Лермонтов михаил васильевич: Великие российские драматурги. Список

Пятигорск, Анапа, Сочи, Гагры, Ялта, Евпатория.

Публикации раздела Литература

Вспоминаем курортную жизнь героев русской прозы, а также города-здравницы, которые благодаря лету, морю и атмосфере всеобщей расслабленности становятся полноценными персонажами литературных произведений. Классическую художественную прозу о мирной жизни перечитывала Софья Багдасарова.

Пятигорск

Михаил Лермонтов. Вид Пятигорска. 1837

Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Дореволюционная открытка. Пятигорск. Общий вид. Фотография: photochronograph.ru

Хотя первый курорт в России (как и многое другое) был создан императором Петром Великим, этот поселок в Карелии, основанный в 1719 году и названный Марциальные Воды, следа ни в русской литературе, ни в массовом сознании не оставил. Жизнь отдыхающих начала проникать на страницы книг, лишь когда у России появились южные курорты.

Горцы еще не были окончательно усмирены, Кавказская война продолжала бушевать, а на бывших турецких владениях уже начали возникать первые санатории. И первыми отдыхающими там стали раненные на той же самой войне. Пятигорск — форт Азово-Моздокской оборонительной линии, заложенный в 1780 году, — официально становится курортом уже в 1803 году, по рескрипту императора Александра I. С тех пор слава Кавказских Минеральных Вод не ослабевает.

Именно в Пятигорске разворачивается действие одного из главных романов первой половины XIX века — «Героя нашего времени».

«Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы… Наконец, вот и колодец… На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод».

Вряд ли Печорин сумел бы так растревожить сердце княжны, встреть он ее в более чинной обстановке, не на курорте. Любопытно, но помещая действие этой части романа «на воды», Лермонтов действует вполне в русле общеевропейского романа той эпохи — то же делает и Джейн Остин, персонажи которой часто отдыхают на английском курорте в Бате и тоже ворчат на вкус лечебной воды. Другого вида курортного отдыха европейцы пока не знают: мода на привычные нам обильные купания и многочасовые солнечные ванны еще не наступила.

В последующие годы Пятигорск уходит в тень — герои романов на воды больше не ездят, да и соревноваться с призраком погибшего там Лермонтова трудно. Только в 1920-е сюда заглядывают Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым, чтобы выпить того же самого нарзана, переночевать у целебного источника и увидеть, что здесь все носят белые штаны: «из рогожки, чертовой кожи, коломянки, парусины и нежной фланели». Советский филиал Рио-де-Жанейро, не иначе. Недаром так мечтает бросить все к черту и уехать в находящийся поблизости Кисловодск неудачливый Михаил Берлиоз, сидя на душных Патриарших.

Снова Пятигорск появляется в историческом романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» про бегство влюбленных от действительности — сюжет разворачивается в николаевское время, и тут тень Лермонтова, наоборот, кстати.

Анапа

Кадр из фильма «Солнечный удар» (2014)

Дореволюционная открытка. Анапа. Пушкинская улица. Фотография: anapa.pw

Кадр из фильма «Солнечный удар» (2014)

Сегодня Анапа для нас — спокойный, полный детского смеха курорт, с вполне привычной русскому человеку природой, далекой от экзотических Сочи с мясистыми пальмами и сизыми горными вершинами. Но такие мирные ассоциации этот город начал вызвать с точки зрения русской литературы совсем недавно. Еще в пушкинское время главный автор «военных боевиков» того времени, позабытый Бестужев-Марлинский, писал:

«Анапа, эта оружейница горских разбойников, этот базар, на котором продавались слезы, и пот, и кровь христианских невольников, этот пламенник мятежей для Кавказа, Анапа, говорю, в 1828 году обложена была русскими войсками с моря и от угорья. Канонерские лодки, бомбарды и все суда, которые могли подходить близко к берегу, громили приморские укрепления. Сухопутные войска переправились через реку Рион, которая впадает в Черное море под северною стеною Анапы и расплывается кругом всего города топкими болотами».

Читайте также:

  • «Могучая кучка» русских музыкантов
  • Памяти Михаила Жарова
  • Идеальные каникулы: как отдыхали писатели-классики

В 1829 году Анапа была окончательно отобрана у турок, а курортом она стала в 1866 году. Популярность город приобретает вместе с ростом моды на морские купания, сменившие питье минеральных вод. Но на страницах книг Анапа появляется лишь мельком. Вот, например, безымянная пассажирка в «Солнечном ударе» Бунина возвращается из Анапы: «И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы)». А вот героиня Катаева в романе «Время, вперед!» собирается туда уехать: «А там Анапа, море, иллюзии какого-то небывалого, нового счастья».

Но полноправным участником сюжета этот курорт не становился. Разве что мимоходом: вековой тоской веет от анапских сцен в «Хождении по мукам» Алексея Толстого. На опустевшем курорте во время Гражданской войны будущий анархист Жадов с женой Елизаветой Киевной сидит в «Шато Каберне» в «полуразрушенном доме на двух десятинах виноградника», пьет, как Атос, вино из бездонного подвала и размышляет о праве человека на преступление — решая для себя этот вопрос положительно.

Сочи

Дореволюционная открытка. Сочи. Общий вид. Фотография: sochiru.com

Кадр из фильма «Плохой хороший человек» (1973)

Дореволюционная открытка. Сочи. Дагомыс, вид на Царскую площадку. Фотография: sochiru.com

Некоторые авторы явно испытывают особую любовь к курортному антуражу. Вот снова Бунин: в очередном коротком рассказе о безумной страсти он повествует о замужней даме, которая с любовником снимает домик где-то в первобытном месте на черноморском побережье. А муж в это время продолжает ее искать.

«Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день, по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

И безудержная южная природа, заросшая «чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы», выступает уместным аккомпанементом этому любовному безумию. Где-то там же, в неназванном месте, где «пустынный берег моря, неутолимый зной и однообразие дымчатых, лиловатых гор», помещает своих героев Чехов в «Дуэли». Сюда тоже сбегают влюбленные, но, поскольку это Чехов, а не Бунин, дело кончается по-чеховски: их заедает быт.

До революции, впрочем, Сочи, чья история началась с морского десанта в 1839-м (чему был свидетелем Айвазовский), большим курортом не являлись. В начале ХХ века в посаде Сочи Черноморской губернии насчитывалось около 1300 жителей. В советские годы популярность региона растет, вот только про преступную любовь уже не сочиняют книг. Зато пишут про преступную деятельность: куда-то сюда, на юг, отправляют своих сыщиков Костенко и Гурова Юлиан Семенов и Николай Леонов («Огарева, 6», «Еще не вечер»). Однако конкретные названия городов авторы не указывают — и правильно: детектив — жанр легкомысленный, а солидные местные чиновники могли бы обидеться.

Гагры

Кадр из фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)

Дореволюционная открытка. Гагры. Гостиница «Gagri-Hotel». Фотография: ruscarts.ru

Кадр из фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)

Хотя, возможно, в этих советских детективах шла речь о курортах Абхазии — описания достаточно расплывчаты. Зато конкретно названо место в советской классике — «Сандро из Чегема». Фазиль Искандер сначала рассказывает, как кузен императора принц Ольденбургский в 1903 году этот курорт основал, потом показывает, как принц думает о лечебном массаже и смотрит на лебедей с пеликанами в парке… Но самый запоминающийся образ Гагр — в его новелле «Пиры Валтасара», где Сандро и абхазский ансамбль песни и пляски танцуют в роскошном советском санатории перед Сталиным, Берией и прочими вершителями судеб.

Этому же курорту в ХХ веке будут суждены самые большие потрясения.

«Летом 1974-го я проехал сквозь Гагры, направляясь в сторону Гудаут, в спортивном автомобиле француза в компании красивых женщин, а в 1992-м бродил по заросшему сорной травой пляжу Гудаут — авантюрист, приехавший на помощь Абхазской Республике.

Крым

Дореволюционная открытка. Крым. Инкерманский монастырь. Фотография: popovka.org

Кадр из фильма «Алые паруса» (1961)

Дореволюционная открытка. Севастополь. Графская пристань. Фотография: crimeaplus.ru

Екатерина Великая присоединила Крым к Российской империи в 1783 году, но даже много позже, при Гоголе, на полуостров на страницах книг отправлялись, пожалуй, только чумаки, которые везли туда табак, а увозили соль и рыбу. Да в «Рассказах русского солдата» Николая Полевого крымские места перечислялись вместе с другими славными победами екатерининских времен. Но уже в 1847 году в «Обыкновенной истории» Гончарова герои подумывают, не съездить ли на лето в Крым.

Переломом, вероятно, было крымское путешествие ссыльного Пушкина в 1820 году. (Тогда на Черное море ссылали, добровольно ехать хотелось немногим.) Множество стихов, посвященных им Тавриде, дало полуострову вечный пропуск в русскую литературу. Но основной массив текстов был создан во второй половине XIX — начале ХХ века, когда Крым и морские купания станут популярнейшим видом досуга.

Не стоит забывать, что крымское солнце было одним из немногих лечебных средств, продлявших жизнь больным чахоткой, перед которой медицина тогда была бессильна. Жизнь в Крыму прописали Чехову, и, наблюдая за жизнью отдыхающих, он делал много заметок. На полуостров едут или мечтают уехать герои «Попрыгуньи», «Ионыча», «Скучной истории», «Дома с мезонином» и многих других его текстов. Отсюда же пишет свое письмо смертельно больной герой рассказа Куприна «Первый встречный» о несостоявшемся адюльтере. Чахоточную девочку увозят в Крым даже в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького. В Крыму умирал от той же болезни Александр Грин, создавая свою сказочную приморскую страну (прозванную литературоведами «Гринландией») и ее главную книгу — повесть-феерию «Алые паруса».

Ялта

Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)

Дореволюционная открытка. Ялта. Гостиница «Россия». Фотография: yalta-tavrida.com

Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)

Это был самый литературный из крымских городов. Во-первых, потому что здесь обосновался сам Чехов. Наблюдательный, желчный, умирающий и высмеивающий чужие влюбленности, он запечатлел этот город и курортную жизнь как непрекращающуюся череду внебрачных связей, а иногда и место зарождения настоящей любви.

«И часто на сквере в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно. Совершенная праздность, эти поцелуи среди белого дня, с оглядкой и страхом, как бы кто не увидел, жара, запах моря и постоянное мелькание перед глазами праздных, нарядных, сытых людей точно переродили его».

Во-вторых, про Ялту написано множество стихов — тут и Маяковский, и Бродский. Еще тут серьезно пьют: гипнозом Воланда сюда был закинут беспутный Степа Лиходеев из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Однако!» — сказал ему бессердечный курильщик на молу, приняв за пьяного. И пожалуй, только братьям Вайнерам в детективе «Я, следователь» про труп, обнаруженный на 38-м километре шоссе Ялта — Карадаг, удается показать крымскую курортную жизнь без головокружительного флера. Да беспокойные концессионеры Бендер и Воробьянинов (вот по чьим путешествиям путеводитель по России писать!) заглядывают сюда по делу — и даже становятся свидетелями большого крымского землетрясения 1927 года.

Евпатория

Дореволюционная открытка. Евпатория. Общий вид с моря. Фотография: crimea.mk.ru

Кадр из фильма «Сестры» (1957)

Дореволюционная открытка. Евпатория. Западная сторона (прибой). Фотография: crimea.mk.ru

Алексей Толстой, как и Бунин с Чеховым, — любитель помещать своих героев в курортную обстановку. Его Даша из «Сестер» накануне Первой мировой войны оказывается в Евпатории — как и половина Петербурга.

«По всему побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы с катарами и бронхитами и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и поющей речью… почтенные и семейные люди, живущие, как и всё тогда жило в России, расхлябанно, точно с перебитой поясницей. В середине лета от соленой воды, жара и загара у всех этих людей пропадало ощущение стыда, городские платья начинали казаться пошлостью, и на прибрежном песке появлялись женщины, кое-как прикрытые татарскими полотенцами, и мужчины, похожие на изображения на этрусских вазах.
В этой необычайной обстановке синих волн, горячего песка и голого тела, лезущего отовсюду, шатались семейные устои. По всему побережью не было ни одной благополучной дачи. Неожиданно разрывались прочные связи. И казалось, самый воздух был полон любовного шепота, нежного смеха и неописуемой чепухи, которая говорилась на этой горячей земле, усеянной обломками древних городов и костями вымерших народов».

В советское время — тоже жара, но все не так аморально. Николай Островский в романе «Как закалялась сталь» чеканит: «Опять Евпатория. Южный зной. Крикливые загорелые люди в вышитых золотом тюбетейках». А Окуджава в романе — лауреате Букера «Упраздненный театр», посвященном своему детству, подробно описывает атмосферу города между двумя мировыми войнами и вспоминает: «Из окна белого санаторного домика можно выпрыгнуть на золотой сухой, рассыпчатый песочек евпаторийского пляжа и втянуть всей грудью морской солоноватый дух — аромат голубой волны и выкинутых на берег, прожаренных под солнцем водорослей, и едва уловимое вкрадчивое благоухание серебряной, затаившейся в воде камбалы».

Помимо Крыма и Кавказа, русские писатели отправляли своих героев отдыхать и влюбляться туда же, куда ездили сами, например на морской курорт Сестрорецк близ Петербурга или на «финские дачи» (Куоккала и т. п.). А ведь были еще и заграничные поездки: особенно много в русской литературе Висбадена и Баден-Бадена, спасибо классикам — Тургеневу и Достоевскому. Кстати, согласно статистике, на зарубежные курорты до революции уезжало гораздо больше россиян, чем оставалось отдыхать на Черном море. Однако в литературу вошли именно они.

Теги:

Цитаты и афоризмысоветская литератураШкольная программаКлассикаПубликации раздела Литература

Биография Михаила Лермонтова — РИА Новости, 15.10.2019

https://ria.ru/20191015/1559755544.html

Биография Михаила Лермонтова

Биография Михаила Лермонтова — РИА Новости, 15.10.2019

Биография Михаила Лермонтова

Известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь на 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года. Согласно распространенной версии,… РИА Новости, 15.10.2019

2019-10-15T04:07

2019-10-15T04:07

2019-10-15T04:07

справки

михаил лермонтов

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/15134/72/151347270_0:189:2673:1692_1920x0_80_0_0_cc821e8efa93ab8a5f7c8086b03ddaaf.jpg

Известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь на 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года. Согласно распространенной версии, Лермонтовы ведут свой род от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и затем осевшего в России. Фамилия Лермонт – одна из старейших шотландских фамилий, первые упоминания о которой относятся к XIII веку. Родителями Михаила Лермонтова были армейский капитан, неродовитый дворянин Юрий Лермонтов и Мария Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Брак был заключен против воли матери невесты, бабушки поэта Елизаветы Арсеньевой. В 1817 году мать будущего поэта умерла, отец по бедности мог дать ребенку лишь скромное образование, и бабушка по матери взяла мальчика к себе на воспитание.Проведя детство в поместье бабушки Тарханы (ныне село Лермонтово Пензенской области), Михаил Лермонтов в 1828 году поступил на четвертый курс Благородного пансиона при Московском университете.В 1830-1832 годах учился на нравственно-политическом, а затем на словесном отделениях Московского университета.В 1834 году окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Был выпущен в звании корнета и направлен в лейб-гвардии Гусарский полк.Писать стихи Лермонтов начал в пансионе в 1828 году. В 1830 году в журнале «Атеней» было напечатано его стихотворение «Весна». Тогда же были написаны первые ученические поэмы и сделан первый набросок поэмы «Демон».В 1835 году в журнале «Библиотека для чтения» без ведома автора была напечатана поэма «Хаджи-абрек». Вслед за тем Лермонтов создал поэму «Боярин Орша», драму «Маскарад», которую запретили печатать, роман «Княгиня Лиговская», стихотворение «Бородино». Потрясенный гибелью Александра Пушкина, Лермонтов в 1837 году написал стихотворение «На смерть поэта», широко распространившееся в списках. Как только эти смелые стихи стали известны в императорском дворце, Лермонтов был арестован. В результате он был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.Пребывание на Кавказе обогатило творчество Лермонтова, нашло отражение в его зрелых поэмах, написанных по возвращении из ссылки: «Беглец», «Мцыри», «Демон».Благодаря усиленным хлопотам бабушки, через восемь месяцев Лермонтова вернули в гвардию в Новгород, а еще через полгода – в Петербург.В 1838 году в «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду» была напечатана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова» Лермонтова. В 1839-1840 годах в «Отечественных записках» были напечатаны главы его романа «Герой нашего времени». В 1840 году Лермонтов выпустил сборник «Стихотворения» и отдельное издание «Героя нашего времени».В феврале 1840 года состоялась ссора и дуэль Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом Барантом. Барант стрелял первым и промахнулся, Лермонтов выстрелил в сторону, противники тут же помирились. Барант, как сын французского посла, не был привлечен к судебной ответственности. Поэт был предан военному суду и выслан на Кавказ в действующую армию.Как участник тяжелого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но ходатайства были отклонены.В начале февраля 1841 года, добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов приехал в Петербург, где провел около трех месяцев. В это время он хлопотал о публикации поэмы «Демон», которую отказывались публиковать, общался с писателями, обдумывал план издания собственного журнала.В апреле 1841 года Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк, на Кавказ. В то время его записная книжка была заполнена стихами «Утес», «Спор», «Сон», «Свиданье», «Морская царевна», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой».По пути в полк Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения, где произошла его ссора с отставным майором Николаем Мартыновым. 27 июля (15 июля по старому стилю) 1841 года Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет на дуэли с Мартыновым у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По многочисленным свидетельствам современников, во время дуэли поэт выстрелил в воздух, не целясь в противника.Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске. Весной 1842 года прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.Единственным прижизненным сборником Лермонтова были «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. Из 30 поэм и около 400 стихов, написанных к этому времени, он включал 26 стихотворений и две поэмы – «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова».С 1842 года стали издаваться сборники «Стихотворения М. Лермонтова» в расширенном объеме, была напечатана драма «Маскарад», позже – поэма «Демон».Поэт также с раннего возраста занимался живописью. Из художественного наследства Лермонтова известны 13 картин маслом, 44 акварели, многочисленные рисунки из его альбомов. Первый памятник Михаилу Лермонтову работы скульптора Александра Опекушина был установлен в 1889 году в Пятигорске. В 1892 году в Пензе был открыт второй памятник поэту работы скульптора Ильи Гинцбурга. В 1896 году памятник Лермонтову работы скульптора Василия Крейтана был установлен в Александровском сквере у Адмиралтейства в Петербурге.В 1901 году на месте дуэли поэта в Пятигорске был сооружен временный памятник из гипса работы архитектора Ивана Байкова, но в 1907 году он был разобран из-за нестойкости материала. В 1915 году на месте дуэли был установлен памятник Лермонтову, автором которого стал скульптор Борис Микешин.В 1916 году памятник поэту работы Микешина был открыт в Санкт-Петербурге у Николаевского кавалерийского училища, преобразованного из Школы гвардейских подпрапорщиков, которую окончил поэт.К наиболее известным памятникам Лермонтову советской эпохи относится памятник поэту в Москве работы скульптора Исаака Бродского. Он был открыт в июне 1965 года в сквере на Лермонтовской площади, возле места, где находился дом, в котором родился поэт. Первый музей, посвященный Михаилу Лермонтову, был открыт в 1883 году в Санкт-Петербурге при Николаевском кавалерийском училище. В настоящее время коллекция Лермонтовского музея принадлежит Литературному музею Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге. В 1912 году музей Лермонтова был создан в Пятигорске в доме, где поэт провел последние месяцы своей жизни. В 1973 году музей «Домик Лермонтова» был преобразован в Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова.В 1939 году был открыт дом-музей Лермонтова в Тарханах, в 1969 году преобразованный в Государственный Лермонтовский музей-заповедник. В состав музея-заповедника площадью 97,5 гектара в настоящее время входят барская усадьба, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха – имение тети поэта Марии Шан-Гирей.В 1976 году открылся Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тамани (Краснодарский край). В музее воссоздано подворье казака Федора Мысника, где останавливался поэт в 1837 году. В 1981 году открыл двери для посетителей Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве, где юный поэт жил с бабушкой в 1829-1832 годах.Именем Михаила Лермонтова в 1954 году был назван рабочий поселок Ставропольского края, который в 1956 году был преобразован в город Лермонтов.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21. img.ria.ru/images/15134/72/151347270_0:0:2673:2004_1920x0_80_0_0_350a8a83c99afb8d7db043daad8b5495.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, михаил лермонтов

Справки, Михаил Лермонтов

Известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь на 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года. Согласно распространенной версии, Лермонтовы ведут свой род от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и затем осевшего в России. Фамилия Лермонт – одна из старейших шотландских фамилий, первые упоминания о которой относятся к XIII веку. Родителями Михаила Лермонтова были армейский капитан, неродовитый дворянин Юрий Лермонтов и Мария Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Брак был заключен против воли матери невесты, бабушки поэта Елизаветы Арсеньевой.

В 1817 году мать будущего поэта умерла, отец по бедности мог дать ребенку лишь скромное образование, и бабушка по матери взяла мальчика к себе на воспитание.

Проведя детство в поместье бабушки Тарханы (ныне село Лермонтово Пензенской области), Михаил Лермонтов в 1828 году поступил на четвертый курс Благородного пансиона при Московском университете.

В 1830-1832 годах учился на нравственно-политическом, а затем на словесном отделениях Московского университета.

В 1834 году окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Был выпущен в звании корнета и направлен в лейб-гвардии Гусарский полк.

Писать стихи Лермонтов начал в пансионе в 1828 году. В 1830 году в журнале «Атеней» было напечатано его стихотворение «Весна». Тогда же были написаны первые ученические поэмы и сделан первый набросок поэмы «Демон».

В 1835 году в журнале «Библиотека для чтения» без ведома автора была напечатана поэма «Хаджи-абрек». Вслед за тем Лермонтов создал поэму «Боярин Орша», драму «Маскарад», которую запретили печатать, роман «Княгиня Лиговская», стихотворение «Бородино».

Потрясенный гибелью Александра Пушкина, Лермонтов в 1837 году написал стихотворение «На смерть поэта», широко распространившееся в списках. Как только эти смелые стихи стали известны в императорском дворце, Лермонтов был арестован. В результате он был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Пребывание на Кавказе обогатило творчество Лермонтова, нашло отражение в его зрелых поэмах, написанных по возвращении из ссылки: «Беглец», «Мцыри», «Демон».

Благодаря усиленным хлопотам бабушки, через восемь месяцев Лермонтова вернули в гвардию в Новгород, а еще через полгода – в Петербург.

В 1838 году в «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду» была напечатана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова» Лермонтова. В 1839-1840 годах в «Отечественных записках» были напечатаны главы его романа «Герой нашего времени». В 1840 году Лермонтов выпустил сборник «Стихотворения» и отдельное издание «Героя нашего времени».

В феврале 1840 года состоялась ссора и дуэль Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом Барантом. Барант стрелял первым и промахнулся, Лермонтов выстрелил в сторону, противники тут же помирились. Барант, как сын французского посла, не был привлечен к судебной ответственности. Поэт был предан военному суду и выслан на Кавказ в действующую армию.

Как участник тяжелого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но ходатайства были отклонены.

В начале февраля 1841 года, добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов приехал в Петербург, где провел около трех месяцев. В это время он хлопотал о публикации поэмы «Демон», которую отказывались публиковать, общался с писателями, обдумывал план издания собственного журнала.

В апреле 1841 года Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк, на Кавказ. В то время его записная книжка была заполнена стихами «Утес», «Спор», «Сон», «Свиданье», «Морская царевна», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой».

По пути в полк Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения, где произошла его ссора с отставным майором Николаем Мартыновым.

27 июля (15 июля по старому стилю) 1841 года Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет на дуэли с Мартыновым у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По многочисленным свидетельствам современников, во время дуэли поэт выстрелил в воздух, не целясь в противника.

Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске. Весной 1842 года прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова были «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. Из 30 поэм и около 400 стихов, написанных к этому времени, он включал 26 стихотворений и две поэмы – «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова».

С 1842 года стали издаваться сборники «Стихотворения М. Лермонтова» в расширенном объеме, была напечатана драма «Маскарад», позже – поэма «Демон».

Поэт также с раннего возраста занимался живописью. Из художественного наследства Лермонтова известны 13 картин маслом, 44 акварели, многочисленные рисунки из его альбомов.

Первый памятник Михаилу Лермонтову работы скульптора Александра Опекушина был установлен в 1889 году в Пятигорске. В 1892 году в Пензе был открыт второй памятник поэту работы скульптора Ильи Гинцбурга. В 1896 году памятник Лермонтову работы скульптора Василия Крейтана был установлен в Александровском сквере у Адмиралтейства в Петербурге.

В 1901 году на месте дуэли поэта в Пятигорске был сооружен временный памятник из гипса работы архитектора Ивана Байкова, но в 1907 году он был разобран из-за нестойкости материала.

В 1915 году на месте дуэли был установлен памятник Лермонтову, автором которого стал скульптор Борис Микешин.

В 1916 году памятник поэту работы Микешина был открыт в Санкт-Петербурге у Николаевского кавалерийского училища, преобразованного из Школы гвардейских подпрапорщиков, которую окончил поэт.

К наиболее известным памятникам Лермонтову советской эпохи относится памятник поэту в Москве работы скульптора Исаака Бродского. Он был открыт в июне 1965 года в сквере на Лермонтовской площади, возле места, где находился дом, в котором родился поэт.

Первый музей, посвященный Михаилу Лермонтову, был открыт в 1883 году в Санкт-Петербурге при Николаевском кавалерийском училище. В настоящее время коллекция Лермонтовского музея принадлежит Литературному музею Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге.

В 1912 году музей Лермонтова был создан в Пятигорске в доме, где поэт провел последние месяцы своей жизни. В 1973 году музей «Домик Лермонтова» был преобразован в Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова.

В 1939 году был открыт дом-музей Лермонтова в Тарханах, в 1969 году преобразованный в Государственный Лермонтовский музей-заповедник. В состав музея-заповедника площадью 97,5 гектара в настоящее время входят барская усадьба, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха – имение тети поэта Марии Шан-Гирей.

В 1976 году открылся Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тамани (Краснодарский край). В музее воссоздано подворье казака Федора Мысника, где останавливался поэт в 1837 году.

В 1981 году открыл двери для посетителей Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве, где юный поэт жил с бабушкой в 1829-1832 годах.

Именем Михаила Лермонтова в 1954 году был назван рабочий поселок Ставропольского края, который в 1956 году был преобразован в город Лермонтов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Михаил Лермонтов | Биография и факты

Лермонтов Михаил

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
15 октября 1814 г.
Москва
Россия
Умер:
27 июля 1841 г. (26 лет)
Пятигорск
Россия
Известные работы:
«Герой нашего времени»
«Демон»
«Маскарад»
«Странный человек»
Механизм/стиль:
Романтизм

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Михаил Юрьевич Лермонтов , полностью Михаил Юрьевич Лермонтов , (род. 15 октября [3 октября по старому стилю] 1814, Москва, Россия — умер 27 июля [15 июля] 1841, Романтик, Пятигорск), ведущий русский поэт и автор романа Герой нашего времени (1840; Герой нашего времени ), оказавший глубокое влияние на последующих русских писателей.

Лермонтов был сыном Юрия Петровича Лермонтова, капитана в отставке, и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. В возрасте трех лет он потерял мать и воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой в ее имении в Пензенской губернии. Богатая природа России, ее народные песни и сказки, ее обычаи и обряды, каторжный подневольный труд крепостных, рассказы и легенды о крестьянских бунтах — все это оказало большое влияние на формирование характера будущего поэта. Поскольку ребенок часто болел, его трижды возили на кавказские курорты, где экзотические пейзажи произвели на него неизгладимое впечатление.

В 1827 году он переехал с бабушкой в ​​Москву и, посещая интернат для дворянских детей (при Московском университете), начал писать стихи, а также занимался живописью. В 1828 году он написал поэмы Черкесы («Черкесы») и Кавказский пленник («Кавказский пленник») в духе английского поэта-романтика лорда Байрона, чье влияние тогда преобладало над молодыми русскими писателями. Через два года было опубликовано его первое стихотворение « Весна » («Весна»). В том же году он поступил в Московский университет, тогда один из самых оживленных центров культуры и идеологии, где учились такие демократически настроенные представители дворянства, как Александр Герцен, Николай Платонович Огарев и другие. Студенты горячо обсуждали политические и философские проблемы, тяжелую судьбу крепостного крестьянства, недавнее восстание декабристов. В этой атмосфере он написал много лирических стихов, более длинных, повествовательных поэм и драм. Его драма Странный человек (1831; «Чужой человек») отразил настроения, бытующие в студенческих обществах: ненависть к деспотическому царскому режиму и к крепостному праву. В 1832 г., поссорившись с реакционным профессором, Лермонтов оставил университет и уехал в Петербург, где поступил в юнкерское училище. После его окончания в 1834 году в чине подпрапорщика (или корнета) Лермонтов был назначен в лейб-гвардии Гусарский полк, дислоцированный в Царском Селе (ныне Пушкин), недалеко от Санкт-Петербурга. Будучи молодым офицером, он значительную часть времени проводил в столице, и его критические наблюдения за аристократической жизнью легли в основу его пьесы 9.0041 Маскарад («Маскарад»). В этот период его глубокая, но безответная привязанность к Варваре Лопухиной, не покидавшее его чувство, отразилась в Княгине Лиговской («Княгиня Лиговская») и других произведениях.

Лермонтов был сильно потрясен в январе 1837 года смертью на дуэли великого поэта Александра Пушкина. Он написал элегию, в которой выразил любовь народа к погибшему поэту, обличая не только его убийцу, но и придворную знать, в которой видел палачей свободы и истинных виновников трагедии. Как только стихи стали известны при дворе Николая I, Лермонтов был арестован и сослан в полк, расквартированный на Кавказе. Поездки в новые места, встречи с декабристами (в ссылке на Кавказе), знакомство с грузинской интеллигенцией — с выдающимся поэтом Ильей Чавчавадзе, дочь которого вышла замуж за известного русского драматурга, поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова — а также другим видным грузинским поэтам в Тифлисе (ныне Тбилиси) расширил свой кругозор. Привлеченный природой и поэзией Кавказа и увлеченный его фольклором, он изучил местные языки, перевел и отшлифовал азербайджанскую повесть «Ашик Кериб». Кавказские темы и образы занимают прочное место в его поэзии и в романе Герой нашего времени, , а также в его эскизах и картинах.

Викторина «Британника»

Любимые литературные произведения: правда или вымысел?

Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.

В результате ревностного заступничества бабушки и влиятельного поэта В.А. Жуковского, Лермонтову разрешили вернуться в столицу в 1838 году. В печати стали появляться его стихи: романтическая поэма Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1837; «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом телохранителе его и о доблестном купце Калашникове»), реалистические сатирические поэмы Тамбовская казначейша (1838; «Тамбовская казначейша») и Сашка (написано 1839 г., опубликовано в 1862 г.) и романтическая поэма Демон. Вскоре Лермонтов стал популярен; его называли преемником Пушкина и превозносили за то, что он пострадал и был сослан из-за своих либертарианских стихов. Им интересовались писатели и журналисты, к нему тянулись модные дамы. Он подружился с редакцией Отечественные записки, ведущий журнал западноориентированной интеллигенции, а в 1840 г. познакомился с видным прогрессивным критиком В.Г. Белинского, видевшего в нем великую надежду русской литературы. Лермонтов попал в круг петербургских писателей.

В конце 1830-х гг. определились основные направления его творчества. Его свободолюбивые настроения и горько-скептическая оценка времени, в котором он жил, воплотились в его философской лирике («Дума», «Никогда себе…» («Не верь себе…»]). и оригинально осмыслены в романтических и фантастических образах его кавказских стихов 9 .0041 Мцыри (1840) и Демон, над которыми поэт работал до конца жизни. Наконец, зрелая проза Лермонтова дала критическую картину современности в романе « Герой нашего времени, », содержащем совокупность его размышлений о современном обществе и судьбах его поколения. Герой Печорин — циничный человек высших достижений, который, испытав все остальное, посвящает себя экспериментированию с человеческими ситуациями. Этот реалистический роман, полный социального и психологического содержания, написанный превосходной прозой, сыграл важную роль в развитии русской прозы.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

В феврале 1840 г. Лермонтов предстал перед военным трибуналом за дуэль с сыном французского посла в Петербурге, послужившую предлогом для наказания непокорного поэта. По указанию Николая I Лермонтов был приговорен к новой ссылке на Кавказ, на этот раз в пехотный полк, готовившийся к опасным боевым действиям. Вскоре, вынужденный участвовать в кавалерийских вылазках и рукопашных боях, он отличился в тяжелом бою на реке Валерик, который описывает в «Валерике» и в стихе «Я к вам пишу…» («Пишу тебе…»). Военное командование отметило большое мужество и присутствие духа, проявленные офицером-поэтом.

По настойчивым просьбам бабушки в феврале 1841 года Лермонтову был предоставлен кратковременный отпуск. Он провел в столице несколько недель, продолжая работу над уже начатыми сочинениями и написав несколько стихотворений, отличавшихся зрелостью мысли и таланта ( «Родина» («Родина»), «Любил и я в былиые годы» («И был влюблен»). Лермонтов разработал план издания собственного журнала, планировал новые романы, добивался критики Белинского. Но вскоре получил получил приказ вернуться в свой полк и уехал, полный мрачных предчувствий.В этом дальнем пути он испытал прилив творческой энергии: в его последней тетради записаны такие шедевры русской лирики, как «Утес», «Спор («Спор»), «Свиданья» («Встреча»), «Листок» («Листок»), «Нет, не тебя так пылко я люблю» («Нет, не тебя я любил так горячо») , «Выхожу один я на дорогу…» («Я иду в дорогу один…») и «Пророк» («Пророк»), его последняя работа. 0003

По дороге в полк Лермонтов задержался в городе-курорте Пятигорске на лечение. Там он познакомился со многими модными молодыми людьми из Петербурга, среди которых были тайные недоброжелатели, знавшие его репутацию в придворных кругах. Одни молодые люди боялись его языка, другие завидовали его славе. Вокруг него нарастала атмосфера интриг, скандалов и ненависти. Наконец, между Лермонтовым и другим офицером, Н.С. Мартынов; двое дрались на дуэли, закончившейся смертью поэта. Его похоронили через два дня на городском кладбище, и на его похороны собралось все население города. Позднее гроб с телом Лермонтова был перевезен в имение Тарханы, а 23 апреля 1842 года он был похоронен в фамильной усыпальнице Арсеньевых.

Романтизм | Определение, характеристики, художники, история, искусство, поэзия, литература и музыка

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Романтизм , отношение или интеллектуальная ориентация, которая характеризовала многие произведения литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и историографии в западной цивилизации в период с конца 18-го до середины 19-го века. Романтизм можно рассматривать как отказ от заповедей порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, характерных для классицизма в целом и неоклассицизма конца 18 века в частности. Это было также в некоторой степени реакцией против Просвещения и против рационализма 18-го века и физического материализма в целом. Романтизм подчеркивал индивидуальное, субъективное, иррациональное, образное, личное, спонтанное, эмоциональное, призрачное и трансцендентное.

Путешествие на рубеж 19-го века, чтобы познакомиться с романтическим музыкальным, литературным и художественным движением. общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение к себе и усиленное исследование человеческой личности, ее настроений и умственных способностей; озабоченность гением, героем и исключительной фигурой в целом и сосредоточенность на его или ее страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на в высшей степени индивидуального творца, для которого творческий дух важнее строгого соблюдения формальных правил и традиционных процедур; акцент на воображении как на вратах к трансцендентному опыту и духовной истине; навязчивый интерес к народной культуре, национальным и этническим культурным истокам, средневековью; и пристрастие к экзотическому, отдаленному, таинственному, сверхъестественному, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому.

Собственно романтизму предшествовало несколько связанных с ним событий середины 18 века, которые можно назвать преромантизмом. Среди таких тенденций была новая оценка средневекового романа, от которого романтическое движение получило свое название. Роман представлял собой рассказ или балладу о рыцарских приключениях, в которых акцент на индивидуальном героизме, экзотике и таинственности резко контрастировал с элегантной формальностью и искусственностью преобладающих форм классической литературы, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое двустишие. в поэзии. Этот новый интерес к относительно простым, но откровенно эмоциональным литературным выражениям прошлого должен был стать доминирующей нотой романтизма.

Романтизм в английской литературе начался в 1790-х годах с публикации Лирических баллад Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа. Манифестом английского романтического течения в поэзии стало «Предисловие» Вордсворта ко второму изданию (1800) « Лирических баллад» , в котором он охарактеризовал поэзию как «спонтанный излив сильных чувств». Уильям Блейк был третьим главным поэтом ранней фазы движения в Англии. Первая фаза романтического движения в Германии была отмечена новшествами как в содержании, так и в литературном стиле, а также в увлечении мистическим, подсознательным и сверхъестественным. К этой первой фазе принадлежит множество талантов, в том числе Фридрих Гельдерлин, ранний Иоганн Вольфганг фон Гёте, Жан Поль, Новалис, Людвиг Тик, Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель, Вильгельм Генрих Вакенродер и Фридрих Шеллинг. В революционной Франции Франсуа-Огюст-Рене, виконт де Шатобриан и мадам де Сталь были главными инициаторами романтизма благодаря своим влиятельным историческим и теоретическим трудам.

Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830-е годы, была отмечена ростом культурного национализма и новым вниманием к национальному происхождению, о чем свидетельствуют сбор и имитация местного фольклора, народных баллад и поэзии, народный танец и музыка, и даже ранее игнорировавшиеся средневековые и ренессансные произведения. Возрожденное историческое понимание было переведено в творческое письмо сэром Вальтером Скоттом, которого часто считают изобретателем исторического романа. Примерно в это же время английская романтическая поэзия достигла своего апогея в произведениях Джона Китса, лорда Байрона и Перси Биши Шелли.

Заметным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были работы, посвященные сверхъестественному, странному и ужасному, как, например, « Франкенштейн » Мэри Шелли и работы Чарльза Роберта Мэтьюрина, маркиза де Сада и Э.Т.А. Хоффманн. Во второй фазе романтизма в Германии доминировали Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Йозеф фон Гёррес и Йозеф фон Эйхендорф.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

К 1820-м годам романтизм распространился на литературу почти всей Европы. На этом более позднем, втором этапе движение было менее универсальным по своему подходу и больше концентрировалось на изучении исторического и культурного наследия каждой нации, а также на изучении страстей и борьбы исключительных личностей. Краткий обзор писателей-романтиков или писателей, находившихся под влиянием романтиков, должен включать Томаса Де Куинси, Уильяма Хэзлитта и Шарлотту, Эмили и Энн Бронте в Англии; Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин, Альфред де Мюссе, Стендаль, Проспер Мериме, Александр Дюма и Теофиль Готье во Франции; Алессандро Манцони и Джакомо Леопарди в Италии; Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в России; Хосе де Эспронседа и Анхель де Сааведра в Испании; Адам Мицкевич в Польше; и почти все важные писатели Америки до Гражданской войны.

Изобразительное искусство

В 1760-х и 1770-х годах ряд британских художников дома и в Риме, в том числе Джеймс Барри, Генри Фузели, Джон Гамильтон Мортимер и Джон Флаксман, начали рисовать предметы, которые противоречили строгим правилам приличия. и классическая историко-мифологическая тематика традиционного изобразительного искусства. Эти художники предпочитали причудливые, патетические или экстравагантно-героические темы и определяли свои образы напряженным линейным рисунком и смелыми контрастами света и тени. Уильям Блейк, другой выдающийся английский художник раннего романтизма, развил свои собственные мощные и уникальные визионерские образы.

В следующем поколении великий жанр английской романтической пейзажной живописи появился в работах Дж.М.В. Тернер и Джон Констебл. Эти художники подчеркивали преходящие и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, чтобы изобразить динамичный мир природы, способный вызывать благоговение и величие.

Во Франции главными живописцами раннего романтизма были барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий наполеоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения индивидуального героизма и страданий в 900-х гг.0041 «Плот Медузы» и его портреты душевнобольных по-настоящему положили начало движению около 1820 года. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной манерой письма, богатым и чувственным использованием цвета, его динамичным композиции, а также его экзотические и авантюрные темы, начиная от жизни арабов в Северной Африке и заканчивая революционной политикой дома.