Ледового побоища: К 780-летию Ледового побоища — МГПУ

К 780-летию Ледового побоища — МГПУ

Под нами лёд, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли, ни хлеба
Не взять вам больше никогда, —

писал Константин Михайлович Симонов в поэме «Ледовое побоище».

18 апреля — День воинской славы России. Ровно 780 лет назад новгородские войска под предводительством Александра Невского одержали решительную победу над немецкими рыцарями в легендарном Ледовом побоище.

Предпосылкой к битве стал захват в 40-х годах XIII века городов Изборского и Пскова крестоносцами Ливонского ордена. Чтобы защитить от той же участи Новгород, князь Александр Ярославич, за два года до этого одержавший победу в Невской битве, собрал войско и повёл его на льды Чудского озера, где в жестокой схватке столкнулся с немецкими захватчиками.

Новгородские воины проявили чудеса героизма и самоотверженности, и казалось, что даже пробуждающаяся весенняя природа, завидев их подвиги, встала на сторону русичей: лёд расступился, и озеро поглотило крестоносцев, тяжёлые доспехи которых не давали им удержаться на поверхности воды. Этот триумф, эта память, покрывшие славой русское воинство, продолжают жить и сегодня, передаются из уст в уста, от отца к сыну в течение сотен лет.

Сразу ли после битвы со шведами Александр Ярославич получил своё знаменитое прозвище «Невский»? Почему новгородцы долго не признавали его своим князем? Какие исторические события привели к тому, что этот святой стал покровителем Санкт-Петербурга — города, который появился через сотни лет после рождения Александра Невского? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 780-летней годовщине битвы на Чудском озере.

Александр Невский и его победы

На момент сражения на Чудском озере князю Александру было всего 22 года, а во время Невской битвы и того меньше — 20 лет. С юного возраста он проявлял таланты полководца и дипломата, защищал русские города и возглавлял их. Видео «Александр Невский» посвящено как раз раннему периоду жизни Александра Ярославича — его становлению как князя Новгородского. Вы узнаете, каким образом две главные битвы правителя помогли ему не только отвоевать город, но и заслужить любовь и доверие его жителей. А не путать эти великие сражения поможет приложение «Невская битва и Ледовое побоище», в котором школьникам нужно будет соотнести их названия с историческими фактами.

Как Александр Невский использовал в битвах со шведами и немцами погодные условия, каким образом ему удалось спасти Русь от монгольского ига, не пролив ни капли крови, князем каких трёх городов он успел побывать — об этих и других интересных фактах биографии великого правителя можно узнать из сценария урока «Северо-Западная Русь между Западом и Востоком».

Видео «Ледовое побоище» подробно изложит хронологию сражения на Чудском озере, окончательно остановившего ливонский поход на Русь, а тесты «Невская битва и Ледовое побоище» и «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада» позволят закрепить общие знания о жизни князя Александра и его современников.

Образ Александра Невского в культуре

Подвиги Александра Невского увековечены не только в истории, но и во множестве произведений искусства. Знаменитая кантата Сергея Сергеевича Прокофьева, носящая имя великого полководца, — лишь одно из них. Хоровую песню из этого музыкального произведения («Вставайте, люди русские!») наши солдаты часто слушали перед тем, как отправиться на поля сражений Великой Отечественной войны. Отрывки кантаты, сопровождающиеся подробным описанием событий, которым она посвящена, и иллюстрациями картин великих русских художников на ту же тематику, можно найти в сценариях уроков истории «Александр Невский — гордое имя Отечества» и музыки «Я пойду по полю белому…».

«Не в силе Бог, а в правде», — говорил князь Александр русским воинам перед битвой с захватчиками. Подавив немцев и шведов, он защитил не только русскую землю, но и православную веру: доподлинно известно, что одной из целей врагов было обращение Руси в католичество. Именно за эти подвиги Александра Ярославича признали святым. О его канонизации подробно расскажет сценарий урока музыки «Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский», в котором школьники также найдут отрывок из художественного фильма Сергея Михайловича Эйзенштейна о событиях XIII века (к нему композитор Прокофьев и написал свою знаменитую кантату), а также описание жития другого русского святого — Сергия Радонежского.

Более подробно фильм Эйзенштейна «Александр Невский» и детали исторических событий, лёгших в его основу, разбираются в учебном пособии «Проект „Московское кино в школе“. Ратные подвиги России». В частности, оно объясняет, как простая и в то же время гениальная перегруппировка русских войск определила исход Ледового побоища. Там же можно найти интересные факты со съёмок киноленты, например, секрет изготовления «льда» Чудского озера и разъяснение использовавшихся при создании фильма техник монтажа, на тот момент считавшихся новаторскими.

Битве на Чудском озере, биографии Александра Невского и его образам в культуре посвящено приложение по литературе «Ледовое побоище». Чтобы выполнить задания, нужно знать историю жизни полководца и помнить, как выглядят произведения искусства, посвящённые его подвигам.

На месте Ледового побоища археологи обнаружили лишь лопату, рыболовные снасти и банку — Газета.Ru

На месте Ледового побоища археологи обнаружили лишь лопату, рыболовные снасти и банку — Газета.Ru | Новости

close

100%

Российские подводные археологи обследовали предполагаемое место битвы на Чудском озере. Об этом сообщает Русское географическое общество.

В 1242 году на Чудском озере произошло сражение между новгородско-суздальским ополчением под командованием Александра Невского и немецкими рыцарями Тевтонского ордена. В историографии эта битва известна как Ледовое побоище, и по легенде, множество рыцарей ушло под лед под тяжестью доспехов. Однако достоверно об этой битве почти ничего не известно, о ней мало упоминаний в исторических источниках, и потому ученые много лет пытаются найти ее археологические следы.

Центр подводных исследований Русского географического общества и их коллеги из других научных организаций провели подводную разведку предполагаемого места битвы. Ученые применили металлодетекторы, чтобы найти древнее оружие, доспехи и предметы снаряжения. Всего удалось обнаружить 30 предметов искусственного происхождения, из которых большая часть относится к рыболовному промыслу. Кроме того, удалось обнаружить саперную лопатку времен Второй мировой войны и консервную банку. Следов Ледового побоища ученые не нашли, но находка консервной банки их обнадежила, поскольку раз сохранилась она (несмотря на малую устойчивость к коррозии), то должно сохраниться и воинское снаряжение.

Все новости на тему:

Цивилизация

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новости

Дзен

Telegram

Дмитрий Самойлов

Священный мундиаль

О важности чемпионата мира по футболу в Катаре

Павел Вешаев

Резать нельзя оставить

О том, как предпринимателю лучше поступить с расходами бизнеса

Мария Дегтерева

Появился просвет

О новом российском кино

Андрей Колесников

МОСХ партии

О шестидесятилетии выставки в Манеже и ее последствиях

Георгий Бовт

Старый конь и его борозда

О том, есть ли у Дональда Трампа шансы вернуться в Белый дом

Найдена ошибка?

Закрыть

Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.

Продолжить чтение

Ледовое побоище | произведение Прокофьева

В «Александре Невском»

…движение из партитуры Прокофьева «Ледовое побоище» сопровождает центральную сцену фильма, в которой конные силы обеих армий встречаются на замерзшем озере. Движение начинается с тихого напряжения, а затем переходит в неистовое действие, когда начинается битва. Резкие тона и сталкивающиеся ритмические рисунки вызывают… HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»: 1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:1945150}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:1945150,»title»:»Ледовое побоище»,»url»:»https://www.britannica.com/topic/The -Ледовое побоище»,»description»:»Александр Невский: …движение из партитуры Прокофьева «Ледовое побоище» сопровождает центральную сцену фильма, в которой конные силы обеих армий встречаются на замерзшем озере. . Движение начинается с тихого напряжения, а затем перерастает в неистовое действие, когда начинается битва. Резкие тона и сталкивающиеся ритмические рисунки вызывают…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Ледовое побоище»,»metaDescription «:»Другие статьи, где обсуждается Ледовое побоище: Александр Невский: …движение партитуры Прокофьева «Ледовое побоище» сопровождает центральную сцену фильма, в которой конные силы обеих армий встречаются на замерзшем озере. Движение открывается тихим напряжением, а с началом боя переходит в бурное действие. Резкие тона и сбивающиеся ритмические рисунки вызывают в памяти…»,»identifierHtml»:»работа Прокофьева»,»identifierText»:»работа П. рокофьев»,»topicClass»:»topic»,»topicKey»:»Ледовое побоище»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»THING»,»gaTemplate»:»INDEX» ,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/Ледовое сражение»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/1945150/»},»topicLink»:{«title»:»Ледовое побоище»,»url»:»https://www.britannica.com/topic/The-Battle-on-the-Ice»} ,»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:{«contributors»:null,»allContributorsUrl «:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{«contributors»:null,»title «:»Ледовое побоище»,»lastModification»:null,»url»:»https://www.britannica.com/topic/Ледовое побоище»},»websites»:null ,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Ледовое побоище» ,»wordcount»:0,»url»:»https://www. britannica.com/topic/The-Battle-on-the-Ice»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description» :»Другие статьи, где обсуждается «Ледовое побоище»: Александр Невский: …движение партитуры Прокофьева, «Ледовое побоище», сопровождает ключевую сцену фильма, в которой конные силы обеих армий встречаются на замерзшем озере. Движение начинается с тихого напряжения, а затем переходит в неистовое действие, когда начинается битва. Резкие тона и конфликтующие ритмические паттерны вызывают в памяти…»},»initialLoad»:true}

Ледовое побоище: фильм Эйзенштейна «Александр Невский» — 1237 слов

Музыка была неотъемлемой частью повествования в кино с самого начала кино, поэтому вполне естественно проанализировать один из ранних примеров кинопроизводства. « Александр Невский » Сергея Эйзенштейна, снятый в 1938 году, чрезвычайно популярный после его выхода и с тех пор признанный классикой, является таким же хорошим примером для изучения повествовательных функций музыки в кино, как и любой другой. Это тем более уместно, что оркестровая партитура к фильму, написанная Сергеем Прокофьевым, сама по себе является признанным произведением искусства. В результате Александр Невский предлагает множество примеров использования музыки в качестве повествовательного устройства в фильме. Кульминация фильма, когда героические герои готовятся встретиться со своими грозными противниками в генеральном сражении, представляет собой особенно интересный случай. Знаменитый эпизод «Битвы на льду» демонстрирует идеальное соблюдение принципов композиции, сведения и редактирования Горбмана, нарушая принцип неслышимости только для того, чтобы максимально использовать повествовательный потенциал музыки.

Прежде чем углубляться в анализ, необходимо предоставить краткий обзор выбранной сцены. Александр Невский — советская патриотическая эпопея о легендарном князе-воине из средневековой России, прославившемся тем, что предотвратил вторжение Тевтонского рыцарского ордена в середине 13 века (Бордвелл, 2016). Конкретная сцена, проанализированная в этой статье, является началом длинной последовательности «Ледового побоища», когда русская армия сталкивается со своими тевтонскими противниками. Сцена начинается с того, что рыцари совершают мессу перед битвой, после чего быстро выстраиваются в шеренги и в полном порядке выступают против русских позиций (Эйзенштейн, 1938). В то время как грозные германцы в тяжелых доспехах продвигаются по замерзшему озеру, русские солдаты смотрят на их неумолимое наступление со смесью предвкушения и страха (Эйзенштейн, 1938). Сцена заканчивается столкновением двух армий и началом собственно битвы, и музыка в этот момент замирает. В пределах конкретных временных рамок, указанных выше, сцена длится немногим более четырех минут и на всем протяжении сопровождается оркестровой партитурой Прокофьева.

Теоретической основой для этой статьи является Горбман (1987) принципы композиции, микширования и редактирования, изложенные в Главе 4 ее Неуслышанных Мелодий . Автор перечисляет семь принципов, которые так или иначе применимы к анализируемой последовательности. Первый принцип — невидимость, означающий, что если музыка недиегетична, то есть ее источник не находится внутри повествования, инструменты не должны быть видны (Горбман, 1987). Второй — неразборчивость: партитура должна быть подчинена визуальным эффектам, а не существовать сама по себе (Горбман, 19 лет).87). Кроме того, музыка должна также обозначать эмоции и служить повествовательной подсказкой, чтобы лучше передать зрителям настроение сцены (Gorbman, 1987). Еще два требования к музыке к фильму — непрерывность и единство: музыка должна сопровождать последовательную и ритмичную последовательность кадров и обеспечивать объединяющую структуру для развития событий на экране (Горбман, 1987). Наконец, седьмой и последний принцип гласит, что музыка может нарушать любой из первых шести принципов, если она делает это во благо остальных пяти (Горбман, 19).87). Как будет показано ниже, «Битва на льду» обращается к каждому из принципов Горбмана, поддерживая или нарушая их.

На протяжении всей сцены музыка Прокофьева чрезвычайно эффективна как в вызове эмоций сцены, так и в качестве повествовательной реплики. Низкий рокот рогов сопровождает наступление рыцарей в тяжелых доспехах на конях, движущихся вперед с почти машинной точностью и неумолимостью (Эйзенштейн, 1938). В сочетании с секцией струнных, сопровождающих встревоженных и напуганных русских солдат, смотрящих на приближающегося врага, музыка передает чувство страха перед приближением смертельной опасности. Арсенюк (2018), вероятно, лучше всего суммирует эту эмоцию, описывая ее как благоговение перед «великий и страшный порядок» (с. 116). В то же время музыка никогда не перестает давать повествовательные реплики. По мере того, как кони рыцарей набирают скорость, чтобы нанести кавалерийский удар, музыка также ускоряет свой темп (Эйзенштейн, 1938). Таким образом, это сигнализирует о приближении долгожданной кульминации и повышает напряжение перед тем, как армии вступят в рукопашную. Таким образом, сцена полностью соответствует принципам обозначения эмоций и нарративных реплик.

Ситуация во многом одинаковая с точки зрения преемственности и единства, так как музыка в «Ледовом побоище» соответствует обоим. На протяжении всей последовательности ритм постоянен и вездесущ, повторяя одни и те же фрагменты снова и снова и обеспечивая структуру событий, происходящих на экране (Bartig, 2016). Что касается единства, музыка имеет решающее значение для объединения отдельных разделов предбоевого повествования. В то время как рожки сопровождают наступление рыцарей, вступают быстрые отрезки струн, когда русские солдаты смотрят на врага с испуганным предвкушением (Эйзенштейн, 1938). Музыка связывает действие и реакцию — то есть тевтонское нападение и подготовку русских к нему — воедино, создавая последовательную непрерывность и растущее напряжение, которое удерживает внимание зрителей (Смит, 2014). Таким образом, партитура Прокофьева не только облегчает переход от одного кадра к другому внутри сцены, но и цементирует сцену в целом как отдельную часть повествования.

Когда дело доходит до принципов невидимости и неслышимости, все выглядит не так просто, потому что Эйзенштейн и Прокофьев играют с первым и откровенно нарушают второе. В одном случае — во время рыцарской мессы перед битвой — в правой части экрана физически присутствует орган, а это означает, что музыка диегетическая (Эйзенштейн, 1938). Когда тевтонские рыцари устремляются вперед под звуки рогов, неясно, является ли музыка диегетической. Вполне возможно, что средневековая армия использовала бы рога, но они не показаны (Eisenstein, 1938). Это пример того, что Горбман (1987) назвал «диегетической двусмысленностью, присущей киномузыке», но поскольку единственный физически представленный инструмент — диегетический, принцип невидимости не нарушается (стр. 22). Принцип неслышимости таков: партитура полностью доминирует над сценой, так как мало действия и нет диалогов, за исключением краткого обмена мнениями Невского со своими помощниками (Эйзенштейн, 1938). Однако это нарушение служит другим принципам: слышимость усиливает вклад музыки в напряжение повествования, еще больше подчеркивает эмоции страха и предвкушения и обеспечивает структурное единство сцены. Это нарушение одного принципа ради других полностью соответствует подходу Горбмана (1987).

Подводя итог, можно сказать, что начало фрагмента «Ледового побоища» в «Александре Невском» Эйзенштейна демонстрирует, насколько четко прокофьевская партитура к фильму соответствует принципам композиции, сведения и монтажа. Низкий рокот валторн и быстрые струнные партии эмоционально обозначают угрозу приближающегося врага и страх и тревогу русских воинов. Ускоряющийся темп музыки служит намеком на надвигающуюся кавалерийскую атаку. Постоянный и даже повторяющийся ритм создает непрерывность, а партитура также способствует единству, связывая воедино действие и реакцию. Хотя сцена является примером диегетической двусмысленности, единственный видимый инструмент относится к явно диегетической части партитуры, а это означает, что принцип невидимости, по крайней мере, технически поддерживается. В то же время Эйзенштейн и Прокофьев нарушают правило неслышимости — но делают это для того, чтобы облегчить другие его функции в полном соответствии с Горбманом (19). 87) принципы.

Арсенюк Л. (2018). Движение, действие, образ, монтаж: Сергей Эйзенштейн и кризис кино . Университет Миннесоты Press.

Бартиг, К. (2017). Александр Невский Сергея Прокофьева . Издательство Оксфордского университета.

Бордуэлл, Д. (2016). Кинотеатр Эйзенштейна . Рутледж.

Эйзенштейн С. (директор). (1938). Александр Невский [Фильм]. Мосфильм.

Горбман, Б. (1987). Неуслышанные мелодии: Музыка из повествовательного фильма . Издательство Индианского университета.

Смит, Т.Дж. (2014). Аудиовизуальные переписки в «Александре Невском» Сергея Эйзенштейна: пример зрительского внимания. В: Taberham, P. and Nannicelli, T. (Eds.) Cognitive Media Theory (стр. 85-105). Читатели фильмов AFI.

Это эссе о Ледовом побоище в фильме Эйзенштейна «Александр Невский» было написано и представлено вашим коллегой
ученик. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты
должны цитировать его соответственно.