Ленин в женеве: Ленин в Женеве | izi.TRAVEL

По ленинским адресам Женевы — колыбели русской революции

В качестве вступления, несколько строк от автора: Тем из вас, кто любит историю во всех её аспектах (даже если она касается ненавистного коммунистического прошлого), кому интересно взглянуть по-новому на Женеву – наша статья с адресами, паролями, явками…

По Ленинским адресам Женевы.
«Дыра на задворках Европы…» — именно так охарактеризовал Женеву в декабрьском номере «Комсомольской правды» за 1927 год первый Нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский. Близкий друг и сподвижник В ладимира Ильича Ленина, он встретился с будущим вождём мирового пролетариата в Женеве, и стал большевиком как раз в этом «скучном и мещанском месте, которое, нельзя никак вычеркнуть из истории нашей партии». Европейское захолустье — это Женева на рубеже 19-20 веков! Это сегодня Женева – место самых важных международных встреч и конференций, город сelebritуs звезд из мира шоу-бизнеса и спорта, дипломатов и олигархов, а в недавнем прошлом… Начиная с 16-ого века, Женеву называли «протестантским Римом» и пристанищем изгнанных, монументальное подтверждение чему – башенный барельеф в историческом центре города, на стене средневековой башни Молар, на вершине которой — слова: «Женева — город изгнанников» (Genève cite de refuge), а внизу — единственное в мире изображение лежащего и босого вождя мирового пролетариата, да еще и с женщиной!

Кто же она, эта загадочная женщина изображённая вместе с вождём?

Создавая барельеф в 1921 году, еще при жизни основателя первого в мире социалистического государства, скульптор Поль Бо (Paul Baud) поместил рядом с ним святую Женеву (св. Женевьеву), издавна покровительствовавшую всем беженцам (refuge – изгнанник, беженец), в ряду которых Владимир Ленин — самый знаменитый. Среди других – идеолог протестантизма (кальвинизма) Жан Кальвин, философы Жан-Жак Руссо, Франсуа Вольтер и Фридрих Ницше, историк Николай Карамзин, «дворянские» революционеры Николай Огарев и Александр Герцен, писатели Федор Достоевский и Лев Толстой, первый русский марксист Георгий Плеханов и основоположники анархизма Петр Кропоткин и Михаил Бакунин, будущий итальянский диктатор Бенито Муссолини и десятки тысяч революционеров и всевозможных борцов с правящими режимами со всего мира. Причина их всеобщей «женевской прописки» — отнюдь не в любви к Женеве и её обитателям. Во всяком случае – не со стороны со стороны россиян. Характеризуя женевцев, тот же Ф.М. Достоевский писал в своих путевых заметках: «Как глупо, тупо и ничтожно это дикое племя! Они совсем не болеют за всеобщее счастье и безмерно раздражают своей заботой о частном благополучии». А тот же А. Луначарский, например, сравнивал женевских прелестниц со швейцарскими коровами, подчеркивая, что «…ни на минуту не удивился бы, если бы они вдруг замычали». Глядя на них, «…выпоенных на молоке и выкормленных на шоколаде», он возмущался «…тем облаком буржуазно-растительной безмятежности и спокойствия, которое окружало их головы» (А. В. Луначарский:  статья «Опять в Женеве», «Комсомольская правда», выпуск № 284, 13 декабря 1927 года).

Словом, — никаких симпатий между «буревестниками» российских революций и Женевой, вынужденное «сожительство», причины которого — «гарантии независимости и вечного нейтралитета» Швейцарии (дарованы стране Венским конгрессом 1815 года), Конституция Женевы 1848 года, закрепившая защиту прав и свобод любого человека «…при условии исправного платежа налогов и соблюдения правил женевского общежития» и учреждение в городе в 1863 году Международного Комитета Красного Креста (Comité international de la Croix-Rouge). Обозначив на весь мир свой девиз, утверждавший, что «Все мы – братья», он окончательно закрепил за Женевой статус международного «приюта» для всех недовольных и гонимых. Главные требования к «беженцам» на рубеже 19-20 веков – не бумажно -бюрократичные (как сейчас, например), а сугубо простые и практичные: платежеспособность (годовой залог плюс налоги в городской бюджет) и соблюдение устоев женевской жизни. Для большинства гонимых из Российской империй этот обязательный « эмигрантский минимум» был приемлем и необременителен, а посему… На рубеже 19-20 веков 20-тысячная Женева превратилась в город с сильным «русским акцентом»: выходцы из России составляли половину студентов Женевского университета и 13 % его профессуры. Добавьте к этому свыше 5 тысяч политических эмигрантов, и впору кричать: «Понаехали тут!» Хотя, «российская эмигрантская лимита» там – сплошь та самая «гнилая интеллигенция», для которой Женева была и политическим убежищем, и служебным (учебным) пристанищем, и комфотным местопребыванием, а «буза против государя-императора» — больше словесным «трёпом», чем убеждением. Лицо российской эмиграции в Женеве кардинально изменил Владимир Ильич Ленин.

По ленинским адресам: читальни, пивнушка и «Каружка».

Первый приезд Владимира Ульянова в Женеву был в 1895 году, когда он, молодой и начинающий профессиональный революционер (см. фото) специально приехал сюда для установления контактов лично с Георгием Валентиновичем Плехановым и созданной им группой «Освобождение труда». Тот жил в самом центре города, на респектабельной улице Кандоль (rue de Candole, 6), прямо напротив Женевского университета и парка. Познакомившись с первым русским марксистом, Ильич понял, как обуржуазила того 12-летняя женевская эмиграция! Тем не менее, было решено начать сотрудничество, и уже в 1900 году, во время своего второго женевского визита, Владимир Ульянов, учитывая плехановские прошлые заслуги, организаторские и литературные способности, ввести его в редакцию первой общероссийской революционной газеnы. Уважая его мировоззрение, организаторские заслуги и литературные таланты, во время своего второго женевского визита в 1900 году, революционер Ульянов ввел его в редакцию общероссийской рабочей газеты «Искра», а сам — задумался об эмиграции в Женеву, ибо в Швейцарии для революционеров всех мастей, не было угрозы политических преследований.

Ленин прекрасно понимал, что среди горожан, погруженных исключительно в накопление личного капитала и частную жизнь, можно спокойно подготовить революционные потрясения для царизма. Задумано-сделано. В 1903 году, под псевдонимом Ленин (с 1901 года), Владимир Ильич вместе с женой, Надеждой Константиновной Крупской, приехал в первую женевскую эмиграцию (с 1903 по 1905 годы) и поселился в комнатах на улице Майл (avenue du Mail). Супруги прожили здесь всего две недели, за время которых Владимир Ильич успел возненавидеть Женеву, докторов из марксистов и йод. Крупская обмазала йодом больного мужа, по совету одного из эмигрантских эскулапов, но подобное лечение лишь усугубило физические страдания Ленина. После этого он дал себе зарок, лечиться только у лучших швейцарских и немецких медиков, и не нарушал его до возвращения в Россию в апреле 1917 года. После выздоровления Ленина, супруги-революционеры арендовали белоснежный домик на улице Таннери (rue de la Tannerie, 2). В память о самых дорогих и роскошных ленинских аппартаментах в Женеве — на стене здания установлена мемориальная доска со словами: «Владимир Ильич Ульянов (Ленин), русский революционер и государственный деятель жил в этом доме с мая по июнь 1903 года».

После года скитаний по съемным комнатам, Ленин и Крупская поселились в 2-х комнатках на улице Плантапорре (Rue des Plantaporrêts, 3), о чём гласит запись в домовой книге и мемориальная доска, гласящая, что «Владимир Ильич Ульянов-Ленин, основатель Советского Союза, жил в этом доме с 1904 по 1905 год». Семейный быт революционеров был аскетичным: «Кухня была и приемной тоже, а недостаток мебели пополнялся ящиками из-под книг и посуды» (из воспоминаний Надежды Константиновны Крупской), впрочем здесь Ленин только ночевал. Основное время дня он проводил в любимых читальнях: «Обществе любителей чтения» и университетской библиотеке, где в центре его внимания были труды по истории Великой Французской революции и Парижской Коммунны, особенно – вопросы тактики баррикадного боя и обоснование революционного террора.

 


«Питейный» ленинский адрес в Женеве — пивная «Ландольт».

Располагавшаяся по соседству с квартирой Плеханова на улице Кандоль (rue де Candole, 2 ), она была любимым местом сборищ как либералов, так и радикалов. Как позднее вспоминал Луначарский, «у всех русских колонистов-эмигрантов была какая-то особенная симпатия к этой уютной пивной, и все они, и сам Владимир Ильич, частенько захаживали сюда ради хорошего мюнхенского пива». До 1903 года «спивались» вместе, а после раскола российской социал-демократии на большевистскую и меньшевистскую фракции (II съезд РСДРП), на питейно-идейные залы и зоны была поделена и знаменитая пивнушка. Говорят, что однажды «на большевистскую пивную половину» зашел молодой Беннито Муссолини, с которым Ленин сыграл партию в шахматы. Самым «главным» ленинским адресом в Женеве был дом № 91-93 на улице Каруж (Rue de Karuge, 91-93). «Каружка» была сосредоточения почти всех российских эмигрантов, потому что здесь располагались благотворительная столовая Лепешинских (на 100 человек), библиотека революционной литературы (которая стала основой для для Института Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС) , типография газеты «Вперед», «Женевская школа марксизма» и касса взаимопомощи, идейным вдохновителем которых был В. И. Ленин, а организатором и «спонсором» — будущий Лауреат Сталинской премии, академик Ольга Борисовна Лепешинская. Став женой большевика П.Н. Лепешинского, богатая наследница шахт, доходных домов и пароходов, потратила родительские богатства на кассу, борщи, рубленые котлеты и большевистские газеты. Сегодня в здании «Каружки» – располагаются португальские бакалейные лавки, а в начале ХХ века улица и дом были самым русским местом в Женеве, потому что здесь – кормили, одевали, просвещали и помогали…

«И это всё о нем»: личностные характеристики вождя мирового пролетариата.

Ленинские современники времен женевской эмиграции оставили немало воспоминаний о нём. Ариадна Тыркова-Вильямс, навестив чету Лениных в Женеве в 1904 году, дала нелестную характеристику супружесткому выбору своей гимназической подруги: «Владимир Ильич невысокий, кажется, ниже ее, приземистый, широкое скуластое лицо», словом – невзрачный, плохо одетый (поношенный пиджак и рабочая кепка), заядлый и зубастый спорщик», который улыбался, «…не разжимая губ, только монгольские глаза слегка щурились». Впрочем, таковым он был и был со всей либеральной интеллигенцией, признанную им «разновидностью буржуазии» и злейшими врагами партии и революции. В первые два года эмиграции Ленин избегал любых публичных выступлений, потому что «всякого рода митинги и дискуссии происходили в Женеве чуть не каждый день. Там было немало горластых ораторов, популярных среди студенческой молодежи, с которыми не так легко было справиться ввиду трескучей пустоты их фразеологии…» (из воспоминаний А.В. Луначарского). После революции 1905 года, осознав что слово – тоже «вербовочная» сила, Ленин «пошел в трибуны», но пустобрехом не был: «он знал, что он хочет сделать, и как это надо сделать. От него пахло русской землёй».

Итоги.

В общей сложности Владимир Ильич Ленин прожил в Женеве целых четыре года (в 1895, 1900, с 1903 по 1905, 1908) в Женеве, но так и не полюбил её. Жалуясь Луначарскому, он говорил: «Грустно, черт побери, снова вернуться в проклятую Женеву! У меня такое чувство, словно в гроб ложиться приехал». И это – вопреки тому, что женевский период его жизни — один из самых плодотворных и значимых. Ленин в Женеве – это издание марксистских газет «Искра», «Вперед» и «Пролетарий», труды, ставшие «классикой марксизма-ленинизма («Марксизм и эмпириокритицизм», «Задачи русских социал-демократов», «Шаг вперед, два шага назад», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», огромное число статей и заметок), размежевание с либерализмом, создание «Женевской группы большевиков» и окончательное идеологическое и партийное становление «большевизма». На бытовом уровне – столовая Лепешинских и эмигрантская касса взаимопомощи, а еще – «общее повышенное, радостное настроение, которое в значительной степени определялось именно Ильичем».

Благодаря усилиям Ленина и его соратников, из мещанского и эмигрантского болота «Женева практически сделалась столицей русского революционного движения и колыбелью русской революции» (из книги А. Балабановой «Мемуары русской социалистки»). Но, даже несмотря на это, все русские эмигранты мечтали поскорее покинуть её. Почему? Луначарский объяснял всеэмигрантскую тоску по родине следующим образом: «самый ход жизни женевских мещан похож был на ход изготовляемых ими часов». И как же тут не согласиться с российскими философами, поэтами и юмористами, или с русскими поговорками? С тем, что «умом Россию не понять…», или «что немцу жизнь, русскому смерть» и т.д.? Живя в одном из самых рациональных городов мира, где всё так продумано, налажено и отлажено, русские революционары заклеймили такой жизненный уклад, как инородность и «мертвечину». Почему? Да оттого, что закон и порядок, сытость и бытовой комфорт подавили в европейцах эмоции и «душу», без которой русские и Россия — немыслимы. 

Автор: историк Ирина Мартин

ВЗГЛЯД / Ленин лежит в Женеве :: Автор Андрей Манчук

День рождения Владимира Ленина обычно рассматривается у нас как архаический и чисто советский праздник, унаследованный из прошлой эпохи и неактуальный для постмодернистской современности XXI века.

На самом деле это не так. Интерес к фигуре Владимира Ильича стабильно усиливается в моменты экономического кризиса, который как раз переживает в очередной раз Европа – привлекая внимание политиков, активистов и интеллектуалов. Так, посетив неделю назад очередную акцию французских «Желтых жилетов», мы первым делом увидели на ней раскладку с левой литературой, где фигурировали произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого, Кастро, Мао, американского бунтаря Малколма Х и буркинийского революционного лидера Тома Санкары.

Клич «Хо, Хо, Хо Ши Мин – Че Гевара, Ленин» – с ударением на последний слог ленинской фамилии – и сейчас является популярным на массовых шествиях в центре Парижа. И его выкрикивают там отнюдь не пенсионеры, такие привычные для постсоветских демонстраций левых организаций.

Впрочем, сам Ленин не очень любил период своего парижского изгнания, предпочитая вспоминать о других периодах продолжительной эмиграции. «Из всех моих скитаний выбрал бы Лондон или Женеву. .. Не раз мы вспоминали Женеву, где работалось лучше, удобная библиотека, менее нервна и бестолкова жизнь», – вспоминал Ильич после революции о главном городе франкоязычной Швейцарии, где он познакомился с Георгием Плехановым, а затем постоянно жил и работал – в 1895, 1900, 1903–1905, 1907–1908 и 1917 годах. Хотя, справедливости ради, прежде он сам нередко поругивал за те или иные вещи пуританскую столицу, живущую по архаическим заветам теолога Жана Кальвина.

Тем не менее, современная буржуазная Женева самым бережным образом хранит память о наследии знаменитого российского эмигранта. Прогулявшись по ленинским местам, я убедился, что на доме по адресу: улица Плантапорре, 3, висит посвященная ему мемориальная табличка: «Владимир Ильич Ульянов-Ленин, основатель Советского государства, жил в этом доме в 1904–1905 гг.». А приезжие туристы, которые гуляют по берегу расположенной за углом Роны, стараются сделать на ее фоне оригинальные селфи.

Кроме того, Ленин проживал в Женеве на улице Каруж, в доме 91–93, где находилась большевистская столовая Лепешинских, библиотека, партийный архив, редакция газет «Вперед» и «Пролетарий», а также квартиры целого ряда большевиков, которые запросто назвали этот район на российский манер – Каружкой. Как оказалось, сейчас в ленинской квартире живет некая уроженка Марокко, а на его парадных дверях специально поставили кодовый замок – чтобы не беспокоили западные леваки, желающие осмотреть знаменитую мигрантскую квартиру вождя мирового пролетариата.

А в местном университете – где, кстати, учился на рубеже веков забальзамировавший тело Ленина доктор – висит сейчас объявление о студенческом семинаре, посвященном ленинскому наследию.

Но и это еще не все. В 1921 году, еще при жизни Ленина, женевский муниципалитет поручил скульптору Полю Бо увековечить Владимира Ильича на средневековой часовой башне Молар, которая по праву считается одним из символов знаменитого швейцарского города. Исполняя этот заказ, мастер вырезал необычный барельеф с изображением лежащего Ленина, над которым ласково склоняется женщина в античных одеждах. Над барельефом высечена надпись: «Женева – город изгнанников». И эта композиция является сейчас местом встреч совершенно аполитичных женевцев, которые не подозревают, что подобный памятник наверняка стал бы на современной Украине жертвой официальной политики декоммунизации, или же самого банального вандализма.  

Еще одним культовым ленинским местом швейцарского города является помещение бывшего кафе «Ландольт», которое служило местом дискуссий политической русской эмиграции. Согласно легенде, все тот же патриарх российских социалистов Плеханов однажды вызвал здесь на дуэль будущего лидера меньшевиков Мартова, когда они не сошлись во мнениях по поводу какого-то места из Карла Маркса.

Но самой притягательной историей о бывшем кафе всегда служит рассказ о мифическом деревянном столе, на котором якобы вырезал свое имя Ленин – после чего его впоследствии похитили и продали неизвестным парижским антикварам, по-своему предвосхищая сюжет романа «Двенадцать стульев».

Старые улицы Женевы могли бы многое рассказать о личных делах вождя русской революции. «Женева, особенно хороша общей культурностью и чрезвычайными удобствами жизни… каждый вечер ходили в кинематограф и театр, обычно не дожидаясь конца представления, а уходя посередине – гулять на озеро», – отмечал Ленин в своих записках, рассказывая о вечерах, проведенных вместе с Надеждой Крупской, к которой приехала в Швейцарию ее мать. Здесь же, в стране альпийских гор и озер, развивался знаменитый роман с Инессой Арманд, который был затем безосновательно опошлен в постсоветской литературе – несмотря на то, что ее переписка с Лениным, в общем-то, не дает для этого никаких фактических оснований.

О чем говорят сейчас эти давнишние подробности из биографии одного из ведущих российских деятелей ХХ века? В то время, когда российские политики ведут бесконечный спор по поводу перезахоронения ленинского тела, которое покоится сейчас в Мавзолее, жители самого известного города самой центральной страны Европы гордятся изображением лежащего Ленина. Они не покушаются на то, чтобы соскоблить его со стены древней городской башни – считая это своим наследием, которое вдобавок привлекает внимание приезжающих в Женеву туристов.

И это отношение должно послужить примером для жителей России – чтобы ее не охватила в будущем волна разрушительного политического вандализма, которая уже нанесла непоправимый ущерб культурному наследию Украины.

Фильм Ленин. Семь лет в Швейцарии.. (1980)

Аннотация:

О семилетней эмиграции Ленина в Швейцарию.

Временное описание:

Фильм рассказывает о 7-летней ссылке Ленина в Швейцарии. В фильме использованы иконографический материал, кинохроника, отснятые Лениным при жизни. Виды г. Цюриха, Женевы, здания Гранд-отеля, где ведутся переговоры В. И. Ленина с Г. В. Плехановым. Тип город Дьяблере. Пейзажи Швейцарии. Вид на кафе «Ландольт», где часто бывал Ленин. Виды Лондона. Виды улиц г. Женевы, где жил В. И. Ленин, находясь в ссылке. Типа городская библиотека, где работал Ленин. Виды улиц города Цюриха, где жил В. И. Ленин.

Часть №1

Кинохроника 1918 г.:

В.И. Ленин и В.Д. Бонч-прогулка в Кремле.

Петроград (зима), проходят люди, проезжает военная техника.

Огни – ср. , пнр.

Автомобиль «Делано Бельвиль», в котором ехал В.И. Ленин, когда ему была совершена первая попытка – кр., пнр.

Фото Ленина В.И. и одного из основателей III Коммунистического Интернационала, швейцарского революционера Фрица Платтена – ср., кр., отъезд.

Швейцарский пейзаж: деревья, вдали горы – общ.

Деревня в горах — отъезд, общ.

Город Цюрих – общ., ср.

Город Женева, улицы, движение транспорта – общ., отъезд.

Рельеф «Женева – город изгнанников» на башне Моляр – ср., наезд.

Проезд по мосту – общ. (с движения).

Яхты на озере – общ., пнр.

улица Кандоль, дом 6, где проходит встреча В. И. Ленина и Г.В. Плеханова – ср.

Фото молодого Ленина – ср., наезд, отъезд; Г.В. Плеханов – общ.

Общий вид поселка – пнр.

Фото: Ленин В.И. и Плеханов Г.В. – ср.

Печатная газета «Искра» — ср., кр., наезд.

Дом по улице Кулувренер, где выпускалась «Искра» — ср.

Набережная в городе – ср., пнр.

Мультработа: Карта Европы – ср.

Список жильцов дома № 10 на окраине Женевы «Сешерон»: среди фамилий записи — Владимир Ульянов, писатель — кр.

Дом на окраине – общ., пнр.

Озеро – общ., пнр, отъезд.

Книга В.И. Ленина – кр., ср., пнр, наезд.

Кафе «Ландольт» – общ., отъезд.

Фото кафе – ср., пнр

Окно здания – ср., наезд, дверь – ср., наезд.

пнр по окнам – ср.

Здание – общ.

Катушка №2

Пригород Женевы – общ., пнр

Фото большевиков (в том числе Н.К.Крупской), участвовавших под руководством В.И.Ленина в митинге 19 августа04 – ср., пнр.

улица Каруж, дом № 91, где жили В.И. Ленин и Н.К. Крупская – ср., пнр, общ., наезд.

Женева Отделение полиции Пост федерального министра – кр., наезд, пнр.

Кинохроника:

Полиграфия, газета «Вперед» — кр.

Статья В. И. Ленина в газете — кр., ср.

Фото: Митинг на площади в Пленпале, посвященный событиям в России — общ., пнр

Рукописи В.И. Ленина – кр., пнр

Лондонский Сити, улицы – общ.

Фото: В.И. Ленин, III заседание съезда партии – ср.

Печатная газета «Рабочие» — ср.

Книга В.И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции» — кр., ср., наезд, отъезд.

улица Каруж, дом № 93, в котором располагались столовая и партийная школа большевиков – общ., отъезд, пнр.

Мемориальная доска на улице Давида Дюфура с надписью на французском языке: «Основатель Советского Союза В.И. Ленин жил в этом доме с 1904 по 1905 г.» — общ., ср.

Карта Европы – ср.

Фотографии Николая Крупского – кр.

Фото: старая Москва; арестовывать революционеров.

Кинохроника:

Заключенные в тюрьме, тюрьме.

Фото: М. Фрунзе, Орджоникидзеская СИЗО; М.И. Калинин.

Летают бурлящие чайки; набережная – общ., ср., пнр.

Фото Ленина В.И. – ср., наезд.

Запись в книге о проживании в доме № 61 В. Ленина и Н. К. Крупской – кр., наезд, пнр.

улица Мареш, дом № 61 – общ., ср.

Кафе – ср., наезд.

Улица Гранд Рю – общ.

Табличка с надписью на французском языке: «Общество чтения» — кр. , пнр.

Входная дверь в библиотеку «Общество чтения» — ср.

Старинные часы – ср., кр.; Книга – ср., кр., пнр.

Библиотекарь месье Пико показывает, где работал В.И. Ленин – ср.

Анкета, заполненная В.И. Лениным при вступлении в общество – кр., наезд, пнр.

Листает почетную книгу, фото В.И. Ленина в своей книге – кр.

Зал библиотеки – ср.

Катушка №3

Старое здание, люди на улице – общ.

Жители Женевы кормят голубей – общ., ср.

Скульптуры на зданиях – ср.

Фотографии русских большевиков, сделанные полицией – кр.; Отпечатки пальцев – кр.

Милиция составит карту Ленина – кр. , пнр.

Кинохроника 1914-1918 гг.:

Взрывы, заряд орудий, стрельба из орудий.

Мобилизованная прогулка по ул.

Поезд проходит, люди машут — замирают.

Солдаты в окопах идут.

Сброс бомб, падение самолета, тонущий корабль.

Бернские улицы, старинные здания – общ., ср., отъезд.

Здание Центральной библиотеки, наезд на дверь – общ.

Картина: «В.И. Ленин за работой в библиотеке» — ср.

Книги на полке в библиотеке — кр.

Шоссе — общ.

Пейзажи Швейцарии — общ., пнр

Индекс «Циммервальдская» улица – общ.

Здание типографии «Бентели», где печатались материалы международной группы «Циммервальдская левая» — общ., ср.

Горы, деревья — общ.

Деревня Кинталь, где в 1916 г. – общ.

Фото Ф. Платтена – кр.

Улицы и старинные здания Цюриха – кр., пнр

Фото сапожника Камерера, снимавшего комнату Ленина и Крупской – ср., отъезд.0005

Комната В.И. Ленина – ср., пнр.

Табличка на доме с надписью на немецком языке – ср., наезд.

Фотографии Цюрихской библиотеки – общ.

Требование карточки к литературе, заполненной рукой В.И. Ленина – кр., наезд.

Фото митинга – общ.

Здание Цюрихского народного дома, где в январе 1917 г. выступал В.И. Ленин – ср., общ., отъезд.

Кинохроника 1917 г.:

Военные телеграфисты за работой.

Печатная газета.

Люди с флагами на улицах Петрограда, проходят солдаты (стоп-кадр), несут лозунг «Да здравствует Народная Социалистическая Республика».

Статья В.И. Ленина в газете: «Прощальное письмо швейцарским рабочим» — ТС ., пнр.

Фотографии В.И. Ленина – разн.

Едет поезд – ср.

Перила и ландшафт-МС. (с движения).

Часть 2: Туристы, выздоравливающие, студенты и солдаты – Швейцарский национальный музей

Циммервальдская конференция проводится в гостевом доме Beau Séjour. Открытка без даты. Архив Андре Рулье, Циммервальд.

Историк Цюрихского университета. Он является экспертом в области Восточной Европы.

После падения царского режима в результате Февральской революции 1917 года многие из этих политических эмигрантов вернулись в Россию, в том числе Владимир Ленин, лидер большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии. В эмиграции в Швейцарию во время Первой мировой войны Ленин разработал свою политическую программу. На международных социалистических мирных конференциях в Циммервальде (1915) и Киенталя (1916 г.) Ленин решительно выступал за мировую пролетарскую революцию и пропагандировал идею ведения гражданской войны против правящего правительства у себя дома. Его радикальные требования, однако, не нашли отклика среди преимущественно пацифистских участников конференций, к которым принадлежал и швейцарский социал-демократ Роберт Гримм. Но Ленин нашел по крайней мере одного сильного швейцарского сторонника в лице Фрица Платтена, который, помимо всего прочего, также принимал активное участие в организации поездки Ленина домой в так называемом пломбированном вагоне 19 апреля. 17.

Внутри русской колонии в Швейцарии радикальные требования большевиков привели к усилению инакомыслия и поляризации, а после Октябрьской революции — к ожесточенной борьбе за господство. В мае-июне 1918 года большевистской делегации под руководством Яна Берзина удалось вытеснить постоянное русское посольство и зарекомендовать себя как истинного и единственного представителя новой России в Берне, в то же время воспользовавшись случаем для активизации своей пропагандистской деятельности. В ноябре 1918 г., накануне всеобщей забастовки в Швейцарии, советская миссия была выслана из страны.

Однако далекое путешествие из России в Швейцарию совершили не только политические беженцы. Еще в восемнадцатом веке русские аристократы были привлечены красотой альпийского пейзажа, не в последнюю очередь благодаря произведениям русских поэтов и писателей, которые питали миф о блаженном швейцарском горном мире, ярким примером которого являются путевые дневники Николая. Карамзина, уважаемого поэта и историка. В девятнадцатом веке тысячи русских больных, большинство из которых страдали туберкулезом, стекались в отели и санатории в швейцарских горах, что даже побудило русское правительство учредить постоянное консульское представительство в Давосе в 1919 году.11.

Примерно с 1860-х годов к больным присоединилось большое количество русских мужчин и прежде всего женщин, стремившихся получить высшее образование в университетах Швейцарии. Вплоть до двадцатого века женщинам в царской России было запрещено поступать в университеты, что сделало Надежду Суслову первой русской женщиной, получившей степень доктора медицины в Цюрихском университете в 1867 году. Другими известными женщинами, обучавшимися в Цюрихском университете, были впоследствии революционеры. лидер Вера Фигнер и социал-демократ польского происхождения Роза Люксембург. Ввиду явного переплетения студенческой и революционной деятельности царь запретил русским подданным учиться в Цюрихе, в том смысле, что многие из них просто перешли в другие швейцарские университеты. На рубеже веков швейцарские вузы захлестнула вторая «волна русских»: в зимний семестр 1907.06 в швейцарских вузах обучалось более 2300 российских испытуемых, из них 1500 женщин. Это означало, что русские составляли тридцать шесть процентов швейцарского студенческого населения. Принимая во внимание только студенток, русские женщины составляли примерно три четверти студенческого населения в те первые годы двадцатого века. Большинство из них предпочли изучать медицину.

По переписи 1910 г. в Швейцарии в то время проживало около 8500 человек из европейской части России, примерно половина из них в Цюрихе и Женеве. После начала Первой мировой войны многие из них стремились вернуться домой. В то же время десятки новых русских мужчин и женщин отправились в нейтральную Швейцарию, в том числе люди, жившие на территории, ставшей врагом Германии или Австрии, а также около 3000 солдат, многие из которых были дезертирами и бывшими военнопленными. в поисках безопасного места для проживания. Как и студенты, за ними ухаживали активисты всех политических фракций.