Кв 1 танк: Тяжелый танк КВ-1С образца 1942 года. СССР

Тяжелый танк КВ-1С образца 1942 года. СССР

Советский тяжелый танк КВ-1 — этапная машина для мирового танкостроения. Это был первый в мире тяжелый танк, созданный по современной компоновочной схеме. Появление танка КВ задало тот уровень, на который в дальнейшем ориентировались конструкторы всех тяжелых танков, причем не только советские, но и зарубежные. Однако судьба танка «КВ» была довольно противоречивой. Как не парадоксально, но в 1941 году у него не было достойных противников, а когда подобный ему танк – «Тигр» появился у немцев в конце 1942 года, то боевые характеристики  советского «КВ» были гораздо ниже, чем  у «Тигра».

Танк «КВ-1» был создан в КБ Ленинградского Кировского завода под руководством  Ж.Я. Котина. В СССР еще в конце 1938 года началась разработка трехбашенного тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название «СМК «(Сергей Миронович Киров). Ведущим конструктором этого проекта был назначен А.С. Ермолаев. Параллельно с этой работой группа дипломников Военной академии механизации и моторизации им. Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, под руководством Л.Е. Сычева и А.С. Ермолаева разработала проект тяжелого однобашенного танка «КВ» (Клим Ворошилов), который, по сути дела, представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка танк СМК с одной башней и с харь­ковским дизельным двигателем В-2. По результатам испытаний лучшим признали танк «КВ», и 19 декабря 1939 года его приняли на вооружение Красной армии.

Первое боевое крещение танк «КВ-1» получил  в ходе советско-финской войны 1939 – 1940 годов, где хорошо показал себя в бою и сразу же запущен в производство. Впоследствии Ж.Я. Котин вспоминал: «Этот танк имел долгую жизнь и славную бое­вую биографию. В нем успешно воплотились идеи, обгонявшие время. Одна башня. Мощное орудие. Высокая скорость. Надежная броневая защита. И множество перспективных конструктивных находок. Впервые использовали, например, торсионную подвеску: каждый опорный каток вместо обычных рессор, пружин, балансиров через кривошип передавал колебания при толчках на упругий торсионный вал. Скручиваясь, он обеспечивал танку плавность хода на неровном пути. Подвеска действовала надежнее, проще, не нуждалась для защиты в тяжелой броне. Танк полностью отвечал принципу: «Поражай врага, а сам не будь поражен». Его малозаметность помогала экипажу укрываться в складках местности, сталь обеспечивала надежную защиту, из оружия уничтожались любые цели врага. Меня спраши­вали, за счет чего же мы намереваемся увеличивать толщину брони, ка­либр пушки? Боевое отделение уменьшать нельзя: там и так не повернуть­ся. Мощность мотора тоже вроде не от нас зависит, мы получаем его уже готовым к испытаниям. Думайте над тем, советовал я своим конструкто­рам, как снизить размеры ходовых механизмов, еще раз переберите каждый узел, попробуйте сделать его меньше, легче, компактнее, посмотрите, куда тратится каждый килограмм массы. И люди искали, упрощали и, глав­ное, облегчали многие узлы, механизмы, сохраняя их надежность. Наш КВ, равняясь по габаритам и весу среднему танку, по броне и вооружению превосходил самые тяжелые машины того времени. Одно из основных преимуществ КВ заключалось в его дизельном дви­гателе мощностью в 600 лошадиных сил. Война подтвердила правильность такого решения — дизель В-2, по компактности, экономичности, эксплуа­тационным качествам не имел равных в мире. Причем работали он на со­лярке, снижался риск загорания».

Серийное производство тяжелых танков «КВ-1» началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе, а уже летом того же года к их производству был подключен Челябинский тракторный завод.  Начиная с ноября 1940 года на танк «КВ-1» вместо пушки Л-11 начали устанавливать более мощную 76-мм пушку Ф-32, а затем и улучшенную — ЗИС-5. Огнем пушки танк «КВ-1» поражал бронетехнику любого противника, сам оставаясь практически неуязвимым от огня танков и противотанковых орудий. Впервые в мировой практике толщина брони корпуса и башни была доведена до 75 мм, что сделало танк неуязвимым для снарядов всех противотанковых и танковых пушек тех лет, кроме того, увеличили методом экранировки толщину лобовых деталей корпуса до 95 мм. Другая новинка — компактная, надежная, легкая и хорошо защищенная торсионная подвеска. Третья — мощный танковый дизельный двигатель.

Превосходство «КВ-1» над немецкими танками в начале войны было разительным: ни одно танко­вое или противотанковое орудие вермахта не могло пробить его брони. Танки «КВ» зарекомендовали себя грозным оружием в умелых руках. На них советские танкисты совершили немало подвигов. Так, рота из 5 танков «КВ-1» под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова только в одном бою под Гатчиной в августе 1941 года уничтожила 43 танка про­тивника, потеряв при этом только один свой. После эвакуации Ленинградского Кировского завода в Челябинск на территории Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) был создан «Танкоград», где под од­ной крышей в первые месяцы войны объединились Ленинградский Кировский завод, Харьковский дизельный, Челябинский тракторный, обеспечивший производство тяжелых танков в суровые годы Великой Отечественной войны. 

Танк «КВ-1» до начала 1942 года, несомненно, был лучшим тяжелым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Однако в ходе боевых действий выявилась настоятельная необходимость увеличить подвиж­ность «КВ-1» и усовершенствовать некоторые элементы конструкции. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неудачных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадежная трансмиссия. К тому же масса танка была велика, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности. Поэтому, с учетом опыта первых месяцев войны, на основании приказа ГКО советские конструкторы-танкострои­тели в мае — июле 1942 года создают модернизированный танк,  в котором различия в бронировании и скорости по сравнению с Т-34 были сглажены с одновременным повышением его маневренности и надежности. Единственный способ выполнить поставленную задачу заключался в радикальном облегчении брони – массу модернизированной машины уменьшили до 42,5 тонн, а толщину брони — с 75 до 60 мм. Общее руководство  по работам над новым КВ руководил Ж.Я. Котин. Ведущим инженером машины был М.Ф. Балжи. Огромный вклад в ее создание внес Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач с демультипликатором. Новая коробка улучшила ходовые качества танка, а ее надежность на порядок превосходила старую. В ходе модернизации облегчили и несколько уменьшили по высоте корпус машины, изменив его конфигурацию; снизили массу агрегатов силовой передачи и ходовой части;  усовершенствовали системы охлаж­дения и смазки; установили более совершенные фрикционы;  разработали новую литую облегченную башню измененной формы на которой монтировалась командирская башенка с пятью стеклоблоками, существенно улучшившая обзорность из машины. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего трем танкистам, как и на КВ, приходилось забираться и покидать башню через один круглый люк. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Также были установлены более легкие опорные катки, и облегченные траки уменьшенной до 608 мм ширины. На танке монтировались дополнительные топливные баки.

Вооружение модернизированного танка составляла 76-мм танковая пушка ЗИС-5 и три 7,62-мм пулемета ДТ. Боекомплект для танковой пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 выстрела. С помощью столь радикальных мер массу машины удалось снизить на 5 тонн, а максимальную скорость повысить с теоретических 34 км/ч до практических 43 км/ч. Кроме того, в конструкцию было внесено множество технологических изменений, направленных на экономию дефицитных сортов стали и импортируемых материалов, а также упростивших выпуск машины. Внесенные изменения несколько улучшили обзорность, условия работы заряжающего и стрелка-радиста, повысились скорость и надежность танка. Однако по огневой мощи КВ-1С оставался на уровне среднего танка Т-34 – новое более мощное танковое орудие еще не было разработано. Новый танк получил обозначение «КВ-1С» (скоростной). В середине июля 1942 года начались его успешные испытания, и 20 августа танк был принят на вооружение Красной армии. Серийный выпуск новых танков «КВ-1С» был освоен на ЧКЗ с августа 1942 по сентябрь 1943 года. По ходу производства вносились изменения в основном технологического характера.

Серийное производство тяжелых танков  «КВ» первоначально велось на Ленинградском Кировском заводе, а после его эвакуации — на Челябинском Кировском заводе с 1939 по 1943 год и составило 4745 танков всех модификаций. Из них — 1083 танка «КВ-1С» (624 изготовлено  в 1942 году и 459 – в 1943 году), а  также 35 огнеметных танков «КВ-8с» (созданных на базе «КВ-1С»), которые сыграли важную роль в Сталинградском и других сражениях Великой Отечественной войны. После 1943 года базовая конструкция корпуса и шасси танка «КВ-1» использовались при создании советских тяжелых танков «ИС» (Иосиф Сталин), которые стали одними из лучших во время Второй мировой войны, а также тяжелых самоходных артиллерийских установок СУ-152 (КВ-14). 

Первые танки «КВ-1С» поступили в войска в течение ноября — декабря 1942 года. Этими машинами укомплектовывались отдельные гвардейские танковые полки прорыва (насчитывавшие по 21 танку КВ-1С). Эти полки придавались с целью усиления стрелковым и танковым соединениям для решения разнообразных задач по прорыву обороны противника при развитии наступления. Впервые танки «КВ-1С» были использованы на Донском фронте в декабре 1942 года при ликвидации 6-й армии Паулюса под Сталинградом. Несколько гвардейских танковых полков прорыва участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 года. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии советско-германского фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба. Однако Курская битва показала, что 76-мм танковые пушки Ф-34/ЗИС-4, да­вавшие нашим Т-34 и «КВ-1»  неоспоримое превосходство в начале войны, уже недостаточно мощны для борьбы с германскими «Пантерами» и «Тиграми».  По огневой мощи тяжелый танк «КВ-1С» к этому времени практически не отличался от более простого в производстве и более дешевого среднего танка Т-34, а по маневренности – сильно уступал ему. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 года производство КВ-1С было прекращено. Хотя небольшое количество тяжелых танков « КВ-1С» продолжало использоваться еще в 1944 — 1945 годах; в частности, в феврале 1945 года 68-я танковая бригада, принимавшая участие в боях на Кюстринском плацдарме, имела два танка этого типа.

Танк «КВ-1С» имел классическую компоновку, как и другие серийные советские тяжелые танки того времени. Экипаж танка состоит из пяти человек. Бронекорпус делился на: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель располагался по центру в отделении управления, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста, три других члена экипажа  занимали рабочие места в боевом отделении, находившемся в средней части танка — наводчик (слева от пушки), командир танка (за наводчиком) и заряжающий (справа от пушки). Там же располагались вооружение, боекомплект и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия монтировались в кормовой части машины. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневые листы лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Механик-водитель в бою вел наблюдение через смотровой прибор «триплекс», защищенный броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите. Вне боя этот люк-пробка мог быть выдвинут вперед, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места. Над боевым отделением устанавливалась обтекаемая башня, представлявшая собой броневую отливку сложной геометрической формы, ее борта толщиной 75 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутого катаного бронелиста и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемета и прицела. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Командир танка имел литую командирскую башенку с толщиной вертикальной брони до 60 мм с пятью зеркальными смотровыми приборами. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом заряжающего и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста.

Основным вооружением танка «КВ-1с» являлась 76-мм танковая пушка ЗИС-5, имевшая кли­новой затвор, аналогичный по устройству затвору пушки Ф-34, и полуавтоматику копирного типа. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Выстрел производился посредством электроспуска, а также ручного механического спуска. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от  -5° до +25°. Для ведения огня «КВ-1С» оснащался двумя орудийными прицелами — телескопическим ТОД-6 — для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 — для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком.  Боекомплект орудия составлял 114 выстрелов  унитарного заряжания. Для стрельбы использовались выстрелы к  76-мм дивизионной пушке образца 1902/30 годов  и 76-мм дивизионной пушке Ф-22УСВ образца 1939 года с осколочно-фугасными и бронебойными снарядами. 76-мм бронебойный снаряд под углом 90° пробивал на дальности 1000 м  броневой лист толщиной 61 мм. Вспомогательное вооружение составляли — три 7,62-мм танковых пулемета ДТ, один из которых спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой, установленные в шаровых установках. На танках «КВ-1С» монтировалась радиостанция 9-Р (или 10-Р, 10-РК-26), с дальностью связи в телефонном (голосовом) режиме  с места  20 — 25 км (в движении дальность связи уменьшалась),  а также и переговорное устройство ТПУ-4бис — на 4 абонента.

На танках «КВ-1С» устанавливался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-К, мощностью 600 л.с. «КВ-1С» имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объемом 600 — 615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей емкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя. Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач с демультипликатором (8 передач — вперед и 2 — назад), двух многодисковых бортовых фрикциона и двух бортовых планетарных редукторов. Все приводы управления трансмиссией — механические. Ходовая часть танка «КВ-1С» сохранила все технические решения аналогичного узла танка КВ-1, однако ряд деталей был уменьшен в размерах с целью уменьшения общей массы танка. Подвеска машины – индивидуальная торсионная, состояла из 6 цельнолитых двускатных опорных катков  и трех поддерживающих катков (применительно к одному борту). Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса – переднего расположения, устанавливались на оси кривошипа винтового механизма натяжения гусениц. Каждая гусеница состояла из 86 — 90 одногребневых траков шириной 608 мм.

В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется макет тяжелого танка «КВ-1С». Его башня, изготовленная Челябинским Кировским заводом в 1942 — 1943 годах, была обнаружена на месте боевых действий 73-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка прорыва в районе пос. Сафроново-1 (Мурманская обл.) и передана  в дар музею сотрудником поискового объединения, участником Великой Отечественной войны  В.Б. Легкобытом в 1999 году. Макет танка «КВ-1С» был изготовлен с использованием фрагмента бронекорпуса танка КВ-1, обнаруженного на месте боев в районе р. Воря Калужской обл. в 2010 году. Реставрационно-восстановительные работы проведены в 2010 году ООО «Штивер».

Танк КВ-1

Содержание
Танк КВ-1
Создание и модернизация
Модернизация. Часть-2

Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня 30-40-мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и, что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. По этой причине новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой. В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней — боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса.

Танк выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75-мм или литой с толщиной стенок 95-мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105-мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем — Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. КВ выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5. КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 г. Всего было выпущено 4800 машин КВ различных модификаций. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие.


Боевое применение танка КВ-1

По местам!

«Танк КВ» Руководство службы» 5 марта 1941 года

«ПОСТРОЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ ЭКИПАЖА У ТАНКА (*)



Размещение экипажа в танке:
КТ — командир танка;
КО — командир орудия;
М — мсханнк-воднтель младший;
ЛШ — механик-водитель старший;
Р — радист.

1. По команде (сигналу) «К машинам» экипаж выстраивается впереди танка, лицом в поле, в одну шеренгу, на один шаг впереди гусениц, в следующем порядке: командир танка — КТ, командир орудия (стреляющий) — КО, механик-водитель младший (заряжающий) — М, механик-водитель старший — МВ, радиотелеграфист — Р, и принимают команду «Смирно».


2. По команде (сигналу) «По местам» посадка производится в следующем порядке: все поворачиваются кругом, механик-водитель старший влезает в танк через передний люк и садится на свое место, за ним следует радиотелеграфист и закрывает за собой люк; командир танка делает шаг влево и пропускает вперед себя командира орудия, который влезает на танк и но правому борту бежит к башне, открывает люк и садится на свое место; за ним следует командир танка; последним садится механик-водитель младший, который закрывает за собой люк.


3. После посадки экипажа в танк командир танка подает команду: «Подготовиться к заводке». По этой команде старший механик-водитель открывает центральный топливный кран, создает давление в топливной системе, включает «массу». Механик-водитель младший открывает топливные и масляные краны, после чего механик-водитель старший докладывает о готовности двигателя к заводке.


По команде «Заводи» механик-водитель старший выжимает главное сцепление, подает сигнал и запускает двигатель. После заводки двигателя командир танка подает сигнал о готовности танка к движению.


4. По команде (сигналу) «К машинам» выход из танка производится в следующем порядке: через передний люк первым выходит радиотелеграфист, за ним механик-водитель старший, который закрывает люк; через люк башни первым выходит механик-водитель младший (моторист) и становится впереди танка, за ним выходит командир танка, затем командир орудия, который закрывает люк башни.


По выходе из танка экипаж выстраивается в порядке, указанном на схеме рис. 109, и остается в таком положении до команды (приказания) командира взвода.
 =======================


(*) Экипаж танка с большой башней состоит из 6 человек: командир танка, командир орудия, механик-водитель старшин, механик-водитель младший, радиотелеграфист и замковый.»

 

Германское наступление, начатое 22 июня 1941 г., застало Красную Армию врасплох — она не была должным образом развернута и находилась в самой середине процесса глобальной реорганизации. В течение 1941 года армия СССР понесла громадные потери в живой силе и технике, лишившись большей части своего гигантского танкового парка. Несмотря на плохую общую эффективность действий советских войск, неуязвимость КВ-1 и КВ-2 стала шоком для немцев. Они не имели в своем распоряжении танков, сравнимых с KB по мощности брони и вооружению, и располагали небольшим количеством противотанковых орудий, способных их уничтожить. В своих воспоминаниях «Солдатский долг» Маршал К. К.Рокоссовский писал: «Танки KB буквально ошеломили противника. Они выдерживали огонь пушек абсолютно всех немецких танков. Но в каком виде они возвращались из боя! Их броня была вся во вмятинах от огня вражеской артиллерии.»

В июле 1941 г. советские войска имели 500 танков КВ-1 и КВ-2. В октябре 1941 года производство танков КВ-2 было приостановлено, так как началась эвакуация танковых заводов на восток. К этому моменту было выпущено всего 434 машины. Их использовали в позиционных боях во время обороны Москвы зимой 1941 года и под Сталинградом в составе 62-й армии генерал-майора В.Чуйкова. Эффективным средством, способным KB был огонь 88-мм зенитных орудий Flak 35/36. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Россиняй.

«Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz. IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя… Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой пушкой, которая не сумела быстро увернуться.


Ее командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. «Он готов», — подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», — сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он еще движется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь».

Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:
«КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь — безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперед. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась».

По воспоминаниям Д. Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии, «23-24 июня, еще до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось.»

Под Ленинградом произошел самый, пожалуй, известный бой с участием КВ, в котором ему довелось продемонстрировать все свои положительные качества самым ярким образом. 19 августа 1941 г. в районе Красногвардейца рота КВ под командованием З.Г. Колобанова, состоящая из пяти танков КВ, в одном бою уничтожила 43 немецких танка, причем три из них — тараном. Экипаж самого З.Г. Колобанова сжег 22 танка в течение часа. КВ благополучно перенес попадание 156 бронебойных снарядов, выпущенных из танковых пушек с дистанции менее 200 м. Ради справедливости следует отметить, что советский танк действовал из засады, а вражеские машины были «заперты» в походной колонне и лишены маневра.

Печальна судьба KB из состава 6-го механизированного корпуса Западного Особок военного округа. Практически не сумев дать по противнику ни одного выстрела, эти KB из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими экипажами, либо просто брошены.
Более активно действовали танки KB на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей и технических неисправностей. Ну и естественно, нельзя не учитывать действия танков KB в свете общего состояния в котором находились танковые войска Красной Армии к июню 1941 г.


Назад — Вперед >>

< Назад   Вперед >

Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков

  • Холодная война Болгария

Зиновий Алексеев
/ 18 января 2023 г.

Болгария (1988-1990 гг.) Проект легкого плавающего танка – Не построен – только макет Если говорить о танкостроительных странах, Болгария вряд ли…

Подробнее

  • Немецкий StuG III Второй мировой войны

Марко Пантелич
/ 16 января 2023 г.

Немецкий рейх (1940 г.) Самоходная штурмовая артиллерийская установка – построено от 6 до 20 Первые StuG III страдали от задержек производства,…

Подробнее

  • Броня RSI времен Второй мировой войны

Артуро Джусти
/ 14 января 2023 г.

Repubblica Sociale Italiana (1943 — 1945) Средний танк — 710 построено, менее 25 на вооружении RSI Carro Armato…

Подробнее

  • Советский КВ-4 Второй мировой войны

Павел Алексей
/ 11 января 2023 г.

Советский Союз (1941 г.) Сверхтяжелый танк – только чертежи За несколько месяцев до вторжения Германии в СССР,. ..

Подробнее

  • Итальянские прототипы САУ времен Второй мировой войны

Артуро Джусти
/ 9 января 2023 г.

Королевство Италия (1943 г.) Полугусеничная самоходная артиллерийская установка — Бумажный проект Autocannone da 75/32 su Autocarro Semicingolato FIAT 727…

Подробнее

  • Британская танковая неделя Первой мировой войны

Крейг Мур
/ 8 января 2023 г.

Великобритания (1917-1918) Willesden Tank Week, 130 Nelson В марте 1918 года сбор средств WW1 Mk.IV Male tank 130 Nelson…

Подробнее


Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетранспортеры, которые когда-либо бороздили поле боя, от «сухопутных броненосцев» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.

Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!

Товарищи на гусеницах


Четыре эпохи, которые мы освещаем:

Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.

Вторая мировая война: испытательный полигон для бронетехники: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.

Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.

Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.

⚠ Об иллюстрациях на сайте:
Вы можете свободно использовать и делиться иллюстрациями танков/ББМ на этом сайте только ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Для любого коммерческого использования , в том числе на Youtube (поскольку в большинстве видеороликов есть реклама), благодаря тому, что свяжитесь с нами через контактную форму. Что мы можем вам предложить: Лицензия для одноразового использования или глобальная лицензия для более широкого использования в долгосрочной перспективе.

Показ (уже десять лет!)

 

Партнерские сайты

Сообщество

Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанные авторы.

Удивительный материал

Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.

Для всех

Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.


 

Подпишитесь на нас в Twitter

Твиты от tanksenc Follow @tanksenc

Могучий тяжелый танк Советского Союза КВ-1

Наряду с Т-34 тяжелый танк КВ-1 является символом победы Советского Союза над Германией во время Второй мировой войны. Танк был абсолютным зверем, весом 50 тонн, он был непроницаем для большинства противотанковых орудий, когда он был представлен, и мог подбить любой немецкий танк, стоявший на вооружении в то время.

Однако, в отличие от его статистического величия, КВ-1 был совершенной собакой для работы; его экипаж был практически слепым, у него было слишком много работы, и бедному водителю приходилось заниматься пауэрлифтингом только для того, чтобы управлять им.

Тем не менее, при правильном использовании КВ-1 может оказаться настоящей горсткой для немцев, о чем свидетельствует случай, когда один КВ-1 сдерживал части целой танковой дивизии в течение почти двух дней на начальных этапах операции «Барбаросса».

Содержание

  • Разработка
  • Дизайн КВ-1
  • Сервис
  • Заключение

Разработка

Происхождение КВ-1 столь же увлекательно, как и сам танк. Хотя его часто считают оригинальной конструкцией, КВ-1 на самом деле был усовершенствованной, упрощенной версией одного из самых абсурдных советских танков — СМК.

Этот 60-тонный зверь был разработан в 1930-х годах на Кировском заводе в Ленинграде. У СМК было две башни; самый большой из которых содержал 76-мм орудие, а меньший — 45-мм орудие. Он конкурировал с очень похожей машиной, построенной заводом «Большевик», Т-100.

Танк Kugelpanzer Ball – Что это…

Пожалуйста, включите JavaScript

Танк Kugelpanzer Ball – Что это?

Оба имели экипаж из семи человек и были чрезвычайно длинными машинами, что было необходимо для размещения двух башен.

Могучий СМК. Явный родственник КВ-1.

Они были созданы для замены тяжелого пятибашенного танка Т-35, но конструкторы уже знали, что многобашенные машины такого масштаба малоэффективны. Командир быстро переутомился, и танк значительно утяжелили, не прибавив в броне.

Коллектив конструкторов СМК самостоятельно спроектировал однобашенный вариант танка, который был меньше по размерам и весил на 8 тонн меньше. В результате уменьшения масштаба конструкторы смогли добавить больше брони. Он был назван КВ в честь советского маршала Климента Ворошилова.

СМК, Т-100 и КВ были показаны Сталину в августе 1938 года, и все проекты были одобрены для постройки опытных образцов.

Тяжелый танк Т-100, соперник СМК.

Они прошли испытания в 1939 году, где СМК и Т-100 быстро показали непрактичность их многобашенной конструкции, так как командир был полностью перегружен. Кроме того, их большой размер и вес означали, что они были медленными, неуправляемыми и склонными к увязанию.

По иронии судьбы сайд-проект КВ оказался лучшим из трех. Но испытания еще не закончились, так как в 19-м году их отправили в бой.39 для боевых испытаний против финнов во время Зимней войны, которая для Советов складывалась довольно ужасно.

Их собрали в специальную бронетанковую бригаду, которой командовал приемный сын Ворошилова. И снова более крупные СМК и Т-100 показали плохие результаты: СМК фактически временно потерялся после наезда на мину — он был настолько тяжелым, что его нельзя было восстановить, пока территория не была расчищена позже.

Заброшенный СМК в Финляндии. Позже его разобрали и отправили на слом.

КВ принят в производство 19 декабря39. Однако для SMK это был конец пути. В 1940 году был списан.

Между тем, Т-100 как танк тоже пришел в упадок, но его шасси сохранилось в нескольких проектах, направленных на обеспечение мощной огневой поддержки укреплений. В результате на шасси прототипа Т-100 была построена казематная машина СУ-100Я, вооруженная 130-мм пушкой.

Вы можете прочитать об этом автомобиле здесь.

Ни один из них не был успешным, поскольку вариант КВ-1 со 152-мм гаубицей, КВ-2, считался лучшим.

КВ-1 был настоящим тяжелым танком, одним из двух, которые производились в начале Второй мировой войны, вторым был французский Char B1. Сначала он был известен просто как «КВ», и только после закупки КВ-2 он получил ретроспективный заводской номер, а название стало КВ-1.

Первоначально производившиеся на Кировском заводе в Ленинграде, основное производство было перенесено на Челябинский тракторный завод в Уральском регионе в 1940 году. Осада с 1941 и далее.

Ранний КВ-1 с 76,2-мм пушкой Л-11. Его можно узнать по литой, изогнутой вниз мантии.

КВ-1 был новаторской, но простой для своего времени конструкцией, с тяжелой башней с одной большой пушкой, двигателем и трансмиссией в задней части корпуса, отделенной от боевого отделения, а механик-водитель и носовой стрелок находились в отдельном отсеке. впереди.

КВ-1 имел длину 6,75 метра (22 фута), ширину 3,3 метра (10 футов) и высоту 2,7 метра (почти 9 футов).ноги).

Подробнее «Черный принц» — совершенный танк «Черчилль»

Он был очень хорошо бронирован для своего времени, из-за чего немецкая армия в начале вторжения с трудом подбила танк в бою. За время эксплуатации

КВ-1 получили дополнительную броню. Обратите внимание на это изображение на дополнительную броню, защищающую погон башни. Изображение сделано в Танковом музее Mightyhansa CC BY-SA 4.0.

С 75 мм (3 дюйма) на передней арке, включая прочную 90 мм (3,5 дюйма), защищающий маску орудия — КВ-1 был почти неуязвим для атаки с фронта в начале войны. Борта корпуса и башни были покрыты броней толщиной 75 мм (3 дюйма), а корма имела показатели защиты 70 мм (2,8 дюйма).

Даже крыша корпуса и башни, а также днище шасси были обшиты листом толщиной 40 мм (почти 2 дюйма).

Эти показатели брони сравнимы с броней Тигра I, который будет запущен в производство на три года позже, чем КВ-1.

КВ-1 весь в осколках.

Первоначально КВ-1 оснащался дизельным двигателем В-2К В12. Эта силовая установка имела объем почти 40 литров и развивала мощность 600 л.с. при 1800 об/мин. Это был тот же двигатель, что и В-2 в Т-34, где буква «К» просто указывала на конфигурацию двигателя при подключении к трансмиссии КВ-1. Максимальная скорость КВ-1 на ровном покрытии составляла 35 км/ч (22 мили в час), что вполне прилично, учитывая вес танка и период времени.

Харьковский завод, производивший эти двигатели, был вынужден передислоцироваться на Урал в 1941, и этот временный перебой в поставках вынудил принять 500-сильный 47-литровый бензиновый двигатель М-17 для установки на 130 экземплярах КВ-1.

Однако, когда перенесенный завод произвел достаточное количество новых двигателей на Урале, все эти бензиновые экземпляры КВ-1 были модернизированы дизельной силовой установкой В-2К, так как этот временный двигатель оказался неудовлетворительным.

Дизель В-2 В12, аналогичный тому, что используется на КВ-1.

Пожалуй, самым слабым местом машины была ее трансмиссия, что было причиной многочисленных нареканий экипажей, эксплуатирующих танк в бою. Основанная на конструкции Holt-Caterpillar двадцатилетней давности, изначально оптимизированной для сельскохозяйственных тракторов, она представляла собой пятиступенчатую механическую коробку передач со скользящим зацеплением и многодисковым фрикционным сцеплением сталь-сталь.

Все органы управления трансмиссией были механическими и требовали почти сверхчеловеческой силы для работы; простое переключение передач утомляло водителя. Как сообщается, кувалды и даже радист помогли водителю выбраться.

Эти проблемы усугубились позже во время войны, когда на машину была установлена ​​дополнительная броня без соответствующего увеличения мощности двигателя, а и без того перегруженная трансмиссия стала более подвержена механическим поломкам.

КВ-1 в Музее слепых в Сомюре, Франция.

Ширина гусениц КВ-1 составляла 650 мм — намного шире, чем у немецких аналогов того времени, — чтобы помочь распределить тяжелый вес танка.

В первоначальном виде КВ-1 был вооружен 76,2-мм пушкой Л-11 калибра 30,5, которая на момент ее закупки Красной Армией считалась не очень хорошим оружием. Еще до того, как СССР вступил в войну, они заменили Л-11 76,2-мм пушкой Ф-32 калибра 39.

Читать дальше Тигр Вимутье — 30 лет брошен в живой изгороди

В 1941 году КВ-1 получил еще одну модернизацию огневой мощи — 76,2-мм пушку ЗИС-5 длиной 41,6 калибра. По мере модернизации орудия танка его боекомплект уменьшился; примерно со 116 в первой модели до примерно 100 на ЗИС-5.

Задняя часть КВ-1. Обратите внимание на пулеметную установку в задней части башни. Изображение сделано в Танковом музее с помощью Morio CC BY-SA 4.0.

ЗИС-5 была версией Т-34 F-34, адаптированной для использования на КВ-1, что привело к довольно отсталому положению советского среднего танка, имеющего равную огневую мощь с их тяжелым танком. Это еще больше усугубилось, когда Т-34 получил 85-мм орудие.

На КВ-1 также устанавливались три пулемета ДТ-29 под патрон 7,62х54 мм. Один был установлен рядом с основным орудием, один находился в передней части корпуса и использовался радистом, а третий находился в задней части башни. Все пулеметы можно было снять и при необходимости использовать вне танка.

В отличие от Т-34/76, КВ-1 комплектовался радиостанцией, при этом базовая модель модернизировалась улучшенными вариантами в течение более позднего срока службы машины. Также было установлено переговорное устройство для облегчения связи между членами экипажа во время боевых действий.

Хотя нет сомнений в том, что как машина КВ-1 был отличной конструкцией, экипажу он дался очень плохо. Внутри танка было пять человек; командир, наводчик, заряжающий, радист и водитель.

Водителя разместили в центре корпуса спереди, рядом с ним втиснулся радист. Башня, однако, была ужасно спроектирована, по крайней мере, в отношении обеспечения эффективного экипажа. Наводчик сидел слева от орудия, а командир располагался справа от орудия, в передней части башни.

Единственным его специальным смотровым прибором был перископ ПТК на крыше башни, который обеспечивал лишь небольшое поле зрения. Помимо этого, у него был доступ к фиксированному перископу, выходящему за верхнюю часть башни, и смотровая щель в боковой броне башни.

Внутри башни, вид сзади, если смотреть вперед.

Помимо своей роли командира, он также должен был управлять и заряжать спаренный пулемет. Вдобавок ко всему, у него даже не было собственного люка.

Также не было корзины башни, поэтому заряжающему приходилось шаркать вокруг башни при ее повороте. Заряжающий также должен был при необходимости управлять задним пулеметом башни.

КВ-1 был модернизирован, чтобы противостоять новым угрозам, в основном в отношении его брони. Добавлена ​​дополнительная броня на лоб и борта корпуса, а также дополнительная броня на башню. Эта версия была известна как КВ-1Э («Э» от экранами — что означает «щиты» или «экраны»).

КВ-1Э в Финляндии. Обратите внимание на болты, удерживающие дополнительную броню на башне. Изображение Ричарда Аллена CC BY 2.0.

Помимо множества модификаций и производных, было изготовлено около 3250 экземпляров, пока производство не было прекращено в 1942 году. Хотя КВ-1 прослужили вплоть до конца войны, после 1943 года его количество уменьшилось, и его заменили тяжелые танки серии ИС, который использовал КВ-1 в качестве основы для проектирования.

Служба

Наиболее заметные действия КВ-1 были в начале Второй мировой войны, когда Вермахт вторгся в Советский Союз в июне 1941 года. Т-34 хорошо бронирован, очень подвижен и имеет достаточное основное вооружение для борьбы с более легкими и менее хорошо вооруженными немецкими танками.

Однако именно тяжелая броня КВ-1 делала его практически неуязвимым для немецких атак, вызывая проблемы, несоразмерные фактическому количеству машин, имевшихся на вооружении Красной Армии.

Противотанковые орудия, использовавшиеся в то время в Германии, были в основном 37-мм или 50-мм типов, которые оказались в основном бесполезными для борьбы с толстой броней КВ-1 на обычных дистанциях боя, особенно с лобовой дуги.

Снаряд застрял в броне КВ-1. Изображение Конока Тамаша CC BY-SA 3.0.

С другой стороны, большинство машин, с которыми столкнулись КВ-1, были ранними немецкими танками с небольшими орудиями и тонкой броней. Во многих случаях они буквально ничего не могли сделать против КВ-1.

Только великолепное 88-мм орудие могло надежно расправиться с толстой броней КВ-1 на обычных дистанциях боя. Более поздний PaK 40 и его танковый родственник KwK 40 также были способны вывести из строя КВ-1.

Подробнее M103 — последний тяжелый танк Америки

23 июня 1941 года одиночный КВ-1 прорвал линию фронта немцев, атаковав и уничтожив колонну немецких грузовиков. Затем эта машина оказалась на дороге, по которой немцы продвигались, что привело к значительной задержке наступления 6-й танковой дивизии, которая была авангардом 4-й танковой группы. Обстрелянный четырьмя 50-мм противотанковыми орудиями, он оказался неуязвим для их комбинированного огня и последовательно уничтожил все четыре орудия.

Экипаж КВ-1 со своим танком. К сожалению, все они погибли в бою через две недели после того, как был сделан этот снимок. 900:06 88-мм орудие было сдвинуто на позицию позади КВ-1, но не успело вступить в бой, как оно было уничтожено основным орудием танка. Ночью саперные атаки были столь же безрезультатны, и атака этого танка была возобновлена ​​на следующее утро с использованием танков, 88-мм орудий и пехотного десанта. В конце концов, КВ-1 был выведен из строя гранатами после бесчисленных попаданий противотанкового оружия, и, хотя в некоторых отчетах говорится, что экипаж сбежал, немецкая версия этого столкновения сообщает нам, что храбрый экипаж был похоронен со всеми воинскими почестями.

Есть и другие истории, похожие на эту, а также множество отчетов и изображений КВ-1, покрытых вмятинами от вражеских снарядов.

Несмотря на эти успехи, присущие КВ-1 недостатки ограничили срок службы платформы. Вес КВ-1 сильно ограничивал его подвижность, и, не имея бродильного комплекта, он ограничивался пересечением водоемов только по мостам.

КВ-1 после обрушения моста.

Ненадежность трансмиссии также была серьезной проблемой, и когда некоторые варианты были снабжены усиленной броней после того, как стала очевидной растущая эффективность немецких противотанковых средств, увеличенный вес вызвал дополнительные механические проблемы, что привело к большему количеству поломок. Еще одним фактором было то, что основная пушка КВ-1 была идентична той, что использовалась в Т-34, платформа была проще и дешевле в производстве и гораздо надежнее в эксплуатации.

Но, пожалуй, самым большим недостатком КВ-1 была неспособность экипажа эффективно им управлять. В немецких отчетах говорится, что многие были замечены бесцельно разъезжающими в бою, не реагируя ни на ситуацию, ни на окружающую среду. Вероятно, это произошло из-за того, что экипаж был перегружен работой и имел ужасную ситуационную осведомленность.

Все эти проблемы означали, что производство базового КВ-1 было прекращено в 1942 году, а последующие варианты с усиленным вооружением не рассматривались как значительное улучшение первоначальной конструкции. Его последний подарок Красной Армии был использован в качестве базовой конструкции для новой серии тяжелых танков ИС, которые должны были привести Советский Союз к победе в Берлине 19 апреля.45.

Заключение

Несмотря на множество недостатков, КВ-1 оказался большим подспорьем для Красной Армии в отчаянные первые дни операции «Барбаросса». Имея достаточную огневую мощь и невероятную прочность брони, Вермахт сражался в явно невыгодном положении в боях между танками в 1941 и 1942 годах, и только применяя превосходную тактику, они могли сражаться и уничтожать таких грозных противников.

КВ-1 десятилетиями жил в более поздних советских танках, таких как Т-10, которые были построены на разработанной им платформе.

Т-10, показанный на этом изображении, был последним из семейства ИС, которые были разработаны на основе КВ-1. Изображение Эндрю Босси CC BY-SA 2.0.

Многие КВ-1 украшают постаменты мемориалов по всей европейской части России, что свидетельствует о их безупречной службе в замедлении, а затем и остановке немецкого наступления на Москву и дальше.