Леший в каких сказках встречается: В каких сказках есть леший

В каких русских сказках есть леший? Vovet.ru

 
персонаж сказки леший русские сказки

Только в сентябре: получи кредитку по акции с бонусом 2000р. и годом без %
Получить карту

Очень хочется познакомить ребенка с этим сказочным персонажем. Подскажите варианты сказок.

 
Похвалить
3

 
Пожаловаться

2 ответа



Леший…

Этого сказочно-мифического персонажа можно встретить во многих русских народных сказках.
Многие из нас читали такие из них, как:

  1. «Иван вдовий сын»,
  2. «Золото берегинь»,
  3. «Сказка о хитром воре»,
  4. «Сказка о медведе костоломе и Иване купецком сыне»,
  5. «Земля со дна океана»,
  6. «Лесной царь»
  7. «Леший».

И Александр Сергеевич, наш русский гений, не забыл увековечить его в своем произведении «У лукоморья дуб зеленый. ..».

Вообще, Леший в русской мифологии один из самых интересных персонажей.

В центральных европейских районах страны вам могут многое рассказать об этом лесном человечке, способном как навредить, так и помочь, людям.

Это — лесной царь, дух леса, способный принимать любой облик, благодаря чему обмануть человека, увлечь его за собой в глубину леса и погубить его там.

Лешего называют хранителем леса, зверей, обитающих в нем.

Считается, что он справедлив, и, ежели охотник знает меру, он ему даже подсобит, жадного же обязательно накажет — не убей больше того, что тебе надо для пропитания.

Очень много историй рассказывают о том, как Леший уводил в дремучий лес людей, но, в основном, они возвращались живыми и невредимыми. Разве что, не совсем в ладах с рассудком — страдали, как правило, потерей памяти, которая, правда, со временем восстанавливалась.

Описывали Лешего по-разному:
  • кто-то говаривал, что у него есть рога и копыта,
  • кто-то видел его завернутым в звериную шкуру,
  • в лесу он — великан, выше любого дерева
  • в поле — ниже травы.

Защититься от него можно было многими способами: от молитвы до матерка в его сторону, а также считалось оберегом ношение с собой лутовки — кусочка липового дерева, очищенного от коры.

Обычно описывали его, как старичка с лохматой седой бородой, но в конце девятнадцатого века он помолодел, обзавелся собственным домом, женой и детьми.

Читайте также:

  • Какие сказки на ночь предпочитает ваш ребёнок?
  • Народные сказки про Кощея Бессмертного?
  • Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин?

 
Похвалить
5

 
Пожаловаться


Леший — персонаж мифов и сказок древних славян. Он хранитель леса.

Во все времена люди не всегда хорошо относились к окружающему миру. Вот Леший и заботится о сохранении равновесия:

Не разрешает людям вырубать деревья, в ущерб лесным жителям.

Следит, чтобы люди не собирали грибов и ягод больше, чем могут сами съесть. Зверью и птицам тоже должно что то оставаться.

Наказывает охотников, если они убивают птиц и животных ради забавы.

Добрый он или злой персонаж? На этот вопрос нет однозначного мнения.

Леший может сделать так, что человек, который очень хорошо ориентируется в лесу вдруг сбивается с дороги и по нескольку дней не может вернуться домой.

Или наоборот, человек долго бродит в лесу, выбился из сил и тут Леший помогает ему найти дорогу домой.

По поверью Леший может и девицу забрать к себе жить. При чем оставаться у него она будет по доброй воле. У нее просто память отшибет.. Она все все забудет 0 дом, родных, где жила и т.п.

Отдельных сказок, посвященных Лешиму, в народном творчестве нет. Он неотъемлемая их часть, если речь идет о лесе.

Хотя, А. С. Пушкин прославил этого персонажа знаменитой фразой, известной нам со школьной скамьи «там чудеса, там леший бродит».

Сейчас ученый разных сфер размышляют — откуда же в мифах взялся этот персонаж. Как одна из версий — девушки оставляли в лесу незаконнорожденных детей (в те времена это считалось несмываемым позором для всего ее рода). Таких малышей брали в семью звери. Они вырастали по виду, как люди, а вот по мышлению все таки ближе к животным.

Но, кто такой Леший мы пока точно не знаем. Даже в сказках о нем не так уж много информации.

Читайте так же:

  • Какие интересные сказки можно почитать ребенку?
  • Какие сказки лучше читать детям современные или старые, прошлого века?

 
Похвалить
3

 
Пожаловаться

Дать ответ и заработать:

Cимволов: 

Образ лешего в русских народных сказках


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №36 имени генерала А.М. Городнянского» города Смоленска

Образ лешего в русских народных сказках

Выполнила: ученица 5Б класса

Банникова Анна

Руководитель: Лютикас Н. П

1


Цель исследования: изучить образ Лешего в русских народных сказках.

Задачи исследования:

1.Узнать, кто такой Леший.

2. Описать облик Лешего, его жилище.

3. Определить, какими нравом обладает Леший.

4. Выяснить в каких отношениях он находится с другими героями русских народных сказок.

5. В каких русских народных сказках встречается леший и как он себя ведёт.

6. Узнать в каких ещё русских произведений встречается образ Лешего.

1


Гипотеза

Образ Лешего представлен, как отрицательный герой в русских народных сказках

Объект исследования

Произведения русско-народных сказок

Предмет исследования

Образ Лешего в русских народных сказках

1


Образ Лешего

Леший – мифическое существо славянских преданий и русских народных сказок.

В русских народных сказка образ Лешего предстаёт перед нами — мохнатым, рослым и сильным, с мощными руками, со сверкающими глазами существом, который живет в лесной чащобе. Он охраняет лес и лесных зверей. Любит проказничать. Большую часть времени лешие проводят на деревьях; качаться и дурачится для них — самое любимое занятие. Иногда он кричит в лесу и пугает людей.

1


Облик Лешего и его жилища

Обитает Леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек, вот только обувь перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, а левый –на правый. Это и есть его главная примета. Леший довольно частый гость русских народных сказок, где наш герой-проказник может стать пнём и кочкой, оборотиться медведем или зайцем, даже растением, потому что он –дух леса.

Облик жилища Лешего

Леший живёт в лесах, в большой бревенчатой избе вдали от человека. Изба укрыта еловыми ветками, травой, кожами.

1


Нрав Лешего

Леший – начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешения в лес заходить не стоит. Зная крутой нрав Лешего, охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте. Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами. Один из характерных звуков, присущих лешему, — свист. Это своего» рода позывной сигнал нечистой силы. Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял».

1


Взаимоотношения с героями

  • Проказничает и шутит, но не вредит героям сказок.
  • Охотники и пастухи обычно составляли своеобразное соглашение с лешими, в

которых оговаривали взаимные запреты и обязанности.

  • Похищает детей.
  • В некоторых сказках выступает, как положительный герой: дарит подарки и разговаривает с героями.

1


Образ Лешего в русской народной сказке «Леший»

В русской народной сказке образ Лешего представлен в роли отрицательного героя, но также его можно рассмотреть и с положительной точки зрения. Девочка уходит из дома и пропадает на три года. Всё это время она жила у Лешего. Как-то раз охотник шёл по лесу и наткнулся на того самого Лешего у которого жила девочка: «Смотрит охотник, а перед ним на лесной тропинке лежит колода, на колоде мужик сидит, лапоть ковыряет; подковырнет лапоть, да на месяц и погрозит:

—  Свети, свети, ясен месяц!

Дивно стало охотнику; отчего так, думает, собою мужик — еще молодец, а волосом как лунь сед? Только подумал это, а он словно мысль его угадал:

—  Оттого, — говорит, — я и сед, что чертов дед!

Тут охотник и смекнул, что перед ним не простой мужик, а леший». Охотник спас девочку и вернул родителям.

1


В этой сказке образ Лешего можно рассматривать как отрицательного героя, так и положительного.

  • С отрицательной точки зрения

Леший отрицательный герой, потому что он не вернул девочку родителям, а увёл за собой в чащу леса и поселил у себя в избушке.

2. С положительной точки зрения

Леший положительный герой, потому что он заботился об этой девочке всё это время: «сидит девица да горько плачет:

—  Кто теперь меня поить-кормить будет!»

1


Образ лешего в русской народной сказке «Старуха –Говоруха»

В сказке «Старуха-Говоруха» образ лешего представлен с положительной стороны. Отец по велению своей жены отвозит дочку в лес и оставляет в избушке. «Осталась девка одна; натолкла проса, наварила каши много, а есть некому. Пришла ночь длинная, жуткая; спать — бока пролежишь, глядеть — глаза проглядишь, слова молвить не с кем, и скучно и страшно! Стала она на порог, отворила дверь в лес и зовет:

— Кто в лесе, кто в темном — приди ко мне гостевать!

Леший откликнулся, скинулся молодцом, новогородским купцом, прибежал и подарочек принес. Нынче придет покалякает, завтра придет — гостинец принесет; увадился, наносил столько, что девать некуда!»

1


В каких ещё сказках встречается образ Лешего?

  • Сказки Т. И. Александровой о «Домовёнке Кузе».
  • Пьеса Павла Финна « Маша и Витя против «Диких гитар»».
  • Отрывок А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный».
  • Сказка А.Л. Толстого «Мишка и Леший».
  • Русско-народная сказка «В няньках у Лешего».
  • Сказка Алексея и Екатерины Малышевых «Леший».


Экранизация по мотивам сказок Т.И.Александровой

.


Экранизация «Новогодние Приключения Маши и Вити» снята по мотивам пьесы Павла Финна « Маша и Витя против «Диких гитар»».


В выводе хотелось бы сказать, что в русских народных сказках образ Лешего люди представляли себе по-разному: кто-то лесным духом, кто-то злодеем, который вечно проказничает, а кто-то добрым старичком.


Список использованной литературы.

  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1258422-v-kakih-russkih-skazkah-est-leshij.html
  • Сказки А.С. Пушкина../ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2015 г.
  • Александрова Т.И../. Сказки «Домовёнок Кузя»../. АСТ, 2010 г.
  • Афанасьев А. Н. XVII. Древо жизни и лесные духи // Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т.. — М.: Издание К. Солдатенкова, 1868. — Т. 2. — С. 325—349.
  • Левкиевская Е. Е. Леший // Мифы русского народа. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — С. 320—339. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-271-00676-X, ISBN 5-1


Спасибо за внимание!

Goblin — New World Encyclopedia

«Маленькие гоблины» из набора акватинт Los Caprichos , созданного Франсиско Гойей в 1799 году. злые или просто озорные, в отличие от более доброжелательных фейри и духов знаний. Как и у многих подобных существ, у гоблина нет единой версии; этот термин более общий для тех маленьких существ, которые живут в темных местах и ​​доставляют неприятности, но в последние годы этот термин стал более сконцентрирован на зеленых существах, которые живут в пещерах и терроризируют детей.

Несмотря на местные вариации, гоблинов почти повсеместно описывают как нарушителей спокойствия. Они либо просто пройдохи и озорники, как незрелые дети, либо злонамеренные, опасные для человека злодеи. Как и многие подобные существа, они имеют характеристики духов, а не существ, существующих в физическом мире. Таким образом, они имеют сходство с призраками, а также с демонами, что связано с некоторыми христианскими учениями и преданиями.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Описание
  • 3 Происхождение
  • 4 Культурные вариации
    • 4.1 Красная шапка
    • 4.2 Калликанцарос
    • 4.3 Кобольд
  • 5 гоблинов в литературе
  • 6 Поп-культура
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера
  • 9 кредитов

Традиционные культуры по всему миру также имеют истории и поверья о фигурах, которые имеют сходство с европейскими гоблинами. В Зимбабве одной из причин рождения ребенка с инвалидностью является то, что гоблин по имени «цвиквамбо» мог оплодотворить мать, пока она спала. Горные гоблины Японии, тэнгу, которые представляют собой либо старика с длинным носом и ходящего босиком, либо ворона тенгу с крыльями, клювом и когтями птицы, но с телом человека. В ранних легендах тэнгу они совершали такие злодеяния, как разжигание костров, похищение и поедание детей. Они также могли превращаться в людей и вводить людей в заблуждение. В более поздних тенгу, легендах они становятся более озорными и даже полезными людям. Говорят, что один лидер тенгу был мастером боевых искусств, который обучал легендарного основателя боевых искусств. [1]

Этимология

Согласно некоторым традициям, гоблин происходит от Гоб или Гоб, король гномов, чьи подчиненные назывались гоблинами. Однако название, вероятно, происходит от англо-французского gobelin (средневековая латынь gobelinus ), которое, вероятно, является уменьшительным от Gobel, имени, связанного со словом кобольд. Гоблин также связан с французским лютином . [2]

Группа гоблинов называется «ордой». Женщин-гоблинов называют «ведьмами» или «старухами».

Описание

Гоблины — гротескные феи, рост которых может варьироваться от карлика до человеческого роста. Им были даны различные (иногда конфликтующие) способности и атрибуты. В некоторых отчетах утверждается, что они в основном невидимы для человеческого глаза и, таким образом, действуют как фантомы. Однако даже в традициях, где они невидимы, все еще широко известно (хотя как это остается загадкой), как они выглядят под своей невидимостью. Обычно считается, что они ниже человеческого роста; в зависимости от источника они могут быть толстыми или тонкими; их лоб полностью покрыт густыми волосами, а рот заполнен пожелтевшими кривыми зубами. Гоблинов часто изображают обладающими грубым, хриплым и слегка высоким голосом, говорящими на человеческом языке наряду со своим собственным и обладающими хитрым интеллектом. В недавних изображениях гоблины изображались зелеными, но это только современная традиция.

Многие характеристики были приписаны общему термину «гоблин». В некоторых культурах они больше обманщики, которые крадут лошадей, чтобы ездить верхом ночью, прячут мелкие предметы, опрокидывают ведра с молоком и изменяют указатели, как пикси в Великобритании. Некоторые считают, что гоблины более злобны, ткут кошмары из паутины и вставляют их в ухо спящего человека, крадут человеческих женщин и детей и прячут их под землей или даже крадут человеческих младенцев и заменяют их уродливыми гоблинскими младенцами (подменышами). . Говорят, что от улыбки гоблина стынет кровь, а от смеха скисает молоко, и фрукты падают с деревьев. Часто считается, что гоблины кочуют, никогда не задерживаясь надолго на одном месте.

Происхождение

Нет единого мнения о происхождении мифов о гоблинах. Поскольку гоблины похожи на фэйри и других духов Европы, вполне возможно, что они имеют сходное происхождение. Многие ученые считают, что такие существа появились из-за интереса к язычеству и его мистицизму, особенно к вере в духов природы и магии. Гоблины, возможно, могли появиться из-за веры в то, что наряду с добродетельными язычниками были злые, которые стали злыми духами. Сэр Вальтер Скотт в своих письмах о демонологии и колдовстве, приписывает гномов, кобольдов и гоблинов, а также шотландских боглов , что соответствует карикатуре на саамов.

Хотя с фольклорной точки зрения их происхождение может быть неизвестно, существуют мифологические сказки, рассказывающие об этом: одна из самых популярных историй о происхождении гоблинов гласит, что они возникли во Франции, в расщелине Пиренеев, но в какой-то момент ушли. в истории, распространившись по всей Европе. [3]

Культурные различия

Красная шапочка

A Красная шапочка, или Красная шапочка, , также известная как powrie или дантер, — тип злобного кровожадного гоблина, эльфа или феи из британского фольклора. Говорят, что они населяют разрушенные замки на границе между Англией и Шотландией, убивают путешественников, которые забредают в их дома, и красят свои шляпы кровью своих жертв (отсюда и получили свое название). [4] Действительно, красные шапки должны регулярно убивать, потому что, если кровь, окрашивающая их шляпы, высыхает, они умирают. Красные шапки очень быстры, несмотря на тяжелые железные пики, которыми они владеют, и кованые сапоги, которые они носят. Убежать от маленьких зубастых демонов совершенно невозможно; единственный способ избежать этого — процитировать отрывок из Библии. Услышав это, они теряют зуб, который оставляют после себя.

Замок Эрмитаж в 1814 году.

Самой печально известной красной шапкой был Робин Красная Шапочка. Как демонический фамильяр (помощник) лорда Уильяма де Сулиса, Робин причинил много вреда и разрушений на землях жилища своего хозяина, замка Эрмитаж в Лиддесдейле, Шотландия, недалеко от английской границы. Мужчин убивали, женщин подвергали жестокому обращению, практиковали темные искусства. Говорили, что в замке Эрмитаж было совершено столько гнусностей и богохульств, что великая каменная крепость (замок) пала под тяжестью греха, как будто сама земля хотела скрыть ее от взора Божия.

Тем не менее, Соулис, несмотря на все зло, которое он сотворил, встретил очень ужасный конец: он был доставлен в Девять Станов Ригг, каменный круг у замка (ближайший мегалитический круг), и там он был сварен до смерти в отличный котел. [5]

Калликанцарос

A Калликанцарос (Καλλικάντζαρος) пл. Kallikantzaroi, — злобный гоблин в греческой и кипрской народной традиции. Они живут под землей, но выходят на поверхность с 25 декабря по 6 января (с зимнего солнцестояния на две недели, в течение которых солнце прекращает свое сезонное движение). Его название, возможно, происходит от « kalos-kentauros, » или «прекрасный кентавр». [6]

Считается, что Калликанцарои остаются под землей, распиливая «Мировое Древо», удерживающее землю, так что оно рухнет вместе с землей. Однако , когда они вот-вот увидят финальную часть, наступят рождественские рассветы, и они смогут выйти на поверхность.Они забывают Древо и приходят, чтобы принести беду смертным.Наконец, в Крещение (6 января) солнце снова начинает двигаться, и они должны снова уйти под землю, чтобы продолжить пиление.Они видят, что за время их отсутствия Мировое Древо излечило себя, поэтому они должны начать работать заново.Это происходит каждый год. [7]

Калликанцарои — создания ночи. Были способы, которыми люди могли защитить себя в те дни, когда Калликанцарои были на свободе. Они могли оставить дуршлаг на пороге: если Калликанцарос приближался из-за своих злодеяний, он вместо этого решал сидеть и считать дыры, пока не взойдет солнце и ему не придется прятаться. Калликанцарои тоже не могли считать больше двух, так как три — святое число, и, произнеся его, они убили бы себя. Еще один способ защиты — оставить огонь в камине на всю ночь, чтобы они не могли туда проникнуть.

В греческом языке Kallikantzaros также используется для обозначения каждого низкорослого, уродливого и обычно озорного существа. Если оно не используется для обозначения вышеупомянутых существ, оно, по-видимому, выражает собирательный смысл ирландского слова «лепрекон» и английских слов «гном» и «гоблин».

Кобольд

Кобольд — это немецкое слово, обозначающее гоблина, и немецкая версия очень похожа на британских красных шапок. Говорят, что они обитают в шахтах и ​​подземельях, озорны и проказничают. Иногда они привязаны к одному конкретному дому, чтобы преследовать их, а иногда им позволяют свободно бродить.

Гоблины в литературе

Из-за общего значения своего имени гоблины уже много лет используются в различных литературных произведениях. Некоторые из самых ранних сказок, в том числе «Гоблин и торговец» Ганса Христиана Андерсена (1853 г.), «Доброжелательный гоблин» Гесты Романорум и «Гоблин из Адачигахары » (японский) — это всего лишь несколько сказок, изображающих гоблинов. а также многочисленные рассказы братьев Гримм. Викторианская поэтесса Кристина Россетти в своем стихотворении «Рынок гоблинов» использовала гоблинов как символы земных желаний, которые мучают и почти уничтожают девушку, попавшую под их чары. Автор Джордж Макдональд, в Принцесса и гоблин, изображали гоблинов как злобных подземных существ. Говорят, что эта книга была любимой книгой Дж. Р. Р. в детстве. Толкин, который населил свое Средиземье гоблинами, которые, по-видимому, связаны с его орками.

Другие более поздние книги, в которых фигурируют гоблины: Книга чудес (1912) (Клад гиббелинов) Эдвард Планкетт (18-й барон Дансени), Домовые и гоблины (1915), Снаружи Там Мориса Сендака, Радужные гоблины, Белый гоблин, и Месть Короля теней, Дерека Бенца и Дж.С. Льюис.

Поп-культура

Многочисленные ролевые фэнтезийные игры включают гоблинов, следующих традициям злых и злобных по своей природе, с различной окраской и, как правило, со спутанными и грязными волосами. Этот тип гоблинов появляется в Dungeons & Dragons. Характерные зеленокожие, безволосые, капризные и в целом аморальные (а не абсолютно злые) гоблины, созданные за Warhammer являются прямыми прародителями гоблинов в более современных играх, таких как вселенная Warcraft или Magic: The Gathering.

В фильмах гоблинов иногда изображают иначе. В фильме Джима Хенсона « Лабиринт» гоблина занимают видное место. Джарет, король гоблинов, могущественный колдун, командует легионом грязных, крохотных, в значительной степени некомпетентных существ. В других анимационных сказках и программах, больше ориентированных на детей, гоблины снова становятся скорее озорными, чем злыми, хотя их часто все еще изображают пугающими.

Notes

  1. ↑ Фурю, Тэнгу: Легендарные горные гоблины Японии. Проверено 20 сентября 2007 г.
  2. Оксфордский словарь английского языка (Oxford Press, 1971, ISBN 019861117X).
  3. ↑ Миша Ф. Линдеманс, «Гоблины» (1997). Проверено 2 июля 2007 г.
  4. ↑ К. М. Бриггс, Феи в английской традиции и литературе (Лондон: University of Chicago Press, 1967).
  5. ↑ Джеймс Логан Мак, Граница (Оливер и Бойд, 19 лет)26).
  6. ↑ Карло Гинзбург, Экстази: расшифровка шабаша ведьм (Чикаго: Чикагский университет, 1991, ISBN 0226296938).
  7. ↑ Соула Митакиду, Энтони Л. Манна и Мельпомени Канацули, Народные сказки Греции: Сокровищница наслаждений (ISBN 1-56308-908-4).

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Бриггс, Кэтрин. «Красный колпачок.» Энциклопедия фей, хобгоблинов, домовых, буги и других сверхъестественных существ. ISBN 0-394-73467-X.
  • Дюбуа, Пьер. 2005. Полная энциклопедия эльфов, гоблинов и других маленьких существ. Абвиль Пресс. ISBN 0789208784.
  • Фрауд, Брайан. 2003. Гоблин-компаньон. ISBN 186205648X.
  • Фрауд, Брайан. 2004. Гоблины! Гарри Н. Абрамс. ISBN 0810949415.
  • Пейдж, Майкл и Роберт Ингпен. 1998. Энциклопедия вещей, которых никогда не было. Студия. ISBN 0140100083.
  • Сайкс, Вирт. 2003. Британские гоблины: валлийский фольклор, сказочная мифология, легенды и традиции. Издательство Кессингер. ISBN-10 0766179931.

Авторы

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статьи Википедии
в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Гоблин история
  • Калликанцарос история
  • Redcap  история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Гоблина»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Гоблин — энциклопедия Нового Света

«Маленькие гоблины» из набора акватинт Los Caprichos , созданного Франсиско Гойей в 1799 году. злые или просто озорные, противоположные более доброжелательным феям и духам знаний. Как и у многих подобных существ, у гоблина нет единой версии; этот термин более общий для тех маленьких существ, которые живут в темных местах и ​​доставляют неприятности, но в последние годы этот термин стал более сконцентрирован на зеленых существах, которые живут в пещерах и терроризируют детей.

Несмотря на местные вариации, гоблинов почти повсеместно описывают как нарушителей спокойствия. Они либо просто пройдохи и озорники, как незрелые дети, либо злонамеренные, опасные для человека злодеи. Как и многие подобные существа, они имеют характеристики духов, а не существ, существующих в физическом мире. Таким образом, они имеют сходство с призраками, а также с демонами, что связано с некоторыми христианскими учениями и преданиями.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Описание
  • 3 Происхождение
  • 4 Культурные вариации
    • 4.1 Красная шапка
    • 4. 2 Калликанцарос
    • 4.3 Кобольд
  • 5 гоблинов в литературе
  • 6 Поп-культура
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера
  • 9 кредитов

Традиционные культуры по всему миру также имеют истории и поверья о фигурах, которые имеют сходство с европейскими гоблинами. В Зимбабве одной из причин рождения ребенка с инвалидностью является то, что гоблин по имени «цвиквамбо» мог оплодотворить мать, пока она спала. Горные гоблины Японии, тэнгу, которые представляют собой либо старика с длинным носом и ходящего босиком, либо ворона тенгу с крыльями, клювом и когтями птицы, но с телом человека. В ранних легендах тэнгу они совершали такие злодеяния, как разжигание костров, похищение и поедание детей. Они также могли превращаться в людей и вводить людей в заблуждение. В более поздних тенгу, легендах они становятся более озорными и даже полезными людям. Говорят, что один лидер тенгу был мастером боевых искусств, который обучал легендарного основателя боевых искусств. [1]

Этимология

Согласно некоторым традициям, гоблин происходит от Гоб или Гоб, король гномов, чьи подчиненные назывались гоблинами. Однако название, вероятно, происходит от англо-французского gobelin (средневековая латынь gobelinus ), которое, вероятно, является уменьшительным от Gobel, имени, связанного со словом кобольд. Гоблин также связан с французским лютином . [2]

Группа гоблинов называется «ордой». Женщин-гоблинов называют «ведьмами» или «старухами».

Описание

Гоблины — гротескные феи, рост которых может варьироваться от карлика до человеческого роста. Им были даны различные (иногда конфликтующие) способности и атрибуты. В некоторых отчетах утверждается, что они в основном невидимы для человеческого глаза и, таким образом, действуют как фантомы. Однако даже в традициях, где они невидимы, все еще широко известно (хотя как это остается загадкой), как они выглядят под своей невидимостью. Обычно считается, что они ниже человеческого роста; в зависимости от источника они могут быть толстыми или тонкими; их лоб полностью покрыт густыми волосами, а рот заполнен пожелтевшими кривыми зубами. Гоблинов часто изображают обладающими грубым, хриплым и слегка высоким голосом, говорящими на человеческом языке наряду со своим собственным и обладающими хитрым интеллектом. В недавних изображениях гоблины изображались зелеными, но это только современная традиция.

Многие характеристики были приписаны общему термину «гоблин». В некоторых культурах они больше обманщики, которые крадут лошадей, чтобы ездить верхом ночью, прячут мелкие предметы, опрокидывают ведра с молоком и изменяют указатели, как пикси в Великобритании. Некоторые считают, что гоблины более злобны, ткут кошмары из паутины и вставляют их в ухо спящего человека, крадут человеческих женщин и детей и прячут их под землей или даже крадут человеческих младенцев и заменяют их уродливыми гоблинскими младенцами (подменышами). . Говорят, что от улыбки гоблина стынет кровь, а от смеха скисает молоко, и фрукты падают с деревьев. Часто считается, что гоблины кочуют, никогда не задерживаясь надолго на одном месте.

Происхождение

Нет единого мнения о происхождении мифов о гоблинах. Поскольку гоблины похожи на фэйри и других духов Европы, вполне возможно, что они имеют сходное происхождение. Многие ученые считают, что такие существа появились из-за интереса к язычеству и его мистицизму, особенно к вере в духов природы и магии. Гоблины, возможно, могли появиться из-за веры в то, что наряду с добродетельными язычниками были злые, которые стали злыми духами. Сэр Вальтер Скотт в своих письмах о демонологии и колдовстве, приписывает гномов, кобольдов и гоблинов, а также шотландских боглов , что соответствует карикатуре на саамов.

Хотя с фольклорной точки зрения их происхождение может быть неизвестно, существуют мифологические сказки, рассказывающие об этом: одна из самых популярных историй о происхождении гоблинов гласит, что они возникли во Франции, в расщелине Пиренеев, но в какой-то момент ушли. в истории, распространившись по всей Европе. [3]

Культурные различия

Красная шапочка

A Красная шапочка, или Красная шапочка, , также известная как powrie или дантер, — тип злобного кровожадного гоблина, эльфа или феи из британского фольклора. Говорят, что они населяют разрушенные замки на границе между Англией и Шотландией, убивают путешественников, которые забредают в их дома, и красят свои шляпы кровью своих жертв (отсюда и получили свое название). [4] Действительно, красные шапки должны регулярно убивать, потому что, если кровь, окрашивающая их шляпы, высыхает, они умирают. Красные шапки очень быстры, несмотря на тяжелые железные пики, которыми они владеют, и кованые сапоги, которые они носят. Убежать от маленьких зубастых демонов совершенно невозможно; единственный способ избежать этого — процитировать отрывок из Библии. Услышав это, они теряют зуб, который оставляют после себя.

Замок Эрмитаж в 1814 году.

Самой печально известной красной шапкой был Робин Красная Шапочка. Как демонический фамильяр (помощник) лорда Уильяма де Сулиса, Робин причинил много вреда и разрушений на землях жилища своего хозяина, замка Эрмитаж в Лиддесдейле, Шотландия, недалеко от английской границы. Мужчин убивали, женщин подвергали жестокому обращению, практиковали темные искусства. Говорили, что в замке Эрмитаж было совершено столько гнусностей и богохульств, что великая каменная крепость (замок) пала под тяжестью греха, как будто сама земля хотела скрыть ее от взора Божия.

Тем не менее, Соулис, несмотря на все зло, которое он сотворил, встретил очень ужасный конец: он был доставлен в Девять Станов Ригг, каменный круг у замка (ближайший мегалитический круг), и там он был сварен до смерти в отличный котел. [5]

Калликанцарос

A Калликанцарос (Καλλικάντζαρος) пл. Kallikantzaroi, — злобный гоблин в греческой и кипрской народной традиции. Они живут под землей, но выходят на поверхность с 25 декабря по 6 января (с зимнего солнцестояния на две недели, в течение которых солнце прекращает свое сезонное движение). Его название, возможно, происходит от « kalos-kentauros, » или «прекрасный кентавр». [6]

Считается, что Калликанцарои остаются под землей, распиливая «Мировое Древо», удерживающее землю, так что оно рухнет вместе с землей. Однако , когда они вот-вот увидят финальную часть, наступят рождественские рассветы, и они смогут выйти на поверхность.Они забывают Древо и приходят, чтобы принести беду смертным.Наконец, в Крещение (6 января) солнце снова начинает двигаться, и они должны снова уйти под землю, чтобы продолжить пиление.Они видят, что за время их отсутствия Мировое Древо излечило себя, поэтому они должны начать работать заново.Это происходит каждый год. [7]

Калликанцарои — создания ночи. Были способы, которыми люди могли защитить себя в те дни, когда Калликанцарои были на свободе. Они могли оставить дуршлаг на пороге: если Калликанцарос приближался из-за своих злодеяний, он вместо этого решал сидеть и считать дыры, пока не взойдет солнце и ему не придется прятаться. Калликанцарои тоже не могли считать больше двух, так как три — святое число, и, произнеся его, они убили бы себя. Еще один способ защиты — оставить огонь в камине на всю ночь, чтобы они не могли туда проникнуть.

В греческом языке Kallikantzaros также используется для обозначения каждого низкорослого, уродливого и обычно озорного существа. Если оно не используется для обозначения вышеупомянутых существ, оно, по-видимому, выражает собирательный смысл ирландского слова «лепрекон» и английских слов «гном» и «гоблин».

Кобольд

Кобольд — это немецкое слово, обозначающее гоблина, и немецкая версия очень похожа на британских красных шапок. Говорят, что они обитают в шахтах и ​​подземельях, озорны и проказничают. Иногда они привязаны к одному конкретному дому, чтобы преследовать их, а иногда им позволяют свободно бродить.

Гоблины в литературе

Из-за общего значения своего имени гоблины уже много лет используются в различных литературных произведениях. Некоторые из самых ранних сказок, в том числе «Гоблин и торговец» Ганса Христиана Андерсена (1853 г.), «Доброжелательный гоблин» Гесты Романорум и «Гоблин из Адачигахары » (японский) — это всего лишь несколько сказок, изображающих гоблинов. а также многочисленные рассказы братьев Гримм. Викторианская поэтесса Кристина Россетти в своем стихотворении «Рынок гоблинов» использовала гоблинов как символы земных желаний, которые мучают и почти уничтожают девушку, попавшую под их чары. Автор Джордж Макдональд, в Принцесса и гоблин, изображали гоблинов как злобных подземных существ. Говорят, что эта книга была любимой книгой Дж. Р. Р. в детстве. Толкин, который населил свое Средиземье гоблинами, которые, по-видимому, связаны с его орками.

Другие более поздние книги, в которых фигурируют гоблины: Книга чудес (1912) (Клад гиббелинов) Эдвард Планкетт (18-й барон Дансени), Домовые и гоблины (1915), Снаружи Там Мориса Сендака, Радужные гоблины, Белый гоблин, и Месть Короля теней, Дерека Бенца и Дж. С. Льюис.

Поп-культура

Многочисленные ролевые фэнтезийные игры включают гоблинов, следующих традициям злых и злобных по своей природе, с различной окраской и, как правило, со спутанными и грязными волосами. Этот тип гоблинов появляется в Dungeons & Dragons. Характерные зеленокожие, безволосые, капризные и в целом аморальные (а не абсолютно злые) гоблины, созданные за Warhammer являются прямыми прародителями гоблинов в более современных играх, таких как вселенная Warcraft или Magic: The Gathering.

В фильмах гоблинов иногда изображают иначе. В фильме Джима Хенсона « Лабиринт» гоблина занимают видное место. Джарет, король гоблинов, могущественный колдун, командует легионом грязных, крохотных, в значительной степени некомпетентных существ. В других анимационных сказках и программах, больше ориентированных на детей, гоблины снова становятся скорее озорными, чем злыми, хотя их часто все еще изображают пугающими.

Notes

  1. ↑ Фурю, Тэнгу: Легендарные горные гоблины Японии. Проверено 20 сентября 2007 г.
  2. Оксфордский словарь английского языка (Oxford Press, 1971, ISBN 019861117X).
  3. ↑ Миша Ф. Линдеманс, «Гоблины» (1997). Проверено 2 июля 2007 г.
  4. ↑ К. М. Бриггс, Феи в английской традиции и литературе (Лондон: University of Chicago Press, 1967).
  5. ↑ Джеймс Логан Мак, Граница (Оливер и Бойд, 19 лет)26).
  6. ↑ Карло Гинзбург, Экстази: расшифровка шабаша ведьм (Чикаго: Чикагский университет, 1991, ISBN 0226296938).
  7. ↑ Соула Митакиду, Энтони Л. Манна и Мельпомени Канацули, Народные сказки Греции: Сокровищница наслаждений (ISBN 1-56308-908-4).

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Бриггс, Кэтрин. «Красный колпачок.» Энциклопедия фей, хобгоблинов, домовых, буги и других сверхъестественных существ. ISBN 0-394-73467-X.
  • Дюбуа, Пьер. 2005. Полная энциклопедия эльфов, гоблинов и других маленьких существ. Абвиль Пресс. ISBN 0789208784.
  • Фрауд, Брайан. 2003. Гоблин-компаньон. ISBN 186205648X.
  • Фрауд, Брайан. 2004. Гоблины! Гарри Н. Абрамс. ISBN 0810949415.
  • Пейдж, Майкл и Роберт Ингпен. 1998. Энциклопедия вещей, которых никогда не было. Студия. ISBN 0140100083.
  • Сайкс, Вирт. 2003. Британские гоблины: валлийский фольклор, сказочная мифология, легенды и традиции. Издательство Кессингер. ISBN-10 0766179931.

Авторы

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статьи Википедии
в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа.