Ленин что значит: Не удалось найти представление [name, type, prefix]: article, htmlshowall1, contentView

В Украине сносят памятники Пушкину, на захваченных Россией территориях ставят Ленина. Какой в этом смысл?

  • Анастасия Голубева
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, t.me/uzhrada

Би-би-си подсчитала по открытым данным, что за время войны, с 24 февраля, в Украине снесли не менее 80 памятников советского периода. Причем, если после Майдана 2014 года сносили памятники Ленину и другим коммунистическим деятелям, то в этот раз под снос попадают и памятники деятелям русской культуры — писателям Александру Пушкину и Максиму Горькому. С другой стороны, российские оккупационные администрации на захваченных территориях тоже ставят свои памятники — возвращают монументы Ленину и открывают памятник «Бабушке с флагом» — пенсионерке с советским флагом, которая вышла встречать военных в Харьковской области. Параллельно в Европе обострилась дискуссия о том, нужно ли сносить установленные после Второй мировой войны памятники советским воинам.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как выглядит «война памятников», и какое символическое значение она имеет.

«Пушкинопад»

В конце марта бюст Александра Пушкина в закарпатском городе Мукачево был окрашен неизвестными в цвета украинского флага. Через неделю, 7 апреля, Пушкина снесли. «В Мукачево избавляются от российско-имперского прошлого. Это делается с целью проведения мероприятий по дерусификации в связи с военной агрессией России против Украины», — заявили городские власти. Этот памятник Пушкину стал одним из первых, которые украинские власти снесли после начала российского вторжения.

Следом за мукачевским Пушкиным были демонтированы еще три памятника поэту в городах западной Украины. «Пушкин не имел никакого отношения к Тернополю, как и большинство русских писателей, композиторов и других. Увидев все зверства России, в Тернополе нет больше места русским и советским памятникам», — написал Сергей Надал, глава Тернополя, одного из городов в котором снесли памятник в начале апреля.

После этого снос советских памятников в Украине стали называть «пушкинопадом» по примеру «ленинопада» — масштабного сноса памятников Ленину после Майдана 2014 года. В основном в Украине продолжили сносить именно памятники с советской символикой — монументы советским солдатам, военачальникам и деятелям компартии. Кроме памятников с площадей украинских городов увозили мемориальные советские танки и самолеты, а с домов и монументов сбивали оставшиеся советские символы — серп и молот и красноармейские звезды.

Если карту не видно, попробуйте открыть статью в другом браузере.

Многие из советских памятников, что были снесены после начала войны, должны были быть демонтированы еще во время «декоммунизации» Украины после Майдана 2014 года, но окончательное решение по ним было принято только сейчас. Так, дискуссия о сносе памятника советским милиционерам в городе Нежин Черниговской области шла на протяжении 10 лет. Снесли его в начале мая этого года.

Всего, по подсчетам Би-би-си, за время войны снесли 10 памятников Пушкину, шесть памятников Максиму Горькому, памятники полководцу Суворову, князю Александру Невскому и гренадерам, которые участвовали в войне 1812 года. Все остальные снесенные памятники так или иначе относятся к символам советской эпохи. Тем не менее, именно на снос памятников русским писателям обращают в этот раз внимание и СМИ, и исследователи.

«Когда начинается всплеск национального или этно-культурного самосознания, то естественно возникает вопрос — а почему [тут стоит Пушкин]? Можно относиться к наличию Пушкина в Украине великодушно, но это в том случае, если продолжается и укрепляется дружба между странами. А когда эта дружба — врозь, таким наиболее подлым способом, который является следствием отрицания субъектности у твоего соседа? Тогда этот сосед и говорит, а почему тут стоит Пушкин, который является символом национального романтизма в той стране, которая на нас напала?» — комментирует культуролог Ян Левченко.

«Снос памятника — это символическая победа»

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Как отмечал британский историк Эрик Хобсбаум, традиция повсеместно и массово ставить памятники деятелям прошлого и настоящего началась в XIX веке во Франции и Германии. Хобсбаум называет возведение памятников частью государственного проекта по «изобретению традиций» — монументальные фигуры стали символической частью интерпретации национальной истории.

«Памятники, как правило, нужны для того, чтобы закрепить какую-то символическую систему. Для того, чтобы люди видели, как устроен мир и кто в этом мире заслуживает памяти и благодарности, а кто — нет, — говорит историк, профессор Европейского университета Иван Курилла. — Ленинское правительство в 1918 году приняло специальный декрет о монументальной пропаганде и тогда было решено, что надо снести памятники монархам и поставить памятники революционерам. Каждая новая власть пытается поставить такую символическую разметку того пространства, в котором живут люди».

Первые памятники Ленину стали сносить в западных областях Украины сразу же после падения Советского Союза. Такая же практика имела место и в других постсоветских странах. После Майдана было снесено уже более 1,3 тысячи памятников Ленину под эгидой «декоммунизации» — пакета законов в Украине, принятых в 2015 году, которые закрепили политику борьбы с коммунистическим прошлым: запрет на деятельность коммунистических партий, переименование топонимов и, в том числе, снос памятников советским деятелям.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

В Киеве начался снос памятника Дружбы народов. Видео

«Те, кто ставил памятник и те, кто его сносят, приписывают ему какое-то значение и не всегда одно и то же, — говорит Иван Курилла. — Памятники Ленину воспринимаются одними людьми, скорее всего, как память о коммунизме, революции, левой идее, а другими — как о представителе советско-русского империализма. То есть его сносят не как представителя коммунистической идеи, а как представителя России и империи — Российской империи, советской империи и нынешней России в каком-то смысле».

  • Министр культуры Украины Александр Ткаченко: «Мы не можем говорить о тотальном запрете русской культуры, но можем призывать к ее бойкоту»
  • Культурные чистки. Как Россия разрушает музеи и вывозит искусство из Украины

Сам монумент, говорит Ян Левченко, не несет в себе никакой памяти или функции — все дело в том, какое культурное значение в него вкладывают. По словам культуролога, с начала правления Сталина начала «возрождаться российская империя — просто под красными знаменами», и вместе с этим вернулся «язык вертикальных отношений»: титульной русской культуре отдавалось главенствующее место.

Поэтому советский режим начал массово устанавливать памятники русским деятелям культуры на всей своей территории: «Пушкин никогда в Украине не бывал, но появление его памятников в советские годы в Ужгороде или Тернополе происходило на автомате, — говорит Левченко. — Пушкин наше все, СССР его приватизировал, и памятники появились. Это происходило из-за недостатка рефлексии».

Таким образом, «снос памятника — это символическая победа над какой-то идеей», которую вкладывают в этот памятник в данный момент, говорит Иван Курилла: «Мы нарекаем тебя символом российской империи и поэтому уничтожаем».

Ленин и бабушка

15 марта российское минобороны сообщило о полном контроле над Херсонской областью Украины. Через месяц оккупационная администрация возвела в Геническе Херсонской области памятник Владимиру Ленину. «Радио Свобода» (признано в России СМИ-«иноагентом») отмечает, что в Геническе поставили не ту статую Ленина, которая стояла там раньше и была снесена во время «декоммунизации». Откуда взялся новый памятник — достоверно неизвестно. Еще через две недели новый памятник Ленину появился и в херсонской Новой Каховке. В начале июня еще один памятник Ленину «восстановили» в Новопсковске Луганской области.

А в начале мая в захваченный Мариуполь приехали российские чиновники. С собой они привезли и торжественно установили памятник «бабушке с советским флагом», которая ненадолго стала одним из символов российского вторжения в Украину.

  • «Бабушка для всей России». Кириенко приехал в Донбасс определяться с будущим ДНР и ЛНР
  • «Лучше бы я знаменитой не была». Как украинка с советским флагом стала культурным феноменом в России и что она об этом думает

Примерно в это же время российские военные в поселке Мангуш под Мариуполем снесли украинский памятник гетману Петру Сагайдачному — украинскому военачальнику XVII века, который, в том числе, устраивал походы на Москву.

«Памятник выступает способом застолбить и пометить территорию. Заходишь куда-то и говоришь, я ставлю памятник и меняю вывески, — комментирует культуролог Ян Левченко. — Нужно создавать свои анклавы и столбить их любыми способами. Ленина там снесли — значит мы восстановим. Это символическая демаркация пространства, которая использует любые способы, которые подворачиваются под руку, в независимости от того, в какой связи эти образы находятся с прошлым и настоящим».

Иван Курилла объясняет появление памятников Ленину и бабушке на захваченных территориях тем, что символика Советского Союза лучше всего подходит для того, чтобы объяснить действия России в Украине. «Идея денацификации потерпела крах как объяснительная модель и то, что происходит, легче всего объяснить как частичное восстановление СССР, причем не как коммунистического режима, а в смысле империи. Поэтому красный флаг — наиболее логичный символ, другой-то символики, которая могла бы оправдывать то, что происходит, Россия не придумала», — говорит он.

  • Денацифицировать, взять Киев, остановить НАТО — как менялись цели вторжения в Украину в заявлениях российских политиков и военных

«Когда ставят памятники Ленину российские войска, что они имеют ввиду? Коммунизм? Явно нет. Получается, что и для них Ленин тоже символ советского или российского влияния и распространения империи», — добавляет Курилла.

«Для россиян символы имеют значение, поэтому на оккупированных территориях они возводят памятники нафталиновым вождям на постаменты. Мы же завершаем нашу историческую миссию, очищая наш край от старья», — так обозначил эту «войну памятников» Дмитрий Скрипка, боец черниговской теробороны, во время сноса памятника советской партизанке Зое Космодемьянской.

«Памятники просто так не стоят»

Разговор о том, что делать с советскими памятниками в Европе, продолжается с распада СССР. Еще в 1990-е годы постсоветские республики Балтии и Кавказа стали избавляться от памятников Ленину и другим коммунистам. После российского вторжения в Украину дискуссия о советских памятниках обострилась.

В мае парламент Латвии проголосовал за выход из договора с Россией о сохранности военных мемориалов. Через несколько дней после голосования было принято решение снести памятник советским солдатам в Риге, демонтаж обещают завершить к концу года. Согласно соцопросам, 70% жителей Латвии выступают за снос памятника советским воинам или же относятся к нему безразлично. Однако русскоязычное население страны, в частности движение «Русский союз Латвии», выступает резко против сноса памятника. Возмутились таким решением латвийских властей и в российском МИДе.

Сейчас территория вокруг памятника закрыта и охраняется полицией.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Сносить ли памятник? Как монумент Советской армии раскалывает латвийское общество

После этого в Риге уже снесли памятник советским летчикам в микрорайоне Ильгюциемс. Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил «расследовать обстоятельства» сноса этого памятника.

За время войны демонтировали и два последних памятника Ленину в Финляндии. Один — в городе Турку, другой — в городе Котка. Памятники перенесли в музей. Власти Финляндии объяснили снос памятников тем, что они вызывают негативные реакции после того, как Россия вторглась в Украину.

Городской совет Вильнюса в июне тоже проголосовал за демонтаж памятника советским воинам на Антакальнисском кладбище. Власти заявили, что памятник будет перенесен на другое место.

Дискуссия о сносе советских памятников началась и в Германии. Так, в марте активисты завернули танк Т-34 в центре Берлина в украинский флаг, после чего немецкие политики стали высказываться за снос этого и других советских монументов в городе. Такие же призывы начались и по поводу памятника красноармейцам в Дрездене.

«Эта война очевидно несправедливая и бросает тень на все, что делала страна и Советский Союз раньше. Если долгое время удавалось настаивать на том, что это памятники освободителям, что Советский Союз освободил Европу от фашизма, и это было важной частью дискурса и с ним трудно было бороться, то теперь образ российской армии, которая вторглась в независимую Украину опрокидывается на освободительный поход Красной армии», — комментирует Иван Курилла.

По его словам, любой памятник советскому солдату теперь ассоциируется с Бучей и другими событиями в Украине, а не с освобождением Европы.

  • Страшная работа в Буче. Как под Киевом собирают и опознают тела погибших во время российской оккупации

Памятники всегда были частью политики, резюмирует Иван Курилла. Он приводит в пример памятник Генриху IV Бурбону в Париже, который поставили в 1614 году. После французской революции памятник снесли и переплавили, сделав из него революционный символ. А после реставрации Бурбонов памятник отлили в прежнем виде и снова установили в городе.

«То, что сейчас он стоит спокойно, означает, что во Франции больше не осталось монархистов, которые хотели бы сделать Бурбонов королями. Условно говоря, и Ленин будет спокойно стоять, когда не останется тех, кто хочет вернуть коммунизм или Советский Союз, — рассуждает историк. — Памятники просто так не стоят, их любо сносят, либо ставят, либо к ним приносят цветы, либо расписывают граффити. Когда памятник спокойно стоит — это значит, что все, что он мог в себе воплощать, — уже далекое прошлое».

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
  • VK
  • OK

Загрузите наше приложение:

  • iOS
  • Android

Вернуть горькую. Как сподвижник Ленина и Сталина стал лицом советского алкоголя

Можно ли проложить себе дорогу в историю благодаря пристрастию к горячительному? Председателю Совета народных комиссаров СССР Алексею Рыкову удалось это сделать дважды. Впервые в 1923 году, когда при его участии в прошлое ушел запрет на крепкоградусные напитки. И еще раз на протяжении 1920-х, когда имевший склоннность к алкоголю политик удерживался на виднейшем посту, потому что считался слабой, а значит, удобной всем, компромиссной фигурой. Все это время предсовнарком отдавал должное винным парам, не прекращая лечиться от вызванных ими болезней сердца. Последний день старого большевика также был отмечен алкоголем, но совсем не так, как можно было себе представить.

Трудная вода

Возвращение в повседневную жизнь советских граждан водки стало событием, предсказуемо вызвавшим массовый ажиотаж. С 1914 года в России достать крепкий алкоголь можно было только нелегально. Введенный с началом Первой мировой войны сухой закон был призван дисциплинировать сражавшуюся страну, но результат оказался не на высоте ожиданий. Затяжная война выматывала силы и повышала запрос на эмоциональную разрядку. Революция позволила ему выплеснуться наружу. Далеко не случайно, что за взятием Зимнего дворца в ноябре 1917-го последовала серия повторных «винных» штурмов, участники которых охотились за алкоголем. Большевики решили проблему кардинально: вылив коллекционное шампанское, виски и водку из царских запасов в Неву.

Читайте также

Человек, хоронивший Ленина и бежавший от Сталина. 150 лет со дня рождения Леонида Красина

Сухой закон держался и на протяжении Гражданской войны, но с ее завершением продолжать непопулярную политику стало невозможно. Советская власть отчаянно нуждалась в доходах — и обратилась за ними к спирту. В 1921 году из-под запрета вывели напитки до 12 градусов, в 1921-м — до 20, а в 1923-м очередь дошла до водок. Лицом нового алкогольного разворота стал любитель «беленькой» Алексей Рыков. В августе 1923-го при его участии Совет народных комиссаров и ЦИК свели на нет все остатки еще действовавшего сухого закона. Спустя полгода о Рыкове, ставшем главой СНК вместо Ленина, пустили прибаутку: когда Ильич умер, то «Рыков выпил сначала от горя, потом от радости». По другой версии — «Рыков заплакал и выпил с горя, и пьет, и пьет, и пьет, и пьет».

Упразднение советской властью антиалкогольных ограничений писатель Михаил Булгаков назвал столичным «событием». Другим наблюдателям оно напомнило возвращение ко временам Российской империи, бюджеты которой, исходя из поступлений, иногда называли «пьяными». В СССР на водку ввели госмонополию, позволившую извлечь из ее продажи максимум выгоды. Но и не только. Отсутствие других предложений дало возможность предъявить потребителю напиток в измененном виде. Установленные Менделеевым 40 градусов по неясным до сих пор причинам заменили на 30. Автор «Мастера и Маргариты» отозвался об этом послаблении с пренебрежением: «Отличается [новая водка] от царской тем, что на десять градусов она слабее, хуже на вкус и в четыре раза ее дороже». Ходили шутки, что в Кремле Рыков пьет полноценный 40- и даже 60-градусный напиток. Первая в истории СССР легальная водка  получила прозвание «полурыковка», или — со временем — просто «рыковка».

Тогда же в советскую жизнь стали входить мерзавчики — небольшие емкости с водкой или коньяком, а вместе с ними четвертьлитровые чекушки и бутылки 0,5 литра. А.И. Рыкова, с которым молва устойчиво связывала нововведения, к этому времени уже направляли лечиться в Италию — он всерьез страдал от пороков сердца.

Графин в кабинете Ленина

Читайте также

Как Ленин увольнял Сталина. Нажатием клавиш пишущей машинки

Карьерное восхождение Алексея Рыкова, родившегося 13 февраля 1881 года в Вятской губернии, не кажется невероятным, если принять в расчет, что он был старым большевиком, примкнувшим к РСДРП еще на рубеже XIX и XX веков. В возрасте 18 лет подававший надежды гимназист Рыков сделал жизненный выбор, испортив себе аттестат неудовлетворительной «четверкой» (оценка ставилась из расчета 12 баллов) по ключевому предмету — поведению. Причина низкой успеваемости — участие в деятельности социал-демократического кружка. Непосредственное следствие — запрет на университетское образование в столицах. Рыков выбирает Казань, но и там примыкает к революционерам — местному отделению РСДРП — и вскоре получает свой первый срок.

17 последовавших за этим лет Рыков отдал революционному движению, проведя их между эмиграцией, где близко познакомился с Лениным, тюремными отсидками и холодными сибирскими ссылками. Февральская революция 1917 года встретила Рыкова в Нарымском крае (Томского уезда), откуда на поезде свободы (так называли локомотивы, увозившие в столицу амнистированных политических заключенных) судьба привела его в Петроград. В гурьбе освобожденных борцов против старого порядка Рыкова ждали единомышленники самого различного толка. В те же дни отдаленные сибирские выселки покидали и социалисты-революционеры, и меньшевики, и будущие товарищи Рыкова по высоким кабинетам  — Каменев, Свердлов и, между прочими, Сталин.

В перипетиях 1917-го Рыков быстро поднимался по ступенькам карьерной лестницы, становясь то членом ЦК РСДРП(б), то депутатом разогнанного Учредительного собрания, то — на 11 суток — народным комиссаром внутренних дел первого большевистского правительства.

Иосиф Сталин, Алексей Рыков, Лев Каменев и Григорий Зиновьев, 1920-е годы

© Archiv Gerstenberg/ullstein bild via Getty Images

Несмотря на стремительные успехи, полного согласия с Лениным у Рыкова не было. В апреле, критикуя вождя, будущий предсовнарком назвал Россию самой мелкобуржуазной страной Европы, где без внешнего участия революция ни за что не состоится. А в ноябре в знак протеста против узурпации власти собственной партией (Ленин отказался от создания коалиции с любыми другими леворадикалами, что возмутило многих и среди большевиков) — оставляет свой пост.

На этом зигзаге политического пути для Рыкова находится чиновничья работа, давшая шанс на скорое возвращение. Он становится членом коллегии Народного комиссариата продовольствия, а затем по протекции Ленина возглавляет Высший совет народного хозяйства. Ленин же добивается его назначения на должность заместителя председателя Совета народных комиссаров, то есть своего помощника. На этом сотрудничеству приходит закономерный конец. В 1923 году Рыков только замещал тяжело больного, разбитого инсультом вождя в правительстве. Поэтому в советской историографии всерьез обсуждался вопрос, не следует ли именно Рыкова считать не вторым, а де-факто первым председателем Совета народных комиссаров — премьером СССР. Двусмысленность разрешается в начале 1924 года, когда после смерти Ленина Рыков въезжает в его кремлевский кабинет.

Между всех огней

Читайте также

На Украине снесли последний памятник Ленину

Поворот от ленинизма к сталинизму Рыков встретил в выгодной позиции, позволявшей надеяться на длительное политическое выживание. Секретарь Сталина Борис Бажанов, бежавший за границу, писал в своих мемуарах, что после долгой борьбы в партии основные силы стали «сходиться на кандидатуре Рыкова». Причина — известная всем слабость этого политика, и не только по состоянию здоровья: «он фигура бледная, и его пост главы правительства будет более декоративным, чем реальным». По сведениям Бажанова, в 1924-м это устраивало и Сталина, и Зиновьева, и Каменева — становиться премьером считал преждевременным каждый из них.

Зато злоупотреблявший алкоголем и политически сосредоточенный в основном на хозяйственных вопросах Рыков хорошо вписывался в уже намечавшуюся тенденцию на иссякание партийных дискуссий. Первая ставка, которую он сделал в развернувшейся борьбе, тоже была верной — против Троцкого. На следующем развороте Рыков вновь среди победителей, вовремя порвав с умеренным коммунистом Каменевым. В эти дни предсовнарком становится апологетом политических репрессий: «Товарищ Каменев окончил свою речь тем, что он не отделяет себя от тех оппозиционеров, которые сидят теперь в тюрьме. Я должен начать свою речь с того, что я не отделяю себя от тех революционеров, которые некоторых сторонников оппозиции за их антипартийные и антисоветские действия посадили в тюрьму», — заявил Рыков на XV съезде ВКП(б).

Читайте также

Николай II и Ленин замерли в ожидании. 11 дней восстания на броненосце «Потемкин»

И все же третий зигзаг внутрипартийной борьбы за власть оказался для Рыкова фатальным, при этом к поражению его привел весь ход предшествовавшей политической карьеры. Сторонник баланса между городским рабочим классом и крестьянством, красный премьер имел некоторое внутреннее тяготение к деревне: далеко не случайно, что его брат Виктор Рыков до революции сделал карьеру агронома, став профессором Петроградского сельскохозяйственного института и основав училище для сельских тружеников в родной Вятке. Отмежевавшись последовательно от Троцкого, Зиновьева и Каменева, предлагавших выжать у крестьян средства для проведения индустриализации железной рукой, Рыков действовал в русле своих убеждений. Когда на ту же точку зрения стремительно перешел Сталин, Рыков почувствовал перед собой неодолимого врага.

Уступки, запоздалые компромиссы и признания в собственных заблуждениях не могли поправить дела: земля уходила у Рыкова из-под ног. В новый поворот советской истории, уводивший ее к форсированному созданию тяжелой промышленности, он не мог вписаться из-за эмоциональной связи с деревней, от которой требовалось оплатить этот переход. А чтобы предотвратить наступление новых времен, ему категорически не хватало аппаратного веса.

Иосиф Сталин, Алексей Рыков, Григорий Зиновьев и Николай Бухарин, 1927 год

© Mondadori via Getty Images

Крест на политическом будущем Рыкова поставил долговременный союз с правым коммунистом Николаем Бухариным, пробовавшим действовать против Сталина силой. Итог — поражение, арест, разгром «бухаринской группы». Отставка постигает и Рыкова (перед ней Рыков привел 14-летнюю дочь в занятый им ленинский кабинет и долго вместе с ней глядел в темноту пустой комнаты, собираясь закрыть дверь в последний раз), а позже арест. Третий Московский процесс 1938 года вынес бывшему советскому премьеру смертный приговор.

Среди многочисленных обвинений, выдвинутых против Рыкова, — примечательная деталь. Бюрократическое сопротивление индустриализации, несогласие с предложенными темпами и неверие в них сталинский чиновник Межлаук дополнил упреками в разжигании межнациональной розни. Политической ошибкой Рыкова этот обвинитель посчитал несогласие с перераспределением финансовых потоков из центра, прежде всего из деревни, на советскую периферию.

Читайте также

Враг Сталина мертв: 80 лет назад месть вождя настигла Льва Троцкого

«Второй вопрос — об отношении Рыкова к национальной политике партии. Товарищи, мы тогда находились в той стадии, когда народности отдаленных окраин Советского Союза только начинали становиться на ноги на основе национальной политики Центрального Комитета, при его постоянной помощи и поддержке. Рыков избрал Совнарком как трибуну, где он мог бы издеваться над этими решениями. Во время обсуждения бюджета Рыков, используя материалы какого-то из своих «помощников», выступил с заявлением, что он считает совершенно недопустимым, что туркмены, узбеки, белорусы и все остальные народы «живут за счет русского мужика». Основанием для такого, мягко говоря, антипартийного заявления послужило то, что даже эта жульнически составленная справка, не учитывавшая территориального деления союзного бюджета, показывала законный и необходимый тогда более быстрый рост бюджетов остальных национальных республик по сравнению с ростом бюджета РСФСР. При этом Рыков, разумеется, ограничился, как всегда, ядовитой «критикой», не осмеливаясь внести в ЦК ВКП(б) свои предложения, но предназначая эту критику для воспитания своей группы на основе… великодержавности, составлявшей часть рыковской политической физиономии», — обвинял Рыкова бывший руководитель Советской Туркмении. Его слова приняли в расчет. Расстреляли бывшего заместителя Ленина 15 марта 1938 года.

Об этом последнем дне в жизни старого большевика рассказывают, что заместитель главы НКВД Ежова Михаил Фриновский приводил приговор в исполнение лично. Зная о склонности Рыкова к алкоголю и насмехаясь над ней, он налил ему стакан водки и приказал выпить, после чего выпустил пулю. Рыков обмяк. Возможно, в последний миг жизни у него перед глазами промчалась «рыковка».

Игорь Гашков

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. 

Теги:

РоссияСталин, Иосиф ВиссарионовичЛенин, Владимир Ильич

Командные высоты: Ленинская критика глобального капитализма

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) наиболее известен своей ролью в русской революции 1917 года и основании Советского Союза. Ленин символизировал для многих принципы и идеи революции 1917 года. На самом деле Ленин во многом перевернул Маркса с ног на голову, поставив политику выше экономики, когда утверждал, что Россия прошла свой капиталистический этап истории и готова ко второй, социалистической революции.

Здесь мы сосредоточимся на идеях Ленина об империализме больше, чем на его революционных стратегиях. Ленин разработал точку зрения на IPE, которая взяла классовую борьбу Маркса, основанную на способе производства, и использовала ее для объяснения международных эффектов капитализма, передаваемых через производственные и финансовые структуры богатых промышленных стран в более бедные развивающиеся регионы мира. Знаменитое резюме Ленина о его взглядах: Империализм: высшая стадия капитализма (1917).

Маркс говорил, что капитализм, движимый тремя своими законами, придет к революционному кризису и перенесет внутриклассовый бунт, проложив путь к переходу к социализму. Ленин заметил, что капиталистические страны избежали этого кризиса, расширив круг эксплуатируемых ими рабочих. Он утверждал, что капитализм «избежал своих трех законов движения благодаря заморскому империализму. Приобретение колоний позволило капиталистическим экономикам избавиться от своих непотребленных товаров, приобрести дешевые ресурсы и высвободить свой избыточный капитал».

Короче говоря, Ленин добавил к Марксу то, что Роберт Гилпин назвал «четвертым законом» капитализма, который мы могли бы назвать законом капиталистического империализма: экономики вынуждены захватывать колонии и создавать зависимости, которые служат рынками, площадками для инвестиций и источниками продовольствия и сырья. В конкуренции друг с другом они делят колониальный мир в соответствии со своими относительными силами»9.0003

Для Ленина империализм — это еще одна часть капиталистической эпохи истории, которую мир должен пройти на пути к коммунизму. По Ленину, «Монополия есть переход от капитализма к более высокой системе».

Важнейшим элементом, подпитывающим империализм, по Ленину, был упадок национальной экономической конкуренции и рост монополий. Основываясь на законе концентрации Маркса, то, что получилось, было концентрацией рыночной власти в руках нескольких «картелей, синдикатов и трестов и слиянием с ними капитала дюжины или около того банков, манипулирующих миллиардами». 0003

«Монополия есть прямая противоположность свободной конкуренции; но мы видели, как последняя на наших глазах превращалась в монополию, создавала крупную промышленность и уничтожала мелкую, заменяла крупную промышленность еще более крупной, наконец приводящая к такой концентрации производства и капитала, результатом которой была и остается монополия».

Ключевым моментом для Ленина было то, что, поскольку монополии концентрируют капитал, они не могут найти достаточных инвестиционных возможностей в промышленных регионах мира. Поэтому они сочли необходимым экспортировать капитал по всему миру, чтобы получить достаточную прибыль.

Ленин утверждал, что империалистическая экспансия позволила капитализму отсрочить неизбежный кризис и превратиться в социализм. Это также создало новые серьезные проблемы для мира. Ленин рассматривал Первую мировую войну как империалистическую войну, вызванную напряженностью, возникшей из-за одновременной экспансии нескольких европейских империй. По мере того как нации, находившиеся в ядре капитализма, соревновались за расширение своей эксплуататорской сферы, их интересы пересекались и конфликтовали друг с другом, что привело к Великой войне.

Роль Ленина в революции 1917 года заключалась в том, чтобы помочь победить либеральные политические силы, стремившиеся удержать Россию в рамках европейской капиталистической системы. Под руководством Ленина Россия фактически отошла от Европы и ее империалистических конфликтов и решила быстро и самостоятельно двигаться к коммунистической системе, свободной от классовых конфликтов и империалистических войн.

Ленинская империалистическая теория капитализма оказала большое влияние, поэтому стоит кратко остановиться на некоторых других аспектах его анализа. Ленин стремился объяснить, каким образом капитализм перешел от внутренней эксплуатации к международной и как неравенство между классами имело своей параллелью закон неравномерного развития между нациями.

Для Ленина нельзя было ожидать, что корыстные капиталисты будут использовать избыточный капитал для повышения уровня жизни пролетариата. Следовательно, капиталистические общества останутся неравномерно развитыми, в которых одни классы будут процветать, а другие погрязнут в нищете. Имперская фаза капитализма просто перенесла эту двойственность богатства и бедности на мировую арену, поскольку капиталисты, стремясь сохранить и даже увеличить свои прибыли, экспортировали в то, что современники Ленина называли «отсталыми» регионами мира. Эти бедные периферийные страны теперь были интегрированы в мировую экономику как новый «пролетариат» мира.

По Ленину, «союзы капиталистов-монополистов — картели, синдикаты, тресты — делят между собой прежде всего весь внутренний рынок страны и более или менее полно овладевают промышленностью этой страны». страны. Но при капитализме внутренний рынок неизбежно связан с внешним рынком. Капитализм давно создал мировой рынок».

Неравномерное развитие общества внутри нации теперь имело место в международном масштабе.

Ленин видел распространение имперского капитализма через две структуры ИПЭ: производственную и финансовую. Обе эти структуры были устроены при капитализме таким образом, чтобы создавать зависимость и облегчать эксплуатацию. Беспощадная конкуренция между более бедными странами сделала их легкой мишенью для монополий в производственной структуре капиталистического ядра. Те же силы действовали в финансовой структуре, где избыток финансового капитала, контролируемого банками-монополистами, использовался для эксплуатации менее развитых стран.

Суть империализма для Ленина заключалась в том, что богатые капиталистические страны смогли отсрочить свой окончательный кризис, оставив более бедные страны слаборазвитыми и погрязшими в долгах и зависимыми от них в отношении промышленных товаров, рабочих мест и финансовых ресурсов. Неудивительно поэтому, что ленинская теория империализма пользовалась большим влиянием, особенно среди интеллектуалов в менее развитых странах, где его взгляды сформировали политику и отношение к международной торговле и финансам в целом.

Мы включаем ленинский империализм под общим заголовком «структурализм», как и в случае с теориями Маркса, потому что его анализ основан на предположении, что в природе капитализма финансовые и производственные структуры между нациями склоняются в пользу владельцев капитала. Хотя теоретически отношения между странами с избытком капитала и странами с дефицитом капитала должны быть отношениями взаимозависимости, поскольку каждая из них нуждается в другой для максимального роста, на практике результатом являются зависимость, эксплуатация и неравномерное развитие. Те же самые силы, которые заставляют буржуазию эксплуатировать пролетариат, в конечном итоге заставляют основные капиталистические нации доминировать и эксплуатировать менее развитые страны.

Copyright © 2001, 1996 Prentice-Hall, Inc. Все права защищены.

Основы ленинизма

Основы ленинизма


Посвящается Ленину Прием
Сталину И.В.

Введение

Основы ленинизма — большая тема. Чтобы исчерпать его, потребуется целый том. Действительно, потребуется целый ряд томов. Естественно, поэтому мои лекции не могут быть исчерпывающим изложением ленинизма; в лучшем случае они могут дать лишь краткий обзор основ ленинизма. Тем не менее я считаю полезным дать этот конспект, чтобы наметить некоторые основные исходные пункты, необходимые для успешного изучения ленинизма.

Изложить основы ленинизма еще не значит изложить основы ленинского мировоззрения. Мировоззрение Ленина и основы ленинизма не тождественны по своим масштабам. Ленин был марксистом, и марксизм, конечно, является основой его мировоззрения. Но из этого вовсе не следует, что изложение ленинизма должно начинаться с изложения основ марксизма. Излагать ленинизм — значит излагать то своеобразное и новое в трудах Ленина, что Ленин внес в общую сокровищницу марксизма и что естественно связано с его именем. Только в этом смысле я буду говорить в своих лекциях об основах ленинизма.

Итак, что такое ленинизм?

Некоторые говорят, что ленинизм есть приложение марксизма к условиям, которые свойственны ситуации в России. Это определение содержит частицу правды, но отнюдь не всю правду. Ленин действительно применил марксизм к русским условиям, и применил его мастерски. Но если бы ленинизм был только приложением марксизма к условиям, свойственным России, то он был бы чисто национальным и только национальным, чисто русским и только русским явлением. Мы знаем, однако, что ленинизм есть не только русское, но и интернациональное явление, укорененное во всем международном развитии. Вот почему я думаю, что это определение страдает однобокостью.

Другие говорят, что ленинизм есть возрождение революционных элементов марксизма 40-х годов XIX века, в отличие от марксизма последующих лет, когда он стал, якобы, умеренным, нереволюционным. Если отбросить это глупое и пошлое деление учения Маркса на две части, революционную и умеренную, то надо признать, что и в этом совершенно недостаточном и неудовлетворительном определении есть доля истины. Эта частица правды состоит в том, что Ленин действительно восстановил революционное содержание марксизма, подавленное оппортунистами II Интернационала. Тем не менее, это всего лишь частица правды. Вся правда о ленинизме состоит в том, что ленинизм не только восстановил марксизм, но и сделал шаг вперед, развивая марксизм дальше в новых условиях капитализма и классовой борьбы пролетариата.

Что же такое, в конце концов, ленинизм?

Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее, ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в частности. Маркс и Энгельс вели свою деятельность в дореволюционный период (мы имеем в виду пролетарскую революцию), когда еще не было развитого империализма, в период подготовки пролетариев к революции, в период, когда пролетарская революция была еще не является непосредственной практической неизбежностью. Но Ленин, ученик Маркса и Энгельса, вел свою деятельность в период развитого империализма, в период развертывавшейся пролетарской революции, когда пролетарская революция уже победила в одной стране, разбила буржуазную демократию и открыла эпоху пролетарской демократии, эпоха Советов.

Вот почему ленинизм есть дальнейшее развитие марксизма.

Обычно указывают на исключительно боевой и исключительно революционный характер ленинизма. Это совершенно правильно. Но эта особенность ленинизма обусловлена ​​двумя причинами: во-первых, тем, что ленинизм вышел из пролетарской революции, отпечаток которой он не может не нести; во-вторых, в том, что он вырос и окреп в столкновениях с оппортунизмом II Интернационала, борьба с которым была и остается необходимым предварительным условием успешной борьбы с капитализмом.