Содержание
прогулка по сердцу Нижнего Новгорода в Нижнем Новгороде по цене 690 ₽| WeGoTrip
Аудиогид
1ч 30м
Русский
Мгновенное подтверждение
Виталий — первое впечатление от экскурсии
Виталий: Вступление
00:00NaN:NaN
Самое главное
- Услышите легенды Нижегородского кремля
- Полюбуетесь самым красивым видом на слияние Оки и Волги
- Узнаете историю самого древнего сооружения Нижнего Новгорода
- Узнаете, какие знаменитые в истории люди посещали Нижегородский кремль
Что включено
- Рекомендации к посещению музеев и достопримечательностей после экскурсии
- Самые лучшие виды на слияние Оки и Волги
Что не включено
- Наушники не включены — необходимо взять свои
Описание
Сердце Нижнего Новгорода! Самое древнее и масштабное сооружение города, неприступная крепость и просто приятное место для прогулок с шикарным видом. Вы узнаете, кто защищал крепость от врагов, как менялись роль и значение кремля со временем, и что является правдой и вымыслом в его истории. Какие легенды окутали древние башни, какие…
690 ₽за экскурсию
Забронировать
Отзывы
5.00
(1)
Остались вопросы?
Вам может понравиться
АудиоэкскурсияМТС
Городские легенды Нижнего Новгорода Бесплатно
5.00
(6)
Аудиоэкскурсия
Маленькие дворики и широкие панорамы: необычная прогулка по Нижнему Новгороду 890 ₽за экскурсию
4.90
(8)
Аудиоэкскурсия
Тайны улицы Рождественской: эскурсия в историческом центре города 590 ₽за экскурсию
4.70
(3)
Аудиоэкскурсия
Горькие истории: экскурсия по местам Максима Горького 590 ₽за экскурсию
4.50
(4)
Аудиоэкскурсия
Нижегородская Ярмарка: яркие моменты золотого времени 990 ₽за экскурсию
5.00
(4)
Достопримечательности в Нижнем Новгороде
- площадь Максима Горького2 экскурсии
- Улица Большая Печёрская1 экскурсия
- Усадьба Веселовских1 экскурсия
- Государственный центральный банк1 экскурсия
- Нижегородский театр драмы1 экскурсия
- Церковь Жён-Мироносиц1 экскурсия
- Церковь успения божией матери1 экскурсия
- Дом купцов Щёлоковых1 экскурсия
- Римско-Католический приход Успения Пресвятой Девы Марии1 экскурсия
- Усадьба купца Чернонебова1 экскурсия
- Памятник Минину и Пожарскому1 экскурсия
- Памятник «Соляная афера»1 экскурсия
- Памятник Художнику1 экскурсия
- Рождественская церковь1 экскурсия
- Усадьба Строгановых1 экскурсия
- Усадьба Голицыных1 экскурсия
- Канавинский мост1 экскурсия
- Арсенал. Центр современного искусства (Нижний Новгород)1 экскурсия
- Нижегородский Кремль1 экскурсия
- Дмитриевская башня1 экскурсия
Нижегородский Кремль: прогулка по сердцу Нижнего Новгорода
690 ₽за экскурсию
Забронировать
Замурованная Алёна — МК Нижний Новгород
Общество
6336
Поделиться
В старинных песнях и преданиях народного эпического фольклора иногда встречаются леденящие душу рассказы о кровавых человеческих жертвоприношениях. А были ли они на самом деле? Об этом можно судить не только по архаичным устным рассказам, но и по данным нижегородской археологии.
Легенда Коромысловой башни
Немало нижегородцев и гостей нашего славного города слышали легенду о Коромысловой башне Нижегородского кремля. Говорят, что произошло это трагическое событие во время замены деревянных стен кремля каменными. Согласно древнейшей традиции, чтобы башня надежно стояла, строителям было необходимо принести кровавую жертву. Поэтому сразу по завершении постройки они стали ждать первое живое существо, которое появится возле нее. Им оказалась шедшая по воду с коромыслом и ведрами на реку Почайну молодая жена купца Григория Лопаты – Алена. В то злополучное утро она проспала и спешила принести домой воды. Решила возвращаться на верхний посад с ведрами на коромысле не окружной дорогой, огибая городскую стену, а более коротким путем – тропинкой по склону горы. Возле крепостной стены ее окружили строители и для вида попросили напоить их водой. Схватив молодую женщину, крепко привязали ее к доске и спустили в яму. Туда же бросили и коромысло с ведрами: жестокий обычай требовал замуровывать с жертвой все то, что при ней было.
Однако рабочие пожалели несчастную и отказались зарывать беднягу. Тогда непреклонный главный мастер сам выполнил эту жуткую “работу”. Кстати, другое предание гласит, что строители будто бы пожалели девушку и вместо нее зарыли стрекозу (“насекомое-коромысло”), надо же им было соблюсти древний обычай. Якобы именно поэтому одна из башен Нижегородского кремля и получила название Коромысловой.
В этой легенде повествуется о так называемых “строительных жертвах”, которые с глубокой древности распространены почти у всех этносов и народов. Согласно преданиям фольклора строительные жертвы приносили во время закладки городищ, крепостей, домов, мельниц, плотин или каких-либо других зданий и сооружений, в том числе церквей. Считалось, что замурованный в основание стены или закопанный под фундамент человек служил жертвой духам земли, а его вечное посмертное сосуществование протекало в качестве духа-охранителя строения, которому он принесен в жертву.
Мстительные деревья
Есть мнение, что в глубокой древности данный ритуал связан с примитивными деревянными постройками. Для того чтобы срубить в лесу деревья, люди должны были просить у них разрешения, ведь каждое дерево в те далекие эпохи по сути являлось неприкосновенным – тотемным. За нарушение данного обычая священные деревья мстили людям: якобы они лишали жизни строителя или первого вошедшего в дом. Поэтому, чтобы их умилостивить перед вырубкой, строители заранее предоставляли жертву – невинное дитя, раба, пленника, животное. Только тогда деревья-тотемы насыщались невинной кровью человека или животного и не мстили людям.
Устные рассказы о строительных жертвах распространены у многих народов Европы и Азии. Немало архаичных балладных песен об этом в немецком, румынском, болгарском, греческом, турецком, албанском, сербском, грузинском и мордовском фольклорах.
Советский финно-угровед В.Я. Евсеев предполагал, что этот сюжет мог появиться у мордвы на очень ранних этапах, когда их южными соседями были венгры, а северо-западными – эстонцы и другие прибалтийско-финские народы. Он считал, что “историко-этнографическими реалиями в таких балладах был действительно когда-то бытовавший варварский обычай замуровывать девушку в крепостную стену”. В то же время мордовский фольклорист Андрей Маскаев путем сравнительного анализа мордовских, венгерских, сербских и грузинских песен типа “человек в фундаменте” выяснил, что в грузинских песнях преобладают сюжеты о замуровывании в стену взрослого парня, а в песнях балканских и соседних им народов – кормящей грудью женщины-матери. В мордовских же песнях заложницей этой чудовищной древней традиции становилась взрослая незамужняя девушка.
Что касается причины закладки жертв в крепостную стену, она у всех этих народов одна – стремление умилосердить местных богов, чтобы они не мешали строить сооружение и оберегали его дальнейшее сосуществование.
Андрей Иванович замечал: не исключена возможность, что при строительстве некоторых древних земляных сооружений у предков современной мордвы производился обряд жертвоприношения. Поражает то, что мордовских песен о строительных жертвах женщин много. Упомянутый ученый-фольклорист не исключал возможности бытования этого страшного ритуала в древности, хотя и замечал, что в дошедших до нас вариантах этот обряд показывается уже разлагающимся. То есть первоначальная форма сохраняется, но человеческая жертва уже не приносится, заменяясь какими-либо вещами, ценностями, животными.
А иногда под фундаменты домов или печей люди закапывали черепа коней или крупнорогатого скота.
Не просто же так на Руси бытовало поверье, что новый дом или другая постройка всегда требуют жертв, и весьма опасно, если первым живым существом, которое длительно пребывает в таких помещениях или спит в них, окажется человек. Именно поэтому сперва в новый дом впускали петуха, курицу, собаку, кошку, а где-то даже мышей и тараканов. Это делали для того, чтобы зло пало на них, а не на людей.
Замуж на “тот свет”
Известно, что на всей территории расселения славян, в том числе в древней языческой Руси, как в период двоеверия, так и намного ранее, были распространены человеческие жертвоприношения. Подобные ритуальные убийства предназначались в дар древним богам. Они либо сопровождали погребальный обряд, либо имели статус строительной жертвы при постройке разнообразных сооружений.
Византийский историк X века Диакон так описывал обряд погребения убитых русских воинов Святослава: “Как скоро наступила ночь и явилась полная луна на небе, то русы вышли в поле, собрали все трупы убитых к стене и на разложенных кострах сожгли, заколов над ними множество пленных и женщин”. К подобным известиям можно отнести и сообщение Ибн Фадлана о ритуальном убийстве девушки во время погребального обряда знатного руса.
Случаи захоронения вместе с господином его жен, слуг, рабов и животных археологически и письменно засвидетельствованы в различных частях земного шара – Индия, Восточная Европа, славянский и германский мир, Двуречье, Египет, Китай, Америка.
В сознании древних и средневековых людей человеческое жертвоприношение рассматривалось как обмен между миром живых и миром мертвых. Люди приносили в дар своим богам самое ценное из того, что могли пожертвовать – жизнь. В археологии известны случаи, когда число принесенных в жертву достигало несколько сотен человек.
И такие погребальные кровавые ритуалы существовали не только у скифов, сарматов, ацтеков, кельтов и индейцев майя. Есть сведения о принесении в жертву людей в древности у финноволжских племен Нижегородской области. Об этом можно судить по материалам погребального обряда мордвы Притёшья (Арзамасский и Первомайский районы) и наличию там парных захоронений.
Известный советский археолог Анна Алихова считала, что у раннесредневековой мордвы существовал обряд насильственного захоронения женщин. Другой археолог Римма Воронина, анализируя обряд парных захоронений мордвы VIII – XI вв., также высказывала мнение о бытовании кровавых ритуалов. Она предполагала, что у древней мордвы существовал обычай погребать вместе с мужем жену, которую могла заменить рабыня.
Так считает и арзамасский археолог Владимир Мартьянов. Он заключает, что костяки в парных захоронениях мордвы принадлежали женщинам молодого возраста (от их зубов остались только эмалевые коронки). А меньшая глубина могильных ям, обязательное положение женщин лицом к мужчине и их возраст, действительно, могут свидетельствовать о насильственном захоронении. Владимир Николаевич предполагает, что у древней мордвы когда-то бытовал обычай одновременно вместе с мужем хоронить жену или рабыню.
Нечто подобное зафиксировано и нами (участниками Ветлужской археологической экспедиции) прошедшей весной в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Там во время шурфовки эрзянского могильника в селе Помра мы обнаружили двойное погребение. Рядом с похороненным в положении на спине мужчиной-воином была погребена женщина, которая лежала на боку к нему лицом. По всей видимости, покойные были погребены в один день: не исключено, что женщину умертвили преднамеренно, используя в качестве погребальной жертвы. Проще говоря, выдав замуж “на тот свет”. Кстати, Владимир Мартьянов считает, что на более поздних этапах бытования такого погребального обряда “вместо жены с мужем стали хоронить набор женских украшений – дарственный комплекс, символизирующий захоронение жены”.
Но и это не всё! В нашей области бытует еще одно археологическое свидетельство, проливающее свет на существование у средневековой мордвы человеческих жертвоприношений. В 1996 году на Саровском городище – в городе Сарове Нижегородской области – экспедицией под руководством археолога Николая Грибова было найдено странное коллективное захоронение мордвы-эрзи, датированное им XII-XIII веками. Внутри могильного деревянного каркаса обнаружены останки девочки 5-7 лет и двух взрослых женщин. Но в отличие от взрослых женщин, небрежно брошенных на дно могилы, ребенок был положен на подстилку из ткани, и его сопровождал погребальный инвентарь. К тому же детский скелет оказался единственным полным, в отличие от взрослых, которые представляли собой останки обгоревших в огне и с двух сторон обрубленных тел. Наверное поэтому Николай Грибов предположил, что в погребальном обряде этого захоронения прослеживаются следы человеческого жертвоприношения. Но, по моему мнению, совершенно не исключено, что в жертву могли быть принесены все трое. Видимо, девочка являлась главной жертвой, а взрослые женщины выступали в качестве сопровождавших ее в иной мир слуг. Не исключено, что эта жертва была принесена средневековой мордвой своим языческим богам в неурожайный засушливый год и на месте этого страшного погребения представители племени провели ритуал моления о дожде. На эту мысль наталкивает не только погребальный обряд, но и найденный рядом с останками девочки железный серп.
В подружки богине Ведяве?
К большой вероятности этих кровавых ритуалов склоняется и нижегородский этнограф Николай Морохин, считая, что в древности у большинства финнов Поволжья и Поочья они действительно существовали. Он пишет, что в 90-х годах XX века в Нижегородской области в некоторых эрзянских селениях были зарегистрированы святочные обряды, имевшие в своей основе элементы жертвоприношения. Так, в селе Новаты Пильнинского района в реке топят Ведяву – празднично одетую девушку. А в селе Какино Гагинского района в пруд сбрасывали Автая (медведя), которого изображал один из жителей села, а затем топили его, не давая выйти на берег. Вероятно, в прошлом этот обряд преследовал одну цель – задобрить стихию. В первом случае – даруя ей в подарок человека. То есть принесение в жертву девушки, которая предназначалась в подруги мордовской богине вод Ведяве. Во втором, в жертву приносили медведя – лучшую добычу эрзянских охотников.
В своей книге “Нижегородские марийцы” Николай Морохин опубликовал миф “С кем молиться?”, записанный в Шарангском районе Нижегородской области. В нем повествуется о старике-жреце, некогда приведшем в Кереметь (в священную марийскую рощу) в качестве жертв парня и девушку. Однако по доброй воле бога Юмо с небес был чудесно ниспослан жертвенный баран. Это являлось знаком того, что марийские боги больше не хотят человеческих жертв, а им надобно приносить лишь животных и птиц. По мнению Николая Владимировича, этот “миф отражает совершившийся в первобытных религиях всех народов переход от человеческих к иным жертвоприношениям. Он напоминает об отдаленных временах, когда обряды совершались иначе и боги требовали людской крови”.
Подписаться
Авторы:
Дмитрий Карабельников, краевед
Китай
Египет
Убийство
Дети
29 ноября
Дмитрий Давыдов предложил метод перевоспитания водителей без ОСАГО
10 ноября
Назван экономический эффект от высоких технологий в борьбе с преступностью
3 ноября
Как пополнить бюджет и улучшить безопасность на дорогах: идеи Дмитрия Давыдова
Что еще почитать
Российских туристов начали обманывать по отработанной в 90-х схеме
5862
Жанна Голубицкая
США объявили охоту на Евгения Пригожина
Видео
28069
Сергей Вальченко
За что столько горя и бед: Успенская исполнила скандальный хит о России
77456
Дмитрий Ильинский
Сестра отомстила за сестру, убив брата убийцы
6802
Анна Рачинская
«Продаю дорого, но квартира уникальная»: как собственники обманывают доверчивых покупателей недвижимости
57685
Елена Соколова
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Взрыв на военном аэродроме в Рязани 5 декабря 2022 года: что известно
Фото
29630
Рязань
Анастасия Батищева
Почему нельзя заливать растворимый кофе кипятком
13648
Калмыкия
Как отвадить мышей от дачного домика: простой совет без ядов и мышеловок
6781
Калмыкия
«Я уже не вернусь»: расшифрованный медальон из зоны СВО помог вернуть родным пропавшего в 1942 солдата
Фото
6304
Красноярск
Владислав Пирогов
Внезапное богатство и головокружительный роман: гороскоп на 2023 год для всех знаков зодиака
Фото
6122
Псков
Вкусно засолить сало, чтобы «таяло во рту», очень просто: справится даже новичок
4416
Калмыкия
В регионах:Ещё материалы
Власть и миф о Кремле – DW – 11.
04.2022
Собор Василия Блаженного и Кремлевская башня (справа) над Красной площадью Фото: Peter Seyfferth/imageBroker/picture Alliance
КультураРоссийская Федерация
Стефан Деге
11 апреля 2022 г.
Правители от Ивана Грозного до Сталина и Владимира Путина долгое время занимали свое место в зените политической власти России: в Кремле. Но это больше, чем символ власти.
https://p.dw.com/p/49k9m
Advertisement
Окруженные Красной площадью с ее златоглавыми соборами, огромные красные стены Кремля возвышаются над Москвой-рекой.
С незапамятных времен это величественное здание было центром русской истории и резиденцией русских правителей.
«Кремль — это воплощение России», — говорит британский историк Кэтрин Мерридейл. «Это означает государственную власть».
Когда президент России Владимир Путин принимал гостей для кризисных переговоров перед началом войны на Украине, мир был поражен, увидев президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца, сидящих на противоположном конце огромного роскошного белого стола.
Президент России Владимир Путин (слева) и канцлер Германии Олаф Шольц во время встречи в Московском Кремле 15 февраля. , «тоже грандиозный театр».
Долгая и печально известная история Кремля
Давний эксперт по России и историк, который начал исследования в Кремле в 1980-х годах, в 2014 году Мерридейл написал «Красную крепость», широко известную книгу о 500-летнем правлении Кремля от Ивана Грозный Владимиру Путину.
У величия и внушительных размеров Кремля была цель: дворцы царского Кремля должны были быть больше и внушительнее, чем что-либо еще в Европе. Это была архитектура запугивания.
Как и его предшественники, нынешний правитель Кремля Владимир Путин умеет использовать комплекс в своих интересах, впечатляя простых смертных «сверкающими залами в Кремле, люстрами», говорит Мерридейл. «Вы должны быть поражены».
Красная площадь ночью Изображение: Federico Gambarini/dpa/picture Alliance
Это правда, что царь Петр Великий (1672-1725) перенес свою резиденцию из Москвы в новый Санкт-Петербург на берегу Балтийского моря. Но Кремль никогда не терял своей привлекательности для правителей России.
Французский писатель-путешественник и дипломат маркиз Астольф де Кюстин увидел «сатанинский памятник», «опору тиранам» в московском строительном комплексе.
Летом 1839 года Кюстин совершил длительную поездку в Россию и нарисовал картину авторитарного правления.
«Деспотизм подавляет свободное развитие людей», — писал маркиз. «Все слуги, и особенно по отношению к незнакомцам они становятся осторожными и скрытными».
Кюстин объяснил свои наблюдения ссылкой на первого великого царского империалиста России.
«Петр I и Екатерина II дали миру великий и полезный урок, за который России пришлось заплатить; они показали нам, что деспотизма никогда не следует бояться больше, чем когда он хочет творить добро, ибо тогда он верит, что может оправдать его самые возмутительные действия».
Если бы Кюстин был жив, чтобы прокомментировать войну Путина на Украине в 2022 году, его критика могла бы быть столь же негативной. Но когда французский маркиз путешествовал по России, он отметил свое восхищение кремлевским «изначально русским методом строительства», который учитывал русские потребности и которому российские мастера-строители должны брать пример.
Литография 1840 года показывает огромные размеры Кремля на берегу реки Изображение: akg-images/picture Alliance
Православная церковь всегда рядом
Для Кэтрин Мерридейл Русская православная церковь всегда обеспечивала единство в зачастую политически разделенном Кремле.
В результате монгольского нашествия лидеры разрозненной средневековой федерации Киевской Руси — сегодняшних России, Украины и Белоруссии — переселились в Кремль в XIV веке.
г. Здесь была построена церковь, ставшая впоследствии златоглавым Успенским собором, также известным как Успенский собор, благодаря которому Православная Церковь навсегда присутствовала в Кремле.
«Путин использовал эту связь в своих интересах, как ни один другой глава государства со времен царей», — говорит Мерридейл. «Он публично молится, ставит свечи, поддерживает связь с патриархом».
Долгое время Кремль оставался царской резиденцией. Только в 1918 году, когда был свергнут царь и сломлен авторитет православной церкви, старая крепость снова стала центром власти.
Мавзолей Ленина тоже на Красной площади Изображение: picture-alliance/dpa/J. Калаэне
Потом его захватили большевики. И вскоре коммунистические лидеры вспомнили о преимуществах Кремля, поскольку это культурная икона, а также крепость, защищающая от нападений и убийств — и от смертельных пандемий во время гражданской войны.
Здесь Ленин избежал холеры и брюшного тифа, а также испанки. Рядом со спальней у него была собственная дезинфекционная камера. «Путин многому научился в этом отношении у Ленина, — говорит Мерридейл, — потому что он панически боится заразиться!»
Преемник Ленина Иосиф Сталин (1878-1953) тоже проявлял осторожность: после убийства прислужника укрылся там. Опасаясь покушения, он выгнал своих старых товарищей из Кремля. Сталин больше никому не доверял. Началось время чисток и больших показательных процессов, время террора.
Запрещая правозащитную организацию «Мемориал», Путин намеренно подавляет память о сталинских преступлениях, считает Мерридейл. Кремлевский правитель видит себя в преемственности великих вождей России, прежде всего Ивана IV, или Ивана Грозного, и Петра Великого, тоже тирана.
Некоммерческой организации «Мемориал» грозит закрытие по приказу Кремля
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность перехода на веб-браузер, поддерживающий видео в формате HTML5. Путин возлагает на него ответственность за распад Советского Союза.
Но на самом деле хрущевская оттепель и горбачевская гласность снова сблизили Кремль с народом. Настоящий переломный момент наступил в 1991: После неудавшейся попытки государственного переворота против Горбачева и Бориса Ельцина последний перебрался в Кремль.
Некоторое время два президента занимали посты параллельно. Но Советский Союз ушел в историю, а Кремль снова стал центром России.
В мае 2000 года Путин впервые стал президентом.
Пока сверкают золотые купола над Москвой-рекой, белая колокольня Ивана Великого возвышается над всеми другими церквями и дворцами. Над всем развевается российский флаг.
Кремль снаружи выглядит очень могущественным. Но внутри есть опасность полностью потерять себя, как сказал Мерридейл Süddeutsche Zeitung . «Когда вы убираете всех критиков, вы становитесь пленником собственного эго».
Окружение только повторяет то, что хочет услышать Путин. «Он самый охраняемый человек в России. Мы не избавимся от него так быстро».
Первоначально эта статья была написана на немецком языке.
Реклама
Пропустить следующий раздел Узнать больше
Узнать больше
Пропустить следующий раздел Связанные темы
Связанные темы
КремльВладимир ПутинРоссияДмитрий МедведевПостоянный совет безопасности ООНЧастичная мобилизация РоссииОлаф ШольцПропустить следующий раздел Главные новости DW
Страница 1 из 3
Пропустить следующий раздел Другие новости DW
На главную страницу
Нижний Новгород: советский «закрытый город» кишит туристами напичкана шведами, хорватами и аргентинцами, что ее русский город был закрыт для иностранцев почти 60 лет при Советском Союзе.
«Я мало что знаю о том времени, — сказала Кашникова, официантка Pronto Pizza e Pasta. «Сейчас к нам приезжает много людей на футбол, но они также интересуются нашей едой, нашей культурой и тем, что мы думаем».
И история.
РЕКЛАМА
Место проведения шести матчей чемпионата мира по футболу Нижний Новгород с 1932 по 1990 год был известен как Горький: так называемый «закрытый город», расположенный в 400 км к востоку от Москвы, где проживали физик-диссидент и 1975 Лауреат Нобелевской премии Андрей Сахаров находился под домашним арестом. Город был полностью закрыт для иностранцев, где Сахарову запрещалось давать интервью или распространять антисоветские идеи.
Сахаров провел семь лет в скромной квартире на проспекте Гагарина, в 25 минутах езды от нового стадиона чемпионата мира, расположенного на слиянии рек Волги и Оки. Неровная кирпичная кладка многоквартирного дома и отсутствие раствора резко контрастируют с блестящим бело-голубым футбольным дворцом, стоимость которого, по данным российских СМИ, составляет около 17,9 евро. млрд рублей ($283 млн).
В квартире Сахарова теперь музей, и найти ее сложно. Только маленькая вывеска отмечает квартиру, а ко входу ведут осыпающиеся бетонные ступени.
Квартира осталась почти такой же, какой она была, когда 30 агентов КГБ убедились, что Сахаров — разработчик советской водородной бомбы — имел ограниченные контакты с другими диссидентами.
Наиболее привлекательным артефактом является белый дисковый телефон, который был установлен всего на один звонок, чтобы советский лидер Михаил Горбачев мог позвонить и сообщить Сахарову, что его ссылка закончилась и что он может вернуться в Москву, где и умер в 1989. Есть также письменный стол Сахарова, одна ножка которого удерживается на месте чем-то вроде скрученной веревки — говорят, это работа самого Сахарова.
Музейная литература и экскурсовод рассказывают, как Сахаров был ошеломлен мощью испытания советской водородной бомбы в 1955 году. Он стал самым важным ученым Советского Союза, и в то же время шок от собственного термоядерного творения привел работать на цели, связанные с миром во всем мире и правами человека.
В итоге его отправили в ссылку в Горький, названную в честь Максима Горького, русского и советского писателя, родившегося в Нижнем Новгороде. Его семейный дом также является музеем в городе, наряду с литературным музеем, посвященным ему.
Кашникова, молодая официантка, покраснела и признала, что, как и многие представители ее поколения, родившиеся после распада Советского Союза 26 декабря 1991 года, она почти ничего не знала о Сахарове. Она копалась в своем смартфоне в поисках имени и его задержания в 1980-х годах. Звонок прозвенел, но едва.
«Мне трудно представить то время, — говорит Анастасия Шутова, 21-летняя студентка университета, работающая волонтером в гостинице в Нижнем — раздающая туристическую информацию, карты и уроки истории о своем городе.
По сравнению с Санкт-Петербургом или Москвой в Нижнем в нормальных условиях мало туристов. А в советское время видел еще меньше. Он наиболее известен как промышленный и научный центр и был сердцем советского военного производства во время Второй мировой войны.