Содержание
Чкалов Валерий Павлович
Он был «пилотом пилотов», как назвала его одна из американских газет. Имя Чкалова уже при жизни стало легендарным (рис. 1).
Потомок волжских бурлаков, он родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво-Слобода (ныне город Чкаловск) Нижегородской губернии. Отец его, прекрасный мастер-котельщик, славился на всю Волгу. Его мать, Арина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда мальчику было 6 лет.
В семь лет он пошёл в Василёвскую начальную школу, где учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер. Валерий рос крепким, сильным, купался в Волге с ранней весны до самых заморозков. Как и многие его сверстники, он хорошо плавал, переплывал Волгу, даже нырял под плоты и пароходы. В 1916 году по окончании школы отец направил подростка на учёбу в Череповецкое техническое училище (ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации — кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и на пароходе «Баян».
В 1919 году юноша добровольцем ушёл в Красную Армию, где впервые увидел самолёт и загорелся мечтой об авиации. В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС. После её окончания в 1922 году его отправили на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где он совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. Затем Чкалов учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
В 1924 году военный лётчик Валерий Чкалов прибыл в Ленинград в 1-ю Краснознаменную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова, где при выполнении сложных и важных заданий он быстро прославился как искусный летчик-истребитель. Он регулярно лихачил в воздухе, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. В частности, широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде.
В 1930 году Чкалов был направлен на работу лётчиком-испытателем в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. Здесь за два года он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов, испытав свыше 70 типов воздушных судов. В 1931 году Чкалов впервые осуществил полёт на самолете-авианосце (тяжёлый бомбардировщик-матка с истребителями на крыльях). В 1935 году за проявленную смелость при испытаниях самолётов В.П. Чкалов был награждён орденом Ленина.
В.П. Чкалов неоднократно участвовал в сверхдальних перелётах. Так, 20-22 июля 1936 года он вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — мыс Челюскина — Петропавловск-на-Камчатке — остров Удд (ныне остров Чкалов). Одномоторный самолет АНТ-25 пролетел 9374 км за 56 часов 20 минут. За этот подвиг все члены экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза.
Ещё через год, 18-20 июня 1937 года, та же славная тройка совершила беспримерный рейс по маршруту Москва — Северный полюс — США. Через 63 часа 25 минут после старта, преодолев расстояние в 8504 километра, АНТ-25 благополучно приземлился около города Ванкувер, штат Вашингтон, США. Это был невиданный триумф Страны Советов. В честь советских лётчиков в городе прогремел салют. Героев принял президент США Франклин Рузвельт. Говорят, что страдавший тяжёлым недугом Рузвельт сказал: «Поднимите меня. Я хочу встретить героев стоя». Все члены экипажа моментально стали знаменитостями в Америке. За этот перелёт лётчики были награждены орденами Красного Знамени (рис. 2).
Валерию Чкалову принадлежит приоритет в разработке точных приёмов воздушного боя на бреющем полете. Они с успехом применялись в годы войны советскими лётчиками А.И. Покрышкиным, С.П. Супруном, И.Н. Кожедубом, В.И. Фадеевым и другими. Чкалов был и творцом фигур высшего пилотажа, он сам разработал и выполнил 15 фигур. Среди них были «восходящий штопор» и «замедленная бочка». Русоголовый, голубоглазый русский богатырь, Валерий Чкалов был кумиром молодежи. Вся страна знала его имя и гордилась им.
В Куйбышеве прославленного летчика встречали 4 сентября 1937 года. В наш город он прибыл на пароходе «Михаил Калинин». Интересно, что в навигацию 1919 года на этом же пароходе, тогда называвшемся «Баян», 15-летний Валерий Чкалов работал кочегаром. Вечером в день прибытия Валерий Павлович присутствовал в Куйбышевском драмтеатре на спектакле «Варвары» по пьесе А.М. Горького, а на следующий день в фойе театра он рассказал многочисленной публике о своём полёте в Америку.
В.П. Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года, испытывая новый скоростной истребитель И-180 на Центральном аэродроме в Москве. Самолёт изначально имел множество конструктивных недоделок, однако Чкалов всё равно решил совершить испытательный полёт, хотя его многие от этого отговаривали. В результате уже в конце полёта, при заходе на посадку, у машины неожиданно отказал двигатель, и она стала падать на жилые дома. Спасая сотни людей, Чкалов тянул с посадкой, сколько мог. Ему удалось свалить истребитель на крыло, увести его от города на пустырь, но покинуть его лётчик уже не успел. Валерий Павлович Чкалов был похоронен у Кремлевской стены.
Мечту Чкалова — «махнуть вокруг шарика» — к сегодняшнему дню уже осуществили десятки космонавтов из многих стран мира.
В Нижнем Новгороде, Киеве, Ташкенте, Чкаловске, Борисоглебске, Оренбурге, на станции Чкаловская под Москвой установлены памятники ему, мастеру мирового класса. По Волге ходит теплоход «Валерий Чкалов». Имя Чкалова носят фабрики и заводы, лётные училища, школы, улицы. В частности, в Куйбышеве по решению горисполкома 5 января 1939 года бывшая улица Оренбургская в Ленинском районе была переименована в Чкаловскую. Кроме того, ныне в Самаре имя выдающегося летчика носят спуск к Волге, переулок и пригородный посёлок. В его честь названы улицы также в Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске (рис. 3-5).
А.М. Липатова с привлечением материалов Википедии.
Чкаловский визит
Как куйбышевцы в 1937 году встречали великого лётчика (рис. 6).
80 лет назад легендарные лётчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков на самолете АНТ-25 совершили беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США протяженностью 8504 км. Спустя несколько недель после окончания экспедиции Чкалов посетил Куйбышев, где проживали его близкие родственники. В областном центре он провел два дня.
Куйбышевские родственники
Полёт в США для В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова был не первым перелётом, за которым следила вся страна. Беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд протяженностью 9374 км вызвал повышенный интерес у граждан СССР. Например, «Волжская коммуна» посвятила ему первые полосы в нескольких номерах в июле 1936 года. Именно «ВК» одной из первых в стране опубликовала подробную биографию Валерия Чкалова.
«В эти дни, когда вся страна следила за героическим перелётом наших отважных лётчиков, в одной из квартир на Чапаевской, 90 велись оживленные разговоры о голубоглазом шустром мальчике. Дни перелета Валерия Чкалова здесь были днями переживаний и волнений за близкого родственника. Больше всех волновалась Клавдия Георгиевна Попкова — тётя Валерия Чкалова», — сообщала наша газета.
По окончании полёта К.Г. Попкова рассказала «Волжской коммуне»: «В счастливый исход перелёта я верила потому, что знала твёрдость характера Валерия с детства. Да и вся наша семья уважала этого необыкновенного, ласкового и бойкого парнишку. Вспоминаю, с какой радостью он всегда встречал меня. Повиснет на шее и обо всем расспрашивает».
О беспосадочном перелете Москва — Северный полюс — США «Волжская коммуна» тоже писала в течение недели. А в Куйбышеве в те дни проходили многочисленные мероприятия, посвященные этому событию. Например, в клубах города показывали фильм о «сталинских соколах», которые бьют мировые авиационные рекорды.
Многочисленные встречи
В Куйбышев В.П. Чкалов прибыл на теплоходе «Михаил Калинин» 4 сентября 1937 года, сразу по окончании правительственных торжеств, посвященных его американскому перелёту, которые проходили в Москве и Горьком. В «Волжской коммуне» был размещён большой репортаж:
«Вчера с утра город жил радостным ожиданием: сегодня из Горького приезжает Чкалов. Весть эта распространилась мгновенно. Задолго до прихода парохода на дебаркадер, украшенный приветственными лозунгами, стали стекаться делегации фабрик и заводов, представители общественных организаций. Трудящиеся Куйбышева пришли сюда, чтобы достойно встретить славного сталинского питомца, который вместе со своими отважными товарищами по воле народа и партии по маршруту, начертанному Сталиным, совершил беспримерный в истории беспосадочный перелет из Москвы в Соединенные Штаты Америки. Совсем недавно пролетарская столица с любовью и восхищением приветствовала этих трёх богатырей социалистической родины, возвратившихся после перелёта на родную советскую землю. И в неудержимом гуле оваций, в ликующих возгласах, в ласковых улыбках, которыми одарили москвичи своих любимцев, отразилось неиссякаемое чувство советского патриотизма, присущее всему народу нашей страны. И это же чувство переполняло каждого, кто пришел 4 сентября сюда, на куйбышевскую пристань. Необычная приподнятость, взгляды, излучающие какую-то особую теплоту, разговоры преимущественно о них — о бесстрашных советских лётчиках, с честью выполнивших задание партии и правительства, как бы подчеркивали великое единство советского народа, его безграничную преданность Ленинской партии, его огромную гордость за героизм лучших сынов родины. Работница станкостроительного завода прижимает к груди большой букет цветов. Кто-то восклицает: «Какой прекрасный букет!». «А то как же — ведь это ему… соколу», — слышит в ответ.
Действительно, каждая делегация пришла с цветами. Георгины, астры, левкои. И с каждой минутой цветов становится все больше. Прибывают новые и новые делегации.
Накрапывает мелкий дождь. Люди напряженно прощупывают взглядом сизую дымку тумана. Что же так долго не идёт пароход? И вот пароход показался. На борту все явственнее обозначается название: «Михаил Калинин». Беспокойные возгласы: «Почему не видно Чкалова, где Чкалов?»
Ещё не успели положить сходни — и нетерпеливая звонкоголосая молодежь буквально ворвалась на пароход. Вот мелькнуло такое знакомое по портретам, такое близкое, мужественное лицо. Чкалов обнимается с родными. Со всех сторон ему протягивают цветы. Звучат восторженные приветствия в честь славного командира АНТ-25.
Шумливый человеческий поток увлекает тов. Чкалова к выходу на вокзальную площадь. Здесь героя окружает плотным кольцом огромная толпа. Импровизированная трибуна. Тов. Клюев открывает митинг. От имени горкома партии, горсовета и трудящихся Куйбышева он приветствует полковника Чкалова и его товарищей — людей беззаветной отваги, мужественного дерзания, сталинской закалки.
Выждав, пока стихнут аплодисменты, берет слово Валерий Павлович. «Я, признаться, хотел приехать сюда незамеченным, погостить у родных, — улыбаясь, говорит он, — но, как видите, не получилось… Я глубоко тронут оказанной мне здесь дружеской, сердечной встречей»… «Нет ничего лучшего, — продолжает тов. Чкалов, — чем отдавать себя на благо нашей великой родины, на благо народа. Мы счастливы тем, что нам первым удалось проложить путь из СССР через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Никакие трудности не могли остановить нас, ибо со сталинской путёвкой ни останавливаться, ни сворачивать никуда нельзя». Тов. Чкалов заканчивает свою речь словами, полными горячей любви и преданности товарищу Сталину. Митинг окончен. И когда тов. Чкалов садится в машину и отъезжает, бурные овации несутся ему вслед».
Вечером 4 сентября Чкалов побывал в драмтеатре на спектакле «Варвары» по пьесе Горького, после чего состоялась дружеская встреча с коллективом театра. А на следующий день он опять выступил перед жителями Куйбышевской области. Большую часть своего рассказа он посвятил полёту в США. После чего посетил школу № 13 и ряд предприятий, а затем выступил на собрании, организованном в его честь военнослужащими ПриВО.
На следующий день на третьей полосе «Волжской коммуны» была опубликована фотография Чкалова со школьниками и текст его приветствия молодежи города: «Через газету «Волжская коммуна» передаю горячий привет юношам и девушкам города, носящего славное имя Куйбышева!»
Впрочем, освещение визита Чкалова в Куйбышев не обошлось без накладок. Так, газета «Большевистское знамя» неправильно проинформировала куйбышевцев о приезде Чкалова. «Никто из сотрудников редакции на встрече не присутствовал, но 6 сентября редактор газеты т. Емуранов поместил обстоятельную «зарисовку», — сообщали работники Куйбышевского обкома КПСС. — Вот что пишет газета. На палубе парохода, весело улыбаясь и приветливо махая рукой куйбышевцам, стоит Валерий Павлович Чкалов, его жена Ольга Эразмовна и сын Игорь. В.П. Чкалов с семьей приехал к своим родным в Куйбышев… Сообщение это — чистейший вымысел: тов. Чкалов приехал в Куйбышев без семьи, а газета беззастенчиво обманула своих читателей».
Память о герое
Следующий визит в Куйбышев В.П. Чкалова был намечен на март 1939 года. Но он не состоялся. Летчик погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.Н. Поликарпова. 17 декабря почти весь номер «Волжской коммуны» был посвящен Валерию Павловичу. А в Доме офицеров состоялось траурное собрание куйбышевцев, на котором представители комсомольской организации завода имени Масленникова заявили, что они станут продолжателями дела великого Чкалова и запишутся в аэроклуб и парашютную секцию. Многие куйбышевцы приходили к тёте Чкалова, чтобы лично выразить соболезнование. Было направлено множество телеграмм супруге погибшего Героя Советского Союза Ольге Эразмовне.
Его сын Игорь Валерьевич не раз бывал в Самарской области. Выступал перед курсантами самарского аэроклуба и Сызранского вертолетного училища, а также дарил книги о своем героическом отце.
Андрей Борсуков.
«Волжская коммуна», 18 августа 2017 года.
Литература
Беляков А.В. В. Чкалов. М., 1974.
Великий летчик нашего времени. (Сборник). М.: Государственное издательство политической литературы, 1939. 326 с.
Водопьянов М.В. Валерий Чкалов. М.: Молодая гвардия, 1954. 288 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Волков В. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени// Культуральные исследования: Сб. науч. работ. — СПб.-М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., Летний сад, 2006. С. 189—201.
Денисов Н.Н. Карпович М.Д. Великий советский лётчик В. П. Чкалов. М.: Военное издательство военного министерства Союза ССР, 1951. 148 с. — (Научно-популярная библиотека солдата и матроса).
Маркуша А.М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. — М.: Молодая гвардия, 1974. Т. 37. 160 с.
Маслов М.А. Роковой истребитель Чкалова: Самая страшная авиакатастрофа Сталинской эпохи. М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. 96 с., ил.
Пронякин К.А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Хабаровск: ООО «МедиаМост»; РГО, 2019. 160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 104—105.
Самолёт Валерия Чкалова // Журнал «Юный техник», № 3, 1972.
Шевалёв И. Пять встреч с великим лётчиком // Крылья Родины. М., ДОСААФ, 1974. № 2. С. 16, 17.
Просмотров: 1502
Авторизация через социальные сервисы:
Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности
День рождения Героя: ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ
20 января (по Новому стилю – 2 февраля) 1904 года появился на свет будущий Герой Советского Союза летчик Валерий Павлович Чкалов. Он погиб в 1938-м, а медаль «Золотая Звезда» была учреждена только 1 августа 1939 года. Поэтому все парадные портреты Чкалова со звездой Героя на груди — это самая беззастенчивая «липа»…
Он родился в селе Василево Нижегородской губернии (ныне — город Чкаловск). В 15 лет юноша впервые увидел самолет и, загоревшись мечтой об авиации, вступил в Красную армию учеником слесаря в авиапарке. За свою короткую жизнь (он, как и Юрий Гагарин прожил всего 34 года) Чкалов дослужился до звания комбрига ВВС, что соответствует нынешнему полковнику.
Впрочем, в личном деле летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова есть все для того, чтобы он никогда и ни при каких обстоятельствах не стал образцом для подражания у миллионов своих современников. Записи на пожелтевших листах говорят о том, что этот человек был дважды судим. Первый раз — на 1 год за «дискредитацию авторитета и звания командира Красной армии» (вышел на службу в пьяном виде). Второй годичный срок он получил за неумышленное уничтожение самолета (летел на высоте 3-5 метров, врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию). Во врачебном освидетельствовании того времени есть такие строки: «Имеет шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности».
За время службы в ВВС Чкалов проявил себя как дерзкий и отважный летчик.
Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. Широко известен случай, когда Валерий Павлович пролетел под мостом Равенства в Ленинграде (ныне Троицкий мост в Санкт-Петербурге). И тем не менее, этот человек сумел стать звездой первой величины, у которой мечтали взять автограф политики, актеры, спортсмены и иные всемирно известные люди.
Как известно, первая попытка совершить беспосадочный перелет из СССР через Северный полюс в Америку в августе 1935 года окончилась неудачей — через несколько часов после вылета самолета АНТ-25, где-то над Баренцевым морем, летчикам Леваневскому, Байдукову и Левченко пришлось развернуть машину обратно – из единственного двигателя интенсивно потекло масло.
Казалось бы, попытка покорить кратчайший воздушный путь в Америку будет повторена уже следующим летом. Однако, в 1936-м экипаж Чкалова, Байдукова и Белякова отправился по маршруту в пределах СССР: Москва – Шпицберген – Северная земля – Петропавловск-Камчатский. Через два дня после этого перелета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза. Тогда же по решению ЦК ВКП(б) Валерию Павловичу без прохождения кандидатского стажа вручили партийный билет.
Наконец, 18-20 июня 1937 года состоялся исторический перелет по маршруту «Москва — Северный полюс – Америка». Преодолев за 56 часов расстояние 8504 километра, краснокрылый АНТ-25 под командованием Чкалова совершил посадку на военном аэродроме в окрестностях города Ванкувер на северо-западе США.
На вернувшихся из Америки летчиков обрушилась лавина славы подобная той, что впоследствии была уготована, пожалуй, лишь Юрию Гагарину. Фамилии членов героического экипажа были на устах у всех советских людей. Неудивительно, что в том же 1937-м всех троих избрали депутатами Верховного Совета СССР.
Весной 1938-го вождь всех времен и народов сказал: «Пора тебе, Валерий, переходить на партийную и государственную работу. Тебя уважает наш народ, тебя любит весь мир. Такие люди должны быть у руля государства». Сталин предложил Чкалову руководить сразу двумя наркоматами — транспорта и внутренних дел. Свой отказ Валерий Павлович мотивировал тем, что ему необходимо закончить испытания новейшего советского истребителя.
Спланированная Сталиным замена руководителя НКВД Николая Ежова на всенародно любимого летчика должна была продемонстрировать всему миру отход от политики «большого террора» к более мягкому режиму в стране. Тем не менее, именно в это время сам Чкалов не считал себя в полной безопасности: по воспоминаниям жены и сына, ложась спасть, он всегда клал под подушку пистолет. Осенью 1938 года, увлекавшемуся охотой Валерию Павловичу, подарили целую коробку патронов, которыми он так и не успел воспользоваться. Впоследствии выяснилось, что патроны эти были не простыми — при стрельбе они давали осечку, а после переламывания ружья стреляли в обратную сторону. Любопытная деталь: В. П. Чкалов являлся членом Горьковского обкома ВКП(б), а ту самую коробку с патронами ему привезли из Горьковского управления НКВД…
Последний день жизни героического летчика подробно описан нами в публикации «Знайте, каким он парнем был». В наши дни улицы имени Чкалова можно встретить во всех городах России и во многих населенных пунктах ближнего зарубежья. Есть улица с таким названием и памятник В.П. Чкалову в американском городе Ванкувере, где в 1937-м экипаж АНТ-25 совершил посадку после первого успешного перелета через Северный полюс. Но об этой увлекательной истории мы расскажем вам в очередную годовщину данного исторического события.
1/1
Фото: museikino.ru
- новости
- история
- media
- Москва
- США
- авиация
- Иосиф Сталин
- Советский Союз
- герой советского союза
- Ленинград
- Валерий чкалов
- северный полюс
- НКВД
- ВКП(б)
- Ванкувер
- ВВС
- АНТ-25
- медаль «Золотая Звезда»
Советский АНТ-25 совершил первый трансполярный перелет на самолете из СССР в США (Ванкувер) 20 июня 1937 г.
Предыдущая запись на временной шкале
Следующая запись на временной шкале
Советский АНТ-25 совершил первый трансполярный перелет на самолете из СССР в США (Ванкувер) 20 июня 1937 года.
- Билл Элли
- Опубликовано 14.01.2005
- HistoryLink.org Эссе 7208
20 июня 1937 года моноплан советской постройки АНТ-25 приземлился на аэродроме Пирсон в Ванкувере, совершив первый перелет на самолете из Советского Союза в США через Северный полюс. Незнакомый на вид самолет с длинными красными крыльями, как у альбатроса, пролетает над полем, готовясь к незапланированной и неожиданной посадке. И хотя прибытие в Пирсон-Филд стало полной неожиданностью, в отношении личности самолета нет никакой тайны. В течение последних нескольких дней люди во всем мире с тревогой следили за его продвижением, поскольку его экипаж стремился первым пересечь Северный полюс из Москвы в Сан-Франциско.
Герои Советского Союза
Трое советских летчиков, пилот Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков, на одномоторном моноплане АНТ-25 совершили попытку первого пересечения полярных регионов. Все они были опытными пилотами-зимовщиками, каждый из которых стал Героем Советского Союза и награжден орденом Ленина за достижения в новаторском полете на одном и том же самолете через замерзшие сибирские провинции Советского Союза от Москвы до острова Удд (ныне Чкалов). Island) на Тихоокеанском побережье Советского Союза.
К полету готовились долго и тщательно, ведь вынужденная посадка в Заполярье означала бы верную гибель всего экипажа. Наконец, получив в последнюю минуту разрешение от советского диктатора Иосифа Сталина, Чкалов поднял тяжелый, заправленный топливом самолет со взлетно-посадочной полосы в московском аэропорту Щелково на рассвете в пятницу, 17 июня 1937 года. Чарльз Линдберг, Уайли Пост и другие авиационные рекордсмены, закрытый и параноидальный характер Советского Союза пытался сохранить в секрете все сведения о полете. Прошло полных 24 часа полета, прежде чем информация об этом просочилась. Когда это произошло, люди во всем мире были очарованы и жадно поглощали то немногое, что можно было почерпнуть из их газет.
Flying Blind со льдом для воды
Первые 24 часа трансполярного перелета прошли рутинно и без происшествий, но оставшаяся часть долгого полета стала испытанием для элитных летчиков Советского Союза. Когда полет приблизился к полярным регионам, магнитный компас самолета вышел из строя; навигация должна была бы полагаться исключительно на счисление пути и указатель солнечного курса с поправками, вносимыми регулярными наблюдениями за солнцем и звездами. К сожалению, полета ждала плохая погода, и штурман Беляков редко мог сделать точные наводки.
Беспокойство экипажа усугублялось частыми штормами, сильным встречным ветром и опасным обледенением. Встречный ветер и шторм замедляли продвижение АНТ-25 и потребляли топливо с угрожающей скоростью. Эти препятствия на пути также угрожали истощению скудных запасов кислорода экипажа. Обледенение крыльев самолетов, обтянутых тканью, представляло постоянную опасность, и только винт самолета имел противообледенительную способность. В какой-то момент полета у АНТ-25 начала замерзать даже охлаждающая жидкость двигателя. Экипаж быстро решил использовать свой запас питьевой воды, но обнаружил, что она тоже замерзла. В конце концов, для решения проблемы были использованы резервуары с собственной мочой пилотов (и сохранены для дальнейшего изучения советскими летными хирургами).
Над столбом
Летчики пересекли Северный полюс в пятницу вечером, и самолет направился в северную часть Канады. С небольшими возможностями для навигационных наблюдений и отсутствием радиостанций на крайнем севере Канады русские летели буквально вслепую, в то время как на земле миллионы людей с нетерпением ждали любого сообщения от самолета. Лишь ранним субботним утром аванпост Канадского корпуса связи на Северо-Западных территориях получил известие от самолета. Они передали сообщение от русских, что АНТ-25 должен будет приземлиться где-то между Сиэтлом и Оклендом, в зависимости от того, как долго у них хватит топлива. Зрители и репортеры стекались на аэродромы в Сиэтле, Портленде и Окленде в надежде, что им посчастливится стать свидетелями окончания этого исторического полета.
Чтобы избежать непогоды и встречного ветра, экипаж повернул свой самолет на запад, чтобы пересечь Скалистые горы над северной Канадой, а затем лететь вдоль побережья от островов Королевы Шарлотты. К югу от Юджина, штат Орегон, у АНТ-25 возникла проблема с топливным насосом, поэтому троица решила вернуться в Портленд для посадки. Однако, когда самолет прорвался сквозь облака и дождь над аэродромом на Лебедином острове в Портленде, русские были удивлены, обнаружив огромное количество ликующих зрителей, ожидающих внизу. Вспоминая, как парижские толпы буквально разорвали самолет Линдберга, Чкалов приказал второму пилоту: «Не будем здесь садиться! Они разберут самолет на сувениры. карта.
Из-за толп людей за рекой в Портленде только регулярно расставленные охранники были под рукой, когда большой русский самолет приземлился в Пирсон-Филд. Трое российских летчиков провели в своих тесных и холодных самолетах 63 часа 16 минут и преодолели 5288 миль. Более поздняя проверка показала, что в баках самолета оставалось всего одиннадцать галлонов топлива.
Через несколько минут после прибытия самолета был вызван командующий базой, и генерал Джордж К. Маршалл (который впоследствии прославится как начальник штаба сухопутных войск, государственный секретарь и автор ныне известного плана Маршалла) поехал прямо через поле для гольфа, чтобы приветствую русских. Позже Байдуков рассказывал, как новоиспеченный генерал, казалось, наслаждался вниманием и оглаской, окружавшей трех летчиков.
Герои Ванкувера, Вашингтон
С того момента, как русские приземлились в Ванкувере, их встретили как героев. Всю оставшуюся часть дня по Межгосударственному мосту из Портленда мчались машины, полные доброжелателей. Это было лишь началом долгого общенационального турне по Соединенным Штатам, которое включало визит к президенту Рузвельту и парад в Нью-Йорке. Их слава была еще большей на родине, где Чкалов получил прозвище «Русский Линдберг». Его популярность была такова, что к концу года он стал депутатом советских национальностей и членом Верховного Совета Советского Союза.
К сожалению, правление Чкалова как главного героя советской авиации было недолгим. Через восемнадцать месяцев после своего трансполярного достижения русский герой был мертв, погиб во время спорных летных испытаний нового советского истребителя. Слава Чкалова была такова, что и Сталин, и его министр иностранных дел Молотов несли гроб, хотя ходили слухи, что советский диктатор мог сыграть роль в смерти авиатора. Его останки были захоронены на почетном месте в кремневой стене.
В 2004 году в музее авиации Пирсона в Ванкувере была собрана небольшая, но интересная коллекция материалов о советском трансполярном перелете 1937 года. медали Советского Союза либо экспонируются, либо хранятся в музейных коллекциях. Семьи прославленных летчиков пожертвовали многие предметы. Возле музея стоит памятник полету, воздвигнутый в 1975. Это первый памятник в Соединенных Штатах, посвященный достижениям Советского Союза.
Источники:
Билл Элли, «Герои Советского Союза в Ванкувере», Pacific Northwest Quarterly Fall 2003, стр. 216-217.
Примечание: это эссе было исправлено 1 августа 2017 года.
< Предыдущая запись на временной шкале
Следующая запись на временной шкале >
Лицензирование : Это эссе находится под лицензией Creative Commons, которая
поощряет воспроизведение с указанием авторства. Следует отдать должное обоим
HistoryLink.org и автору, а источники должны быть включены в любой
воспроизведение. Щелкните значок для получения дополнительной информации. Обратите внимание, что это
Лицензия Creative Commons распространяется только на текст, а не на изображения. За
Для получения дополнительной информации об отдельных фотографиях или изображениях, пожалуйста, свяжитесь с
источник, указанный в кредите изображения.
Предоставлена основная поддержка HistoryLink.org
По:
Штат Вашингтон | Пэтси Буллит Коллинз
| Семейный фонд Пола Г. Аллена | Музей истории и промышленности
| 4Culture (доходы от налога на жилье округа Кинг) | Город Сиэтл
| город Бельвю | Город Такома | округ Кинг | Персик
Фонд | Корпорация Microsoft, другие государственные и частные
Спонсоры и посетители лайкают вас
Чкаловская лестница, названная в честь всемирно известного летчика-испытателя и Героя Советского Союза Валерия Чкалова, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. CKP-F201804231338501
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 59,99 $ | |
Информативный сайт | | 79,99 $ | |
Издательский. Книга внутри | | 129,99 $ | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | $199,99 |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения:
СКП-Ф201804231338501
Фотограф:
Коллекция:
Фотобанк ЧТК
Пользовательская лицензия:
Управление правами
Наличие высокого разрешения:
До XL
50 МБ
А3
(6720 х 4480 пикселей —
22,4 «х 14,9″»-
300 точек на дюйм)
Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.