сказать, что душа вдруг проснулась, и поговорить ей захотелось словами нежными. Словно Божья искра сверкнула и слова из самого сердца изливаются и сами по себе в строки сплетаются, как цветы весенние, когда их девчата в венок прилаживают. Одним словом, Захарий Иванович красота Божья и благодать!

– А хотите мои верши послушать? – неожиданно спросил Никита и глянул на Любаву, – только не обессудьте, если не любы окажутся. Какие есть. Читать?

– Завсегда рады, – с готовностью ответил Захарий, – так, мать? Милости просим.

   Ефросинья поправила платок на голове, опустилась на лавку. Любава же стала рядом с бабушкой. Положив одну руку бабушке на плечо, она с застенчивым любопытством рассматривала монаха.

  Никита, помолчал немного, будто собирая силы, и тихим и чувственным голосом принялся рассказывать свой верш.

   Пред битвой Куликовской

   Русь святая, землица отцовская,

   Поучала сынка – свою рать:

   Пойди в поле, дружина Московская,

   Тяжко мне на коленях стоять!

   Поищи там Мамая постылого,

   Поверни его полчища вспять.

   Жизнь под ханским ярмом опостылела,

   Хватит нам на коленях стоять!

   Подымайся, бери свою палицу,

   Взрос ты, сын, и твой гнев не унять.

   Сколько можно терпеть окаянного?

   Хватит, сын, на коленях стоять!

   А случится погибнуть за волию —

   Буду я о тебе горевать…

   Смерть страшна, но страшнее тем более

   Нам всю жизнь на коленях стоять.

   А вернёшься, сынок,

   Будем праздновать.

   Жить – так жить, а гулять – так гулять!

   Верю я: не придётся мне долее

   Никогда на коленях стоять!

   Ефросинья с внучкой вытирали слёзы, а Захарий зашмыгал носом.

– Зело, Никитушка, – проговорил он, наконец, – я так, никогда, не смогу.

– Как знать, Захарий Иванович? – довольный похвалой, весело сказал Никита. – Попробовать вам надо, авось у вас Божье наитие похлещи, чем у самых великих гусляров Руси будет.

  Он полез в свою суму и достал мелко исписанную грамоту.

  Вот, Захарий Иванович, принёс я переписанную мною летопись рязанского мужа Софония. Великий был монах. Через десять лет после Куликовской битвы записал он сие великое событие и прославил себя и Русь вовеки. Я зачитаю её вам, а вы, Захарий Иванович, подмечайте, где мы можем поправить Софония, а где и дополнить. И Никита начал читать: и про Русь, и про князя, и про подготовку к битве, и про саму сечу…

– Да-а-а, – проговорил неопределённо Захарий, когда Никита закончил читать свой свиток. Он встал с лавки, подошёл к Ефросиньи, зачем-то погладил по голове Любаву и вернулся на своё место. Помолчав ещё немного, он, наконец, начал вспоминать: про Сарай Берке, про батюшку, дьякона Фёдора, про то, как он доставил сообщение Семёну Мелику…

   -Не успел я домой вернуться и Фросюшку поцеловать, как гонец прилетел от князя великого. Что тут поделаешь? Поехал. Ждал меня князь вместе с Микулой Васильичем и Семёном Меликом. Повторил я слово в слово, что мне дьякон Фёдор с батюшкой наказывали.

   -Пусть, собака, идёт, – сказал тогда князь, – только не та Русь ныне, что при Батые была, кровью своею Мамай харкать будет.

   А Микула Васильевич-то успокаивать его стал.

   -Плохой мир – лучше, чем хорошая сеча, – говорит он, – может, откупимся ныне? Нам бы пока усмирить князя Литовского Ягайло и князя Олега Рязанского. Вот закончим объединение Руси, а уж опосля и дадим Мамаю по заднему месту?

   -Нет, друже Микула! – вскричал Семён, – хватит Орду кормить. Стон по земле стелется от бесчинств поганых ордынцев. Пришло время и Руси свободно вздохнуть.

 

   Долго они спорили, забыв обо мне, а я стою пред ними, и дыхнуть не смею.

– Вот что, – проговорил, наконец, Дмитрий Иванович, – чует сердце моё, что не дань интересует царя ордынского, а землица наша. Пошлю к нему посольство, чтобы время выиграть. А пока посольничать будем, я дружину крепкую сберу и дадим бой. Пришло время указать захватчикам на дверь. Натерпелись за столько лет и хватит!

   Князь постоял, молча, задумавшись, потом пристально посмотрел на меня и сказал:

– А что Захарий! Поедешь к Мамаю посольником моим?

   -Ох, и напужался я! – заулыбался своему воспоминанию Захарий.

   -Яки можно? – отвечаю я князю. – Посольники все из бояр великих, мужи толковые и учёные, а я кто? Сын купца, у которого молоко на губах не обсохло.

– Не скромничай. Справишься! Молод – не беда. Я вижу: ты – муж достойный и не по годам сообразительный, – говорит князь. – Повезёшь подарки дорогие и молвишь Мамаю так: князь Дмитрий Иванович челом тебе бьёт и мира вечного желает. Собирает, дескать, он посольство великое к царю Мамаю и всё из бояр знаменитых. Привезут они дань Орде, какую он скажет. Ну, а далее, тяни время и морочь ему голову небылицами чудными о любови князя к Орде Золотой.

   -Пусть Мамай ждёт моё посольство и дань, – рассмеялся тогда князь, а я тем временем дружину сбирать буду. Что скажешь, друже Семён?

   -Правильно, Дмитрий Иванович, – поддержал его Мелик, – а я дам Захарию пятнадцать своих орлов – соглядатаев, пусть они силу ордынскую подмечают. А в ночь пошлю отряд особый за Дон – реку: неплохо было бы языка заарканить из князей ордынских. И планы их коварные до конца раскрыть. Как, Дмитрий Иванович, одобряешь?

   На том и порешили тогда, и вскорости поехал я в Орду посольничать. Разодели меня, как царевича, злата много дали и браги крепкой. Чтобы Мамая поить. Семён Мелик дал мне лучших людей своих и двух толмачей, чтобы гутарить мы могли с Мамаем.

   В землях рязанских князя Олега его дружина нас перехватила. Узнал князь Олег, что к Мамаю я еду и что я – особый посол князя и спрашивает меня:

   -А знает ли князь Московский, что Мамай по осени, когда крестьяне урожай снимут, на него идти собирается?

   -Почём же мне знать? – говорю ему, – Дмитрия Ивановича и спрашивай.

   -Знает, видимо, коль посольство к Мамаю не в срок отправил – говорит он мне, – только того не знает Дмитрий Иванович, что князь Литовский Ягайло на помощь Мамаю собрался. Восемьдесят тысяч латников хочет с собой привести. Так и передай это князю. А ещё передай, что я тоже пообнадёжил Мамая своею дружиною. Только скажи Дмитрию Ивановичу, что человек я православный и не Иуда. Не стану я Мамаю против Руси служить. Но… и за него, князя Московского, ворога своего, стоять не буду.

   Отпустил он меня, а я человека к Семёну Мелику послал со словами князя Олега…

   Ну, а потом, за Доном великим повстречали мы дозор ордынский и отвели они нас в степь к обители царя Мамая. Хорошо он меня принял. Да и как же иначе? Я много подарков дорогих привёз.

   Три дня мы с ним бражничали. Он и девок своих мне в жёны предлагал.

   -Краси-ивые все, – тихо сообщил Захарий Никите, чтобы не слышали жена и внучка, и, покосившись на Ефросинью, громко добавил, – православный я, чай, и венчанный – даже взглядом оную не окинул. Вот! Моя – то лебёдушка мне дороже и краше всех поныне.

   Пока я бражничал, люди Семёна не дремали и всё примечали: и людишек прибывающий в стан, и само число ратников в стане, и обоз из скольких телег состоит. Ничего от их внимательных очей не укрылось.

   На третий день распрощались мы с Мамаем.

   -Буду ждать посольство и дань от князя московского, – сказал он мне на прощанье.

   Сам улыбается, по плечу хлопает и приговаривает:

   -Хорош урус, хорош. Возвращайся ко мне, я тебя мурзой сделаю и жён дам – сколько пожелаешь.

   С тем я и отбыл назад в Москву.

   Въехали мы в Залесскую сторону – грады русские не узнать. Загудела Русь, словно на пожаре. Набаты бьют, люди суетятся, как мураши потревоженные, причём не просто суетятся, а суетятся с весёлым и бесшабашным отчаянием. Как будто праздник великий грядёт, а не смерть лютая. Мужики вооружаются, посадские для них кольчуги плетут, ковали мечи булатные справляют, купцы снедь дармовую к лагерю свозят. Со всех сторон необъятной Руси люд прибывает спеша друг пред другом за Русь-матушку свои животы положить. Страсть Господня, одним словом! И весь этот мир из городов и деревень русских в Коломну направляется, куда князь Дмитрий Иванович приказал быть всем к 15 августу.

   Взял Семён Мелик меня в свой сторожевой полк гонцом. Вот Фросюшка соврать не дозволит – минуты свободной в дни сбора на битву для неё не было. Ни поцеловать, ни приголубить. То туда с приказом лечу, то сюда. А потом и выступили из Москвы на Коломну.

– Прощай, Ефросинья Алексеевна и матушка родная – говорю я им, – Бог один только ведает, что со мною случится. Не поминайте лихом и простите меня, если что не так сделал или сказал.

  До сих пор это помню, словно вчерась было: старушка моя матушка целовала меня с какой-то суетливостью, будто спешила нацеловаться вволю и другого случая ей более не представится. И плакала не переставая. Фрося держалась до последнего, только страх горел в её глазах. Но и она не выдержала и заплакала. Потом поцеловала меня и осталась стоять у калитки, махая мне вслед рукой, а другой рукой слёзы утирая. И себе и матушки моей, которая крестила и крестила меня, хотя я отъехал от них уже далеко.

   А рать собралась – взглядом не охватить. Такое скопление люда, что, казалось, весь Вавилон библейский у кремля на Пожаре собрался. Пришлось на Коломну, город скоморохов, тремя дорогами следовать. Во как!

– Город скоморохов? – удивился Никита. – Я никогда не слышал, Захарий Иванович, чтобы Коломну так называли. Был там не раз, но скоморохов там нигде не видел.

  Да нет, Никита, это я так Коломну про себя называю. Скоморохи разве не православный люд? Они не глухие и слышали, что все в Коломну идут. Вот они со всей Руси в Коломне и собрались гурьбой, словно на ярмарку медового спаса. Понаставили своих балаганов, и давай людей тешить. С утра и до ночи. Платы не брали, за так всех, кто хотел, в балаганы пускали. Если ранее, на ярмарках весёлая кутерьма в балаганах была, шутки, песни, пляски, то в те дни скоморохи, всё с нечистой силой в шатрах боролись. А обличьем нечистая сила всё на басурман смахивала. Бубны загремят, гусли занозой в сердце заноют, и начинается потеха. Поначалу в балаганах нечистая сила всегда верх брала. Так замордуют упыри добрых людишек, что самому хочется душам простым на помощь в центр шатра выскочить и наподдать хорошенько поганцам. Народ свистит, кричит в помощь, охи, ахи от детей и женщин. Потеха, одним словом. Потом скоморохи, что добрых молодцев изображали, начинают теснить врага. Мечами деревянными отчаянно машут, прыгают как оглашенные выше головы, колёсами по шатру крутятся, шутливо умирают в битве с поганцами и вновь воскрешаются. А в конце всей потехи, к радости люда, как бы нечисть не пыжилась, как бы ни пыталась одолеть простой люд, добрые скоморохи всё равно побеждали: и Кощея, и лешаков разных, и упырей. Люд в те балаганы валом шёл. А народу что ещё надо? Повеселиться и порадоваться. Лишь бы справедливость да доброта на земле воцарилась. Лишь бы любовь восторжествовала, и любимые воссоединились вовек. Лишь бы Отчизна была свободной, и детишки подрастали. Как вспомню тех скоморохов, так жалко мне их, Никита становится. Как рать на Дон двинулось, то скоморохи не отстали. Побросали свои балаганы, мечи настоящие в руки взяли и айда в полки русские вливаться. А сеча, Никита, это не в балагане мечом махать. Погибли скоморохи в большинстве своём. Только уже не в шутку. По настоящему, как и положено, умирать ратникам землицы нашей. Вот тебе Никита и скоморохи, которые, по словам недалёких людишек, только и могут, что рожи кривлять, да в балагане дурака валять.

  Потом Дмитрий Иванович смотр всему войску сделал, и мы выступили. Колокола гудят, бабы ревут. Кругом всхлипы, да поцелуи. Нам-то радостно идти Русь защищать, а им тяжело оставаться и ждать исхода, предначертанного господом.

   На шестой день переправились через Дон на Куликово поле и лагерем встали.

   Вскоре от Сергия Радонежского грамоту привезли. Знаешь – кто?

   -Кто? – переспросил Никита.

   -А ты подумай.

   -Неужели сам преподобный Сергий? – удивился Никита.

   -Я же сказывал: от него привезли, – недовольный невнимательностью монаха, сказал Захарий.

   -Ну-у-у… не ведаю, помилуй Захарий Иванович. Не томите душу.

   -Александр Пересвет! – с торжеством проговорил Захарий, – вот кто.

   -Пресвятая Богородица! – воскликнул Никита, – так вот откуда пошли разговоры про его монашество. Ну, теперь всё понятно, Захарий Иванович.

Понедельник

Понедельник

Понедельник, 9 ноября . Экзамен
будет состоять из двух частей — нескольких вопросов с краткими ответами (типа тех, с которыми вы сталкивались
в тренировочных викторинах по разделам — скорее всего множественный выбор и составление списков в
хронологическом порядке, но включая, возможно, идентификацию произведений искусства по картинкам) и
одно эссе, которое я выберу из приведенного ниже списка для рецензирования. Также ниже
обзорный список конкретных имен, терминов, дат и т. д., за которые вы будете задержаны
ответственный. Разделы викторины в пятницу, 6 ноября, будут посвящены обсуждению эссе
вопросы. Пожалуйста, не забудьте взять с собой синюю тетрадь для написания экзамена.

Обзорные материалы:

Особые предметы для
Раздел с краткими ответами теста

Первое, что приходит мне на ум, когда я ставлю
Вместе краткий список, вероятно, будет важен для вас, чтобы запомнить. Не думайте
это исчерпывающий список «всех фактов, которые вам когда-либо нужно было знать» о
Россия до 1700 года, но это должно помочь вам в обзоре. Раздел с краткими ответами
экзамен будет взят из этого списка. «Помнить» означает, что вам нужно знать
обычно кто, что, когда, почему важно.

Рюрик
«Династия Рюриковичей»
Княгиня Ольга
Князь (Св.) Владимир
988
Норманистский спор
Рус
Русская правда
Повесть временных лет (Повесть временных лет)
Слово о полку Игореве (Слово о полку Игореве, Песня о полку Игореве и др. )
вече
Варяг
Игорь (первый «Рюрикович»)
Игорь Святославич
Ярослав «Мудрый»
Собор Святой Софии (Киев)
Собор Святого Димитрия Салоникского
SS. Кирилл и Мефодий
Восточно-православное христианство
Кириллица
двоеверие
Перун
Бату
Дата (даты) монгольского нашествия
г.
Князь Андрей Боголюбский
Бату
Золотая Орда
Князь Александр Невский
Хан Узбек
Ибн Батута
Великое княжество Владимирское
Князь Дмитрий «Донской»
Куликовская битва
Митрополит Петр
ярлык
Баскак
1480
Князь Иван III
конец независимости Новгорода
Царь Иван IV
боярская дума
Земское собрание (земский собор)
приказ
Опричнина
поместье
крепостное право
День святого Георгия
«Запретные годы»
срок исковой давности
Кодекс законов 1497
Уложение от 1649 900 13
Тайная канцелярия
Смутное время (Смутное время, Смута)
Борис Годунов
Патриарх Филарет
Царь Михаил Романов
Царь Алексей Михайлович Романов
Патриарх Никон
Андрей Рублёв
Феофан (Феофан) Грек
«Жидовствующие»
«Москва Третий Рим»
Филофей Псковский
1453
Совет Феррара-Флоренция
Успенский собор Московского Кремля
Ридольфо (Аристотель) Фиорованти
Максим Грек
Митрополит Макарий
Стоглав (Совет «100 глав»)
Домострой («Комендант дома»)
«Второй Иерусалим»
Иван Федоров
Староверы
Церковный раскол
Патриарх Никон
Аввакум
Дипломатическая канцелярия
Андрис Виниус
Симеона Полоцкого
Киевская (Могилянская) академия

Обзорные эссе

Одно из следующих эссе составит 80-90% среднесрочной.
Не ждите выбора, то есть вы должны быть готовы ответить на любой
вопрос я выбираю и поэтому должен изучить их все. Пока вы готовите свой
эссе, помните, что хороший ответ должен иметь аргумент, основательное введение, объясняющее
что вы пытаетесь сделать в эссе и каковы его ограничения, а также конкретные
доказательства, организованные в последовательной форме, чтобы доказать ваши утверждения. Эссе должно
завершите кратким изложением аргумента и вашими выводами.

1. Для восточных славян (русских, украинцев и др.)
отношения любви-ненависти с другими культурами, кроме своей собственной. Хотя важные аспекты
их историческое развитие находилось под сильным влиянием аутсайдеров, и в результате
синтез, часто признаваемый «национальным» достижением, в равной степени
склонность отрицать иностранное влияние или приписывать иностранцам все плохое
что испытали восточные славяне.
Взяв по крайней мере два основных примера (один из периода до
13 век, а другой период с 13 по 17 века), дебаты
предположение о том, что «заимствование» оказало положительное влияние на средневековые и ранние
современная Русь. Вы можете возразить, что это произошло или не произошло, или вы можете возразить, что ни одна из крайностей не
точны, но все, что вы утверждаете, требует тщательного изучения конкретных доказательств, поскольку
доказательство ваших утверждений и учет противоположной точки зрения.

2. Оцените следующее утверждение, обязательно предоставив доказательства своей правоты.
разногласия (помните, вы не обязаны соглашаться с утверждением):
Характерные политические и социальные черты московского самодержавия сложились
в основном из-за экономических проблем и давления.

3. Вы получили предварительное предупреждение о том, что для отвлечения внимания от некоторых неуказанных
внутренние трудности, наш президент решил «нажать на кнопку» и
уничтожить Россию. («Это единственная надежда, которая у нас есть, — упредить новости о Палате
Судебный комитет», спор на вечеринке с пиццей в безоконной
коридор Овального кабинета.) Чтобы подготовиться к ядерному катаклизму, будучи студентом
Russian Civilization вам поручили собрать капсулу времени (которая
будет размещен на очень высокой горе, чтобы оставаться выше потопа, вызванного глобальным
потепления), то есть содержать не более 10 предметов до XVIII века (или копий/переводов
из них). Пункты должны охарактеризовать основные черты российского опыта до
конец 17 века. Расскажите нам, какие предметы вы выбрали, и обоснуйте свой выбор
чтобы инопланетянин, просеивающий нашу радиоактивную пыль в далеком будущем, мог
понять, что было важно в ранней русской цивилизации. (Примечание: если вы хотите поставить
что-то в коробке, что не помещается, например, церковь, вы можете заменить набором
картинки одни и те же. Видео, кассеты, компакт-диски и т. д. не допускаются, так как наш иностранец может
не имеют устаревшей технологии, чтобы играть в них. Предположим, однако, что зрение инопланетянина
похоже на ваше, что он/она/оно имеет некоторое представление о человеческой цивилизации — хотя
не обязательно конкретное знание русского языка — и то, что он/она/оно может понять
Ваши объяснения будут лучшими, если они будут представлены в виде связного эссе, а не
аннотированный список и тот, который написан на грамматически правильном английском языке.)

В 12 веке земля впервые упоминается как Украина.

России не существует

Украина впервые упоминается в Ипатьевской летописи. Не Малая Русь или что-то другое, а Украина. О Москве и России в то время никто не слышал. Узнайте больше впечатляющих исторических фактов.

Летопись включает в себя несколько составных частей: Лаврентьевскую летопись, Повесть временных лет, Черниговскую, Киевскую, Галицко-Волынскую летописи, в которых описаны события с 860-х по 129 г.2 с. Источники летописей разнообразны: палатинские летописцы, палатинские письма, отчеты послов, военные рассказы, рассказы очевидцев, греческие хроники и т.д.

Впервые Украина упоминается в «Слове о полку Игореве» в 1185 году.

Многие источники отождествляют Киевскую Русь с Украиной. В некоторых версиях, например, в Ермолаевском списке (1189-1213 гг.), Украина именуется Краиной (страной), в киевских летописях – Галицкой Украиной.

Также название «Украина» упоминается в связи со смертью Переяславского князя Владимира Глебовича, позднее в описании событий при Галицко-Волынском князе Даниле Романовиче полку. Что-то вроде того.

…а о Москве и России тогда никто не слышал…

Какие исторические данные помогут прояснить предысторию Украины и России.

Высшие учебные заведения: Российская академия наук основана в 1724 г., Московский университет – в 1755 г. Острожская академия основана в 1576 г. на Украине, Киево-Могилянская академия – в 1615 г., Львовский университет – в 1661 г.

Первая печатная азбука книга на Украине была издана в 1574 г. во Львове, а в Российском царстве это произошло на 60 лет позже, в 1634 г.

Религия: Киевская Митрополия была основана в 988 году, а Московский Патриархат только в 1458 году. Киевская Митрополия старше Московской на 460 лет.

Столицы: Киев — один из древнейших городов Европы, основанный в 482 году, а Москва была основана в 1147 году Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха. Итак, Киев старше Москвы на 665 лет.

Первым монархом, коронованным в Царстве Русском, был Иван Грозный в 1547 г., а на украинских землях – первый царь Руси Даниил Галицкий в 1253 г.

Монгольское иго: Киев утратил монгольское иго в 1363 году после битвы при Синих Водах; Москва лишилась ига в 1480 году после большого противостояния на реке Угре, и Московия платила дань крымскому хану до 1700 года, включая первые годы царствования Петра Великого.

Название: Впервые термин «Украина» встречается в летописях в 1187 году. Термин «Россия» встречается только во время правления Ивана Грозного спустя 400 лет.

И наконец, знаменитый украинец Пилип Орлик — автор одной из первых в мире конституций. 5 апреля 1710 года избран гетманом. В тот же день он объявил «Пакты и конституции прав и свобод Войска Запорожского». Следует отметить, что конституция США была принята в 1787 г. Во Франции и Польше она была принята в 179 г.1.
 
Какие исторические факты вы должны знать о происхождении Украины и России.

1. Государство под названием Московия Петр Великий переименовывается в России в 18 веке, в 1721 году.

2. Племя под названием мокши назвало свою реку Москва, а перевод названия с мокшанского языка звучит как «грязная вода» ‘. Ни на каких других языках мира нет перевода слова «Москва». Слово «Кремль» имеет татарские корни и обозначает укрепления на холме.

3. В Средние века все европейские картографы проводили и отмечали границу Европы по границам Руси (Русь — территория современной Украины). Московия – это Улус, с ее финским народом, всегда входила в состав Орды, а Европой относилась к Азии.

4. Московия (Россия) платила дань крымскому хану, своему государю-правителю и господину, являвшемуся правопреемником Золотой Орды, до 1700 года. Царь Московии встретил крымского посла на Поклонной горе, посадил его на коня, сам шел пешком, ведя коня с крымским послом в Кремль, посадил его на свой трон и встал перед ним на колени.

5. В 1610 году в Московии Борисом Годуновым (Мурза Гудун) закончилась династия Чингизидов (родственник Чингисхана), и на престол был возведен Алексей Кошка из финского рода Кобылиных, а церковь дала ему фамилию Романов, который якобы происходил из Рим к власти Московии.

6. Екатерина Великая, после оккупации Великого княжества Литовского (территория Белоруссии), последнего свободного государства Киевской Руси, в 1795 году повелела назвать финно-угорские племена Московии великороссами, а украинцами (правда граждане руси) – малороссы.

7. Никто никогда не видел оригинала договора о воссоединении между Московией и Украиной, якобы подписанного Б. Хмельницким и царем А. Романовым.

8. Уже несколько столетий археологи ищут артефакты, подтверждающие подлинность Куликовской битвы, но пока безуспешно. Но байку о победе Дмитрия Донского над Мамаем плетут до сих пор.

9. Псковская, Новгородская, Смоленская области России являются бывшими славяно-русскими княжествами, и финно-угорская Московия не имела к этому никакого отношения, пока Московия-Орда не заняла их в 1462, 1478 и в 1654 гг. на территории России (Московии) никогда не жили славянские племена и народы.

10. Золотая Орда и ее дочь Московия — единственные страны в мире, поработившие собственный народ. Это объясняет, почему богатая природными ресурсами Московия уступает европейским странам с их недостатком. Ведь эффективность свободных людей намного выше, чем у рабов.

Мифам русского национального самосознания нанесен новый удар! Во-первых, изучение генофонда русского народа, проведенное российскими учеными в 2000-2006 годах, показало, что генетически русские — это не славяне, а чистокровные финны, ничем не отличающиеся от мордвы.

По информации московского Центра Льва Гумилева, российские ученые впервые в истории провели исследование генофонда России и были шокированы результатами! Эти исследования также полностью подтвердили, что русские не славяне, а только русскоязычные финны. Результаты анализа митохондриальной ДНК показали, что еще одними ближайшими родственниками русских, кроме финнов из Финляндии, являются татары: русские находятся на таком же генетическом расстоянии в 30 условных единиц от татар, что и отделяет их от финнов! Российские ученые поставили точку в вопросе мифа о «славянских корнях русских»: ничего от славян в русских нет! Есть только славянский русский язык, но в нем 60-70% неславянского языка, поэтому русский человек не в состоянии понять язык славян, хотя истинный славянин понимает любой язык из-за схожести славянских языков (кроме Русский).