Летний праздник ивана купалы как называется: Ивана Купала: традиции и обычаи празднования

День Ивана Купалы | Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

7 июля — Иван Купала. Иван Купала (иванова ночь, иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя.

Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.

Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.

Славянская община родноверов, чьи праздники представлены в Календаре в разделе «Праздники славян», также отмечает праздник Ивана Купалы по старому стилю — 24 июня.

 

Православный календарь — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В Японии сегодня отмечается праздник Танабата.

 

Народные традиции 7 июля: Иванов день. Иоанн Креститель. Иван Купала. Иван Травник. Иван Колдовщик. Иван Цветной. Купала. Травник.

Самый почитаемый народом праздник. В народных верованиях он слился с языческим праздником воды и водяных божеств — купал, отчего и получил название Ивана Купалы.

В церковном календаре насчитывается 68 Иоаннов. Но Ивановым днем называется только 7 июля. Ивановщина — так называется именинный пир в этот день. Это самый разгульный праздник. День Ивана Купалы — олицетворение сил природы. В народе есть поверье, что в ночь на Ивана Купалу совершаются чудеса. Бытует легенда, что огненный цветок папоротника раскрывается на один миг лишь раз в году — в купальскую ночь и дарит счастье его увидевшему. На самом деле папоротник никогда не цветет. Поклонение меру растений дало название этому дню «Травник».

Праздник отмечается ночью с кострами, прыганием через них — на счастье, песнями до самой ясной зари, традиционными играми, хождениями с березкой, гаданиями. Этот праздник — культ света, солнца, всего живого, в это время «роса целебна, трава лечебна, вода очистительна». Иоанн Креститель «освящал воду для купания, прогонял из нее злых духов».

Иванов день — день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок). Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, а вечером пускают их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

 

Народные приметы 7 июля:

С Ивановой ночи «появляются светляки». Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, ночь звездная — будет много грибов, гроза — орехи будут пустые и их будет мало.

Первый покос. Сбор лекарственных трав.

Перед дождем цветы сильнее пахнут. До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека. Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо. Травы черны — лошади кормны (сено погибло, а овес хорош). В Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета. На Иван-день колосок, так на Ильин день колобок в хороший год (Пинежье).

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела). За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период (Воронежская обл.). Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-пресс, 1992, с. 156.

 

Именинники 7 июля: Иван, Никита, Яков Антон, Кириак. Русский дом. Универсальный свод календарей (1994-2000 гг). — Нижний Новгород, 1994, с.106.

Праздник летнего солнцеворота — поворота солнца к зиме. Отмечался славянами-язычниками 24 июня. Официальной православной религией вытеснен на 7 июля и совмещен с Рождеством Иоанна Крестителя.

«Хороводы девушек, обрядовые песни и пляски в священных рощах, жертвоприношения рекам и родникам — все было направлено на получение дара неба — дождя. Дню Купалы предшествовала русальная неделя. Русалки — нимфы воды и полей, от которых, по представлениям славян, зависело орошение земли дождем.

В славянской этнографии хорошо известно, что в дни таких русальных празднеств в деревнях выбирали самых красивых девушек, обвивали их зелеными ветками и с магической целью обливали водой, как бы подражая дождю, который хотели вызвать такими действиями.

Праздник Купалы был наиболее торжественным из весенне-летнего цикла. Поклонялись воде (девушки бросали венки в реку) и огню (в купальскую ночь на высоких холмах, на горах разводили огромные костры, и юноши и девушки попарно прыгали через огонь). Жизнерадостная игровая часть этих молений сохранялась очень долго, превратившись из обряда в веселую игру молодежи.

Этнографы начала XIX века описывают великолепное зрелище купальских костров в Западной Украине, Польше и Словакии, когда с высоких вершин татр или Карпат на сотни верст вокруг открывался вид на множество огней, зажженных на горах». Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. — М.:Наука, 1982, с.393-394.

 

День Ивана Купалы. Как праздник отмечали на Руси и сейчас

По новому стилю день Ивана Купалы отмечается каждый год 7 июля.

Летний праздник посвящён солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

У него есть целый ряд других названий, например, Иванов день, Колосок, Ярило, Кокуй, Иван-Травник, Сонцекрес, Иван Петровный и другие.

Само название имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанна Крестителя. Культурологи и историки отмечают, что в этот день соединяются языческие и христианские традиции, так как история праздника довольно древняя. В средние века на Руси этот праздник не отмечали и считали его бесовским. Современная православная церковь и сейчас не до конца одобряет все его традиции.

Считается, что в этот день сливаются две стихии — огонь и вода. Часть обрядов проводилась ночью. Омыться водой в этот день нужно было до захода солнца, а после люди начинали жечь костры, причём зачастую использовался древний способ его разведения — трение дерева о дерево. В центре костра обычно возвышался шест, на который сверху насаживали колесо, череп коня или коровы, смоляную бочку. Такая конструкция соотносилась с образом мирового дерева.

Обычно костры жгли до утра, к огню должны были подойти все женщины села, а те, что не приходили, считались ведьмами. Вокруг костров водили хороводы, пели купальские песни. Ещё одна забава: прыжки через костёр. Тот, кто прыгал выше всех, тому должно было ждать счастье, девушки, прыгая через костёр, «очищались» от сглазов, немочей и заговоров.

В этот праздник выбирались суженые и совершались любовные обряды: пары прыгали через костёр, взявшись за руки. Если во время перепрыгивания они не разжимали руки или им в след летели искры — союз должен быть долгим и удачным. Влюблённые дарили друг другу венки, искали цветок папоротника и купались в утренней росе.

Купальский венок составляли из трав и цветов: берёзы, папоротника, базилика, розы, герани, ежевики и других растений. Обычно в процессе праздника венок нужно было уничтожить: сжечь, пустить по воде, забросить на крышу дома или унести на кладбище. В некоторых случаях венок всё же оставляли, и тогда считалось, что он начинает обладать лечебными и защитными свойствами. В Полесье была своя традиция: самую красивую девушку обнажали, окутывали её с головы до ног гирляндой из цветов и все вместе отправлялись в лес, где остальные девушки получали от неё венки. Красавице завязывали глаза и по тому, кому какой венок достанется, свежий или сухой, судили о предстоящем замужестве.

Ещё одно отличие этого праздника — ритуальные бесчинства. В купальскую ночь, как и на Святки, молодёжь крала дрова, телеги, замазывала соседям окна, разбрасывала хозяйственную утварь, переплетала дорогу нитками.

Сейчас праздник уже не имеет такого распространения, как раньше. Культуролог Наталья Мандрыгина рассказала «Омск Здесь», как отмечают праздник в современной России.

— Праздник Ивана Купалы, несмотря на то, что он языческий, отмечается и по сей день, правда, уже не с тем размахом. У нас сейчас это больше выглядит как праздник для детей, как его называют в детских лагерях «Праздник Нептуна», когда все обливаются водой. Это, наверное, единственная дожившая традиция, когда ты выходишь на улицу и понимаешь, что именно в этот день тебя могут окатить. Есть ещё определённые места, где язычники отмечают праздник со всеми обычаями, но для основной массы людей это уже больше развлечение, чем обрядовая деятельность.

Основные традиции, которые сохранились, — пускать венок в поисках суженого (незамужние девушки плели венки и пускали их по воде, к какому парню он приплывёт — тот судьба), прыгать парами через костёр, водить ручейки и хороводы, гадать. И хотя есть традиция обливаться, купаться в водоёмах в этот день нельзя, существует миф, что именно на Ивана Купалу могут утащить русалки. По преданию в этот день цветёт папоротник. Из бытовых примет: в этот день не дают в долг и ничего не продают, иначе семью ждут убытки.

Смешение традиций, христианских и языческих, происходит ещё и потому, что 7 июля — это великий праздник для православных, отмечается рождество Пророка Иоанна Предтечи, который является Крестителем Господним. Получается, что один из главных православных праздников совпадает с главным праздником у славян.

День Ивана Купалы (Купальский день) — 24 июля (7 июля)

Изначально, до распространения христианства, праздник Ивана Купалы был связан с летним солнцестоянием (20-21 июня) года. C принятием христианства обряд праздника был посвящен дню рождения Иоанна Крестителя – 24 июня года. Это связано с его национальным титулом в разных странах. По новому стилю день рождения Иоанна Крестителя позже и приходится на 7 июля года.

В середине июня послеполуденное солнце достигает высшей точки неба и в состоянии оставаться там некоторое время, которое называется летним солнцестоянием. Затем, достигнув полного проявления своих творческих сил, он сворачивает на зимнюю дорогу, теряя свою царскую власть над природой, свою Животворящую силу, и начинает медленно опускаться и опускаться с небесной горы, дни начинают убывать. Вся природа, словно предчувствуя его близкую старость, торопится жить полной жизнью.

Последний месяц кукушка кукушка последнюю чудную песенку поет своим звонким голосом соловей, а скоро, совсем скоро и другие певчие птицы приутихнут.

В эту ночь никто не должен спать. В летнюю ночь заколдованные деревья переходят с места на место и переговариваются друг с другом сквозь шелест листьев, разговаривают между собой животные и даже травы, которые наполняются ночью особой, чудодейственной силой. Все земное зелие-былие в эту ночь обретает сверхъестественную силу: как злую, так и добрую.

Ночной огонь цветущей травы. Это – черный папорот, король-король, лев, голубь и другие. Светится разным цветом, сильное пламя выглядит как молния, летящее, призрачное пламя. «Травяной лев, — рассказывается об одном из них в старейшем из «Залейников», — вырастает мелким и кажется чем-то вроде льва. Днём её и не примешь, ночью она светит. На нем два цвета, один желтый, а другой ночной, как горит свеча. рядом травы вокруг нее нет, и что есть, а она перед ней склонилась. И вот что говорят о чудной траве-главнокомандующей: «Хоть какая буря, а на восток все стволы склонила, то же, коли нет ветра». Папоротник, проявляющий сильный огненно-красный (малиновый изданный) слегка мерцающий цвет лишь на несколько мгновений в летнюю ночь, позволяет нашедшему угадывать будущее.

Как известно, и этот обычай хорошо сохранился, главным развлечением на вечер Ивана Купала являются прыжки через костер. Впрочем, и незамужней девушке есть чем заняться на празднике.

Несчастная в любви , чтобы приворожить избранника, рекомендуется в полночь на Ивана Купала трижды обежать поле ржи. Желательно голышом. Пока красотка носит голые круги, увидит во сне своего возлюбленного, а утром поймет, что это именно та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.

В конце действия можно весело поспать. Это касается не только самых мужественных и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и заполучить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку охраняет злая сила, и мирские богатства, которые он открывает, еще никому не принесли добра.

По поверьям крестьян, на Купалу, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживают и проявляют особую активность нечистая сила – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, лешие, водяные, лешие.

Считалось, что ведьмы Ивана Купала отмечали праздник, причиняющий вред людям. Мол, хранили ведьмы воду, кипятили с пеплом костер Ивана Иванова, а Ивана Купалы, обрызгивая себя этой водой, ведьма могла спокойно идти, куда ей вздумается.

В день Ивана Купала лечила роса. Для этого нужно встать пораньше и пройтись босиком по целебной купальской мучнистой росе. В тот день был массовый сбор трав. Особая целебная сила летнего солнцестояния собирает траву к восходящему солнцу, а потому, как говорится, «Ранней пташке дай и Бог!»

На обрядах и играх весенне-летнего цикла девушки всегда украшали себя венками. Так, в восточнославянском обряде «проводы русалки» для ряженых «русалки» плели особый венок с добавлением крапивы или делали множество венков, пади свои ряженые на голову, шею, руки, увешивая все венки. Последующее уничтожение этих венков (бросание их на кладбище, в воду, огонь и т. д.) символизирует акт изгнания «русалки».

Украина до сих пор избежала следующего обряда: девушки, с головы снятые гирлянды из душистых трав, в праздничных нарядах, а парни, лихо зала треуголки, тоже украшенные цветами, собрались в канун Купалы в на заранее оговоренном месте елки или черноклену Марену, увешанную венками и лентами, ставили ее под елкой из соломы, малюсенькую, а иногда и больше божью – Купалу, одетую в сорочку и плахту с монисточкой на шее и с венком на голове. Тут же расставили столы с закусками и обязательно водкой. вода падает.

Иван Купала!

Обряды праздника

  • Разжигание костра
  • Прыжки через костер (или крапиву)
  • Катание колес культ огня
  • В древних молениях о дожде – русал 60 90 60 90 90 90 90 Купание культ воды Scoop Dew
  • В древности «Зеленые святки»;
  • Легенда о цветущем в ночи цветке папоротника;
  • Верить, что деревья в эту ночь говорят о том, что травы, собранные на Ивана Купалу, обладают чудодейственной силой;
  • Гадание на свадебные букеты культа растительности

Ритуалы и гадания

Прыжки через костер

На купании наши предки проводили огненные ритуалы и обряды. Огненный ритуал заключался в сжигании больших костров в купальскую ночь. Огниште в сопровождении игр, песен и танцев. Чтобы защититься и очиститься от злых духов, люди прыгали через эти костры. Хороший прыжок, если пламя коснется прыжка и не зажжется, означает женитьбу или удачу.

Тем, кто собирается жениться, при прыжках крепко держась за руки, ибо, по согласию, если не разжать руки — быть свадьбе.

Костер в день летнего солнцестояния. Прыгать через костер – самая яркая праздничная традиция Иванов день

Пытались прыгнуть выше – кто прыгнет выше всех, тот будет самым счастливым в наступающем году.

На летних кострах сожжена мать, снятая с больных детских рубашек, чтобы стирать вместе с ней сожженные сами болезни. И дым от костров прогоняет темные силы деревень и полей.

Дует венок

В ночь на Иванов день девушки опускают на реку березовые венки с зажженными свечами или лучинками, плетут гирлянды из иван-да-марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего уха.

Если венок тонет сразу, отсюда ограничение по любви и женатому ему не ходить в банк бить будет — неженатым. У кого венок дольше проплывет, тот будет всем счастливее, чья осколок дольше похорится, та проживет долгую жизнь-предолгую!

Гадание на воске

Для этого гадания возьмите восковую свечу, разломайте ее на мелкие кусочки, положите в металлическую ложку. Ложку нагревают на свече до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск нарастает, в воду, находящуюся в ложке, вливают один спирт. Фигура, полученная путем угадывания. Гадать при свечах.

Характерная примета Ивана Купала – множество обычаев и традиций, связанных с растительным миром

Травы и цветы, собранные в Иоаннов день, кладут под Иванову росу и сберегают их, говоря, что более целебны, чем собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную во время бури печь для защиты дома от молнии, используют для возбуждения любви или для «отсушки».

Из чудесных трав, собираемых в это время, называется «плакса-трава», особая сила которой, по мнению крестьян, лежит в его корне, обладающая свойством изгонять злых духов, обладательница того же корня заключается в том, чтобы внушить страх, «терлыч-трава» употребляется для обаяния мальчиков и девочек: они носят ее за пазухой, приговаривая: «Терлич, терлич, покличь хлопцы!» Трава полыни, по народному поверью, противная ведьмам и оберегает их от дома и двора. Его заплетают в ниточки и кладут под ивановскую росу с приговариванием: «Мать-Земля, Отец-Небо, дай от этой травы рабам твоим здоровье!» Трава «Зяблица» помогает разыграть детский плач и бессонницу; высушенным «расперстицем» посыпают больные места на теле – порезы, абсцессы, опухоли, «пастушья сумка» издавна заготавливается как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; при ревматизме собирают большое количество крапивы двудомной, для лечения ран, ожогов заготавливают дурман; при простуде, кашле приходилось иметь дома мать, мачеху, душицу, розмарин.

В Иванову ночь на муравьиные кучи собирают масло в сосуд, которое признано целебным средством от различных недугов.

Если в Иванов день взобраться на двенадцать садов, любое желание сбудется.

Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марья и вложить в углы дома, вор не придет в дом: брат и сестра (желтые и фиолетовые цветы, растения) будут разговаривать друг с другом, и вор будет думаю что хозяин разговаривает с хозяйкой.

В Иванов день ходили в баню и первый раз парились свежими березовыми вениками. В «Иванский веник» имеет магическую силу, для добавления цвета добавляют листья папоротника или делают его из двенадцати растений, собранных в купальскую ночь. От такого веника говорили: «здоровье крепнет». С первым новым веником гадала девушка к замужеству: утехнет в ванне, забросит ее за спину – в бодягу упадет, вернется и выйдет замуж.

  

 Твитнуть

Тайна Купальской ночи

Купальская ночь, также известная как Ивана-Купала, отмечается 6 июля (24 июня по старому стилю). Как и во всех древних традициях, когда речь заходит о характере этого праздника, вопросов больше, чем ответов. Однако некоторые вещи мы знаем наверняка.

Купальская ночь — славянский праздник летнего солнцестояния — явления, которое наряду с весенними и осенними равноденствиями и зимним солнцестоянием является важной частью ежегодного праздничного цикла. Астрономически момент, когда день равен ночи, может смещаться, но 24 июня его по-прежнему принято отмечать — своего рода обобщение.

Довольно много известно о том, чем занимались древние славяне в этот день. Среди распространенных обрядов, наряду с разведением костров, танцами, пением и хороводом, были:

  • Прыжок через очищающий огонь. День летнего солнцестояния посвящен солнечному богу Ярило, и огонь является одной из его граней. Описание этого ритуала можно найти в популярной народной сказке о Снегурочке, девушке, сделанной из снега, которая в купальскую ночь перепрыгнула через костер и растаяла.

  • Бросание венков в воду. Молодые девушки делали это в попытке узнать свое романтическое будущее, которое зависело от того, как и куда ниспадет венок. Юноши же пытались поймать венок понравившейся девушки.

  • В поисках цветка папоротника. По поверьям, бесцветник расцветает только в купальскую ночь и тому, кто его найдет, будет дарована удача и счастье.

Все сказанное относится к языческому дохристианскому варианту купальской ночи. Однако празднует его и православная церковь. В данном случае праздник явно не имеет отношения к Ярило и солнцевороту – вместо этого эта дата отмечает рождение Иоанна Крестителя. Празднование включает в себя специальные церковные службы, посвященные этому святому, и связанные с ним обряды, такие как исповедь и Евхаристия.

Так почему же у этих праздников одна дата? Теории разнятся – одни говорят, что это просто совпадение, хотя и значительное и символическое, другие считают, что Иван Купала – это просто другое имя Иоанна Крестителя (Иван – русская версия имени Иоанн, а Купала происходит от глагола купать – купаться). Поэтому вполне возможно, что языческое празднование летнего солнцестояния было христианизировано, и таким образом объединились языческие и христианские традиции, что затрудняет понимание их происхождения и первоначального значения в наши дни.

Вернуться к началу

Ксения Терещенко

Журналист

Теги

  • Традиции
  • Славянские верования
  • Ивана-Купала
  • Купальская ночь
  • Летнее солнцестояние
  • Как древние славяне встречали Новый год весной